Перечислите отрасли сельского хозяйства наиболее характерные для стран средиземноморья

Перечислите отрасли сельского хозяйства наиболее характерные для стран средиземноморья

Сельское хозяйство Средиземноморья. Агрикультуры Китая и соседних муссонных областей, включая во многих отношениях сход­ную с ним в сельскохозяйственном плане Индию (хотя, например, кастовое деление населения не имеет аналогов), на протяжении многих столетий оставались автономными объектами истории. Сис­тема же взаимосвязанных цивилизаций, группировавшихся в древ­ности в Месопотамии, расширяясь на Запад, достигла Средиземно­го моря, породив одну за другой классические культуры финикий­цев и греков, а затем и римлян. После этого центр мирового исторического прогресса на длительное время оказался приурочен­ным к Апеннинскому полуострову, и началась новая фаза развития сельскохозяйственного производства, ознаменовавшаяся в дальней­шем его распространением на остальную Европу.

Античные государства Средиземноморья были в меньшей мере аг­рарными обществами, чем ведущие в то время державы Востока, но обладали сельским хозяйством, которое отличалось чрезвычайным по тем временам своеобразием. Прежде всего привлекает внимание оби­лие одомашненных орехоплодных растений. Маслина, инжир, грец­кий орех, фундук и, конечно, виноград имеют в Средиземноморье крайне благоприятные агроприродные условия для своего распростра­нения. Не исключено, что в жизни местного населения плодовые куль­туры были предшественниками одомашненных хлебных злаков (по­ныне в регионе можно наблюдать формы садоводческого хозяйства, обеспечивающие постепенный переход от собирания диких фруктов к интенсивной агрикультуре). Когда же в Греции обработанные земли оказались выпаханными, а пастбища после сведения лесов высохли, возделывание плодовых и, прежде всего, маслин вообще вышло на первый план. Италия, по словам древнеримских аграриев, представля­ла собой уже к началу нашей эры почти сплошной сад и виноградник, прерываемый пастбищными угодьями и полями злаковых. Аналогич­ным же образом характеризовались многие прибрежные ландшафты в Западной Азии и Северной Африке.

Читайте также:  География описание страны по плану турция

Поскольку без зерна не проживешь, его при нехватке надо вво­зить. В этом проявилась другая характерная черта средиземномор­ской цивилизации: наличие развитой морской торговли аграрными товарами, что было окупаемо лишь благодаря дешевизне водного транспорта и многочисленности хороших бухт на изрезанном побе­режье. Античная Греция приобретала зерно у скифов (греки имено­вали скифами все коренное население Северного Причерноморья, как кочевое, так и оседлое земледельческое) в количествах по край­ней мере не меньших, чем производила сама. Житницей же Рима были Северная Африка, Сицилия и Египет, территория которых, по мнению многих специалистов, вроде бы объективно представляет лучшие возможности для хлебопашества. Примечательно однако, что в средние века межрайонный обмен зерном в Средиземноморье сошел на нет, а в настоящее время грузопотоки имеют обратную направленность. Это лишний раз подтверждает относительность оце­нок степени благоприятности природы тех или иных местностей для сельского хозяйства.

:: Сельское хозяйство. — понимается у нас различно: то как промышленность, то как учение.Правда, в некоторых местах Германии и Франции существуют фермы, где земледелие ведется.

Для общества, в котором сельское хозяйство было основой производительных сил, это неудивительно, так как богатство державы базировалось на земледелии и все влиятельные.

2 Катон, Варрон, Колумелла, Плиний о сельском хозяйстве, стр. 78—79. 1937. Работа П. H. Третьякова «Подсечное земледелие в Восточной Европе» является в нашей историографии.

Процесс интенсификации сельского хозяйства сказался прежде всего в земледелии. В рассматриваемый период трехпольная система земледелия хотя и оставалась господствующей.

Сельское хозяйство. Заметным явлением в истории сельского хозяйства XVIII в. стал про-цесс территориального разделения труда, начавшийся еще в XVII столетии.

Ведущая отрасль сельского хозяйства — растениеводство — представлено зерновыми культурами.

Все эти термины в сущности обозначают одну и ту же единицу обложения, в основе которой лежит сельское хозяйство.

Сельское хозяйство — традиционная отрасль экономики Северо-Запада, но в силу особенностей развития производительных сил и.

Сельское хозяйство США примечательно развитием в нем агропромышленного комплекса (АПК), отражающего эффективное сочетание науки, сельского хозяйства.

Даже в наиболее развитых в промышленном отношении странах большинство населения бы-ло занято в сельском хозяйстве. В Англии в начале XVIII в.

Одной из особенностей сельского хозяйства Центрально-Черноземного района было слабое развитие животноводства из-за высокой распаханности земель.

Быстро менялись и общественно-экономические отношения в сфере сельского хозяйства: в Англии, Франции, Нидерландах практически все кре-стьяне были уже лично свободны.

Американские фермерские лидеры правы, утверждая, что наше сельское хозяйство будет и дальше сталкиваться с известной проблемой «излишков».

Сельское хозяйство. По объему валовой продукции сельского хозяйства Дальневосточный экономический район занимает девятое место среди экономических районов России.

В конце XIX в. капитализм активно вторгался в сельское хозяйство.Этот путь представлял собой медленное перерастание феодального хозяйства в капиталистическое.

По-прежнему ведущей отраслью экономики России оставалось сельское хозяйство. Феодально-крепостнические отношения распространялись и вширь и вглубь.

Работы, выполняемые в сельском хозяйстве, имеют свои особенности, отличающие их от работ в промышленном производстве и влияющие на сан.-гиг. условия труда.

Сельское хозяйство — пути утверждения капиталистических отношений. В конце XIX в. капитализм активно вторгался в сельское хозяйство. …

Главной отраслью экономики западноевропейских стран в период классического Средневековья, как и раньше, было сельское хозяйство.

К середине 20-х годов на основе НЭПа после сильнейшей разрухи было в основном восстановлено сельское хозяйство.

Источник

Контрольно-измерительные материалы про географии для 1 курса

Министерство образования Московской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Московский областной профессиональный колледж»

Заместитель директора по УР

__________/В. В. Бусыгин

«____» ___________ 20___ г.

Комплект контрольно-измерительных материалов учебной дисциплины «География» предназначен для текущего и промежуточного контроля знаний обучающихся по специальности среднего профессионального образования:

38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет

40.02.01 Право и социальное обеспечение

Разработчик: Бурик А.В., преподаватель географии ГБПОУ МО «Московский областной профессиональный колледж»

Комплект контрольно-измерительных материалов учебной дисциплины «География» рассмотрен и одобрен на заседании предметной (цикловой) комиссии общеобразовательного и социально-гуманитарного циклов

Протокол № _________ от «____» __________20____ г.

Председатель ПЦК ___________ М.В. Данилина

Результатом освоения дисциплины является готовность обучающегося применять полученные умения и знания к выполнению (профессиональных компетенций), а также общих компетенций, формирующихся в процессе освоения ОПОП в целом.

Формой аттестации по дисциплине является дифференцированный зачет.

1. Результаты освоения дисциплины, подлежащие проверке

1.1. Умения и знания

В результате контроля и оценки по дисциплине осуществляется комплексная проверка следующих умений и знаний:

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных и социально-экономических объектов, процессов и явлений;

слушать лекцию, уметь отражать ее отдельные положения в виде конспекта;

наносить на контурную карту упомянутые в лекции географические названия

оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира различными видами минеральных ресурсов, производить расчет такой обеспеченности,

применять показатели воспроизводства, состава населения, уровней и темпов урбанизации для характеристики мира, отдельных регионов и стран.

читать и анализировать возрастно-половую пирамиду населения

давать характеристику НТР и мирового хозяйства, сопровождая ее четкими определениями общих понятий;

составлять таблицы различного типа на основе разнообразных источников;

составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира;

давать характеристику природных предпосылок для развития промышленности страны (региона);

применять различные источники знаний для доказательства, сравнения, для построения таблиц, графиков, проведения расчетов;

сопоставлять географические карты различной тематики;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;

находить и применять географическую информацию, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета;

давать оценку важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;

давать характеристику глобальных проблем человечества, устанавливать взаимосвязь между ними;

Основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований; типы стран, основные формы правления и АТУ стран мира;

особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания;

численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;

понятие о НТР, о мировом хозяйстве, о международном географическом разделении труда

географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально- экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда;

характерные черты ЭГП, географии природных ресурсов и населения изучаемых регионов (Зарубежная Европа, Зарубежная Азия, Африка, Австралия, Северная Америка, Латинская Америка), черты структуры и размещения ведущих отраслей промышленности

географические аспекты глобальных проблем человечества, их сущность, причины возникновения и пути решении;

особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда

усвоенных знаний и освоенных умений

Устный опрос, беседа

Нанесение на контурную карту

Расчет ресурсообеспеченности топливных полезных ископаемых в различных регионах мира

Проверяемые результаты обучения:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных и социально-экономических объектов, процессов и явлений;

слушать лекцию, уметь отражать ее отдельные положения в виде конспекта;

наносить на контурную карту упомянутые в лекции географические названия;

оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира различными видами минеральных ресурсов, производить расчет такой обеспеченности,

применять показатели воспроизводства, состава населения, уровней и темпов урбанизации для характеристики мира, отдельных регионов и стран.

читать и анализировать возрастно-половую пирамиду населения

давать характеристику НТР и мирового хозяйства, сопровождая ее четкими определениями общих понятий;

составлять таблицы различного типа на основе разнообразных источников;

составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира;

давать характеристику природных предпосылок для развития промышленности страны (региона);

применять различные источники знаний для доказательства, сравнения, для построения таблиц, графиков, проведения расчетов;

сопоставлять географические карты различной тематики;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;

находить и применять географическую информацию, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета;

давать оценку важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;

давать характеристику глобальных проблем человечества, устанавливать взаимосвязь между ними;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований; типы стран, основные формы правления и АТУ стран мира;

особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания;

численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику;

различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;

понятие о НТР, о мировом хозяйстве, о международном географическом разделении труда

географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально- экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда;

характерные черты ЭГП, географии природных ресурсов и населения изучаемых регионов (Зарубежная Европа, Зарубежная Азия, Африка, Австралия, Северная Америка, Латинская Америка), черты структуры и размещения ведущих отраслей промышленности

географические аспекты глобальных проблем человечества, их сущность, причины возникновения и пути решении;

особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда.

Методика проведения контроля по проверке базовых знаний по дисциплине

свыше 90% — отлично

Предел длительности всего контроля

выбирается только один из параметров

Предел длительности ответа на каждый вопрос

Последовательность выбора разделов

Последовательность выборки вопросов из каждого раздела

Предлагаемое количество вопросов из одного контролируемого раздела

2. Оценка освоения теоретического курса дисциплины

2.1. Типовые задания для оценки освоения дисциплины

Положение географии в системе наук.

Традиционные и новые методы географических исследований.

Актуальность географической науки на современном этапе.

2. Тема 1. Источники географической информации

Виды источников географической информации, их классификация.

Географическая карта, как особый источник информации о действительности.

3. Тема 2. Политическая карта мира

Назвать основные этапы формирования политической карты мира и охарактеризовать 1 и 2 этапы.

Назвать основные этапы формирования политической карты мира и охарактеризовать 3 и 4 этапы.

Классификация стран по площади.

Классификация стран по численности населения.

Классификация стран по наличию выхода к морскому побережью.

Классификация стран по формам правления (охарактеризовать республиканскую форму правления).

Классификация стран по формам правления (охарактеризовать монархическую форму правления).

Классификация стран по формам правления (охарактеризовать теократическую форму правления).

Классификация стран по формам государственного строя и режима.

Типология стран по уровню социально-экономического развития. Развитые страны, I группа.

Типология стран по уровню социально-экономического развития. Развитые страны, II группа.

Типология стран по уровню социально-экономического развития. Развитые страны, III группа.

Типология стран по уровню социально-экономического развития. Развитые страны, IV группа

Типология стран по уровню социально-экономического развития. Развивающиеся страны, I группа.

Типология стран по уровню социально-экономического развития. Развивающиеся страны, II группа.

Типология стран по уровню социально-экономического развития. Развивающиеся страны, III группа.

Типология стран по уровню социально-экономического развития. Развивающиеся страны, IV и V группы

Отметить на контурной карте крупнейшие страны мира.

Отметить на контурной карте страны мира с численностью населения свыше 100 млн. человек.

Отметить на контурной карте не менее 5-ти стран мира, имеющих республиканскую форму правления.

Отметить на контурной карте не менее 5-ти стран Европы, имеющих монархическую форму правления.

Отметить на контурной карте не менее 5-ти стран Азии, имеющих монархическую форму правления.

Отметить на контурной карте не менее 5-ти стран Европы, не имеющих выхода к морскому побережью.

Отметить на контурной карте не менее 5-ти стран Азии, не имеющих выхода к морскому побережью.

Отметить на контурной карте не менее 5-ти стран Африки, не имеющих выхода к морскому побережью.

Отметить на контурной карте не менее 5 развитых стран мира.

Отметить на контурной карте не менее 5 развивающихся стран мира.

4. Тема 3. География населения мира

Численность населения мира составляет:

свыше 6 млрд чел.

около 7 млрд чел.

Выделите страны с наименьшими показателями естественного прироста населения (2 варианта ответа):

4.4. Выделите регион, для которого характерны наивысшие показатели смертности населения:

Австралия и Океания

4.5. Выделите страны, население которых составляет более 100 млн человек:

4.6. Выделите верное утверждение:

Занятость женщин в общественном производстве не оказывает влияния на общий уровень рождаемости

Первая фаза демографического перехода характеризуется высокой рождаемостью при резком сокращении смертности

Вторая фаза демографического перехода характеризуется очень высоким естественным приростом вследствие перехода от малодетной семьи к многодетной

4.7. Выделите страны с наибольшими показателями средней плотности населения (2 варианта ответа):

4.8. Выделите страну, столица которой является крупнейшим городом мира:

4.9.Выделите самую многонациональную страну в мире:

4.10. Выделите два крупнейших по численности народа мира (2 варианта ответа):

4.11.Выделите страны, где верующая часть населения исповедует преимущественно католицизм (2 варианта ответа):

4.12.Выделите столицы стран, где верующая част населения исповедует преимущественно протестантизм (3 варианта ответа):

4.13.Выделите столицы стран, где верующая часть населения исповедует преимущественно православие:

Все вышеперечисленные варианты

4.14.Выделите исламские страны Азии (3 варианта ответа):

4.15.Определите понятие РАЗМЕЩЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ:

Процесс повышения роли городов в жизни общества, широкое распространение городского образа жизни и городской культуры.

Процесс распределения и перераспределения населения по определенной территории, в результате которого появляется сеть поселений.

Результат пространственного распределения населения, его «рисунок» на территории Земли на определенный период времени.

Перемещение людей через границы тех или иных территорий с переменой места жительства навсегда или на более или менее продолжительное время.

5. Тема 4. География мировых природных ресурсов

Выделите верные утверждения (2 варианта ответа):

Отвалы в местах добычи полезных ископаемых являются примерами антропогенного воздействия на природу;

На территории крупных городов только жилые кварталы являются антропогенными ландшафтами, а парковые зоны и скверы – природными, не подвергшимися влиянию человека;

Наиболее загрязненными реками Азии являются Дунай, Рейн, Сена, Волга и Днепр;

Бедленды – это территории, на которых вследствие интенсивной человеческой деятельности уничтожены естественные почвенные покровы и сложившиеся биоценозы.

Выделите неверные утверждения (2 варианта ответа):

Подсечные ландшафты связаны с вырубкой лесов;

Пастбищные ландшафты сформировались в результате распашки территории;

Селитебные комплексы – это ландшафты населенных пунктов;

Техногенные ландшафты образовались в результате неумеренного выпаса скота.

Выделите верное утверждение. Кислотные дожди являются результатом загрязнения:

Выделите верные утверждения, характеризующие проблемы загрязнения литосферы:

Накопление углекислого газа приводит к увеличению «парникового эффекта»;

Загрязнение почвенного покрова происходит в результате накопления избыточных минеральных удобрений, ядохимикатов и органических соединений;

Сброс тепловых вод приводит к уменьшению концентрации кислорода и нарушению природного режима водоемов;

Мусорные свалки, занимающие обширные территории около городов, являются острейшей проблемой современности;

Верны все вышеперечисленные утверждения.

Выделите неисчерпаемые виды природных ресурсов (2 варианта ответа):

5.6 Выделите исчерпаемые и неисчерпаемые виды природных ресурсов (2 варианта ответа):

5.7. Выделите неметаллические полезные ископаемые:

5.8. Выделите топливные минеральные ресурсы:

5.9. Выделите страну, обладающую наибольшим запасом нефти:

5.10.Выделите страну, обладающую наибольшими запасами природного газа:

5.11.Выделите регион, обладающий, наибольшими по совокупности запасами ископаемого угля и железных руд:

Австралия и Океания

5.12.Выделите группу стран, обладающих одновременно крупными запасами медных и полиметаллических руд:

Чехия, Германия, Нидерланды

Казахстан, Австралия, Канада

Сирия, Пакистан, Таиланд

Парагвай, Мексика, Чили

5.13.Выделите три страны Северного лесного пояса, обладающие большими запасами древесины (2 варианта ответа):

5.14.Выделите страну, обладающую наименьшим показателем обеспеченности пашней на душу населения, но при этом имеющую высокоразвитое лесное хозяйство:

5.15.Выделите регион, на долю которого в мире приходится наибольшая площадь пастбищ и лугов:

Австралия и Океания

5.16.Выделите страну, обладающую наибольшими запасами полного речного стока:

5.17.Какие из перечисленных видов ресурсов характеризуются такими показателями, как территория, качество почв, климат, рельеф, растительность и т.д.

Почвенные (земельные) ресурсы

5.18.Какие из перечисленных ресурсов представляют собой энергию движущейся воды?

Почвенные (земельные) ресурсы

5.19.Какие из ресурсов включают в себя запасы древесины, продовольственные ресурсы (грибы, плоды, ягоды)?

Почвенные (земельные) ресурсы

5.20.Что относится к неисчерпаемым ресурсам?

Энергия солнца, воды

6. Тема 5. География мирового хозяйства

Выделите верное утверждение:

Стадия «молодости» мировой экономики характеризуется небольшим временным периодом, связанным с охотой, рыболовством, сбором дикорастущих плодов всеми членами родовой общины

Период становления и развития промышленного производства, начавшийся с английской промышленной революции, характеризуется существенным ухудшением экологической обстановки

Система мирового хозяйства развивалась независимо от общественно-социальных исторических процессов становления человеческой цивилизации

Выделите верное утверждение:

«индустриальный» этап развития мирового хозяйства начался во второй половине XVI в. в Нидерландах и продолжается до сих пор

Символами промышленной революции является ЭВМ и АЭС

Наиболее характерной чертой современной НТР стало превращение науки в ведущую производительную силу общества

Во время промышленной революции на смену ремесленной мастерской пришла мануфактура

Выделите неверное утверждение (2 варианта ответа):

Современная мировая экономика является постиндустриальной, т.е. в ней ведущую роль играет сфера услуг

Постиндустриальное хозяйство характеризуется насыщением рынка не только всевозможными товарами, но и разнообразными услугами

В истории развития мировой экономики этап аграрного хозяйства стал естественным продолжением развития экономических отношений, сложившихся в период индустриализации

Выделите характерные черты современного этапа НТР (3 варианта ответа):

Компьютеризация всех сфер жизни общества

Механизация, связанная с внедрением различных механизмов и машин с паровым или электрическим приводом

Наука превращаются в ведущую производительную силу общества

Полный отказ от использования сырья в целях сохранения природной среды

Совершенствование технологии использования ресурсов земных недр и Мирового океана

Выделите отрасли хозяйственной деятельности, которые относятся к производственной сфере (4 варианта ответа):

Выделите отрасли непроизводственной сферы (3 варианта ответа):

Выделите группу стран, относящихся к Центру мировой экономики:

Франция, Германия, Япония, США

Бразилия, Мексика, Китай, Россия

Чад, Бутан, Зимбабве, Афганистан

Выделите страны, относящиеся к Периферии мировой экономики (3 варианта ответа):

Выделите верные утверждения:

Для отраслевой структуры промышленного производства развитых стран мира характерно преобладание отраслей обрабатывающей промышленности

Для отраслевой структуры хозяйства беднейших развивающихся стран характерно преобладание отраслей обрабатывающей промышленности

Страны с переходной экономикой получили такое название вследствие замедления темпов роста добывающей промышленности и ускоренного развития отраслей обрабатывающей промышленности

6.10. Выделите верные утверждения:

Для современной территориальной структуры мирового хозяйства характерно выделение трех мировых экономических центров: США, Европа и Япония

На долю многочисленной группы развивающихся стран приходится мирового валового продукта, вычисленного по официальному курсу национальных валют

Среди регионов мира по абсолютным объемам производства валового регионального продукта выделяются Латинская Америка и Африка

6.11. Выделите страну, которая занимает лидирующие позиции в мире по производству ВВП, причем вычисленного как по официальному курсу национальной валюты, так и по паритету покупательной способности национальной валюты:

6.12.Что значит термин ГЛОБАЛИЗАЦИЯ мировой экономики?

Объединение усилий всех стран мира для производства различных видов товаров и услуг.

Процесс постепенного взаимопроникновения и срастания хозяйств подавляющего большинства стран мира в единое мировое хозяйство.

Образование соседними странами экономической группировки определенного уровня: зоны свободной торговли, таможенного союза, общего рынка или экономического союза.

6.13.Определите значение термина РЕГИОНАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ:

Объединение усилий всех стран мира для производства различных видов товаров и услуг.

Процесс постепенного взаимопроникновения и срастания хозяйств подавляющего большинства стран мира в единое мировое хозяйство.

Образование соседними странами экономической группировки определенного уровня: зоны свободной торговли, таможенного союза, общего рынка или экономического союза.

6.14. Установите соответствие:

Этапы развития мировой экономики

1. Присваивающее хозяйство

А) начало – 70-80-е гг. XVIII и завершение примерно через 200 лет

2. Аграрное хозяйство

Б) палеолит (2 млн лет назад – до 10 тыс. лет до н.э.), мезолит (10-5 тыс. лет до н.э.)

3. Индустриальное хозяйство

В) неолит (3-5 тыс. лет до н.э.) до раннего нового времени ( XVI – середина XVII вв.)

4. Индустриальное хозяйство

Г) 70-е гг. XX в. в США – до настоящего времени

7. Тема 6. Регионы и страны мира

Выделите природные ресурсы, наиболее характерные для стран Северной Европы:

Бокситы и уголь

Лесные ресурсы и железная руда

Оловянные руды и гидроэнергетические ресурсы

Водные и агроклиматические

Выделите отрасли сельского хозяйства, наиболее характерные для стран Средиземноморья:

Молочное скотоводство, виноградарство, зерновое хозяйство

Овощеводство, плодоводство и виноградарство

Свиноводство, овцеводство, производство кормовых культур

Выделите крупнейшие морские порты Европы:

7.4. Определите страну по ее описанию.

Это центрально-европейская страна с федеративным устройством, не имеет выхода к морю, специализируется на производстве фармацевтических препаратов и оказании финансовых услуг:

7.5. Выделите столицу страны Юго-Восточной Азии, которая омывается водами мирового океана:

7.6. Выдели страну Юго-Восточной Азии, которая является членом Организации стран экспертов нефти (ОПЕК):

7.7. Выделите отрасли сельскохозяйственной специализации стран Юго-Восточной Азии:

Пастбищное овцеводство и верблюдоводство

Тропическое плодоводство, табаководство и виноградство

7.8. Выделите вид транспорта, имеющий наибольшее значение в Юго-Западной Азии:

7.9. Выделите вид транспорта, играющий ведущую роль во внешнеторговых связях стран Азии:

7.10.Выделите полезные ископаемые, которыми наиболее богата Северная Африка:

7.11.Выделите верные утверждения:

Промышленность Северной Африки тяготеет к прибрежным районам

Основные сельскохозяйственные культуры Северной Африки – зерновые, оливки, хлопчатник

Натуральное и малотоварное сельское хозяйство – главная отрасль Тропической Африки

ЮАР богата платиной, золотом, углем и нефтью

7.12.Выделите вид топлива, занимающий ведущее место в структуре топливно-энергетического баланса США:

7.13.Выделите верное утверждение:

Детройт – «стальная столица» США

Хьюстон – «химическая столица» США

Питтсбург – «автомобильная столица» США

Нью-Йорк – «экономическая столица» США

7.14.Выделите НЕверные утверждения:

Доля людей пенсионного возраста в Латинской Америке значительно превышает долю детей, это соотношение создает значительный дефицит рабочей силы в регионе

Доля «белого» населения во всех странах Латинской Америки значительно уступает доле представителей других стран

Подавляющая часть населения Латинской Америки говорит на испанском и португальском языках

7.15.Выделите группу стран, являющихся региональными экономическими лидерами в Латинской Америке:

Куба, Уругвай, Венесуэла

Парагвай, Эквадор, Перу

Мексика, Бразилия, Аргентина

Чили, Панама, Колумбия

7.16.Выделите город Северной Америки, численность населения которого превышает 1 млн чел.:

7.17.Выделите страну Центральной Америки:

8. Тема 7. Россия в современном мире

Какая из перечисленных стран имеет сухопутную границу с Россией?

Какой из изображенных на карте России регионов имеет наибольшую среднюю плотность населения?

Россия занимает первое место в мире по:

Добыче природного газа

8.4. Установите соответствие между рекой и ее расположением на карте, где она обозначена цифрой.

8.5.Какая из перечисленных стран имеет сухопутную границу с Россией?

8.6. Какой из перечисленных городов России является наиболее крупным по числу жителей?

8.7. В каком из перечисленных регионов России по севы пшеницы занимают наибольшую площадь?

8.8. Россия занимает первое место в мире по разведанным запасам:

8.9. Какой из перечисленных городов Уральского экономического района является наиболее крупным по численности населения?

8.10.Какая из перечисленных стран имеет сухопутную границу с Россией?

8.11.Россия занимает первое место в мире по:

Выращиванию сахарной свеклы

8.12.Какая из перечисленных стран имеет сухопутную границу с Россией?

8.13.По численности населения Россия превосходит:

США, но уступает Китаю

Японию, но уступает Индии

Францию, но уступает Японии

Индонезию, но уступает Мексике

8.14.Какие из перечисленных государств имеют сухопутную границу с Россией?

Эстония и Грузия

Швеция и Армения

Болгария и Молдавия

8.15.Станица является наиболее характерным типом сельского населенного пункта в:

8.16.Какой из морских портов Севера и Северо-Запада России относится к числу незамерзающих?

8.17.По сравнению со среднемировыми показателями в России выше:

Средняя плотность населения

8.18.По сравнению со среднемировыми показателями в России ниже:

ВВП на душу населения

Доля детей в общей численности населения

Доля пожилых людей в общей численности населения

8.19.Какой из перечисленных городов России является наиболее крупным по численности жителей?

8.20.На границе с каким из перечисленных государств расположена крайняя точка России?

9. Тема 8. Географические аспекты современных глобальных проблем человечества

Под ядерным сдерживанием принято понимать:

Использование ядерного оружия для решения возникающих проблем

Разновидность внешней политики государств, направленной на активное сдерживание агрессора от попыток развязывания войн

Разновидность внешней политики государств, направленной на применение ядерного оружия

Выделите крупнейших экспортеров оружия в конце XX века (3 варианта ответа):

Выберите недостающее слово.

Наибольший спектр загрязняющих веществ поставляют предприятия промышленности:

Выделите верные утверждения (2 варианта ответа):

Первая фаза демографического перехода характеризуется высокой рождаемостью при резком сокращении смертности

Негативное воздействие на человека оказывают техногенные геофизические поля, к которым относят электромагнитное, акустическое, вибрационное и электрическое воздействие

Причинами опустынивания являются сведение лесов, неумеренный выпас скота и неправильная обработка почв

Естественное продовольствие население получает в результате:

Переработки на предприятиях

Собирательства, охоты и рыболовства

Выращивание сельскохозяйственных растений и животных

9.6. Примерная норма питания для одного человека составляет, ккал/сут:

9.7. В чем заключается главная продовольственная проблема развивающихся стран?

В более быстром развитии промышленности, чем сельского хозяйства

В нехватке продовольствия, причины которой кроются в быстром росте его потребления

В нехватке продовольствия, причины которой кроются в быстром росте численности населения, урбанизации и специализации на производстве экспортных культур

9.8. Основная тенденция в демографической проблеме конца XX в. сводится к:

Повышению рождаемости и смертности

Понижению рождаемости и смертности

Понижению рождаемости и повышению смертности

9.9. Установите соответствие:

1. Проблема разоружения и сохранения мира

А) Проблема нехватки естественного и продовольственного продукта

2. Экологическая проблема

Б) Проблема обеспечения человека энергией и сырьем

3. Продовольственная проблема

В) Проблемы обеспечения продовольствием, образования, занятости и качества жизни населения, дефицита природных ресурсов, экологии и нестабильности в мире

4. Демографическая проблема

Г) Проблема, которая является результатом взаимодействия человека и его хозяйственной деятельности с окружающей природой

5. Энергетическая и сырьевая проблема

Д) Проблема образования череды различных войн

9.10.Вставьте недостающее слово:

Проблемы, охватывающие всю Землю, все человечество, все государства и требующие своего решения общими усилиями мирового сообщества называют _____________.

Ответы к тестам

Тема 3 «Население мира»

4.1-г; 4.2-б,г; 4.3-а;4.4-г; 4.5-а;4.6-в; 4.7-е;4.8-г;4.9-г;4.10-д,е; 4.11-а,г,4.12-а,б,г; 4.13-е; 4.14-а,в,г; 4.15-в;

Тема 4 «География мировых природных ресурсов»

5.1-а,г; 5.2-в,г; 5.3-в; 5.4-д;5.5-а,б; 5.6-б,в; 5.7-в,г; 5.8-б,в; 5.9-в; 5.10-в; 5.11-в; 5.12-б; 5.13-б,г; 5.14-а; 5.15-д; 5.16-б; 5.17-а; 5.18-г; 5.19-в; 5.20-в

Тема 5 «География мирового хозяйства»

6.1-а; 6.2-в; 6.3-а,в; 6.4-а,б,в; 6.5-а,в,д,ж; 6.6-г,д,е;, 6.7-а;6.8-в,г,д;6.9-а, 6.10-а, 6.11-б, 6.12-в, 6.13-в

Тема 6 Регионы и страны мира

7.1-б; 7.2-б; 7.3-а,е; 7.4-б; 7.5-а; 7.6-г; 7.7-б,г; 7.8-в; 7.9-а; 7.10-в; 7.11-в;7.12-а;7.13-б;7.14-а,б; 7.15-в; 7.16-в;7.17-в

Тема 7. Россия в современном мире .

8.1-в; 8.2-в; 8.3-в; 8.4-а; 8.5-г; 8.6-б; 8.7-б; 8.8-а; 8.9-г; 8.10-б; 8.11-в;8.12-в;8.13-в;8.14-а; 8.15-б; 8.16-г;8.17-в; 8.18-б;8.19-б;8.20-в

Тема 8 Географические аспекты глобальных проблем человечества

9.1-б; 9.2-а,в,д; 9.3-б;9.4-а,в; 9.5-б; 9.6-б; 9.7-б; 9.8-в; 9.9-а

2.2. Перечень вопросов для проведения дифференцированного зачета по предмету

Какова история формирования и развития современной политической карты мира? Причины сдвигов на политической карте мира?

Какие типологические черты стран могут быть использованы при их классификации по уровню социально-экономического развития?

Классификация стран по площади, численности населения и геграфическому положению

Классификация стран по форме правления и форме АТД.

Что называют природными ресурсами? Какие принципы являются основой различных классификаций природных ресурсов?

В чем заключается рациональное использование возобновимых и невозобновимых природных ресурсов?

Что такое ресурсообеспеченность и в чем она выражается?

Что изучает наука демография? Назовите стадии демографического перехода.

Воспроизводство населения: понятие и два типа.

Демографическая политика и ее особенности в разных странах

Половой состав населения Земли.

Размещение населения по планете.

На какие возрастные группы принято делить население? Почему в большинстве стран и регионов мира в структуре населения пожилой возрастной группы преобладают женщины?

Этнический состав населения. На какие группы делятся все страны мира по особенностям своего национального состава.

Религиозный состав населения Земли.

В чем сущность научно-технической революции? Какие характерные черты современной научно-технической революции вы можете выделить?

Составные части НТР.

Мировое хозяйство и его модели

Отрасль международной специализации и условия, необходимые для ее возникновения

Международная экономическая интеграция и ее виды-региональная и отраслевая

Топливная промышленность и электроэнергетика мира. Металлургия мира.

Химическая, лесная и легкая промышленность мира.

Сельское хозяйство мира.

Глобальные проблемы человечества: экологическая проблема и пути ее решения

Глобальные проблемы человечества: продовольственная проблема пути ее решения

Глобальные проблемы человечества: энергетическая и сырьевая проблема пути ее решения.

Общая характеристика населения и хозяйства стран Зарубежной Европы.

Общая характеристика населения и хозяйства стран Зарубежной Азии.

Общая характеристика населения и хозяйства стран Африки.

Общая характеристика населения и хозяйства США.

Общая характеристика населения и хозяйства стран Латинской Америки.

Общая характеристика населения и хозяйства Австралии .

Критерии оценки учебной деятельности по географии

Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы .
Исходя из поставленных целей, учитывается:
• Правильность и осознанность изложения содержания, полноту раскрытия понятий, точность употребления научных терминов.
• Степень формирования интеллектуальных и общеучебных умений.
• Самостоятельность ответа.
• Речевую грамотность и логическую последовательность ответа.

Устный ответ

Оценка «5» ставится, если студент:
1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям
4. Хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.

Оценка «4» ставится, если студент:
1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
3.В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
4. Ответ самостоятельный;
5. Наличие неточностей в изложении географического материала;
6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;
7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;
8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;
9. Понимание основных географических взаимосвязей;
10.Знание карты и умение ей пользоваться;
11. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.

Оценка «3 « ставится, если студент:
1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
2.Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
7. Отвечает неполно на вопросы (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);
10. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;
11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;
12.Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.

Оценка «2» ставится, если студент:
1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
2. Не делает выводов и обобщений.
3.Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
6.Имеются грубые ошибки в использовании карты.
7.Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;
8.Полностью не усвоил материал.

Примечание.
По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

Критерии выставления оценок за проверочные тесты

Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.
Время выполнения работы: 10-15 мин.
Оценка «5» — 10 правильных ответов,

«2» — менее 5 правильных ответов.

Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.
Время выполнения работы: 30-40 мин.
Оценка «5» — 18-20 правильных ответов,

«2» — менее 10 правильных ответов.

Источник: А.Э. Фромберг – Практические и проверочные работы по географии: 10 класс / Кн. для учителя – М.: Просвещение, 2003.

Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний

Отметка «5» — правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.
Отметка «4» — правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.
Отметка «3» — правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.
Отметка «2» — неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов, полное неумение использовать карту и источники знаний.

Источник

Оцените статью