Панк рок по странам

Панк рок

Панк рок

Панк-ро́к (англ. Punk rock ) — жанр рок-музыки, возникший в середине 1970-х годов в США и, чуть позже, в Великобритании. В панк-роке сочетались социальный протест и музыкальное неприятие тогдашних форм рока: культивировались нарочито примитивная игра и задорность раннего рок-н-ролла.

Смыслом, который вкладывали ранние панк-рок-группы в свой жанр, было стремление играть, главенствующее над умением играть; благодаря такому определению сформировалась разнородная ранняя американская панк-сцена в диапазоне от примитивных и легковесных Television. Подобный подход позволил панк-року стать основной целого ряда субкультур — панк, фэнзинов, позже — straight edge. В 1976—1977 годах панк-рок начинает зарождаться в Великобритании, в более скандальной и политизированной форме; благодаря этому к 1977 году жанр становится одним из самых заметных явлений в рок-музыке Великобритании.

Со временем панк-рок породил множество разновидностей. Крупнейшими из них являются более мелодичный и легковесный поп-панк, агрессивные хардкор и Oi!, а также комбинации с другими жанрами — ска-панк и ставший отдельным крупным жанром постпанк.

Содержание

Название

Слово punk в английском языке многозначно, но до появления панк-рока в большинстве случаев использовалось как ругательство [1] . Среди значений, в зависимости от контекста, могло быть «проститутка», «гомосексуалист» или просто «подонок», во всех случаях это эмоциональное нецензурное выражение.

Первое упоминание слова «punk» в связи с рок-музыкой относится к 1970 году, когда в газете Chicago Tribune в рецензии на альбом авангардной гаражной группы The Fugs их музыка была охарактеризована, как «панковский рок, сантименты деревенщины». Лестер Бэнгс, один из предположительных изобретателей термина «хэви-метал», использовал слово в статьях об Игги Попе. Но впервые как термин, а не эпитет, начали употреблять сочетание «панк-рок» критики Дэйв Марш и Ленни Кей в 1970-е.

В 1976 году появился фэнзин «Punk», созданный Легсом МакНилом. Журнал был посвящен американским панк-року и новой волне, уже четко обьединяя их в направление. Именно этот журнал и дал жанру окончательное название.

Характеристика

Для композиций панк-рока в целом свойственны быстрый темп, иногда — небольшая продолжительность по времени, простой аккомпанемент, развязная и зачастую агрессивная манера пения. Тексты панк-рок-групп как правило нигилистичны, иногда в них делается упор на социальные проблемы. Нередко панк-рок-группы имеют эпатажный имидж: так, New York Dolls одевались на сцене в яркую женскую одежду, The Adicts подражали главным героям фильма «Заводной апельсин»; позже появляются такие детали панк-имиджа, как рваная одежда (Ричард Хэлл), булавки (Sex Pistols), причёски ирокез (The Exploited).

История

1970-е

Музыкальные корни панк-рока прослеживаются критикой вплоть до конца 1950-х годов; в основном в то время примитивную и жёсткую музыку играли группы гаражного рока. Ключевыми представителями ранней прото-панк музыки являются The Sonics, Monks, The Seeds, The Who (альбом «My Generation»), The Kinks (песня «You Really Got Me»). Целый ряд записей конца 1960-х — начала 1970-х был уже в том или ином смысле близок к тому, что позже будет названо панк-роком; в настоящее время эти записи принято условно называть прото-панком. К ним относятся первые альбомы The Velvet Underground, The Stooges (и Игги Поп), New York Dolls, Патти Смит (альбом Go Girl Crazy!), Дэвид Боуи.

Ранняя панк-сцена формировалась в первую очередь в Нью-Йорке вокруг нескольких клубов; эта сцена уходила своими истоками в конец 1960-х, «Фабрику» Энди Уорхола, и детройтскую гаражную сцену, а её центром был клуб нью-йоркских Великобритании по следам американской панк-сцены пошли The Damned и Sex Pistols. Примеру этих групп последовало большое количество молодых коллективов. В то время как в США панк был сенсацией андеграунда, в Великобритании он стал полномасштабным общественным феноменом, где расценивался как реальная угроза благополучию истеблишмента. Множество британских групп слепо копировало Sex Pistols, однако многие нашли своё, оригинальное звучание (The Clash, художественные эксперименты групп Joy Division).

1980—1990-е

К концу 80-х — началу 90-х благодаря группам Bad Religion и поп-панк; этот вид панк-рока существенно отличался от поп-панка 70-х (Offspring, Green Day, Blink 182.

Русский панк-рок

В СССР панк-рок зародился в 1979 году в Ленинграде с созданием группы Андрея Панова Автоматические Удовлетворители. Постепенно советский панк стало принято делить на 2 категории — традиционный (Тараканы!) и сибирский (Гражданская оборона). В 90-е в России (главным образом в Москве и Санкт-Петербурге) появляется целый ряд популярных панк-рок и поп-панк групп (НАИВ, Тараканы!, Бригадный Подряд, Пурген, Ник Рок-н-ролл, Элизиум и т. д.). Русский ска-панк представлен группами Distemper, ЯйцЫ Фаберже.

Источник

Музыкальный жанр punk rock: протестная музыка из 70-х

Punk rock – жанр рок-музыки, который появился в середине 70-х годов. Панк-группы отвергли гаражный рок, начали создавать короткие композиции с жестким ритмом и лирикой. Впервые термин использовали в 70-х американские критики для характеристики нестандартных гаражных проектов, которые отходили от классического звучания. В период с 1974 по 1976 появилось существенное число исполнителей, среди которых Патти Смит (Patti Smith), Sex Pistols, The Ramones. К 1977 панк стал главным культурным явлением Британии. В конце 80-х жанр переживает вторую волну с появлением новых исполнителей: The Exploited, Minor Threat.

Философия, лирика, визуальная подача

Первая волна панк-рока отличалась агрессивностью и более прогрессивным звучанием. Музыка сопровождалась драйвом, которого не хватало в 60-х. Особенностью становления жанра стало использование концепции DIY – «сделай сам». Существовали и предпосылки от других жанров, на становление punk rock повлиял паб-рок. Появлялось существенное количество независимых студий, в том числе Stiff Records.

Британский панк отвергал мейнстрим в рок-музыке, панк-революция началась в 1976 году. Лирика связывалась с напряженностью в государстве, некоторые песни указывали на отсутствие будущего. Панк-рок предназначался для выражения свободы. Типичными инструментами являются электрический бас, электрогитара, ударная установка. Отдельного внимания требует вокал, который предполагает мощь, энергичность, часто сопровождается криком. Песни короткие, исполнение быстрое, форма соотносится с рок-н-роллом. Поздние коллективы отходили от такой стилистики, что использовали в качестве основы хардкор. Сложные гитарные соло не применяются, партии искаженные, бочкообразные. Басовые линии несложные, обычно используется пик быстрой последовательности нот.

Стилистика и визуальная подача культуры отличается в зависимости от региона. Американское исполнение предполагало возврат к футболкам, джинсовым курткам, рваным джинсам и ботинкам «Доктор Мартинс». На сцене важно шокировать людей, сделать выступление более вдохновенным. На английской арене предпочтение отдавалось кожанкам с булавками, которые использовались Sex Pistols, Ричардом Хэллом (Richard Hell). Со временем обязательными атрибутами стали татуировки, пирсинг. Девушки часто носили «рабское снаряжение», аксессуары с шипами. Еще одним атрибутом стали волосы как элемент самоутверждения.

Теории становления punk rock

Существует несколько теорий становления панк-рока. Рассмотрим некоторые из них:

  1. Первая связывается с Ричи Валенсой (Ritchie Valens), который пришел к созданию мелодий в 3 аккорда. Каждый мог создать собственную группу через такую формулу, оставалось найти исполнителей. Среди первых мелодий по этому принципу выделяется The Stooges с композицией No Fun и The Ramones с Blitzkrieg Bop. Вырождение стиля связывалось с гаражными группами с более жестким звуком.
  2. Критики и историки выделяют такое понятие, как «прото-панк». Это считается уникальным явлением, которое не связывалось с другими жанрами. Среди первых андеграундных проектов выделяется The Velvet Underground. Музыкой, манерой одеваться и другими элементами косвенно повлияли на становление жанра. Неординарно воздействовал на сцену дуэт Suicid. К 1974 наработки стали объединяться и упорядочиваться, что явилось причиной появления панк-рока.

Отдельные источники отмечают, что появление стилистики идет от Sex Pistol. Но это пошло задолго до возникновения британского коллектива. К 1976 появляется подавляющее число исполнителей и групп: The Stranglers, Cock Sparrer, The Clash, Chelsea.

Термин punk rock

Слово «панк» в 16-18 веке использовался в качестве синонима к слову «проститутки». Это можно наблюдать в произведениях Уильяма Шекспира (William Shakespeare). Со временем подходы изменились, этимология связывалась с обозначением бандитов, хулиганов и гангстеров. Первое известное использование фразы «панк-рок» приписывается Эдду Сандерсу (Ed Sanders), учредителю группы Fugs. Музыкант цитировал собственный соль альбом как «панк-рок сентиментальность».

К 1970 Лестер Бэнгс (Lester Bangs) называл Игги Попа (Iggy Pop) «панк-стогом», а Алан Вега (Alan Vega) описывал посетителей собственных трибьютов «панк-массой». К 1971 музыкальный критик Грег Шоу (Greg Shaw) описывал композицию Guess Who в качестве панк-рок-н-роллом. В майском выпуске издания Creem в этом же году Дэйв Марш (Dave Marsh) использовал термин для описания творчества Mysterians. Отдельные гаражные акты в 70-х начали соотносить с понятием «панк-рок».

К 1973 году термин был широко распространен и использовался повсеместно. Уже к этому времени под заданным определением понимались гаражные группы 60-х, которые отличались более агрессивным звучанием. Решающая роль в становлении стал запуск журнала Ged Dunn Punk, который появился в 1975 году.

История становления панк-сцены

Истоки нью-йоркской панк-рок-сцены прослеживается в конце 60-х. Сосредоточение артистов началось в центре Mercer. Здесь выступали различные артисты New York Dolls, Уилко Джонсон (Wilko Johnson). Позже появляется клуб CBGB, где развивалась новая сцена. К середине 70-х проявляется феномен Ричарда Хэлла (Richard Hell), Патти Смит (Patti Smith), которые отреклись от принципов этики, стандартов. Стилистику подхватываются The Stooges, The Ramones, Blondie, Talking Heads.

К 1976 создается проект Voidoids, которая стала самой жесткой и бескомпромиссной. Весной Sire Records пишется дебютный альбом The Ramones в новой стилистике. Композиция Blitzkrieg Bop стала культовой и показательной. Другие города в США также влияли на становление музыкальной сцене. Это глэм-рок исполнители, куда попадают Виктория Вейн (Victoria Vein), The Thunderpunks. К 1976 появляется альбом Static Disposal, который стал классикой в новом жанре.

Параллельно в Австралии также развивалась схожая субкультура. Специфическая сцена возникла вокруг Radio Birdman и концертного зала Oxford Tavern. Позже появлялись другие местные залы, которые пользовались популярностью. В Британии punk rock развивался только после 1975 года, когда Малькольм Макларен (Malcolm McLaren) вернулся в Лондон. Он прославился популяризацией нового стиля одежды. Также он стал частью Sex Pistols, которые появились 6 ноября 1975 года.

Проект получил широкое освещение прессой, многие критики отмечали «хаос», который создан этой музыкой. Коллектив часто провоцировал массовые беспорядки, побоища своими выходками. После моду подхватили The Clash, The Damned, Buzzcocks и другие. В июле 1976 на британской сцене выступили The Ramones, которые дали импульс развития. Первой группой, которая смогла издать сингл стали The Damned с их композицией New Rose. Позже выходит We Vibrate от The Vibrators, Pogo Dancing от Криса Спеддинга (Chris Spedding).

Вторая волна панк-рока

К 1977 началась вторая волна панк-рока. Группы звучали по-разному, сохраняя общее состояние панк-музыки. В Северной Америке движение уходит в андеграунд, в Британии становится ключевым явлением музыкального мира. В США основная сцена была сосредоточена в Лос-Анджелесе, Сан-Франциско. Отдельного рассмотрения заслуживает Канада, где также появлялось существенное число проектов. В Нью-Йорке панк-рок угас и лишь небольшое количество исполнителей погружалось в стилистику.

В Британии направление развивалось более быстрыми темпами. Медиа-феномен захватывал молодежь, появлялось все большее количество релизов. EP Spiral Scratch стал проявлением этики DIY, а первый альбом Damned Damned Damned попал на #36 региональных чартов. Композиция White Riot с дебютного лонгплея The Clash забралась на #12. Сид Вишес (Sid Vicious) становится иконой панк-рок-сцены. Формировались и другие артисты по всем регионам страны. Возникает феномен пост-панка, музыка с отличной от агрессивной подачи punk rock.

Отдельные коллективы объединяли панк-рок со SKA, 2 Tone. Среди ярких представителей выделяется The Beat, Madness, The Specials. Период отличается борьбой со свободой слова. Многие артисты отмечали, что цензуре должно отводиться особое место. Другие рынки также продолжали углубляться в стилистику. В 1977 на EMI выпускается в Австралии альбом Saints (I’m) Stranded, а также появляется Ник Кейв (Nick Cave), который станет интересной фигурой мира пост-панка. Парижская субкультура основывается на творчестве Лу Рида (Lou Reed), а в Германии появилось движение Neue Deutsche Welle. Последнее основывалось на британском панке. Стилистика развивалась в Скандинавии, Японии, Индонезии, Мексике и Южной Африке.

Раскол панк-рока на поджанры

Развитие панк-рок музыки разделилось на несколько течений, среди которых:

  1. New wave (новая волна). В 1976 появилось ответвление, которое именовалось новой волной. Звучание отличалось от панк-рока больше мелодичностью, использование синтезаторов и других прогрессивных инструментов. Особых достижений в этом направлении достигли Blondie, Talking Heads, Go-Go’s. Новая волна стала сенсацией поп-культуры после становления телеканала MTV.
  2. Post-punk. В период с 1976 по 1977 во время разгара панк-движения, начали появляться группы, которые отличались экспериментами. Cabaret Voltaire, Throbbing Gristle и прочие музыканты перешли на более высокий уровень творчества. Лирика более темная, часто соотносилась с литературой. Прослеживаются отсылки от арт-рока. Дальнейшее развитие связывалось с трансформацией в готический рок.
  3. Hardcore. Эта ветка отличалась сверхбыстрыми, агрессивными ритмами, кричащим вокалом и политическими текстами. Жанр развивался в Штатах, В Южной Калифорнии. Среди ранних исполнителей выделяется Bad Brains, Dead Kennedys. К 1981 направленность стала доминирующей в Северной Америке.
  4. Oi! После возникновения явления панк-рока в Британии звук подвергался коммерциализации. Это стало причиной «бунта», который предрек отход отдельных исполнителей к уличному панку. Последующий начали именовать Oi!. Среди артистов выделяются Cock Sparrer, Angelic Upstarts, Cockney Rejects.
  5. Anarcho-punk. Анархический панк развивался наравне с ой-культурой и хардкором. Сцена развивалась в Британии, принципами стало преследование идеи анархизма и «сделай сам». Тексты наполнены социальным, политическим содержанием, часто отражали неравенство и военное насилие. Движение позволило выделить несколько поджанров, которые зависели от политического уклона.
  6. Pop-punk. Это коммерческий панк-рок, который появился в конце 60-х годов. Здесь выделяется большое количество проектов, которые объединили новшества с поп-культурой. Музыка отличается большей мелодичностью, появлением прогрессивных инструментов.

Панк-рок пересекается с другими жанрами. Сюда попадает synth-punk, garage punk.

Влияние и развитие прочих направлений

Punk rock стал основой для развития других музыкальных жанров более позднего времени:

  1. Alternative rock. Андеграундный панк-рок вдохновил большое количество групп, которые эволюционировали в сторону альтернативного рока. Появлялись независимые проекты индустриальной направленности. Музыканты сохраняли субкультурную идентичность. Проекты Sonic Youth, Pixies завоевывали популярность, а крупные лейблы стремились извлечь выгоду.
  2. Emo. Первоначально рассматриваемое движение было частью панк-сцены, которая затрагивала эмоциональную лирику и более мягкое звучание. Название emocore впервые проявился в композициях коллективов Embrace, Rites of Spring. В 90-х большинство проектов причислял к инди-року и поп-панку.
  3. Riot Grrrl. Это направление завязано с феминистическим движением, которое перенимало ценности и риторику панк-рока. Представителями этого явления считаются Mecca Norma, Heavens to Betsy, Bikini Kill. Лирика посвящается неравенству между полами, культурологические проблемы.

Существуют и другие поджанры, которые прямо или косвенно перенимали основы punk rock.

Развитие punk rock в 90-х и мировой успех

К 90-м панк-рок укоренился в западной культуре, маркетологи провели тщательную коммерциализацию, что позволило извлечь выгоду от стилистики. В 1993 появляются Bad Religion, Green Day, которые подписывают крупные контракты. К 1994 Epitaph пишет песни Punk in Drublic, Let’s Go by Rancid, которые получили статус «золото». К середине 90-х воссоздаются 2 tone исполнители, которые стали элементов второй волны панка.

В 2000 появляется множество интересных релизов, которые попадают на лучшие позиции чартов Billboard Hot 100. Критики обнаружили появление существенного количества подростковых проектов, которые стремятся полностью или частично перенять элементы punk rock. Сегодня классическое понимание панк-рока отсутствует, обычно применяются наработки второй волны жанра.

Источник

Читайте также:  Зараженность спид по странам
Оцените статью
Панк-рок
Направление: рок
Истоки: рок-н-ролл, рокабилли, глэм-рок, прото-панк, гаражный рок
Место и время возникновения: 1974-1976 гг., США и Великобритания
Годы расцвета: 1976—1979
Поджанры: