Юридическая техника
Типы парламентов и их влияние на законотворческий процесс
Назначение парламента в обществе
Термин «парламент» происходит от французского parler — говорить. Происхождение парламента как социального явления связывают с Англией. Именно там в ХIII в. возник сословно-представительный орган (собрание крупных феодалов, высшего духовенства, представителей городов и сельской местности) для ограничения власти короля.
Современный парламент формируется народом посредством всеобщего голосования и призван регулировать важнейшие вопросы жизни страны путем принятия законов. Его значение огромно по той причине, что он выражает интересы различных политических сил. Хотя порой в парламентской деятельности отражаются (и мы это видим на экранах своих телевизоров) мелочные интересы депутатов, их личные амбиции и др. Иногда допускаются неэтичные выражения, разгораются страсти, что, конечно, не может украсить ни один парламент в мире.
Общая структура парламента
В большинстве стран парламенты состоят из двух палат. Палаты имеют разные названия, но их принято называть верхней и нижней (в России соответственно — Совет Федерации и Государственная Дума).
Верхняя палата рассматривается как орган, представляющий различные регионы страны, задача которого — обеспечить всестороннюю и взвешенную оценку законопроекта.
Нижней палате, где заседают народные представители, принадлежит главная роль в законотворчестве. Однако то, как представлены политические силы в нижней палате, оказывает существенное влияние на процесс принятия законов.
По устройству различают два типа парламентов: англосаксонский; континентальный, или европейский.
Англосаксонский тип парламента
Англосаксонский тип парламента существует в странах, где утвердилась двухпартийная система. Например, в Великобритании поочередно правит то партия консерваторов, то партия лейбористов, в США — республиканская и демократическая партии. Соответственно парламент строго делится на две части. Представители партий в таком парламенте сидят отдельно.
Обсуждение законопроектов чаще проходит по принципу «да — нет» или «одобряем — отклоняем», одним словом, в конфронтационном духе. Считается, что полярные точки зрения позволяют сразу выявить «подводные камни» законопроекта и быстро докопаться до сути обсуждаемого вопроса. Возможно, из-за того, что «производительность» законотворческого труда здесь более высокая, практически все, что нуждается в правовом регулировании, проходит через парламент (доля делегированного правотворчества сравнительно невелика).
Однако конфронтация далеко не лучший способ разрешения вопросов, в том числе в области законотворчества. Вот почему, чтобы ее снизить, основную нагрузку по подготовке законопроекта берут на себя специальные комитеты парламентов. Именно так обстоит дело в Конгрессе США, Палате общин Великобритании. Основная работа над законопроектом проходит именно в комитетах парламента. Здесь проходят слушания законопроекта, причем неоднократные, применяются некоторые согласительные процедуры.
На заседания нижней палаты парламента выносится практически готовый текст законопроекта. Палата должна за него проголосовать. Страсти здесь практически не кипят. Все выглядит чинно и спокойно, а порой даже скучно.
Однако так бывает не всегда.
В 2000 г. на заседании Палаты общин — нижней палаты парламента Великобритании речь шла о сокращении летних школьных каникул. Законопроект внесло лейбористское Правительство, которое возглавлял Т. Блэр. От обеих партий поочередно выступали представители и высказывали противоположные мнения. Говорили страстно, приводимые аргументы иллюстрировали конкретными примерами, чтобы вызвать соответствующие эмоции. Одного дня для принятия решения не хватило, и вопрос был перенесен на следующее заседание. Вся Великобритания следила за этим процессом по телевидению.
Континентальный (европейский) тип парламента
Континентальный тип парламента утвердился в странах континентальной Европы, а также в странах, где существует многопартийная система.
Партии, преодолевшие избирательный барьер, занимают места в парламенте.
Рассаживаются на депутатских скамейках как бы веером, т.е. слева направо:
- слева располагаются депутаты от партий, представляющих интересы беднейших слоев (коммунисты, социалисты, социал-демократы, лейбористы и др.);
- в центре находятся представители партий, выражающих интересы среднего слоя общества (демократы, христианские демократы, «зеленые» и др.);
- справа — представители имущих слоев общества (либералы, консерваторы и др.);
- между ними располагаются партии, политика которых имеет пограничный или промежуточный характер — левые и правые центристы.
Обсуждение законопроектов в парламенте позволяет выразить точки зрения различных политических сил и выявить все тонкости законопроекта. Как правило, законопроект не отвергается, а в него вносятся многочисленные поправки. В итоге на заключительном этапе законопроект порой может разительно отличаться от первоначального варианта. И в этом следует усматривать негативный момент такого строения парламента.
Континентальный тип парламента позволяет выявить целую палитру политических взглядов. Чтобы их представить и отразить в законе, требуется значительно больше времени. Вот почему здесь законотворческий процесс более сложный и длительный.
Можно ли сегодня говорить о тенденции в развитии парламентаризма (имея в виду его структуру)? Думается, да, но с некоторой осторожностью.
Как показывает социальная практика, все большее количество стран при формировании своих парламентов использует опыт европейских государств.
С точки зрения теории также получается, что будущее принадлежит европейской модели парламентаризма, поскольку:
- усложнение социальной жизни требует всестороннего обдумывания вопросов, и этому способствует представительство в парламенте партий различного направления;
- развитие общества постоянно идет по путч усиления социальной дифференциации. Теперь ценной является личность сама по себе, не говоря о различных социальных группах. Чем больше их представлено в парламенте, тем точнее он будет выражать интересы людей.
Как бы там ни было, парламент является очень значимым социальным явлением, и независимо от его структуры он должен образцово выполнять возложенные на него функции.
Источник
Англосаксонский тип парламента
Англосаксонский тип парламента существует в странах, где утвердилась двухпартийная система. Например, в Великобритании поочередно правит то партия консерваторов, то партия лейбористов, в США — республиканская и демократическая партии. Соответственно парламент строго делится на две части. Представители партий в таком парламенте сидят отдельно (схема 9.1).
Обсуждение законопроектов чаще проходит по принципу «да — нет» или «одобряем — отклоняем», одним словом, в конфронтационном духе.
Считается, что полярные точки зрения по-
Схема 9.1. Устройство англосаксонского типа парламента
зволяют сразу выявить «подводные камни» законопроекта и быстро докопаться до сути обсуждаемого вопроса. Возможно, из-за того, что «производительность» законотворческого труда здесь более высокая, практически все, что нуждается в правовом регулировании, проходит через парламент (доля делегированного правотворчества сравнительно невелика).
Однако конфронтация далеко не лучший способ разрешения вопросов, в том числе в области законотворчества. Вот почему, чтобы ее снизить, основную нагрузку по подготовке законопроекта берут на себя специальные комитеты парламентов. Именно так обстоит дело в Конгрессе США, Палате общин Великобритании.
Основная работа над законопроектом проходит именно в комитетах парламента. Здесь проходят слушания законопроекта, причем неоднократные, применяются некоторые согласительные процедуры.
На заседания нижней палаты парламента выносится практически готовый текст законопроекта. Палата должна за него проголосовать. Страсти здесь практически не кипят. Все выглядит чинно и спокойно, а порой даже скучно.
Однако так бывает не всегда. В 2000 г. на заседании Палаты общин — нижней палаты парламента Великобритании речь шла о сокращении летних школьных каникул. Законопроект внесло лейбористское Правительство, которое возглавлял Т. Блэр. От обеих партий поочередно выступали представители и высказывали противоположные мнения. Говорили страстно, приводимые аргументы иллюстрировали конкретными примерами, чтобы вызвать соответствующие эмоции. Одного дня для принятия решения не хватило, и вопрос был перенесен на следующее заседание.
Вся Великобритания следила за этим процессом по телевидению.
Дата добавления: 2015-01-30 ; просмотров: 16 | Нарушение авторских прав
Источник
Какой вид парламента соответствует странам англосаксонского права?
А) С ограниченными полномочиями.
Б) С неограниченными полномочиями.
Д) Ни один из видов.
2. Что такое контрасигнатура?
А) Введение чрезвычайного или военного положения в государстве.
Б) Скрепление акта государства главы государства подписью министра (правительства).
В) Ответственность главы государства перед парламентом.
Г) Направление вотума недоверия от парламента к правительству.
Д) Нет верного ответа.
Какой орган, как правило, привилегирован объявлять амнистию?
Б) Орган исполнительной власти.
4. По своему территориальному устройству Франция делится на:
А) Округа и коммуны.
Б) Коммуны, департаменты и регионы.
В) Регионы, департаменты, округа и коммуны.
Г) Штаты, департаменты и коммуны.
Д) Департаменты и коммуны.
5. В соответствии с концепцией разделения властей I место среди ветвей государственной власти принадлежит:
Д) Зависит от формы государства.
6. Основой Союзного государства России и Белоруссии является:
7. Какие государства юридически имеют трехпалатную структуру парламента?
А) Ирландия и Великобритания.
Б) Великобритания и Индия.
В) Великобритания и США.
Г) Великобритания, США и Канада.
8. В мировой практике Президенты государств занимают свой пост:
Б) Не более 5 лет подряд.
Г) Возможны все перечисленные варианты.
9. Абсолютные монархии существуют в:
А) Катаре, Кувейте, Саудовской Аравии.
Б) Афганистане, Катаре, Кувейте.
В) Объединенных Арабских Эмиратах, Иране, Катаре.
Г) Таких государств сегодня не существует.
10. Правительство в парламентарной республике формируется:
В) Парламентом и Президентом совместно.
Г) Выбирается населением страны.
11. Федеральный Президент Германии избираются сроком на:
В) Срок определяется правящей политической партией, но не может превышать срока полномочий парламента.
Г) Данная должность в Германии отсутствует.
12. По своему территориальному устройству федеративными являются следующие государства:
А) Германия, Швейцария, Бельгия, США.
Б) Франция, Германия, Босния и Герцеговина, США.
В) Сербия и Черногория, Канада, Бразилия, Индия.
Г) Австрия, Пакистан, Италия, Австралия.
Тесты по дисциплине «Конституционное право зарубежных стран»
1. Срок полномочий Палаты представителей и Сената США, соответственно:
А) 3 года и 6 лет.
Б) 6 лет и 5 лет.
В) 2 года и 6 лет.
Д) Каждый раз срок полномочий палат определяется специальным законом.
2. Укажите лишнее полномочие парламента:
А) Формирование некоторых органов государства.
Б) Ратификация международных договоров.
В) Денонсация международных договоров.
Г) Объявление войны.
Д) Все ответы верны.
В каких государствах верхняя палата формируется путем народных выборов?
А) США, Германия, Италия.
Б) Великобритания, США, Германия.
В) Великобритания, Франция. Италия.
Г) Белоруссия, США, Германия.
Д) Франция, Италия, США.
4. Составить и внести свой законопроект может:
А) Только парламент.
Б) Только правительство.
В) Любое юридическое лицо.
Г) Любое физическое и юридическое лицо.
5. Какие государства являются сложными унитарными по своему устройству?
А) Франция, Белоруссия, Великобритания.
Б) Украина, Япония, Бельгия.
В) Финляндия, Германия, Италия.
Г) Белоруссия, Украина, Франция.
Д) Италия, Франция, Великобритания.
6. Договор о создании Союзного государства России и Белоруссии предусматривает:
А) Создание общего однопалатного парламента.
Б) Создание общего двухпалатного парламента.
В) Создание общего трехпалатного парламента.
Г) Создание общего парламента в договоре не предусмотрено.
7. Результаты выборов проводимые по мажоритарной системе абсолютного большинства по сравнению с мажоритарной системой относительного большинства обладают:
А) Более высокой степенью легитимности.
Б) Более высокой степенью легальности.
В) Более высокой степенью легальности процедуры проводимых выборов.
Г) Степень легитимности и легальности выборов проводимых по этим системам — одинаковая.
8. Государством-участником СНГ не являются:
В) Грузия, Литва, Латвия и Эстония.
Г) Литва, Латвия и Эстония.
9. Факторами, определяющими форму государственного устройства, являются:
А) Национальный состав государства.
Б) Геополитический фактор и условия образования суверенного государства.
В) Площадь территории государства и природно-климатические условия.
Г) Все из перечисленных факторов.
10. Палата общин парламента Великобритании избирается сроком на:
Г) Срок определяется каждый раз перед выборами парламента специальным законом, принимаемым правительством страны.
11. Правительство США формируется:
А) Исключительно президентом страны.
Б) Парламентом и президентом совместно.
В) Специальной коллегией выборщиков.
Г) Правительство в США отсутствует и, следовательно, не формируется.
12. В определении – «Конституционное право это система внутренне согласованных юридических норм, содержащихся в конституциях, законах, декретах, регулирующих определенную группу общественных отношений (прежде всего, основы устройства общества и государства, правовые основы положения личности)», термин «конституционное право» использован в значении:
А) Отрасль действующего права.
В) Учебная дисциплина.
Тесты по дисциплине «Конституционное право зарубежных стран»
ВАРИАНТ 7.
1. Правовой статус политических партий базируется:
А) На праве нации на самоопределение.
Б) На праве на объединение.
В) На праве на достоинство.
Г) Все ответы верны.
2. Гражданство – это:
А) Устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав обязанностей и ответственности.
Б) Положение человека в обществе и государстве, возможность участия в управлении государственными и общественными делами.
В) Порядок приобретения и утраты гражданства.
Г) Нет верного ответа.
Предполагает ли смена политического режима обязательное изменение формы правления и формы государственного устройства?
А) Не предполагает.
В) Предполагает в парламентских республиках.
Г) Предполагает в государствах с однопартийной системой.
4. Не относятся к принципам организации и деятельности судов, следующие:
А) Независимость судей.
Г) Коллегиальность рассмотрения дел.
Д) Участие общественности в осуществлении правосудия.
Правительство может иметь название?
А) Кабинет министров.
В каком году было образовано Содружество Независимых государств (СНГ)?
7. Конституция Германии принята в:
По форме правления страны входящие в СНГ?
А) Только президентские республики.
Б) Только парламентские республики.
В) Парламентские и полупрезидентские республики.
Г) Нет верного ответа.
9. Кодифицированная (консолидированная) Конституция это:
А) Конституция, состоящая из одного документа принятого парламентом.
Б) Несколько основных законов принятых в разное время.
В) Конституция, состоящая только из нормативно-правовых актов.
Г) Нет верного ответа.
10. Президент Франции:
А) Является главой исполнительной власти.
Б) Разделяет исполнительную власть с Правительством.
В) В исполнительную власть не входит и является только главой государства.
Г) Нет верного ответа.
11. Число членов нижних палат парламентов США и Франции, соответственно:
12. Федеративных государств в мировой практике насчитывается:
Источник