Парламент зарубежных стран компетенция

Содержание
  1. Тема 9: Парламент в зарубежных странах
  2. Компетенция парламентов в зарубежных странах
  3. Парламент – общегосударственный представительный орган, главная функция которого в системе разделения властей – осуществление законодательной власти (вкл распоряжение верховной казной, т.е. принятие гос бюджета и контроль за его исполнением) Парламент является выразителем воли нации. (исключение Бундесрат – не является парламенским органом, но выполняет роль верхней палаты)
  4. 42. Компетенция парламента в зарубежных странах.
  5. 20. Компетенция парламента
  6. Читайте также
  7. Вопрос 16. Федеральная палата адвокатов Российской Федерации и ее органы. Понятие, порядок образования, компетенция. Президент палаты: порядок избрания, компетенция.
  8. Статья 316. Невыполнение законных требований депутата Парламента
  9. 2.2 Палаты парламента Российской Федерации
  10. 13. Понятие парламента и его структура
  11. 19. Понятие парламента и его структура
  12. 20. Компетенция парламента
  13. 21. Правовое положение члена парламента
  14. 22. Порядок работы парламента, законодательный процесс
  15. 65. Образование английского парламента
  16. Конфликт короны и парламента
  17. Глава 9. Порядок обращений граждан в палаты парламента

Тема 9: Парламент в зарубежных странах

Тема 9: Парламент в зарубежных странах

Парламент – это общегосударственный законодательный орган. Парламент в современном обществе является выразителем интересов различных политических сил в обществе. Термин «парламент» впервые появился в Англии, хотя корень слова французский «parle» (парле) – говорить.

История парламентаризма уходит вглубь веков. На рубеже первого тысячелетия появились и функционировали Народное собрание (экклезия) в Древней Греции, Сенат в Древнем Риме. Позднее появились собрания и сходы в Англии, Испании, вече в Древнем Новгороде. На этих собраниях граждан или «избранных» (старейшин, князей) обсуждались вопросы, которые считались актуальными для той или иной территории.

Все же принято считать, что первый парламент появился в Англии и это был компромисс между зарождающейся буржуазией и дворянством.

Читайте также:  Страны имеющие морскую границу с россией список стран

Историю парламентаризма можно условно разделить на 4 этапа.

Первый этап. Для него характерно становление института парламентаризма. Т.е. происходит становление парламента как органа государства. Парламент искал свое место и роль, боролся за первенство, отрабатывались способы его формирования (XIV-XIX вв.).

Второй этап. Его называют «золотым временем» парламента. В этот период парламенты формировались на основе цензового избирательного права, выражали интересы одного класса третьего сословия, зарождавшейся буржуазии.

Третий этап. Условно можно назвать кризисом парламентаризма. В начале ХХ века ситуация в большинстве стран изменилась, др. социальные слои также потребовали участия в политической жизни, возникли партии, представляющие интересы этих слоев и групп. На первое место вышла исполнительная власть. «Кризис парламентаризма» просуществовал долго.

Четвертый этап. 70-90-е годы ХХ века – возрождение парламентаризма. Парламенты возродились как очень представительные и активные народные собрания. Во многих западноевропейских странах парламенты не только формируют правительства и сильно влияют на них. Появились международные парламенты, такой как Европарламент.

Слово парламент универсально, применяется и понимается в любой стране мира. Однако в разных странах имеет различные названия: в США – Конгресс, Национальное собрание – Португалия, Франция, Риксдаг – Швеция, Дания – Фолькепгинг, Израиль – Кнессет, в Иране – Меджлис и т.д.

Место и роль парламента закрепляется в Конституции. Например, ст.41 Конституции Японии 1947г. гласит, что парламент является высшим органом государственной власти и единственным законодательным органом государства. А Конституция США 1787 г. закрепляет, что законнодательной властью наделен Конгресс США.

по структуре парламенты бывают:

Финляндия, Дания, Швеция большинство

по объему компетенции делятся на три группы:

а) с неограниченными полномочиями: для этих парламентов юридически не определены полномочия – Великобритания, Новая Зеландия, Ирландия;

б) с ограниченными полномочиями: Конституцией или законом установлен точный перечень полномочий – США, Франция;

в) относительно ограниченной компетенции – Германия, Индия, Малайзия.

по порядку формирования:

порядок формирования зависит от его структуры. Если парламент однопалатный, то он избирается обычно прямыми выборами гражданами. Если двухпалатный – то нижняя палата избирается прямыми выборами гражданами, а верхняя палата формируется разными способами:

— формируется посредством прямых выборов (Сенат, США);

— посредством непрямых многоступенчатых выборов или косвенных выборов (Сенат, Франция);

— посредством назначения (Иордания, Канада);

— по наследственному принципу (в Великобритании до 1999 г.);

— смешанный способ (половина назначается, половина избирается, Малайзия).

— в законодательной сфере (главная) принадлежит исключительное право принимать законы;

— в финансово сфере – принимать бюджет и устанавливать налоги;

— в сфере международных отношений – ратификация и денонсация международных договоров;

— в сфере формирования государственных органов и учреждений – назначает президентов, принимает участие в формировании правительства;

— осуществление парламентского контроля;

— в сфере обороны и безопасности – объявлять войну и заключать мир;

— судебные полномочия – амнистии и помилование, осуществление процедуры импичмента.

Парламент функционирует в рамках определенного порядка – процедуры, установленной в Конституции, законах и регламенте парламента или регламентах палат парламента. Процедуры бывают общими или специальными. Общими процедурами являются: созыв и проведение сессии, совместные заседания, организация парламентских слушаний. Специальные процедуры – законодательный процесс (состоит из множества стадий):

1) внесение законопроекта могут в Италии – 50 тыс., Швейцарии – 100 тыс., Австрии – 200 тыс., Испании – 500 тыс., США – от 3 до 5 % от общего числа жителей штата. В США и Великобритании проект может быть внесен одним депутатом, в ФРГ – 15 депутатами, Испании – 50, Японии – 20, а также правительством.

2) обсуждение законопроекта обычно проходит в 3-х чтениях: в ходе первого решается лишь вопрос о том, нужен ли такой закон, второе чтение – обсуждение проекта в деталях, в третьем чтении окончательно принимается данной палатой. В промежутках между чтениями закон проходит обсуждение в комитетах. Если парламент 2-х палатный, то закон должен быть одобрен второй палатой.

Санкционирование (подписание) и промульгация (распоряжение) об обнародовании закона осуществляется главой государства в установленные сроки.

Статус парламентария предопределен полномочиями, которые он осуществляет как член представительного и законодательного органа: соответственно, законодательство призвано обеспечить ему максимально «комфортные» условия для этого.

Правовой статус парламентария включает:

— свободный мандат (т.е. он является представителем всей нации, а не своей избирательной единицы – не может быть отозван избирателями);

— ряд привилегий и иммунитетов (нельзя привлечь к ответственности за высказывания в парламенте);

— права и обязанности по участию в деятельности парламента;

— определенное материальное содержание – индемнитет.

Источник

Компетенция парламентов в зарубежных странах

Парламент – общегосударственный представительный орган, главная функция которого в системе разделения властей – осуществление законодательной власти (вкл распоряжение верховной казной, т.е. принятие гос бюджета и контроль за его исполнением) Парламент является выразителем воли нации. (исключение Бундесрат – не является парламенским органом, но выполняет роль верхней палаты)

Классификация парламентов с точки зрения их полномочий:

— Концепция неограниченных полномочий высшего представительного органа (Англия)

— Парламенты с ограниченными полномочиями существуют во Франции и в некоторых франкоязычных странах Африки, ее бывших колониях (Сенегал, Мадагаскар, Габон и др.). Парламент полномочен принимать только законы.

— Консультативные парламенты существуют в некоторых мусульманских странах.

— Главная задача парламента — принятие законов.

— Парламент утверждает роспись доходов и расходов гос-ва (гос бюджет) +налоги+ денежная эмиссия+ внутренние и внешние займы;

— Парламент избирает, назначает, образует другие высшие органы государства, формируя их целиком или в части (другую часть может назначать президент). Полномочия по образованию высших органов и назначению высших должностных лиц разные палаты обычно осуществляют раздельно: у каждой из них своя компетенция.

— В области внешней политики парламент ратифицирует (утверждает) международные договоры или дает согласие президенту на их ратификацию (при ратификации нельзя вносить поправки в договор, можно лишь ратифицировать его в целом или отказаться сделать это), + право денонсации (расторжение договоров);

— Назначение референдумов (есть не везде);

— решение вопросов обороны и безопасности (объявление военного, осадного положения, заключать мир);

-судебные полномочия (Палата Лордов, импичмент, объявление амнистии);

— Контроль парламента за деятельностью исполнительной власти и других высших органов государства. (Вопросы, к. правительству, Дебаты по заранее определенным вопросам, Интерпелляция, вопрос о вотуме недоверия, Доклады и отчеты правительства и министров о своей деятельности, Парламентские слушания, Парламентские расследования, Деятельность парламентских комиссаров и других органов при парламенте, Созыв специальных заседаний парламента для контроля за действиями органов исполнительной власти в особых ситуациях, Импичмент, Контроль за делегированным законодательством).

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Компетенция парламентов в зарубежных странах

Компетенция парламентов в зарубежных странах

Компетенция парламентов в зарубежных странах

Источник

42. Компетенция парламента в зарубежных странах.

Полномочия парламента устанавливаются конституцией страны.

1) законодательными полномочиями (т. е. полномочиями по принятию законов, внесению в них изменений и отмене, поскольку он – единственный законодательный орган страны);

2) полномочиями в финансовой сфере (осуществляет утверждение бюджета, контроль за его исполнением, дает разрешение на непредвиденные расходы и т. д.), что позволяет ему контролировать деятельность исполнительной власти;

3) полномочиями по ратификации международных договоров;

4) полномочиями по назначению референдумов;

5) полномочиями по формированию других органов и назначению (выборов должностных лиц);

6) полномочиями в области обороны и безопасности (производит объявление войны, заключение мира, введение и отмену режима чрезвычайного положения и др.);

7) судебными полномочиями (по процедуре импичмента).

Главная задача парламента – принятие законов.

Парламент избирает, назначает, образует высшие органы государства, формируя их целиком или в части (другую часть может назначать президент). В некоторых странах парламент избирает президента (Израиль, Ливан, Турция и др.); парламент (Италия) или одна из его палат (Бундестаг в Германии) является составной частью коллегии, избирающей президента. В странах тоталитарного социализма парламент избирает постоянно действующий орган, который между сессиями выполняет многие полно-

Хмочия парламента (Государственный совет на Кубе, Постоянный комитет Всекитайского собрания народных представителей), избирает (Германия, Япония) или назначает премьер-министра (в двухпалатном парламенте это делает нижняя палата). Во многих странах парламент образует весь состав правительства: путем голосования по программе правительства выражает ему доверие, после чего правительство назначается актом главы государства. Парламент (иногда одна из палат) формирует конституционный суд (или назначает часть его членов), верховный суд (или назначает его председателя), назначает генерального прокурора, генерального контролера, некоторых других высших должностных лиц.

Полномочия по образованию высших органов и назначению высших должностных лиц разные палаты обычно осуществляют раздельно: у каждой из них своя компетенция.

В области внешней политики парламент ратифицирует (утверждает) международные договоры или дает согласие президенту на их ратификацию, решает вопрос об использовании вооруженных сил за пределами страны. Он обладает некоторыми квазисудебными полномочиями: решает вопросы об импичменте (отрешении от должности) президента и некоторых иных должностных лиц (в США – федеральных судей), выносит решения о предании суду министров и других высших должностных лиц (во Франции, Польше).

В большинстве стран только он вправе устанавливать материальные обременения государства (в частности, принимать решения о государственных займах, о займах у иностранных государств международных организаций), устанавливать налоги, принимать государственный бюджет в виде единого закона о доходах и расходах государства сроком на один год (во Франции) или в виде совокупности бюджетных (финансовых) законов (в Японии).

Источник

20. Компетенция парламента

20. Компетенция парламента

Смысл деятельности парламента как общенационального представительного учреждения состоит в согласованном принятии государственных решений, прежде всего законов, после всестороннего обсуждения.

Полномочия парламентов можно разделить на:

Их содержание, объем и особенно соотношение между собой неодинаковы в зарубежных государствах:

главная задача парламента – это принятие законов (они принимаются по особой процедуре). Среди них важнейшее значение имеют основные законы – конституции, поправки к ним, органические законы;

– парламент избирает, назначает, образует другие высшие органы государства, формируя их целиком или в части. Он делает это самостоятельно или утверждает, давая согласие на кандидатуры, предлагаемые другим высшим органом государства. В странах тоталитарного социализма парламент избирает постоянно действующий орган, который между сессиями выполняет многие полномочия парламента (Государственный Совет на Кубе, Постоянный комитет Всекитайского собрания народных представителей);

– парламент образует весь состав правительства, путем голосования по программе правительства выражает ему доверие, после чего правительство назначается актом главы государства; парламент избирает президента; парламент или одна из его палат является составной частью коллегии, избирающей президента;

– парламент формирует конституционный суд, верховный суд, назначает генерального прокурора, генерального контролера, некоторых других высших должностных лиц;

– парламент ратифицирует (утверждает) международные договоры или дает согласие президенту на их ратификацию;

– парламент решает вопрос об использовании вооруженных сил за пределами страны;

– парламент обладает некоторыми квазисудебными полномочиями; решает вопросы об импичменте (отрешении от должности) президента и некоторых иных должностных лиц, выносит решения о предании суду министров и других высших должностных лиц;

– парламент наделен правом объявлять амнистию (прекращать наказание осужденных по определенным статьям уголовного кодекса);

– парламент вправе устанавливать материальные обременения государства, устанавливать налоги, принимать государственный бюджет в виде единого закона о доходах и расходах государства сроком на год (Франция) или в виде совокупности бюджетных (финансовых) законов (Япония);

– парламент вправе решать вопросы государственной казны;

– парламент осуществляет контроль за деятельностью исполнительной власти и других высших органов государства. Контроль парламента может иметь политический (например, выражение недоверия министру) и юридический (деятельность созданных парламентом расследовательских комиссий) характер. Формы контроля: вопросы к высшим органам государства и высшим должностным лицам: правительству, министрам, генеральному прокурору и др. на пленарном заседании парламента (палаты); дебаты по заранее определенным вопросам и общей политике правительства; вопрос о вотуме недоверия или внесение резолюции порицания правительству; доклады и отчеты правительства и министров о своей деятельности на пленарных заседаниях палат; парламентские слушания; парламентские расследования и другие.

Полномочия по образованию высших органов и назначению высших должностных лиц разные палаты обычно осуществляют раздельно: у каждой из них своя компетенция (в США президент назначает министров, членов Верховного суда с согласия Сената; в Бразилии высшие судьи, Генеральный прокурор, председатель Центрального банка назначаются Президентом с согласия нижней палаты).

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Вопрос 16. Федеральная палата адвокатов Российской Федерации и ее органы. Понятие, порядок образования, компетенция. Президент палаты: порядок избрания, компетенция.

Вопрос 16. Федеральная палата адвокатов Российской Федерации и ее органы. Понятие, порядок образования, компетенция. Президент палаты: порядок избрания, компетенция. Федеральная палата адвокатов Российской Федерации является общероссийской негосударственной

Статья 316. Невыполнение законных требований депутата Парламента

Статья 316. Невыполнение законных требований депутата Парламента (1) Невыполнение законных требований депутата Парламента или воспрепятствование осуществлению депутатской деятельности влечет наложение штрафа в размере от 20 до 30 условных единиц. (2) Несоблюдение

2.2 Палаты парламента Российской Федерации

2.2 Палаты парламента Российской Федерации Государственная ДумаСогласно Конституции Российской Федерации (ст. 95–96) Государственная Дума состоит из 450 депутатов и избирается сроком на пять лет. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской

13. Понятие парламента и его структура

13. Понятие парламента и его структура Парламентом является высший орган народного представительства, основная функциея которого – выражение воли народа государства. Члены парламента обязаны контролировать и организовывать все общественно значимые отношения путем

19. Понятие парламента и его структура

19. Понятие парламента и его структура Парламент – это высший орган народного представительства, выражающий суверенную волю народа, призванный регулировать важнейшие общественные отношения главным образом путем принятия законов, осуществляющий контроль за

20. Компетенция парламента

20. Компетенция парламента Смысл деятельности парламента как общенационального представительного учреждения состоит в согласованном принятии государственных решений, прежде всего законов, после всестороннего обсуждения.Полномочия парламентов можно разделить

21. Правовое положение члена парламента

21. Правовое положение члена парламента Правовое положение члена парламента определяется конституциями, конституционными и органическими законами, регламентами палат и обычаями.Депутат в демократическом государстве является профессиональным парламентарием. Именно в

22. Порядок работы парламента, законодательный процесс

22. Порядок работы парламента, законодательный процесс Формой работы парламента является сессия, т. е. промежуток времени, в течение которого периодически созываются пленарные заседания палат, работают постоянные комитеты. Различаются очередные и чрезвычайные сессии (в

65. Образование английского парламента

65. Образование английского парламента В 1258 г. бароны, воспользовавшись недовольством широких слоев свободного населения, заставили короля принять «Оксфордские провизии». В них предусматривалась передача всей исполнительной власти в стране Совету 15 баронов. Наряду с

Конфликт короны и парламента

Конфликт короны и парламента Яков I и Карл I последовательно отстаивали прерогативы короны и приоритет начал абсолютизма в ущерб исторической конституции Англии. Практическое влияние парламента на государственные дела ослабло: с 1611 по 1640 г. парламент в общей сложности

Глава 9. Порядок обращений граждан в палаты парламента

Глава 9. Порядок обращений граждан в палаты парламента Прием обращений граждан в палаты парламента производится в Приемной Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (далее — Приемная). Она является структурным подразделением Аппарата

Источник

Оцените статью