Ожерелье (город)
Население — 10,5 тыс. жителей (2010).
Город расположен в 10 км к югу от Каширы и в 118 км к югу от Москвы. Железнодорожный узел (станция Ожерелье) (с 1930; линии Москва—Саратов и Москва—Донбасс). Рядом с городом проходит Каширское шоссе (Трасса Дон М-4) проезд к городу по трассе Р-114.
Содержание
История
Упоминается с 1578 года как деревня Ожерелье. Об этой деревне, расположившейся в давние времена на речке Воронке, в 10 верстах от нынешней Каширы, существует легенда, будто ее основали разбежавшиеся от татарского погрома в 1571 г. и уцелевшие после него жители Каширы и окрестных селений. А названа она так красиво потому, что якобы Екатерина II, проезжая в Крым, потеряла здесь свое ожерелье.
В действительности д. Ожерельево получила свое название еще до 1571 г. по фамилии своего первого владельца Ожерельева, а фамилия его в свою очередь произошла от отчества Ожерельевич, отчество же — от прозвища. Причем фамилия Ожерельев не единична в Каширском крае. Она встречается среди владельцев других каширских деревень. А деревни с названием Ожерельево есть не только в Каширском уезде, но и в других уездах Тульской губернии, где не терялись ожерелья каких-либо знатных персон.
Что касается перехода названия Ожерельево в Ожерелье, то оно, по всей вероятности, произошло в связи с сокращением звуков в составе слова, что нередко происходит в просторечье. Например, вместо Барабаново — Сарабново, Булгаково — Бугаково, Колотово — Колтово, речка Коломенка — Колменка т. д. Доводом в пользу того, что Ожерельево появилось на свет не после 1571 г., а задолго до него, служат названия урочищ вокруг него — Жукова, Долгинова, Коптева, Марыгина, Булгакова: они даны по фамилии тех дворян, каким принадлежали эти земли еще до 1571 г., т. е. до татарского погрома.
В 1900 году через город прошла железнодорожная линия. В 1934 году на станции Ожерелье было начато строительство крупного паровозного депо, ориентированного на эксплуатацию и ремонт мощных паровозов серии ФД. Статус города — с 1958 года.
Экономика
Основные предприятия города: локомотивное депо Ожерелье, вагонное депо и другие предприятия железнодорожного транспорта; кирпичный завод, хлебозавод (в данное время находится в нерабочем состоянии); близ города — птицефабрика, также у соседней платформы Тесна комбикормовый завод
Источник
Ожерелье: город постсоветской печали с романтичным названием
Многие из тех, кто когда-либо отправлялся от Павелецкого вокзала на поездах дальнего следования в сторону русских Югов (Новороссийск, Краснодар, Адлер, да и Воронеж с Липецком туда же), наверняка помнят первую остановку от Москвы с романтичным названием «Ожерелье». Для большинства поездов, если не для всех, Ожерелье — техническая стоянка. Выйти покурить не выйдет, не говоря уже о каком-либо быстром исследовании привокзальной части. Города? Или посёлка? Или микрорайона? Да что вообще такое это ваше Ожерелье?
Вопрос субъектности.
В этом вопросе, на самом деле, тоже есть своя доля неопределённости. Формально с 2015-го года Ожерелье входит в состав города Кашира на правах микрорайона. Фактически же, с точки зрения инфраструктуры и, прости Господи, ментальности, город существует отдельно. И, если Кашира, вместе с поглощённым ею городом Кагановичем (Новокаширском) образуют относительно единый аграрно-промышленный кластер, то отстоящий от них на добрый десяток километров Ожерелье живёт большей частью железной дорогой . Именно здесь Павелецкое направление разделяется надвое — на ветку на Тамбов и Саратов (и дальше в Среднюю Азию) и на ветку в сторону Новомосковска, Липецка, Воронежа. И так далее до самого Сухуми.
Так всё же почему «Ожерелье»?
Есть две основные версии происхождения названия Ожерелья. Первая гласит , что некогда крупное торговое село, из которого вырос город, получило своё название благодаря императрице Екатерине II Великой. Императрица, согласно этой версии, проезжала через эти места, направляясь «с рабочим визитом» на юг, в недавно покорённый Крым, и обронила где-то тут своё ожерельице .
Вторая версия куда проще. Она утверждает, что Ожерелье, как и десятки других городов и посёлков Великой и Необъятной, получило своё название в честь помещичьего рода Ожерельевых , владевших этими землями как минимум в XVIII веке. Это роднит бывшую деревню Ожерельево по части топонимики, с такими городами, как Голицино, Куровское, Кольчугино и так далее.
Малоэтажная провинция
Своё знакомство с Ожерельем я начал, что логично, с железнодорожной станции, прибыв со стороны Венёва на рельсовом автобусе РА2 (красненький вагончик на дальнем плане). Вокзальное здание в Ожерелье хоть и дореволюционное , но практически не сохранило декора ни снаружи, ни внутри.
Ядро Ожерелья — это сталинские рабочие домики на 2-3 этажа как послевоенной, так и довоенной постройки. По кварталам двухэтажек неравномерно распределён местный малый бизнес. Дизайн-кодом, как водится, и не пахнет.
Встречаются и интересные образцы, например, вот этот домишко примерно 1937-39 годов. Хотя, конечно, ни о какой уникальности тут речи не идёт.
Большая часть городка, конечно, послевоенная и довольно типовая .
Со скромностью жилой застройки контрастирует мощный сталинский Дом Культуры, впрочем, с высокой долей вероятности также типовой. На сайте ДК год постройки указан как 1953-й . То есть построили его ещё до того, как посёлок Ожерелье стал городом (а случилось это в 1958-м). И это, конечно, не может не удивлять. Для поселкового ДК ожерельевский более чем огромен.
Кстати, перед ДК ещё в 2000-х был памятник Ленину — обязательный атрибут сонных постсоветских городков. Но недавно его благополучно сняли. Что же, дорогие наши декоммунизаторы? Где же европейская городская среда в Ожерелье? Где рывок вперёд? Где велодорожки? Или не весь совок ещё изгнан?) Впрочем, это всё лирика.
Собственно, на момент моего визита (июнь минувшего года) работы по реставрации Дома кульутры всё ещё проводились. Вот уж не знаю, кому в голову пришло красить ДК в розово-поросячий , когда дома одного с ним периода преимущественно желтоватые, рыжеватые и белёсые. Ну да ладно.
За площадью атмосфера застывания во времени продолжает сгущаться и многократно усиливаться. На смену двухэтажкам приходят до невозможности приевшиеся позднесоветские пятиэтажки из силикатного кирпича.
Неочевидная, но символичная достопримечательность Ожерелья — большая авангардная композиция с серпом и молотом на пересечении Советской и Гвардейской улиц.
Ну и напоследок пара бюстов советского перода возле местной 1-й школы-гимназии. Выбор двух классиков тоже вполне в духе сталинской эпохи — вторым номером к Александру Пушкину пристроен Максим Горький.
Кстати, что, на мой взгляд, довольно комично, на Яндекс.панорамах лица обоих классиков «замазаны» в соответствии с правилами приватности . Не сказать, чтобы это был важный штрих в общей картине Ожерелья, но смотрится это как минимум весело.
В сухом остатке
Несомненно, в некоторой степени Ожерелье находится в тени своего административного центра . Основная Кашира богаче, живее, в разы больше и интереснее. Она привлекательнее не только для заезжего туриста, но и элементарно для жизни. Чего уж там, даже бывший Новокаширск, а ныне микрорайон Кашира-2 живее и интереснее.
Ожерелье — сонное царство , не слишком ухоженное по меркам Московской области (вы наверняка обратили внимание на состояние фасадов двухэтажек). Определённой эстетики городу-микрорайону добавляет масштабное озеленение , явно оставшееся с советских времён, однако то, что непосредсвтенно создано человеком, в 99% случаев выглядит довольно печально. Автору не известно доподлинно, является ли это запустение прямым следствием утраты городом субъектности и перетеканием всех ресурсов в Большую Каширу (хотя похожие прецеденты были, вспомнить только Железнодорожный и Балашиху, его «захватившую»), или же оно существует здесь со времён Екатерины. Факт остаётся фактом. Самое романтичное из имеющегося в Ожерелье — это его название. Это ни коим образом не унижает сам город и/или его жителей, но неплохо отражает сложившуюся здесь действительность.
Источник
st_tsourkan
ЖЗЛ: из жизни искателя приключений
Заметки фотопутешественника
В один из субботних мартовских дней (2007) направил я стопы свои по маршруту Москва — Ожерелье — Венёв — Москва. День был пасмурный, но тихий и, главное, без осадков. Весна уже прочно заняла свою позицию — всё таяло, больше холодов не предвиделось. Очень люблю такую погоду — всё просыпается от зимы, тепло, наконец-то, руки не мёрзнут, когда снимаешь без перчаток. В воздухе уже стал появляться запах весны. Несильный, но уже был.
Изначально я хотел поехать в Серебряные пруды и Венёв, тем более, что они практически одинаково отдалены от Москвы, но, к моему разочарованию и вопреки моим ожиданиям, между этими райцентрами никакого транспорта напрямую не идёт.
Народу в электричке было на удивление мало, несмотря на то, что была суббота. Дачники! Ау? Где вы? Не декабрь месяц на дворе 🙂
По пути в Ожерелье были такие города как Ступино и Кашира, куда я давно собирался. Тогда для меня они были ещё чем-то неизведанным. Но спустя пару недель тайна неизведанности была развеяна:
1. http://st-tsourkan.livejournal.com/5870.html — Кашира
2. http://st-tsourkan.livejournal.com/5411.html — развалины больницы МПС в Кашире.
1. Ст. Ожерелье (вид в сторону Москвы).
А мы с вами тем временем прибываем в Ожерелье — тихий небольшой городок на юге Московской области.
В Википедии про него говорится следующее:
Ожере́лье — город (с 1958) в Российской Федерации, в Каширском районе Московской области.
Население — 10,5 тыс. жителей (2009).
Город расположен в 10 км к югу от Каширы и в 124 км к югу от Москвы. Железнодорожный узел (станция Ожерелье) (с 1930; линии Москва—Саратов и Москва—Донбасс). Также через город проходит Каширское шоссе.
Упоминается с 1578 года как деревня Ожерелье. В 1900 через город прошла железнодорожная линия. В 1934 году на станции Ожерелье было начато строительство крупного паровозного депо, ориентированного на эксплуатацию и ремонт мощных паровозов серии ФД. Статус города — с 1958.
Основные предприятия города: локомотивное депо Ожерелье и другие предприятия железнодорожного транспорта; кирпичный, комбикормовый заводы; близ города — птицефабрика.
Да, станция Ожерелье — настоящее железнодорожное царство. Путей, стрелок, проводов — немерено. Где-то в интернете читал, что мост через пути имеет длину порядка 900 м и что в один из Дней милиции по мосту сотрудники милиции устраивали забег. Мол, соревнование такое. Конечно, про забег я сильно сомневаюсь, тем более что гугление на эту тему ничего интересного не принесло. А вот по поводу длины порядка 900 м — это уже более-менее похоже на правду. Путей на станции не один десяток (сколько именно — не считал, в следующий раз посчитаю).
2. Ст. Ожерелье. Вид в сторону Узуново (на юг).
Вот тут: http://forum.tr.ru/read.php?7,722846,755199 говорится, что после постройки участка Узуново — Рыбное участок Ожерелье — Узуново был переведён на постоянный ток. Как я понимаю, раньше станцией смены тока была Ожерелье. Видать, неспроста тут был устроен крупный ж/д узел (если я, конечно, всё правильно понимаю).
Если кто владеет информацией по этой теме — пишите, мне будет интересно. Заранее спасибо 🙂
3. Вид в сторону Узуново.
Вдалеке справа располагается так называемый Московский парк. Туда я не спускался, но, как я понимаю, оттуда отправляются электрички на Узуново.
4. Некоторые пути разобраны.
5. Может, это начало Великой Реконструкции, которую РЖД задумало учинить на ст. Ожерелье?
6. Одно из зданий вокзала. Судя по всему, зал ожидание. Рядом — второе.
7. Второе здание. Постарше и покрасивее.
8. Каширский двор есть и в Ожерелье. Справа — угол здания ж/д вокзала.
9. А вот и собственно Ожерелье.
Это где-то в районе ул. Пионерской. Давно я там был, не помню точно, где что снимал 🙂 Такие дома здесь — одни из самых высоких. На других улицах также сохранились и старые двух-, трёхэтажные домики.
Гораздо приятнее видеть это из окна, чем шумое шоссе, на котором вечно пробки.
11. Сбербанк вездесущ: и в степи, и в поле 🙂
Как заметил kandakov_ivan , слева на фото — припарковалась инкассация :))
12. По-моему, Гвардейская ул. Так выглядит большинство улиц города.
13. Каллиграфия на остановочных трафаретах. Буквы в словах «ул. Ленина» разные — неужто от руки кто-то выводил?
Конечно, с автобусами тут негусто, но, глядя на такие трафареты, ждать его наверно интереснее 🙂
14. Юго-западная окраина города. Тишина бросается в уши.
15. Поворот на Ожерелье.
16. Монумент на повороте. Мозаика многое говорит о том, чем живёт город.
Кстати, обратите внимание на бело-жёлтую кафельную плитку у основания монумента — интересный артефакт советских времён (впрочем, как и сам монумент).
17. ЛЭП по-ожерельевски. Монументально. Где-то в районе Луговой и Полевой улиц.
Я, конечно, видел одиночные деревянные столбы, прикрученные проволокой к бетонным столбикам, врытым в землю. Но вот чтобы такая конструкция — вижу впервые 🙂 ЛЭП из дерева — новое слово в науке и технике 🙂
18. Ожерелье строится. Приятно видеть, что возводятся новые дома.
19. Красивые тут домики.
20. Тишина да покой. Где-то в районе Гвардейской, Клубной ул. Вид, по-моему, на север.
23. Серп и молот (Гвардейская ул.) Даже больше, чем в Зарайске (фото).
24. То ли дом культуры, то ли городская или районная админисрация.
25. Столько дыма от тепловоза я видел только в кино в старых фильмах. Интересно, чем топят? Углём?
26. Ж/д-шное здание с эркером. Выглядит интересно. Правда, я бы сделал эркер от самого низа. А то глядишь на него и такое чувство, что он сейчас отвалится 🙂
27. Где-то в районе ж/д развилки (вид на север). Да, Ожерелье — железнодорожное царство! 🙂
28. А вот и Д1 на Узловую.
Честно говоря, изначально я не задумывался над тем, какая линия на Узловую (электрифицированная или нет), поэтому появление дизель-поезда, да ещё и такого интересного, вызвало у меня приятное удивление. В Википедии про эти поезда было сказано, что выпускались они до 1982 года, сначала в Венгрии, потом где-то ещё (вроде, в Румынии).
29. Д1 481-1. Симпатичная мордашка. Мне даже как-то больше нравится, чем РА1.
30. Головной вагон. Женщина справа, судя по всему, апплодирует (её радость можно понять — на Узловую ходит всего 4 пары таких поездов в день) 🙂
31. Стёкол в дверях уже нет. Хорошо, что хоть в вагонах остались.
32. Внутренне убранство вагона.
Поезд оставил очень приятное впечатление, несмотря на то, что это разработка полувековой давности. Да, снаружи, конечно, не из золота, но некоторый шарм в его старости, пошарпанности и отсутствии стёкол всё же есть. Похожие сиденья были в одном из выпусков мультика «Ну, погоди!» 🙂
Красиво, но всё же жестковато. Стоит отметить, что планировка вагона — 3+2. Проход меж сиденьями ненамного, но всё же шире.
33. В отличие от электричек, здесь ровный потолок. Лично мне он нравится больше. И светильники интересные. Светят тускловато, но вполне достаточно.
Ход у поезда плавный, без рывков. Разгон не особо быстрый — мощность дизеля около 780 л. с. (по материалам Википедии). Скорость была примерно 40-50 км/ч навскидку.
В кассе в Ожерелье билет продавать не стали, сказав, что в поезде разъездные кассиры. Хочу отметить, что вполне рациональное решение. Платили практически все! Даже молодёжь, сидящая слева (на фото) тоже платила, причём, не абы как, до, скажем следующей станции, а дотуда, докуда ехали. Никакой беготни от контролёров, практически никаких безбилетников. Конечно, по низким платформам не побегаешь (на участке Ожерелье — Венёв все платформы низкие; как дальше — не знаю).
РЖД всё плачет об якобы убыточности пригородных перевозок, что всё так плохо. Кто мешает запустить таких контролёров везде? Аналогично эксперименту, который решили сделать октябрята на участке Москва-Тверь?
Вот мы приехали в Венёв. Я продолжаю свой путь, а Д1 уезжает дальше, в Узловую. Неэлектрифицированные станции смотрятся как-то свободнее и воздушнее что ли. Нет этих мешающих проводов, в которых вечно путается взгляд.
Про Венёв расскажу позже, как только фотки подготовлю. А мой небольшой рассказ про Ожерелье подходит к своему логическому завершению. Ловите меня в Венёве 😉
Источник