Партнерство стран с европой

Что дало «Восточное партнерство» шести постсоветским странам

«Восточному партнерству» исполняется 10 лет. Какую пользу инициатива принесла постсоветским странам и ЕС, а также, почему Россия не принимает в ней участие — в материале DW.

«Восточное партнерство» отмечает свое 10-летие. Эта инициатива была создана в рамках политики соседства ЕС, она объединила Азербайджан, Армению, Беларусь, Грузию, Молдавию и Украину. С самого начала этот проект рассматривали как возможность политического сближения и экономической интеграции с Евросоюзом соседних стран, которым Брюссель не может предоставить перспективу членства в ближайшие годы. Причина в том, что к этому не готов ни ЕС, ни любой из его восточных соседей. Другие цели инициативы — содействовать проведению реформ в регионе и решению там конфликтов.

Россия вне «Восточного партнерства»

Россия не является участником ни «Восточного партнерства», ни политики соседства. Директор секретариата Форума гражданского общества «Восточного партнерства» Наталья Ерашевич говорит, что Москве предлагали присоединиться, но в РФ «посчитали себя партнером ЕС другого порядка». Сотрудничество между ЕС и Россией планировали развивать в рамках другой программы — четырех общих пространств: экономического; безопасности и правосудия; внешней безопасности; науки, образования и культуры. Впоследствии об этой программе перестали говорить.

Читайте также:  Промышленность одной страны мира

«До 2013 года Россия была преимущественно равнодушной к «Восточному партнерству», — говорит эксперт брюссельской аналитической организации European Policy Centre Пауль Иван. Но в 2013-м ЕС подготовил несколько соглашений об ассоциации со странами «Восточного партнерства», и Москва начала давление на них с тем, чтобы они присоединились к ее собственному интеграционному процессу, говорит эксперт. Напомним, в 2014 году был подписан договор о Евразийском экономическом союзе. До этого в 2013 году Армения и Украина под давлением России отказались подписывать соглашение с ЕС. В Украине это стало причиной Евромайдана.

Пауль Иван отмечает, что каждая страна «Восточного партнерства» сама выбирает уровень сотрудничества с ЕС, и Брюссель принимает это. Так, в 2014 году три страны ВП — Украина, Грузия и Молдавия — подписали соглашения об ассоциации с ЕС. В ноябре 2017 года было подписано расширенное партнерское соглашение между ЕС и Арменией.

Чего удалось достичь за 10 лет

Наибольшими достижениями за 10 лет Пауль Иван называет эти три соглашения об ассоциации, предусматривающие зону свободной торговли (ЗСТ). Торговля этих стран с ЕС существенно выросла за последние годы. Например, ЕС прочно занял место главного экономического партнера Украины, в прошлом году на него приходилось более 41 процента внешней торговли страны. Ранее же пальма первенства принадлежала России. Пауль Иван добавляет, что для экспорта в ЕС компаниям из стран ВП приходится внедрять европейские стандарты, благодаря этому они становятся более конкурентоспособными глобально.

Ерашевич добавляет, что «Восточное партнерство» способствует и процветанию ЕС. Речь не только о торговле, в которой ВП занимает десятое место среди партнеров ЕС, но также и об украинцах и белорусах, приезжающих работать, например, в Польшу.

Не менее важным достижением эксперты называют и возможность граждан Молдавии, Грузии и Украины ездить в ЕС без виз.

20 целей «Восточного партнерства»

На саммите в 2017 году утвердили 20 целей до 2020 года для дальнейшего развития стран «Восточного партнерства». Речь идет о целях в четырех сферах. В экономике, например, гармонизация и снижение тарифов на роуминг, а также кредиты малому и среднему бизнесу в местной валюте. В государственном управлении — антикоррупционные механизмы и судебная реформа. В укреплении общества — открытие в Тбилиси «Европейской школы Восточного партнерства». Во взаимодействии — расширение Трансъевропейской транспортной сети (TEN-T) ЕС на эти страны.

Контекст

Инфографика: Экс-республики СССР и их членство в НАТО и ЕС

В то время как три страны Балтии еще в 2004 году вступили в Евросоюз и НАТО, другие постсоветские страны не продвинулись дальше участия в программе ЕС «Восточное партнерство». (01.05.2018)

Новые дороги и кредиты: что и кому дает «Восточное партнерство»

Главы МИД стран «Восточного партнерства» и ЕС обсуждали на встрече в Люксембурге, как снизить плату за роуминг, построить 5000 километров дорог и направлено ли это против России. (17.10.2018)

В Брюсселе видят прогресс, например, в реформе госуправления в странах «Восточного партнерства». Худшие результаты — в борьбе с коррупцией. В этой сфере много предстоит сделать всем странам, подчеркивает высокопоставленный чиновник ЕС. Евросоюз взял обязательства и на себя. В экономике основное внимание он уделяет поддержке средних и малых предприятий в странах «Восточного партнерства». Около 10 тысяч таких предприятий в регионе получили финансовую поддержку ЕС, в частности кредиты в местной валюте. По подсчетам Брюсселя, это создало дополнительные 30 тысяч рабочих мест.

Евросоюз сотрудничает со странами «Восточного партнерства» как на двусторонней основе, так и на многосторонней. Но в Брюсселе подчеркивают, что не менее важно сотрудничество между самими странами региона. Продемонстрировать его они могут, например, в сфере сотовой связи. ЕС рассматривает возможность снизить тарифы на роуминг для стран ВП, но вначале им придется гармонизировать роуминг между собой. Соответствующую дорожную карту министры стран «Восточного партнерства» утвердили в феврале.

Пауль Иван напоминает, что таким путем начиналась сама евроинтеграция. «Европейский проект как таковой — это пример регионального сотрудничества», — отмечает эксперт. Ерашевич добавляет, что государства ВП, действуя как блок, имеют больший вес в переговорах с Евросоюзом, нежели каждое из них в одиночку.

Территориальные конфликты у границ ЕС

Одна из целей ЕС — создать зону стабильности возле своих границ. Впрочем, за время существования «Восточного партнерства» ситуация лишь ухудшилась — теперь территориальные конфликты касаются пяти стран ВП. В этом вопросе эксперты видят меньше всего прогресса. Хотя ЕС и помогает в решении конфликтов, Пауль Иван считает, что Брюсселю следовало бы делать больше.

Кроме того, ЕС в последнее время был занят другими проблемами и уделял мало времени этому региону, говорит Пауль Иван. Граждане ЕС до сих пор очень мало знают о странах «Восточного партнерства», мало кто бывал в них. Потому эксперт видит необходимость не только информировать жителей стран «Восточного партнерства» о ЕС, но и повышать знания об этом регионе в самом Евросоюзе.

______________

Подписывайтесь на наши каналы о России, Германии и Европе в | Twitter | Facebook | Youtube | Telegram | WhatsApp

Евросоюз и НАТО на постсоветском пространстве

Интеграция в Европу

Из стран бывшего СССР полноправными членами Евросоюза на данный момент являются только страны Балтии: Латвия, Литва и Эстония присоединились к ЕС 1 мая 2004 года. Еще шесть стран участвуют в программе ЕС «Восточное партнерство»: три из них — Украина, Молдавия и Грузия — заключили соглашение об ассоциации с ЕС.

Евросоюз и НАТО на постсоветском пространстве

Программа ЕС «Восточное партнерство»

В программе «Восточное партнерство», нацеленной на углубление связей республик бывшего СССР с Евросоюзом, в данный момент участвуют шесть постсоветских стран — Беларусь, Украина, Молдавия, Грузия, Армения и Азербайджан. Примечательно, что Беларусь и Армения одновременно являются и членами Евразийского экономического союза (ЕАЭС), куда также входят Россия, Казахстан и Киргизия.

Евросоюз и НАТО на постсоветском пространстве

«Восточное партнерство» двух скоростей

В последнее время усилилось разделение стран «Восточного партнерства» на две группы. В первую входят Грузия, Молдавия и Украина, подписавшие договор об ассоциации с ЕС. Во вторую — Беларусь, Азербайджан и Армения, не заключившие такого соглашения. 1 мая вступит в силу договор о расширенном партнерстве между Арменией и ЕС, в рамках которого ЕС предоставит Еревану 175 млн евро на проведение реформ.

Евросоюз и НАТО на постсоветском пространстве

Кому нужна виза в ЕС

Граждане стран Балтии, вступивших в ЕС в 2004 году, пользуются правом свободного передвижения и могут работать в любой стране Евросоюза наравне с гражданами того или иного государства ЕС. Обладатели украинского, молдавского или грузинского паспортов могут посещать страны Шенгенской зоны без виз. Гражданам же России, Беларуси, Армении и Азербайджана для этих целей по-прежнему требуется виза.

Евросоюз и НАТО на постсоветском пространстве

Интеграция в НАТО

Из республик бывшего СССР полноправными членами Североатлантического альянса пока также являются только три страны Балтии. Украине и Грузии предоставлен статус «страны-аспиранта»: это означает, что государство официально выразило интерес к вступлению в НАТО и получило приглашение присоединиться к интенсивному диалогу по вопросам членства.

Источник

«Восточное партнерство». У ЕС не хватает ресурсов для стран-участниц?

В июне этого года главы государств и правительств Евросоюза на онлайн-саммите с лидерами стран «Восточного партнерства» подтвердили приоритетное для внешней политики блока значение этой программы, направленной на сближение с ЕС Азербайджана, Армении, Белоруссии, Грузии, Молдавии и Украины. Однако пандемия и ее последствия, негативно отражающиеся на экономике европейского сообщества, могут стать факторами, которые заставят ЕС, по крайней мере временно, сосредоточиться на внутренних проблемах, отодвинув интеграцию в рамках проекта на второй план.

«Восточное партнерство» — многосторонняя программа Европейского союза, направленная на развитие регионального сотрудничества с шестью бывшими республиками СССР. Она была инициирована министрами иностранных дел Швеции и Польши Карлом Бильдтом и Радославом Сикорским. Официально программа была запущена 7 мая 2009 года.

Евросоюзом были поставлены две задачи, мотивирующие государства на сближение с ЕС: подписание с ними соглашений об упрощении и последующей отмене визового режима и о свободной торговле. Участникам программы также рекомендовано принять на себя контрактные обязательства по проведению реформ, направленных на внедрение европейских правил в национальное законодательство, что на языке ЕС называется «усиление институтов и сближение юридических норм».

В зависимости от глубины принятых на себя обязательств страны «Восточного партнерства» получают целевую финансовую помощь от ЕС. По данным Еврокомиссии, на эти нужды Брюссель выделил только в 2014–2017 годах €2,8 млрд. Следующий саммит инициативы с участием глав государств планируется в марте 2021 года.

По мнению профессора Люблинского католического университета, эксперта проекта Team Europe («Команда Европа») при представительстве Европейской комиссии в Польше Беаты Пискорской, «Восточное партнерство» с момента его создания по инициативе Польши и Швеции более 10 лет назад сейчас утратило интенсивность».

«Первоначальные планы, начиная от создания «кольца друзей» вокруг ЕС, основанного на верховенстве закона, демократии, правах человека и свободной рыночной экономике, не до конца были реализованы. Несмотря на то что основная среднесрочная цель партнерства была достигнута на 50% — соглашения об ассоциации и свободной торговле были подписаны с половиной стран-бенефициаров (Украиной, Молдавией и Грузией), и с ними был установлен безвизовый режим, — сотрудничество, несмотря на первоначальный энтузиазм с обеих сторон, несколько замедлилось», — указала Пискорская в беседе с корреспондентом ТАСС.

Причины замедления

По словам Пискорской, этому есть несколько причин. Во-первых, ЕС в течение нескольких лет боролся со многими внутренними кризисами, касающимися беженцев, финансов, популизма, общих ценностей, Brexit’а, но и, конечно же, в последние месяцы — пандемии коронавируса.

«Это в значительной степени отвлекает внимание ЕС от проблем и вызовов по соседству, даже если они касаются безопасности и стабильности. С другой стороны, значительная дифференциация стран-партнеров с точки зрения политического устройства и близости отношений с ЕС является ключевым фактором, определяющим масштабы сотрудничества в рамках инициативы», — указала профессор.

Как считает Пискорская, «возможность укрепления отношений ЕС со всем «Восточным партнерством» в настоящее время очень маловероятна», так как подход шести стран к этому проекту очень разнороден. Украина, Грузия и Молдавия — более интегрированы с ЕС, Армения — менее заинтересована в сотрудничестве, а у Азербайджана и Белоруссии — очень незначительны связи с блоком.

Влияние пандемии

«Вспышка коронавирусной пандемии изменила приоритеты многих стран и правительств — государства сосредоточились на спасении экономик, — отметила эксперт. — В специфических условиях пандемии, затронувшей весь мир, под вопросом стоят заявления лидеров Евросоюза на июньском саммите о том, что «Восточное партнерство» является приоритетом внешней политики ЕС». «Скорее всего, в условиях прогнозируемого экономического кризиса в Европе и мире приоритеты во внешней политике ЕС изменятся», — констатировала она.

По мнению Пискорской, «еще более сомнительно, чтобы эти государства пополнили ряды ЕС еще до Западных Балкан». «Поэтому представляется, что наиболее реальным сценарием будет продолжение прежних условий партнерства для государств, наиболее заинтересованных в этом, то есть Украины, Грузии и Молдавии, однако по-прежнему без предоставления им перспективы членства», — указала она.

Логичным было бы предположить, что в условиях вызванных пандемией проблем Евросоюз предложит своим партнерам на востоке какую-то помощь. Но, судя по всему, ресурсов на «круг друзей» не хватает.

«В нынешних условиях, особенно во время пандемии, на первом месте стоит необходимость поддержки экономик государств-членов, которые ослаблены из-за локдауна, а также обеспечить меры поддержки гражданам стран «Восточного партнерства» в борьбе с коронавирусом», — сказала Пискорская, выразив мнение, что «это ставит под сомнение эффективность нынешней формы работы этого проекта, особенно в финансовом измерении».

«Поэтому в этот непростой момент для всех стран и международных организаций сложно однозначно сказать, будет ли Европейский союз и дальше интересоваться проектом», — резюмировала она.

Каково будущее?

Многие политики и эксперты сходятся во мнении, что «Восточное партнерство» нуждается в реформировании. Польские власти считают, что инициатива должна стать более амбициозной. «Эта программа требует пересмотра, чтобы соответствовать меняющемуся миру и новой геополитической реальности в регионе», — говорил не так давно ныне уже экс-министр иностранных дел Польши Яцек Чапутович, предлагая реформировать этот проект в областях сближения правовых норм, институционализации и расширения сотрудничества по отдельным вопросам. Он имел в виду противодействие нелегальной миграции, развитие транспортной инфраструктуры, энергетическую безопасность и защиту окружающей среды. По словам бывшего министра, в существующих соглашениях, нацеленных на сближение стран бывшего СССР с ЕС, некоторые цели недостаточно амбициозны, а многие задачи чрезмерно сложны.

Молдавский премьер-министр Ион Кику выступил с мнением, что еще до пандемии интеграционный проект подошел к моменту истины. «Он либо обновится, получив новое дыхание, либо медленно, но уверенно будет терять свою политическую актуальность. Пандемия ускорила этот процесс», — сказал он.

«Несомненно, необходимо модифицировать этот формат, адаптировать его к текущим вызовам, стоящим перед обеими сторонами, потому что дальнейшее сотрудничество между отдельными государствами — членами этой инициативы и ЕС, а также между отдельными государствами «Восточного партнерства» по многосторонней формуле — будет очень трудной или даже невозможной задачей», — отметила Пискорская.

По ее мнению, «приоритетом Евросоюза будет создание сильных государственных институтов в этих странах и социально-экономическое развитие, что может оказать положительное влияние на весь регион». «Двустороннее сотрудничество со странами «Восточного партнерства» будет играть все более важную роль, а это означает, что значение проекта как «политического зонтика» будет уменьшаться. Это неизбежно приведет к усилению различий между подходами к ассоциированным и неассоциированным странам, возможно, даже к созданию «Восточного партнерства» разных скоростей», дифференциации инструментов партнерства и даже к неоднократно предлагаемому в ЕС созданию «Восточного партнерства плюс».

Новый элемент

Тем временем в Евросоюзе начинает вырисовываться новый, достаточно неожиданный инструмент, который он может использовать во внешней политике и укреплении отношений с государствами «Восточного партнерства». Речь идет о вакцинации от коронавируса.

Пока вакцины нет, но уже известно, что стратегия вакцинации Еврокомиссии включает подписание контрактов на предзаказ препаратов с шестью западными компаниями. Первый из этих контрактов — с AstraZeneca на 400 млн доз — вступил в силу 27 августа, и Еврокомиссия уже заплатила по нему €336 млн. В общей сложности Еврокомиссия намерена получить от 1 до 2 млрд доз вакцин от всех шести производителей.

Население всех стран ЕС составляет менее 450 млн человек. В этой связи Еврокомиссия уже неоднократно объявляла, что намерена поставлять вакцину бесплатно или по льготным ценам станам-партнерам, не отвечая на вопросы, какими будут конкретные условия этих поставок.

Как считает Пискорская, «если удастся произвести установленное количество вакцин, доставка их по льготным ценам соседним государствам может стать новым инструментом во внешней политике ЕС и в отношении государств «Восточного партнерства». «В рамках контрактов на закупку ЕС заранее обязывает производителей предоставлять производственные мощности для поставок всем странам и призывает к свободному перемещению вакцин и материалов без ограничений на экспорт также за пределы государств ЕС. Это может привнести новое качество в отношения с Восточной Европой, укрепить имидж и авторитет ЕС в странах «Восточного партнерства», — заявила эксперт, подчеркнув, что в будущем эта инициатива может быть также дополнена усилиями ЕС, направленными на более обстоятельное реагирование на трансграничные риски для здоровья.

Ирина Полина, Варшава

Источник

Оцените статью