Парламентская форма правления зарубежных стран

Парламентская республика: примеры стран. Парламентские республики: список

Существует несколько основных форм правления в современном мире, которые сформировались исторически. В этой статье речь пойдет о такой политической системе, как парламентская республика. Примеры стран вы также сможете найти в данной статье.

Что это такое?

Парламентская республика (примеры стран этой формы правления вы найдете ниже) — это разновидность государственного устройства, в которой вся полнота власти принадлежит специальному законодательному органу — парламенту. В разных странах он называется по-разному: Бундестаг — в Германии, Ландтаг — в Австрии, Сейм — в Польше и т. д.

Форма правления «парламентская республика» отличается в первую очередь тем, что именно парламент формирует правительство, которое полностью ему подотчетно, а также и избирает президента страны (в большинстве случаев). Как всё это происходит на практике? После проведения парламентских народных выборов партии-победители создают коалиционное большинство, на основе которого формируется новое правительство. При этом каждая из партий получает количество «портфелей» в соответствии со своим весом в этой коалиции. Вот так, несколькими предложениями, и можно описать функционирование такого образования, как парламентская республика.

Примеры стран — «чистых» парламентских республик — можно привести следующие: это Германия, Австрия, Ирландия, Индия (это самые классические примеры). С 1976 года к их числу добавилась Португалия, а с 1990 года — африканское государство Кабо-Верде.

Не стоит путать такие понятия, как парламентская монархия и парламентская республика, хотя они во многом схожи. Главное сходство заключается в том, что и там и там главенствующим органом власти выступает парламент, а президент (либо монарх) выполняет лишь представительские функции, то есть является лишь неким символом страны. А вот главное отличие между этими формами правления состоит в том, что в парламентской республике президент каждый раз переизбирается парламентом, а в монархии эта должность передается по наследству.

Читайте также:  Экономика страны характеризуется следующими показателями общая численность населения 200 млн чел

Республика: президентская, парламентская, смешанная

На сегодняшний день существует три вида республик. В зависимости от величины и широты полномочий главы государства — президента — выделяются республики президентские и парламентские. Классическим примером президентской республики всегда называют США, традиционные примеры парламентской республики — Германия, Италия, Чехия и другие.

Также выделяется и третий тип республики — так называемый смешанный. В таких государствах обе ветви власти наделены примерно одинаковыми полномочиями и контролируют друг друга. Самые яркие примеры таких стран — Франция, Румыния.

Основные характеристики парламентской республики

Все государства парламентской республики имеют схожие черты, которые следует перечислить:

  • исполнительная власть целиком принадлежит главе правительства, это может быть премьер-министр либо канцлер;
  • президента избирает на должность не народ, а парламент (или специальная коллегия);
  • глава правительства назначается президентом, хотя кандидатура предлагается из числа лидеров сформированной коалиции большинством;
  • всю ответственность за деяния правительства несет на себе его руководитель;
  • все акты президента имеют силу только в том случае, если они будут подписаны премьер-министром или же соответствующим министром.

Парламентские республики: список стран

Распространенность в мире данной формы правления достаточно велика. На сегодня существует порядка тридцати парламентских республик, при этом стоит отметить, что единой цифры по этому поводу нет. Дело в том, что некоторые страны очень сложно отнести к тому или иному типу. Примеры парламентской республики приведены ниже (они распределены по частям света):

  • в Европе — Австрия, Албания, Греция, Болгария, Италия, Эстония, Ирландия, Исландия, Германия, Польша, Португалия, Мальта, Литва, Латвия, Сербия, Чехия, Хорватия, Венгрия, Финляндия, Словения и Словакия;
  • в Азии — Турция, Израиль, Непал, Сингапур, Индия, Бангладеш, Ирак;
  • в Африке — Эфиопия;
  • в Америке — Доминика;
  • в Океании — Вануату.

Как мы видим, парламентские республики, список которых включает в себя свыше 30 стран, преобладают в европейском регионе. Еще одна особенность, которая сразу же бросается в глаза, — большинство перечисленных стран (прежде всего, если говорить о Европе) относится к экономически развитым успешным государствам с высоким уровнем развития демократии.

Если взять во внимание рейтинг стран мира по уровню демократии (организации Economist Intelligence Unit), то можно заметить, что из 25 государств, которым присвоен наивысший статус «полноценная демократия», 21 страна — это парламентские республики и монархии. Также эти страны являются лидерами и в рейтинге МВФ по объемам ВВП на душу населения страны. Таким образом, можно смело утверждать, что самой эффективной и успешной формой правления (на данный момент времени) являются именно парламентские республики.

Список стран, приведенный выше, можно изобразить и в виде следующей карты, на которой парламентские республики отмечены оранжевым цветом:

«Плюсы» и «минусы» этой формы управления государством

К основным достоинствам данной политической системы можно отнести следующие:

  • парламентская система обеспечивает единство законодательной и исполнительной ветви власти;
  • все инициативы правительства, как правило, получают полную поддержку парламента, что обеспечивает стабильную работу всей системы власти;
  • данная система управления в полной мере позволяет соблюдать принцип народного представительства во власти.

Есть, однако, в парламентских республиках и свои недостатки, которые отчасти выходят из достоинств этой политической системы. В первую очередь это неустойчивость коалиционных союзов, которая часто приводит к политическим кризисам (яркие примеры — Украина или Италия). Также очень часто коалиционному правительству приходится отказываться от полезных для страны действий, дабы придерживаться идеологической линии коалиционного соглашения.

Еще один существенный недостаток парламентских республик — это опасность узурпации власти в государстве правительством, когда парламент, по сути, превращается в обычную «штамповочную машинку» для законов.

Далее рассмотрим особенности политического устройства самых популярных на планете парламентских республик: Австрии, Германии, Индии и Польши.

Федеративная республика Австрия

Австрийский парламент носит название «ландтаг», а депутаты в него избираются на четырехлетний срок. Центральный парламент страны — Федеральные Сборы Австрии — состоит из двух палат: Национальрат (183 депутата) и Бундесрат (62 депутата). Кроме этого, свой ландтаг есть в каждой из девяти федеральных земель Австрии.

В Австрии зарегистрировано всего около 700 партий, однако на данный момент времени в австрийском парламенте представлены только пять из них.

Федеративная Республика Германия

Немецкий парламент также избирается на четыре года. Он состоит из двух палат: Бундестаг, включающий 622 депутата, и Бундесрат (69 депутатов). Депутаты Бундесрата — это представители всех 16 земель страны. Каждая из федеративных земель имеет от 3 до 6 представителей в государственном парламенте (в зависимости от размеров конкретной земли).

Немецкий парламент избирает на должность федерального канцлера, который возглавляет исполнительную власть и, по сути, является главным лицом в государстве. С 2005 года эту должность в Германии занимает Ангела Меркель — первая женщина на должности федерального канцлера за всю историю страны.

Республика Польша

Польский парламент носит название Сейм, он также является двухпалатным. Парламент Польши состоит из двух частей: это собственно Сейм, который состоит из 460 депутатов, а также Сенат, состоящий из 100 депутатов. Сейм избирается по пропорциональной системе, согласно методу Д’Ондта. При этом получить депутатское место в Сейме могут лишь те кандидаты, которые набрали не меньше 5% голосов в общенациональном голосовании (исключение составляют только представители партий этнических меньшинств).

Республика Индия

Индия также является парламентской республикой, в которой вся полнота власти принадлежит парламенту и правительству, которое им формируется. Индийский парламент включает в себя Народную Палату и Совет Штатов — орган, который выражает интересы отдельных штатов.

В Народную Палату (Лок Сабха) депутаты избираются всеобщим народным голосованием. Общее (максимальное по Конституции Индии) количество членов Народной Палаты — 552 человека. Срок работы одного созыва Палаты составляет 5 лет. Однако Лок Сабха может быть распущена президентом страны досрочно, а в отдельных ситуациях законодательство Индии предусматривает и продление срока работы Палаты на один год. Руководит Народной палатой Индии спикер, который после своего избрания на эту должность обязан выйти из своей партии.

Совет Штатов (Раджья Сабха) формируется путем косвенных выборов и включает в себя 245 депутатов. Каждые два года состав Раджья Сабха обновляется на треть.

В заключение.

Теперь у вас есть представление о том, что такое парламентская республика. Примеры стран также приведены нами в этой информационной статье: это Австрия, Германия, Италия, Польша, Индия, Сингапур, Чехия и другие страны (всего — около 30 государств). В заключение можно сказать, что данная политическая система управления государством имеет как свои преимущества, так и свои недостатки. Однако на сегодняшний день парламентская республика — это самая оптимальная и эффективная форма правления в мире.

Источник

Форма правления зарубежных стран

V. ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

Причины разнообразия форм государства:

1. Историческая традиция развития национальной государственности. Так, устойчивость монархических форм правления в таких странах, как Великобритания, Швеция, Япония, объясняется наряду с прочим тем, что монархия в этих государствах существовала на протяжении многих столетий.

2. Исторические особенности становления самой национальной государственности. Например, принятие такими странами, как США, ФРГ, Швейцария, Аргентинская Республика, Мексиканские Соединенные Штаты, федеративной формы государственного устройства объясняется историческими условиями возникновения самого государства, а не национальными моментами.

3. Принятие той либо иной государственной формы объясняется также национальным составом населения данной страны. Именно эти обстоятельства обусловили установление федерации в таких многонациональных государствах, как, например, Индия.

4. Избрание той либо иной государственной формы в молодых странах, освободившихся от колониальной зависимости, в значительной степени зависело от влияния метрополии. Неудивительно, что во многих бывших колониях монархической Великобритании (Тринидад и Тобаго, Ямайка, первоначально в Индии, Пакистане) после провозглашения независимости была установлена монархическая форма правления, в то время как бывшие колонии республиканской Франции в подавляющем большинстве своем стали республиками (Республика Кот-Дивуар, Верхняя Вольта, Габон, Дагомея, Исламская Республика Мавритания).

Форма правления — внешнее выражение содержания государства, определяемое структурой и правовым положением высших органов государственной власти.

Характер формы правления, существующей в данном государстве зависит от организации верховной государственной власти, точнее — от определения правового положения одного высшего органа государственной власти — главы государства. И в зависимости от того, осуществляется ли эта власть одним лицом по наследству, или принадлежит выборному органу выделяют монархическую и республиканскую формы правления.

Монархия — представляет собой такую форму правления, при которой верховная государственная власть юридически принадлежит одному лицу, занимающему свою должность в установленном порядке престолонаследия на всю жизнь. Термин «монархия» — греческого происхождения («монос» — один, «архе» — власть) и означает «единовластие», «единодержавие».

Разновидности монархии:

1.Абсолютная монархия (самодержавие) — отсутствуют какие-либо представительные учреждения, вся государственная власть сосредоточена в руках монарха (Саудовская Аравия, Катар, Оман, ОАЭ).

2. Конституционная монархия — власть монарха значительно ограничена представительным органом. Она подразделяется на два вида:

а) Дуалистическая монархия — существуют одновременно два политических учреждения — монархия и парламент, которые делят между собой государственную власть. Дуализм выражается в том, что монарх независим от парламента в сфере исполнительной власти, он назначает правительство, которое несет ответственность только перед ним, а институт парламентской ответственности правительства отсутствует (Иордания, Кувейт, Марокко).

б) Парламентарная монархия — власть монарха ограничена не только в области законодательной, но и в сфере государственного управления и контроля над правительством. Правительство формируется парламентским путем и несет ответственность за свою деятельность только перед парламентом. В отличие от дуалистической монархии здесь центральное место в системе государственных органов занимает правительство, которое не только осуществляет полномочия и прерогативы монарха, но и контролирует и направляет всю деятельность парламента (Великобритания, Бельгия, Дания, Швеция, Норвегия, Канада, Япония, Австралия, Новая Зеландия и др.).

ПРИМЕР:

Введение парламентарной монархии в Японии вместо дуалистической было оформлено конституцией 1947 года.

По сравнению с откровенно реакционной конституцией 1889 года новый основной закон Японии явился значительным шагом вперед на пути демократизации политической системы страны.

Это нашло свое выражение прежде всего в том, что полномочия императора были не только резко сокращены, но и фактически низведены до чисто номинального уровня. Об этом недвусмысленно говорится в ст. 4 конституции: «Император осуществляет только такие действия, относящиеся к делам государства, которые предусмотрены настоящей Конституцией, и не наделен полномочиями, связанными с осуществлением государственной власти».

Как в сфере законодательной, так и исполнительной император лишен самостоятельных полномочий и ни при каких обстоятельствах не может действовать без санкции кабинета.

«Все действия Императора, — гласит ст. 3 конституции, — относящиеся к делам государства, могут быть предприняты не иначе, как с совета и одобрения Кабинета, и Кабинет несет за них ответственность».

Весьма примечательно, что конституция 1947 года лишила императора такого традиционного полномочия главы государства, как право вето. Это демократическое положение зафиксировано в ст. 59 конституции, постановившей, что законопроект становится законом после принятия его обеими палатами парламента. Император не принимает реального участия в формировании правительства. Согласно действующему законодательству премьер-министр выдвигается резолюцией парламента из числа его членов и чисто символически назначается императором.

Японская конституция, таким образом, сохранив монархическую форму правления, превратила императора в чисто символическую фигуру, наделенную лишь церемониальными полномочиями, которые жестко ограничены самим основным законом. Он лишен каких-либо «спящих» прерогатив или подразумеваемых полномочий, что характерно для таких старых монархий, как Великобритания, Швеция, Норвегия и некоторые другие.

ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ ВЫВОД:

1. Вплоть до настоящего времени монархическая форма правления существует во многих странах.

2. Однако распространены монархии по континентам далеко не равномерно.

3. В Европе насчитывается II монархий: Бельгия, Великобритания, Дания, Испания, Лихтенштейн, Люксембург, Монако, Нидерланды, Норвегия, Швеция.

4. На Американском континенте тоже 11 монархий: Канада, Антигуа и Барбуда, Багамские острова, Барбадос, Белиз, Бермудские острова, Гренада, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Кристофер и Невис, Сент-Лучия и Ямайка.

5. В Австралии и Океании б монархий: Австралийский Союз, Западное Самоа, Новая Зеландия, Папуа Новая Гвинея, Соломоновы острова и Фиджи.

6. В Азии 12 монархий: Бахрейн, Бруней, Иордания, Малайзия, Непал, Камбоджа, Кувейт, Катар, Оман, ОАЭ, Саудовская Аравия, Таиланд и Япония. И, наконец, в Африке всего лишь 4 монархии: Лесото, Маврикий, Свазиленд и Марокко.

Республика — представляет собой такую форму правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональным представительным учреждением.

В зарубежных странах существуют два основных вида республиканских форм правления — президентская и парламентарная республика.

1. Президентская республика — характеризуется соединением в руках президента полномочий главы государства и главы правительства (формальная отличительная черта — отсутствие должности премьер-министра). Строится по принципу жесткого разделения властей.

Характерные особенности:

• внепарламентский метод избрания президента (всенародное избрание);

• назначение президентом и отправка в отставку министров;

• отсутствие института парламентской ответственности;

• отсутствие у президента права роспуска парламента.

Это весьма гибкая и легко приспосабливающаяся к различным условиям форма правления. Она получила широкое распространение (США, Франция, Бразилия, Аргентина, Мексика и др.).

2.Парламентарная республика — характеризуется провозглашением принципа верховенства парламента, перед которым правительство несет политическую ответственность за свою деятельность (формальная отличительная особенность — наличие должности премьер-министра).

Характерные особенности:

• правительство формируется только парламентским путем из числа лидеров партии, располагающей большинством в нижней палате;

• участие президента в формировании правительства носит чисто номинальный характер;

• правление всегда носит партийный характер;

• глава государства избирается парламентским путем;

• нормативные акты президента требуют контрассигнации.

Парламентская республика является менее распространенной формой правления (Италия, ФРГ, Австрия, Швейцария, Финляндия, Ирландия, Исландия, Индия, Израиль, Ливан, Турция и др.).

В конкретике политической жизни той или иной страны, с учетом того или иного соотношения политических сил, сложившихся традиций или вводимых реформ, возможны смешанные формы государственного правления.

ПРИМЕР:

В Италии монархическая форма правления была отменена в результате июньского референдума 1946 года. Конституция 1947 года оформила установление парламентарной республики.

Конституция провозглашает Италию демократической республикой, основанной на труде.

Президент республики избирается на совместном заседании обеих палат парламента с участием делегатов от областей.

Президент, как глава государства и представитель национального единства, наделяется конституцией достаточно широкими полномочиями, свойственными высшему должностному лицу парламентарной республики.

В сфере законов Финляндия по форме правления является парламентарной республикой, однако президент избирается посредством прямых выборов.

Президент обладает правом созыва парламента на чрезвычайные сессии, правом роспуска парламента или одной из его палат. Конституция предоставляет президенту право вето. «Президент республики, — гласит ст. 74 конституции, — может до промульгации закона мотивированным посланием Палатам потребовать нового обсуждения. Если Палаты вновь одобрят закон, он должен быть промульгирован».

Все акты президента нуждаются в контрасигнатурепредложившего их министра, который несет за них ответственность. Конституция особо оговаривает (ст. 89), что все акты, имеющие силу закона, скрепляются также подписью председателя совета министров. Конституция предоставляет президенту право участия в формировании итальянского правительства.

Председатель совета министров, а по его предложению министры назначаются президентом и до вступления в должность приносят ему присягу. Эта процедура не может быть истолкована буквально, так как любое решение президента, касающееся кандидатуры премьер-министра, детерминировано партийным составом парламента, не говоря уже о том, что в деле назначения министров последнее слово остается за главой правительства.

Итальянское правительство формируется парламентским путем.

Особенностью итальянской парламентарной республики является то, что правительство несет политическую ответственность за свою деятельность не перед нижней палатой парламента, как это обычно бывает, а перед обеими палатами.

Еще больший разрыв между юридическим и фактическим положением высших органов государственной власти существует в Индии, где установление республиканской формы правления было оформлено конституцией 1950 года (с августа 1947 г., т.е. с момента завоевания независимости и вплоть до вступления в силу конституции Индия была доминионом и, следовательно, имела монархическую форму правления).

Главой Индийской парламентарной республики является президент, который избирается особой избирательной коллегией, состоящей из выборных членов обеих палат центрального парламента и выборных членов законодательных собраний штатов.

Избираемый парламентским путем президент наделяется конституцией весьма широкими полномочиями. Ему предоставляются не только традиционные права главы государства, но он является носителем исполнительной власти и формально рассматривается как составная часть парламента.

В сфере законодательной президенту принадлежат следующие полномочия: он созывает парламент на сессии, прерывает работу парламента и имеет право роспуска нижней палаты; он имеет право обращаться к парламенту с посланиями.

Президенту предоставлено право назначать 12 членов в Совет штатов и двух англо-индийцев в Народную палату.

Существенным дополнением к обычным правам главы парламентарной республики является право президента давать рекомендации по поводу внесения в парламент некоторых категорий законопроектов и отсутствие института контрасигнатуры в отношении указного права президента.

Индийская конституция отводит правительству — совету министров весьма скромную роль. Статья 74 (п. 1) гласит: «Учреждается Совет Министров во главе с премьер-министром для оказания помощи и дачи советов Президенту при осуществлении его функций». Это положение дополняется установлением «президентского порядка» формирования правительства, согласно которому премьер-министр назначается президентом, а другие министры назначаются главой государства по совету премьер-министра.

Относительно ответственности правительства индийская конституция содержит два противоречивых положения. Согласно п. 2 ст. 75 «министры занимают свои должности, пока это угодно Президенту», однако п. 3 той же статьи устанавливает, что «Совет Министров несет коллективную ответственность перед Народной палатой».

На самом деле президент никакого участия в формировании правительства не принимает. По установившимся конституционным соглашениям индийское правительство — кабинет формируется парламентским путем и несет коллегиальную ответственность за свою политическую деятельность перед Народной палатой.

Действующие конституционные соглашения заменили установленный конституцией порядок организации высших органов государственной власти на диаметрально противоположный: кабинет сосредоточивает в своих руках важнейшие полномочия по государственному руководству обществом. Он целиком осуществляет конституционные права президента и фактически контролирует законодательную деятельность парламента. Хотя индийская конституция не предусмотрела института контрасигнатуры, президент лишен какой бы то ни было возможности действовать иначе, как с санкции совета министров.

Смешанные формы правления — характеризуются сочетанием в себе элементов как парламентарной так и президентской республики (Франция).

Наиболее типичным примером смешанной республиканской формы правления является V Республика Франции. Конституция Франции 1958 года, сохранив некоторые внешние атрибуты парламентаризма, фактически оформила установление режима личной власти.

Центральной фигурой в системе высших органов государственной власти стал президент, наделенный огромными полномочиями и избираемый в отличие от IV Республики внепарламентским путем.

Первоначально он избирался особой коллегией, состоявшей из 81512 выборщиков, из числа которых на долю парламента приходилось менее 1 % голосов.

В 1962 году были введены прямые выборы президента. Конституция V Республики ограничила применение института парламентской ответственности.

Правительство формируется президентом и несет ответственность только перед ним. Весьма примечательно положение ст. 23 конституции: «Функции члена правительства несовместимы с парламентским мандатом, с любой должностью профессионального представительства общенационального характера, со всякой государственной службой или профессиональной деятельностью». Это положение выводит правительство из-под парламентского контроля.

Фактическое руководство правительством осуществляется президентом, а не премьер-министром.

Президент председательствует в совете министров, а премьер-министр — в совете кабинета, который лишь готовит решения для совета министров.

Положение премьер-министра и его отношения с президентом резко изменились в 1986 г., после того, как Социалистическая партия потерпела поражение на выборах в Национальное собрание. Возникла ситуация «разделенного правления», что привело тогда к фактической независимости премьер-министра от президента.

Президент V Республики наделяется не только полномочиями, свойственными главе парламентской республики, но и правами президента президентской республики. Более того, президент V Республики, располагая правом роспуска парламента, обладает большей фактической властью, чем глава президентской республики.

Существуют и такие формы правления, которые сочетают в себе элементы монархии и республики (Малайзия имеет редкую разновидность конституционной монархии — выборную монархию).

Источник

Оцените статью