Периодизация конституционного права зарубежных стран

4. Основные тенденции развития зарубежных конституций, их периодизация

За период, прошедший со времени принятия первых конституций, общемировой процесс их развития прошел несколько этапов:

Первый этап охватывает период от 80-90-х годов XVIII века до I Мировой войны.

Страны, принявшие первые конституции в XVIII – XIX веках можно разделить на две группы:

· первая – это государства, где в ходе революции буржуазия одержала победу над феодалами;

· вторая группа стран, в которых в ходе борьбы между феодалами и буржуазией был достигнут политический компромисс.

В первой группе стран, таких как Франция, Бельгия, Нидерланды революционные преобразования затронули все политические институты.

Так, во Франции Конституционные акты 1789-1792 годов упразднили феодальные права и привилегии, крепостное право, провозгласили равенство всех людей, объявили неотъемлемыми естественные права человека, данные ему от рождения. В них закреплялась свобода союзов, митингов и демонстраций. Единственным источником всей власти признавалась нация.

Конституционные преобразования коснулись всей системы государственных органов и определили порядок их взаимоотношений между собой. Государственная власть была разделена на основе теории разделения властей на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Ведущее место в государственном механизме отводилось высшему представительному органу – Национальному законодательному собранию, избираемому на основе народного представительства и наделенному исключительными законодательными и финансовыми полномочиями. Декретом 1792 года монархия во Франции была упразднена и установлена республиканская форма правления с подчинением исполнительной власти парламенту. Первая французская Конституция провозгласила свободу предпринимательства, разрушив тем самым цеховую организацию в городе, что безусловно способствовало развитию промышленности и торговли. Конституция установила, что частная собственность граждан является «священной и неприкосновенной» и охраняется государством, что было направлено на закрепление нового общественного строя.

Читайте также:  Ачс по всей стране

Во второй группе стран конституции принимались в целях обеспечения компромисса между набиравшей политическую силу буржуазией и сохранявшим значительное влияние на общественную жизнь дворянством. На конституционный процесс в таких государствах безусловно оказывали позитивное влияние революции во Франции, Испании, Италии, Нидерландах. Как правило, конституции стран второй группы, а к ним относятся Конституция Швеции 1809 года, Конституции Дании 1849 года, Японии 1889 года, Италии 1848 года, принимались монархами. В целом, объем конституционного регулирования был достаточно узким: ограничивался преимущественно личными и некоторыми политическими правами граждан, а также вопросами организации и деятельности органов государственной власти. В этот период конституционного развития, несмотря на провозглашавшийся конституционный принцип о том, что единственным источником всей власти является народ, он был фактически отодвинут от процесса формирования органов власти благодаря многочисленным дискриминационным цензам в избирательном праве. Например, по Конституции Франции 1814 года из 30 млн. французов избирательным правом обладали всего 80 тысяч.

Второй этап конституционного развития в мире, а это период от начала XX века до II Мировой войны, характеризуется тем, что в большинстве конституций нашел отражение процесс демократизации политической жизни. Во многих государствах женщины были уравнены в политических правах с мужчинами, снижался возрастной и имущественный ценз в избирательном праве, в ряде стран имущественный ценз был отменен, расширялся круг других политических прав граждан.

В некоторых странах, где конституционно была закреплена парламентская форма правления, пришедшие к власти правые политические партии стремясь не допустить к участию в решении государственных дел другие слои населения начали отход от данной модели в пользу усиления исполнительной власти за счет парламента, все большего освобождения ее от парламентского контроля. Этот процесс отметили многие ученые государствоведы, которые заговорили о кризисе парламентаризма.

В период между двумя мировыми войнами в Германии, Италии, Испании, Португалии, Венгрии, Японии к государственной власти пришли крайне националистические, фашистские политические партии поддержанные как буржуазией, так и другими слоями населения.

Это привело к отказу в данных странах от конституционализма вообще, либо к превращению конституций в юридическую фикцию, к ликвидации всех демократических прав и свобод граждан, открытому подавлению всякого инакомыслия.

В этот же период появились первые конституции стран социализма, которые своим регулированием охватывали новые сферы общественных отношений – социально-экономические права граждан, идеологию, политическую систему. Эти конституции отрицали принцип разделения властей и закрепляли принцип единства государственной власти, например, «Вся власть Советам», провозглашали руководящую роль марксистско-ленинской партии в обществе и государстве, устанавливали преимущества в политических правах для трудящихся, а также обязательную идеологию.

Третий этап конституционного развития охватывает период от окончания Второй Мировой войны до 90-х годов XX столетия. На этом этапе конституционный процесс приобрел без преувеличения глобальный характер распространившись на все континенты. В результате ликвидации колониальной системы возникло более 100 новых государств принявших свои первые конституции. Ряд этих стран, такие как Алжир, Южный Йемен, Эфиопия и другие провозглашали социалистическую ориентацию. В своих конституциях они во многом копировали социалистическую модель, нередко ухудшая ее.

На этом этапе появились первые конституции в странах мусульманского фундаментализма (Кувейт, Катар, Бахрейн).

Под влиянием социалистических конституций и массового демократического движения в мире в конституциях развитых демократических государств был расширен круг объектов конституционного регулирования. В них были включены социально-экономические положения, нормы о роли партий, общественных объединений, принципы внешней политики.

В конституциях Австрии, Германии, Индии и др. установлены положения о том, что вся власть в государстве исходит от народа.

Во многих конституциях появились положения, которые отразили процесс усиления регулирующей роли государства в экономической и социальной сфере. В некоторых из них это нашло выражение в нормах, указывающих на основные цели государства в этих сферах, на обязательства государственных органов обеспечивать интересы общества в данных областях деятельности. Так, Конституция Испании 1978 года включает в себя главу третью «Об основополагающих принципах социально-экономической политики», которая обязывает государственные органы обеспечивать правовую, экономическую и социальную защиту семьи, благоприятные условия экономического и социального развития страны, справедливое распределение доходов, полную занятость, создание государственной системы страхования, право граждан на благоустроенное жилье, пенсионное обеспечение.

Конституция Португалии 1976 года содержит раздел, посвященный экономической и социальной организации общества, где определяются принципы этой организации, вопросы планирования экономического и социального развития, сельскохозяйственная, промышленная, торговая политика, формы собственности и формы экономической деятельности.

В конституциях демократических государств принятых после II Мировой войны, как правило, содержится более полный перечень основных прав и свобод человека и гражданина, в частности закрепляются социально-экономические права, а также снимаются определенные ограничения в использовании прав и свобод.

Статьей 23 Конституции Бельгии устанавливается право на жизнь, соответствующую человеческому достоинству, в том числе: право на труд, свободный выбор профессии, обеспечение справедливых условий труда и вознаграждения за него, право на социальное страхование, охрану здоровья, культурное и социальное процветание, здоровую окружающую среду.

Обеспечение этих прав возлагается на федерацию и ее субъекты.

В послевоенных конституциях нашло свое отражение изменение соотношения властей в государстве.

В разных странах этот процесс шел в противоположных направлениях.

Во Франции, Германии, Великобритании он проявился в отказе от одного из принципов парламентаризма – признания верховенства парламента, в результате чего произошло весьма заметное усиление прав исполнительной власти. Это выразилось в некотором ограничении законодательных прав парламента, широком применении делегированного законодательства, установлении различных барьеров для осуществления парламентского контроля, в усложнении порядка привлечения правительства к политической ответственности, предоставлении широких прав правительству при объявлении чрезвычайного положения, введение в конституцию норм, обеспечивающих большую устойчивость правительства.

В других странах происходил процесс усиления парламентского режима, закрепления в конституциях всех принципов парламентаризма. Так, новые конституции скандинавских стран поставили парламент на первое место в системе высших органов государственной власти. Парламенты этих стран получили неограниченные законодательные полномочия, широкие права по контролю за деятельностью исполнительной власти, введен принцип политической ответственности правительства перед парламентом, сведены к минимуму права главы государства в пользу парламента и правительства. Например, в Швеции король перестал обладать правом вето в отношении принятых Риксдагом законов.

В конституциях нашли свое отражение тенденции к замене двухпалатных парламентов на однопалатные, либо к существенному ограничению полномочий верхней палаты. Однопалатными стали парламенты в Дании, Греции, Исландии, Португалии, Швеции. Однопалатные парламенты установлены конституциями многих государств освободившихся от колониальной зависимости.

Ослабление роли верхних палат произошло в Германии, Испании, Великобритании, Франции. Это проявилось, например, в том, что вопреки возражениям этих палат окончательное определение судьбы законопроектов и других парламентских решений находится в полномочиях нижней палаты парламента.

Особенностью конституций, принятых во II половине XX века, является значительное внимание уделяемое вопросам внешней политики государства. Прежде всего нормы этих конституций более четко определяют компетенцию высших органов государственной власти по вопросам внешней политики. Как правило, они усиливают позиции парламентов в решении наиболее важных вопросов: войны и мира, ратификации международных договоров, определения основных принципов внешней политики, использования парламентского контроля за внешнеполитической деятельностью правительства. Во многих послевоенных конституциях детально определяются принципы внешней политики государства. Если конституции, принятые в XVIII – XIX вв. включали право на войну как неотъемлемое проявление государственного суверенитета, то большинство современных конституций содержат отказ от ведения войны как средства проведения внешней политики и решения международных споров.

Так конституция Японии содержит отказ от войны на вечные времена.

Федеральный конституционный закон Австрии 1955 года, а также Декларация Республики Мальта 1981 года провозгласили постоянный нейтралитет этих государств.

Конституции ряда государств содержат нормы запрещающие размещение ядерного оружия на их территории.

Некоторые ученые государствоведы отмечают, что в конце 80-х – начале 90-х годов XX века начался четвертый этап конституционного развития, связывая его, прежде всего, с уходом с исторической арены абсолютного большинства социалистических конституций. За последнее десятилетие XX века принято более 100 новых конституций, в том числе более двух десятков постсоциалистических конституций. Приняты также первые конституции в таких наиболее консервативных монархиях как Саудовская Аравия (1992г.), Оман (1996г.). Постсоциалистические конституции отразили изменения в общественном и государственном строе своих государств, смену конституционных приоритетов, возрастание значения общечеловеческих ценностей.

Источник

Периодизация конституционного права зарубежных стран

§ 2. Основные тенденции конституционного развития

Периодизация зарубежных конституций

Основные этапы конституционного развития в отдельных го­сударствах неразрывно связаны с основными этапами развития самих этих государств.

Происходящие в них изменения в одних случаях вызывали замену прежних конституций новыми. Так, после буржуазной ре­волюции во Франции было принято семнадцать конституций, как республиканских, так и монархических. Экономическая и соци­ально-политическая нестабильность в получивших независимость странах Латинской Америки, Африки и Азии приводила к частым государственным переворотам и как следствие этого — к частой сменяемости конституций, закреплявших новые государственно-правовые институты, в том числе изменявших форму правления, форму государственного устройства, политический режим, струк­туру государственных органов и др. Но такие изменения осуще­ствлялись в рамках одного общественного строя.

В других случаях происходящие в государствах социально-экономические и политические изменения приводили к принятию новых конституций, принципиально меняющих природу власти, как это имело место в странах Восточной Европы в 90-е гг.

В целом ряде стран сохранились старые конституции, при­нятые еще в начале XIX столетия. До сих пор являются дей­ствующими конституции Бельгии 1831 г., Норвегии 1814 г., Люк­сембурга 1868 г., Швейцарии 1874 г. Однако в них вносились мно­гочисленные изменения и дополнения в связи с происходящими в указанных странах переменами в общественной и государственной жизни. Так, за время существования Конституции Норвегии (с 1814 г. и до сегодняшнего дня) не были внесены поправки лишь в 30 из 112 ее параграфов.

Но если писаные конституции формально оставались в своем неизменном виде, то существенные коррективы вносила консти­туционная практика, различные конституционные соглашения. Так, Конституция США закрепила абсолютно ограниченные зако­нодательные права Конгресса, тем не менее процесс централиза­ции государства в рамках федерации привел к существенному расширению его законодательных прав. Закрепление в ней огра­ниченного круга отраслей государственного управления не пре­пятствовало созданию в системе президентской власти значитель­ного числа органов, не предусмотренных конституцией.

Особенности развития каждой конкретной страны не меша­ют, однако, выявлению наиболее типичных черт, характерных для конституций на определенных ступенях их эволюции. Некото­рые государствоведы, давая классификацию конституций, выде­ляют конституции «старого» и «нового поколения» (первой и вто­рой волны). Такая классификация, проведенная по времени при­нятия конституций, малопродуктивна, поскольку она не дает возможности проследить за их эволюцией и причинами, на нее влияющими. Как уже отмечалось, конституции «старого поколе­ния» в процессе развития соответствующих государств постепен­но приспосабливались к новым условиям.

Поэтому в конституционной истории можно было бы выде­лить три этапа, отражающих наиболее типичное состояние экономических и социально — политических условий, существовавших в зарубежных странах и нашедших выражение в их основных за­конах. Наиболее точно такая периодизация отвечает конституци­онному развитию в странах Европы. Первый этап можно датиро­вать XIX веком, второй — от начала XX века до его середины, третий — со времени окончания второй мировой войны. Рассмотрим наиболее типичные черты конституций каждого из этих этапов.

Характерные черты конституций первого этапа

В независимых государствах, принявших первые конститу­ции в конце XVIII—XIX вв., сложились неодинаковые социаль­но-экономические и политические условия, что не могло не от­разиться на характере их конституций. В целом можно выделить две группы государств: те, в которых в ходе революции буржуа­зия победила дворянство, и те, в которых в ходе борьбы между этими крупными социальными силами был достигнут политичес­кий компромисс. К последним можно отнести также государства, где буржуазные преобразования начались сверху, как это имело место, например, в Швеции.

В первой группе стран, таких, как Франция, Бельгия, Ни­дерланды, революционные преобразования затронули все поли­тические институты. Принятие во Франции Декларации прав и свобод человека и гражданина 1789 г. и Конституции 1791 г., а также других конституционных актов этого этапа было обуслов­лено борьбой между различными слоями буржуазии и всех их вместе — против дворянства, стремящегося вернуть себе утра­ченные позиции.

Конституционные акты 1789—1792 гг. упразднили феодаль­ные права и привилегии, в том числе крепостное право, провоз­гласили равенство всех людей. Они объявили неотъемлемыми ес­тественные права человека, данные ему от рождения, такие, как право на жизнь, личную свободу и свободу передвижения. В них закреплялась свобода союзов, митингов и демонстраций и др. Един­ственным источником всех властей признавалась нация.

Конституционные преобразования коснулись всей системы государственных органов и определили порядок их взаимоотноше­ний между собой. Ведущее место в государственном механизме отводилось высшему представительному органу — Национально­му законодательному собранию, избираемому на основе народно­го представительства и наделенному исключительными законода­тельными и финансовыми полномочиями. Конституция установила также систему органов местного самоуправления. Государствен­ная власть была разделена на законодательную, исполнительную и судебную на основе теории разделения властей. Хотя Конститу­ция 1791 г. сохранила короля в качестве главы исполнительной власти, ограничив его прерогативы, Декрет 1792 г. упразднил мо­нархию и установил республиканскую форму правления, что привело к подчинению исполнительной власти Парламенту. Таким образом, в новой Французской Республике закреплялся парла­ментский режим.

Первая французская Конституция провозгласила свободу пред­принимательской деятельности, разрушив тем самым цеховую организацию в городе, что способствовало развитию промышлен­ности и торговли. Она установила также, что частная собствен­ность граждан является «священной и неприкосновенной» и охра­няется государством, что было направлено на закрепление ново­го общественного строя.

Однако в большинстве европейских стран конституции при­нимались в целях обеспечения компромисса между набирающей политическую силу торговой и промышленной буржуазией и со­хранившим еще значительное влияние на общественную жизнь дворянством, а также под влиянием революционных событий во Франции, Нидерландах, Италии, Испании. Эти конституции, как правило, принимались монархами. В качестве примеров таких документов можно привести Форму правления Швеции 1809 г., Конституции Дании 1849 г., Японии 1889 г., Статус Королевства Италии 1848 г., конституционные документы некоторых незави­симых немецких княжеств.

Необходимо отметить, что в некоторых странах после при­нятия конституций сами экономические преобразования стали ак­тивно поддерживаться королевской властью, понявшей их про­грессивный характер.

Особенности конституций первой половины XX столетия

Для конца XIX — начала XX столетия характерен выход на политическую арену новых социальных сил общества — промыш­ленного рабочего класса, различных слоев крестьянства, кото­рые начали все более активно включаться в борьбу за свои эконо­мические, социальные и политические права, за участие в реше­нии государственных дел. В дуалистических монархиях произошло стирание различий между буржуазией и дворянством, которое явно «обуржуазивалось». В большинстве стран все заметнее ста­ло проявляться различие в подходах к решению возникающих проблем у разных слоев буржуазии. Активнее стала защищать свои интересы интеллигенция, но и в ее среде тоже не было единства.

Таким образом, все резче проявлялись подвижки в социаль­ной и политической сферах. Для представительства интересов раз­личных социальных и политических сил возникли разнообразные политические партии. Они отразили резкое недовольство значи­тельной части населения своим положением, что вызвало рост революционного брожения в обществе. Положение усугублялось серьезными экономическими кризисами, которые разразились в результате стихийного развития экономики при отсутствии ее государственного регулирования и ударили прежде всего по мало­обеспеченным слоям населения.

Усложнившаяся социально-политическая обстановка во мно­гих странах дополнялась сложной международной обстановкой, борьбой крупнейших государств за передел колониальных владе­ний, приведших к первой мировой войне.

Все это вызвало к жизни необходимость серьезных консти­туционных реформ, которые отразили неоднозначные процессы, происходящие в различных странах: в одних государствах это привело к внесению в конституции существенных изменений, в других — к принятию новых конституций.

В целом в большинстве конституций нашел отражение про­цесс демократизации политической жизни. Во многих государствах женщины были уравнены в политических правах с мужчинами, как правило, снижался возрастной и имущественный ценз в изби­рательном праве (в некоторых странах дискриминационные цен­зы вообще были отменены), расширялся круг других политичес­ких прав граждан.

Тем не менее в конституционном развитии можно отметить четыре наиболее четко проявившиеся тенденции.

В конституциях, закреплявших в XX столетии дуалисти­ческую монархию, дуализм власти постепенно начинает усту­пать место парламентарной форме правления. Однако чаще всего победа отдельных принципов парламентаризма, прежде всего формирование правительств на основе соотношения партий­ных сил в парламенте, не находила отражения в конституцион­ном тексте. Этот принцип стал осуществляться на основе консти­туционных соглашений, прочно внедряться в конституционную практику. Но ответственность правительства перед парламентом еще долго не находила закрепления в основных законах данной группы стран. Шаг за шагом в конституции стали включаться нормы, направленные на расширение прав парламента за счет исполнительной власти. И все же, как правило, это означало лишь первый этап в преобразовании дуалистических монархий в парламентарные.

В ряде стран, где в XIX в. конституции закрепили парла­ментарную форму правления, нежелание правых сил (которые одержали верх в политической борьбе) допустить к участию в ре­шении государственных дел другие слои населения привело к от­ходу от указанной модели, к усилению исполнительной власти за счет прав парламента. К тому же усложнение государственных задач способствовало постоянному расширению управленческого аппарата. Этот процесс также не получил отражения в конститу­циях, он осуществлялся на практике. Но его отметили многие видные ученые-государствоведы, которые заговорили о кризисе парламентаризма. При этом провозглашенный, а также закреп­ленный в ряде конституций принцип разделения властей стал использоваться некоторыми учеными для обоснования происходив­шего процесса усиления исполнительной власти, все большего освобождения ее от парламентского контроля.

В период между первой и второй мировыми войнами выдели­лась группа стран, где победу удалось одержать крайне реакци­онной части монополистического капитала и проводящим их поли­тику реваншистским военным кругам (Германия, Италия, Испа­ния, Португалия, Япония). Это привело к отказу в указанных странах от конституционализма вообще либо к превращению конституций в юридическую фикцию, к ликвидации всех демо­кратических прав и свобод граждан, открытому подавлению вся­кого инакомыслия.

Наконец, следует отметить небольшую группу стран, полу­чивших в указанное время независимость, которые приняли свои первые конституции, отразив в них факт, получения независи­мости и закрепив собственную систему органов государствен­ной власти.

Основные тенденции конституционного развития в современный период

Окончание второй мировой войны, победа над фашизмом при­вели к резкому усилению демократических процессов, происходя­щих во всем мире. Активное участие в политической жизни стали принимать все социальные слои населения через свои политичес­кие партии, профсоюзы, массовые общественные движения и др. В большинстве стран сложился как бы баланс различных полити­ческих сил, в результате чего государство приобрело относитель­ную самостоятельность и должно уже было действовать в целях обеспечения в обществе социального мира, политической и эконо­мической стабильности. С другой стороны, желание подавляюще­го большинства государств не допустить возникновения глобаль­ных мировых конфликтов побудило их к вхождению в мировую систему обеспечения мира и международной безопасности, а стрем­ление наладить эффективное функционирование экономики — к вхождению в различные политико-экономические блоки. Новые политические процессы были дополнены также тем, что в 60-х гг. произошли распад колониальной системы и образование целого ряда независимых государств Азии, Африки и Латинской Америки.

Все вышеуказанные, а также ряд некоторых других факто­ров наложили существенный отпечаток на конституционное раз­витие большинства -Стран в современный период. Во многих стра­нах принимаются новые конституции либо вносятся существен­ные изменения в прежние: эти изменения отражают происходящие социально-политические перемены в конкретных государствах и во всем мире.

В целом ряде новых конституций (Италии, Франции, Гре­ции, Испании, Португалии, Японии) появились положения о народном или национальном суверенитете. Так, ст. 2 Конституции Португалии 1976 г. гласит: «Португальская Республика — демо­кратическое правовое государство, основывающееся на народном суверенитете, на многообразии демократических мнений и демо­кратическом плюрализме, на уважении и на гарантиях осуществ­ления основных прав и свобод и имеющее целью претворение де­мократических принципов в экономической, социальной и куль­турной жизни и углубление демократии участия».

В некоторых современных конституциях имеются статьи, ука­зывающие на то, что вся власть в государстве исходит от народа или нации (Австрия, Болгария, Германия, Польша, Индия и др.). Так, ст. 20 Основного закона ФРГ 1949 г. устанавливает: «2. Вся государственная власть исходит от народа. Она осуществляется народом путем выборов и голосований, а также через специаль­ные органы законодательства, исполнительной власти и правосу­дия 4. Все немцы имеют право оказывать сопротивление вся­кому, кто попытается устранить этот строй, если иные средства не могут быть использованы».

В ряде конституций с целью придания им общенародного характера включено требование не только об их принятии на ре­ферендуме, но и об утверждении на референдуме любых консти­туционных изменений после прохождения необходимой предвари­тельной процедуры. К числу таких основных законов относится, например, Конституция Дании 1953 г.

Во многих конституциях появились положения, которые от­разили процесс усиления регулирующей роли государства в эконо­мической и социальной сферах. В некоторых из них это нашло вы­ражение в нормах, указывающих на основные цели государства в указанных сферах, на обязательства государственных органов обес­печивать интересы общества в данных областях деятельности.

Конституция Испании 1978 г. включает в себя специальную Главу третью «Об основополагающих принципах социально-эконо­мической политики», которая обязывает государственные органы обеспечивать правовую, экономическую и социальную защиту се­мьи, благоприятные условия экономического и социального раз­вития страны, справедливое распределение доходов, полную за­нятость, создание государственной системы страхования, охрану окружающей среды, право граждан на благоустроенное жилье, пенсионное обеспечение и др. Конституция Португалии 1976 г. со­держит часть вторую, посвященную экономической и социальной организации общества, где определяются принципы этой органи­зации, вопросы планирования экономического и социального раз­вития, сельскохозяйственная, торговая и промышленная полити­ка, формы собственности (государственная, частная, кооператив­ная и общественная), формы экономической деятельности и т. д.

Конституция Австрии в своих статьях (действующих в ред. 1983 г.) подробно разграничивает компетенцию федерации и зе­мель в экономической и социальной сферах.

В то же время некоторые конституции закрепили создание специальных органов, на которые возлагаются задачи по регули­рованию указанных вопросов. Так, Конституция Франции 1946 г. включала особую главу «Об экономическом совете», а Конститу­ция 1958 г. — раздел «Об экономическом и социальном совете». Конституция Италии 1946 г. помимо главы III «Экономические отношения» включает ст. 99 «О национальном совете экономики и труда», являющемся консультативным органом парламента и пра­вительства и наделенном правом законодательной инициативы по экономическим и социальным вопросам.

Как правило, в послевоенных конституциях демократических государств содержится более полный перечень основных прав и свобод человека и гражданина, снимаются определенные ограни­чения в их использовании. При этом в некоторых из них наряду с личными (гражданскими) и политическими правами и свободами закреплены социально-экономические права.

Примером может служить новая редакция Конституции Бель­гии. Так, в ее ст. 23 устанавливается право на жизнь, соответ­ствующую человеческому достоинству, в том числе: право на труд, свободный выбор профессии, обеспечение справедливых условий труда и вознаграждения, право на социальное страхование, ох­рану здоровья, социальную и медицинскую помощь, здоровую окружающую среду, культурное и социальное процветание. В Конституции закрепляется свобода родителей в выборе образова­ния для своих детей, бесплатное образование в пределах обяза­тельного школьного обучения. Обеспечение этих прав возлагается как на федерацию, так и на регионы.

Очень детально регламентируются основные права и свобо­ды в действующей Португальской конституции, где наряду с про­возглашением общих принципов содержатся отдельные главы, посвященные различным видам демократических прав и свобод: личных, политических, социально-экономических, в области об­разования и культуры. То же самое относится к конституциям Италии, Испании, Греции, стран Восточной Европы, Индии, Япо­нии, Основному закону ФРГ. Что касается Конституции Испании, то она содержит также специальную главу, посвященную гаран­тиям основных прав и свобод.

Некоторые новые конституции стали более детально регла­ментировать политические и личные права и свободы, исходя из новых достижений науки и техники. Так, в Швеции в 1991 г. был принят Основной закон о свободе высказываний, ставший состав­ной частью конституции. Наряду с предоставлением широкой сво­боды высказываний в кино, печати, других средствах массовой информации он служит и интересам защиты граждан от злоупот­реблений со стороны указанных средств информации.

В послевоенных конституциях нашло также отражение из­менение соотношения властей в государстве. Однако этот процесс в различных странах проходил и проходит весьма неоднозначно. В некоторых из них (например, Франции, Германии, Великобрита­нии) явно проявился отказ от одного из принципов парламента­ризма — признания верховенства парламента, в результате чего произошло весьма заметное усиление прав исполнительной вла’с­ти. Это выразилось в ограничении законодательных прав парла­мента, широком применении делегированного законодательства, в установлении различных препон для осуществления парламент­ского контроля, в усложнении порядка привлечения правитель­ства к политической ответственности, в предоставлении широких прав правительству при объявлении чрезвычайного положения, во введении в конституцию норм, обеспечивающих большую ус­тойчивость правительств, и т. д. В Великобритании указанный про­цесс, не получив конституционного закрепления, шел на основе конституционной практики. Наиболее ярко он проявлялся в усло­виях социально-экономической или политической нестабильности в тех или иных странах. По мере же стабилизации положения пар­ламенты начинали отвоевывать некоторые утраченные позиции.

В ряде других стран, напротив, происходил процесс усиле­ния парламентского режима, закрепления в конституциях всех принципов парламентаризма. Новые конституции, например Скан­динавских стран, поставили парламент на первое место в систе­ме высших органов государственной власти. Он получил неограни­ченные законодательные полномочия, широкие права по контро­лю за деятельностью исполнительной власти, был введен принцип политической ответственности правительства перед парламентом, сведены к минимуму права главы государства в пользу парламен­та и правительства. Так, в Швеции глава государства перестал обладать правом вето в отношении принятых Риксдагом законо­проектов.

Основные законы стран, освободившихся от колониальной зависимости, основывались сначала на конституционных моделях своих бывших метрополий. Но впоследствии многие из них отка­зались от этих моделей и закрепили тоталитарный режим, скон­центрировав власть в руках главы государства, который нередко являлся одновременно главой правящей политической партии. В странах Латинской Америки большинство конституций предоста­вили наиболее важные полномочия главе государства, превратив парламент в придаток президентской власти. Однако в последние годы начал происходить процесс укрепления положения парла­ментов, что отразилось во вновь принятых конституциях или во внесенных в них изменениях.

Целый ряд конституций внесли изменения в структуру пар­ламента. Многие из них четко определили роль фракций полити­ческих партий в формировании внутренних органов парламента и в его деятельности, что отразило существующую парламентскую практику. В то лее время следует отметить тенденцию либо к за­мене двухпалатных парламентов на однопалатные (хотя в некото­рых странах Восточной Европы конституции, в виде исключения, закрепили двухпалатную структуру своих высших представитель­ных органов), либо к существенному ограничению полномочий верхней палаты. Так, однопалатными стали парламенты в некото­рых странах Европы (Дания, Греция, Исландия, Португалия, Швеция). Такая же структура высшего законодательного органа определена в конституциях многих государств, освободившихся от колониальной зависимости. Ослабление роли верхних палат в таких, например, странах, как Германия, Испания, Великобри­тания, Франция, нашло свое выражение, в частности, в том, что вопреки возражениям этих палат окончательное определение судьбы законопроектов и других парламентских решений нахо­дится в руках нижней палаты.

Значительно большее внимание современные конституции стали уделять вопросам внешней политики государства. Прежде всего, нормы основных законов более четко определяют компе­тенцию высших органов государственной власти по вопросам внеш­ней политики. Они, как правило, усиливают позиции парламентов в решении наиболее важных вопросов: войны и мира, ратифика­ции международных договоров, определения основных принципов внешней политики, использования определенных форм парламент­ского контроля за внешнеполитической деятельностью правитель­ства и др.

Так, в Форму правления Швеции 1974 г. включены две спе­циальные главы: гл. 10 «Отношения с другими государствами» и гл. 13 «Война и опасность войны», в которых определяется поря­док заключения и ратификации парламентом международных до­говоров, контрольные полномочия создаваемого Риксдагом внеш­неполитического комитета, порядок введения Сил обороны в слу­чае нападения на Швецию или возникновения обязательств, вытекающих из международного договора, возможность передачи прав парламента его военной делегации в случае войны или ее непосредственной опасности и другие вопросы. В ряде конститу­ций либо полностью запрещается размещение ядерного оружия, либо оно допускается только на основе специального закона, при­нятого парламентом.

Во многих послевоенных конституциях достаточно детально определяются принципы внешней политики государства. Это от­носится как к государствам-победителям, понесшим в войне зна­чительные потери, так и к тем, кто потерпел в ней поражение. Если конституции, принятые в конце XVIII — начале XIX в., включали право на войну как неотъемлемое проявление государ­ственного суверенитета, то большинство современных конститу­ций содержат отказ от ведения войны как средства проведения внешней политики и решения международных споров. Так, ст. 51 Конституции Индии устанавливает: «Государство стремится

a) содействовать международному миру и безопасности,

b) поддерживать справедливые и основанные на уважении отношения между государствами,

c) поощрять уважение к международному праву и договорным обязательствам в отношениях между организованными народами,

d) способствовать урегулированию международных споров путем арбитража».

Федеральный конституционный закон Австрии 1955 г. и Дек­ларация Республики Мальта 1981 г. провозгласили постоянный нейтралитет государства.

Конституция ФРГ, устанавливая приверженность к миру, определяет в своей ст. 26: «Действия, способные нарушить мир­ное сосуществование народов и предпринимаемые с этой целью, в частности для подготовки к ведению агрессивной войны, явля­ются антиконституционными. Они должны быть наказуемы». Что касается Конституции Японии, то в ней (в ст. 9) содержится не только отказ от войны на вечные времена, но и запрет на созда­ние сухопутных, морских и военно-воздушных сил, равно как и других средств войны. Надо отметить, однако, что указанный зап­рет не помешал японским правящим кругам фактически создать свои, вооруженные силы.

В то же время образование на современном этапе различ­ных экономических, политических и военных блоков привело к включению в конституции стран, вступивших в такие блоки, норм, направленных на ограничение их государственного суве­ренитета, на передачу органам этих блоков существенных прав, принадлежавшим высшим органам государственной власти этих стран. Правда, подобные решения могут приниматься только парламентами, квалифицированным большинством их членов. Такие нормы содержатся, например, в основных законах госу­дарств, являющихся членами Европейского Союза (ст. 23а—23е Федерального конституционного закона Австрии, ст. 28 Консти­туции Греции, § 20 Конституции Дании, ст. 92 Конституции Ни­дерландов, ст. 29 Конституции Ирландии, ст. 93 Конституции Испании, § 5 гл. 10 Формы правления Швеции, ст. 24 Основного закона ФРГ).

Развитие многостороннего международного сотрудничества, принятие международных правовых актов, в особенности в обла­сти защиты прав человека, заключение между государствами многочисленных договоров вызвали необходимость решения в кон­ституциях проблемы соотношения общепризнанных принципов меж­дународного права и норм международных договоров с нацио­нальным правом.

Анализ действующих конституций позволяет говорить о на­личии трех различных подходов к решению этой проблемы. Одна труппа конституций сохраняет приоритет национального законо­дательства перед нормами международных договоров. Как пра­вило, к ним относятся старые конституции (например, Велико­британии и некоторых стран Содружества, Норвегии). Но и в не­которых новых основных законах доминирует этот подход (например, Дании). В таких странах после народного договора для вступления его норм в силу требуется принятие парламентом специального закона.

В другой группе конституций устанавливается равное положе­ние норм международного договора и национального права. Из это­го принципа исходят, например, конституции Польши (ст. 87), Бель­гии (ст. 68), Швейцарии (ст. 113). Так, в ст. 87 Конституции Польши 1997 г. закреплены в качестве источников общеобязательного права этого государства Конституция, законы, ратифицированные дого­воры, а также распоряжения. Подобный подход предполагает, что действующей считается более поздняя правовая норма.

В третью группу можно включить те конституции, которые закрепляют приоритет общепризнанных принципов международ­ного права и норм международных договоров перед национальным законодательством. Сюда входят многие основные законы, при­нятые в послевоенный период (например, Франции, ФРГ, Порту­галии, некоторых стран, освободившихся от колониальной зави­симости). В соответствии с конституциями этих государств в слу­чае коллизии между указанными нормами действуют принципы международного права и нормы международных договоров, зак­люченных государством.

Источник

Оцените статью