Перспективы финансового состояния страны

Проблемы и перспективы финансового рынка России

экономические науки

  • Алмазова Парвана Айваз кызы , студент
  • Кемайкин Павел Владимирович , кандидат наук, доцент, доцент
  • Толкачева Светлана Евгеньевна , студент
  • Поволжский государственный университет сервиса
  • Похожие материалы

    Финансовый рынок является важной составной частью любой экономики. Он способствует как мобилизации временно свободных денежных средств и эффективному распределению их между теми экономическими агентами, которые в них нуждаются, способствуя таким образом развитию экономики в целом [15].

    Существует ряд проблем развития финансового рынка России:

    • на финансовый рынок большое влияние оказывают иностранные инвесторы и совершенные ими финансовые операции [11];
    • система государственного регулирования финансовых рынков неэффективна, а это отрицательно сказывается на развитии рынка;
    • каждый год растет конкуренция зарубежных банков с российскими банками, из-за этого развитие финансового рынка происходит гораздо медленней;
    • проводимая валютная политика неэффективна, постоянно наращиваются валютные резервы;
    • относительно небольшой объем, и не гармоничность просматривается в развитии валютного рынка;
    • российские банки во многом отстают от иностранных банков [14];
    • иностранные компании могут не выполнять свои обязательства перед российскими компаниями, из-за устаревшей законодательной базы.

    В целом развитие современной экономики России и финансового рынка достаточно позитивно, однако, важно отметить, что работы российских исследователей справедливо указывают на такие риски интеграции отечественного финансового рынка в мировую финансовую систему, как преобладание краткосрочной инвестиционной ориентации в деятельности финансового сектора. Это явление происходит по следующим причинам:

    • отсутствие программы государства по выходу финансового сектора из длительного экономического кризиса, включая текущий долговой европейский кризис, а также частая смена приоритетов в монетарной политике государства;
    • отсутствие опыта создания инвестиционной политики в финансовой сфере, учитывая иностранные особенности и передовые подходы инвестиционного менеджмента.

    Для того, чтобы преодолеть эти негативные тенденции, которые не способствуют созданию в России современной рыночной экономики, необходимо проводить следующее мероприятие: улучшать теоретические аспекты оценки инвестиционного процесса, который воздействует на финансовый рынок [8]. Такое мероприятие должно осуществляться, исходя из объективного понимания финансового положения инвесторов, с использованием научных данных, практического опыта и управленческих навыков.

    Одна из причин негармоничного развития экономики России — несовершенность российского законодательства, которое не в состоянии гарантировать безопасность инвестиций в разные отрасли экономики. Большинство иностранных инвесторов не хотят делать существенные вложения в российскую экономику из-за неуверенности в том, что их инвестиции вернутся, а также из-за множества различных бюрократических преград и большого уровня коррупции [2]. Поэтому необходимо совершенствовать российское законодательство и бороться с коррупцией, чтобы иностранные инвесторы не боялись делать вложения в экономику нашей страны.

    Чтобы привлечь иностранных инвесторов на финансовый рынок России, необходимо провести следующие мероприятия [1]:

    • активнее включаться в мировые промышленные цепочки;
    • выявить направления развития внешнеторговых связей и определить наиважнейших партнеров, отрасли, методы поддержки национальных экспортеров;
    • незамедлительно и эффективно ввести торговые преференции для экономических союзников;
    • активировать формирование интеграционных форм регионального взаимодействия;
    • улучшить таможенно-тарифную политику;
    • более широко применять на практике финансовую поддержку экспортеров, с помощью увеличения ресурсов фонда страхования экспортных кредитов, финансирования процентной ставки по кредитам, использования накопленных валютных резервов;
    • выработать новые ниши на мировых рынках товаров и услуг.

    Также необходимо предпринять стратегические решения для того, чтобы уничтожить недостатки регулирования финансовой сферы. Государство, как главный оператор финансового рынка, должно проводить мониторинг его состояния и активно способствовать его развитию. Предпосылки к укреплению рубля будут оставаться неизменными на фоне поддержания довольно высокого спроса на отечественную валюту [10].

    Таким образом, чтобы улучшить развитие финансового рынка в нашей стране, необходимо совершенствовать теоретические аспекты оценки инвестиционного процесса, которые оказывают стимулирующее воздействие на финансовый рынок; совершенствовать российское законодательство и бороться с коррупцией, чтобы иностранные инвесторы не боялись делать вложения в экономику нашей страны; также необходимо принять стратегические решения для ликвидации недостатков регулирования финансовой сферы.

    Финансовый рынок России на данный момент развивается достаточно быстрыми темпами. Финансовый рынок — это сплав национальных и международных рынков. Несмотря на сравнительно «юный» возраст, отечественный рынок уже успел пережить много взлетов и падений. На данный момент специалисты считают, что перспективы развития российского финансового рынка достаточно высоки.

    Эволюция финансового рынка в нашей стране имеет многообещающие направления, которые связанны и с развитием уже существующих, и с появлением новых услуг, в которых могут нуждаться и юридические, и физические лица. В некоторых случаях отечественный рынок все еще закрыт для заграничных компаний, которые могут оказать более широкий спектр финансовых услуг на более выгодных условиях. Но в то же время, одна из причин привлекательности отечественного рынка для большинства иностранных компаний — возможность быстрого обогащения за счет проведения различных спекуляций в разных областях экономики [5].

    Возможности развития финансового рынка России далеко не исчерпаны, в данный момент существует много отраслей экономики, которые нуждаются в предоставлении финансовых услуг более высокого уровня. Несмотря на сравнительно большой уровень инфляции, многие исследователи высоко оценивают финансовые возможности экономики России.

    Поэтому, основными перспективными направлениями усовершенствования российского финансового рынка являются следующие:

    1. Изменение существующей модели российского финансового рынка, учитывая уход от спекулятивной модели развития и интеграции с развивающимися странами, странами СНГ и БРИКС [7]. Эта мера поможет увеличить возможности России по привлечению и перераспределению капитала, а также уменьшить системные риски, которые связанны с притоком на рынок спекулятивного капитала и с утратой национальным рынком самостоятельности.
    2. Активизирование реальных инвестиций в российскую экономику: учитывая определение допустимого соотношения привлеченных зарубежных инвестиций в Россию (в основном прямых) и вывоза капитала за рубеж; это мероприятие позволит выработать баланс по стимулированию и регулированию инвестиций. При этом вывоз капитала за рубеж должен осуществляться в основном в безоффшорные зоны, в страны со стабильной экономической ситуацией и возможностями экономического роста.
    3. Постоянное наблюдение непропорциональности инвестиций в государственной инвестиционной политике, учитывая определение излишка или недостатка необходимого инвестиционного капитала, с помощью соотнесения максимального объема доступных внутренних ресурсов и инвестиционных потребностей в рамках планируемого периода. Данная мера будет способствовать исключению недостатка инвестиционного капитала России в целях развития экономики посредством привлечения зарубежных инвестиций на необходимый срок и на оптимальных для страны условиях, а также излишка капитала с учетом приоритетов российского экспорта и контроля его вывоза за рубеж.
    4. Поддержание равенства интересов государства и бизнеса при введении ограничений на допуск заграничных инвесторов в отрасли, которые имеют стратегическое значение для страны и обеспечения безопасности государства. Наличие жестких заградительных мер, которые заявлены в рамках Федерального закона от 29.04.2008 № 57-ФЗ, фактически препятствует притоку заграничных инвестиций в высокотехнологичные сектора, вместе с которыми приходят и финансовые, и интеллектуальные ресурсы, технологии и оборудование.
    5. Системное и целостное развитие инфраструктуры финансового рынка, в том числе перспективные направления по освоению новых продуктов и технологических рядов; увеличение активности небанковских институтов развития; формирование новых биржевых площадок и перспектив создания в нашей стране всемирного денежного центра. Применение этих мероприятий на практике будет способствовать снижению информационных, регулятивных и технологических барьеров на рынке, которые препятствуют честности и справедливости ценообразования, что позволит снивелировать транзакционные издержки инвесторов.

    Список литературы

    1. Лавров А. Финансовая стабилизация фондового рынка // Вопросы экономики, — № 8, С. 51 — 56.
    2. Финансовые рынки и экономическая политика России: монография под ред. С.С. Сулакшина. М.: Научный эксперт, 2013 г. — 454 с.
    3. Бердникова Т.Б. Рынок ценных бумаг и биржевое дело. /М., 2012 г.
    4. Иваницкий В.П., Решетников А.И. Финансовый рынок: традиционные и новые подходы к анализу сущности // Известия УрГЭУ. — 2006. №3 (15) — С.71-75.
    5. Иноземцева Е.Ю., Костин М.Д., Удалов А.А. Анализ формирования инвестиционного портфеля экономического субъекта // NovaInfo.ru. – 2016. Т. 4. №46. – С.239-245.
    6. Караваева Е. В. Рынок финансовых услуг и его место в структуре финансового рынка // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. — 2008. №60 — С.122-127.
    7. Костин М.Д., Удалов А.А. Интеграционная политика стран БРИКС: механизмы создания валютно-финансового союза // Инновационная наука. – 2015. №7-1 (7). С.118-122.
    8. Маковецкий М.Ю. Место и роль финансового рынка в инвестиционном обеспечении экономического роста // Вестник ОмГУ. Серия: Экономика. — 2013. №3 — С.85-93.
    9. Маковецкий М.Ю. Современные тенденции развития мирового финансового рынка // ОНВ. – 2014. №4 (131). – С.57-61.
    10. Минлигареева С.А. Проблемы и пути совершенствования государственного регулирования рынка ценных бумаг // Science Time. — 2014. №6 (6) — С.122-131.
    11. Несмеянова Н.А., Толкачева С.Е., Удалов А.А. Некоторые проблемы формирования благоприятного климата для иностранных инвестиций // NovaInfo.ru. – 2016. Т. 2. № 45. – С.217-221.
    12. Орлова Н. В. Финансовый рынок – элемент воспроизводственной структуры // Вестник СГТУ. — 2010. №1 (44) — С.228-236.
    13. Цику Б.Х. Проблемы развития финансового рынка современной России // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. — 2013. №1 (115) — С.40-47.
    14. Янов В.В. Деньги, кредит, банки : учебное пособие / В.В. Янов, И.Ю. Бубнова. – М. : КНОРУС, 2014. – 424 с.
    15. Янов В.В. Финансовые рынки и институты : учебное пособие / В.В. Янов, Е.Ю. Иноземцева. – М. : КНОРУС, 2016. – 352 с. – (Бакалавриат).

    Завершение формирования электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»

    Создание электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»

    Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

    Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

    Источник

    Предварительные итоги финансового состояния регионов за 2020 год

    Кризисные явления 2020 года внесли свои коррективы в экономические процессы и финансовые результаты регионов. За отчетный период увеличилось число регионов, завершивших год с дефицитным бюджетом (60 регионов против 32 в 2019 году), в 41 регионе уменьшились налоговые и неналоговые доходы, наибольшее сокращение коснулось регионов с высокой долей сырьевого сектора. Долговая нагрузка превысила 40 %-ный барьер в 49 регионах против 41 в 2019 году, государственный долг увеличили в 46 регионах. Благодаря своевременно принятым антикризисным мерам на федеральном уровне удалось избежать катастрофических последствий. По многим показателям регионы завершили пандемический год лучше, чем ожидалось.

    Большинство отраслей экономики не устояли перед нашествием коронавируса. Наиболее пострадавшими отраслями оказались розничная торговля и сфера услуг, снижение объемов составило 4,1 и 17,3 % соответственно. Просела и промышленность, но незначительно – индекс промышленного производства составил 97,1 %. В структуре промышленного производства наибольшее снижение наблюдается в секторе добычи полезных ископаемых (снижение на 7 % к уровню 2019 года) из-за сокращения объемов реализации и цен на рынке углеводородов. Сельскохозяйственный сектор оказался одним из наиболее устойчивых и продемонстрировал рост на 1,5 % к уровню 2019 года, так как во время пандемии практически не прекращал работу. В сфере обрабатывающих производств наблюдается рост на 0,3 %, сложившийся в основном благодаря тем отраслям, которые действовали на предотвращение развития пандемии (производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях, производство текстильных изделий, химпроизводство, изготовление резиновых и пластмассовых изделий, производство продуктов питания). Благодаря принятым федеральными властями мерам по поддержке строительного рынка, а также повышению цен просадки не последовало, что позволило отрасли сработать на уровне 2019 года с небольшой прибавкой в 0,1 %.

    Доходная база региональных бюджетов просела за отчетный год – совокупный объем налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) сократился на 2,5 %. Вдобавок существенно выросли расходы бюджетов – на 16,8 % год к году. Основной рост пришелся на социальные расходы, преимущественно в сфере здравоохранения. Увеличение совокупных доходов за год составило 10,8 %, которое в значительной мере было профинансировано возросшей федеральной помощью для поддержания экономики и софинансирования социальных расходов. Таким образом, агрегированный дефицит региональных бюджетов составил 708,4 млрд рублей, или 7,7 % ННД. Более половины регионов завершили год с дефицитом. Почти 20 % от общего объема дефицитных бюджетов составляет дефицит Москвы (137,4 млрд рублей), на втором месте Московская область с долей чуть больше 10 %. Самым результативным регионом является Воронежская область – доля в общем объеме профицитных бюджетов составила почти 15 %, на втором месте с долей 12,5 % Алтайский край.

    На фоне возросших дефицитов бюджетов совокупный долг регионов также увеличился и составил 2,5 трлн рублей по состоянию на 01.01.2021, что на 18,1 % выше уровня 2019 года и на 6,1 % – пикового значения 2016-го. Вдобавок в результате снижения налоговых и неналоговых доходов относительная долговая нагрузка выросла до 27,3 % ННД. Структура долга также претерпела изменения. Регионы в отчетном году активнее обычного занимали на облигационном рынке, появились новые игроки (Челябинская область) и вернулись старые, которые отсутствовали длительное время (Республика Башкортостан, Удмуртская Республика, Ставропольский край, Омская область). В рамках антикризисных мер в конце 2020-го субъекты получили полугодовые бюджетные кредиты, что позволило не наращивать традиционно в данный период коммерческий долг.

    Полные итоги исследования, а также прогноз на 2021-й будут опубликованы на сайте агентства «Эксперт РА» и в ведущих деловых изданиях в марте 2021 года.

    Все материалы сайта являются интеллектуальной собственностью АО «Эксперт РА» (кроме случаев, когда прямо указано другое авторство) и охраняются законом.

    Представленная информация предназначена для использования исключительно в ознакомительных целях.

    Никакие из материалов сайта не должны копироваться, воспроизводиться, переиздаваться, использоваться, размещаться, передаваться или распространяться любым способом и в любой форме без предварительного письменного согласия со стороны Агентства и ссылки на источник www.raexpert.ru. Использование информации в нарушение указанных требований запрещено.

    Агентство не несет ответственности за перепечатку материалов Агентства третьими лицами, в том числе за искажения, несоответствия и интерпретации таких материалов.

    Рейтинговые оценки, обзоры, исследования и иные публикации, размещенные на сайте, выражают мнение АО «Эксперт РА» и не являются установлением фактов или рекомендаций покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения. Агентство не принимает на себя никакой ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями, прямо или косвенно связанными с рейтинговой оценкой, совершенными Агентством рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в рейтинговом отчете и пресс-релизах, исследованиях, обзорах и иных публикациях, выпущенных Агентством, или отсутствием всего перечисленного.

    Агентство не несет ответственности и не имеет прямых или косвенных обязательств в связи с любыми возможными или возникшими потерями или убытками любого характера, связанными с содержанием сайта и с использованием материалов и информации, представленных на сайте, в том числе прямо или косвенно связанных с рейтинговой оценкой, независимо от того, что именно привело к потерям или убыткам.

    Никакие материалы, отчеты, исследования, информация или разъяснения, размещенные на сайте, не могут в каком бы то ни было отношении служить заменой иных проверок и процедур, которые должны быть выполнены при принятии решений, равно как и заменять суждения, которые должны быть выработаны относительно вопросов, представляющих интерес для посетителей сайта. Никто не должен действовать на основании таких материалов, отчетов, исследований, информации или разъяснений, которые могут предоставляться Агентством в связи с ознакомлением с указанными материалами, отчетами, исследованиями, информацией, разъяснениями в каких бы то ни было целях.

    На сайте могут быть предоставлены ссылки на сайты третьих лиц. Они предоставляются исключительно для удобства посетителей сайта. В случае перехода по этим ссылкам, Вы покидаете сайт Агентства. АО «Эксперт РА» не просматривает сайты третьих лиц, не несет ответственности за эти сайты и любую информацию, представленную на этих сайтах, не контролирует и не отвечает за материалы и информацию, содержащихся на сайтах третьих лиц, в том числе не отвечает за их достоверность.

    Единственным источником, отражающим реальное состояние рейтинговой оценки, является официальный сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

    АО «Эксперт РА» оставляет за собой право вносить изменения в информационные материалы сайта в любой момент и без уведомления третьих лиц. При этом Агентство не несет никаких обязательств по обновлению сайта и материалов, представленных на сайте.

    Источник

    Читайте также:  Распределите страны по группам ответы
Оцените статью