Ожидаемые результаты от экскурсий по городу

Проект «Виртуальная экскурсия»
проект на тему

Проект позволяет приобщить воспитанников к культуре и истории родного края

Скачать:

Вложение Размер
virtualnaya_ekskursiya.pptx 2.84 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

КГБОУ «Назаровский детский дом №1 для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Проект «Познавая мир, познаём себя» посвящается 50 — летию родного города 2011 год

Авторский коллектив Авторы проекта — воспитанники группы «Фантазёры» и «Девчата»: Исаев Иван, Миллер Артур, Федотко Клава. Консультанты: Романова О.В., Мацнева Т.А. Участники проекта: воспитанники детского дома. Срок реализации: май 2011 год.

Направление деятельности: Формирование гражданской позиции и патриотизма

Актуальность: Приобщение к культуре и истории родного края является не только связующим звеном для развития взаимопонимания между поколениями, но и даёт возможность для развития способностей личности. Многообразие окружающего мира объединяется понятием «наследие». Нынешнее поколение это носители традиций, культуры, одновременно и хранители ценностей культуры. Благодаря знакомству с историческими памятниками и судьбами земляков формируется представление об истории и жизни своего края. Это в свою очередь позволяет оценить свою значимость во времени, определить своё место в жизненном пространстве, рассмотреть свои жизненные перспективы.

ЦЕЛЬ: Создание виртуальной обзорной экскурсии, дающей общее представление о городе и о его достопримечательностях. ЗАДАЧИ: Освоить компьютерные программы, позволяющие составлять фрагменты, объединяющие сопроводительный текст, фотографии и схемы. Через создание экскурсии побуждать к изучению культурно исторического наследия, Развивать творческие способности воспитанников, вовлекая их в различные виды деятельности. Представить проект виртуальной экскурсии на краевой творческий конкурс электронных проектов и презентаций «Виртуальная экскурсия по родному краю».

Что такое образовательная экскурсия? О пределяющая черта экскурсии – непосредственное соприкосновение с миром через активное путешествие по нему . И.М.Гревс (историк и краевед начала xx века) Через погружение в исторические события, встречи с людьми, историческими объектами, культурным наследием воспитывается личность, появляется чувство Родины, а это «…основа на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества» (Д.Лихачёв).

Почему виртуальная экскурсия? Использование компьютерных программ и возможностей Интернет. Значительно больше времени для работы. Имеющиеся фото и видео материалы, а также карты, планы, тексты путеводителей переводятся в компьютерную форму. Возможность ознакомления с культурно историческими объектами малой Родины, большего количества детей.

Организационный этап Создание творческой группы воспитанников, заинтересованных в изучении культурно-исторического наследия г.Назарово; определение тему экскурсии; знакомство с основами экскурсионного дела; знакомство с программами: Microsoft Office Word, Microsoft Power Point, Windows Movie Maker .

Исследовательский Этап: подбор материалов и отбор объектов на которых будет построена экскурсия; составление экскурсионного маршрута; обработка ранее собранного материала, в том числе фото и видео; работа над содержанием экскурсии, её основной частью ; э кскурсия в музейновыставоч — н ый центр и посещение выставки «Свет пришёл в мир»

Основной этап 1 часть : Составление компьютерной экскурсии на основе готового экскурсионного и краеведческого материала с использованием фото и видео материалов и Интернет; подготовка контрольного текста экскурсии; презентация виртуальной экскурсии. 2 часть: съёмки видеосюжетов по плану экскурсии. озвучивание видеоролика; к омпоновка и озвучивание видео- ролика.

Ресурсы Фото и видео материалы, собранные участниками краевых интенсивных школ, в том числе исследовательские материалы; Центральная городская библиотека; Музейно-выставочный центр; СМИ:ООО «Пирамида», газета «Советское Причулымье». Интернет, компьютерный кружок «Мой компьютер», «Путеводитель по городу Назарово» (ЦГБ)

Ожидаемые результаты Создана виртуальная обзорная экскурсия, посвящённая 50 — летию города и представлена на краевом конкурсе; н аучились пользоваться компьютерными программами для компоновки материала; у знали новые интересные факты из истории и жизни своей малой Родины; р асширили кругозор других воспитанников через ознакомление с результатами реализации проекта. и спользуем наработанный материал на уроках НРК, создание экспозиций будущего музея детского дома и стендов; Публикация эссе-рассуждений «Город в котором я живу» в издании «Советского Причулымья »

Спасибо за внимание

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предлагается рекомендация к проведению внеклассного мероприятия.Устный журнал.ЦОР Виртуальная экскурсия по Красной Книге РТ».

Конспект урока- экскурсии по развитию речи в 3 классе специальной коррекционной школы VIII вида, по теме: «Экскурсия в парк. Сезонные изменения в природе с наступлением осени». В предложенном примерно.

«Начальная школа XXI века», 3 класс.

Тема: В зоопарке. Лексика по теме «Животные, обитающие в зоопарке». Монологическая речь по теме «He/She can(can’t)», «I have got».Цели:Образовательные: активизировать лексический материал по тем.

Экскурсия в посёлок Гузерипль поможет детям проявить интерес к истории родины, национальной культуре, открыть для себя новые ценности, дети лучше узнают друг друга. Краеведение является од.

Примеры экскурсий по окружающему миру («ПРИРОДА И МЫ» ; Экскурсия в парниково-тепличное хозяйство городской организации «Зеленстрой» (зима)) помогут молодым учителм и студентам при подг.

Укучыларны үсемлекләрдәге көзге үзгәрешлр, яфраклардагы көзен төсләр төрлелеген күререгә өйрәтү.Яфраклы һәм ылыслы агачларга аңлатма бирүТуган ягыбызда үсүче агачлар белән танышуУкучыларда ихтибарлылы.

Источник

Конспект экскурсии «Главные улицы города»

Елена Кочнева
Конспект экскурсии «Главные улицы города»

Экскурсия «Главные улицы города»

Цель: Знакомить детей с историей улиц родного города. Обогащать словарный запас,формировать коммуникативные навыки.

1. Познакомить детей с главными,близлежащими улицами г. Ростова-на- Дону. их историей.

2. Воспитывать умение внимательно слушать,вступать в диалог,получать эмоциональный отклик от увиденного.

3. Формировать основы патриотических чувств

4. Воспитывать чувство любви и гордостиза свой город.

5. Закрепление правил дорожного движения.

1. Ребята узнают историю возникновения улиц родного города.

2. Смогут рассказывать о главных улицах города.

3. Проявят интерес к родному городу,гордость за саой город.

4. Развивается инициатива,активность, самостоятельность.

Предварительная работа: 1. Рассматривание карты,нахождение на ней нашего города.

2. Рассматривание фотографий города (старых и современных)

3. Беседа родителей с детьми об улицах,на которых они живут.

Предварительная беседа в детском саду:

1. В каком городе мы живем?

2. Какие улицы вы знаете?

3. Почему наш город называется Ростов-на -Дону?

4. Какие главные улицы нашего города?

5. Как надо ходить по улице?

6. Правила перехода улицы.

7. Для чего берем красные флажки?

Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие по главным улицам нашего города.

Мы с вами вышли из детского сада и оказались на улице,которая называется Социалистическая. На этой улице находится наш детский сад. А давайте посмотрим,что еще находится на этой улице?

По улице Социалистическая мы с вами дошли до переулка Крепостной и оказались на пересечении этих двух улиц. Скажите,а как называется место,где пересекаются две улицы? (Перекресток). Нам надо перейти на другую сторону дороги. Как нам это сделать,ведь здесь нет светофора? (По зебре, пешеходному переходу)

Наше путешествие продолжается по переулку Крепостной. И мы подошли к главной улице нашего города….Как называется эта улица? (Большая Садовая)

Очень давно место,где мы с вами стоим было окраиной города. В 19 веке здесь были разбиты сады. Что такое сады? Позже на Большой Садовой появились первые керосиновые фонари,пустили воду. А в конце 19 века стали ходить первые общественные многоместные кареты. И вскоре Большая Садовая стала главной улицей города,по которойв 1901 году был пущен первый трамвай. Вскоре богатые купцы стали строить здесь дома и улица стала одной из самых красивых и приобрела статус главной. Почему же улица называется Садовая (Да,потому что раньше здесь росли сады) А Большая,потому что недалеко от этого места находится еще одна улица Садовая,но она короче и называется Малая Садовая.

Сейчас мы должны перейти главную улицу. Как мы ее будем переходить?

(По светофору, на зеленый свет)

И вот мы с вами оказались на месте,где раньше стояла крепость,защищающая наш город от турецких войск. Именно она в тяжелый для страны период войн сыграла важную роль, защитив Дон от вражеских набегов. Данное сооружение имело форму девятиконечной звезды,не замкнутой,а открытой со стороны Дона.

В углах крепости располагались редуты,которые окружались глубоким рвом. На обрывах со стороны реки была создана система укрепления. В подземных сооружениях находились пороховые погреба. За стенами крепости располагались жилые помещения для офицеров и казармы для солдат. Именно с этой крепости начинается славная история нашего города. К 260-летию г. Ростова -на-Дону был возведен памятник основателям крепости. На нем запечатлен момент обсуждения плана строительства будущей крепости. Давайте подойдем поближе и рассмотрим памятник,на которомвы увидите все очем я вам рассказала. (Дети осматривают план крепости. Воспитатель обращает внимание на то,где ров,стены постройки)

Наше путешествие вновь продолжается по переулку Крепостной.

Пушкинская. В честь кого названа эта улица?

Что писал А. С. Пушкин?

Улица Пушкинская еще одна главная улица города. Чем она отличается от Большой Садовой? (Да, здесь нет транспорта) Пушкинская- это пешеходная улица. Сюда люди приходят отдохнуть,погулять,встретиться с друзьями,подышать свежим воздухом. А вы приходите на Пушкинскую? Что вы здесь делаете?

В далекие времена на этой улицепротиралась степь,не было никаких построек. На месте рвов и оборонительных сооружений образовалось болото и улица считалась одной из самых грязных в городе,куда в темное время суток люди предпочитали не ходить. Затем здесь появились кузнецкие мастерские. отсюда и первое название улицы Кузнецкая. Позже купцы стали строить здесь свои особняки. Появился свет. Многие из этих домов мы можем увидеть и сегодня. Каждый год люди сажают цветы,новые деревья,чтобы сделать этот бульвар еще красивее.

(Прогулка по Пушкинской. Воспитатель обращает внимание на здания,красоту пейзажа)

Остановка на детской площадке.

Сбор осенних листьев и плодов.

На обратном пути в детский сад воспитатель закрепляетназвание улиц, по которым дети путешествовали.

Конспект НОД по ПДД «Улицы города» ЦЕЛЬ НОД: Познакомить детей с улицей, ее основными частями и правилами поведения на улице. активизировать знания о работе светофора. ЗАДАЧИ.

Конспект НОД по правилам дорожного движения в старшей группе компенсирующей направленности «Улицы нашего города» Образовательная область: Безопасность Цель: формирование основ безопасного поведения на дорогах. Задачи: — закрепить правила дорожного движения,.

Конспект образовательной деятельности «Главные помощники человека» Цель: Продолжать формировать у детей представление о частях тела. Задачи: Продолжать формировать у детей представление о том, как части.

Конспект занятия по здоровьесбережению «Главные помощники человека» Тема «Главные помощники человека» Программное содержание: (Цель) Продолжать формировать у детей представление о том, как части тела, и органы.

Мастер-класс по созданию игрового макета «Улицы города» В рамках проекта «Внимание, улица!» мы с детьми создали макет «Улицы города». Для основы взяли полосу линолеума, оставшегося от ремонта.

Образовательная деятельность по обучению детей ПДД «Поможем Светофору Светофоровичу благоустроить улицы нашего города» Образовательная область: художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие. Цель: Реализация проекта «Чудесные.

Конспект занятия «Улицы нашего города» Тема: «Улицы города» Задачи: Уточнять знания дошкольников о понятиях «улица», «тротуар», «проезжая часть», машины движутся по проезжей части,.

Конспект виртуальной экскурсии «Предприятия города Глазова» Конспект виртуальной экскурсии «Предприятия города Глазова» Цель: Воспитание нравственно-патриотических качеств личности детей старшего.

Экскурсия по ПДД для детей подготовительной группы «Улицы нашего города» Экскурсия для детей подготовительной группы детского сада№ 14 г. Кизляр «Улицы нашего города».

Занятие в старшей группе «Знаменитые улицы нашего города Саранска» -Всю планету обойдете Лучше места не найдете Вместе дружно мы живем! Ведь Саранск наш общий дом! -Город мой любимый Мой Саранск родной.

Источник

Экскурсия- педагогический процесс: цель, познание, результат

Презентация к уроку

Актуальность проблемы.

Год 2014 объявлен президентом Годом Культуры, а 2015 – Годом Литературы, в связи с этим одной из актуальных проблем является организация учебных экскурсий как формы воспитательной работы. В современных условиях для успешной организации учебного процесса необходим поиск новых форм, методов и средств подачи материала. Острые проблемы воспитания современного подрастающего поколения диктуют необходимость повышения эффективности воспитательной работы в системе образования. Черты гражданской личности закладываются в детском, подростковом возрасте на основе опыта приобретаемого в семье, школе и формирует в дальнейшем всю жизнь человека. Основу гражданственности закладывает сфера свободного времени, являющаяся важнейшим фактором социализации личности. Сегодня именно от школы в огромной степени зависит, приобретут ли обучающиеся «базовый набор социальных компетенций» — станут ли они полноценными гражданами или же окажутся неприспособленными к жизни в обществе.

«Понять литературу, не зная мест, где она родилась, не менее трудно, чем понять чужую мысль, не зная языка, на котором она выражена. Ни поэзия, ни литература не существуют сами по себе: они вырастают на родной почве и могут быть поняты только в связи со своей родной страной», — эти слова академика Д.С. Лихачева близки каждому учителю, воспитывающему у подрастающего поколения любовь к «малой родине».

Учебные экскурсии в школе имеют, прежде всего, образовательные и воспитательные цели и задачи — открыть обучающимся прекрасное в окружающем их мире — в людях и природе, пробудить у них чувство любви к Родине. Огромную роль в активизации деятельности обучающихся играет поисковый метод. Активный поиск литературоведческой информации. Экскурсия – это интеллектуальная деятельность, способствует прочному усвоению знаний. Познавательно-воспитательная направленность, воспитание эстетического вкуса, дифференцированный подход к обучающимся.

Литературные материалы не только приобщают нас к культуре и истории родного края, к миру чувств и мыслей замечательных людей, но помогают по-новому осветить некоторые моменты творчества писателей и глубже осмыслить процесс развития всей русской литературы.

Экскурсии делают процесс обучения более интересным, качественным и результативным. Проблемы воспитания и обучения диктуют необходимость внедрения новых форм работы. Экскурсии являются этой формой учебной работы. Главный смысл состоит в том, чтобы с помощью экскурсий применять новые информационные технологии, погружение обучающихся в историческую эпоху, происходит сплочение коллектива. Поэтому актуальность данной темы не вызывает сомнения.

Основная цель организации учебных экскурсий как формы воспитательного воздействия — помочь обучающимся полнее освоить курс литературы, исследование возможности использования экскурсий для формирования литературоведческого мировоззрения, формировать положительную самооценку через подкрепление любых успешных действий.

  • закрепление в процессе практической деятельности теоретических знаний, полученных на занятиях;
  • освоение новых форм поиска, обработки и анализа информации;
  • развитие коммуникативных навыков;
  • приобретение навыков групповой работы;
  • формирование позитивного отношения к себе и окружающим, сплочение коллектива.
  • формирование потребности в самопознании и самореализации;
  • анализ форм и методов проведения экскурсий;
  • изучение предмета через образы, обогащение теоретическими знаниями.

Основная форма работы – групповые занятия (экскурсии, диспуты, заседания). Индивидуальная работа (беседа, консультация, решение актуальных проблем каждого ребёнка). Работа организуется по определенным правилам, основанным на взаимопонимании, желании помочь и понять друг друга, эмоциональной поддержке, создания климата доверия.

Ожидаемые результаты: осознанное активное участие в экскурсионной жизни большинства обучающихся, сформированная учебная мотивация, ориентация на здоровый образ жизни, осознанное желание участвовать в подготовительной работе к экскурсиям, подготовка материала к заочным экскурсиям.

Результатом реализации может стать: создание условий для приобретения общественного, социального опыта, коммуникативной культуры;осуществление преемственности между средним и старшим звеном школы;сплочение детского коллектива, развитие навыков самоорганизации и самоконтроля, самобытности личности ребенка, формирование духовно-нравственных ценностей посредством игровой практики; привлечение внимания родителей к проблемам воспитания обучающихся и организации досуга детей; привлечение к воспитательной работе в школе родительского актива.

Учебные экскурсии подразделяются на литературные и исторические. Их можно проводить и во внеурочное время, и в дни школьных каникул. Наибольший учебно-воспитательный эффект дает экскурсия, проведенная как своеобразный урок. Рекомендуется проводить не менее двух экскурсий за учебный год.

После экскурсии рекомендации педагога: для самообразования обучающихся; список литературных источников по теме; рекомендации по посещению цикла экскурсий по данной тематике. Преподавание литературы в школе нельзя ограничивать только сведениями из учебников и тем материалом, который обучающиеся получают на уроках. Большую роль учителю могут оказать учебные экскурсии по литературным местам.

Экскурсии имеют не только познавательное значение, но еще и большое воспитательное значение. Учебные экскурсии повышают квалификацию учителя. Они позволяют полнее увязывать учебный материал с жизнью, более конкретно и эмоционально изложить его, что в свою очередь способствует прочному усвоению знаний обучающимися.
Каждая из литературных экскурсий должна быть проведена с максимальным учебно-воспитательным эффектом, что требует тщательной подготовки, как учителя, так и обучающихся. Экскурсия конкретизирует программный материал, расширяет кругозор и углубляет знания. Методика проведения любой экскурсии должна исходить из специфики её как небольшого путешествия.

Подготовка учителя к проведению учебных экскурсий начинается с выбора объекта экскурсии еще при составлении годового календарного плана. С учетом программных требований и доступности расположения литературно-исторических мест учитель еще до начала учебного года намечает объекты учебных экскурсий.

Самое верное средство прикоснуться к поэту сердцем — посетить его родину, воспринять ландшафт, краски, звуки, которые вызывали у него вдохновение, увидеть рядом с собой окружающие его предметы. Чтобы экскурсия обогатила ребят неповторимыми впечатлениями, ее нужно подготовить: не только разработать программу и маршрут, но и настроить обучающихся на активное чтение книг о поэте, писателе и его произведений. Заученные школьниками стихотворения зазвучат во время экскурсий и помогут воспринимать окружающее глазами, слухом и языком поэта.

Для внеклассных занятий характерны свои особые формы работы, встречи с поэтами-земляками; занятия-концерты, на которых звучат стихи в исполнении учеников, литературно-краеведческие экскурсии, экскурсии по памятным местам родного края; уроки внеклассного чтения. Именно такая целенаправленная работа позволяет учителю выявить способных, талантливых детей, а им в свою очередь раскрыть свои творческие способности, окунуться в мир словесности вне школьной программы.

Посещение мест, воспетых в художественной литературе, вызывает обостренное чувство красоты природы. Духовный подъем, вызванный пребыванием в заповедных местах, радость познания, обилие впечатлений, памятные встречи — все это может вызвать у школьников стремление занести свои впечатления в дневник. Ведение дневника, в свою очередь, способствует обогащению словарного запаса, воспитывает интерес к литературному творчеству.

Мои мероприятия.

Влияние внеклассного мероприятия на стимуляцию познавательной активности обучающихся в учебной деятельности очень велико. Среди многообразия форм внеурочной деятельности можно выделить наиболее оптимальные формы – экскурсии, заочные путешествия, просмотр кинофильмов, тематические вечера. Внеурочное мероприятие служит для более детального раскрытия темы. Внеурочные занятия необходимо проводить для расширения кругозора детей, развития их интереса к конкретной области знаний.

Роль самого учителя на таком «уроке» необычно велика. Много впечатлений оставляют у школьников экскурсии по памятным местам края, посещение дома, в котором родился или жил писатель. С. Я. Маршак писал:

Все то, чего коснется человек.
Приобретает нечто человечье.
Вот этот дом, нам прослуживший век,
Почти умеет пользоваться речью…

Я работаю с учениками средних и старших классов — это подростки 12-16 лет. По своему возрасту, развитию и уровню знаний они еще не способны к систематическому и глубокому изучению литературно-краеведческого материала. Ребята этого возраста выступают главным образом как читатели, слушатели и исполнители произведений. Естественно, у ребят появляется желание побывать на родине знаменитых поэтов. К экскурсиям готовимся заранее. Рассказываю о цели посещения литературных мест, советую прочитать биографические, мемуарные и художественные произведения, рекомендую заучить некоторые стихи или отрывки из прозы, указываю справочники, помогающие знакомству с теми местами, куда предстоит отправиться; школьники принимают участие в составлении общего плана экскурсий и распределении конкретных поручений между ее участниками.

«Есенинские встречи», посвященные Дню рождения Сергея Есенина — это добрая и уже многолетняя традиция чествования замечательного российского поэта. Наро — Фоминская земля хранит память о пребывании, пусть недолгого, а всего лишь проездом, – Есенина и Дункан в Литвинове. Проходят годы, но и сейчас не угасла притягательная сила звонкого есенинского слова. А сила эта не только лирическая. К экскурсии в Константиново готовились, провели урок-концерт, на котором звучали стихи С.А. Есенина о природе родного края. Экскурсия на родине С.А. Есенина в с. Константиново дала возможность по-новому воспринять знакомые строки его стихотворений, связала новыми нитями с жизнью и творчеством великого поэта, заставила еще больше полюбить свой край.


НА РОДИНЕ С.ЕСЕНИНА

В самую красивую пору года мы побывали на родине Есенина — осенью. Читали полюбившиеся нам стихи С.А. Есенина. Прошли по местам юности С. Есенина, где формировались личность и творческие пристрастия, чувство родины и любовь к сельской культуре. Выйдя на берег Оки, мы сразу ощутили высоту птичьего полета, где «только синь сосет глаза». (Приложение 2)

Свои впечатления ребята выразили в сочинениях: «Прекрасное золотое утро! Мы едем на родину Сергея Есенина». «Мы побывали в доме его родителей, в школе, где учился Есенин. Сергей учился на одни пятерки! Нам было интересно узнать подробности о нем и его семье». «Понравилось, когда мы с учителем читали стихи на берегу реки Оки».

Конкурс «Волшебная страна – Поэзия» объединил начинающих поэтов Наро – Фоминского муниципального района. Авторские стихи, написанные ребятами, вызвали живой отклик. Среди гостей — жители города и района, большинство тех, кто сам не может жить без поэзии, кто пишет стихи. Практически каждый в этом нежном возрасте пытался хоть чуть-чуть прикоснуться к волшебному миру поэзии. (Приложение 3)

«Места родные, близкие места» фотовыставка — это вернисаж фоторабот наро-фоминцев, посвященный родному краю. Мы с радостью пришли на открытие выставки. Во все снимки вложено столько любви к родной земле, столько гордости за нее, что чувство необъяснимой радости накрывает тебя волной — какая же красота существует вокруг нас, и это — наша малая родина, наша наро-фоминская земля.

Экскурсия в 30 км от Наро-Фоминска в Культурно-образовательный туристический центр «ЭТНОМИР», где обучающиеся познакомились с жизнью, традициями, культурой многочисленных народов, населяющие нашу планету. (Приложение 2)

Мы совершили незабываемую литературную экскурсию по памятным местам Ясная Поляна – Тула. (Приложение 3)

Старинное родовое гнездо, Ясная Поляна, где Л.Н. Толстой родился и провел большую часть жизни, оставила неизгладимое впечатление на ребят. Посетили могилу Л.Н. Толстого. Мы увидели яблоневые сады, посаженные писателем, пруды, пасеку и конюшню. Впечатления у мальчишек и девчонок разнообразны: «Мы смогли услышать настоящий голос Л. Н. Толстого с помощью звукозаписывающего аппарата», — делится Настя Снатенкова. Ионов Владислав: «Меня очень удивило, что каждый шкаф с книгами делился на каждого члена семьи». В Кучерской избе ребята познакомились с традициями крестьянского гостеприимства.

Посетили Малый театр на Ордынке, где посмотрели спектакль «Бедность не порок» по А.Н. Островскому. Ребята были подготовлены к просмотру спектакля, прочитав предварительно пьесу на классном часе. В спектакле звучала музыка Г.В. Свиридова, русские обрядовые, игровые и лирические песни. (Приложение 4)

Единственный мемориальный музей М. А. Булгакова в Москве вызвал у моих ребят бурю эмоций, и огромное желание прочитать произведения, которые были написаны в этой квартире. (Приложение 4)

Наши ближайшие планы это вместе с классом посетить литературные места – Михайловское, Тригорское, Петровское, Переделкино.

Заочная экскурсия.

В основу заочной экскурсии могут быть положены выступления обучающихся — рассказы о местах, связанных с жизнью и творчеством русских писателей и поэтов. Для подготовки подобного выступления необходимо собрать большой иллюстративный материал. Источниками в этом случае могут быть музейные проспекты и каталоги, фотографии и открытки, иллюстрации из книг и энциклопедий, ресурсы Интернета.

Путешествуем по Пушкинским местам. Где же бывал Пушкин? Конечно же, все сразу назовут Михайловское, но ведь кроме этого семейного имения есть немало усадеб, сел, которые также были посещены поэтом и не менее любимы им. И естественно они хранят воспоминания об этих посещениях. Так, некоторые села вместе с Михайловским образовали «Пушкинское кольцо». Именно об этом кольце я и хотела рассказать на уроке.

Путешествие по литературным местам Подмосковья: Захарово — Большие Вяземы, полотняный завод им. деда Н. Гончаровой. По ходу лекции глубже знакомимся с жизнью и творчеством поэта, составляем конспект. Итогом работы в классе является написание сочинения-рассуждения.

В пятидесяти километрах от Наро-Фоминска расположен великолепный памятник ХVII века – Полотняный завод, старинная усадьба Гончаровых. Усадьба всегда была знаменита, в свое время ее посещали и Екатерина II, и полководец Кутузов, и многие другие известные личности. Но главный гость усадьбы – великий поэт Александр Пушкин. По легенде в парке долго стояла деревянная беседка, на скамейке которой рукой гения была вырезана надпись «Я влюблен, я очарован, я тобой огончарован…»- одной из лучших красавиц того времени: Наталье Николаевне Гончаровой.

Дети много времени проводят за компьютером, поэтому во время заочной экскурсии используем компьютерную презентацию. После проведения урока-экскурсии увеличился процент детей, которые смогли усвоить информацию.

Заключение.

С каждым годом литературные экскурсии занимают все большее место в работе классного руководителя. Уже не требует особых доказательств то, что на самых различных этапах учебного и воспитательного процессов использование экскурсионного материала играет важную роль как в познаватель­ном, так и в воспитательном отношении. Наиболее эффектив­ными являются те экскурсии, которые связаны с биографией писателя, так как они дают новый материал, сти­мулируют интерес к жизни и творчеству того или иного ав­тора.

После посещения Константиново, Мелихово , Ясной Поляны, музеев и театров Москвы А.П. Чехов и Л.Н. Толстой, М.А. Булгаков и С.А. Есенин, А.Н. Островский стали ближе, а их произведения интереснее и понятнее. Литературные экскурсии не только развивают эстетическую культуру, учат понимать прекрасное, но и помогают выполнять главную задачу школы — привитие любви к родной земле, приобщение школьников к литературе о родном крае, открывая в ней животворный родник гражданского становления личности. Знания, приобретенные обучающимися на уроках, являются тем фундаментом, на котором построены основные компоненты внеклассных занятий.

Во время экскурсий, путешествий, как и на уроках литературы, ребята отвечали на сложные вопросы, замечали стилистические особенности, разгадывали литературные загадки, запоминали художественные элементы и символы. Но только с одним существенным отличием: на аудиторных уроках они это делают опосредованно, через репродукции, тексты, видеоматериалы, схемы, документы, а на экскурсионных уроках – непосредственно. Они могут сформулировать свой личный взгляд на тот или иной экспонат и компетентно заявить: «Я это видел собственными глазами!» А как важно в детском возрасте непосредственное эмоциональное восприятие! Его не заменят никакие, даже самые хорошие издания.

Внеклассная работа помогает воспитывать интерес к книге, знакомит с разными видами искусств. Экскурсии по памятным литературным местам, уроки внеклассного чтения углубляют представление об исторических и культурных связях родных мест с жизнью России, раскрывают богатство и разнообразие художественной литературы. Они помогают приблизить к нам писателей, сделать их доступнее, «человечнее».

Сопоставление литературного произведения с изображенной в нем жизнью помогает познанию знаков художественного творчества, способствует проникновению в специфику литературы как образного отражения действительности, способствует воспитанию творческого читателя, прививает интерес к книге, к литературе.

Опыт работы учителей через экскурсионно-развивающую работу переоценить невозможно. Одно дело – изучать литературу и историю на школьных уроках, другое – увидеть шедевры прошлых столетий воочию. Такое запоминается на всю жизнь!

Эффективность системы экскурсионной работы:

Данная система успешно работает на протяжении почти 20 лет. Большинство классных руководителей поддерживает данную форму воспитательной работы, потому что она позволила нам выстроить эффективную воспитательную систему. Её эффективность мы измеряем такими категориями как “Наши достижения”. Наши достижения на уровне города, района, области значительно возросли, школа стабильно занимает призовые места (олимпиады, конкурсы).

Результат:

  • осуществление системной работы с обучающимися школы;
  • высокая степень удовлетворённости родителей обучающихся работой школы;
  • позитивный настрой педагогов;
  • заинтересованность учеников;
  • повышение уровня воспитанности обучающихся школы;
  • формирование активной гражданской позицией у подростков.

Таким образом, экскурсионная работа не только позволяет включить всех обучающихся в коллективную деятельность, она дает возможность каждому ученику занять позицию организатора одной, наиболее интересной для него деятельности и одновременно участвовать в разнообразной групповой работе. Экскурсионная работа помогает в воспитании творческой личности, в воспитании человека, выходящего в жизнь с осознанием собственной ответственности за совершаемые им поступки, с активной гражданской позицией.

Источник

Читайте также:  Презентация по окружающему миру для 4 класса по теме путешествие по россии
Оцените статью