Тема 9: Парламент в зарубежных странах
Тема 9: Парламент в зарубежных странах
Парламент – это общегосударственный законодательный орган. Парламент в современном обществе является выразителем интересов различных политических сил в обществе. Термин «парламент» впервые появился в Англии, хотя корень слова французский «parle» (парле) – говорить.
История парламентаризма уходит вглубь веков. На рубеже первого тысячелетия появились и функционировали Народное собрание (экклезия) в Древней Греции, Сенат в Древнем Риме. Позднее появились собрания и сходы в Англии, Испании, вече в Древнем Новгороде. На этих собраниях граждан или «избранных» (старейшин, князей) обсуждались вопросы, которые считались актуальными для той или иной территории.
Все же принято считать, что первый парламент появился в Англии и это был компромисс между зарождающейся буржуазией и дворянством.
Историю парламентаризма можно условно разделить на 4 этапа.
Первый этап. Для него характерно становление института парламентаризма. Т.е. происходит становление парламента как органа государства. Парламент искал свое место и роль, боролся за первенство, отрабатывались способы его формирования (XIV-XIX вв.).
Второй этап. Его называют «золотым временем» парламента. В этот период парламенты формировались на основе цензового избирательного права, выражали интересы одного класса третьего сословия, зарождавшейся буржуазии.
Третий этап. Условно можно назвать кризисом парламентаризма. В начале ХХ века ситуация в большинстве стран изменилась, др. социальные слои также потребовали участия в политической жизни, возникли партии, представляющие интересы этих слоев и групп. На первое место вышла исполнительная власть. «Кризис парламентаризма» просуществовал долго.
Четвертый этап. 70-90-е годы ХХ века – возрождение парламентаризма. Парламенты возродились как очень представительные и активные народные собрания. Во многих западноевропейских странах парламенты не только формируют правительства и сильно влияют на них. Появились международные парламенты, такой как Европарламент.
Слово парламент универсально, применяется и понимается в любой стране мира. Однако в разных странах имеет различные названия: в США – Конгресс, Национальное собрание – Португалия, Франция, Риксдаг – Швеция, Дания – Фолькепгинг, Израиль – Кнессет, в Иране – Меджлис и т.д.
Место и роль парламента закрепляется в Конституции. Например, ст.41 Конституции Японии 1947г. гласит, что парламент является высшим органом государственной власти и единственным законодательным органом государства. А Конституция США 1787 г. закрепляет, что законнодательной властью наделен Конгресс США.
по структуре парламенты бывают:
Финляндия, Дания, Швеция большинство
по объему компетенции делятся на три группы:
а) с неограниченными полномочиями: для этих парламентов юридически не определены полномочия – Великобритания, Новая Зеландия, Ирландия;
б) с ограниченными полномочиями: Конституцией или законом установлен точный перечень полномочий – США, Франция;
в) относительно ограниченной компетенции – Германия, Индия, Малайзия.
по порядку формирования:
порядок формирования зависит от его структуры. Если парламент однопалатный, то он избирается обычно прямыми выборами гражданами. Если двухпалатный – то нижняя палата избирается прямыми выборами гражданами, а верхняя палата формируется разными способами:
— формируется посредством прямых выборов (Сенат, США);
— посредством непрямых многоступенчатых выборов или косвенных выборов (Сенат, Франция);
— посредством назначения (Иордания, Канада);
— по наследственному принципу (в Великобритании до 1999 г.);
— смешанный способ (половина назначается, половина избирается, Малайзия).
— в законодательной сфере (главная) принадлежит исключительное право принимать законы;
— в финансово сфере – принимать бюджет и устанавливать налоги;
— в сфере международных отношений – ратификация и денонсация международных договоров;
— в сфере формирования государственных органов и учреждений – назначает президентов, принимает участие в формировании правительства;
— осуществление парламентского контроля;
— в сфере обороны и безопасности – объявлять войну и заключать мир;
— судебные полномочия – амнистии и помилование, осуществление процедуры импичмента.
Парламент функционирует в рамках определенного порядка – процедуры, установленной в Конституции, законах и регламенте парламента или регламентах палат парламента. Процедуры бывают общими или специальными. Общими процедурами являются: созыв и проведение сессии, совместные заседания, организация парламентских слушаний. Специальные процедуры – законодательный процесс (состоит из множества стадий):
1) внесение законопроекта могут в Италии – 50 тыс., Швейцарии – 100 тыс., Австрии – 200 тыс., Испании – 500 тыс., США – от 3 до 5 % от общего числа жителей штата. В США и Великобритании проект может быть внесен одним депутатом, в ФРГ – 15 депутатами, Испании – 50, Японии – 20, а также правительством.
2) обсуждение законопроекта обычно проходит в 3-х чтениях: в ходе первого решается лишь вопрос о том, нужен ли такой закон, второе чтение – обсуждение проекта в деталях, в третьем чтении окончательно принимается данной палатой. В промежутках между чтениями закон проходит обсуждение в комитетах. Если парламент 2-х палатный, то закон должен быть одобрен второй палатой.
Санкционирование (подписание) и промульгация (распоряжение) об обнародовании закона осуществляется главой государства в установленные сроки.
Статус парламентария предопределен полномочиями, которые он осуществляет как член представительного и законодательного органа: соответственно, законодательство призвано обеспечить ему максимально «комфортные» условия для этого.
Правовой статус парламентария включает:
— свободный мандат (т.е. он является представителем всей нации, а не своей избирательной единицы – не может быть отозван избирателями);
— ряд привилегий и иммунитетов (нельзя привлечь к ответственности за высказывания в парламенте);
— права и обязанности по участию в деятельности парламента;
— определенное материальное содержание – индемнитет.
Источник
47. Классификация парламентов в зарубежных странах.
1) Парламент – это представительный орган.
2) Классификация — 1) а) однопалатные – Дания, Люксембург, Финляндия, Парагвай, Новая Зеландия), б) двухпалатные — Вторая, или верхняя палата была введена, во-первых, для представительства аристократии и, во-вторых, для сдерживания радикализма нижней палаты. Вторая палата имеет смысл в федеративном государстве, где она представляет интересы субъектов федерации. Длительное время подавляющее большинство парламентов зарубежных стран были двухпалатными.,
2) 1. парламенты с абсолютно определенной компетенцией, для которых конституции устанавливают точный перечень вопросов, являющихся объектом их законодательной деятельности. Такие парламенты не имеют права переступать границы своих полномочий, так как в противном случае суды отменят принятые ими нормативные акты (Конгресс США)
2. парламенты с абсолютно неопределенной компетенцией, т.е. те парламенты, которые юридически располагают неограниченными полномочиями и имеют право издавать законы по любому вопросу. Великобритании и Новой Зеландии, Италии, Ирландии
3.Третью группу составляют парламенты с относительно определенной компетенцией. Для таких парламентов характерна относительная подвижность границ, в пределах которых они осуществляют свои властные функции.(Индийский парламент)
48. Внутренняя организация палат парламента.
1) Парламент — представительный орган власти
2) Структура парламента
Она бывает однопалатной и двухпалатной. Двухпалатная структура парламента именуется бикамерализмом. Бикамерализм характерен для большинства современных парламентов (Великобритания, США, Франция, ФРГ). Однопалатные парламенты существуют лишь в немногих странах (Дания, Израиль).
3) Особенности формирования палат парламентов.
Если нижние палаты формируются, как правило, путем прямых выборов, то верхние в разных странах по-разному: как и нижние — непосредственно избирателями (США); путем назначения (ФРГ); косвенными выборами (Франция).
4) Возглавляет палату руководитель, избираемый депутатами, Есть председатель палаты – лицо, занимающее это место по должности. Его заместители. Создаются рабочие структурные подразделения — это комитеты и комиссии для предварительной подготовки рассмотрения вопросов. Комитеты и комиссии — постоянные и временные. Партийные фракции. Депутатские делегации – внешние органы парламента.
49. Полномочия парламента.
1)Полномочия парламента – это основные направления его деятельности.
2) Полномочия : а) законодательные, б)представительные, в) организационно – контрольные, г) учредительные. В законодательной сфере — главной сфере полномочий парламента — парламенту принадлежит исключительное право принимать законы, т.е. акты высшей юридической силы. В финансовой сфере полномочия парламента включают его право принимать бюджет и устанавливать налоги. Данные полномочия осуществляются путем принятия законов и примыкают к законодательным полномочиям.
В сфере международных отношений важнейшими полномочиями парламента являются ратификация и денонсация международных договоров. Ратификация — это одобрение договора парламентом, выражающее окончательное согласие государства на его заключение Денонсация — это одностороннее расторжение международного договора государством, ведущее к утрате им юридической силы на территории данного государства.
В сфере обороны и безопасности парламент вправе объявлять войну и заключать мир.
Судебные полномочия парламента — это право амнистии, осуществления процедуры импичмента, образования парламентами или их палатами следственных комиссий для расследования дел, представляющих публичный интерес.
Источник
Парламент в зарубежных странах, его структура, порядок формирования, полномочия и организация деятельности.
Термин «парламент» происходит от английского «Parlament», который обязан своим рождением французскому глаголу parler — говорить. Современный парламент — это общегосударственный представительный орган, главная функция которого в системе разделения властей заключается в осуществлении законодательной власти.
Порядок формирования парламентов зависит от их структуры. Однопалатные парламенты и нижние палаты двухпалатных парламентов, как правило, формируются посредством прямых выборов.
Способы формирования верхних палат:
посредством непрямых выборов (косвенных или многостепенных выборов) — Франция;
посредством прямых выборов, но отличающихся от системы формирования нижних палат — Италия, США, Австрия;
путем назначения — Канада, Германия;
на невыборной основе (наследственный способ) — Великобритания;
смешанный — Бельгия, Ирландия.
Структура парламента и его палат
разновидности парламентов: двухпалатные и однопалатные.
В современных условиях двухпалатная система имеет место обычно в федеративных государствах, где верхняя палата представляет субъектов федерации. (США, Германия, Бразилия, Мексика, Австралия и др.). В унитарных государствах с двухпалатным парламентом его верхняя палата также обычно формируется по политико-административным территориальным единицам (Италия, Испания, Франция, Польша, Япония и др.).
Примерно в половине государств Европы существуют однопалатные парламенты (Финляндия, Венгрия, Болгария, Швеция, Дания и др.).
Во внутренней структуре парламентов (палат) следует выделить комитеты и комиссии (вспомогательные структуры, которые состоят из парламентариев и содействуют парламенту (палатам) в осуществлении полномочий). Комитеты (комиссии) подразделяются на:
— постоянные (создаются по соответствующим направлениям законодательной деятельности): финансово-бюджетные; по иностранным делам; по правительственной деятельности; по ассигнованиям; по обороне и безопасности; по вопросам гражданской службы; по делам местного самоуправления; по торговле и промышленности; по вопросам образования и труда; по аграрным вопросам и т.д.
— временные (для расследования или изучения какого-либо вопроса, преимущественно практики применения законодательства, социальных проблем): следственные; специальные (создаваемые для изучения какого-либо вопроса); комитеты всей палаты; согласительные.
Виды парламентов по объему компетенции. Полномочия парламента
По объему компетенции парламенты подразделяются на три группы:
1. Парламенты с абсолютно определенной компетенцией — характерны для федеративных и децентрализованных унитарных государств (США, Франция, Испания). В таких государствах центральная власть ограничена правами субъектов федерации или иных территориальных образований (предметы ведения).
2. Парламенты с абсолютно неопределенной компетенцией — т.е. парламенты, которые имеют право издавать законы по любому вопросу и юридически обладают неограниченными полномочиями (Великобритания, Новая Зеландия, Япония, Италия и Ирландия).
3. Парламенты с относительно определенной компетенцией — т.е. границы компетенции являются относительно подвижными, нет четкого критерия разграничения полномочий парламента и правительства (Швейцария).
Основные полномочия парламентов.
1. Законодательные полномочия (главная часть компетенции):
право законодательной инициативы (осуществляется как членами обеих палат, так и группами парламентариев);
принятие законов (либо сразу по проекту в целом, либо сначала по статьям и главам, а затем по проекту в целом);
принятие бюджета и иные финансовые полномочия (налоговые полномочия, принятие решения о внутренних и внешних займах, создание различных внебюджетных фондов и т.п.).
2. Контроль над деятельностью правительства (объект — обычно исполнительная власть, однако контроль может распространяться и на главу государства, на судебную власть, на вооруженные силы и т.д.). Основные методы:
постановка вопроса о доверии (в странах, где правительство ответственно перед парламентом — применяется редко);
интерпелляция (обращение к правительству относительно мотивов его деятельности, его дальнейших действий по вопросам, относящимся к определенным аспектам правительственной политики. Правительство может отказаться отвечать на вопрос, но с обязательной мотивировкой отказа — применяется широко в Италии, Финляндии, Японии, Бельгии);
вопросы устные и письменные (наиболее часто практикуемо в Великобритании — ответы министров на устные вопросы депутатов заслушиваются ежедневно, кроме пятницы. Ответы на письменные вопросы публикуются в официальных отчетах о парламентских дебатах);
резолюция порицания (отличается от вотума недоверия тем, что вносится по предложению палаты — Франция);
деятельность расследовательских комитетов и комиссий (проводится в случаях, представляющих особый общественный интерес).
3. Полномочия по ратификации и денонсации международных договоров (Ратификация — утверждение высшим органом государства международного договора, после чего этот договор приобретает юридическую силу, денонсация — волеизъявление государства на расторжение договора).
4. Назначение референдумов (это полномочие носит либо исключительный, либо альтернативный характер).
5. Формирование государственных органов и учреждений, назначение либо избрание должностных лиц или участие в этих процедурах.
избрание или назначение по собственному усмотрению (чешский Парламент избирает Президента Республики на совместном заседании обеих палат);
избрание или назначение по представлению других органов или должностных лиц (словацкий Национальный совет избирает судей по предложению Правительства);
формирование органа целиком без определения его руководителей (австрийский Национальный совет избирает Коллегию народной правозащиты);
формирование органа с избранием или назначением его руководителей (сербская Народная скупщина избирает и смещает Председателя, заместителей Председателя и министров Правительства);
избрание или назначение только руководителя или также его заместителей (северокорейское Верховное народное собрание избирает и отзывает председателя Центрального суда, а остальной его состав избирается и отзывается Постоянным советом ВНС);
формирование части органа (в Румынии из 9 судей Конституционного суда — трое назначаются Палатой депутатов и трое — Сенатом );
участие парламента или палаты в составе более широких коллегий, формирующих орган (германский Бундестаг входит в состав Федерального собрания, которое избирает Федерального президента);
дача парламентом или палатой предварительного или последующего согласия на формирование органа или назначение должностных лиц (Председатель испанского Правительства назначается Королем, только если получит доверие абсолютного большинства членов Конгресса депутатов).
6. Полномочия в области обороны и безопасности (право объявлять войну и заключать мир (состояние войны, состояние обороны) — США, Франция, Куба, Италия, Венгрия, КНР).
7. Квазисудебные полномочия:
импичмент (цель — отстранение от должности виновных в совершении преступления главы государства, должностных лиц исполнительной власти, судьи);
право возбуждения перед судебными органами обвинения против высших должностных лиц;
Парламентские процедуры — это порядок работы парламента.
Виды парламентских процедур.
1. Сессии парламента — период времени, в течение которого палаты парламентов вправе в установленном порядке проводить пленарные заседания и принимать решения в соответствии со своей компетенцией. Сложились две разновидности порядка работы парламента:
сессионный , когда парламент созывается (собирается) в определенный промежуток времени, который может быть либо прямо указан в основном законе (очередные или ординарные сессии), Франция, Австрия, Великобритания, Япония.
постоянный , когда парламент сам решает о перерывах и каникулах в своей деятельности (Словакия).
В межсессионный период действуют два принципа:
Дисконтинуитета (означает, что все дела, не получившие в течение сессии завершения, прекращаются с ее окончанием, и на следующей сессии те же вопросы могут начинаться с самого начала — США, Великобритания).
Континуитета (означает, что прохождение законопроекта не прекращается с закрытием сессии палат — Индия, Италия).
2. Пленарные заседания — это собрания членов парламента (его палат), которые проводятся в установленном законом порядке. Обычно они являются открытыми, но могут быть и закрытыми (при рассмотрении вопросов, затрагивающих государственную тайну). Процедуры пленарных заседаний регулируются регламентами. Пленарные заседания делятся на две группы: организационные (проводятся сразу после выборов) и обычные.
Важнейший элемент парламентской процедуры — кворум (установленное регламентом количество парламентариев, необходимое и достаточное для начала работы (в отдельных случаях) и для принятия решений (как правило). Решение, принятое при отсутствии кворума, недействительно.
Регламенты подробно регулируют порядок установления повестки дня заседания и обсуждения вопросов.
Ораторы записываются заранее. Они должны не отклоняться от обсуждаемого вопроса; обычное время для выступлений — от 5 до 20 минут (реже 50-60).
Обсуждение заканчивается голосованием . Способы: а) открытые (электронным голосованием, вставанием, разделением, поднятием руки, аккламация (кто громче кричит) и б) закрытые, тайные (бюллетенями). В наиболее ответственных случаях может применяться поименное голосование
3. Заседания комитетов и комиссий. Процедура этих заседаний гораздо проще. Здесь не требуется предварительной записи на выступления; сами выступления носят характер скорее деловой , чем публичный; возможны неоднократные выступления.
Особое значение имеют проводимые комитетами слушания. Они позволяют выявить не только возможные позиции и оппозицию по тем или иным вопросам, но и формировать в необходимом направлении общественное мнение.
Важная роль принадлежит комиссиям при осуществлении контрольных функций парламента. Узкая специализация комиссий, их небольшой численный состав позволяют с большей глубиной и компетентностью курировать отдельные области государственной деятельности.
Вспомогательный аппарат парламента
Под вспомогательным аппаратом парламента понимают организацию государственных служащих, которые оказывают научную, организационную и техническую помощь в работе парламенту в целом, его палатам, комитетам (комиссиям) и парламентариям . Аппарат обычно очень многочисленнен (В США работу 535 парламентариев обеспечивает аппарат из 20 тыс. человек).
Вспомогательный аппарат состоит из: — вспомогательных служб коллегиальных органов (парламента, палат, комитетов) — административно-технические, исследовательские службы, архивы, библиотеки; — личных помощников (референтов), консультантов и секретарей парламентариев.
Органы, учреждения и должностные лица при парламентах
счетные палаты — контролируют исполнение государственного бюджета;
уполномоченные по правам человека (омбудсманы) — рассматривает жалобы на нарушение конституционных прав.
Источник