Вояж по литературным местам Парижа
Атмосфера Парижа всегда притягивала и вдохновляла творческих людей: художников, архитекторов, писателей – на создание великих произведений искусства. Многие писатели отобразили жизнь и достопримечательности Парижа в своих книгах. Предлагаю отправиться в путешествие по литературным местам столицы Франции и открыть для себя новые места.
Творческий расцвет Парижа пришелся на 20-е годы прошлого века. Писатели и художники приходили в кафе, которые впоследствии назывались литературными, чтобы обсудить идеи своих будущих произведений, новые сюжеты и средства выразительности.
В литературном кафе Le Procope можно попить кофе за столиком, за которым сидели Виктор Гюго и Оноре де Бальзак. По одной из легенд, сюда приходил даже Наполеон Бонапарт.
В уютном Café de Flore проводили время Пабло Пикассо и Эрнест Хемингуэй. Современный французский автор Фредерик Бегбедер прославил кафе премией Флоры – победителей награждают за вклад в киноискусство. Café de Flore в стиле арт-деко оборудовано мебелью из красного дерева.
В компании Фрэнсиса Скотта Фицджеральда Эрнест Хемингуэй посещал бар отеля Ritz (нынешний Bar Hemingway). Не обошел он вниманием и ресторан Polidor, в котором и сейчас подают его любимые блюда. Меню заведения сохранилось с 1845 года. Студенты Сорбонны – частые гости заведения.
Хемингуэй жил в Париже всего несколько лет, но город навсегда проник в его душу и сердце. Писатель проводил много времени за творчеством в кафе Le Dôme и La Rotonde. В романе «И восходит солнце» он писал: «Какое бы кафе на Монпарнасе вы ни назвали шоферу, садясь в такси на правом берегу Сены, он все равно привезет вас в «Ротонду». Хемингуэй любил гулять по Люксембургскому саду по пути к своей творческой наставнице Гертруде Стайн, которая разглядела в журналисте будущего писателя. В Люксембургском музее Хемингуэй часами любовался картинами Сезанна, а потом посещал Brasserie Lipp в квартале Сен-Жермен. Здесь до сих пор можно ощутить любимый писателем парижский дух.
На улице Odéon Хемингуэй познакомился с владелицей книжной лавки «Shakespeare and Company» Сильвией Бич. Он приходил к ней за книгами и там же работал над своими произведениями. В наши дни одноименный книжный магазин, пропитанный старинной английской атмосферой, расположен в неприметном уголке на 37 rue de la Bûcherie прямо через дорогу от Нотр-Дам де Пари. Магазин можно увидеть в фильме «Полночь в Париже». Новые книжные издания, открытки с французскими видами сочетаются со старыми книгами, выставленными на улице. Французам не нужно переплывать Ла-Манш, чтобы купить книги в оригинале, – «Shakespeare and Company» 100% на английском. После покупки книги бесплатно упаковывают в бумажный пакет со штампом – фирменным знаком магазина.
«Если тебе повезло, и ты в молодости жил в Париже, то где бы ты ни был потом, он до конца дней твоих останется с тобой, потому что Париж – это праздник, который всегда с тобой», – так писал в своем письме другу Эрнест Хемингуэй.
Обложка книги о жизни Хэмингуя в Париже
В литературном маршруте стоит отметить сооружение эпохи средневековья – Собор Парижской Богоматери. Когда В. Гюго работал над своим романом «Собор Парижской Богоматери», Нотр-Дам де Пари планировали снести или модернизировать. Его книга стала толчком к восстановлению собора, а на строительство потребовалось почти двести лет. Писатель отмечал сходство формы строения с первой буквой своей фамилии («Н» в написании по-французски). Многочисленные витражи окон собора – единственный источник света в здании. Около семисот лет трехметровые скульптуры химеры красуются на фронтоне собора и напоминают героя романа – горбуна Квазимодо.
Для знакомства с жизнью и творчеством писателей в маршрут вояжа включаем литературные музеи. Они открыты для бесплатного посещения как муниципальные.
Дом-музей Виктора Гюго был открыт к столетию со дня рождения писателя и работает с 1902 года. Рано прославившийся Гюго приехал в особняк XVII века и около 16 лет прожил со своей семьей в апартаментах на втором этаже (1832 – 1848 гг.). Именно здесь он написал свои произведения «Отверженные», «Мария Тюдор», «Песни сумерек». На экскурсии вы узнаете о жизни Гюго, увидите предметы интерьера его квартиры, рисунки и литографии, отражающие творчество писателя. Интересный факт: Александр Дюма описал Миледи, героиню книги «Три мушкетера», в стенах здания, где находится дом-музей.
В районе Пасси, бывшем пригороде Парижа, обязательно посетите Дом-музей Оноре де Бальзака. В течение семи лет (1840 – 1847 гг.) он снимал жилье в старом доме, единственном сохранившемся из тех, где жил. По одной из легенд, чтобы попасть к господину Бриньолю (тайное имя Бальзака), гости должны были произнести пароль. Экспозиция познакомит с жизнью и творчеством писателя, а также его музой Эвелиной Ганской. В музее Бальзака проводятся литературные вечера и концерты.
Музей романтической жизни свое название получил, потому что собирал деятелей романтического течения в искусстве: Фредерика Шопена, Чарльза Диккенса, Ивана Сергеевича Тургенева. В 1830 году на Монмартре в доме, где сейчас находится музей, поселился художник Ари Шеффер. Писательница Жорж Санд была другом и частой гостьей хозяина дома. Здесь можно увидеть не только картины художника, но и личные вещи писательницы. Долгое время Музей романтической жизни, основанный потомками Ари Шеффера, был частным, но в 1983 году его коллекции стали собственностью французского государства.
В пригороде Буживаль в 1874 году писатель Иван Сергеевич Тургенев приобрел имение, которое назвал Ясени – по многочисленным произраставшим в окрестностях деревьям. Гюстав Флобер, Эмиль Золя, Ги де Мопассан, Михаил Салтыков-Щедрин приходили к нему в гости и обсуждали творчество и книжные новинки. Во французский период, проживая в своем любимом шале, Тургенев написал роман о революционных народниках «Новь» и перевел произведение Гюстава Флобера «Искушение святого Антония». В доме-музее воссоздан интерьер кабинета писателя: письменный стол, книжный шкаф эпохи Наполеона III с редким собранием произведений, личное фортепиано. Постоянные выставки знакомят с русским и французским периодами жизни Тургенева и его жены Полины Виардо.
В Париже ежегодно проводятся книжные и литературные ярмарки. Например, в марте 2018 года Россия стала важным гостем одной из крупнейших книжных ярмарок Европы – 38-го Парижского книжного салона Libre Paris. Жители и гости французской столицы посетили организованные в честь знаменитых русских писателей Тургенева, Горького, Маяковского мероприятия, а также театральные мастерские и посмотрели российские фильмы. На фестивале вниманию гостей представили первые четыре тома из 100-томной «Библиотеки русской литературы на французском языке».
Каждый творческий человек видит Париж по-своему. Литературные кафе, музеи, места, описанные в книгах писателей, открывают город с новой стороны. И если нет возможности посетить город лично, чтение книг поможет увидеть его глазами авторов.
Для меня Париж – город, пропитанный творчеством писателей и художников, звуками музыки, историей эпох и знаменитых людей.
Источник
Литературные прогулки по Парижу
ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРОГУЛКИ ПО ПАРИЖУ(статья).
Я была в Париже не один раз, вот почему отважилась предложить путешествие по этому удивительному городу. Путешествие предлагаю по страницам романов, которые и познакомят с прекрасным городом Парижем. Надеюсь оно будет увлекательным.
Всё, что занимает, волнует, интересует, можно найти в романах. Действие романа складывается из множества эпизодов, отображающих повседневность, и в эту повседневность входит путешествие по Парижу, и писатель ведёт своего читателя по улицам, театрам, историческим местам Парижа, по магазинам, галереям, рынкам. И чем выше мастерство писателя, тем интереснее получается путешествие. Париж интересен в любое время года, воздух города пропитан любовью, и парижские улицы окутаны дымкой желаний и грёз.
Читая роман, сопоставляем одни события с другими, сопоставляем описание улицы, или памятника, или дворца, и в каждом сопоставимом варианте отыскиваем то, что более интересует, или восхищает, или не оставляет равнодушным. А Париж – город, по которому можно гулять бесконечно. И такая прогулка никогда не наскучит, потому что прогулка по улицам Парижа не уступает прогулке по любой выставке. Париж служит учебником по истории архитектуры от времен галлов и римлян до нашей современности.
Из книг узнала много интересного, например, как в своё время бежал Мопассан от «железного чудовища» Эйфелевой башни. Как вырос, окруженный знакомыми домами старого Парижа, громадный «химический завод», который оплетён мощными голубыми, красными, белыми, жёлтыми, зелёными, чёрными трубами. В этой огромной машине — Культурном Центре Жоржа Помпиду по трубам, вынесенным на внешнюю сторону здания, подаётся воздух, вода, проходит канализация, по белым трубам двигаются эскалаторы, поднимая и спуская людей.
В книгах, с помощью которых предлагаю вам совершить путешествие, описана жизнь уже сама по себе прекрасная. Эта жизнь наполнена преодолением трудностей, встречающихся на жизненном пути, борьбой за выживание, но она прекрасна, потому что рядом живут произведения искусства, живёт красота, живёт история, живёт благодарность французов за свою столицу, живёт гордость жителей своим городом. Парижу посвящены книги, авторы которых много внимания уделяют описанию жизни в Париже, его зданиям, соборам, памятникам, достопримечательностям.
И нет ничего удивительного в том, что одни читатели наслаждаются переплетениями человеческой мысли, когда автор предлагает путешествие по городу, другие наслаждаются прочитанным, отбирая всё самое вкусное, то есть путешествия по кафе, ресторанам, рынкам. Ведь у каждого свое мнение, и в этом читатель прав. Вот такое многогранное путешествие предлагают нам писатели.
Вставая на путь путешествия не нужно опасаться того, что маршрут нагружен неизвестностью. С помощью авторов книг можно узнать, что это за город — Париж!? Всегда человек испытывает непреодолимую потребность в литературе, в романе, верном средстве художественно исследовать настоящую жизнь, увиденную писательским воображением. Немаловажное средство подружиться с писателем -понять мир, в который вовлекает писатель, и ринуться за ним в путешествие, ведь благодаря писателям возник образ Парижа.
Взглянем на карту мира. Сколько городов! А все стремятся в Париж! В Париж – один из наиболее своеобразных, неповторимых городов мира, где обширные торжественные ансамбли, здания в стилях ренессанса и классицизма, парки и скульптура, парадные площади, бульвары и проспекты соседствуют с уютными, живописными набережными, скверами, улочками, восходящими к средним векам, со скоростными автомагистралями, районами новых зданий и небоскрёбов. Магистрали пересекаются широкими кольцами бульваров, проложенных на месте бывших крепостных стен. Париж был и остается городом, куда все стремятся приехать. Хоть раз в жизни побывать в Париже. И в прошлом, и в настоящем, в Париж едут учиться, работать, жить. Едут художники, поэты, писатели, композиторы. Миф о Париже складывался на протяжении многих веков. Чем же привлекает этот город? Чтобы ответить на этот вопрос, будем путешествовать по тем местам, которые служили опорными пунктами многим знаменитостям, проживавшим в то или иное время в Париже.
«Вы увидите сказочный город,
О котором молились века,
И душа позабудет укоры,
И усталая дрогнет рука.
В Люксембургском саду у фонтана
Вы пройдете по дальней меже
Под широкой листвою платанов,
Как Мими из романа Мюрже…»
Путеводителем по Парижу был и остаётся роман Жюль Верна «Париж в XX веке». Это как бы новое произведение, так как рукопись была обнаружена лишь в 1994 году и напечатана во Франции, у нас роман появился в 1995 году. Однако роман написан молодым писателем, но в то время издатель отказался печатать роман, поэтому рукопись была заброшена. В романе изображается будущее общество, каким оно, по мнению писателя, станет через сто лет, даётся представление о направлении технического прогресса. История происходит с Мишелем, который остаётся один в жизни и вынужден жить с дядей, в его семье. Мишель – поэт, но это сейчас никого не интересует. Он получает литературную премию, его высмеивают. Дядя даёт ему работу в своей компании. Он не годится для этой работы, потому что ничего не понимает в технике, в конце концов, дядя его выгоняет. В доме второго дяди, но бедного, он знакомится с внучкой своего учителя Люси и влюбляется. Мишель идёт с рекомендательным письмом к знакомому дяди, его принимают на работу, но и там он не справляется. Его переводят из отдела в отдел. Он не выдерживает и уходит, у него есть немного денег. Уезжая из Франции друг, оставляет ему деньги и уступает квартиру, за которую уплачено вперёд. И Мишель пишет стихи. Он никуда не выходит, только бывает у Люси, и никому не говорит о себе. Вскоре средства, которыми он располагал, иссякли. Он обошёл многих издателей, но ни один не пожелал даже прочесть его рукопись. Он покупает на последние деньги букет цветов для Люси, а оказывается, что Люси уехала. Всю ночь Мишель блуждает по Парижу, то бежит, а то с трудом тащится. Весь путь описан (это и есть путеводитель). И вот он на кладбище Пер-Лашез. Поднимаясь все выше и выше, ему открылся Париж. «О Париж!» — вскричал он, о Люси, прошептал он, теряя сознание и падая в снег».
В богатой истории Франции немало страниц занимают перевороты и революции. В самый разгар революции прибыл в Париж Н.М.Карамзин, что описано в библиографическом очерке Е.Соловьева «Карамзин. Его жизнь и научно – литературная деятельность». В Париж Карамзин приехал 27 марта 1790 года. Бастилия была уже разрушена. Однако, это всё не произвело на него особенного впечатления, он даже не задумывался над страшной исторической драмой, его интересует литература, искусство, сам город! Парижские впечатления Карамзина: «Париж есть город единственный. Нигде, может быть, нельзя найти столько материй для философских наблюдений, как здесь; нигде столько любопытных предметов для человека, умеющего ценить искусства; нигде столько рассеяний и забав».
В своей книге «Письма русского путешественника» Н.М.Карамзин пишет: Мы приближались к Парижу. Вот он, — думал я, — вот город, который в течение многих веков был образцом всей Европы, источником вкуса, мод. Город, имя которого произносится с благоговением учёными и неучёными, философами и щеголями, художниками и невеждами, в Европе, в Азии, в Америке, в Африке. Имя стало мне известно почти вместе с моим именем, о котором так много читал я в романах, так много слышал от путешественников, так много мечтал и думал! Вот он! Париж! Или «Я в Париже!» — говорю сам себе и бегу из улицы в улицу, из Тюильри в поля Елисейские, вдруг останавливаюсь, на всё смотрю с отменным любопытством. Что было известно по описаниям, вижу теперь собственными глазами – веселюсь и радуюсь живою картиною величайшего, славнейшего города в свете, чудного, единственного по разнообразию своих явлений. Любопытство моё насыщается, а после будет время рассуждать, описывать, хвалить, критиковать». Очень интересно описывает Карамзин Лувр, Тюильри, Пале-Рояль, Версаль, сад Люксембургский был некогда любимым гульбищем французских авторов, которые в густых и тёмных его аллеях обдумывали планы своих творений.
А теперь «Пойдёмте по Парижу, посмотрите, какая во всём жизнь. Француз умрёт без публичных мест своих: посмотрите на эти тысячи кофейных, они все полны; там увидите вы семейства целые, женщин, детей. Парижанин мало живёт дома: ему необходимо это множество литературных кабинетов, кофейных, рестораций. Ступайте в Пале-Рояль, под прохладную тень каштанов, там в любое время найдёте вы сотни людей за журналами. Посмотрите общественные заведения Парижа: в Париже всё публично, всё открыто», — пишет в книге «Русский в Париже» В.П.Боткин.
Ирвин Стоун, видимо, наслаждался Парижем, потому что в каждом произведении по-новому рассказывает о городе: «Кто обошёл город, тот побеждает его, овладевает им столько же полно, как мужчина женщиной. Я хочу овладеть Парижем так же, как осваивал новую книгу, осмотреть каждую улицу, лавку, толпу, как если бы это был осаждённый город, а я ворвавшийся в него», — думал герой романа «Страсти ума или жизнь Фрейда». Герой романа прошёл к Сене, побродил вдоль набережной, восхищаясь архитектурой министерств на Кэ д’Орсе, перешёл реку по мосту Александра III и оказался на широких, окаймлённых деревьями Елисейских полях. Бульвар был залит светом и усыпан листвой, пестревшей разноцветьем красок. Зная, что Париж в два-три раза больше Вены, был поражён тем, что улицы тянутся на километры. Дойдя до площади Этуаль, откуда начинаются Елисейские поля, он перешёл на другую сторону холма, на котором стояла арка, и начал спускаться к Булонскому лесу. Восхищаясь потоком янтарного света, заливавшего город, он отправился к бульвару Сен Мишель. Всё в Париже казалось новым, иным, поразительным и в то же время…цельным. В отличие от Вены Париж был городом, не пытавшимся подражать различным стилям и цивилизациям. Париж был сам собой, был французским. Ему стало понятно, почему венцы говорили: «Быть в Париже — значит быть в Европе», осознавая, что Вена ещё не Европа. А Париж был «отцом городов». Зигмунд устал, но чувствовал себя победителем, ибо каждый пройденный им квартал стал кварталом, каждое осмотренное им здание не было архитектурно чуждым; Сена, мосты, парки стали близкими ему. Он дошёл до перекрёстка улицы Медичи и бульвара Сен Мишель, до входа в Люксембургский сад, где было около десятка кафе. Он прошёл через сад Тюильри в Лувр и начал осмотр с залов греческой и римской скульптуры. Выйдя из музея, он повернул на площадь Согласия, где высился Луксорский обелиск, полюбовался искусно вырезанными на камне фигурами птиц и людей, иероглифами».
«Наконец улица Монмартр влилась в великолепный широкий бульвар Монмартр с его огромными универмагами и пассажами. Этот бульвар через несколько кварталов, называвшийся уже Итальянским, вёл к площади Оперы и был одной из главных артерий города. Три главных ориентира столицы — Опера в центре, Собор Парижской богоматери на востоке и Триумфальная арка на западе — высились, мерцая в утреннем свете, подобно огромным курганам, выложенным разноцветными каменьями».
«Что делает Париж таким чудесным? – Это вечная тайна. Дело, кажется, в характере французов. Им свойственно чувство свободы и терпимости, лёгкое и весёлое отношение к жизни…» — пишет Ирвин Стоун в романе «Жажда жизни». А в романе «Страстное путешествие или Жизнь художника» его герой уезжает из своего маленького городка в Париж, для него Париж был первым большим городом. Как ошеломил контраст между его городом и Парижем. « Пройдя полдюжины кварталов на юг к привлекавшему его куполу Оперного театра, он впервые осознал, что и архитектура — столь же эмоционально волнующее искусство, как живопись и литература. Каменные здания – некоторые из них стояли уже столетия – отличались солидностью форм и гармонией рисунка. Он обошёл вокруг величественного здания Оперы, восхищаясь его устройством, продолжил свой путь по широкому бульвару Капуцинок, где привлекшие его внимание француженки входили и выходили из дорогих лавок, затем заглянул на пару минут в торжественный сумрак церкви Мадлен, выстроенной, как он отметил для себя, по образцу римских храмов. Стоя у фонтанов площади Согласия и глядя на прекрасные здания, окаймляющие Елисейские поля, он понял, что здесь, в Париже, культурном и художественном центре западного мира, вечность несёт в себе вдохновляющую слаженность традиции, утонченность».
У Ги де Мопассана, в романе «Наследство» Париж ассоциируется с ощущением близости женщины, нежным очарованием молодой девушки. «И что-то вроде поэтического чувства подымалось в его душе при виде огромного Парижа, простирающегося перед ним, освещённого, живущего своей ночной жизнью, жизнью наслаждений и разгула. Ему казалось, что он господствует над этим городом, парит над ним. И находил, что было бы восхитительно каждый вечер облокачиваться на этом балконе рядом с женщиной, любить друг друга, целоваться и обниматься здесь, — совсем близко к звездам, над этим обширным городом, над той любовью, которая царит там внизу, над всякими вульгарными удовольствиями, над всякими заурядными желаниями».
В серии биографий (ЖЗЛ) «Золя» А. Пузиков пишет о Париже: « Париж огромен, переполнен всевозможными развлечениями, памятниками, прекрасными женщинами. Без диплома, без какой-либо профессии, без поддержки, живет Золя в Париже, в этом городе, очень красивом, но равнодушном к таким юношам, как он». И еще: « Созерцание Парижа всегда вдохновляло Золя». Поэтому Золя с такой любовью писал о Париже в каждом своем романе. В романе «Страницы любви» щедро, ярко описан многоликий Париж – будничный и праздничный, Париж рассветный и закатный, его улицы и закоулки, проспекты и фешенебельные салоны. Элен наслаждается созерцанием Парижа из окна: «Она не могла наглядеться на него. Он был бездонно глубок и изменчив как океан, детски ясен в часы утра и охвачен пожаром в час заката. Париж расстилался, необъятный, как небо. В это сияющее утро город, желтея на солнце, казался полем спелых колосьев. В гигантской картине была простота – только два тона: бледная голубизна воздуха и золотистый отсвет крыш. Посередине ширилась и царствовала Сена в рамках своих серых набережных. Она не в силах была отвести глаза от её величайшего течения. Среди домов, беспорядочно расползавшихся во все стороны, течение реки раздваивалось; мосты по обе стороны Старого города превращались в нити, протянутые от одного берега к другому, и отливавшие золотом башни собора Парижской богоматери высились на горизонте, словно пограничные знаки. Ослеплённая, Элен отвела глаза от этого блистающего сердца Парижа, где, казалось, пламенела вся слава города. Она продолжала вглядываться в Париж, уже не пытаясь ознакомиться с ним. Это было так сладостно – иметь его перед глазами и ничего о нём не знать. Он ширился. Он был – жизнь».
В «Дамском счастье» вся жизнь героев происходит в Париже. «В этот ночной час «Дамское счастье», сверкавшее, как раскалённый горн, окончательно покорило девушку. В большом городе, почерневшем и притихшим под дождём, в этом неведомом ей Париже оно горело, как маяк, оно казалось ей единственным светочем и средоточием жизни. Она замечталась о будущем, о службе в этом магазине».
Читая роман «Творчество» невозможно избавиться от впечатления, что на наших глазах рождается Париж, который видели Кристина и Клод — «Париж лежал перед ними, и они жаждали обладать им. Париж пьянил их. Величественный Париж стал сообщником их неиссякаемой радости в этой излюбленной, без конца повторяемой прогулке вдвоем вдоль старых каменных парапетов. Как только они переходили мост Луи-Филиппа, перед ними разворачивалась бесконечная панорама набережных. Пять арок моста Нотр-Дам, единая арка Аркольского моста, мост Менял, потом Новый мост. По обеим сторонам реки, и справа и слева, открывалась далёкая перспектива Севастопольского и Дворцового бульваров. Они как бы вечно стремились к Парижу, никогда его не достигая».
Интересно представлен Париж в романе «Чрево Парижа» глазами Флорана: «Он опять видит Париж – откормленный, великолепный, заваленный пищей в предрассветном мраке. Он снова видел перед собой сияющие окна на бульварах, хохочущих женщин, город — чревоугодник, и ему казалось, что всё это разрослось, расцвело пышным цветом в грандиозности рынка, чьё исполинское дыхание, затруднённое от не переваренной вчерашней пищи, он уже различал. Ослеплённый, утопающий, со звоном в ушах, подавленный всем этим зрелищем, предвидя ещё новые и нескончаемые бездны наступающей на него пищи, он взмолился о пощаде; его охватила безмерная тоска при мысли, что он обречён на голодную смерть здесь, в сытом городе Париже, в этом искромётном пробуждении рынка. И горячие крупные слёзы брызнули из глаз Флорана».
С каждой книгой мы шагаем по Парижу, шагаем вперед! И узнаем много интересного. Виктор Гюго в романе «Собор Парижской богоматери» рассказал историю не только Парижа, но и Собора. «Париж триста пятьдесят лет тому назад, Париж XV столетия был уже городом – гигантом. Как известно, Париж возник на древнем острове Ситэ, имеющем форму колыбели. В течение нескольких веков Париж существовал как остров с двумя мостами – одним на севере, другим на юге, и с двумя мостовыми башнями, служившими одновременно воротами и крепостями. Город, подобный Парижу, растёт непрерывно. Только такие города и превращаются в столицы. Это воронки, куда ведут все географические, политические, моральные и умственные стоки страны. Куда направлены все естественные склонности целого народа. Это кладези цивилизации и в то же время каналы, куда, капля за каплей, век за веком, без конца просачиваются и где скапливаются торговля, промышленность, образование, население – всё, что плодоносно, всё что живительно, всё, что составляет душу нации».
Какой интересный Париж у Гюстава Флобера в романе «Госпожа Бовари». «Она купила план Парижа и, водя пальцем, гуляла по городу. Шла бульварами, останавливалась на каждом перекрёстке, перед белыми прямоугольниками, изображавшими дома», и «Теперь в глазах Эммы багровым заревом полыхал необозримый, словно океан, Париж. Слитная жизнь, бурлившая в его сутолоке, всё же делилась на составные части, распадалась на ряд отдельных картин. Из них Эмма различала только две или три, и они заслоняли все остальные, являясь для неё изображением человечества в целом. Ей хотелось умереть и в то же время хотелось жить в Париже».
В романе «Бремя страстей человеческих» Сомерcет Моэм пишет: «Он вошёл в Люксембургский сад. Пейзаж был строгий, изысканный, природа причёсана и одета, но с таким вкусом, что рядом с ней непричёсанная и неодетая показалась бы варварством. Филипп был очарован. Его волновало, что он стоит на месте, о котором столько читал, — земля эта была для него священна; он чувствовал такое же благоговение, какое испытывает старый знаток античности, глядя впервые на ласковую долину Спарты».
В «Путешествие по Европе» Д.И.Фонвизин выражает свое мнение о Париже словами: — Ни в чём на свете я так не ошибался, как в мыслях моих о Франции. Париж отнюдь не таков, чтобы быть от него без памяти. Здесь все живут не весьма целомудренно. Спектакли все сверкают от алмазов. Не могу сказать, чтоб я теперь знал Париж совершенно, ибо надобно жить в нём долго, чтоб хорошенько с ним познакомиться. Париж может по справедливости назваться сокращением всего мира. Жители парижские почитают свой город столицею света, а свет – своею провинцию. Внутреннее ощущение здешних господ, что они дают тон всей Европе, вселяет в них гордость. Что ж принадлежит до спектаклей, то комедия возведена на возможную степень совершенства. Нельзя, смотря её, не забываться до того, чтоб не почесть её истинную историю. Комедия – есть лучшее, что я в Париже видел. Трагедию нашел посредственною. Оперу можно назвать великолепнейшим зрелищем. Декорации и танцы прекрасны. Забава есть один из предметов желаний французов. Франция сделалась моделью вкуса и соблазном нравов для всей Европы».
Оноре де Бальзак в «Шагреневой коже» писал: — Если в Испании есть бой быков, если в Риме были гладиаторы, то Париж гордился своим Пале-Роялем, в котором раззадоривающая рулетка даёт насладиться зрелищем крови, текущей потоками и не грозящей, однако, замочить ноги тех, кто сидит в партере.
Что пишет в романе «Парижане и парижанки» Александр Дюма (отец)? – «Разумеется, мы с удовольствием любовались этими домами с выступающими и остроконечными крышами, фасады коих смотрели на прохожих, как бы говоря вашим предкам, что их хозяева – важные особы, этими зданиями, потемневшими от времени, с нарисованным или высеченным изображением Мадонны на углу – повествующими о религиозном и наивном искусстве средневековья. Этими узкими улочками с их контрастом света и тени, излюбленным сюжетом живописцев, этими башенками с чёрно — серыми заострёнными крышами, украшенными флюгерами, застывшими, словно подлинные вехи крепостной стены Карла VI. Ещё несколько лет, и от семнадцати прошедших веков, начиная с терм Юлиана и заканчивая Триумфальной аркой на площади Звезды, от всех этих разрушенных памятников не останется ничего кроме воспоминания, смутного и неопределённого, как тень, уцелевшего лишь в памяти некоторых фанатичных поклонников живописной красоты».
Насыщенно описывает свою жизнь в Париже Айседора Дункан в книге «Моя исповедь»: «Мы ходили в Лувр каждый день, мы посещали Собор Парижской богоматери, музеи Клюни, Карнавале. Я была особенно восхищена группой Карпо перед зданием Оперы и фигурой на Триумфальной арке. Не было статуи, перед которой мы не стояли с немым благоговением; наши юные американские души стремились ввысь от радости, Мы, наконец, вкушали ту культуру, к которой так долго стремились. Я тогда мечтала найти новое движение, от которого бы родилась серия движений, независимых от моей воли, но являющихся бессознательной реакцией на первое движение. Я приехала в Европу, чтобы возродить религию через танец, чтобы научить познанию Красоты и Святости человеческого тела при помощи движений».
В «Капитане Фракасс» Теофиль Готье заявляет: «Щедротами наших королей Париж день ото дня становится красивее, к великому изумлению чужеземных гостей, которые, воротясь домой, рассказывают о нём чудеса, в каждый свой приезд, находя его похорошевшим, выросшим, обновленным».
Автор современного романа «Под небом Парижа» Мелани Кертис отправляет свою героиню от площади Пляс Этуаль: «её старенький синий «Пежо» вырвался, наконец, из пробки на площади Пляс Этуаль и выехал на авеню Гранд Армэ, удачно вписавшись в новый транспортный поток. Теперь уже по прямой, никуда не сворачивая. По авеню Шарль де Голль, через Сену по мосту Понт Нейи в район звёздного скопления модернистских офисов Дефанс. К сдвоенному высотному параллелепипеду здания, стоявшему в окружении оригинальных построек со звучными именами «Манхеттен», «Афины», «Аврора». Все же удачная идея – не портить исторический облик города всякими архитектурными новациями и излишествами, а вынести всё это в отдельный пригородный район, превратив его в своеобразную выставку современной архитектуры.
А вот Париж глазами Бальзака в книге «Ошибка Оноре де Бальзака» Натана Рыбака. «Бальзак стоял на горе, и у ног его на берегах Сены лежал Париж, коварный и ещё непобеждённый зверь, грозящий обмануть, изувечить его. Глаза Бальзака прозорливо всматривались в самые глубокие и далёкие закоулки, они одним взлётом, словно одним взмахом орлиных крыльев, охватывали пространство между Вандомской колонной и куполом Дворца Инвалидов, где жил высший свет, куда он хотел войти полновластным, сильным, требовательным и уверенным. Он бросал туда пламенные взгляды, стремился в эти кварталы». Здесь же он пишет: «Берегите искусство и язык, ибо, когда вы перестанете существовать, то будете жить в ваших творениях, которые никогда не умрут, и даже если наша страна исчезнет, скажут людям: здесь была Франция».
Валентин Пикуль в романе «Париж на три часа» повествует, что на целых три часа Париж был отдан во власть республиканцам. Клод Франсуа Мале – генерал. Париж был отнят у императора Наполеона, и кем же? Республиканцем. В то время, когда Наполеон шествовал по Европе, наводя ужас. Наполеон тогда сказал: — с этими французами, как и с женщинами, нельзя разлучаться на долгое время: они обязательно изменят. Генералу было за пятьдесят. Сухощавый и ладно собранный, Мале казался изящным, как юноша. Уроженец гористой Юры — он был стремителен в поступках и порывист в жестах, но поступь имел плавную, почти неслышную. Крупные, как миндалины, вишневого оттенка глаза, седые волосы, сочный смех. Речь его звучала всегда гортанно и певуче. Мале видел в Бонапарте непомерное честолюбие и алчность к абсолютной власти. Вот почему он пытался отнять Париж у императора Наполеона, чтобы вернуть его законному владельцу – народу Франции.
А у Эдмунда Уайта в книге «Прогулки по городу вечной весны» написано: «Разнообразие Парижа – под стать энергичности, ненасытности и страстности его населения. В Париже действительно красивы все районы. Они очаровывают и пленяют неожиданными развлечениями и удовольствиями, особенно первые восемь округов, что, как раскрывающийся веер, расходятся от Сены. Это Париж классический, границы которого задают Триумфальная арка и Эйфелева башня на западе, и площадь Бастилии и Пантеон – на востоке. Все достопримечательности в пределах этого параллелограмма достойны того, чтобы обойти их пешком, начиная с двух речных островов – острова Ситэ и острова Сен-Луи. А дальше — пройти по бульвару Сен- Жермен от острова Сен-Луи в самый центр Сен-Жермен-де-Пре. Париж нужно осматривать, неспешно гуляя по нему пешком и в одиночку, поскольку только неторопливый шаг способен раскрыть все богатые (пусть и безмолвные) подробности этого мира». У меня,- говорит автор книги,- два любимых музея. Один из них – особняк Лозен на аскетически красивой набережной Анжу острова Сен-Луи. Это даже не музей, а превосходно отреставрированный городской дом семнадцатого века, в котором столичные власти устраивают щедрые приёмы для знаменитостей. История дома насыщена захватывающими событиями и бедами. Второй музей — музей Гюстава Моро, которого окружает не менее сильная аура. Дом Моро притягивает и реальных людей и литературных героев. Известность Моро снискал в 1864 году (своим первым шедевром «Эдип и сфинкс» — сегодня эта картина принадлежит музею «Метрополитен»). Париж был задуман, распланирован и сохранён волей королей, императоров и деспотичных президентов.
Эрнест Хемингуэй пишет в письме другу: «Если тебе повезло и ты в молодости жил в Париже, то, где бы ты ни был потом, он до конца дней твоих останется с тобой, потому что Париж — это праздник, который всегда с тобой».
Романов о Париже тысячи. Среди классических произведений « Парижские тайны» Эжена Сю, «Отверженные» Виктора Гюго. В романе Эрнеста Хемингуэя «Праздник, который всегда с тобой», воскрешён Париж двадцатых годов. Симона де Бовуар писала о Париже всех периодов своей жизни – когда она была ребёнком, студенткой, интеллектуалкой, феминисткой и спутницей Сартра. Парижу посвящены книги: «Сила зрелости», «Сила вещей», «Мандарины», «Старость». Главным действующим лицом является Париж в «Фальшивомонетчиках» Андре Жида. «Дом в Париже» Элизабет Бауэн – шедевр повествовательного искусства, сталкивает Париж с Корком, а прошлое – с настоящим. «Женатый человек» Эдмунда Уайта – хвалебная песнь современному Парижу. «Свет в сумерках» Питера Гадола представляет фантастический Париж.
А сколько не написанных книг о Париже, и тех, что скоро предстанут на суд читателя.
Поэтому я предлагаю вам путешествовать по Парижу с помощью книг, наслаждаясь, и это будет способствовать процветанию мира, ведь книга служит миру и взаимопониманию. Тот, кто хочет представить себе Париж, не бывая в нём, может прочесть эти книги с огромной пользой для себя. Читая книги, можно сказать — благодарен тебе, о Париж, что судьбе было угодно преподнести эти книги и ввести читателя в город, олицетворяющий всё прекрасное, что есть на земле.
После предложенного мною путешествия, читайте книги и с ними отправляйтесь в путь! И, может быть, другие книги ( не названные мною) приведут вас к прекрасным и интересным местам, и вы полюбуетесь ими. И узнаете Париж! И полюбите Париж!
Источник