Транспортная стратегия РФ на период до 2030 года
Об утверждении Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года
Стратегия определяет цели и приоритеты развития транспорта на долгосрочную перспективу. Основная цель развития транспортной системы – удовлетворение потребностей инновационного социально ориентированного развития экономики и общества в конкурентоспособных качественных транспортных услугах.
Подписанным распоряжением утверждена Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года (далее – Стратегия).
Стратегия определяет цели и приоритеты развития транспорта на долгосрочную перспективу. Основная цель развития транспортной системы – удовлетворение потребностей инновационного социально ориентированного развития экономики и общества в конкурентоспособных качественных транспортных услугах.
Приоритеты развития транспортной системы:
— формирование единого транспортного пространства России на базе сбалансированного развития эффективной транспортной инфраструктуры;
— обеспечение доступности, объёма и конкурентоспособности транспортных услуг для грузовладельцев в соответствии с потребностями инновационного развития экономики страны;
— обеспечение доступности и качества транспортных услуг для населения в соответствии с социальными стандартами;
— интеграция в мировое транспортное пространство и реализация транзитного потенциала страны;
— повышение уровня безопасности транспортной системы;
— снижение вредного воздействия транспорта на окружающую среду;
— развитие транспортной техники, технологий и информационного обеспечения.
Основные механизмы реализации Стратегии – федеральные и региональные целевые программы. Состав и структура этих программ должны отвечать главным целевым ориентирам, сформированным целям, задачам и механизмам Стратегии.
Стратегию предполагается реализовать в два этапа.
Первый этап (до 2015 года) – завершение модернизации транспортной системы методами целевого инвестирования, устранение «узких мест» и переход к её системному комплексному развитию по всем ключевым направлениям. На этом этапе планируется реализовать ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010–2015 годы)», включающую пять подпрограмм, сформированных по отраслевому принципу («Железнодорожный транспорт», «Автомобильные дороги», «Морской транспорт», «Внутренний водный транспорт» и «Гражданская авиация»).
Второй этап (2016 – 2030 годы) – инновационное развитие транспортной системы по всем направлениям. Основным механизмом реализации Стратегии на этом этапе будут федеральные целевые программы развития транспортной системы на пятилетние периоды.
— Разместил/а 13 июня 2014, 22:22, отредактировано 13 мартa 2019, 10:19
Источник
Перспективы развития транспортной системы в Российской федерации
В соответствии с транспортной стратегией РФ до 2030 года, целями развития транспортной системы России являются следующие:
1. Формирование единого транспортного пространства России на базе сбалансированного развития эффективной транспортной инфраструктуры — обеспечение динамичного роста экономики России, социальное развитие и укрепление связей между ее регионами путем устранения территориальных и структурных диспропорций на транспорте, вовлечение в хозяйственный оборот новых территорий за счет создания дополнительных транспортных связей, повышение конкурентоспособности и эффективности других отраслей экономики путем предоставления возможности беспрепятственного выхода хозяйствующих субъектов на региональные и международные рынки, рост предпринимательской и деловой активности, непосредственно влияющей на качество жизни и уровень социальной активности населения. Единое транспортное пространство России должно обеспечить функционирование единой сбалансированной системы транспортных коммуникаций, интегрированной системы товаротранспортной технологической инфраструктуры всех видов транспорта и грузовладельцев, применение единых стандартов технологической совместимости различных видов транспорта, оптимизирующих их взаимодействие, единых стандартов технической совместимости различных видов транспорта и транспортных средств, а также создать единую информационную среду технологического взаимодействия различных видов транспорта.
2. Обеспечение доступности, объема и конкурентоспособности транспортных услуг по критериям качества для грузовладельцев на уровне потребностей инновационного развития экономики страны. Реализация данной цели предполагает достижение коммерческой скорости движения товаров и ритмичности их доставки «от двери до двери» на уровне лучших мировых достижений. За счет этого в экономике страны ожидается снижение издержек обращения товаров, выражающихся в больших объемах оборотных фондов, а также в значительных суммах кредитования товаров в пути и на складе. В морских портах и пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, а также во всей терминальной сети будет обеспечено снижение времени обработки партий грузов до уровня лучших мировых достижений. Для этого предстоит ввести в действие механизмы мотивации использования инновационных логистических технологий, развития системы сопутствующих услуг и парков грузового подвижного состава, обеспечивающих заданные критерии объема и качества транспортных услуг на уровне, необходимом для реализации Транспортной стратегии. Предстоит разработка и экспериментальная отработка высокоэффективных товаротранспортных технологий, обеспечивающих качественные критерии всего спектра транспортных услуг и повышение производительности транспортной системы. Важную роль будет играть расширение использования технологий контейнерных перевозок, в том числе для региональных и межрегиональных перевозок, малого и среднего бизнеса. Обеспечение качества транспортных услуг для грузоотправителей потребует также разработки и использования современных инфотелекоммуникационных технологий.
3. Обеспечение доступности и качества транспортных услуг для населения в соответствии с социальными стандартами — удовлетворение в полном объеме растущих потребностей населения в перевозках, а также специальных требований, в частности со стороны граждан с ограниченными возможностями, обеспечение устойчивой связи населенных пунктов с магистральной сетью транспортных коммуникаций, а также обеспечение ценовой доступности услуг транспорта, имеющих социальную значимость. Прежде всего в рамках данной цели предполагается обеспечить перевозки пассажиров на социально значимых маршрутах, включая обеспечение их ценовой доступности, в том числе в районах Крайнего Севера, Дальнего Востока, Забайкалья и в Калининградской области.
4. Интеграция в мировое транспортное пространство и реализация транзитного потенциала страны — формирование прочной основы для успешной интеграции России в мировую транспортную систему, расширения доступа российских поставщиков транспортных услуг на зарубежные рынки, усиления роли России в формировании международной транспортной политики и превращение экспорта транспортных услуг в один из крупнейших источников доходов страны.
5. Повышение уровня безопасности транспортной системы -повышение безопасности движения, полетов и судоходства, обеспечение эффективной работы аварийно-спасательных служб, подразделений гражданской обороны, специальных служб, достичь безопасного уровня функционирования инфраструктурных объектов транспорта, повышение уровеня соответствия транспортной системы задачам обеспечения военной безопасности страны и тем самым создать необходимые условия для соответствующего уровня общенациональной безопасности и снижения террористических рисков. Обеспечение транспортной безопасности позволит повысить состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от противоправных действий, в том числе террористической направленности, угрожающих безопасной деятельности транспортного комплекса.
6. Снижение вредного воздействия транспорта на окружающую среду — создание условий для снижения уровня техногенного воздействия транспорта на окружающую среду и здоровье человека и обеспечения соответствия международным экологическим стандартам работы отрасли.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Протяженность путей сообщения транспортной системы России по состоянию на начало 2007 года составляла 85 тыс. км железных дорог общего пользования, 42 тыс. км путей промышленного железнодорожного транспорта, 755 тыс. км автомобильных дорог с твердым покрытием (в том числе 597 тыс. км дорог общего пользования), 102 тыс. км внутренних водных путей, 2,8 тыс. км трамвайных путей, 439 км путей метрополитена, 4,9 тыс. км троллейбусных линий, 532 тыс. км воздушных трасс, из которых более 150 тыс. км являются международными.
К использованию мультимодальных перевозок чаще всего обращаются по трем причинам:
отсутствие других способов доставки.
При больших временных рамках можно существенно сэкономить, грамотно состыковав различные виды перевозок. Не трудно догадаться, что чем больший маршрут груз проделает на борту самолета, тем дороже будет стоимость перевозки, в то время как использование, например, морского транспорта при перевозках на дальние расстояния может значительно сократить транспортные расходы.
Основная проблема мультимодальных перевозок — сезонность грузовых потоков. Очень часто возникают сложности то с наличием порожняка для погрузки, то с простоем транспорта. Проблемы с порожними контейнерами, судами, автотранспортом ведут к увеличению срока доставки и удорожанию самой перевозки, так как груз, находясь в ожидании этой самой перевозки находится на хранении на складе. Спланировать эти расходы сложно, поэтому многие логистические компании закладывают завышенную сумму за услуги мультимодальных перевозок, опасаясь убытков. Кроме этой проблемы существуют и другие: погодные условия, политика, качество работы различных видов транспорта и отношение к делу сотрудников, сезонный рост тарифов, монополии и прочее.
Преимущество мультимодальной транспортировки в том, что ее осуществляет одна компания, а не несколько.
Следовательно, уменьшается время, которое неизбежно было бы потрачено на решение различных технических «накладок». Сокращается стоимость услуги и отвечать за сохранность груза будет одна компания.
Поскольку весь путь путь при мультимодальной транспортировке состоит из нескольких отрезков «плечей». Чем их больше, тем ниже скорость и тем дешевле доставка грузов. Следовательно, чем меньше «плечей», тем быстрее дойдет ваш груз до конечного пункта, но и стоимость услуги будет гораздо выше.
Благодаря тому, что весь путь состоит из отрезков, вы можете сами выбирать способ доставки на каждом промежутке. В зависимости от того, что является для вас на данный момент приоритетом, груз может передвигаться по воздуху, воде, шоссе или железной дороге. Если груз необходимо доставить быстро, то будет преобладать авиасоставляющая. Если скорость не важна, то заказ будет перемещаться преимущественно по железной дороге и воде.
Мультимодальные грузоперевозки — это возможность формировать способ перемещения под запросы каждого конкретного заказа, при этом держа контроль над ее осуществлением в одних руках. Именно благодаря гибкости при составлении маршрута, они столь популярны на международных направлениях.
Источник
Перспективы развития различных видов транспорта в логистических системах Российской Федерации
Рубрика: Экономика и управление
Дата публикации: 27.11.2014 2014-11-27
Статья просмотрена: 26244 раза
Библиографическое описание:
Зеленая, О. В. Перспективы развития различных видов транспорта в логистических системах Российской Федерации / О. В. Зеленая. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 20 (79). — С. 274-277. — URL: https://moluch.ru/archive/79/13943/ (дата обращения: 28.04.2021).
В статье рассматриваются четыре вида транспорта, используемых в логистических системах, представлены их основные преимущества и недостатки, перспективы развития, а также рассмотрено влияние государства на развитие российских логистических систем.
Ключевые слова: транспорт, логистические системы, перспективы, влияние государства.
Транспорт — это отрасль материального производства, осуществляющая перевозки людей и грузов.
Специфика транспорта как сферы экономики заключается в том, что он сам не производит продукции, а только участвует в ее создании, обеспечивая сырьем, материалами, оборудованием производство и доставляя готовую продукцию потребителю. Транспортные же издержки включаются в себестоимость продукции. Поэтому транспорт является важнейшей составной частью рыночной инфраструктуры.
Россия располагает мощной транспортной системой, в которую входят железнодорожный, водный, автомобильный и воздушный транспорт. Каждый из данных видов транспорта выполняет в рамках транспортной системы России определенную функцию в соответствии со своими технико-экономическими особенностями, провозной способностью, географическими и историческими особенностями развития и представляет собой совокупность средств и путей сообщения, а также различных технических устройств и сооружений, обеспечивающих нормальную и эффективную работу всех отраслей народного хозяйства. В данной статье будут рассмотрена различные виды транспорта, их основные преимущества и недостатки, перспективы, а также влияние государственной поддержки на развитие транспортной системы Российской Федерации.
Рассмотрим каждый из видов транспорта и его характеристики.
Железнодорожный транспорт. Этот вид транспорта хорошо приспособлен для перевозки различных партий грузов при любых погодных условиях. Железнодорожный транспорт обеспечивает возможность доставки груза на большие расстояния, регулярность перевозок. Здесь можно эффективно организовать выполнение погрузочно-разгрузочных работ. Существенным преимуществом железнодорожного транспорта является сравнительно невысокая себестоимость перевозки грузов.
Водный транспорт. Россия — одна из ведущих морских держав мира. На морские перевозки приходится более 60 % внешнеторговых грузов России.
По сравнению с другими видами транспорта морской имеет ряд преимуществ: высокой провозной способностью, практически неограниченной пропускной способностью, сравнительно небольшими капиталовложениями для освоения естественных водных путей, незначительным расходом топлива. К недостаткам морского транспорта относят его низкую скорость, жесткие требования к упаковке и креплению грузов, малую частоту отправок.
Автомобильный транспорт. Одно из основных преимуществ — высокая маневренность. С помощью автомобильного транспорта груз может доставляться «от дверей до дверей» с необходимой степенью срочности. Этот вид транспорта обеспечивает регулярность поставки. Здесь предъявляются менее жесткие требования к упаковке товара.
Основным недостатком автомобильного транспорта является сравнительно высокая себестоимость перевозок, возможность хищения груза и угона автотранспорта, сравнительно малую грузоподъемность. [1, c. 110]
Воздушный транспорт. Основные преимущества — скорость и возможность достижения отдаленных районов. К недостаткам относят высокие грузовые тарифы и зависимость от метеоусловий, которая снижает надежность соблюдения графика поставки.
В данном случае мы не будем рассматривать трубопроводный и электронный транспорт, так как они применяются для перевозки специфических видов грузов.
Для наглядности, проведем оценку различных видов транспорта, в разрезе основных факторов влияющих на выбор вида транспорта (табл. 1)
Факторы, влияющие на выбор вида транспорта [2, c. 39]
Надежность соблюдения графика
Способность провозить разные грузы
Способность доставить груз в любую географическую точку
Следует отметить, что данные табл. 1 могут служить лишь для приблизительной оценки степени соответствия того или иного вида транспорта условиям конкретной перевозки.
Обратимся к статистике, для оценки объемов грузооборота по различным видам транспорта (таблица 2).
Согласно материалам Федеральной службы государственной статистики (Росстат) РФ, грузооборот внутреннего водного транспорта в июле 2014 г. был на 12,4 % меньше, чем в тот же месяц годом ранее. Падение этого показателя в большей степени связано с увеличение аварийности на водном транспорте в 2013 году по сравнению с 2012 годом (на 72 %), и, как следствие, сокращение количества заказов на перевозку в 2014 году. [6] На железных дорогах этот показатель вырос на 5,8 % в июле.
В то же время, по данным Росстата, грузооборот автомобильного транспорта в июле также вырос на 5,8 %. Рост грузооборота на автомобильном транспорте отражает сложившуюся в последние три года тенденцию по оттоку части грузов с железной дороги. Автоперевозки становятся более эффективными на все более дальние расстояния. Если раньше дистанция перевозки, на которой автомобиль составлял конкуренцию поезду, была около 500 км, то сейчас она выросла до 700- 750 км.
Грузооборот на различных видах транспорта в России в июле 2014 г. (по данным Росстата)
Июль 2014 г., млрд тонно-км
Июль 2014 г. / июль 2013 г.
Июль 2013 г. / июню 2012 г.
Общий грузооборот транспорта
-воздушного (транспортная авиация)
Рассмотрим подробнее основные тенденции развития по каждому из видов транспорта.
На сегодняшний день автомобильные перевозки являются наиболее перспективным видом транспорта, а страхование грузов делает эти перевозки безопасными. В отдельные регионы нашей страны доставить груз можно только по автомобильным дорогам, кроме того, в результате различных обстоятельств, при доставке груза автомобилем можно быстро скорректировать маршрут, а также, при необходимости, обеспечить дополнительную выгрузку или погрузку по пути следования. Помимо высокой мобильности автомобильного транспорта, он позволяет перевезти приличный объем груза и его номенклатуру.
Но сразу же отсюда вытекают первые трудности — это сложившиеся особенности регионального развития в России, географическое местоположение потребителей автотранспортных услуг, ограничения на перевозку грузов по крупным городам и по дорогам федерального назначения, рост цен на топливо и горюче-смазочные материалы, частый недогруз подвижного состава, что существенно снижает прибыль как перевозчика, так и заказчика. Также отсутствуют прямые пути доставки грузов из-за границы в российские регионы.
Большинство экспертов логистической сферы отмечают, что в настоящее время в сфере автомобильных перевозок существует острая конкуренция. Но данная конкуренция идет только на пользу отрасли в целом — сдерживается рост тарифов, повышается качество оказываемых услуг, недобросовестные компании не могут удержаться на рынке и уступают место более успешным организациям. [5]
Цена перевозки на коротких расстояниях является важным фактором конкурентоспособности. При перевозках на небольшие расстояния тариф железнодорожного транспорта выше, чем тариф автотранспорта.
С другой стороны, у железнодорожного транспорта есть свои преимущества. И основным преимуществом является массовость перевозок и высокая провозная способность железных дорог. И недостатки железнодорожного транспорта в меньшей степени ощутимы при перевозке массовых грузов, а именно их, главным образом, и перевозят железной дорогой. Спрос на перевозку таких грузов не обладает степенью эластичности, достаточной для перевода этих грузопотоков на другие виды транспорта.
Еще одним важным направлением, на котором возможно повышение конкурентоспособности железнодорожного транспорта, является перевозка «дорогих» мелкопартионных грузов. По объему, размер таких перевозок обычно невелик.
В настоящее время эти грузы перевозятся, главным образом, автомобильным транспортом. Основной причиной высокой конкурентоспособности автомобильного транспорта на указанном сегменте, является простота и быстрота оформления перевозки, и именно этот фактор в данном случае становится решающим. [4]
Основополагающими элементами материально-технической базы морского транспорта являются флот, порты. По состоянию на 2013 год средний возраст судов — 25 лет и более. Также, значительная часть инфраструктурных объектов работает с превышением номинальной загрузки.
Следствием этого на внутреннем рынке является недостаточное качество предоставляемых услуг, высокий уровень издержек, сохранение недопустимо высоких показателей транспортной аварийности и негативного экологического воздействия транспорта.
Учитывая, что подавляющее большинство аварий и инцидентов зачастую (в 70 % случаев) связано с человеческим фактором, информация для судового экипажа и судовладельцев о степени риска нанесения вреда жизни и здоровью людей, материального ущерба и загрязнения окружающей среды при отказе основных элементов системы «судно-груз-человек», может сыграть решающую роль в обеспечении безопасности мореплавания.
Итоговым документом по оценке рисков может быть, например, паспорт безопасности. Формуляр/журнал/паспорт безопасности судна позволил бы сторонам, имеющим отношение к морскому транспорту (фрахтователям, страховщикам, судовому экипажу, портовым властям и т. д.), получать информацию о степени безопасности предлагаемых им услуг по грузопассажирским перевозкам, а также знать наиболее уязвимые места.
Статистика последних лет демонстрирует стабильное увеличение объемов воздушных грузоперевозок российскими компаниями. Показатель прироста воздушных перевозок, осуществляемых российскими компаниями, составляет около 11 %.
Однако проблемы российских авиаперевозчиков в основном связаны с устаревшим парком техники, что негативно сказывается на репутации отечественных компаний. Это очень серьезно, так как зарубежные компании составляют серьезную конкуренцию отечественным.
Еще одна проблема данного бизнеса заключается в том, что только 20 % авиакомпаний имеют действительно грузовые суда, и осуществляют деятельность только в сфере грузоперевозок. Большинство же, перевозит грузы на пассажирских самолетах в багажных отсеках. Данная практика в мире считается дурным тоном. И сложившиеся в России порядки слегка отпугивают западных инвесторов, которые смогли бы вложить довольно крупные денежные средства для того, чтобы рынок грузовых авиаперевозок в России шагал в ногу со временем.
Но, несмотря на существующие трудности, почти все аналитики отмечают большой потенциал российских авиаперевозчиков на международном рынке.
При активном участии государства в совершенствовании существующей транспортной инфраструктуры и внутриотраслевых прогрессивных преобразованиях уже в скором времени могут быть достигнуты ощутимые положительные результаты. Но при этом только комплексный, системный подход к решению острых вопросов и проблем, существующих в отрасли, позволит сформировать наиболее комфортные условия для существования, развития и совершенствования транспортной отрасли в России.
Хотелось бы упомянуть, что в период до 2020 г. предусматриваются преобразования, направленные на развитие транспортной системы в рамках концепции устойчивого развития, создание надежных транспортных связей между субъектами Российской Федерации. В этот период должны быть реализованы следующие меры стратегического характера:
— сокращение сферы тарифно-ценового регулирования;
— расширение круга категорий объектов транспорта, не имеющих ограничения на нахождение в частной собственности;
— разработка и принятие законодательной базы системы оборонного заказа на транспортные услуги;
— реализация в полной мере принципа устойчивого развития в части снижения экологического воздействия транспорта.
Объем инвестиций в программу развития транспортной системы до 2020 года составит 12,5 трлн. рублей: 7,3 трлн. рублей будут выделены из федерального бюджета, остальные средства — частные инвестиции.
К 2020 году в России должно быть построено 14 тыс. км дорог федерального и регионального значения, 2,5 тыс. км железнодорожных путей, число происшествий на транспорте должно снизиться на треть. мощность портов должна увеличиться на 356 млн. тонн, транспортные издержки должны снизиться от 12 до 16 %, экспорт транспортных услуг должен увеличиться в два раза, а мобильность населения — на 50 %. [3]
На настоящий момент стоимость работ, выполняемых в 2014 году по 1179 переходящим контрактам прошлых лет, составила 186 807,71 млн. рублей, по заключенным с 1 января 2014 г. 757 контрактам составила 115 619,49 млн. рублей, в том числе по 146 контрактам длительностью более одного года — 12 765,68 млн. рублей. [7]
Рассмотрев в данной статье четыре наиболее распространенных вида транспорта (автомобильный, железнодорожный, воздушный и водный) для перевозки грузов, их преимущества и недостатки, перспективы развития и государственную программу по поддержке развития транспорта, можно сделать несколько обоснованных выводов:
1. Выбор вида транспорта зависит в первую очередь от надежности соблюдения графика доставки, времени доставки и стоимости перевозки. И, исходя из данных показателей, необходимо осуществлять выбор наиболее подходящего транспорта.
2. Наиболее перспективными видами транспорта на данный момент являются автомобильный и железнодорожный. Именно на них, в настоящий период времени ложится наибольшая нагрузка.
3. Принимая во внимание Федеральную программу по развитию транспорта, мы можем ожидать значительных улучшений в сфере тарифно-ценового регулирования, а также относительно состояния всех видов транспортных путей.
1. Гаджинский А. М. Логистика: Учебник для высших и средних специальных учебных заведений. — 20-е изд.— Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2012. — 484 с.
2. Савенкова Т. И. Логистика: учеб. пособие — 5-е изд., стер. — М.: Издательство «Омега-Л», 2010. — 255 с.
3. Федеральная целевая программа развития транспортной системы России 2010–2020 гг.
4. Научно-практический альманах «Вектор транспорта». Выпуск № 2, июнь 2014 г. Лукьянова О., Хусаинов Ф. «О конкуренции железнодорожного и автомобильного транспорта на рынке грузовых перевозок».
5. Журнал «Управление экономическими системами: электронный научный журнал». Июнь 2014г. Першина Е., Плешкова Н., Масленников П. «Автомобильные перевозки в России: проблемы и перспективы».
Источник