Периодизация мировой истории
Одной из самых важных проблем исторической науки считается проблема периодизации развития человеческого общества. Периодизация — это установление хронологически последовательных этапов в общественном развитии. В основу разделения времени на этапы должны быть положены решающие факторы, одинаковые для всех стран или для большинства ведущих государств.
Со времени развития исторической науки ученые разработали множество различных вариантов периодизации развития общества. На сегодняшний день процесс периодизации мировой истории состоит из двух принципов: для начальных периодов становления человеческого общества основным параметром является материал, из которого древние люди делали основные орудия труда и технологии их изготовления. Так в историю вошли такие понятия, как «Каменный век», «Меднокаменный век», «Бронзовый век» и «Железный век».
С появлением письменности (приблизительно 5000 лет тому назад) стали возникать другие основания для периодизации. Для этого историки стали использовать время существования различных цивилизаций и государств, которые вели в свою очередь свой счет времени.
Итак, на сегодняшний день мировую историю принято разделять на четыре основных периода:
1. Древний мир (период, когда человек выделился из животного мира около 2 млн. лет тому назад и до падения Западной Римской империи в 476 г. н.э.).
2. Средние века (период от падения Западной Римской империи до начала эпох Возрождения XVI в.).
3. Новое время (от эпохи Возрождения до 1918 г. — окончание первой мировой войны).
4. Новейшее время (с 1919 г. до наших дней).
Исторические источники. Исторические источники являются основой любого исторического исследования, без которой невозможно научное познание прошлого.
Под историческим источником понимается любой объект, непосредственно отражающий исторический процесс и дающий возможность изучить прошлое человечества. Иными словами, исторический источник, – это всё созданное или видоизмененное в процессе человеческой деятельности, а значит, объективно способное нести в себе информацию о ней.
Выявление источников, их систематизация и анализ составляют один из основных компонентов исторической науки.
Классификация исторических источников также является дискуссионной проблемой. Существует несколько типологических подходов – источники могут классифицироваться по жанру, по массовости, по времени и месту возникновения, по осознанности и намеренности создания и т.д.
В самом общем виде источники делятся на письменные и неписьменные, при более подробной типологизации выделяются источники письменные, вещественные, изобразительные, лингвистические, устные, этнографические, фонодокументы и фотокинодокументы (в последнее время к перечисленным типам добавляют также исторические источники, хранящиеся в Интернете).
Письменные источники традиционно составляют основу исторической науки. Они имеют свою видовую классификацию – например, могут быть разделены на источники нарративные, т.е. описательные, повествовательные (к ним относятся хроники и летописи, биографии и жития, мемуары и дневники, публицистика и частная переписка) и источники документальные или актовые (памятники права, международные договоры, деловая документация, официальная переписка и др.).
2 вопрос. Возникновение государства у восточных славян
Летопись связывает возникновение государства у восточных славян с призванием варягов. «Варяжская легенда», изложенная в летописи, рассказывает, что славяне, кривичи и чудь, стремясь преодолеть междоусобицы, призвали на княжение варягов (норманнов) из-за моря. Три варяжских вождя: братья Рюрик, Трувор и Синеус в 862 г. стали княжить соответственно в Новгороде, Изборске, Белоозере.
Это событие и было принято считать моментом образования Русского государства.
После смерти братьев Рюрик правил один. Дружинники Рюрика Аскольд и Дир отпросились у него идти «на греки» и ушли на юг, однако осели в Киеве и стали править там. После смерти Рюрика его дружинник Олег с малолетним сыном Рюрика Игорем отправился на юг, обманом заманил в ловушку и убил Аскольда и Дира, а сам стал править в Киеве, объединив Киев и Новгород.
На основе легенды возникла в XVIII в. норманнская теория. Она утверждала, что государство у восточных славян создали пришельцы-скандинавы, то есть германцы (скандинавские народы принадлежат к германской языковой группе). Русские ученые-монархисты на основе норманнской теории доказывали невозможность революционных потрясений в России. Они рассуждали так: на Западе государство возникло в результате завоевания, а в России — в результате мирного добровольного призвания, поэтому на Западе отношения между властью и подданными с самого начала были враждебными, а в России — мирными.
В русской науке реакцией на норманизм стал крайний антинорманизм — стремление доказать, что варягов на Руси или не было совсем, или они не сыграли сколько-нибудь существенной роли в становлении Древнерусского государства. Таких взглядов придерживался, в частности, М.В. Ломоносов. В современной науке крайности норманнской теории почти не встречаются.
Момент объединения восточнославянских земель в одно государство известен достоверно. В 882 г. новгородский князь Олег захватил Киев и объединил две важнейшие группы русских земель; затем ему удалось присоединить и остальные русские земли, создав громадное по тем временам государство.
Источник
Периодизация истории
Периодизация всеобщей истории
Периодизация является весьма эффективным способом упорядочения материала и его анализа, благодаря которому можно гораздо лучше понять основные механизмы исторических процессов, происходящих как во всем мире, так и в отдельном социуме.
Периодизация общей истории невозможна без установления хронологических рамок общественного развития. Для этого используют факторы, оказавшие большое влияние на все ведущие страны мира.
С помощью периодизации можно найти ответы на многие вопросы, она придает стройность и обоснованность теории, структурирует и, самое главное, дает ей измерительную шкалу.
Благодаря материальным и нематериальным источникам периодизации истории ученым удалось разработать множество вариантов разделения истории на периоды. В VI в. до н.э. древнегреческий мыслитель Пифагор предложил так называемую теорию круга, согласно которой развитие жизни как человека, так и цивилизации, идет по одной колее, проходя зарождение, расцвет и гибель.
Основные периоды истории
Классическая периодизация историографии включает в себя следующие этапы становления общества:
- Доисторический период (2,5 млн лет назад – 3 тыс. до н.э.). Являет собой промежуток времени, начиная от появления человекоподобных предков до возникновения первых цивилизаций с городами, письменностью, государственным устройством. Характеризуется переходом от охоты, рыболовства и собирательства к скотоводству и земледелию, появлением религии, искусства, различных ремесел.
- Античный период (3 тыс. до н.э. – вторая половина V в). Это эпоха первых государств, вплоть до падения Великой Римской империи. Характеризуется появлением и расцветом таких могущественных цивилизаций как Древний Рим и Древняя Греция, государства Древнего Востока. В этот период времени появилась письменность, начала активно развиваться наука, искусство, поэзия, театр, появились первые представления о правах человека и демократии.
Рис. 2. Древний Рим.
- Средневековье (V –XV вв). Берет свое начало с момента краха Римской империи и до начала Великих географических открытий. Для данной эпохи характерен феодальный строй, монархия, огромное влияние церкви на общество, инквизиция.
Благодаря Великим географическим открытиям, совершенным в средние века, человечество получило возможность по-новому взглянуть на окружающий мир, существенно расширить свои возможности. Новые страны и континенты стимулировали развитие торговли, общественно-экономических связей, производства, науки.
- Новое время (XV в.-1918 г.). Период от Великих географических открытий вплоть до окончания Первой мировой войны. Характеризуется открытием Нового Света, колониализмом, падением Константинополя, войнами Наполеона, созданием индустриальной базы, развитием предпринимательства и активной социальной мобильностью.
- Новейшее время (с 1918 г. по сегодняшний день). Важнейшими событиями данного периода, повлиявшими на всю мировую общественность, стала Вторая мировая война, изобретение и испытание ядерного оружия, формирование крупных международных организаций, освоение космоса, научно-технический прогресс, мировые кризисы и глобальные мировые проблемы.
Рис. 3. Вторая мировая война.
Что мы узнали?
При изучении темы «Периодизация истории» по программе истории за 10 класс мы узнали кратко о проблемах периодизации истории. Мы выяснили, что во всем мире принято пользоваться классической периодизацией. Также мы рассмотрели основные периоды истории и их характерные черты.
Источник
Хронологические периоды и эпохи в истории человечества
Исторические эпохи и стадии развития человечества в правильной хронологической последовательности
Исторические периоды и эпохи
Первобытное общество
до ок. 3000 года до н. э. (объединение Верхнего и Нижнего Египта)
Палеолит и мезолит
Неолит
Бронзовый век
Железный век
Древний мир
3000 г. до н. э. — 476 г. н. э. (падение Римской империи)
Эллинизм
Древний Рим
Средние века
476 — конец XV века (начало эпохи Великих географических открытий)
Раннее Средневековье (конец V — середина XI веков)
Высокое (классическое) Средневековье (середина XI — конец XV веков)
Раннее Новое время (или позднее Средневековье)
конец XV в. — 1789 (начало Великой французской революции)
Эпоха Возрождения (Ренессанс)
Началом эпохи Возрождения считается начало XIV века в Италии, XV—XVI век—в других странах Европы.
Окончанием эпохи историки считают последнюю четверть XVI века и в некоторых случаях — первые десятилетия XVII века.
Возрождение делят на 4 этапа:
Проторенессанс (2-я половина XIII века — XIV век)
Раннее Возрождение (начало XV — конец XV века)
Высокое Возрождение (конец XV — первые 20 лет XVI века)
Позднее Возрождение (середина XVI — 1590-е годы)
Эпоха великих географических открытий ( XV век — XVII век)
Реформация (XVI век— начало XVII века)
Часть эпохи Просвещения
Новое время
1789 — 1918 (окончание Первой мировой войны)
Часть эпохи Просвещения
Относительно датировки этой мировоззренческой эпохи единого мнения не существует. Одни историки относят её начало к концу XVII века, другие — к середине XVIII века.
В XVII веке основы рационализма закладывал Декарт в своей работе «Рассуждение о методе» (1637). Конец эпохи Просвещения нередко связывают со смертью Вольтера (1778) или с началом Наполеоновских войн (1800—1815).
В то же время есть мнение о привязке границ эпохи Просвещения к двум революциям: «Славной революции» в Англии (1688) и Великой французской революции (1789).
Промышленный переворот (вторая половина XVIII века -XIX век)
XIX век
Новейшая история
1918 — наши дни
Исторические эпохи в искусстве
Примерное обозначение эпох в хронологическом порядке
Период (эпоха) | Временной отрезок |
Древний период | с момента возникновения первых наскальных рисунков заканчивая 8-м веком до н. э. |
Античность | с 8-го века до н. э. до 6-го века н. э. |
Средневековье | |
романский стиль | 6-10-й века |
готика | 10-14-й века |
Возрождение | знаменитые 14-16-й века |
Барокко | 16-18-й века |
Рококо | 18-й век |
Классицизм | формировался на фоне прочих направлений с 16-го по 19-й век |
Романтизм | первая половина 19-го века |
Эклектизм | вторая половина 19-го столетия |
Модернизм | начало 20-го века |
Модерн- довольно обобщенное название для данной творческой эпохи. В разных странах и в различных направлениях искусства формировались свои течения. |
Летоисчисление и хронология
Общепринятой в большинстве стран является хронология на основе Христианской эры («наша эра» — с момента предполагаемого рождения Иисуса Христа).
Наша эра, н. э. (также называют «новая эра») — текущий период времени, начиная с 1 года по юлианскому и григорианскому календарям. Предшествующий ему (заканчивающийся до начала первого года) — период до нашей эры, до н. э.
Название часто используется в религиозной форме «от Рождества Христова», сокращённая запись — «от Р. Х.», и, соответственно, «до Рождества Христова», «до Р. Х.».
Нулевой год не используется ни в светской, ни в религиозной нотациях — так было заведено Бедой Достопочтенным в начале VIII века (ноль тогда вообще не был распространён в культуре). Однако нулевой год применяется в астрономической записи (англ. Astronomical year numbering) и в стандарте ISO 8601.
По мнению большинства учёных, при вычислении в VI веке римским игуменом Дионисием Малым года Рождества Христова, была сделана ошибка в несколько лет.
Века по тысячелетиям
Тысячелетия
Века
До нашей эры (до н. э.)
12-е тысячелетие до н. э.
11-е тысячелетие до н. э.
10-е тысячелетие до н. э.
9-е тысячелетие до н. э.
8-е тысячелетие до н. э.
7-е тысячелетие до н. э.
6-е тысячелетие до н. э.
5-е тысячелетие до н. э.
4-е тысячелетие до н. э.
3-е тысячелетие до н. э.
2-е тысячелетие до н. э.
1-е тысячелетие до н. э.
Наша эра (н.э.)
1-е тысячелетие н.э.
2-е тысячелетие н.э.
3-е тысячелетие н.э.
Века и годы до н.э
Какие годы относятся к каким векам
Века (столетия) до н.э. | Годы |
5-е тысячелетие до нашей эры | |
L (50) | 4901 — 5000 гг до н.э. |
XLIX (49) | 4801 — 4900 гг до н.э. |
XLVIII (48) | 4701 — 4800 гг до н.э. |
XLVII (47) | 4601 — 4700 гг до н.э. |
XLVI (46) | 4501 — 4600 гг до н.э. |
XLV (45) | 4401 — 4500 гг до н.э. |
XLIV (44) | 4301 — 4400 гг до н.э. |
XLIII (43) | 4201 — 4300 гг до н.э. |
XLII (42) | 4101 — 4200 гг до н.э. |
XLI (41) | 4001 — 4100 гг до н.э. |
4-е тысячелетие до нашей эры | |
XL (40) | 3901 — 4000 гг до н.э. |
XXXIX (39) | 3801 — 3900 гг до н.э. |
XXXVIII (38) | 3701 — 3800 гг до н.э. |
XXXVII (37) | 3601 — 3700 гг до н.э. |
XXXVI (36) | 3501 — 3600 гг до н.э. |
XXXV (35) | 3401 — 3500 гг до н.э. |
XXXIV (34) | 3301 — 3400 гг до н.э. |
XXXIII (33) | 3201 — 3300 гг до н.э. |
XXXII (32) | 3101 — 3200 гг до н.э. |
XXXI (31) | 3001 — 3100 гг до н.э. |
3-е тысячелетие до нашей эры | |
XXX (30) | 2901 — 3000 гг до н.э. |
XXIX (29) | 2801 — 2900 гг до н.э. |
XXVIII (28) | 2701 — 2800 гг до н.э. |
XXVII (27) | 2601 — 2700 гг до н.э. |
XXVI (26) | 2501 — 2600 гг до н.э. |
XXV (25) | 2401 — 2500 гг до н.э. |
XXIV (24) | 2301 — 2400 гг до н.э. |
XXIII (23) | 2201 — 2300 гг до н.э. |
XXII (22) | 2101 — 2200 гг до н.э. |
XXI (21) | 2001 — 2100 гг до н.э. |
2-е тысячелетие до нашей эры | |
XX (20) | 1901 — 2000 гг до н.э. |
XIX (19) | 1801 — 1900 гг до н.э. |
XVIII (18) | 1701 — 1800 гг до н.э. |
XVII (17) | 1601 — 1700 гг до н.э. |
XVI (16) | 1501 — 1600 гг до н.э. |
XV (15) | 1401 — 1500 гг до н.э. |
XIV (14) | 1301 — 1400 гг до н.э. |
XIII (13) | 1201 — 1300 гг до н.э. |
XII (12) | 1101 — 1200 гг до н.э. |
XI (11) | 1001 — 1100 гг до н.э. |
1-е тысячелетие до нашей эры | |
X (10) | 901 — 1000 гг до н.э. |
IX (9) | 801 — 900 гг до н.э. |
VIII (8) | 701 — 800 гг до н.э. |
VII (7) | 601 — 700 гг до н.э. |
VI (6) | 501 — 600 гг до н.э. |
V (5) | 401 — 500 гг до н.э. |
IV (4) | 301 — 400 гг до н.э. |
III (3) | 201 — 300 гг до н.э. |
II (2) | 101 — 200 гг до н.э. |
I (1) | 1 — 100 гг до н.э. |
Какие годы относятся к каким векам
Века (столетия) н.э | Годы |
1-е тысячелетие нашей эры | |
I (Первый век) | 1 — 100 гг |
II (Второй век) | 101 — 200 гг |
III (Третий век) | 201 — 300 гг |
IV (Четвертый век) | 301 — 400 гг |
V (Пятый век) | 401 — 500 гг |
VI (Шестой век) | 501 — 600 гг |
VII (Седьмой век) | 601 — 700 гг |
VIII (Восьмой век) | 701 — 800 гг |
IX (Девятый век) | 801 — 900 гг |
X (Десятый век) | 901 — 1000 гг |
XI (Одиннадцатый век) | 1001 — 1100 гг |
XII (Двенадцатый век) | 1101 — 1200 гг |
XIII (Тринадцатый век) | 1201 — 1300 гг |
XIV (Четырнадцатый век) | 1301 — 1400 гг |
XV (Пятнадцатый век) | 1401 — 1500 гг |
XVI (Шестнадцатый век) | 1501 — 1600 гг |
XVII (Семнадцатый век) | 1601 — 1700 гг |
XVIII (Восемнадцатый век) | 1701 — 1800 гг |
XIX (Девятнадцатый век) | 1801 — 1900 гг |
XX (Двадцатый век) | 1901 — 2000 гг |
XXI (Двадцать первый век) | 2001 — 2100 гг |
❑ ПОМОЩЬ В УЧЕБЕ. ПОПУЛЯРНЫЕ СЕРВИСЫ И УСЛУГИ
Фоксфорд
foxford.ru
онлайн-школа, поможет улучшить оценки, сдать ЕГЭ, ОГЭ
Инглекс
englex.ru
занятия по английскому с сильными преподавателями
Ваш Репетитор
repetitors.info
профессиональные репетиторы по всем предметам
Тетрика
tetrika-school.ru
онлайн-репетиторы для высоких результатов
Skyeng
skyeng.ru
онлайн школа – английский язык
TutorOnline
tutoronline.ru
сервис занятий с репетитором в формате онлайн
Postupi.online
postupi.online
сервис для старшеклассников (абитуриентов)
Смотрите также
ПЕРИОДИЗАЦИЯ ИСТОРИИ ИСКУССТВА
Основные исторические эпохи и периоды развития мирового искусства.
ГЛАВНЫЕ РЕСУРСЫ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
Лучшие сайты, сервисы, приложения, видеоканалы для школьников
Источник