- ЭКОНОМИКА И БИЗНЕС: теория и практика
- международный ежемесячный научный журнал
- Перспективы сотрудничества россии с зарубежными странами
- Перспективы развития сотрудничества России и Евросоюза
- Читайте также
- 20. Перспективы развития безналичных расчетов
- 31. Особенности денежной системы России: прошлое, настоящее, перспективы развития
- Глава 23 Перспективы дальнейшего развития
- Перспективы развития электронного банкинга
- Ближайшие перспективы развития электронных платежных систем
- Тема 50. Банковский менеджмент. Сущность и перспективы развития в РФ
- 52. Участие России в структурах и механизмах многостороннего экономического сотрудничества
- 72. Перспективы экономического развития РФ
- § 4. Перспективы миграционной политики современной России
- 1. ПРАВОСЛАВИЕ НЕ ДАЁТ РОССИИ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ
- 3. 7. Перспективы развития производственно-логистической системы
- 2.2. Состояние и перспективы развития ракетно-космической отрасли России
- 2.4. Состояние и перспективы развития вертолетостроения в России
- 2.5. Состояние и перспективы развития авиационного двигателестроения России
- Перспективы развития бизнеса в российском Интернете
ЭКОНОМИКА И БИЗНЕС: теория и практика
международный ежемесячный научный журнал
Горда А.С. Проблемы и перспективы развития внешней торговли России со странами СНГ / А.С. Горда, Е.А. Сотникова // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2016. – №10. – С. 30-34.
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ рОССИИ СО СТРАНАМИ СНГ
А.С. Горда , канд. экон . наук, доцент
Е.А. Сотникова , магистрант
К рымский федеральный университет имени В.И. Вернадского
(Россия, г. Симферополь )
Аннотация. Статья посвящена исследованию развития внешней торговли России со странами СНГ. Определены основные барьеры на пути расширения внешнеторгового с о трудничества . Обобщены перспективы развития внешней торговли России со странами СНГ и направления их стабилизации.
К лючевые слова: внешняя торговля, внешнеторговый оборот, взаимная торговля, в ы сокотехнологичная продукция, топливно-сырьевые товары, санкции.
Страны СНГ в последние годы дост а точно серьезно наращивают экономич е ский потенциал и превращаются в сущес т венный фактор развития мирового хозя й ства, особенно по отдельным топливно-сырьевым товарам. Поэтому для России развитие взаимовыгодных торгово-экономических отношений с СНГ является исключительно важным фактором разв и тия экономики, содействует укреплению позиций страны в международных экон о мических и иных отношениях.
Несмотря на особое геоэкономическое и геополитическое значение торгово-экономических отношений России со странами СНГ, доля последних во вне ш ней торговле РФ ниже, чем с дальним з а рубежьем . Так, удельный вес стран СНГ в 2014 г. составил 12,4 %, а стран дальнего зарубежья – 87,6 %. При этом в течение 2011-2014 гг. доля стран Содружества сн и зилась на 1, 7 процентных пункта (рис у нок 1) .
Рис. 1 Доля стран ЕС и СНГ во внешнеторговом обороте РФ товарами и услугами в
Источник: рассчитано и построено авторами на основе [ 1 ]
Внешняя торговля России товарами со странами СНГ до 2013 г. развивалась п о ступател ь но. В 2014 г. основное влияние на снижение ее динамики оказало сокр а щение объемов торговли с Украиной [ 2, с. 44].
Барьерами на пути расширения внешн е торгового сотрудничества России и стран СНГ о с таются [3 , с. 49 ] :
– высокая доля сырьевых отраслей и отраслей первичного передела продукции в структуре хозяйственных комплексов;
– неконкурентоспособность основной массы производимых готовых изделий по сравн е нию с аналогами, импортируемыми из дальнего зарубежья;
– небольшое предложение наукоемких, инновационных видов изделий;
– ограниченные финансовые возможн о сти государств-партнеров.
Доминирование в экономике России и Казахстана сырьевого сектора, ориентир о ванного на рынки третьих стран, делает ограниченной отдачу от интеграционного взаимодействия.
Россия, самое крупное и экономически развитое постсоветское государство, не может дать сильный импульс модерниз а ции и инновационному развитию наци о нальных экономик региональных стран, не готова удовлетворить растущий спрос партнеров по СНГ на качественные инв е стиционные и потребительские товары в силу технологического отставания. Так, доля высокотехнологичной продукции в товарном экспорте России составляет лишь 3,8%, что ниже чем в ведущих пр о мышленно развитых странах (рисунок 2).
Рис. 2 Доля высокотехнологичной продукции в товарном экспорте России в
Источник: составлено авторами на основе [1]
Растущие потребности в современном оборудовании и технологиях государства Содружества удовлетворяют преимущес т венно за счет дальнего зарубежья.
В годы суверенного развития основным фактором экономического роста России, как и большинства стран СНГ, стали в ы ступать доходы от экспорта узкого круга топливно-сырьевых товаров и материалов – нефть, нефтепродукты и природный газ, металлы и м е таллоизделия. Поступления от профилирующих экспортных товаров формируют большую часть доходных ст а тей госбюджетов стран СНГ и вносят зн а чимый вклад в ВВП. С экспортными дох о дами связано стимулирование потреб и тельского спроса и активизация инвест и ционной деятельности, увеличение ме ж дународных резервов и создание спец и альных резервных фондов.
Сохраняется и высокая степень завис и мости всех членов СНГ от импорта шир о кого круга товаров, которые национальное производство этих стран не в состоянии заместить (мед и каменты, продовольствие, высокотехнологичное оборудование и многое другое).
Сформировавшаяся однобокая топли в но-сырьевая структура экономики и эк с порта пр и вела к зависимости большинства государств Содружества от положения дел в странах-потребителях сырья и энергон о сителей, а также от колебаний цен на м и ровых рынках [ 3 , с. 52 ].
Высокая зависимость России и стран СНГ от экспорта топливно-сырьевых т о варов и пр и лива зарубежных финансовых средств (кредитов, прямых капиталовл о жений, денежных переводов мигрантов) при низкой конкурентоспособности о с новной части готовых промышленных и з делий и слабо развитой финансовой си с теме повлекла за собой повышенную уя з вимость их экономик и внешней торговли (включая взаимную) от формирующи х ся внешнеэкономических условий .
Перспективы внешнеэкономических связей со странами СНГ, продвижение и н теграцио н ных процессов в рамках ЕЭП во многом будут определяться состоянием экономики России, которая остается зн а чимым торгово-экономическим партнером большинства гос у дарств Содружества.
Экономическое развитие России в кра т ко- и среднесрочной перспективе усугу б ляют вводимые со стороны западных стран санкции, высокая уязвимость России к действию внешнеэкономических факт о ров в условиях сохраняющихся серьезных внутренних структу р ных дисбалансов и проблем.
Исходя из ухудшения мировой кон ъ юнктуры, базовый прогноз Министерства экономического развития на среднесро ч ную перспективу предусматривает нев ы сокую динамику развития российской эк о номики (2-2,5% на 2015 – 2018 г. и не в ы ше 3,1% в период до 2020 г.), что будет ниже роста мировой экономики (3,3-3,4% в 2015-2019 гг.) [4].
Негативное действие санкций западных стран на экономику России будет проя в ляться в течение всего прогнозируемого периода времени. Велика вероятность с о кращения доходов от экспорта углевод о родов, позволявших развиваться росси й ской экономике (с начала 2000-х годов); уменьшения импорта изделий машин о строения и технологий, что скажется на перспективах экономического развития.
Существующие прогнозы экономич е ского развития России не дают оснований для опт и мистических оценок перспектив расширения торгово-экономических св я зей стран СНГ, включая партнеров по ТС/ЕЭП, в период до 2020 г. Замедление экономического роста в РФ сократит и м портный спрос на товары партнеров, сн и зит деловую активность в гос у дарствах Содружества, экономически тесно связа н ных с Россией. Нарастание дефицита ро с сийского государственного бюджета уменьшит возможности по субсидиров а нию и кредитованию экономик Белору с сии и стран – потенциальных участниц ТС/ЕЭП (Армения, Киргизия, Таджик и стан), что может негативно повлиять на реализацию евразийского интеграционн о го проекта.
Несмотря на вполне вероятное сниж е ние товарооборота России со странами СНГ, мы не исключаем увеличения доли Содружества по отдельным товарным группам и в общем объеме внешней то р говли России в силу ряда причин. В р е зультате ужесточения вводимых в отн о шении РФ санкций западных государств возможна по ряду направлений переорие н тация экспортно-импортных потоков на страны постсоветского пространства. Компании стран СНГ могут стать посре д никами при осуществлении внешнеторг о вых сделок с государствами, которые о г раничили торговые и финансовые связи с Россией.
Нельзя исключить и вероятность того, что РФ в силу экономических трудностей будет вынуждена будет отказаться от льготных цен на энергоносители для Бел о руссии и Армении, что увеличит стоим о стные объемы российского экспорта в СНГ.
Условием роста взаимных внешнеэк о номических связей в среднесрочном п е риоде являе т ся ускорение экономического развития России, что предполагает макс и мально полное и с пользование внутренних ресурсов и источников роста, уменьшение зависимости от неблагоприятных внешн е экономических факторов. В числе вну т ренних драйверов долгосрочного экон о мического роста – развитие обрабатыва ю щей промышленности и сельского хозя й ства, рост инвестиционной активности, кардинальное улучшение предприним а тельск о го климата, в том числе упрощение доступа к кредитным ресурсам и снижение процентных ставок, по которым комме р ческие банки предоставляют кредиты предприятиям р е ального сектора и многое другое. Глубокая модернизация экономики России, создание условий, стимулиру ю щих увеличение конкурентоспособного предложения, осуществл е ние структурных изменений в направлении развития инд у стриального производства позволит ув е личить привлекательность РФ как торг о вого партнера, сотрудничество с кот о рым позволяет обеспечить потребности не только в топливе и сырье, но и новых те х нологиях, инновационных и высокотехн о логичных товарах, наукоемких видах у с луг.
Обеспечение устойчивого и динамичн о го развития взаимного внешнеторгового оборота предполагает также совместные усилия России и заинтересованных стран СНГ по углублению сотрудничества в и н новационной сфере . Происходящая в стр а нах-партнерах м о дернизация экономики на основе широкого заимствования техн о логий из третьих стран должна в большей степени сочетаться с восстановлением собственной технологической основы с о трудничества, хотя бы в отдельных сект о рах производства.
Обобщенно основные перспективы ра з вития внешней торговли России со стр а нами СНГ и ключевые направления нал а живания внешнеэкономических связей представлены в табл и це 1.
Таблица 1. Перспективы развития внешней торговли России со странами СНГ и н а правления по их стабилизации
Источник
Перспективы сотрудничества россии с зарубежными странами
Внешнеторговый оборот России со странами указанных регионов в период с января по август 2019 года составил 359,9 млрд. долл. США (- 3,3 %), в том числе, экспорт составил 232 млрд. долл. США (- 4,2 %), импорт – 127,9 млрд. долл. США (- 1,7 %). Положительное сальдо России в торговле со странами Азии, Америки, Африки, Ближнего Востока, Европы и Австралией в период с января по август 2019 г. составило 104 млрд. долл. США. При этом доля стран в объеме экспорта России выросла на 0,02 %. Ведущими российскими торговыми партнерами (порядка 61,8 % объема торговли) по-прежнему являются Китай (16,2%), Германия (8 %), Нидерланды (7,71 %), Турция (4,1 %), США (4,05 %), Республика Корея (3,88 %), Италия (3,82 %), Польша (2,5 %), Финляндия (2,16 %), Великобритания (2,16 %), Франция (2,11 %), Индия (1,55 %), Бельгия (1,45 %), Чехия (1,28 %) и Египет (0,93 %).
В большинстве стран этих регионов реализуются крупные государственные программы, проекты, направленные на модернизацию и развитие отдельных отраслей экономики – энергетики, транспортной инфраструктуры, машиностроения, добычи полезных ископаемых, сельского хозяйства. Это определяет интерес к выходу на данные рынки российских компаний, обладающих необходимой востребованной продукцией, технологиями и компетенциями.
Важными составляющими этой работы являются разработка двусторонних стратегий сотрудничества, совершенствование нормативно-правовой базы, выявление и снятие ограничений и барьеров в торговле, проведение международных мероприятий и решение «точечных» проблемных вопросов в интересах отечественного бизнеса.
С крупнейшими зарубежными экономическими партнерами активно развиваются специальные форматы сотрудничества:
- С Китаем – Соглашение о Евразийском экономическом партнерстве, сопряжение строительства ЕврАзЭС и концепции «ОПОП».
- С Республикой Корея – дорожная карта реализации концепции «Девяти мостов».
- С Индией – Экономический стратегический диалог, Стратегии действий по активизации российско-индийского экономического сотрудничества на период 2019-2021 гг.
- С Египтом – стратегическое партнерство.
- Со странами Африки – новая концепция экономического взаимодействия.
- С Германией – Декларация о двусторонней инициативе «Партнерство для эффективности».
- С Францией – дорожная карта по реализации Совместного заявления Министерства экономического развития Российской Федерации и Министерства экономики и финансов Французской Республики по «новому российско-французскому партнерству для экономики будущего».
Универсальным механизмом постоянного взаимодействия в торгово-экономической сфере с иностранными партнерами, а также средством сопровождения проектов российских экономических операторов является деятельность межправительственных комиссий по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству (МПК).
В настоящее время Департамент развития двустороннего сотрудничества обеспечивает функционирование секретариатов 95 МПК. С января 2019 года проведено 35 заседаний МПК (9 высокого уровня) и 26 встреч сопредседателей МПК.
Источник
Перспективы развития сотрудничества России и Евросоюза
Перспективы развития сотрудничества России и Евросоюза
Экономическое сотрудничество между Россией и странами Евросоюза развивается весьма интенсивно. ЕС превратился сегодня в главного экономического партнера нашей страны. На его долю приходится примерно половина российского внешнеторгового оборота и значительная часть международных капиталопотоков европейских стран. Однако наряду с достижениями в экономических отношениях России с государствами ЕС существует целый ряд проблем и трудностей, которые иногда могут перерастать в кризисы.
Как и в других сферах сотрудничества, во внешней торговле немало достижений, но много и острых проблем. Речь идет прежде всего о структуре и динамике торговли. Что касается объемов экспорта-импорта, то они явно недостаточны. Если Россия сегодня примерно 50 % своего экспорта направляет в страны Евросоюза, то ЕС продает нам лишь 3–4 % вывозимых товаров.
Динамика внешней торговли отражает колебания экономической конъюнктуры на рубеже XX–XXI вв. Имеет место и негативное влияние неустойчивости международных финансов.
Особенно важное значение имеет товарная структура внешней торговли. В наших поставках в страны Евросоюза главную роль играют энергоносители (40 % стоимости российского экспорта – нефть и нефтепродукты, 30 % – природный газ), а на долю продукции машиностроения приходится всего 4–5 %. Такая структура экспорта характерна для слаборазвитых стран, в то время как Россия – страна, активно перестраивающая свою экономику на основе развития новейших технологий, массовой компьютеризации, использования всех достижений научно-технической революции.
В экспорте стран Евросоюза в нашу страну доля машин и оборудования также сравнительно невысока. Например, Франция экспортирует в Россию машин и оборудования значительно меньше (15–20 %), чем в другие развитые страны. Таким образом, для улучшения торговых отношений России и ЕС необходимо совершенствование структуры экспорта.
Завершение экономической реформы в нашей стране и улучшение товарной структуры поставок товаров из стран Евросоюза в Россию смогут оказать положительное воздействие на характер взаимной торговли и общий рост товарооборота, а следовательно – на экономическое развитие как России, так и стран ЕС.
Немалое значение имеет и организация внешней торговли в странах Евросоюза. Конечно, после подписания ряда соглашений уменьшилось количество запретов, введенных в период «холодной войны», против социалистических стран, в том числе и СССР. Формально отменены почти все (а их было около 600) ограничения на экспорт российских товаров. Но главное в другом: у многих на Западе сохранилось недоверчивое отношение к нашей стране, к возможностям современной российской экономики. Иначе трудно объяснить, почему на Россию приходится лишь 1,1–1,3 % экспорта промышленных товаров (в том числе 0,2 % машин и транспортного оборудования) из государств – членов ЕС.
Конечно, по конкурентоспособности значительная часть российской технической продукции отстает от мирового уровня. Тем не менее по ряду товаров (многие виды военной, авиационной и космической техники, оборудование для атомных и гидравлических электростанций, стальные трубы, листовая сталь, сельскохозяйственная и строительная техника, удобрения, целлюлоза, бумага и др.) Россия находится в числе крупных мировых экспортеров.
Нередко в нашей торговле со странами Евросоюза имеет место объективное расхождение интересов. Например, в результате интенсивного развития агропромышленного комплекса страны ЕС и Россия превратились в крупных экспортеров пшеницы, кукурузы и некоторых других видов сельскохозяйственной продукции. Очевидно, в случае экспортной конкуренции необходимы поиски компромисса при учете взаимных интересов.
Рост капиталовложений стран Евросоюза в российскую экономику – это важное явление, положительно влияющее на хозяйственное развитие нашей страны. Но в этой сфере немало проблем. Во-первых, потребности (причем самые скромные) превышают реальные инвестиции в 4–5 раз. К тому же динамика инвестиционного процесса чрезвычайно противоречива. Например, «бегство капиталов» из России весной 1998 г., резко ухудшившее экономическое положение в стране, было составной частью мирового валютно-финансового кризиса.
Во-вторых, критику вызывает структура капиталовложений. На начало 2001 г. доля стран Евросоюза в общей сумме иностранных инвестиций в экономику России составила примерно 55 % (в США – 22 %), в том числе прямых – лишь 30 % (в США – 34 %). Таким образом, в Западной Европе прямым инвестициям предпочитают предоставление кредитов, тогда как американский частный сектор ведет себя гораздо более энергично и не боится делать прямые инвестиции в российскую экономику.
Прямые иностранные инвестиции, непосредственно связанные с развитием реального сектора экономики страны-получателя, содержат в себе угрозу утраты контроля над предприятиями со стороны национального капитала. А потому довольно часто говорят о возросшей опасности деятельности западных компаний для российских предприятий, так как в руках иностранцев уже оказались многие стратегически важные для страны производства.
Германский концерн «Siemens Power Generation» приобрел акции «Калужского турбинного завода», связанного с производством атомных подлодок. Около 10 % вертолетного завода принадлежат американской компании «Sikorsky». В собственности иностранцев – значительная часть акций РАО «ЕЭС России» и нефтяной компании «ЛУКОЙЛ». Британская «British Petroleum» поглотила «Тюменскую нефтяную компанию». Когда встал вопрос о поглощении иностранной компанией «Ступинской металлургической компании» (это практически единственный в России производитель жаропрочных сплавов и турбинных дисков, применяемых в авиационной и авиакосмической промышленности, в том числе для производства новейших сверхзвуковых стратегических бомбардировщиков), металлурги даже обратились за помощью в Госдуму России, а та – в Генпрокуратуру РФ с просьбой защитить авиационную промышленность.
Но инвестиционная политика не может быть политикой «отгораживания» от иностранных инвесторов, создания замкнутого пространства, не связанного с мировым рынком. Наоборот, надо использовать иностранные капиталы, одновременно поощряя отечественных производителей, защищая национальные интересы. Необходимо бороться за то, чтобы заполучить именно те прямые иностранные инвестиции, которые представляют для принимающей страны наибольший интерес.
Для успешного общеэкономического и финансового сотрудничества очень важно регулирование распределения прямых иностранных инвестиций по отраслям. В 1996–2002 гг. только треть привлеченных Россией объемов ПИИ была размещена в промышленности, главным образом в нефтегазовом секторе. Практически отсутствовали инвестиции в современные отрасли промышленности, характеризующиеся высокой добавленной стоимостью, в частности в информационные технологии и телекоммуникации, органическую химию (для сравнения: более половины ПИИ, привлеченных Китаем и Индией, поступило именно в эти отрасли).
Перспективы существенного увеличения иностранных инвестиций в экономику нашей страны, конечно, связаны и с преодолением негативных явлений в российской действительности. Одной из них является вывоз капитала из России частным сектором. За 9 месяцев 2004 г. он составил 10,9 млрд долл. (за аналогичный период 2003 г. – 3,8 млрд долл.). Другая проблема связана с размещением акций на иностранных биржах. Например, на Лондонской фондовой бирже ежедневный оборот российских долговых обязательств составляет 23 млрд долл. Однако при увеличении частной международной задолженности существует возможность практически ликвидировать международный государственный долг России.
Положительное влияние на развитие нашего сотрудничества со странами Евросоюза оказывает рост политической стабильности в стране, улучшение экономического положения, принятие важных законодательных актов.
Будущее экономического сотрудничества зависит также от решения такого общеполитического вопроса, как борьба с международным терроризмом и наркобизнесом. Европа переживает в настоящее время наркоагрессию из регионов Центральной Азии. Решить эту проблему можно, сочетая силовой подход (уничтожить все опиумные поля и обязать население занимать эти территории посевами риса, кукурузы и т. п.) с эволюционным (воспитывать людей, повышать уровень их жизни). Для решения таких задач требуется укрепление связей и сплочение усилий всех заинтересованных стран.
В сфере научно-технического и культурного сотрудничества имеются не только значительные достижения, но и серьезные проблемы. Очевидно, дальнейшее расширение сотрудничества должно идти за счет развития новейших направлений науки и техники, улучшения подготовки кадров, усиления контактов между учебными и научными учреждениями России и стран Евросоюза. Для этого необходимы усилия обеих сторон.
Очень важное значение имеет согласование позиций Российской Федерации и Евросоюза в связи со вступлением России во Всемирную торговую организацию. В 2004 г. подписан протокол о завершении шестилетних переговоров и в приложениях к нему зафиксированы условия доступа западноевропейских компаний на российский рынок товаров и услуг. Достигнутые договоренности не только учитывают экономические интересы ЕС, но и отвечают основному принципу российской позиции на переговорах – присоединяться только на выгодных для России условиях. Нам удалось убедить европейцев отказаться от большинства первоначальных требований, касающихся внутрироссийского рынка энергоносителей. Руководство ЕС не настаивает на отмене экспортных пошлин на энергоносители и экспортной монополии «Газпрома», допуске иностранцев к строительству газопроводов в России и повышении внутренних цен на газ. Россия берет на себя два обязательства:
1) цены на газ на внутреннем рынке должны полностью покрывать все издержки газодобывающих компаний, включая инвестиционную составляющую (как это и происходит сейчас);
2) экспортные пошлины на энергоносители не должны подниматься выше нынешнего уровня. Россия заверила европейцев, что будет соблюдать энергетическую стратегию российского правительства, которая предусматривает до 2010 г. поэтапное повышение цен на газ.
Нашей стороне удалось сохранить ограничение на открытие филиалов зарубежных банков в России и 50-процентный лимит для участия иностранцев в совокупном капитале российской банковской системы. Сегодня иностранные банки открывают в России лишь дочерние структуры, а не филиалы. Различие между ними существенное: дочерний банк работает по российским правилам и подчиняется российскому законодательству, а филиал – по правилам своей страны.
Важные решения были приняты по доступу на рынки товаров и услуг. Россия обязалась снизить средний уровень импортных пошлин до 7,6 %, при этом пошлина на рыбу не превысит 11 %, на сельхозтовары – 13 %, квоты на импорт мяса и курятины составят 600 млн евро в год. Будут снижены импортные тарифы на самолеты, комплектующие и автомобили.
С 2007 г. Россия должна ликвидировать монополию компании «Ростелеком» на дальнюю связь и снизить сборы за пролет иностранных самолетов над своей территорией. Европейским страховщикам, которые уже занимаются страхованием жизни и обязательными видами страхования на нашей территории, Россия после вступления в ВТО предоставит еще более льготный режим, в частности право на трансграничное страхование международных перевозок.
Не удалось решить все вопросы, связанные с наземным сообщением с Калининградской областью (о скоростном поезде через Литву, введении безвизового режима и др.). Однако, оценивая итоги обсуждения, участники переговоров подчеркивали, что взаимные уступки обеспечили их успех.
Итоги переговоров показывают, что в отношениях между Россией и Евросоюзом мало неразрешимых проблем. Но много практических трудностей, которые осложняют и замедляют наше сотрудничество. Тем не менее сходство интересов сторон придает уверенность в положительном развитии процесса.
Завершая характеристику экономического сотрудничества между Россией и странами Евосоюза, надо отметить качественно новые тенденции в политике представителей крупнейшего капитала ряда западных стран.
Приведем два примера. На вопрос о том, строит ли «Siemens» грандиозные планы вторжения на российский рынок, вице-президент корпорации весной 2005 г ответил так: «Мы давно работаем в России, но недавно задумались над тем, чтобы расширить здесь наше присутствие. Ведь Россия открывает сейчас двери для инвесторов в сфере инноваций. У вас превосходная производственная база, замечательные инженеры, сложилась каста отличных менеджеров. И для нас, глобальной международной компании, имеет смысл все это встроить в свою структуру и привнести в вашу страну элементы своего бизнеса. Инвестируя в Россию, мы сможем изменить свое позиционирование и на мировом рынке». При этом речь идет, прежде всего, о таких отраслях, как энергетическое и горнорудное машиностроение, судостроение, железнодорожный транспорт, автоматизация и телекоммуникации Концерн «Siemens» уже приобрел завод осветительной техники в Смоленске, на котором успешно работает компания, занимающаяся проектированием и НИОКР в сфере автоматизации Совместное предприятие «Bosch und Siemens Hansgerate» вложило средства в завод бытовой техники в Санкт-Петербурге.[33]
Второй пример. Отвечая на вопрос о возможности расширения бизнеса «General Electric» в России, старший вице-президент компании подчеркнул: «Да, такие планы есть. Сегодня для этого имеются необходимые условия. Российский рынок на фоне высоких цен на нефть демонстрирует весьма неплохие показатели роста. В страну устремляются солидные денежные потоки, увеличиваются объемы капиталов, которые можно инвестировать в модернизацию и развитие экономики. Поэтому сейчас для такой компании, как наша, положение дел в России крайне благоприятно для инвестиций. Огромные возможности имеются именно в тех сферах, где „General Electric» традиционно занимает сильные позиции, – это развитие инфраструктуры, энергетика, транспорт и т. д. Мы востребованы на рынке и поэтому стараемся не смешивать бизнес с политикой. С 2001 г на приобретение новых перспективных компаний и технологий мы потратили около 60 млрд долл.».[34]
Важно подчеркнуть, что в качестве основной сферы иностранных капиталовложений в экономику России выбрано машиностроение. Компания «Bosch und Siemens Hansgerate» начала строительство завода по производству холодильников и центра логистики в Санкт-Петербурге. Ежегодный объем производства составит 500 тыс. единиц, из которых около 90 % предназначено для реализации в России. Литовская компания «Snaige» также начала в Калининграде выпуск холодильников. Итальянский концерн «Merloni Ellettrodomestici» финансирует производство на липецком заводе «Стинол» (около 30 % российского рынка недорогих холодильников).
Весной 2005 г Федеральное космическое агентство и французская компания «ArianSpace» договорились начать строительство стартового комплекса на космодроме Куру во французской Гвиане и модернизировать под старты с этого полигона российскую ракету «Союз». Новый «Союз-СТ» должен быть построен с учетом климатических условий на экваторе Общая стоимость проекта – 344 млн евро, из которых России предстоит освоить 130 млн евро.
В ходе подключения западных компаний к решению проблем российского машиностроения возникает немало трудностей. Например, германский концерн «Siemens» предполагал купить одно из ведущих предприятий России – «Силовые машины». Однако передача иностранному собственнику производства, имеющего оборонное значение, вступает в противоречие с законодательством о защите государственной тайны. Выделение оборонного производства в самостоятельное предприятие оказалось технически невозможным, а создание новых аналогичных мощностей потребовало бы много времени и средств.
На Ганноверской ярмарке 2005 г. было заключено рамочное соглашение между «Газпромом» и германским концерном «BASF». Договор предусматривает передачу 49 % акций Южно-Русского месторождения природного газа германскому концерну: «По сути, это переход к новому качеству сотрудничества – обмену активами, – заявил Президент Российской Федерации В. В. Путин – Россия впервые пошла на то, чтобы допустить иностранного производителя к производству газа, но за это „Газпром» получает не деньги, а соответствующие активы».[35]
Соответствующие активы – это обязательства «BASF» взять на себя 49 % участия в строительстве Северо-Европейского газопровода (с правом привлечения в эту долю других инвесторов), а также предстоящее увеличение доли «Газпрома» в совместной с «Винтерсхаллом» («дочка» «BASF») компании «ВинГаз», обладающей распределительной сетью в Европе.
Там же, на международной ярмарке в Ганновере, президент акционерного общества «Российские железные дороги» («РЖД») и председатель правления германского концерна «Siemens» подписали договор о совместном развитии высокоскоростного движения поездов в России. Этот проект (общая стоимость контракта может составить 1,5 млрд евро) – самый крупный в истории «РЖД». По договору с «Siemens» «РЖД» рассчитывает приобрести 60 высокоскоростных поездов. Составы, способные развивать скорость до 300 км/ч, будут покрывать расстояние в 650 км между Москвой и Санкт-Петербургом менее чем за 3 часа. Рассматриваются варианты линий Санкт-Петербург – Хельсинки, Омск – Новосибирск, Москва – Нижний Новгород, Москва – Ростов-на-Дону, Москва – Киев.
Оценивая соглашения, заключенные в Ганновере, Президент Российской Федерации В. В Путин назвал их «шагами по созданию единого экономического пространства Евросоюза и России».
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
20. Перспективы развития безналичных расчетов
20. Перспективы развития безналичных расчетов Совершенствование платежной системы в Российской Федерации решается путем создания и развития электронной системы межбанковских расчетов (ЭЛСИМЕР), позволяющей учитывать и активно использовать возможности современной
31. Особенности денежной системы России: прошлое, настоящее, перспективы развития
31. Особенности денежной системы России: прошлое, настоящее, перспективы развития Денежная система России в процессе перехода к рыночной экономике притерпела серьезные изменения и в настоящее время функционирует в соответствии с Федеральным законом «О Центральном
Глава 23 Перспективы дальнейшего развития
Глава 23 Перспективы дальнейшего развития Не тужи, дорогой, и не ахай. Жизнь держи, как коня за узду. Приписывается Есенину Нет человека, который не хотел бы заглянуть в будущее, и размышления о перспективах вполне свойственны любому. С уверенностью можно сказать лишь одно
Перспективы развития электронного банкинга
Перспективы развития электронного банкинга Каким бы подробным ни было описание, не может быть никакой уверенности, что в уме слушателя сложится представление, соответствующее истине. Ч.У. Ледбитер. «Астральный план» Перспективы дальнейшего развития электронного
Ближайшие перспективы развития электронных платежных систем
Ближайшие перспективы развития электронных платежных систем Становление новой телекоммуникационной среды, основанной на Интернете и мобильных технологиях, привело к значительным изменениям в ряде сегментов розничной торговли и появлению новых сегментов. Наряду с
Тема 50. Банковский менеджмент. Сущность и перспективы развития в РФ
Тема 50. Банковский менеджмент. Сущность и перспективы развития в РФ Банковский менеджмент рассматривает проблемы организации и управления банком и его персоналом, обеспечивает эффективную работу банка наиболее рациональными путями (Шевчук Денис, Банковский
52. Участие России в структурах и механизмах многостороннего экономического сотрудничества
52. Участие России в структурах и механизмах многостороннего экономического сотрудничества Анализируя роль России в международных структурах и механизмах экономического сотрудничества между различными странами мира, следует коснуться деятельности в рамках наиболее
72. Перспективы экономического развития РФ
1. Предмет и задачи курса Предметом курса «Мировая экономика» является метаэкономика, иными словами, поведение мировой экономики в целом. Используются следующие методические подходы: 1) субъективистский, (потребность и полезность). При таком подходе экономическая теория
§ 4. Перспективы миграционной политики современной России
§ 4. Перспективы миграционной политики современной России При наиболее благоприятном сценарии[1103], чтобы сохранить численность населения на нынешнем уровне, страна должна ежегодно принимать 700 тыс. иммигрантов[1104]. Мировая история знает более масштабные миграции.
1. ПРАВОСЛАВИЕ НЕ ДАЁТ РОССИИ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ
1. ПРАВОСЛАВИЕ НЕ ДАЁТ РОССИИ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ Укореняясь в определённой этнической среде, православное христианство, как и всякая религиозная идеология, начинало создавать собственную субкультуру этноса, своим мировоззрением и своей мифологией направляя
3. 7. Перспективы развития производственно-логистической системы
3. 7. Перспективы развития производственно-логистической системы В процессе развития научно-технического прогресса, формирования рынка покупателя, изменения приоритетов в мотивациях потребителей и обострения всех форм конкуренции возрастает динамичность рыночной
2.2. Состояние и перспективы развития ракетно-космической отрасли России
2.2. Состояние и перспективы развития ракетно-космической отрасли России В условиях глобализации экономики особую значимость приобретает реализация приоритетов государственной инновационной политики Российской Федерации, в том числе в области ракетно-космической
2.4. Состояние и перспективы развития вертолетостроения в России
2.4. Состояние и перспективы развития вертолетостроения в России В вертолетостроительной отрасли России существует три уровня управления. Первый уровень – это компания «Оборонпром», которая, в свою очередь, подчиняется компании «Российские технологии». В рамках
2.5. Состояние и перспективы развития авиационного двигателестроения России
2.5. Состояние и перспективы развития авиационного двигателестроения России В России насчитывается около 40 предприятий двигателестроения. Однако отечественные авиационные двигатели уступают лучшим мировым образцам по ресурсу, расходу топлива, уровню шумности и
Перспективы развития бизнеса в российском Интернете
Перспективы развития бизнеса в российском Интернете Взлет действительно возможен, поскольку бизнес в российском Интернете на сегодняшний день представляет собой непаханое поле. Во всем российском информационном бизнесе есть около 25–30 человек, которые действительно
Источник