- Почему передовой опыт зарубежных стран плохо работает в Казахстане?
- Институт экономики естественных монополий
- Работы, посвящённые зарубежному опыту
- Совершенствование организационной модели электросетевого комплекса: зарубежный опыт и российская практика
- Особенности внедрения эталонного ценообразования в отношении российских предприятий водоснабжения с учетом зарубежной практики тарифного регулирования
Почему передовой опыт зарубежных стран плохо работает в Казахстане?
Выбор, который мы делаем
сегодня или завтра, сформирован прошлым.
Казахстан является одним из динамически развивающихся государств постсоветского пространства и лидеров проведения реформ, направленных на ускоренное экономическое развитие.
Преимуществом развивающихся стран в создании и построении систем управления является возможность изучить, перенять и адаптировать передовой опыт развитых стран. В данном случае определяющим в получении положительных результатов от перенятого опыта является качество их адаптации к существующим условиям, особенностям, культуре и традициям.
Целью данной статьи является обоснование создание систем и механизмов развития государственного управления и экономики на основе объективных и субъективных казахстанских условий.
К примеру, строительство социализма с китайской спецификой [ 1 ] является ярким примером развития государства на основе субъективных и объективных условий КНР, что создает предпосылки к получению положительных результатов развития. К таким странам можно отнести Японию, Сингапур, Малайзию, Корею и другие страны.
Казахстан после обретения независимости был вынужден проводить бесчисленное количество реформ направленных на переход к рыночным условиям. Однако, то что было перенято от передового запада не всегда качественно адаптировались под казахстанские условия. В свою очередь такие реформы не давали ожидаемых результатов.
Реформы, проведенные, к примеру, в образовании, здравоохранении, сельском хозяйстве, правоохранительной системе, государственной службе не полной мере реализуют свои потенциал, что приводит к возникновению негативных эффектов как повышение уровня коррупции и снижение эффективности.
Следует отметить, что проведенные реформы в образовании по переходу к западной кредитной системе, не смогла в должной мере повысить качество образования, хотя по уровню (охват и грамотность) образования (он не отражает качества самого образования) Казахстан занимает 35 место по итогам 2012 года в рейтинге ООН [ 2 ]. Данная система на западе ориентирована на рыночные условия обучения, где каждый обучающиеся может выбирать преподавателя (дисциплину) по рейтингу и спросу, которая основана на их прагматичности. Однако, население Казахстана сложно считать прагматиками по своей сути. В связи с этим, на основе неформальных правил отношения в ВУЗах создаются пути для коррупции и действующее законодательство не в полной мере учитывает и регулирует данные процессы. В данном случае, студенты выбирают преподавателя по подкупности или указанию преподавателей для увеличения объема работы.
В соответствии с Государственной программой развития здравоохранения Республики Казахстан «Саламатты Қазақстан» на 2011-2015 годы с 1 января 2010 года поэтапно внедряется Единая национальная система здравоохранения, предусматривающая обеспечение пациентам свободного выбора врача и медицинской организации, формирование конкурентной среды оказания медицинских услуг, работу медицинских организаций, направленную на достижение конечных результатов и оплату медицинских услуг по фактическим затратам [ 3 ]. Однако, данная система не в полной мере учитывают особенности культуры. Население больше доверяет информации о качестве обслуживания своих родственников или знакомых чем официальным источникам информации. К тому же в законодательстве не создана база по информированию населения о качестве обслуживания медицинских учреждений (рейтинг медицинских учреждений на основе оценки, в том числе населением) на основе которого можно было принимать решение в пользу того или иного медицинского учреждения.
В соответствии с Земельным Кодексом Республики Казахстан отнесение земельных участков к землям общего пользования на землях населенных пунктов, а также исключение из состава земель общего пользования в связи с изменением их целевого назначения является компетенцией местного исполнительного органа [ 4 ]. Данная норма не позволяет в достаточной степени реализовать исконные традиций казахского народа ведения хозяйства, где каждый мог заниматься выращиванием скота, несмотря на земельные ограничения. Численность поголовья скота в те времена не сравнима с существующей. Вместе с тем, данная норма повышает риски коррупционных правонарушений по распределению земель находящихся в государственной собственности.
В правоохранительной системе, к примеру, ежегодно повышаются размеры штрафов за нарушение правил дорожного движения и другие меры ответственности [ 5 ]. Несмотря на это, смертность от дорожно-транспортных происшествий [ 6 ] и коррупционные нарушения в Казахстане не снижаются [ 7 ]. Законодательство в данной сфере не позволяет достаточно контролировать использование своих служебных полномочий инспекторами дорожно-патрульной службы при решении вопросов, связанных с удовлетворением материальных интересов указанных лиц либо их близких родственников и свойственников.
Положительные изменения произошли в системе государственной службы [ 8, 9 ] в 2013 году, где горизонтальные перемещения (между государственными органами) административных государственных служащих корпуса «Б» с учетом некоторых исключений были практически исключены, что позволило снизить давление политических государственных служащих на административных государственных служащих на основе командного перемещения.
Тем не менее, в законодательстве остаются или были включены нормы, позволяющие политическим государственным служащим осуществлять свою деятельность на основе командной системы или телефонного права. К примеру, в настоящее время для назначения на должности административных государственных служащих корпуса «А», граждане должны пройти отбор в кадровый резерв путем прохождения тестирования и собеседования в Национальной комиссии по кадровой политике при Президенте Республики Казахстан и кадровых комиссиях областей, столицы, города республиканского значения [ 10 ].
Однако прохождение процедуры собеседования [ 11 ] при всей ее закрытости, безаппеляционности решений и отсутствии независимых экспертов, а также требующие рекомендации самих руководителей государственных органов сохраняет возможность использования административно-командной системы назначения. Вместе с тем, в случае включения граждан в кадровый резерв государственных служащих корпуса «А» не гарантируется назначение на эту должность, это также зависит от политических государственных служащих, которые имеют право их назначения.
Указанные примеры являются лишь частью большого количества таких проблемных вопросов, связанных с неформальными кодексами поведения принятых в обществе приводящие неосмысленно к коррупционным правонарушениям и ограничению возможности реализации имеющегося потенциала.
Корень вышеуказанных проблемных вопросов лежит в недостаточном учете научного подхода. Научные подходы определяют необходимость учета влияния институтов. Институты уменьшают неопределенность, структурируя повседневную жизнь. Они организуют взаимоотношения между людьми, так что когда мы хотим поздороваться с друзьями на улице, поехать на автомобиле, купить апельсины, занять деньги, организовать свой бизнес, похоронить близких и совершить любые другие действия, с которыми сталкиваемся в обычной жизни, мы знаем (или можем легко научиться), как это сделать. Нетрудно заметить различия в институтах, если бы мы попытались совершить подобные же действия с участием других людей в другой стране — например, в Бангладеш [ 12 ].
Институты разделены на формальные и неформальные. Формальные — правила поведения, которые закреплены законом и за выполнением которых следит государство. Неформальные — правила поведения, которые существуют в виде традиций или привычек и воспроизводятся без вмешательства третьей силы [12].
Откуда берутся неформальные ограничения? Они возникают из информации, передаваемой посредством социальных механизмов, и являются частью того наследия, которое мы называем культурой. Вместе с тем, культурный фильтр обеспечивает непрерывность, благодаря которой неформальные решения проблем обмена, найденные в прошлом, переносятся в настоящее и делают прежние неформальные ограничения важным источником непрерывности в ходе длительных социальных изменений.
Нобелевский лауреат по экономике Дуглас Норт в процессе изучения институтов приходит к такому заключению:
— формальные правила меняются, а неформальные ограничения — нет. Вследствие этого развивается устойчивый конфликт между неформальными ограничениями и новыми формальными правилами, поскольку те и другие часто несовместимы друг с другом. Неформальные ограничения постепенно складываются в предыдущий период как продолжение прежних формальных правил;
— неформальные ограничения являются средством избегания конфликтов внутри одной сферы;
— неформальные ограничения, максимизируют личную выгоду;
— неформальные ограничения, берущие начало в культуре, не могут сразу измениться в виде реакции на изменения формальных правил [ 12 ].
Неформальные правила заставляют в некоторой степени, зависеть от воздействия социальных факторов. Следуя своим интересам, эгоистическим побуждениям у индивида также может преобладать коварство и принуждение при осуществлении собственного выбора [ 12] .
Кроме того, Р. Коуз — яркий представитель неоинституционализма — свой подход называет «реалистическим», поскольку в его основе — стремление «изучать человека таким, каков он есть, действующим в ограничениях, налагаемых на него реальными институтами» [ 13 ].
Учитывая вышеизложенное, предлагаются следующие меры:
1) необходимо разработать новую Концепцию правовой политики Республики Казахстан , где необходимо, прежде всего, ответить на следующие вопросы «Чем мы отличаемся от других народов?», «Что нас объединяет?», «Какие у нас были приняты формальные и сложились неформальные правила?», «Какие негативные и позитивные последствия могут повлечь сохранение сложившихся в народе неформальных правил?», «Какого характера нормы должны обязательно присутствовать в силу присутствия неформальных правил?», «От каких неформальных правил мы должны избавляться в системе государственного управления?», «Какие нормативные правовые акты требуют изменений и дополнений в силу действия негативных сторон неформальных правил?», «Какие нормативные правовые акты требуют научного подхода его разработки?» и т.д.;
2) необходимо внести изменения и дополнения в Закон Республики Казахстан «О нормативных правовых актах», в части внедрения понятия «неформальные ограничения действия нормативных правовых актов» и определить критерии отнесения к ним, а также регулирования вопросов разработки и представления нормативных правовых актов с учетом устранения в них неформальных ограничений их действия.
3) создать государственный орган, непосредственно подчиненный и подотчетный Президенту Республики Казахстан, где должны работать лучшие представители научного сообщества с особым статусом работы. Данный государственный орган будет выполнять следующие основные функции: выработка научных подходов реализации государственных функций, согласование проектов нормативных правовых актов на отсутствие противоречий основным канонам всех общепринятых научных достижений в области государственного управления и экономики, в том числе на отсутствие в них неформальных ограничений их действия.
Вместе с тем, все разрабатываемые программы по реформированию, использующие зарубежный опыт должны проходить научную экспертизу устранения в них неформальных ограничений их реализации.
Уверен, что реализация вышеуказанных предложений внесут свой вклад в ускоренное достижение всех целей указанных в Послании Президента Республики Казахстан — Лидера нации Нурсултана Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» [ 14 ].
Список использованных сточников:
1. Корсун В.А. Идентичность с «китайской спецификой» // Полис. 2008. №3. С. 68-80.
2. Рейтинг стран мира по уровню образования — информация об исследовании: электронный ресурс — http://gmarket.ru/ratings/education-index-info (дата обращения 26 апреля 2014 года);
3. Указ Президента Республики Казахстан от 29 ноября 2010 года № 1113 «Об утверждении Государственной программы развития здравоохранения Республики Казахстан «Саламатты Қазақстан» на 2011-2015 годы».
4. Земельный Кодекс Республики Казахстан.
5. Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам дорожного движения» от 17 апреля 2014 года № 155-V;
6. Казахстан вошел в список стран с высоким уровнем гибели людей в ДТП: электронный ресурс: — http://www.zakon.kz/4578742-kazakhstan-voshel-v-spisok-stran-s.html (дата обращения 26 апреля 2014 года);
7. Рейтинг стран мира по уровню восприятия коррупции — информация об исследовании: электронный ресурс — http://gmarket.ru/ratings/corruption-index-info (дата обращения 26 апреля 2014 года);
8. Закон Республики Казахстан от 14 декабря 2012 года № 59-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственной службы»
9. Указ Президента Республики Казахстан от 10 марта 2000 года № 357 «Об утверждении Положения о порядке прохождения государственной службы».
10. Указ Президента Республики Казахстан от 22 марта 2013 года № 524 «Об утверждении Правил отбора в кадровый резерв административной государственной службы корпуса «А» и проведения конкурса на занятие вакантной и временно вакантной административной государственной должности корпуса «А»
11. Указ Президента Республики Казахстан от 7 марта 2013 года № 520 «О Национальной комиссии по кадровой политике при Президенте Республики Казахстан и кадровых комиссиях областей, столицы, города»
12. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики: Пер. с англ. — М.: Фонд экономической книги «Начала», 1997. — 180с.
13. Коуз Р. Фирма, рынок и право: Пер. с англ. — М.: Новое издательство, 2007. — 224с.
14. Послание Президента Республики Казахстан — Лидера нации Нурсултана Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» от 14 декабря 2012 года.
Источник
Институт экономики естественных монополий
Работы, посвящённые зарубежному опыту
Совершенствование организационной модели электросетевого комплекса: зарубежный опыт и российская практика
Издание: ЭКО (февраль 2021).
В статье рассмотрены особенности организации деятельности распределительного электросетевого комплекса в Российской Федерации и ряде зарубежных стран. Дан обзор основных моделей организации такого комплекса, нашедших применение в мировой практике. Проанализированы предпосылки и результаты первого этапа консолидации отечественного электросетевого комплекса. Дана оценка динамики консолидации и концентрации рынков электросетевых услуг в разрезе субъектов Федерации. Выявлены проблемы, связанные с практической реализацией планов консолидации. Обоснована необходимость совершенствования механизмов консолидации электросетевого комплекса РФ, представлены соответствующие предложения и рекомендации.
Особенности внедрения эталонного ценообразования в отношении российских предприятий водоснабжения с учетом зарубежной практики тарифного регулирования
Автор: Агафонов Д.В., Кузнецов В.В.
Издание: журнал «Вестник Московского университета имени С.Ю. Витте. Серия 1. Экономика и управление». №2 (33). (сентябрь 2020).
В настоящее время в России внедряются стимулирующие методы тарифного регулирования на основе эталонного ценообразования в различных естественно-монопольных инфраструктурных отраслях. Их применение в области сбыта электроэнергии привело к значительному росту сбытовых надбавок. Причиной этого стала неподготовленность российской электроэнергетики к нововведениям. В этой связи при внедрении эталонного ценообразования в сферу водоснабжения одним из первоочередных вопросов является адаптация и организационная подготовка отрасли к такого рода существенным изменениям. Поэтому авторами исследован опыт применения стимулирующего регулирования в Великобритании и Германии, как передовых стран с успешным опытом реформирования. На его основе авторы выявили основные контуры адаптивной среды, которые создают базу для увеличения эффективности внедрения нового метода тарифного регулирования. Среди них выделяется необходимость увеличения прозрачности функционирования предприятий отрасли за счёт создаваемых регуляторами условий для раскрытия информации. Авторы считают, что создание системы раскрытия информации должно предварять внедрение эталонного регулирования.
Источник