- Оздоровление финансовой системы страны
- Оздоровление финансовой системы России продолжается
- Основные задачи политики оздоровления финансовой системы
- 1. Восстановление ценовой стабильности
- 2. Санация банковского сектора
- 3. Снижение рисков в финансовой системе
- Оздоровление финансовой системы: отзыв лицензии или санация?
- Приоритеты политики ЦБ на ближайшие годы
- 1.3. Государственное управление системой финансового оздоровления
Оздоровление финансовой системы страны
Объект исследования – финансовая система России
Предмет исследования – развитие финансовой системы РФ.
Цель исследования – определить пути оздоровления финансовой системы РФ.
-изучить теоретические основания финансовой деятельности государства
— провести анализ финансовой деятельности государства.
— разработать мероприятия по оздоровлению финансовой система РФ.
При написании курсовой работы использовались труды как зарубежных, так и отечественных ученых. К первым относятся Ковалев В.В., Глущенко В.В., Колб Р.У. и др.
— теоретический метод исследования при котором анализировалась литература отечественных и зарубежных ученых.
— метод сравнения при котором сравнивались финансовые системы России и западных стран.
Финансы отличаются от денег, как по содержанию, так и по выполняемым функциям. Деньги — это всеобщий эквивалент, с помощью которого прежде всего измеряются затраты труда ассоциированных производителей, а финансы же это экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.
Считается, что понятие финансовой системы является развитием общего определения — финансы. При этом, как отмечалось ранее, финансы выражают экономические общественные отношения. В теории систем и менеджменте системой называют то, что решает проблему. В качестве проблем современного общества, которые призвана решать финансовая система, можно назвать:
-недостаточные темпы развития экономики;
-диспропорции развития экономической системы;
-отставание в адаптации к изменениям на внешних товарных и финансовых рынках;
-излишнюю социальную напряженность, отрицательно влияющую на
-низкий уровень удовлетворения потребностей индивидуума.
ГЛАВА 1 ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА РФ
1.1 Функции, признаки и особенности финансов
Финансы обладают некоторыми функциями:
— распределительная (распределяет созданный продукт; с помощью этой
функции создаются фонды);
— перераспределительная (перераспределение созданного продукта, т.е. вторичное распределение между членами общества);
— регулирующая (финансы могут, как стимулировать производство, так и угнетать его);
— контрольная (благодаря финансам общество имеет возможность наблюдать все финансовые потоки в государстве для того, чтобы вовремя повлиять на тот или иной товары).
Распределительная функция. Стадия распределения начинается с распределения новой стоимости и заканчивается формированием первичных доходов (заработная плата, прибыль). Стадия перераспределения — многоступенчатый этап, на котором формируется общегосударственные фонды: госбюджет, внебюджетные фонды, страховые, банковские фонды и фонды предприятий. Распределительная функция — объективное свойство категории финансов осуществлять распределение стоимости созданного продукта в денежном выражении.
Перераспределительная стадия отличается от распределительной тем, что на этой стадии перераспределяются ранее созданные доходы.
Контрольная функция. Осуществлением соблюдения пропорций в распределительном процессе занимается контрольная функция финансов. Пропорции для разных отраслей различны и складываются при разных условиях и, следовательно, они объективны. Объектом контроля выступает распределительный процесс. Главной же контролируемой пропорцией является пропорция между фондами накопления и потребления.
В связи с развитием рыночных отношений кроме бюджетных отношений появились внебюджетные. Часть средств на проведение социально — культурных мероприятий идет через внебюджетные фонды. Таким образом, считается, что мы сокращаем бюджет, но при этом увеличивается нагрузка на предприятия, которые производят отчисления.
Появились новые моменты в теории финансов. Одним из них является стимулирующая функция финансов.
Также финансы обладают некоторыми признаками:
-финансы носят денежный характер, однако бывают ситуации, когда в финансовой системе вращаются и натуральные товары;
-финансовые отношения носят распределительный характер;
-финансовые отношения всегда связаны с формированием денежных доходов и накоплений, которые принимают форму финансовых ресурсов.
В первую очередь важно знать взаимосвязь финансов с такими экономическими категориями как цена, заработная плата, кредит. А также, в какой последовательности эти категории вступают в распределительный процесс.
Цена вступает в распределительный процесс и определяет первичные пропорции в нем. Колебания цены вокруг стоимости создают поле деятельности для финансов.
В цене заключены все структурные части стоимости, которые далее распределяются и получают свои экономические формы в виде финансовых ресурсов и фондов. В условиях жесткой централизации доля заработной платы меньше; доля же доплат к заработной плате — больше. В условиях демократии: заработная плата — основная, а дополнительные выплаты значительно меньше. У нас есть общественно необходимые и индивидуальные затраты. Разница между ними выливается в прибыль. Цена подготавливает условия для функционирования финансов. Либо средства накапливаются у предприятия, но тогда увеличиваются суммы налогов, либо общественный продукт разрастается, что приводит к высвобождению ресурсов, которые перемещаются в отрасли с наиболее высокой нормой прибыли.
Источник
Оздоровление финансовой системы России продолжается
Владимир Путин в ходе очередной ежегодной пресс-конференциивысказался в поддержку линии Центробанка, направленной на комплексное оздоровление российской финансовой системы. По словам главы государства, правительство и экспертное сообщество одобряют ряд мер, предложенных и реализуемых ЦБ с целью восстановления стабильности в секторе.
Основные задачи политики оздоровления финансовой системы
По словам председателя Центрального Банка РФ Эльвиры Набиуллиной, в условиях сложившейся нестандартной ситуации необходимо решить три основных задачи: установить стабильные цены, укрепить банковский сектор и предотвратить накопление рисков в финансовой сфере.
1. Восстановление ценовой стабильности
В рамках решения задачи нужно добиться постепенного снижения уровня инфляции в ближайшие 3 года до 4%, а затем удерживать данный показатель столько, сколько потребуется для качественной реструктуризации отечественной экономики и адаптации ценового баланса.
Меры по решению вопроса необходимо предпринимать параллельно с действиями по перестройке на инфляционное таргетирование, которое видится Центробанку более продуктивным, нежели традиционная политика, направленная на снижение инфляции. Такой режим позволит добиться предсказуемой обстановки и устойчивости ценообразования.
2. Санация банковского сектора
Для решения этой проблемы требуется совершенствовать инструменты регулирования банковской системы, основываясь на принятых мировых стандартах и нормах в этой сфере. Набиуллина заявила, что средством для выполнения задачи являются последовательные и своевременные методы надзорного контроля за деятельностью частных банков.
3. Снижение рисков в финансовой системе
Особое внимание планируется уделять предотвращению появления проблемных областей и колебаний в отдельных сегментах рынка, к примеру, в секторе потребительского кредитования.
Ключевыми задачами текущей политики также выступают создание общенациональной платежной системы и становление Центробанка в роли полноценного комплексного мегарегулятора.
Оздоровление финансовой системы: отзыв лицензии или санация?
Процесс отзыва лицензий у сотен российских банков продолжается уже более 10 лет. Несмотря на фоновый режим принимаемых мер, общее число банков в РФ с 2003 года по 2016 сократилось почти в 2 раза. По данным исследования специалистов Райффайзен банка, в 2016 году каждый месяц лицензии на осуществление банковской деятельности теряли около 10 организаций, тогда как в 2013 году этот показатель не дотягивал до цифры 3. В 2015 году количество банков уменьшилось на 101, превысив результат 2014 года на 12 позиций. Если такие темпы сохранятся до конца 2017 года, то в России к этому моменту останется 400-450 банковских организаций.
Лицензии отзывают только у тех компаний, в деятельности которых были выявлены серьезные нарушения (обслуживание криминальной или теневой экономики) или серьезные материальные проблемы.
Санацию применяют в качестве альтернативного решения при наличии трех условий:
- Банк представляет собой системно значимую единицу, и прекращение его деятельности может повлечь проблемы на региональном уровне. При этом никаких поблажек не предусмотрено – даже наоборот: за крупными банками осуществляет надзор отдельное подразделение ЦБ.
- Для санации должны иметься экономические обоснования: средства для ее проведения должны быть сопоставимы с объемом застрахованных выплат. Это условие не дает собственникам некачественно управлять бизнесом, надеясь на всепрощающую политику государства.
- Банк не должен быть вовлечен в обслуживание криминальных кругов и нелегальной экономики.
Приоритеты политики ЦБ на ближайшие годы
Оздоровление финансовой системы России производится в нескольких направлениях, и приоритетными вопросами, которые Центробанк планирует решить в ближайшие 2-3 года, являются:
- Предотвращение подделок финансовой отчетности путем принятия соответствующего закона об уголовной ответственности за это;
- Регулирование практики кредитования банками учредителей и акционеров;
- Защита вкладчиков посредством борьбы с «ростовщическими» процентными ставками путем ограничения полной стоимости кредита государством;
- Внедрение продвинутых методов риск-менеджмента;
- Использование методик экспресс-оценки банковских организаций на скрытые вклады.
Центробанк рассчитывает закончить с «хирургическими» методами в ближайшие пару лет, чтобы перейти на профилактические меры при первых признаках восстановления стабильности в финансовой сфере. Тем не менее, практика с 2014 года показала, что зачастую «терапия» не в силах справиться с ситуацией, поэтому руководство Центробанка готово к кардинальным переменам обстановки.
Источник
1.3. Государственное управление системой финансового оздоровления
Известно много инструментов государственного регулирования экономики. Условно их множество можно разделить на две группы:
1) методы прямого регулирования — налогообложение, предоставление льгот, субвенций, целевой помощи регионам и отраслям, гарантий, госзаказа, протекционизм (по отношению к отечественным товаропроизводителям), осуществление целевых программ социально-экономической направленности и пр.;
2) методы нормативного воздействия — законотворчество в экономической сфере как способ установления норм взаимодействия хозяйствующих субъектов, межбюджетное взаимодействие центра, субъектов Федерации и муниципальных образований, формирование отношений, связанных с управлением собственностью. С одной стороны, это акционеры должника, которые ослабили контроль за деятельностью наемного работника — менеджера, систематически не выполняли требований к организации данных отношений, диктуемых рынком и условиями переходного периода. Возможно, данные отношения с позиций эффективного собственника выстраивались неграмотно. По существу, они характерны для нижнего уровня управления экономикой (уровня менеджмента), на котором в российских условиях большая часть противоречий разрешается на практике. С другой стороны, это отношения с кредиторами, предоставившими дополнительные ресурсы для развития хозяйствующего субъекта.
Рис. 1.5. Регулирование отношений хозяйствующего субъекта при помощи Закона о банкротстве
При низкоэффективном механизме государственных гарантий ответственность за реализацию сделки (в том числе в форме кредитного договора) возлагается на ее участников. Так, устанавливаемая названным Законом норма антикризисного управления, по сути, возлагает ответственности за все риски на кредитора. Схема влияния государственных гарантий (норм данного Закона) на предпринимательский риск в инвестиционных решениях приведена на рис. 1.6.
Рис. 1.6. Влияние государственных гарантий (норм Закона о банкротстве) на предпринимательский риск в инвестиционных решениях
Как мы видим, констатируется, что собственник ресурса несет повышенный риск его применения. Такая позиция негативно влияет на поведение инвесторов (как отечественных, так и зарубежных). Неурегулированность подобных отношений, их природа не позволяют разрешить противоречия только на уровне хозяйствующего субъекта. Недостатки норм государственного регулирования отношений, устанавливаемых указанным Законом, порождают проблему другого уровня — неупорядоченность отношений при работе предприятий в кризисном режиме, что осложняет регулирование инвестиционных процессов на уровне национальной экономики.
Рис. 1.7. Зоны регулирования инвестиционных отношений согласно Закону о банкротстве
Реализованный в Законе о банкротстве подход к регулированию всех видов отношений хозяйствующего субъекта, основанный на саморегулировании горизонтальных хозяйственных связей, не дает возможности преодолеть проблему санации элементов хозяйственной системы (изъятия их из системы). Такое положение ведет к усугублению проблем реструктуризации российской экономики и обострению социальной напряженности. В нашем случае эта проблема решается путем организации инвестиционных процессов, формирования хорошего инвестиционного климата на уровне национальной экономики.
Особая роль среди множества методов государственного регулирования экономики принадлежит методам программно-целевого управления. На их базе проводятся структурные преобразования экономики. Речь идет о целевом формировании прежде всего инфраструктурных компонентов рыночной экономики. При этом ключевой сферой является информационная сфера, играющая решающую роль в государственном управлении экономикой, в частности в реализации такой управленческой функции, как контроль. Однако развитие государственной статистики только посредством расширения системы показателей невозможно в силу признания на рынке такой категории, как коммерческая тайна хозяйствующего субъекта. Более того, в целях обеспечения объективности необходимо формирование альтернативных информационных источников.
В задачи организации информационного обеспечения антикризисного управления, официально возложенные на ФСФО России, входит, в частности, создание системы объективной информации.
Данной Федеральной службе предоставлено право учреждать и другие печатные издания, участвовать в создании и деятельности некоммерческих организаций, необходимых для выполнения ее функций.
Отметим, что проблема получения достоверной информации решается ФСФО России с помощью экспертных и совещательных органов, посредством привлечения специалистов для экспертиз и консультаций.
Иными словами, ФСФО России предоставлено право самостоятельного решения практически всех вопросов формирования информационной системы антикризисного управления.
Другой проблемой государственного регулирования финансового оздоровления хозяйствующих субъектов, решаемой программно-целевыми методами, является реструктуризация предприятий. При этом предусматривается прямое государственное вмешательство, что предполагает, с одной стороны, предоставление конкретному государственному органу права решения проблем данного типа, а с другой — обеспечение выбранного органа ресурсами для такой деятельности. Для достижения данных целей на ФСФО России возложена функция подготовки государственных решений. Так, ФСФО России:
? принимает участие в формировании и реализации федеральных и межгосударственных программ, предусматривающих мероприятия поре-структуризации и финансовому оздоровлению неплатежеспособных организаций;
? разрабатывает с участием иных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Федерации мероприятия по реструктуризации и финансовому оздоровлению неплатежеспособных организаций, имеющих определяющее значение для экономики страны, и участвует в их реализации;
? ведет учет и анализ платежеспособности крупных, а также экономически или социально значимых организаций, представляет предложения по финансовому оздоровлению указанных организаций в Правительство РФ;
? организует привлечение необходимых финансовых средств для реализации мероприятий по реструктуризации и финансовому оздоровлению неплатежеспособных организаций, в том числе зарубежных инвестиций;
? участвует в рассмотрении вопросов о предоставлении государственной финансовой поддержки неплатежеспособным организациям и согласовывает проекты решений Правительства РФ по этим вопросам.
Принятие решений поданным вопросам оставлено за другими органами государственного регулирования.
Важнейшей функцией ФСФО России является формирование корпуса арбитражных управляющих и управление им. В этих целях Федеральная служба:
? организует деятельность межведомственных балансовых комиссии, подбор и подготовку специалистов по антикризисному управлению для неплатежеспособных предприятий, разрабатывает и (или) утверждает соответствующие квалификационные требования и программы обучения;
? утверждает требования, предъявляемые к физическим лицам, осуществляющим деятельность в качестве арбитражных управляющих, проводит лицензирование их деятельности;
? ведет списки лиц, получивших лицензию арбитражного управляющего и прошедших регистрацию в арбитражных судах;
? представляет по запросу арбитражного суда кандидатуру арбитражного управляющего, в том числе в случаях, установленных законом, из числа сотрудников Службы.
Более того, ФСФО России предоставлено право выдавать и отзывать лицензии арбитражных управляющих, осуществлять контроль за их деятельностью, т.е.
Данные права (как и обязанности) предполагают следующие действия ФСФО России:
? утверждение методических указаний по проведению экспертизы финансового состояния неплатежеспособных организаций, ведение учета юридических и физических лиц, занимающихся деятельностью, связанной с проведением такой экспертизы;
? осуществление в установленном порядке контроля за соблюдением организациями-должниками принятой законодательством Российской Федерации дисциплины платежей и расчетов;
? проведение анализа финансового состояния организаций-должников и принятие решения о признании их неплатежеспособными, определение порядка ведения учета неплатежеспособных организаций и ведение такого учета;
? оформление заключений по вопросам, связанным с определением несостоятельности (банкротства) и финансовым оздоровлением организаций, в том числе по вопросам о платежеспособности организаций, наличии признаков фиктивного или преднамеренного банкротства, реальной возможности восстановления платежеспособности организации должника, обязательствах, связанных с особенностями банкротства отдельных категорий должников — юридических лиц, планах финансового оздоровления организации-должника, возможных последствиях обращения взыскания на имущество должника и целесообразности возбуждения в арбитражном суде производства по делу о его несостоятельности (банкротстве), результатах независимой оценки рыночной стоимости имущества акционерных обществ — должников.
Таким образом, за ФСФО России закреплены функции реализации технологии финансового оздоровления предприятий.
Функции государственного регулирования системы финансового оздоровления, выполняемые ФСФО России, приведены на рис. 1.8.
Возложение на этот государственный орган ответственности за финансовое здоровье предприятий подкреплено соответствующей организацией ее работы на местах.
Для более тесного взаимодействия с местными органами исполнительной власти и выполнения возложенных на нее функций ФСФО России создала организационно-штатную структуру, представленную на рис.
Рис. 1.8. Функции государственного регулирования системы финансового оздоровления, выполняемые ФСФО России
Рис. 1.9. Организационно-штатная структура ФСФО России
Рассмотренные структурные и функциональные возможности ФСФО России дополняются правами в отношении оперативной деятельности. Так, ФСФО России имеет право:
? осуществлять от имени Российской Федерации предусмотренные законодательством Российской Федерации процессуальные права при рассмотрении судами и арбитражными судами дел, связанных с применением законодательства о несостоятельности (банкротстве);
? издавать в пределах своей компетенции нормативные и иные правовые акты, в том числе обязательные разъяснения по реализации процедур банкротства;
? запрашивать в установленном порядке у федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации и различных организаций информацию, необходимую для выполнения возложенных на нее задач;
? проводить проверки финансово-хозяйственной деятельности неплатежеспособных организаций, инициировать проведение этих проверок соответствующими контролирующими органами и участвовать в их проведении, а также назначать в случаях и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации, проведение аудиторских проверок;
? создавать экспертные и совещательные коллегиальные органы;
? создавать, реорганизовывать и ликвидировать учреждения;
? участвовать в создании и деятельности некоммерческих организаций, необходимых для выполнения функций и задач Федеральной службы;
? заключать в установленном порядке соглашения с государственными органами зарубежных стран, неправительственными и международными организациями, осуществляющими деятельность в сферах, отнесенных к компетенции Федеральной службы;
? привлекать для проведения экспертиз и консультаций специалистов других органов исполнительной власти и организаций, в том числе иностранных;
? учреждать в установленном порядке печатные издания, необходимые для выполнения функций и задач Федеральной службы.
Порядок организации работы ФСФО России с предприятиями в индивидуальном режиме и режиме мониторинга приведен на рис. 1.10.
Источник