Паломничество как разновидность путешествий
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 16:13, реферат
Описание работы
Паломничество (от лат. palma – пальма), странствие верующих к святым местам для поклонения. Названо по обычаю христианских паломников привозить из Палестины пальмовую ветвь. Или по другому источнику: Паломничество – путешествие к святым местам с религиозной целью. Первоначально паломничество совершали в Палестину, откуда паломники привозили пальмовую ветвь, отсюда произошел термин паломничество. Кроме Палестины, совершали паломничество к чудотворным иконам, в монастыри и к святым мощам.
Паломничество — хождение или путешествие к святым местам с четко определенными культовыми целями. Паломничество в той или иной форме принято практически во всех религиях и языческих культах. В настоящее время паломники широко пользуются услугами туристической индустрии.
Содержание работы
Введение ……………………………………………………… 3
1. Определение понятия паломничество…………………… 5
2. Паломничество в различных религиях…………………. 7
2.1 Паломничество в исламе……………………………… 9
2.2 Паломничество в буддизме…………………………. 11
2.3 Паломничество в индуизме…………………………. 11
2.4 Паломничество в христианстве………………………. 13
3. История паломничества на Руси………………………… 14
Заключение ………………………………………………….. 17
Список использованной литературы……………………… 18
Файлы: 1 файл
Реферат Паломничество.doc
История религиозного туризма исчисляется тысячами лет. Древние греки и римляне посещали святилища и храмы. В средние века паломничество принимает массовый характер и своеобразные формы. Так в ХI-XII в. — крестовые походы против мусульман на Иерусалим, за освобождение от них святых мест христианства.
Паломническое движение расширяется в XV-XVI в. Но только в XIX в. оно принимает организованные формы. Начиная с 1861 г. ежегодно во Франции снаряжался паломнический караван в знак покаяния за преступления республиканского правительства против церкви. Число его участников достигало 300-400 человек.[3]
В настоящее время религиозная мотивация оказывает большое влияние на развитие туризма. Свыше 200 млн. чел. ежегодно совершают паломничество. При этом около 150 млн. чел. в этом потоке составляют христиане[3].
Выделяют 13 крупных районов паломничества в мире, среди них есть моно- и поликонфессиональные.
- Европа – господствует христианство
- Северная Америка – доминирует христианство, оно дополняется другими многочисленными религиями
- Латинская Америка – доминирует христианство, в сочетании с местными традиционными религиями
- Северная Африка – доминирует ислам
- Восточная и Западная Африка – господствует ислам, существуют отдельные центры христианства, районы распространения традиционных религий
- Западная Азия – доминирует ислам, имеются районы христианства и иудаизма
- Южная Азия – доминирует индуизм, обширные районы ислама, центры христианства, буддизма, сикхизма, джайнизма
- Юго-Восточная Азия – преобладание буддизма, также широко распространен ислам, христианство, имеются анклавы индуизма
- Восточная Азия – господствует буддизм в сочетании с конфуцианством, синтоизмом, есть центры христианства и ислама
- Центральная Азия – доминирует буддизм
- Средняя Азия – господствует ислам
- Россия — преобладает христианство с анклавами ислама и будизма
- Австралия и Океания — господствует христианства в сочетании с местными религиями.[4]
Каждая религия имеет свои объекты поклонения. Каждый крупный религ. район – центры паломничества мирового значения. В них собираются потоки паломников со всего света.
Крупнейшим религиозным центром мира, по праву, считается Иерусалим. Его особое место среди других центров паломничества обусловлено тем, что Иерусалим почитается святым среди представителей сразу трех религий – иудаизма, христианства и ислама.
Для евреев, исповедующих иудаизм, нет определенных мест в Иерусалиме, к которым они совершают паломничество: священным считается весь город. Но любой верующий обязательно помолится у Стены Плача. Эта традиция восходит ко времени разрушения города и храма евреев римлянами в 70 г. н.э. Десятки тысяч евреев были убиты, оставшиеся в живых обращены в рабство, отправлены в изгнание, тем, кто уцелел под страхом смерти запрещалось возвращаться в город. Позже избранным позволили совершать туда паломничество и оплакивать руины.
Иудейские паломники, приезжающие в Иерусалим, обязательно приходят в другую обитель скорби – Йад-ва-Шем, Зал памяти о шести миллионах убитых нацистами в годы холокоста.
Для христиан Иерусалим связан с земным пребыванием Иисуса Христа. Христианские паломники приезжают в Иерусалим, чтобы пройти по его стопам. Самым важным пунктом паломнической программы христиан является храм Святого Гроба Господня. Каждый верующий стремится посетить этот храм, поклониться его реликвиям – Голгофе, Камню Миропомазания (плита известняка, на которой тело Иисуса по снятии с креста было подготовлено к погребению), Гробнице Господня (место где была пещера, принявшая тело Христа, разрушена в 1009 г.). После бичевания и осмеяния Иисус нес свой крест по Пути скорби. В наши дни во время туристического сезона каждую пятницу процессии пилигримов проходят по современным улицам от места судилища до Голгофы, где был распят Иисус.
Немало христианских мест расположено в стороне от Иерусалима. В нескольких километрах к югу находится Вифлеем – место рождения Христа. В самом центре небольшого города находится, возможно, самая древняя (VI в.) христианская постройка в мире – храм Рождества Христова. В 100 км к северу в г.Назарет Иисус «возрастал и укреплялся духом», усмирил волны Галилейского моря и нашел себе учеников среди рыбаков.
Местом притяжения мусульманских паломников является мечеть Омара (Купол скалы) в Иерусалиме – самое старое из дошедших до наших дней исламских культовых строений. В конце 7 в. мусульмане, захватившие Иерусалим, построили восьмиугольную мечеть над тем местом, откуда, по преданию, пророк Мухаммед – основатель ислама, вознесся на небеса. Ее купол символизирует священную гору, с которой и произошло вознесение[1,586].
В отличие от Иерусалима, где переплелись различные религии, большинство центров паломничества связано с одной конфессией.
В христианском мире существует множество святых мест в различных районах земли. Но наиболее почитаемые из них находятся в Европе (всего около 6000 посещаемых мест). В храмах европейских городов хранятся многочисленные реликвии, связанные со страданиями последних часов земной жизни Иисуса Христа. В Соборе Парижской Богоматери (Нотр Дам), хранится терновый венец, покрывавший голову Христа. В Вене — копье, которое, согласно обычаю, вонзили в бок Христа после его смерти на кресте. Остатки святого креста хранятся в Риме. В Турине (Италия) находится знаменитая плащаница – кусок льняной ткани, в который Иисус был обернут после смерти. Собор в Сантьяго-де-Компостела один из трех крупнейших центров паломничества в средние века, равный по значению Иерусалиму и Риму. Пилигримы стекались сюда поклониться святым мощам апостола Иакова.
Многочисленные центры христианского паломничества связаны с культом Девы Марии. Один из них — Лоретто (провинция Анкона в центральной Италии), где находится дом, в котором жила Пресвятая Дева. Это последний пункт паломничества, к которому ежегодно стекаются миллионы пилигримов (паломников), особенно на Пасху. Из других культовых мест известностью пользуются те, в которых людям являлся образ Девы Марии: Лурд (Франция), Фатима (Португалия), Сан-Себастьян-де-Гарабандал (Испания), Междугорье (Югославия), Гуадалупе (Мексика).
Объектами внимания со стороны православных христиан остаются древнерусские города Золотого кольца (Москва, Суздаль, Владимир, Ростов Великий, Переяславль-Залесский), Киев (Киево-Печерская лавра), горные монастыри Греции (Афон).
2.1 Паломничество в исламе
В исламе паломничеству придается особое значение. Каждый мусульманин хотя бы раз в жизни должен совершить хажд. Паломничество в Мекку считается хаждем, если оно закончилось в праздник Курбан-Байрам, и человек исполнил все необходимые ритуалы в течение 10 дней. Паломничество, менее продолжительное по срокам и (или) закончиевшееся в другой день, называется умрой. Во время хаджа мусульманин должен выполнить четыре условия:
- Облачиться в белое одеяние – ихрам;
- Совершить обход вокруг Каабы (таваф);
- Совершить предстояние в долине Арафат (вукуф);
- Вновь совершить обход вокруг Каабы после возвращения из долины Арафат.
При въезде в Мекку человек принимает ограничения (ихрам). Паломнику необходимо надеть белые одежды. Смысл ихрама заключаетя во всеобщем очищении, равенстве, единоустремленности и самопожертвовании. Во время паломничества специальная полиция следит за общественным порядком и порядком поведения ритуала.
Находясь в ихраме, мусульманин должен отбросить гордыню, нечестивые помыслы, обуздать свои желания. Не рекомендуется носить украшения, женщинам разрешено иметь на себе лишь обручальные кольца. Нельзя пользоваться парфюмерией и ароматным мылом. В знак смирения мужчины не надевают головные уборы, они могут пользоваться лишь зонтиками от солнца. Женщины не скрывают лицо для создания атмосферы взаимного доверия и чистоты. Подчеркивая непритязательность, паломники совершают хадж босиком или в очень легкой обуви. Они не стригут ногти и волосы. Им запрещается ломать ветки деревьев, рвать траву и причинять вред животным в знак милосердия и любви к ним (исключение составляют блохи, клопы, змеи и скорпионы). Мусульмане должны стараться сохранять спокойствие, не допускать раздражения, ссор друг с другом, обид. Проявления похоти, игривости, супружеские ласки считаются недопустимыми в состоянии ихрама. Если паломник во время хаджа вступил в интимные отношения, то хадж теряет религиозную значимость и считается недействительным. Во время хаджа нельзя свататься и вступать в брак.
Паломники во время хаджа совершают следующие действия:
- Провозглашают молитву Талбийя: таким образом они сообщают Аллаху о прибытии в Мекку;
- Обходят вокруг святилища Кааба против часовой стрелки. Кааба представляет собой большой грубый куб, сложенный из серо-зеленых гранитных блоков. В одном из углов Каабы находится большой черный камень (метеоритного происхождения), который поместил там сам Мухаммед. Если паломнику удалось приблизиться к Черному камню, он сможет поцеловать его;
- Совершают семь раз са’й – ритуальный бег между холмами Сафа и Марва;
- Посещают святой источник Зам-зам. Они пьют воду, наполняют ею бутылочки, пропитывают водой одеяние – ихрам;
- Следуют к долине Мина (практически в черте современной Мекки);
- Предстоят перед Богом на горе Арафат (24 км к востоку от Мекки);
- 10-го числа паломники направляются в долину Мина, где бросают семь камешков, подобранных ранее, в столб, символизирующий дьявола (Иблиса);
- Совершают жертвоприношение животных – барана, козы или молодого верблюда. Проводятся трехдневные праздненства (праздник Ид аль-Адха).
В заключение праздника мужчины бреют голову или подстригают волосы. Женщины отстригают небольшую часть волос. По возвращению в Мекку они совершают прощальный таваф, после которого паломничество считается завершенным [5,193].
В Мекку и Медину отправляются в паломничество как сунниты, так и шииты. Шииты также посещают свои святыни в городах Кербела, Эн-Наджаф, Самарра, Хилла (Ирак), Мешхед, Кум (Иран) и др.
2.2 Паломничество в буддизме
Традиции буддийского паломничества восходят ко времени жизни самого Будды. В V, VI и VIII веках состоялось паломничество китайских буддийских монахов в Индию. Они проследовали двумя маршрутами: первый маршрут (северный) – по Великому Шелковому пути через территорию современного Афганистана, Пакистана, индийского штата Джамму и Кашмир; второй (южный) – через Южно-Китайское море, Бенгальский залив с высадкой на восточном побережье Индии. В XI – XII веках мусульманские завоеватели уничтожили буддийские монастыри, храмы и университеты на севере территории современной Индии. Однако тексты, оставшиеся после раннего паломничества, в XIX веке позволили вновь обрести многие святые для буддистов места.
Буддийские святые места Индии и Непала могут быть разделены на пять категорий.
1.Святые места, связанные с важными событиями в жизни Гаутамы Будды: Лумбини (рождение), Бодхгая (просветление), Сарнатх (первая проповедь) и Кушинагара (уход в махапаринирвану).
2.Святые места, которые посещал Гаутама Будда или где Он провел часть жизни. Это Капилавасту, Раджгир ( Раджагриха), Наланда, Санкасья, Шравасти, Вайшали, Патна (Паталипутра), Каушамби.
3. Святые места, связанные с выдающимися святыми и мастерами буддизма.
4.Святые места, связанные с историей и культурой буддизма.
5.Святые места, в которых продолжается буддийская жизнь – вихары и монастыри[2].
В XX веке в Индии и Непале было построено много буддийских монастырей. Город Дхарамсала – резиденция Далай-Ламы XIV (север Индии) стал важным центром прибытий людей со всего мира с паломническими, экскурсионными и научными целями.
Лумбини, Бодхгая, Сарнатх и Кушинагара – главные святые места для буддистов всего мира. Существуют паломнические центры и странового значения – священный город Лхаса и гора Кайлаш в Тибете, паломнический центр Пегу в Мьянме и многие другие. В России в постсоветские годы возрождены и действуют буддийские дацаны в Бурятии, хурэ в Тыве и хурулы в Калмыкии, являющиеся центрами религиозной деятельности, образования, экскурсионного туризма.
2.3 Паломничество в индуизме.
Традиция паломничества в индуизме является, возможно, древнейшей в мире из всех дошедших до наших дней. Эта религия в отличие от других не имеет основателя и уходит корнями вглубь веков. Последние исследования ученых позволяют предполагать, что индийская цивилизация является гораздо более древней, чем считалось ранее.
Источник
Паломничество как разновидность путешествий
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 16:13, реферат
Описание работы
Паломничество (от лат. palma – пальма), странствие верующих к святым местам для поклонения. Названо по обычаю христианских паломников привозить из Палестины пальмовую ветвь. Или по другому источнику: Паломничество – путешествие к святым местам с религиозной целью. Первоначально паломничество совершали в Палестину, откуда паломники привозили пальмовую ветвь, отсюда произошел термин паломничество. Кроме Палестины, совершали паломничество к чудотворным иконам, в монастыри и к святым мощам.
Паломничество — хождение или путешествие к святым местам с четко определенными культовыми целями. Паломничество в той или иной форме принято практически во всех религиях и языческих культах. В настоящее время паломники широко пользуются услугами туристической индустрии.
Содержание работы
Введение ……………………………………………………… 3
1. Определение понятия паломничество…………………… 5
2. Паломничество в различных религиях…………………. 7
2.1 Паломничество в исламе……………………………… 9
2.2 Паломничество в буддизме…………………………. 11
2.3 Паломничество в индуизме…………………………. 11
2.4 Паломничество в христианстве………………………. 13
3. История паломничества на Руси………………………… 14
Заключение ………………………………………………….. 17
Список использованной литературы……………………… 18
Файлы: 1 файл
Реферат Паломничество.doc
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Томский политехнический университет»
Специальность – социально-культурный сервис и туризм
Кафедра культурологи и социальной коммуникации
Паломничество как разновидность путешествий
1. Определение понятия паломничество…………………… 5
2. Паломничество в различных религиях…………………. 7
2.1 Паломничество в исламе……………………………… 9
2.2 Паломничество в буддизме…………………………. 11
2.3 Паломничество в индуизме…………………………. 11
2.4 Паломничество в христианстве………………………. 13
3. История паломничества на Руси………………………… 14
Список использованной литературы……………………… 18
В последнее время все более и более популярным становится религиозный туризм, одной из форм которого является паломничество.
В переводе с латинского слово «паломник» означает «несущий пальмовую ветвь». Те, кто отправлялись в Святую Землю поклониться Гробу Господню, обычно привозили оттуда и пальмовые ветви – такими же народ устилал путь Спасителя при входе Его в Иерусалим.
Паломничество (от лат. palma – пальма), странствие верующих к святым местам для поклонения. Названо по обычаю христианских паломников привозить из Палестины пальмовую ветвь. Или по другому источнику: Паломничество – путешествие к святым местам с религиозной целью. Первоначально паломничество совершали в Палестину, откуда паломники привозили пальмовую ветвь, отсюда произошел термин паломничество. Кроме Палестины, совершали паломничество к чудотворным иконам, в монастыри и к святым мощам.
Паломничество — хождение или путешествие к святым местам с четко определенными культовыми целями. Паломничество в той или иной форме принято практически во всех религиях и языческих культах. В настоящее время паломники широко пользуются услугами туристической индустрии. Паломнические туры в отличие от религиозно-познавательных туров или культурно-исторических, несут определенным верованиям смысл совершения обряда, а не только познавательные цели. Существенно сокращен развлекательный раздел программы, хотя оздоровительный и познавательный отдых как таковой без излишеств позволителен[3].
Так, центральными устремлениями при совершении паломничества можно назвать:
- совершение религиозного обряда или участие в таковом;
- поклонение святому месту, храму, мощам;
- духовное совершенствование;
- получение благодати, исцеления духовного и физического, совета
- достижение политических и иных целей, обретения прав на определенное лидерство или положение в религиозной общине или секте.
- исполнения обета или наказания для искупления грехов.
Необходимо отметить что, религиозный туризм играет большую роль в системе международного и внутреннего туризма. Люди отправляются в паломнические и экскурсионные поездки по святым местам и религиозным центрам. Они стремятся принять участие в религиозных церемониях, помолиться, совершить жертвоприношения. Религия влияет на формирование самосознания и стереотипов поведения людей. Она выступает элементом общественной системы и во многих случаях — одним из важнейших.
Религиозный туризм развивается в нескольких формах: паломничество, экскурсионный туризм религиозной тематики, научный туризм с религиоведческими целями и миссионерство.
Религиозный туризм оказывает существенное влияние на экономику. Религиозные центры получают доходы от паломничества. Пилигримы оставляют в стране посещения часть взятых в дорогу денег, в том числе делая приношение непосредственно церкви. Во время «великого праздника жертвоприношения» («курбан-байрам») туризм является основным средством заработка населения Мекки, Медины и других религиозных центров. Деньги, полученные от обслуживания паломников, являются основным средством существования носильщиков, лодочников, грузчиков, торговцев и ремесленников. Приносит весомый доход и торговля сувенирами, религиозной одеждой для паломников, продуктами питания, предоставление жилья и различных сервисных услуг. Нередко денежные суммы, вывозимые паломниками из своих стран, бывают очень велики. Так страны Юго-Восточной Азии, в которых преобладает мусульманское население (Малайзия, Индонезия), несмотря на солидные доходы от въездного туризма имеют очень небольшой, хотя и положительный туристский баланс. Причина кроется в вывозе из этих стран валюты пилигримами, стремящимися в святые места за рубежом.
Религиозный туризм может осуществляться не только с паломническими, но и с научными теологическими целями. Поездки специалистов — теологов, как правило, немногочисленны, но нередко продолжительны и расширяют географию религиозного туризма. Объектами изучения могут быть сложные религиозно-философские конфессии, зооморфизм, фетишизм, шаманство.
Поток религиозного туризма представлен также миссионерами и служителями церкви, осуществляющими те или иные контактых[5,113].
В целом, любая церковь поощряет религиозный туризм, что часто находит законодательную поддержку у государства, например, в виде охраны исторических памятников, снижения налогов, создания объектов инфраструктуры (дорог, гостиниц). Немало общественных организаций и фондов оказывают разнообразную помощь в организации религиозного туризма. Некоторые туристические фирмы специализируются на паломничестве.
Целью данной работы является изучение паломничества как одного из видов туризма. В наше время многие люди вновь обращаются к религии, так что актуальность изучения паломничества становится очевидной.
Реферат состоит из трех частей.
В первой главе дается определение паломничества, анализируются наиболее распространенные точки зрения.
Во второй части рассматривается паломничество в различных религиях, так как каждая из мировых религий накладывает свой отпечаток и предъявляет свои требования к паломничеству.
В заключительной главе рассматривается история развития паломничества в России. В нашей стране проживает самое большое число приверженцев христианства, и издавна страна славилась своими святыми местами. Помимо этого, Россия – многонациональная страна, что так же накладывает отпечаток на развитие паломничества.
1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ ПАЛОМНИЧЕСТВО
В российской и зарубежной литературе высказываются разные точки зрения на соотношение понятий « паломничество» и «туризм». Существует много концепций паломничества и туризма, иногда эти явления противопоставляются друг другу. С точки зрения ЮНВТО, паломничество, как и экскурсионно-познавательные поездки по святым местам, может быть отнесено к туризму.[1, 584] Специалисты, отстаивающие иную точку зрения, ссылаются на то, что паломничество зародилось гораздо раньше, чем туризм в его нынешнем облике. Отсутствует единство мнений среди специалистов и по вопросу о том, что такое паломничество, каковы его признаки и отличительные черты.
Исследования феномена паломничества носят междисциплинарный характер. Паломничество может входить в круг интересов богословов, религиоведов, философов, социологов, культурологов, антропологов, этнографов, географов и др.
Паломничество в разных религиях и странах мира имеет много общего, в частности это касается мотиваций поездок. Феноменом в масштабах всей Земли является пешее паломничество. Считается, что дойти пешком до монастыря, храма и храмового комплекса, святилища, своими силами подняться на святую гору даст больше духовных заслуг, чем приехать транспортом. Человек в буквальном смысле идет к Богу. Можно привести много примеров пешего паломничества от Японии до Ирландии.
Вместе с тем имеются и различия в понимании и толковании паломничества. Даже слова, которые переводятся на русский язык как «паломничество», лишь условно можно назвать синонимами. В православии в России употребляется слово паломничество, в западном христианстве – pilgrimage, в исламе – хадж и умра, в индуизме – тиртха-ятра. В эти слова вкладывается разное значение. Например, выражение «тиртха-ятра» можно перевести на русский язык как «шествие (ятра) к святыне (тиртха)», однако дословно это выражение переводится как «путешествие к броду». Слово «тиртха» имеет много значений и их оттенков, однако они тесно связаны между собой. Это паломнический центр, священный водоем (колодец), святая вода, полученная в результате совершения ритуала, монашеский орден. Буквально «тиртха» означает «брод» через океан страданий, в которых пребывает человек. Тиртха-ятра может обозначать не только физическое перемещение человека в пространстве и во времени, но и внутренние усилия человека, находящегося в глубокой медитации. В этом смысле он тоже идет к высшим силам, но в результате работы над собой.
Паломничество предполагает определенное отношение человека к действительности. В большинстве случаев паломник является глубоко религиозным человеком с уже сложившейся системой ценностей. Он готов на время поступиться привычным образом жизни, кругом общения, удовольствиями, питанием для достижения духовных и нравственных целей. Он часто движим стремлением выразить благодарность высшим силам за блага, ниспосланные ими, и преданность вере, испытать собственные намерения и способности к подвижничеству, обрести смысл жизни.
Паломничество подразумевает выполнение добровольно взятых на себя обязательств по преодолению трудностей. Оно символизирует готовность человека пожертвовать временным, иллюзорным и преходящим материальным во имя вечного духовного[1,584].
Смысл паломничества, заключается в поклонении святым местам. Это поклонение носит религиозный характер и связано с совершением богослужений и молитв у чтимых святынь. Всякое иное посещение святых мест, не связанное с религиозным поклонением, строго говоря, не имеет отношения к каноническому паломничеству.
Эта разновидность религиозного туризма представляет собой совокупность поездок представителей различных религий с паломническими целями. Паломничество мы можем понимать как странствие людей для поклонения святым местам. Совершать паломничества людей побуждает много различных мотивов.
Во-первых, совершение религиозного обряда (молитва, причастие, исповедание). Религиозные таинства представляют собой самую главную внутреннюю основу, содержание жизни Православной церкви. Во-вторых, духовное совершенствование. Десятки и сотни тысяч самых разных людей тянутся в наши обители именно за духовной пищей. В-третьих, получение благодати, духовного и физического совета. В-четвертых, религиозное просвещение. В-пятых, поклонение святому месту, храму, мощам.
Одним из важных аспектов паломнических поездок является их духовно-просветительская составляющая. При посещении святых мест люди узнают об истории и духовных традициях монастырей и храмов, особенностях богослужения, святых и подвижниках благочестия, чья жизнь и деятельность была связана со святынями, входящими в паломнический маршрут. Паломники имеют возможность побеседовать с насельниками монастырей, не которые из них находят здесь себе духовников. Паломничество играет также важную общеобразовательную роль. Монастыри и храмы на Руси всегда были не только местом духовного делания, но и культурными центрами. Здесь веками накапливались книги, иконы, произведения прикладного искусства, изделия народных промыслов. Монастырские и храмовые здания являлись главными архитектурными памятниками своей эпохи — особенно до 18 века. Интересно, что многие монастыри даже в советский период, несмотря на утрату своего основного предназначения, сохраняли роль культурных центров в качестве музеев. Поэтому паломническая поездка дает прекрасную возможность познакомиться с историей, архитектурой, иконописью, ремесленными традициями России. [3]
Можно выделить различные виды паломничества. По числу участников и признаку семейной принадлежности различают индивидуальные, семейные и групповые паломничества. По продолжительности можно обозначить паломничества длительные и короткие. Раньше по русским православным канонам паломничеством считалась поездка продолжительностью более 10 дней. В зависимости от того, в какой стране находятся объекты, посещаемые паломниками, существуют поездки внутренние и зарубежные.
Паломники обычно выдвигают гораздо меньше требований к уровню и качеству обслуживания, питания, размещения, чем другие путешественники. Они останавливаются на ночлег в кельях монастырей, на территории ашрамов, в палаточных городках (во время хаджа, например), могут ночевать в храмах на полу или прямо на улице. Выбор пищи обычно невелик и она более скромная. В христианских странах во время постов пища постная, в Индии — вегетарианская.
Паломничества связаны с посещением определенных мест, являющихся святыми. Это могут быть монастыри, храмы, природные объекты — горы, реки, озера, рощи, пещеры. Часто паломничества бывают приуроченными к определенным праздникам. Скажем, в христианстве паломничество в тот или иной храм или монастырь может быть приурочено к дню празднования местночтимого святого. В Ватикан собирается много паломников послушать пасхальную проповедь Папы римского.
2. ПАЛОМНИЧЕСТВО В РАЗЛИЧНЫХ РЕЛИГИЯХ
Паломничество – это путешествие с культовыми целями, одна из самых старых форм туризма, развитие которой связано с формированием мировых религий. К мировым религиям причисляют буддизм (возник 6-5 вв. до н. э.), христианство (1 в. н. э.), ислам (7 в. н. э.). Любая церковь поощряла паломничество, это повышало ее авторитет, способствовало распространению веры по миру и давало значительный доход. Отличаясь от остальных форм туризма лишь целью и мотивом путешествий, паломничество, как и туризм, бывает международным и внутренним.
Источник