Патриотическое воспитание при проведении экскурсий

Содержание
  1. Экскурсия как средство развития начала патриотических чувств
  2. Экскурсия как средство патриотического воспитания учащихся общеобразовательных школ
  3. Библиографическое описание:
  4. Похожие статьи
  5. Малая родина в патриотическом воспитании дошкольников
  6. Патриотическое воспитание современной молодежи
  7. Воспитание чувства патриотизма через любовь к истории.
  8. Место патриотизма в жизни современной молодежи
  9. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного.
  10. Патриотическое воспитание младших школьников
  11. Патриотическое воспитание как основа формирования.
  12. Патриотическое воспитание старших дошкольников посредством.
  13. Ознакомление с родным городом как средство патриотического.
  14. Малая родина в патриотическом воспитании дошкольников
  15. Патриотическое воспитание современной молодежи
  16. Воспитание чувства патриотизма через любовь к истории.
  17. Место патриотизма в жизни современной молодежи
  18. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного.
  19. Патриотическое воспитание младших школьников
  20. Патриотическое воспитание как основа формирования.
  21. Патриотическое воспитание старших дошкольников посредством.
  22. Ознакомление с родным городом как средство патриотического.

Экскурсия как средство развития начала патриотических чувств

Ольга Полежаева
Экскурсия как средство развития начала патриотических чувств

Патриотизм (греч. patris – отечество) – нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь и преданность Отечеству, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины.

О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечественному наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

В современный период времени уделяется большое внимание патриотическому воспитанию дошкольников. Патриотическое воспитание дошкольников с помощью экскурсии позволяет заложить начала понимания прошлого и настоящего, сохранить все ценное в историко-культурном и природном наследии своего края, освоить его и в полной мере использовать для созидания будущего. Постижение красоты, культуры должно начинаться с воспитания любви и бережного отношения к малой Родине. Особое внимание в формировании личности должно быть обращено на воспитание патриотического отношения к родному краю, его природным богатствам.

Читайте также:  Экскурсия по петровскому стадиону

Многие нравственные качества человека закладываются в детские годы. Любовь к родному краю, желание видеть родной город все более и более растущим и расцветающим – все эти чувства в большой степени зависят от того, как они были заложены в дошкольном возрасте. Чем полнее, глубже, ярче, содержательнее будут знания детей о родном крае и лучших его людях, тем более действенным скажутся они в формировании благородного нравственного чувства: интереса и любви к родному краю, глубокого уважения к патриотическим традициям земляков.

Экскурсионные прогулки позволяют дошкольникам лучше узнать свой край. Экскурсии могут дать подрастающему поколению возможность для повышения своего интеллектуального уровня, развития наблюдательности, способности воспринимать красоту окружающего мира, т. е. способствуют многостороннему развитию личности.

Экскурсионная деятельность – это одна из форм, позволяющая расширить позитивный социальный и эмоционально-ценностный опыт детей, обогатить дополнительными мероприятиями образовательные программы. Экскурсии могут конкретизировать уже имеющиеся знания, давать новые, усиливать интерес к изучаемому и вызывать переживания в области чувств.

Особо следует подчеркнуть значение экскурсии в формировании эмоциональной сферы детей; чувства прекрасного, ощущения радости познания, желания быть полезным обществу.

Учитывая активно-двигательную специфику учебного познания на экскурсии, можно также говорить о ее влиянии на физическое развитие детей.

Экскурсионная деятельность в единстве и взаимосвязи осуществляет образовательную, воспитательную и развивающую функции обучения.

Экскурсии для дошкольников можно разделить на два блока.

Первый блок – занятия – экскурсии.

Второй блок экскурсий – это пешеходные и автобусные по окрестностям.

Моя работа по патриотическому воспитанию в этом году объединила оба блока экскурсий.

Сначала был проведен цикл занятий-экскурсий по теме «Я и мой город», к которым были подготовлены презентации с фотографиями видов улиц и проспектов, памятников города, планом кремля и фотографиями его башен.

Целью данных занятий — воспитывать любовь и привязанность к своему дому, детскому саду, улице, городу.

Задачи: формировать основы понятия «я — коломчанин», знакомить детей с понятиями «улица», «проспект»; пробудить интерес к истории своего города, его главному архитектурному памятнику-кремлю. Познакомить детей с названиями некоторых его башен, с происхождением этих названий; формировать грамматический строй речи и расширять словарный запас.

Затем были проведены совместно с родителями пешеходные экскурсии выходного дня по историческим и памятным местам родного города.

Приобщение детей к экскурсионнойдеятельности позволяет мне решать следующие образовательные задачи: повышать интерес ребят к изучению города, развивать образное мышление, умение смотреть и видеть, коммуникативную культуру, что способствует общему развитию личности ребенка.

Учитывая возрастные и психологические особенности детей, моей основной задачей стало превратить экскурсию в живую беседу. Для этого помимо занятий мы обсуждали с детьми, на что обратить особое внимание, обсуждали маршрут. Чтобы экскурсия проходила более интересно и немонотонно, во время движения по разработанному маршруту, я использовала разнообразные дидактические игры,например: «Что перепутано?»

Воспитатель намеренно неправильно дает названия тем или иным объектам, детям предлагается исправить ошибки; «Подбери слово» (город какой? (чистый, красивый, кремль какой? (древний, надежный)

После рассказа о нескольких объектах проводила мини-опросы по услышанному материалу для его лучшего усвоения: как называется твой родной город, какие улицы в городе ты знаешь, как называются башни кремля?.

Исходя из проделанной работы, я могу сделать вывод, что экскурсии дополняют знания детей, полученные на занятиях, дают сведения об истории родного города, могут быть использованы как обобщающее занятие по теме или закрепление знаний, полученных в НОД.

Дошкольник, прежде всего, должен осознать себя неотъемлемой частью своей малой родины, потом гражданином России и только потом жителем планеты Земля. Раздвигая горизонты познаваемого детьми, мы зарождаем в их сердца искорку любви к родному краю, к Родине.

И в заключение предлагаю вашему вниманию презентацию к данной статье

Источник

Экскурсия как средство патриотического воспитания учащихся общеобразовательных школ

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Статья просмотрена: 9241 раз

Библиографическое описание:

Кирюханцев, К. А. Экскурсия как средство патриотического воспитания учащихся общеобразовательных школ / К. А. Кирюханцев, И. А. Гизатова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2012. — С. 80-82. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/63/2811/ (дата обращения: 28.04.2021).

Социально-экономические и политические изменения, происходящие в современном обществе, требует кардинальных преобразований во всех сферах, в том числе и в сфере образования. Развитие любого государства определяется рядом объективных и субъективных факторов, причем в современных условиях значительно усиливается роль субъективного фактора.

От уровня сознания каждого члена общества, его отношения к задачам, которые предстоит решать стране, во многом зависит поступательное развитие всего общества.

Важную роль в воспитании молодого поколения играет патриотическое воспитание, направленное на развитие любви к Родине, преданности Отечеству, стремление личным трудом содействовать прогрессивному развитию своей страны.

Патриотизм (от греч. patriótes — соотечественник, patrís — родина, отечество), любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам (БСЭ).

В современном обществе патриотическое воспитание молодежи приобретает особо важное значение по нескольким причинам: возрастает уровень информированности молодого поколения, процессы демократизации и появление многопартийной системы создают определенные трудности в понимании молодым поколением сущности патриотизма, современная молодежь не прошла той школы патриотического воспитания, которая выпала на долю старшего поколения.

В современных условиях достаточно остро стоит проблема патриотического и духовно-нравственного воспитания молодежи. Способствовать формированию у подрастающего поколения чувства патриотизма, прививать ребенку любовь и уважение к своей семье, Родине, обществу, в котором он живет, необходимо с детства. Поэтому в процессе патриотического и духовно-нравственного воспитания детей следует больше внимания уделять мероприятиям и экскурсиям, знакомящим с историей и культурой родного края и регионами РФ.

Экскурсия — методически продуманный показ достопримечательных мест, памятников истории и культуры, в основе которого лежит анализ находящихся перед глазами экскурсантов объектов, а также умелый рассказ о событиях, связанных с ними.

Однако только к этому сущность понятия «экскурсия» сводить было бы не правильно. Рассмотрим несколько формулировок термина «экскурсия», которые были опубликованы в различных изданиях за последние 70 лет.

Первая из них выглядит так: «Экскурсия – есть прогулка, ставящая своей задачей изучение определенной темы на конкретном материале, доступном созерцанию» (М.П. Анциферов, 1923 г.)

Подробное пояснение термину «экскурсия» дает Большая советская энциклопедия (1933 г.): «экскурсия является одним из видов массовой культурно-просветительной, агитационной и учебной работы, имеющей целью расширение и углубление знаний подрастающего поколения».

В Толковом словаре русского языка (Л.Н.Ушаков, 1940 г.) слово «экскурсия» поясняется как «коллективная поездка или прогулка с научно-образовательной или увеселительной целью».

Культурно-познавательный туризм является неотъемлемой частью учебно-тематических экскурсий, которые играют важную роль в формировании гуманистического, патриотического воспитания, расширение знаний, оздоровления и физического развития детей и молодежи. Учебно-тематическая экскурсия выступает как дополнительный педагогический процесс, в котором сочетаются обучение и духовно-нравственное воспитание. Воспитательные возможности экскурсий определяются как их содержанием, так и широким тематическим спектром (комплексные, обзорные, исторические, военно-исторические, литературные, архитектурные и т.д.).

Познавательные экскурсии учащихся должны стать частью учебно-воспитательной системы образовательного учреждения. Их нужно рассматривать как сильнейшее образовательное и воспитательное средство, позволяющее на практике ознакомить молодое поколение с природным наследием, историей и культурой родного края, развивать в детях эстетические чувства, любовь к Родине, отзывчивость к высшим интересам духовности и нравственности.

Важнейшей составной частью воспитательного процесса в общеобразовательных школах является формирование патриотизма, которое имеет огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.

Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на их многостороннее формирующее влияние. Так, например, К. Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями». Истинный патриотизм, по свой сущности гуманистичен, включает в себя уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям и неразрывно связан с культурой межнациональных отношений. В этом смысле патриотизм и культура межнациональных отношений теснейшим образом связаны между собой, выступают в органическом единстве и определяются в педагогике как «такое нравственное качество, которое включает в себя потребность преданно служить своей родине, проявление к ней любви и верности, осознание и переживание ее величия и славы, своей духовной связи с ней, стремление беречь ее честь и достоин­ство, практическими делами укреплять могущество и независимость».

Приведенное определение позволяет уяснить содержание понятия патриотизма.

Оно включает в себя:


чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;

уважительное отношение к языку своего народа;

заботу об интересах Родины;

осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);

проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;

гордость за социальные и культурные достижения своей
страны;

гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;

уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям;

ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины;

гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.

Истинный патриотизм предполагает формирование и длительное развитие целого комплекса позитивных качеств. Основой этого развития являются духовно-нравственный и социокультурный компоненты. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою нераздельность, неразрывность с Отечеством.

Природа, родители, родственники, Родина, народ — не случайно однокоренные слова. По определению А. Н. Вырщикова, это «своеобразное пространство патриотизма, в основе которого лежат чувства Родины, родства, укорененности и солидарности, любви, которая обусловлена на уровне инстинктов. Оно необходимо, ибо мы не выбираем родителей, детей, Родину, место своего рождения».

Познавая идею Родины, переживая чувство любви к ней, восторженности, испытывая тревогу за ее настоящее и будущее, ребенок утверждает свое достоинство, стремится быть похожим на героев Родины. Благодаря патриотизму и героизму народных масс России удавалось выходить из самых тяжелых ситуаций в самые сложные периоды своей истории. Экскурсии призваны помочь школьникам пережить и осмыслить все положительное, что было в прошлом. Усвоение учащимися идеи любви к Родине, ко всему человечеству, привитие общечеловеческих норм нравственности является важнейшим этапом формирования гражданственности, воспитания Гражданина России. Это достигается тогда, когда идеи патриотизма раскрываются перед умом и сердцем воспитанника в ярких, эмоциональных образах, пробуждают в нем чувства сопереживания, благодарности к мужественным борцам за торжество правды, справедливости. В то же время знания о Родине должны вызывать не только гордость за ее достижения, но и сердечную боль, тревогу, озабоченность тем, что у нас не все еще так, как должно быть. История — это могучая и вечная живая сила, которая творит патриота, гражданина.

Реально заставить переживать и осознавать чувства привязанности к своей родной земле у учащихся можно благодаря экскурсии, в которой они принимали бы активное участие: совершать походы по памятным местам родного края, встречаться с людьми, совершившие боевые и трудовые подвиги, ветеранами и тружениками тыла. Участие в экскурсии, если она будет отличаться высокой содержательностью и красочностью, должна вызвать у учащихся чувство восхищения, стремление подражать таким людям.

Основным средством для решения этой важной и сложной задачи патриотического воспитания является включение учащихся в разнообразные виды практической деятельности и формирование у них навыков и привычек, опыта патриотического поведения. Сюда входят различные виды трудовой, спортивной и общественно полезной деятельности, туристско-краеведческая работа, историко-этнографические экспедиции, экскурсии, празднование историко-юбилейных дат, связи с воинскими частями, встречи с ветеранами.

Такую форму обучения, как экскурсия, просто необходимо использовать в учебном процессе. Ведь именно благодаря экскурсиям можно познакомить учащихся с реальной жизнью, с объектами реального мира в их естественном окружении. В ней происходит познание, и активное взаимодействие детей с предметами, объектами, явлениями природного, социального, культурного окружения, что, естественно, оказывает большое воздействие на детей, нежели ознакомление по книгам.

По нашему мнению, в гражданско-патриотическом воспитании экскурсии играют особую роль. Благодаря им, дети ближе узнают историю своей страны, культуру своего народа, его обычаи и традиции. Экскурсии расширяют кругозор детей, наглядно демонстрируют достижения техники, строительства, помогают школьникам ощутить себя частью природного, культурного, социального пространства.

Агапова, И. Патриотическое воспитание в школе [Текст]: / И.Агапова, М. Давыдова. – М.: Айрис-пресс, 2002.

Вырщиков,А.Н. Патриотическое воспитание молодежи в современном российском обществе [Текст] : / А.Н. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев.- Монография.-Волгоград: НП ИПД «Авторское перо », 2006.

Казаева, Е.А. Воспитание основ гражданственности у дошкольников [Текст]: / Е.А. Казаева // Воспитание патриота и гражданина ХХI века: Материалы науч.-практ. конф. по пробл. гражд. и патриотич. восп. молодежи. – Шадринск, 2001.

Казаева, Е.А. Системный подход к исследованию проблемы гражданского воспитания личности [Текст]: / Е.А. Казаева // Непрерывное педагогическое образование: проблемы и перспективы: мат. Всерос. науч.-практ. конф. –Москва-Шадринск: Изд-во ОГУП «Шадринский Дом Печати», 2008.

Кондрыкинская, Л.А. С чего начинается Родина? [Текст]: Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ/Л.А.Кондрыкинская.- М.: Сфера, 2005.

Похожие статьи

Малая родина в патриотическом воспитании дошкольников

Патриотизм – это любовь к родному краю и Родине, ее природным богатствам, культуре, людям и дому.

Основные термины (генерируются автоматически): родной край, патриотическое воспитание, малая родина, ребенок, населенный пункт, дошкольная.

Патриотическое воспитание современной молодежи

Россия, патриотическое воспитание, патриотизм, Запад, Российская Федерация, США, молодое поколение, российское общество, мировая война, советский период. Малая родина в патриотическом воспитании дошкольников.

Воспитание чувства патриотизма через любовь к истории.

Семерез А. С., Журахова М. Н., Фомичева О. А. Воспитание чувства патриотизма через любовь к истории и культуре родного

Но воспитывать патриота может только тот педагог, который сам любит свой край, хорошо знает его историю, памятные места, лучших людей.

Место патриотизма в жизни современной молодежи

Патриотизм в современной России: вопросы и проблемы. Россия, патриотическое воспитание, патриотизм, Запад, Российская Федерация, США, молодое поколение, российское общество, мировая война, советский период.

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного.

родной край, ребенок, дошкольный возраст, родной город, история, воспитание любви, малая родина, Родина, город, краеведение. Народное творчество как средство воспитания любви к родному.

Патриотическое воспитание младших школьников

патриотическое воспитание, ребенок, дошкольный возраст, Родина, родной край, патриотическое воспитание дошкольников, патриотизм, VIII-XIX, РФ, чувство привязанности.

Патриотическое воспитание как основа формирования.

Воспитание истинного Российского патриотизма предполагает целенаправленное формирование и последовательное развитие целого

Патриотическое воспитание подрастающего поколения — одна из главных задач современного общественного развития.

Патриотическое воспитание старших дошкольников посредством.

Ключевые слова:патриотизм, Великая Отечественная война, воспитание, родина, история, родной, город, Калужская. Патриотизм как идея и движущая сила общества и государства рассматривались мыслителями в глубокой древности.

Ознакомление с родным городом как средство патриотического.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, формирования социальной компетенции

Современные исследования, посвященные проблемам приобщения дошкольников к истории

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине — месту, где родился человек.

Малая родина в патриотическом воспитании дошкольников

Патриотизм – это любовь к родному краю и Родине, ее природным богатствам, культуре, людям и дому.

Основные термины (генерируются автоматически): родной край, патриотическое воспитание, малая родина, ребенок, населенный пункт, дошкольная.

Патриотическое воспитание современной молодежи

Россия, патриотическое воспитание, патриотизм, Запад, Российская Федерация, США, молодое поколение, российское общество, мировая война, советский период. Малая родина в патриотическом воспитании дошкольников.

Воспитание чувства патриотизма через любовь к истории.

Семерез А. С., Журахова М. Н., Фомичева О. А. Воспитание чувства патриотизма через любовь к истории и культуре родного

Но воспитывать патриота может только тот педагог, который сам любит свой край, хорошо знает его историю, памятные места, лучших людей.

Место патриотизма в жизни современной молодежи

Патриотизм в современной России: вопросы и проблемы. Россия, патриотическое воспитание, патриотизм, Запад, Российская Федерация, США, молодое поколение, российское общество, мировая война, советский период.

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного.

родной край, ребенок, дошкольный возраст, родной город, история, воспитание любви, малая родина, Родина, город, краеведение. Народное творчество как средство воспитания любви к родному.

Патриотическое воспитание младших школьников

патриотическое воспитание, ребенок, дошкольный возраст, Родина, родной край, патриотическое воспитание дошкольников, патриотизм, VIII-XIX, РФ, чувство привязанности.

Патриотическое воспитание как основа формирования.

Воспитание истинного Российского патриотизма предполагает целенаправленное формирование и последовательное развитие целого

Патриотическое воспитание подрастающего поколения — одна из главных задач современного общественного развития.

Патриотическое воспитание старших дошкольников посредством.

Ключевые слова:патриотизм, Великая Отечественная война, воспитание, родина, история, родной, город, Калужская. Патриотизм как идея и движущая сила общества и государства рассматривались мыслителями в глубокой древности.

Ознакомление с родным городом как средство патриотического.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, формирования социальной компетенции

Современные исследования, посвященные проблемам приобщения дошкольников к истории

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине — месту, где родился человек.

Источник

Оцените статью