Паломничество или туризм: как следует посещать святые места. Валентин Ковальский
Слово «паломник» происходит от латинского «palmarius» — пальмовник или человек, держащий пальмовую ветвь. У этого понятия существуют и другие синонимы — странничество, поклонничество, богомолье. Они предельно ясно показывают смысл паломничества — поклонение святым местам.
Паломнические хождения известны ещё с глубокой древности. Так, во времена Ветхого Завета упоминаются походы благочестивых израильтян ко главной тогдашней святыне — Иерусалимскому храму – для совершения жертвоприношений и молитв. В Новом Завете паломничество совершал и Господь со Своей Пречистой Матерь и Иосифом–обручником, посетив Иерусалим на праздник Пасхи (Лк. 2:41-52).
«Опыты» Монтеня
Чем отличается христианское паломничество от современного туризма? Несмотря на внешнюю схожесть, их внутренняя суть различна. В то время как туристы любуются историческими достопримечательностями, паломники поклоняются святыням, принимают участие в богослужениях, молятся перед чудотворными иконами и мощами святых.
Нет ничего плохого в том, что турист решил посетить, к примеру, древний монастырь. Но одно дело — познавательная экскурсия, другое — участие в храмовом богослужении. Разумеется, многие люди пытаются совместить полезное с приятным. Это желание уже привело к такому явлению как «религиозный туризм». В итоге паломники часто попадают в сферу интересов туристических фирм, которые не учитывают духовной специфики и интересов верующих. Программы, которые предлагаются верующим, представляют собой развлекательные туры и пребывание в шикарных гостиницах, где светская атмосфера противоречит духу паломничества.
Туристическая деятельность является более молодой по сравнению с паломничеством. Ее зарождение относится к эпохе позднего Возрождения, когда в среде образованных людей появились мотивы к совершению путешествий. На этот момент еще в XVI веке обратил внимание французский философ Мишель Монтень — автор книги «Опыты». Он пишет о путешественнике, который жаждет удовлетворить любознательность, расширить круг впечатлений и приобрести новый жизненный опыт.
С точки зрения Монтеня, путешествие можно рассматривать как освобождение от рутинной повседневности: «Вне дома моя душа быстро и легко распрямляется, но когда я дома, она у меня в беспрерывной тревоге». Или как уход от социальной действительности: «Другая причина, толкающая меня к путешествиям, — отвращение к царящим в нашей стране безобразным нравам. Я легко бы смирился с их порчей, если бы они наносили ущерб только общественным интересам… Но так как они затрагивают и мои интересы, смириться с этим я не могу, уж очень они меня угнетают».
И хотя с эпохи Монтеня прошло уже более 400 лет, «почерк» туризма остался практически неизменным. Такие виды путешествия (в отличие от паломничества) связаны с банальной суетой и не подчинены никаким требованиям благочестия или покаяния. Поэтому о туризме можно говорить лишь как о противоположности паломничеству.
Хождения в эпоху Византии
Христианское паломничество начало развиваться с получением свободы при Константине Великом. Уже в IV веке в Палестину стали стекаться для поклонения главным святыням христианства тысячи богомольцев. Они положили начало массовому паломническому движению на Святую Землю. Иерусалим стал святым городом, открыл всему миру духовные сокровища и вернул себе древнее название (во времена языческих императоров он назывался Элия Капитолина).
Во времена расцвета Византийской империи паломники начали посещать и Константинополь. Известно, что в 957 году Царьград посетила киевская княгиня Ольга (по преданию ее крестили в соборе Святой Софии). Спустя 30 лет князь Владимир привез из Корсуни (места своего крещения) святые иконы и кресты, а также честные мощи святителя Климента, папы Римского.
До нашего времени дошло немало паломнических воспоминаний. Наиболее значимым является «Хождение игумена Даниила во Святую Землю». В этом описании, относящемся к началу XII века, говорится о Царьграде, из которого Даниил, надо полагать, и отправился в Палестину. Путешествуя вместе с другими паломниками, игумен побывал также в Эфессе, на Крите, Родосе и других греческих островах.
После отплытия в Палестину Даниил высадился в Яффе, затем достиг Иерусалима. Находясь в этом городе 16 месяцев, он совершал длительные прогулки по прилегающим окрестностям. Общий срок его пребывания в Палестине превышает два года. С войском крестоносцев паломник прошел по дороге, ведущей в Галилею. Он побывал на берегах Иордана, Тивериадского озера и морском побережье Кесарии (откуда вернулся в Иерусалим).
Паломничество в Святую Землю совершила и Ефросинья Полоцкая (дочь полоцкого князя Георгия Всеславича) — игуменья, причисленная к лику святых. По ее просьбе византийский император Мануил Комнин прислал для храма святого Спаса одну из трех икон Матери Божьей (созданной, согласно преданию, евангелистом Лукой). Во время паломничества Ефросинья умерла и была похоронена в Иерусалиме. В 1187 году ее мощи перевезли в Киево-Печерскую лавру, а в начале XX века — в Полоцк.
XIII век практически не оставил письменных свидетельств о хождениях русичей во Святую Землю. Это, видимо, объясняется трагическими событиями: монгольское нашествие, установление золотоордынского ига и рыцарские набеги (со стороны Запада) не оставляли возможности для такой формы религиозной деятельности, из-за угроз личной безопасности в долгом путешествии.
Возрождение паломничества относится к середине XIV века. Около 1350 года совершил паломничество новгородский инок Стефан: он перечислил константинопольские святыни. С XV века число путешествий возрастает (они становятся разнообразнее). Первый странник XV века, описавший свое путешествие, — Троицкий иеродиакон Зосима (в 1420 году посещал Царьград, Афон и Иерусалим). Он доверчиво воспринимал и описывал «чудеса», которые показывали ему хитрые греки (секира Ноя, трапеза Авраамова и т.д.).
Золотой век паломничества
К памятникам паломнической литературы XV века приписывают сочинения «Епифания мниха о пути в Св. град Иерусалим». Оно относится к 1415 — 1417 годам, представляя собой простой перечень городов (от Великого Новгорода до Иерусалима). Далее следует «хождение священноинока Варсонофия к Святому граду Иерусалимскому». В нем содержится описание двух странствий: первое — в 1456 году в Иерусалим (из Киева через Белгород, Царьград, Кипр, Триполи, Бейрут и Дамаск), второе — в 1461 -1462 годах (через Белгород, Дамиетту, Египет и Синай).
Долгое время социальный состав паломников оставался традиционным. Большую часть составляли монахи и священнослужители, на втором месте — купцы и посадские люди, гораздо меньше было представителей дворянства. К святым местам добирались стандартным маршрутом: преодолевали Днепр, Буг, Днестр (до городов Яссы или Галац), затем на кораблях двигались по Дунаю и Черному морю до Константинополя. Далее — морским путем по Мраморному и Эгейскому морям, проливу Дарданеллы выходили в Средиземное море: посетив Хиос, Родос и другие острова, прибывали в Египет. Паломники также формировали большие караваны и шли в Иерусалим для празднования Пасхи.
В XVIII веке для многих верующих паломничество стало не разовым путешествием, а образом жизни. В числе таких людей можно отметить Василия Григорович-Барского — выпускника Киево-Могилянской академии. В 1724 году он уехал в город Бари на поклонение мощам св. Николая Мирликийского. Затем посетил Рим, Венецию, Флоренцию и другие города Италии.
В 1726-1728 годах Григорович-Барский путешествовал по Палестине: осматривал Иерусалим, Каир, Бейрут, Дамаск и другие города. В 1729 – 1731 гг. жил в городе Триполи, изучая иностранные языки, литературу и философию. В 1736 — 1743 гг. преподавал латинский язык в училище на острове Патмос. В 1744 – 1746 гг. изучал православную библиотеку Афонских монастырей, посещал Афины, остров Крит и другие достопримечательности.
Подлинный расцвет паломничества, ставший поистине золотым веком, приходится на конец XIX — начало XX веков. Это было связано с деятельностью учрежденного в 1882 году Православного Палестинского общества. При его содействии строились новые приюты для богомольцев, причем не только в Иерусалиме, но и в других палестинских городах, улучшалось медицинское обслуживание, предоставляемое русским паломникам, а также местному населению. Разрабатывались новые паломнические маршруты: в течение сезона в Вифлеем и Назарет, к дубу Мамврийскому, Тивериадскому озеру и на Иордан отправлялось до 50 караванов паломников. Ежегодно устраивали паломничество на Синай: оттуда богомольцы через Александрию направлялись в Италию, город Бари (для поклонения мощам святителя Николая).
Вместо послесловия
Возрождение паломничества началось в постсоветское время, когда общество освободилось от пут коммунистической и атеистической идеологии. По данным Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, около половины паломников составляют православные из бывших стран СНГ. Большую роль в этом играют монастыри и церкви: они создают паломнические службы.
Однако путешествия к святым местам порой приводят к смешиванию понятий «турист» и «паломник». На наших глазах происходит искажение духа паломничества, о чем еще в XIX веке писал историк Сергей Соловьев: «Умалять его дух, — значило бы подрывать высокое значение паломничества (как подвига) в народной и личной жизни, низводя его до простого путешествия».
Еще одна крайность, которую следует избегать, — чрезмерное увлечение паломничеством. Об этом еще в IV веке писал святитель Григорий Нисский: по его словам, верующие часто совершают путешествия из праздного любопытства, впадают в неприличные истории и искушения.
Чтобы не впасть в сети турфирм и не спутать паломничество с туризмом, нужно руководствоваться многовековой евангельской мудростью: Богу — Божье, а кесарю — кесарево.
Источник
Лекция 2. Основы паломнического туризма.
Туризм давно стал насущной необходимостью и неотъемлемой частью жизни человека. Рано или поздно он ощущает потребность отправиться в путешествие. В мире насчитывается свыше 300 видов и подвидов путешествия, которые постоянно дополняются новыми разновидностями, способными удовлетворить самые разнообразные желания и потребности туриста.
Паломнический туризм является составной частью современной индустрии туризма. Паломничество-это древнейший вид путешествий, известный человечеству не одно тысячелетие. Паломничество-хождение или путешествие к святым местам с четко определенными культовыми целями. Паломничество в той или иной форме принято практически во всех религиях и языческих культах.
Общей основой паломничества является верование, что молитва или обряд должен увязываться с определенным местом, природным или рукотворным объектом, имеющим какое-либо отношение к божеству или иным образом почитаемому явлению. Это могут быть вершины гор, камни и скалы, реки и озера, источники и родники, деревья, рощи. К рукотворным объектам в первую очередь относятся жертвенные места, храмы, захоронения. Особое место занимают захоронения или мощи высокочтимых людей, причисляемых к божествам и святым. В античном мире греки и римляне совершали путешествия к отдаленным храмам, германцы к священным рощам.
Что касается основных четырех мировых религий, то тут сомневаться не приходится — христиане, мусульмане и евреи за Святую Землю почитают территорию древней Палестины – центр и сосредоточение святынь находится в Иерусалиме.
Различные области деятельности способны вызывать сильный мотив к путешествию и интерес к туристскому направлению.
Туристская мотивация – это та необходимая база, на которой должна строиться эффективная система планирования, разработки и реализации туристского продукта.
Мотивов, которыми руководствуется турист, много. Причем у туриста всегда присутствует целая гамма побудительных мотивов, из которых лишь определенные могут иметь существенную значимость и влиять на механизм и результат принятия окончательного решения.
Мотивами к паломническому путешествию являются духовное стремление посетить религиозные центры и святые места, особо чтимые в конкретной религии, свершение обрядов. Мотивация происходит либо из предписаний религии (например, каждый мусульманин должен совершить хадж в Мекку), либо из религиозных устремлений и убеждений человека. В мире существует ряд выдающихся по своей значимости памятников культовой архитектуры: собор Нотр — Дам де Пари во Франции, собор Святого Петра в Италии, которые выступают как важнейшие объекты туристского интереса и привлечения туристов всего мира. До 80% объектов являются культовыми, например, в Париже культовые объекты составляют 44%.
Так, центральными устремлениями (целями) при совершении паломничества можно назвать:
-совершение религиозного обряда или участие в таковом;
-поклонение святому месту, храму, мощам;
-исполнение обета или наказания (эпитимии) для искупления (замаливания) грехов;
-празднование культовых обрядов;
-достижение внутренних конфессиональных целей, служащих для утверждения в сане и определенного положения в общине;
-познание духовного « нового», получение заряда духовной
Паломники отправлялись в паломнические путешествия и дальние странствия: (а) по собственному личному духовному убеждению, личных целей и обетов или (б) исполняя доверие, поручение или наказ третьих лиц, как (б1) основная или (б2) спутная цель.
В настоящее время паломники широко пользуются услугами туристской индустрии, создаются специальные туристские фирмы, организующие такие туры. Паломнические туры в отличие от религиозно — познавательных или культурно — исторических, несут определенный верованием смысл совершения обряда, а не только познавательные цели. Существенно сокращен развлекательный раздел программы, хотя оздоровительный и познавательный отдых как таковой без излишеств позволителен.
Организацией паломнических туров могут заниматься туристские фирмы, специализирующиеся на индивидуальном и групповом туризме соответствующих направлений.
Паломническая служба Московской Епархии планирует организацию паломнических туров, причем этап перевозки планируется организовать из Москвы и Санкт-Петербурга (а также других регионов) поездом до Новороссийска, далее на морском судне, специально оборудованном для перевозки паломников, до Хайфы. Паломники будут проживать на корабле, а на автобусах добираться до Святых мест и участвовать в совершении обрядов. Весь тур будет занимать до 10-13 дней. Паломничество будет строго совершаться верующими строго по благословению с соблюдением всех надлежащих обрядов и духовного окормления.
Вопросы для самоконтроля.
1. Основные этапы истории развития паломничества в мире
Источник
Паломничество как мотив путешествий
Целью данного исследования является определение сущностных аспектов паломнического туризма.
Религиозный туризм — это деятельность по организации посещений туристами объектов, связанных с историко-культурным и природным наследием. Знакомство представителей различных религий и слоев населения не только с религиозными, но и с историческими, культурными и художественными ценностями посещаемых мест, дает возможность им получить новые знания, по-новому оценивать окружающую действительность.
Организация религиозного туризма требует тщательной подготовки программ пребывания и участников поездок, для положительного восприятия атмосферы посещаемых достопримечательных мест[17, 18]. В практической деятельности следует учитывать новые тенденции и явления и появляющиеся информационные возможности, связанные с новейшими техническими достижениями.
На рисунке 1 схематично показаны основные направления религиозного туризма.
Рисунок 1 — Направления религиозного туризма
Сегодня паломничество имеет большое значение в жизни общества (см. таблицу 1).
Роль религиозного туризма в жизни современного общества
Роль религиозного туризма
Знакомство с географией и историей посещаемого места, с особенностями проведения богослужения, некоторые монастыри практикуют проведение духовных спектаклей для паломников и экскурсантов, организуют детские клубы любителей животных [2, с. 150 – 173]
Александровский женский монастырь, Московская обл., Свято-Троицкий Ново-Голутвиный женский монастырь, Московская обл., [2, с. 150 – 173]
Монастыри являлись и являются не только духовными, но и культурными, и историческими центрами. В некоторых из них находятся музеи, экспозиции, которых знакомят с изобразительными и архитектурными формами, жизнью и бытом монахов, мирян в разные исторические эпохи, учебные заведения, такие как православные гимназии, духовные и епархиальные училища, духовные академии
Свято-Данилов мужской монастырь и Новодевичий женский монастырь, г. Москва, Свято-Николаевский Верхотурский мужской монастырь, Свердловская обл., Спасо-Преображенский мужской монастырь, г. Муром, Владимирской обл., Казанский Девичий женский монастырь, г. Калуга, Троице-Сергиевая лавра, г. Сергиев Посад Московской области
Поездки по святым местам способствуют углублению веры, поиску смысла жизни
Все святыни Российской Федерации и мира
На территории некоторых монастырей находятся богадельни, приюты для детей-сирот, приюты для детей из неблагополучных или асоциальных семей, благотворительные медицинские центры, организуются паломнические поезди для оказания какой-либо помощи нуждающемуся в ней монастырю или храму.
Свято-Успенский женский монастырь, Ивановская обл.; Свято-Троицкий женский монастырь, г. Муром Владимирской обл., Приволжский Свято-Никольский женский монастырь, Ивановская обл.,Свято-Троицкий Ново-Голутвиный женский монастырь, Московская обл.
Определение туризма как вида деятельности ни в чем не уступает с понятием и сутью паломничества. Опираясь на научное определение паломничества и религиозных туров, можно сказать, что оно в большей мере относится к туризму, чем к духовной деятельности человека, на основании чего можно смело говорить о паломничестве как о туре [3]. В ФЗ «Об основах туристкой деятельности в РФ тур определяется как: «тур — комплекс услуг по размещению, перевозке, питанию туристов, экскурсионные услуги, а также услуги гидов — переводчиков и другие услуги, предоставляемые в зависимости от целей путешествия» [2, с. 150 – 173].
Тем не менее, в научных кругах имеются разнообразные подходы к определению и содержанию религиозного туризма. Некоторые зарубежные и отечественные ученые (А. Бабкин [8], Т. Христов[6]), считают, религиозный туризм можно разделить на два направления: паломническое и познавательно-экскурсионное. Данное разделение основывается на экономических показателях, так как в религиозном туризме, и в паломничестве туристы расходуют средства на транспорт, размещение и питание, но данный критерий не предусматривает возможности для их объединения.
Однако имеется и другое мнение о том, что религиозный туризм является составляющей частью паломничества. Ученые, настаивающие на данном утверждении, ссылаются на то, что паломничество зародилось гораздо раньше, чем туризм в его современном облике. Такого мнения придерживаются некоторые европейские исследователи. Однако в таких странах, где располагаются важные религиозные святыни, и имеется большой паломнический поток, есть чёткое разграничение между паломниками и туристами.
Туристские объекты — соборы, мечети, культовые музеи и духовные центры — пользующиеся возрастающим спросом становятся частью современной индустрии туризма [14]. Памятники религии, истории и культуры играют существенную роль в мотивации посещения того или иного региона или города.
В учебном пособии Т. Т. Христова «Религиозный туризм»[6] рассказывается о святых местах и религиозных центрах. Дано краткое описание существующих религий. Теоретический материал в книге сочетается с вопросами организации туристских поездок. Рассмотрены особенности работы ряда российских турфирм по организации религиозного туризма. Вопросы религиозного туризма и паломничества, их правовое регулирование, анализ современного состояния, стратегия развития рассматриваются в трудах патриарха Кирилла [4] и др. Специалисты туристской отрасли должны не только уметь организовывать различные турпоездки, по и представлять, что такое религия, понимать мотивацию паломников или людей, отправляющихся в экскурсионный тур по святым местам. Это поможет им в понимании потребностей туристов при создании и продвижении турпродукта.
Многие религиозные памятники, являющиеся объектами туристского показа, находятся под охраной государства. В Российской Федерации отмечается процесс роста количества различных туристских фирм специализирующихся на организации религиозных паломнических туров, а также некоторых паломнических служб, организованных при монастырях, церквях и других религиозных организациях. За последние 10 лет в нашей стране существенно возросло число туристов, совершающих паломничество к святыням России и зарубежья.
Как и туристы, совершающие поездку с другими различными целями, паломники пользуются услугами индустрии туризма: транспортом, размещения и питания, развлечений, а также туроператоров и турагентов, реализующих туристский продукт. Однако паломники часто пользуются и другими услугами: живут и питаются при храмах, монастырях, иногда добираются до пунктов назначения средствами транспорта, предоставляемыми этими организациями. Паломники также могут выполнять определенную работу в виде послушания, служения; иногда такая работа бывает, обязательна для них. В таблице выделены некоторые особенности приема паломников в разных религиях.
Особенности размещения паломников,исповедующих различные религии
Источник