Партиципаторная демократия примеры стран

Партиципаторная демократия

Партиципаторная демократия(от «participate» — принимать участие) признает необходимость участия широких слоев населения не только в выборах своих представителей, и даже не только в принятии решений на референдумах, собраниях и т.п., но и непосредственно в политическом процессе — подготовке, принятии и осуществлении решений, а также контроле за их выполнением.

Эта теория исходит из трактовки демократии как универсального принципа организации всех областей общественной жизни. Демократия должна быть везде — в семье, школе, в университетах, на производстве, в партиях, государстве и т.д. В обществе не существует таких областей, которые находятся вне политики и не допускают демократического участия.

Главными целями партиципации (участия) являются всесторонняя демократизация общества, социальная эмансипация и общественная самореализация личности Максимальным расширением участия граждан в принятии решений на всех ступенях власти и во всех сферах жизнедеятельности человека достигается максимальный учет в политике интересов народа, прочная легитимация власти, преодоление политического отчуждения граждан. Участие многих людей в управлении увеличивает интеллектуальный потенциал для принятия решений, повышает вероятность их оптимизации, следовательно, обеспечивает рост стабильности политической системы и эффективности управления.

Критики теории партиципаторной демократии утверждают, что демократия не может быть универсальным принципом организации всей жизни общества, потому что она относится лишь к организации отношений между гражданином и государством, а, например, отношения между учениками и учителями, руководителями и подчиненными на производстве не могут определяться принципами свободы и равенства. Кроме того, критики данной концепции считают, что широкая политизация общества, чуть ли не поголовное участие ведут к тоталитаризму или популистскому авторитаризму, ограничивают индивидуальную свободу, создают угрозу частной собственности и предпринимательству, поскольку подчиняют личность решениям большинства, обычно склонного к уравнительности и идеологическим влияниям.

Читайте также:  Принципы уголовного процесса зарубежных стран

Теории политических режимов сложилась к 50-м гг. ХХ в. Однако многие вопросы и до настоящего времени остаются дискуссионными. Это касается вопроса о перерастании тоталитарных и авторитарных режимов в демократические.

Переход к демократии, как показывает исторический опыт, наиболее вероятен в условиях мирных перемен и происходит в трех формах.

Первая форма – усилиями сверху. Так происходит, когда стоящие у власти решают по своей воле воплотить программу демократических перемен. Например, в Бразилии группа генералов, захвативших в 1964 г. власть, спустя некоторое время пошла на создание гражданского демократического правительства.

Вторая форма – связана со стремительным крушением существующих режимов и отказом от них в пользу демократии. В 1982 г. аргентинские генералы захватили Мальвинские (Фолклендские) острова. Через короткое время английские ВВС полностью разгромили аргентинские силы. Это так сильно дискредитировало аргентинских генералов, что они вынуждены были уйти в отставку и передать власть гражданскому правительству.

Третья форма – постепенное проведение реформ, основанное на согласовании действий сил, стоящих у власти, и оппозиции. Примером может быть трансформация политического режима в Испании после смерти Франко. Здесь совместные усилия правительства и короля Хуана Карлоса I положили начало длительному пути прогрессивных преобразований в стране. Таким образом, процесс мирового перехода от тоталитарного и авторитарного режимов к демократии сложный, но вполне реальный.

В наше время понятие демократии расширилось и стало включать не только ее нормативные определения как системы политического правления и ее характеристики, но также мировоззренческие подходы к отношениям между людьми, этические, философские и иные основания человеческого существования в условиях современности. Вместе с тем, идеалы демократии остались фактически такими же, как в IV в. до н. э., за исключением одного – сейчас гораздо больше ценится отдельная личность, её мнение и интересы, политическая активность.

Наиболее последовательно различие идеалов и институционального оформления демократии проводит Р. Даль. Он предложил использовать для обозначения институциональных решений понятия полиархии. Если демократия – идеальный тип устройства политической системы, то полиархия – реально существующий политический режим, наиболее близкий демократическому идеалу. Данный политический режим должен опираться на 7 основных институтов: выборные должностные лица; свободные и честные выборы; всеобщее голосование; право претендовать на выборную должность; свобода слова; альтернативная информация; независимость самоорганизации.

Помимо полиархии, на основании показателей участия и соревновательности Р. Даль выделяет ещё три политических режима: закрытая гегемония, открытая гегемония, соревновательная олигархия. Переход от этих режимов к полиархии и представляет собой суть политической модернизации и политического развития в целом. Для закрытой гегемонии характерны самые жесткие ограничения во всех сферах жизни, запрещение любой политической конкуренции с правящей элитой или её идеями в любой форме, отсутствие гарантированных прав у граждан. В соревновательной олигархии разрешена партийная конкуренция, но она – привилегия только элиты и происходит в её рамках.

Как видно из приведенного выше анализа демократических теорий и форм, каждая из них имеет свои достоинства и недостатки. В целом же реально существующая демократия в современных промышленно развитых странах — это представительная плюралистическая демократия, базирующаяся на либеральных ценностях и учитывающая в большей или меньшей степени некоторые коллективистские идеи.

Вопросы для самоконтроля

1. Что отражает понятие «политический режим»?

2. Как соотносятся политический режим и политическая система?

3. В чем состоят отличия авторитаризма от тоталитаризма?

4. Каковы причины тоталитаризма в XX веке?

5. Назовите основные признаки демократического режима.

6. Выделите основные модели демократии.

7. Каковы достоинства и недостатки демократии?

8. В чем состоят проблемы развития демократии в России?

Литература

1. Балзер Х. Управляемый плюрализм: формирующийся режим В. Пу­тина // Общественные науки и современность. — 2004. — № 2. — С. 46-60.

2. Власть и демократия в условиях глобализации. – Политические науки. – М., 2004.

3. Галкин А.А., Красин Ю.А. Россия: quo vadis. – М., 2003.

4. Даль Р. О демократии. — М., 2000.

5. Джилас М. Лицо тоталитаризма. — М., 1992.

6. Зидентоп Л. Демократия в Европе. – М., 2004.

7. Казанцев А. А. Тирания, диктатура: когнитивная схема и историческая судьба политических понятий // Полис. — 2002. — № 5.

8. Косов Г.В. Экология и тоталитарный режим (на примере первых десятилетий истории СССР) // Архивные документы как источник формирования представлений об истории России: Материалы 37 международной конференции. – СПб.: Нестор, 2004. – С. 216 – 220.

9. Лебедева Т. П. Либеральная демократия как ориентир для посттоталитарных преобразований // Полис. — 2004. — № 2. — С. 76-84.

10. Мельвиль А. Ю. Демократические транзиты. Теоретико-методологические и прикладные аспекты. — М., 1999.

11. Мельвиль А. Ю. О траекториях посткоммунистических трансформаций // Полис. — 2004. — № 2.

12. Поппер К. Открытое общество и его враги. — М., 1992.

13. Пшизова С. Демократия и политический рынок в сравнительной перспективе // Полис. — 2000. — № 2, 3.

14. Сморгунов Л. В. Современная сравнительная политология. — М., 2002.

15. Хайек Ф. Дорога к рабству. — М., 1992.

16. Шапиро И. Переосмысливая теорию демократии в свете современной политики // Полис. — 2002. — № 3, 4, 5.

Источник

Партиципаторная демократия.

Значительное место в современных демократических теориях занимает концепция партиципаторной демократии (англ, participate — участвовать), которую разработали современные политологи Кэрол Пейтман (автор термина «демократия участия» и книги «Участие и демократичес­кая теория», 1970), Крофорд Макферсон, Джозеф Циммер­ман, Норберто Боббио, Питер Бахрах, Бенджамин Барбер и некоторые другие.

Американский политолог Б. Барбер отмечает: «Прямая демократия требует не просто участия, а гражданской подготовки и гражданской добродетели для эффективного участия в обсуждении и принятии решений. Демократия участия, таким образом, понимается как прямое правление образованных граждан. Граждане – это не просто частные индивиды, действующие в частной сфере, а хорошо информированные общественные граждане, отдалившиеся от своих исключительно частных интересов настолько, насколько общественная сфера отдалена от частной. Демократия – это не столько правление народа или правление масс, сколько правление образованных граждан».

Необходимость политической активности большинства граждан в партиципаторной модели объясняется тем, что снижение уровня их учас­тия в итоге придет к «тирании меньшинства» (элиты).

В партиципаторной модели политическое участие рассматривается не как средство для достижения какой-либо цели. Оно само является целеполаганием, т.е. содер­жит цель в себе, ибо только по-современному понятое участие благоприят­ствует интеллектуальному и эмоциональному развитию граждан. Немало­важно и то, что с обычных для либеральных теоретиков позиций индиви­дуализма, опирающегося на собственность, политический процесс чаще всего рассматривается как жесткая борьба конкурентов за недостающие им материальные блага. Если же проанализировать эту проблему с точки зре­ния развития и реализации человеческих способностей, то справедливость распределения материальных благ — лишь средство для достижения более значимого блага позитивной свобо­ды. Активная вовлеченность граждан в демократический процесс является одновременно и условием, и выражением этой свободы.

Таким образом, участие выполняет две функции: во-первых, защищает граждан от навязанных сверху решений; во-вторых, является механизмом самосовершенство­вания человека. Ради максимально возможного результата демократия дол­жна распространяться и на другие сферы, чтобы способствовать эволюции необходимых для современности психологических качеств и партиципа­торной политической культуры, которая может сформироваться только по принципу К. Пейтмана «учись участвовать, участвуя». Идеальное партиципаторное общество характеризуется прямым вовлечением граждан в уп­равление без посредников ключевыми политическими и социальными ин­ститутами, подотчетностью лидеров рядовым членам и высшей степенью демократической легитимности.

Однако, в настоящее время партиципаторная модель представляет собой лишь идеал, желательную норму, к которой следует стремиться и которую чрезвычайно сложно достичь.

Вместе с тем данная теория достаточно уязвима для критики. По мнению некоторых отечественных исследователей, недостатки данной модели связаны «с невозможностью установления эффективных и постоянно действующих институтов прямой демократии, как в силу пространственно-временных параметров, так и субъектно-объектных отношений». Прямая демократия далеко не во всех случаях является эффективным методом принятия решений не только на общенациональном, но и на локальном уровне. Поэтому низка вероятность постоянного и успешного функционирования партиципаторной демократии в рамках нации-государства даже в небольших по масштабам государствах. Исключения могут составлять лишь общенациональные референдумы по наиболее фундаментальным проблемам, связанным с вопросами государственного устройства.

Другой недостаток, часто отмечаемый критиками теории партиципаторной демократии, состоит в том, что она, фактически абсолютизируя идею общего интереса, таит в себе угрозу тирании большинства. Ведь при практической реализации многих положений теории прямой демократии остаются открытыми проблемы автономии личности, свободы индивидуальности, а также проблемы добровольности участия или неучастия в политическом процессе.

Источник

Партиципаторная демократия

Либеральная демократия

Другой моделью демократии, основанной на идеологических концепциях, является либеральная демократия,сущность которой заключена в приоритете интересов личности и отделении их от государственных интересов. Социально-экономическими и идейно-политическими предпосылками возникновения либеральной демократии было разви-

148 Глава 8, Современные теории демократии

8.4 Партиципаторная демократия 149

Значительное место в современных демократических теориях занимает концепция партиципаторнойдемократии (от англ. participate — участвовать), которую разработали современные политологи К. Пейтман (автор термина «демократия участия»), Б. Барбер, П. Бахрах, Н. Боббио, К. Макферсон, Дж. Циммерман и некоторые др. Сутью данной теории является возвращение к классическим идеалам демократии, предполагающим активное участие граждан в обсуждении и принятии решений по главным вопросам общественной жизни. Они считают важнейшим условием демократического участия и его распространения социальное равенство: принцип участия должен относиться и к негосударственным общественным институтам, где люди прямо выражают свою волю, в первую очередь к трудовым коллективам, трактуя ее, в частности, как самоуправление граждан. Свобода, равное право на саморазвитие могут быть достигнуты только в партиципаторном обществе, которое совершенствует чувство политической эффективности и способствует проявлению заботы о коллективных требованиях. В таком обществе граждане хорошо информированы, заинтересованы в своей высокой активности в общественной жизни.

Необходимость политической активности большинства граждан в партиципаторной модели объясняется тем, что снижение уровня их участия в итоге придет к «тирании меньшинства» (элиты). Противостоять авторитарному давлению сверху способна лишь сильная власть снизу. В этом случае благо народа может быть достигнуто только при обеспечении всеобщего равенства, которое заключается в том, что все граждане обязательно ежедневно занимаются принятием решений, а не только имеют равные возможности участия.

Политическое участие выполняет две функции: во-первых, защищает граждан от навязанных сверху решений; во-вторых, является механизмом самосовершенствования человека. Ради максимально возможного результата демократия должна распространяться и на другие сферы, чтобы способствовать эволюции необходимых для современности психологических качеств и партиципаторной политической культуры, которая может сформироваться только по принципу К. Пейтмана «учись участвовать, участвуя». Идеальное партиципаторное общество характеризуется прямым вовлечением граждан в управление без посредников ключевыми политическими и социальными институтами, подотчетностью лидеров рядовым членам и высшей степенью демократической легитимности.

150 Глава 8. Современные теории демократии

Однако в настоящее время партиципаторная модель представляет собой лишь идеал, желательную норму, к которой следует стремиться и которой чрезвычайно сложно достичь.

Вместе с тем данная теория достаточно уязвима для критики. По мнению некоторых отечественных исследователей, недостатки данной модели связаны «с невозможностью установления эффективных и постоянно действующих институтов прямой демократии, в силу как пространственно-временных параметров, так и субъектно-объектных отношений». 1 Прямая демократия далеко не во всех случаях является эффективным методом принятия решений не только на общенациональном, но и на локальном уровне. Другой недостаток, часто отмечаемый критиками теории партиципаторной демократии, состоит в том, что она, фактически абсолютизируя идею общего интереса, таит в себе угрозу тирании большинства. Ведь при практической реализации многих положений теории прямой демократии остаются открытыми проблемы автономии личности, свободы индивидуальности, а также проблемы добровольности участия или неучастия в политическом процессе.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Оцените статью