Педагог должен быть патриотом страны

Сообщение для педагогов «Воспитание патриотизма у дошкольников»
консультация на тему

Воспитание патриотических чувств и формирование у дошкольников активной гражданской позиции

Скачать:

Вложение Размер
vospitanie_patrioticheskih_chuvstv_u_doshkolnika.docx 16.63 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание патриотических чувств у дошкольника

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени.

Понятие патриотизм – это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта. Быть патриотом – это значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Дошкольное детство – это период начальной социализации ребенка, это приобщение ребенка к миру культуры и общечеловеческих ценностей.

Исходя из выше изложенного необходимо поставить акцент на следующем:

1. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нём чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они – часть великого русского народа.

2. Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенности черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.

3. Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причём эти наблюдения непосредственно связанны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

4. Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством.

Не всё, что окружает ребенка, равнозначно в воспитательном отношении. Поэтому очень важен правильный с точки зрения педагогики выбор объектов, о которых следует рассказать детям.

Начиная работу по патриотическому воспитанию, педагог должен, прежде всего, сам хорошо знать природные, культурные, социальные и экономические особенности края. Он должен продумать, о чем рассказать детям, особо выделив признаки, характерные только данной местности, доступно показать связь родного города (села) со всей страной.

В старших группах уже можно так строить работу, чтобы каждый воспитанник проникся славой родного края, почувствовал свою причастность к местным общественным событиям.

Важно подчеркнуть, что, каким бы особенным ни был родной край, в нём непременно находит отражение то, что типично, характерно для всей страны:

— люди работают на заводах, фабриках, стройках, в разных учреждениях, в магазинах, на фермах, на полях и т.д. (в зависимости от специфики области). Они всегда готовы помочь друг другу, результаты труда людей этого края необходимы не только тем, кто живет в данной местности:

— в родном городе, районе, селе, как и в других местах, соблюдают народные традиции; отмечают общенародные знаменательные даты, чтят память погибших героев, чествуют знаменитых людей, ветеранов труда и т.д.;

— в родном краю могут жить люди разных национальностей. Они вместе трудятся, отдыхают;

— здесь, как и по всей нашей стране, люди должны беречь и охранять природу;

— каждый человек, любящий Родину, должен проявить уважение к труду, интерес к культуре родного народа.

Народные праздники (Масленица, Пасха,) – средства возрождения народной культуры и приобщения к ней через обычаи, традиции, обряды.

В народном творчестве отображаются и исторически сохраняются присущие народу черты характера, мышления.

Патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитания, начиная с самого раннего возраста, когда необходимо формировать у детей первые представления об окружающем мире, отношение к действительности и дать возможность почувствовать себя с ранних лет гражданином своего Отечества.

Народная педагогика располагает разнообразными средствами воспитания патриотических чувств у детей. Важное место среди них занимают произведения устного народного творчества.

Особым жанром, влияющим на нравственное воспитание детей, являются пословицы и поговорки. Понятным и ценным в воспитании детей всех времен являются пословицы о Родине, матери, родном языке, родной природе. «Нет в мире краше Родины нашей».

Любовь к Родине и любовь к матери – чувства, неразрывно связанные между собой. Пословицы о женщине-матери являются действенным средством воспитания любви к самому дорогому человеку: «При солнышке тепло, при матери добро».

Патриотизм – наиболее сложное и высокое человеческое чувство. Это чувство так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ. Это уважение к защитникам Отчизны, уважение к Государственному Гимну, Флагу, Гербу Родины.

В дошкольном детстве патриотическое воспитание связано с эстетическим, в частности, с музыкальным. Проведение музыкальных тематических вечеров со слушанием песен военных лет, о родной стороне способствует развитию у детей патриотических чувств, положительных эмоций.

Большое значение необходимо придавать героико-патриотическому воспитанию детей на примере подвигов защитников Родины в годы Великой Отечественной войны.

Таким образом, чувство патриотизма многогранно и сложно. Это и любовь к свои близким и гордость за весь народ, яркие воспоминания про место, где родился, и уважение к своей Родине, желание ее беречь, содействовать ее расцвету.

Все те чувства, из которых может вырасти патриотизм, с большей вероятностью формируется в условиях семьи, в коллективе сверстников, в группе детского сада. Это сочувствие, привязанность, ответственность, обязательность, трудолюбие.

Прежде, чем ребенок начнет воспринимать себя как гражданина, ему нужно помочь в осознании своего собственного «я»; своей семьи, своих корней — того, что близко, знакомо, понятно.

Вот почему очень важно формирование гражданско-патриотической позиции у детей с ранних лет.

Источник

Учитель XXI века: гражданин и патриот

27 марта состоялась всероссийская интернет-конференция «Учитель XXI века: гражданин и патриот», к участию в которой был приглашен и Севастопольский педагогический колледж N 2, руководит которым Л.Е. Литвинова. Сегодня в нашей стране многие считают, что Севастополь обладает уникальным опытом сохранения патриотических традиций, и опыт этот является актуальным и значимым для всей России. Именно об этом говорили участники конференции из Москвы, Ростова-на-Дону, Самары, Набережных Челнов, объединенные общим стремлением воспитать учителя, способного сделать понятие «патриотизм» основой мировоззрения учеников. Тема конференции также заинтересовала педагогов дружественной Беларуси и многострадальной Сербии.Работу столь представительного собрания педагогов открыл директор Донского педагогического колледжа, доктор социологических наук, профессор О.В. Степанов. В собрании также участвовал и начальник управления непрерывного образования Министерства общего профессионального образования Ростовской области А.Е. Фатеев. «Учитель — это прежде всего гражданин и патриот, — отметил А. Фатеев. — Так было в России во все времена. Любая самая прекрасная программа по патриотическому воспитанию не будет реализована без участия учителя, обладающего умением донести до каждого ребенка значимость понятия «родина».

Он обратил внимание и на тревожную тенденцию: в современные российские литературу и кино все активнее проникают чуждые нам представления о том, что «где хорошо, там и родина», размывающие представления о долге и чести. Представитель системы образования Ростовской области с горечью отметил: «Среди тех, кто воюет сегодня на стороне украинских боевиков, есть и наши с вами выпускники. Такие случаи необходимо рассматривать прежде всего как брак в работе учителя».

Что необходимо сделать, чтобы воспитательная работа перестала носить формальный характер? Как сделать так, чтобы ответственное отношение к истории страны, стремление сохранить традиции отцов и дедов стали нормой поведения каждого ребенка? На эти и другие сложные вопросы, продиктованные вызовами сегодняшнего дня, искали ответ участники конференции. В ходе нее преподаватели и студенты Севастопольского педагогического колледжа N 2 приняли участие в работе секции «Социокультурные условия успешной реализации государственной программы патриотического воспитания граждан России». Это наглядно показывает, что учебные заведения Севастополя не только успешно осваивают образовательное пространство России, но и становятся активными участниками реализации государственных программ.

Педагогический колледж N 2 был представлен на сайте конференции статьей «Социокультурная среда Севастополя как образовательный проект: опыт сохранения и перспективы развития патриотических традиций», которая стала предметом заинтересованного обсуждения. По общему мнению, Севастополь действительно может стать центром генерации общественного сознания, но на пути решения этой задачи, поставленной в концепции социально-экономического развития города-героя, предстоит преодолеть немало трудностей.

В заключение интернет-конференции заведующая лабораторией педагогического проектирования Донского колледжа И.Б. Будик выразила благодарность участникам конференции за искреннее стремление решать актуальные проблемы современного российского образования. Она также отметила, что сегодня очень нужны такие произведения, как роман Л.Е. Литвиновой «Любить Россию в непогоду…»

Подобные научно-практические конференции уже давно являются традиционными для российских коллег, для севастопольских же педагогов — это новая и очень продуктивная форма профессионального общения. Преподаватели и студенты педагогического колледжа N 2 имели возможность ознакомиться со статьями и выступлениями коллег из различных учебных заведений России по столь актуальной проблеме, как воспитание учителя, способного сохранять и развивать традиции патриотизма, наполнять это понятие новым содержанием, актуальным для эпохи глобальных вызовов и противостояний.

На снимке: Л. Литвинова, директор педагогического колледжа N 2, автор книги «Любить Россию в непогоду…», участница интернет-конференции.

Источник

Проблема воспитания патриотизма в отечественной педагогической мысли

Аннотация

Патриотизм — одна из фундаментальных социальнообразующих ценностей. Русские мыслители, ученые и деятели искусства внесли большой вклад в развитие патриотизма: Карамзин, Белинский, Добролюбов, Ушинский, Чернышевский, Радищев и другие соотечественники, наряду с выявлением всеобщих моментов понятия патриотизма, осмысливают и отечественные его особенности.

Воспитание патриотизма в подрастающем поколении, по мнению автора статьи, является приоритетной задачей государства и педагогическая роль обретает здесь главенствующее значение. Изучение генезиса патриотизма в истории русской мысли становится решением проблемы формирования патриотической культуры. «Народное воспитание», воспитание лучших качеств истинных сынов Отечества — вот извечная задача педагога.

Как патриотизм понимали в Российской Империи, Советском союзе и как понимают в современной России? Изучение истории патриотизма подводит к его истинному понятию и предотвращает от ошибок однобокого восприятия.

Текст статьи

Аннотация. В статье обосновывается актуальность проблемы патриотического воспитания учащихся и акцентируется необходимость формирования патриотической культуры школьников. Понятие «патриотизм» является базовым компонентом для формирования патриотической культуры школьников. Критическое осмысление научного знания о патриотизме, методов и приемов его воспитания приводит к пониманию того, что система деятельности в области патриотического воспитания требует изменения на основе воспитания духовных ценностей и разработки концепции формирования патриотической культуры школьников. Центральным элементом воспитания патриотизма, как основы патриотической культуры, является философская теория ценностей. В современных государственных программах и документах подчеркивается, что патриотизм является одной из непреходящих, неискоренимых ценностей. Воспитание нравственно-ориентированной личности, которой присущи патриотизм, ответственность и другие качества – одна из основных задач государственной политики в области образования на современном этапе развития общества. Современные школьники, будущие граждане России, должны быть готовы к противостоянию глобальным вызовам современной эпохи, должны стать высоконравственными, творческими, компетентными гражданами России, осознающими ответственность за настоящее и будущее своей страны. Анализ научно-педагогической литературы показывает, что научное сообщество обращается к проблеме воспитания патриотизма при решении исторически назревших задач развития общества, в периоды социальных кризисов. Ученые, общественные деятели разных эпох единодушны в том, что патриотизм, это, во-первых, любовь к Родине, во-вторых, деятельность, направленная на благо Отечества, на защиту его интересов, готовность к служению Отечеству.

Ключевые слова: патриотизм; патриотическая культура; патриотическое воспитание; ценность; Отечество; любовь к Родине; генезис развития представлений о патриотизме; патриот; школьник; воспитание; противоречия в воспитании патриотизма; отечественная педагогическая мысль.

Исследование проблемы воспитания патриотизма у подрастающего поколения имеет давнюю традицию в истории отечественной педагогической мысли. Накоплен теоретический и эмпирический материал, необходимый для уяснения сущности и содержания понятия «патриотизм», способах его воспитания у подрастающего поколения. Между тем, мы обращаемся к проблеме формирования патриотической культуры школьников среднего звена в общеобразовательном учреждении. Решению проблемы формирования патриотической культуры способствует изучение генезиса научных представлений о патриотизме в истории отечественной педагогической мысли.

Российские ученые и педагоги такие, как А.В. Азарова [1], А.И. Мурзин [2], И.Л. Нестерович [3], С.Н. Филипченко [4] и другие прослеживают генезис развития патриотизма как общественного явления, который берет начало «от любви и уважения к семье, к месту рождения и жительства, общине, соотечественникам и, продолжая развиваться, доходит до государственного патриотизма – любви к государству» [3, с. 65].

Ученые отмечают, что представления о патриотизме, складывающие в сознании людей, берут начало в устном народном творчестве, в былинах, преданиях Древней Руси. В былинах об Илье Муромце и других богатырях [5], в «Повести временных лет» [6, с. 28–91], «Слове о полку Игореве» [7] и других памятниках древнерусской литературы воспевались чувства любви к Родине, ответственность народа за судьбу родной земли, борьба за ее свободу.

Среди древнерусских источников XI–XIV веков ученые выделяют такие, как: «Слово о Законе и Благодати» Илариона [8, с. 153–154], «Поучения Влади- мира Мономаха» [9, с. 164–168], «Задонщину» [10],

«Сказание о Мамаевом побоище» [11], где содержатся идеи о необходимости защиты родной земли, воспеты патриотические чувства, отвага, храбрость народа.

В XVII–XVIII веках, в период оформления государственного аппарата, патриотизм, как общественное явление, «перетекает от понятия любви и уважения к семье, общине, племени в понятие любви к родине как государству, его защиты и сохранения предшествующих ценностей, в котором доминировала составляющая защиты от внешнего врага» [3, с. 66].

М.В. Ломоносов в «Кратком руководстве к красноречию» [12] сформулировал задачи воспитания сознательных людей, общественных деятелей, способных отстаивать интересы государства и, как утверждает Н.А. Абрамова, рассматривал природу человека иерархически, называя чувственную, эгоистическую – «нижней», а духовную, патриотическую – «высшей» [13, с. 17].Вопросами воспитания патриотических и гражданских чувств занимались многие общественные деятели XVIII–XIX вв.: А.Н. Радищев, Н.М. Карамзин, В.Г. Белинский, Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский, К.Д. Ушинский и другие.

А.Н. Радищев придавал большое значение в воспитании «истинного сына Отечества» процессу овладения знаниями, умственному развитию. Он считал, что у человека-патриота, должно быть, прежде всего, «почитание своей совести». Патриот «не страшится трудностей, преодолевает все препятствия, неутомимо бдит над сохранением честности, не страшится пожертвовать жизнею, если же она нужна для Отечества…» [14, с. 66].

Н.М. Карамзин писал о гуманистической сущности патриотизма. Личное счастье человека, по мнению мыслителя, соединено с его обязанностями, собственное благо взаимосвязано с благом Отечества: «…мы должны любить пользу Отечества, ибо с нею связана наша собственная, его просвещение окружает нас самих многими удовольствиями в жизни, что его тишина и добродетели служат щитом семейственных наслаждений, что слава его есть наша слава…» [15, с. 93]. Историк в статье «О любви к отечеству и народной гордости» выделил три вида любви к Отечеству: физическую, нравственную, политическую. Физическая любовь означает, по Н.М. Карамзину, привязанность человека к месту его рождения и жизни. Нравственная любовь основана на симпатии к окружающим людям и обществу. Политическая любовь человека основана на патриотическом чувстве, требует рассуждения и осознания [16, с. 280–282].

Анализ идей В.Г. Белинского показывает, что патриотизм – это, в первую очередь, активная, действенная любовь к своему Отечеству, проявляющаяся не в любовании Отечеством, а в его усовершенствовании, развитии. В письме к Н.В. Гоголю В.Г. Белинский писал, что для развития России нужно «пробуждение в народе чувства человеческого достоинства» [17, с. 213]. Чувства достоинства, стремление к активным действиям надо воспитывать, возбуждать. Согласно В.Г. Белинскому, воспитание – это «великое дело», благодаря которому решается участь человека, «молодые поколения суть гости настоящего времени и хозяева будущего, орудием и посредником воспитания должна быть любовь, а целью – человечность» [Цит. по: 18, с. 54].

Заслуживает внимания идея Н.А. Добролюбова о том, что становление чувства патриотизма у человека происходит постепенно, по мере его взросления и развития. Патриотизм в первом проявлении есть «пристрастие к родным полям, местам, где живет человек». Затем патриотизм включает исторические и гражданственные понятия: «Продолжая развиваться, человек различает хорошие и дурные стороны в предмете, в результате чего происходит отрешение от предрассудков местности и увлечение только тем, что составляет общие государственные и народные черты» [19, с. 384–385]. Взгляды идей Н.А. Добролюбова совпадают со взглядами Н.М. Карамзина. У Н.М. Карамзина пристрастие к месту рождения, «любовь ко благу и славе Отечества и желание способствовать им во всех отношениях» присутствуют у человека одновременно, а не являются этапами развития патриотизма как у Н.А. Добролюбова. Мыслитель утверждал, что патриотизм в общем виде «есть одно из проявлений любви человека к человечеству» [19, с. 382], что сближает его мысли с идеями В.Г. Белинского о связи патриотизма с человечностью. И Н.А. Добролюбов, и В.Г. Белинский рассматривали патриотизм как деятельность, направленная на благо Отечества. Отметим, что Н.А. Добролюбов предостерегал от «псевдопатриотизма», который подразумевается как «человеконенавидение» и выражается «бес- толковой воинственностью, желанием резать и бить неприятелей во славу Отечества, между тем, как воинственный мальчишка и не понимает еще, что такое Отечество и кто его неприятели» [19, с. 388].

Развивая идеи предшественников о воспитании патриотизма, Н.Г. Чернышевский обосновывал мысль о том, что деятельность на благо Отечества есть критерий социальной зрелости человека: «Историческое значение каждого русского великого человека измеряется его заслугами Родине, его человеческое достоинство силою его патриотизма» [20, с. 576]. Н.Г. Чернышевский придавал большое значение воспитанию чувства национальной гордости гражданина. К.Д. Ушинский разработал идеи нравственного воспитания человека-патриота. Воспитывать молодое поколение в духе народности – это значит воспитывать у молодежи чувство любви к Родине, готовность отдать свои силы на служение всему народу. Интересной является мысль К.Д. Ушинского о том, что патриотизм проявляется не только в борьбе с врагами отчизны, но и в способности самостоятельно высказывать свое мнение. К.Д. Ушинский писал, что «выражением патриотизма являются и те проявления любви к Родине, которые выражаются не в одних битвах с внешними врагами: высказать смелое слово истины бывает иногда гораздо опаснее, чем подставить лоб под вражескую пулю» [21, с. 52]. Педагог подчеркивал, что «благороднейшие стремления человеческого сердца – подвиги великодушия, патриотизма, любви к человечеству не создаются сами по себе, а требуют воспитания…» [22, с. 217]. К.Н. Ушинский утверждал, что определяющим в воспитании патриотов является культура, быт, история, традиции, язык народа, т.е. «воспитание должно быть народным» [23]. В статье «О пользе педагогической литературы» автор указывал на пороки, негативные качества чело- века, то, что и в настоящее время наносит вред формированию высоконравственной личности: «Жажда денег, неверие в добро, отсутствие нравственных правил, презрение к мысли, равнодушие к общественному благу, снисходительность к нарушению законов чести – вот враги воспитания, с которыми оно призвано бороться» [Цит. по: 18, с. 17].

В.И. Вернадский обратил внимание на то, что для воспитания личности крайне важно использовать примеры и ситуации из реальной жизни, учить анализу, знакомить воспитанников с местным краеведческим материалом. Он писал в конце XIX века: «Мне кажется, должно быть аксиомой: воспитание человека может быть основано только на связи с изучением жизни, идей, истории человека» [24, с. 144]. Патриотизм как любовь к государству оставался «незыблемой, необсуждаемой и истинной основой до Гражданской войны 1918–1922 гг., когда патриотизм стал четко делиться по классовому признаку» [3, с. 66]. С приходом к власти большевиков понятие «патриотизм» претерпело значительную трансформацию, трактовалось в духе марксистско-ленинской идеологии. Большевики называли патриотами тех, кто разделял классовые интересы и политические устремления пролетариата.

Н.К. Крупская ввела понятие «военное воспитание», доказывала, что патриотизм должен воспитываться «с молоком матери» и продолжаться всю жизнь [25]. Военно-патриотическое воспитание обусловливалось исторической необходимостью защиты первого в мире социалистического государства.

А.С. Макаренко отмечал, что патриотизм проявляется не только в героических поступках [26]. От настоящего патриота требуется не только «героическая вспышка», но и, как пишет Н.А. Абрамова, опираясь на мысль А.С. Макаренко, «длительная, мучительная, нажимная работа, часто даже очень тяжелая, неинтересная, грязная» [Цит. по: 13, с. 23]. Главным мерилом патриотических убеждений советский педагог считал личный и совместный труд, вклад каждого в общий труд. Советская школа должна воспитывать коллективистов, квалифицированных работников. Он отмечал, что патриотическое поведение – это не просто добросовестное выполнение обязанностей, а непоколебимое стремление человека к выполнению важного дела для Родины, сознательно борющегося за укрепление могущества Родины.

А.В. Луначарский говорил о воспитании коллективизма, подчинении личных интересов общественным. В работе «Воспитательные задачи советской школы» он отмечал: «Мы хотим воспитать человека, который был бы коллективистом нашего времени, который жил бы общественной жизнью гораздо больше, чем личными интересами» [Цит. по: 18, с. 13].

Осмысление идей советских педагогов эпохи социалистического строительства, индустриализации, коллективизации приводит к тому, что патриотизм, наряду с классовым (крестьянско-пролетарским) под- ходом, характеризовался системой патриотического воспитания юношества на основе идеологических ценностей марксизма-ленинизма: общие, коллективные интересы ставились выше личных, ценился труд во имя светлого будущего, строительства коммунизма. Над формированием патриотизма работала вся идеологическая машина государства. В условиях советской общественной системы, как подчеркивает С.Н. Филипченко, патриотизм выступал в качестве «важнейшей педагогической основы, главным направлением воспитания подрастающего поколения» [4, с. 130].

Патриотизм в советской педагогической науке понимался как чувство любви советского человека к социалистической Родине и Коммунистической партии, как преданность социализму и коммунизму, пролетарскому интернационализму. Проблема воспитания патриотизма подрастающего поколения в СССР была тесно связана с военно-патриотическим воспитанием, а также воспитанием чувства пролетарского интернационализма.

Во время Великой Отечественной войны советский народ проявил патриотизм в истинном смысле этого слова. Народ сплотила совместная борьба за свободу, жизнь, защиту семьи и Родины от фашистских захватчиков. Патриотизм, мужество и героизм соотечественников стали источниками Великой Победы.

И.Л. Нестерович считает, что «кризис патриотизма, составной части мировоззрения и идеологии», наметился с шестидесятых годов ХХ века и главной причиной, по мнению автора, было то, что «из понятия патриотизма была выхолощена главная основа, стрежень патриотизма – духовность» [3, с. 67].

Следует отметить, что в теорию патриотического воспитания в советский период большой вклад внес В.А. Сухомлинский. В его произведениях «Сердце отдаю детям» [27], «Рождение гражданина» [28], «Мудрая власть коллектива» [29], рассмотрена система работы учителей по патриотическому воспитанию школьников, которая представляет значимость и сегодня. Определяя советский патриотизм как «благородную любовь советского народа к своему социалистическому отечеству» педагог подчеркивал, что одной из главных воспитательных задач школы является подготовка учащихся к простому, будничному, повседневному труду для общества, к патриотической деятельности, причем сама деятельность включает готовность защищать свою социалистическую Родину, трудовой энтузиазм, любовь к свободе, борьбу за мир» [30]. В статье «Родительская педагогика» автор рассуждал о том, что воспитание человека, «хорошего гражданина, труженика» требует «благо- родной, универсальной» работы, умственного труда, что «творение человека – это высшее напряжение всех духовных сил» [Цит. по:18, с. 25].

Несмотря на то, что в советский период существо- вала система жесткой централизации, патриотическое воспитание входило в состав коммунистического, направленность которого ограничивалось рамками строгих указаний вышестоящего руководства, сковывало творческий подход, однако продолжалось научно-педагогическое осмысление боевого опыта, обобщение огромного объема фактологического материала военных лет. В шестидесятые-восьмидесятые годы ХХ века проходили исследования в теории и практике военно-патриотического воспитания, в подготовке учащихся общеобразовательных школ и ПТУ к службе в армии такими учеными, как А.Н. Вырщиковым [31], Н.А. Белоусовым [32], В.Ф. Шатровым [33] и другими.

Многое в понимании патриотизма учеными советского периода заслуживает критики, например, классовый характер патриотизма, требование защищать интересы коммунистической партии наравне с интересами Родины. Однако, при всем этом, некоторые высказывания того периода, перекликающиеся с исконно русским традиционным пониманием патриотизма, весьма актуальны сегодня. И советские ученые понимали патриотизм как любовь к Родине, забота о развитии и процветании Отечества, дружба народов, укрепление мира. «Патриот – не тот, кто говорит красивые слова о любви к Родине, а тот, кто, видя трудности, нерешенные проблемы, не ноет, не паникует, не носится со своими эгоистическими претензиями, а, засучив рукава, преодолевает преграды» [34, с. 28].

Распад СССР привел не только к краху коммунистической идеологии, как утверждает И.Л. Нестерович, он «изменил содержание основополагающих принципов патриотизма». Размывание, девальвация духовных ценностей, замена чуждых россиянам западными установками, лозунгами привели к «имитации патриотизма в виде формальных ценностей и лозунгов» [3, с. 66].

В девяностые годы, в первом десятилетии XXI века, начался «процесс поисков истины», который подвел общество к пониманию, что к сегодняшнему дню не найдена идея – ценность, сплотившая общество, и «вокруг которой началось бы формирование соответствующей идеологии. В душах молодежи идеологическая пустота и метания… Юность мечется по стране в поисках духовной определенности, и каждый находит своего кумира» [3, с. 67].

Интерес для данного исследования представляет идея С.Н. Филипченко о необходимости «корреляции государственной идеи в контексте общечеловеческих и национальных ценностей, предполагающих создание такой системы образования, которая обращена в будущее» [4, с. 93].

В девяностые годы были осуществлены исследования А.Н. Вырщикова [31], В.И. Лутовинова [35] и других ученых, которые рассматривали патриотизм не только как конкретно-историческое, но и общественное явление.

Для нашего исследования важны и актуальны идеи В.А. Караковского, способствующие выходу из «идеологической пустоты и метаний», показывающие современному педагогическому сообществу конкретные пути и способы патриотического воспитания молодого поколения. На вопрос «что же делать?», автор приводит рассуждения, которые заслуживают нашего внимания: «Прежде всего, надо отказаться от прокурорского разбирательства прошлого. Историю судить нельзя, ее надо изучать, чтобы на опыте предков обретать мудрость и не повторять их грубых ошибок. Другого Отечества и другой истории у нас не будет… Надо хотя бы в школе прекратить нытье и истерию – это еще никому не помогало, а дешевый эффект обличителя уже перестает поражать воображение. Сегодня нужен спокойный, глубокий совместный поиск истины, который ведут вместе взрослые и дети…» [36, с. 6]. Учитывая положение В.А. Караковского о том, что общая культура – это база для развития культуры политической, считаем, что она является и основой для формирования патриотической культуры. Ученый придавал большое значение воспитанию культуры у школьников с помощью игровых технологий, т.к. воспитание игрой наиболее точно соответствует природе ребенка. «Только не надо играть в мафию, в рэкет и т.д., – предупреждает В.А. Караковский, – речь идет именно о народных играх… Богатейший воспитательный материал дает изучение сказок, легенд, песен детей разных народов, знакомство с детскими праздниками. Самый любимый из них, конечно, Рождество или Новый год. Пусть дети узнают, как его встречают в разных странах, и они окунутся в море добра и света, волшебной сказки и идеальных отношений. Лучшее воспитание – это воспитание добрыми отношениями» [36, с. 20].

Актуальным для нашего исследования является утверждение Б.Т. Лихачева, сказанное на рубеже XX– XXI веков о том, что «будущее России, ее положение внутри страны и в мире» будет зависеть не от поли- тиков, дипломатов, а от того, насколько успешно удастся разработать «шкалу воспитательных ценностей, программу воспитания и реализовать их в формировании личности российского ребенка, потенциального сознательного гражданина и созидателя но- вой России» [37, с. 77]. Ученый рассуждает о патриотизме как о творческом начале, которое может вдохновить всю жизнь человека: «Патриотизм – это тема, если так можно сказать, жизни человека, его творчества» [38, с. 205].

Однако, анализируя научные работы разных авторов, следует отметить о существовании противоречий в воспитании патриотизма школьников. Так, О.В. Лебедева говорит о противоречиях между государственным заказом и реальным положением личности, между инстинктивным и сознательным характером патриотизма (сущность инстинктивного характера патриотизма выражена в словах: «люблю я Родину – за что, не знаю сам»), между интимным характером патриотических чувств и императивными и назидательными средствами воспитания, между пассивным и активным характером патриотизма, о наличии полярности эмоций (гуманное чувство любви к Родине и ненависть к ее недостаткам) [39]. Автор подчеркивает, что, если государство не является « заботливой матерью своих детей», не создает условия для их творческой самореализации, то «нерешенные проблемы (сокращение рабочих мест, низкий прожиточный минимум) порождают у подрастающего поколения разочарование и неуверенность в своем будущем, вынуждают искать нишу для самореализации в других странах» [39, с. 4].

Историко-педагогический анализ проблемы воспитания патриотизма как основы формирования патриотической культуры школьников показывает, что данное направление деятельности государства, общества, школьного образования своими корнями уходит в историю российского государства.

Значительный вклад в воспитании патриотизма у молодого поколения внесли русские ученые, общественные мыслители: Н.М. Карамзин, В.Г. Белинский, Н.А. Добролюбов, К.Д. Ушинский, Н.Г. Чернышевский и другие.

В советский период воспитание патриотизма подразумевалось как военно-патриотическая подготовка и определялось государственными задачами советского общества, патриотизм понимался как чувство любви советского человека к социалистической Родине и Коммунистической партии. И советские педагоги понимали патриотизм как любовь к Родине, забота о развитии и процветании Отечества, дружба народов.

Отечественные мыслители отмечают, что патриотические чувства народа особенно обостряются в период социально-экономических, политических изменений, в период угрозы, нависающей над Родиной.

Ученые, общественные деятели разных эпох, мудрость народа указывают на то, что патриотизм, это, во-первых, любовь к Родине, во-вторых, деятельность, направленная на благо Отечества, на защиту его интересов, готовность к служению Отечеству. Патриотизм – это одна из непреходящих, неискоренимых ценностей.

Проблема воспитания патриотизма, патриотической культуры у школьников особенно актуальна в настоящее время. Сегодняшние школьники, став взрослыми, должны быть готовы к выполнению обязательств, возлагаемых на них Отечеством. Результатом патриотического воспитания является сформированная патриотическая культура. Все вышесказанное позволяет утверждать, что только через патриотическое воспитание возможно сформировать патриотическую культуру школьников и убедительно доказывает необходимость разработки концепции формирования патриотической культуры.

  1. Азарова А.В. К вопросу об истории развития идеологии патриотизма в России [Электронный ре- сурс] // Вестник Военного университета. 2010. № 6(23). С. 21–25. – http://cyberleninka.ru/article/n/k- voprosu-ob-istorii-razvitiya-ideologii-patriotizma-v- rossii#ixzz3NwFTeIgH.

2. Мурзин А.И. Концептуальные основы российского патриотизма: понятие и сущность [Электрон- ный ресурс] // Аналитика культурологии. 2006. № 6. – http://cyberleninka.ru/article/n/kontseptualnye-osnovy- rossiyskogo-patriotizma-ponyatie-i-suschnost.

3. Нестерович И.Л. О патриотическом воспитании юношества в современных условиях // Воспитание школьников. 2013. № 6. С. 65–69.

4. Филипченко С.Н. Формирование патриотической культуры курсантов в процессе обучения в военном вузе: дис. … д-ра пед. наук: 13.00.08. Саратов, 2006. 393 с.

5. Богатыри и витязи Русской земли: по былинам, сказаниям и песням / сост., предисл. Н.И. Надеждина. М.: Московский рабочий, 1990. 336 с.

6. Повесть временных лет / подгот. текста, пер. и примеч. Д.С. Лихачева // Изборник: сборник произве- дений литературы Древней Руси. Библиотека всемирной литературы. Сер. 1. Т. 15. М.: Художественная литература, 1969. 300 с.

7. Слово о полку Игореве / вст. ст. Д.С. Лихачева. М.: Художественная литература, 1976. 80 с.

8. Иларион. Слово о законе и благодати // Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV–XVII. М.: Педагогика, 1985. 367 с.

9. Поучение Владимира Мономаха // Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV–XVII. М.: Педагогика, 1985. С. 164–168.

10. Задонщина. Слово о Великом князе Дмитрии Ивановиче и брате его, князе Владимире Андреевиче, как победили супостата своего царя Мамая [Элек- тронный ресурс] / пер. Л.А. Димитриева // Древнерусская литература. – http://www.drevne.ru/lib/zadon_s.htm.

11. Сказание о Мамаевом побоище. Источник: Поле Куликово. Сказание о битве на Дону / сост., подгот. текстов, послеслов. и примеч. Л.А. Дмитриева. М., 1980. С. 110–217.

12. Ломоносов М.В. Полное собрание сочинений. В 10 т. Т 7. Труды по филологии (1739–1758 гг.). М.- Л., Издательство Академии наук СССР, 1952. [Электронный ресурс] // http://az.lib.ru/l/lomonosow_m_w/ text_1765_kratkoe_rukovodsvo_k_krasnorechiu.shtml.

13. Абрамова Н.А. Патриотическое воспитание младших школьников во внеурочной деятельности в общеобразовательных учреждениях: дис. … канд. пед. наук. М., 2009. 160 с.

14. Радищев А.Н. Избранное. Куйбышев: Куйбышевское книжное издательство, 1982. 239 с.

15. Карамзин Н.М. Избранные статьи и письма. М.: Современник, 1982. 351 с.

16. Карамзин Н.М. Избранные сочинения. В 2 т. Т. 2. / сост., подгот. текста и примеч. Г. Макогоненко. М.-Л.: Художественная литература, 1964. 591 с.

17. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений. В

13 т. Т. 4. М.: АН СССР, 1953–1959 (1954). 657 с.

18. Мудрость воспитания: книга для родителей / сост. Б.М. Бим-Бад, Э.Д. Днепров, Г.Б. Корнетов. М.: Педагогика, 1989. 304 с.

19. Добролюбов Н.А. Русская цивилизация, сочиненная г. Жеребцовым // Педагогическое наследие: Белинский В.Г., Герцен А.И., Чернышевский Н.Г., Добролюбов Н.А. / сост. А.Ф. Смирнов. М.: Педагогика, 1988. 496 с.

20. Чернышевский Н.Г. Избранные философские сочинения. В 2 т. Т. 1. М.: Госполитиздат, 1950. 872 с.

21. Ушинский К.Д. О нравственном элементе в русском воспитании // Педагогические сочинения. В 6 т. Т. 2. М.: Педагогика, 1988. С. 27–57.

22. Очерки по истории педагогики: сборник статей / под ред. Н.А. Константинова. М.: АПН РСФСР, 1952. 754 с.

23. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. В 2 т. Том 1. Теоретические проблемы педагогики. М.: Педагогика, 1974. 584 с.

24. Вернадский В.И. М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2001. 224 с. (Антология гуманной педагогики).

25. Крупская Н.К. О воспитании в семье: избранные статьи и речи / сост. и предисл. Н.И. Стриевской. М.: АПН РСФСР, 1962. 208 с.

26. Макаренко А.С. Педагогические сочинения. В 8 т. / редкол. М.И. Кондаков (гл. ред.) [и др.]. М.: Пе- дагогика, 1983–1986.

27. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев: Радянська школа, 1973. 145 с. [Электронный ре- сурс] // http://profi-rus.narod.ru/semya/sukhomlinskij-v.- serdtse-otdaju-detjam.doc.

28. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. М.: Молодая гвардия,1971. 336 с.

29. Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива. М.: Молодая гвардия, 1975. 240 с.

30. Сухомлинский В.А. О воспитании / сост. и авт. вступит. очерков С. Соловейчик. М.: Политиздат, 1975. 272 с.

31. Вырщиков А.Н. Формирование у учащихся общеобразовательных школы готовности к защите Родины: автореф. дис. … д-ра пед. наук. М., 1991. 21 с.

32. Белоусов Н.А. Педагогические основы подготовки учителя средних учебных заведений к службе в Советской армии: дис. … д-ра пед. наук. М., 1991. 485 с.

33. Шатров В.Ф. Патриотическое и интернациональное воспитание воинов. Содержания. Форма. История. М.: Воениздат, 1985. 63 с.

34. Документы и материалы ХХ съезда Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодежи. М.: Молодая гвардия, 1987. Т. 1. 382 с. Т. 2. 415 с. Лутовинов В.И. Патриотизм и его формирование в обществе и Вооруженных Силах // Военная мысль. 2000. № 4. С. 38–42.

35. Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности – основа целостного учебно-воспитательного процесса. М., 1993 [Электронный ресурс] // http:// trc-olhon.ucoz.ru/zamestitelu/karakovskiystatshelovekom.doc.

36. Лихачев Б.Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценностей (теоретико-исторический анализ воспитательных ценностей в России в XIX и XX вв.). Самара: СИУ, 1997. 85 с.

37. Лихачев Д.С. Раздумья / сост. и общ. ред. Г.А. Дубровский. М.: Детская литература, 1991. 318 с.

38. Лебедева О.В. Условия разрешения противоречий в процессе патриотического воспитания школьников // Воспитание школьников. 2015. № 7. С. 3–11.

Источник

Читайте также:  Каким странам виза для испании
Оцените статью