Перспективы социального развития стран снг

Перспективы социального развития стран снг

На заседании 87-го Экономического совета Содружества Независимых Государств одобрен проект Плана мероприятий по реализации первого этапа (2021–2025 годы) Стратегии экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2030 года. Документ разрабатывался под эгидой Минэкономразвития России.

На очередном заседании Экономического совета СНГ российскую делегацию возглавил Михаил Бабич, Первый заместитель Министра экономического развития РФ. Мероприятие состоялось в режиме видеоконференции.

Главами правительств СНГ уже утверждена Стратегия экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2030 года. Она направлена на создание эффективных механизмов партнерства, позволяющих совершенствовать развитие экономических связей как в рамках СНГ, так и с другими государствами и международными организациями. Выполнение Стратегии будет осуществляться на основании планов, разделенных на два этапа (2021–2025 и 2026–2030 гг.).

На нынешнем заседании Экономического совета одобрен План мероприятий первого этапа по реализации Стратегии (2021-2025 гг.), который учитывает ситуацию в экономике государств – участников СНГ, связанную с негативными последствиями пандемии COVID-19, а также включает в себя максимально конкретные мероприятия, нацеленные на укрепление и повышение конкурентоспособности экономик наших стран, разработку новых кооперационных и инфраструктурных проектов, развитие цифровизации экономики, реализацию научно-технического и образовательного потенциала, развитие атомной энергетики, а также создание высокотехнологичных транспортных систем, развитие сотрудничества в области конкурентной политики, агропромышленного комплекса, валютно-финансовой и социально-экономической сферах, создание дальнейших условий для устойчивого роста экономики государств – участников СНГ и повышение благосостояния населения и др. Утверждение Плана состоится на очередном заседании Совета глав правительств СНГ в ноябре.

Читайте также:  Особенности стратегий развития развитых стран

Россия уже идет по общенациональному плану восстановления, Правительство РФ реализовало антикризисные меры, которыми страна готова делиться с партнерами. Делегаты сошлись во мнении, что необходимо держать баланс между поддержания еловой активности и обеспечения безопасности населения, чтобы избежать ухудшения эпидемиологической обстановки.

Участники заседания также поддержали Концепцию межрегионального и приграничного сотрудничества государств – участников СНГ на период до 2030 года и Плана мероприятий по ее реализации, которые активизируют международное сотрудничество регионов государств – участников СНГ, в том числе приграничное.

Сегодняшние реалии доказывают, что межрегиональное и приграничное сотрудничество – важный фактор устойчивого развития межгосударственного сотрудничества. Оно позволяет развивать хозяйственные связи регионов, в том числе оптимизировать размещение объектов инфраструктуры на основе кооперации их деятельности, исключить неэффективные финансовые расходы, связанные с созданием в регионах дублирующих экономических структур, нацелить экономический потенциал регионов на решение масштабных, представляющих взаимный интерес инвестиционных проектов.

Важное значение для укрепления добрососедских отношений и дальнейшего развития гуманитарного пространства имеет развитие связей регионов в области туризма, культуры, образования, здравоохранения, спорта, межнациональных отношений и социальной защиты населения.

В ходе заседания Экономического совета СНГ также подписаны концепции и программы сотрудничества в сфере: атомной энергетики; информационного взаимодействии государств – участников СНГ в области цифрового развития общества; развития объединенной системы противовоздушной обороны; финансового обеспечения деятельности органов СНГ; сотрудничества в области инновационного развития энергетики и разработки передовых энергетических технологий и другие документы.

Помимо этого, в ходе мероприятия сторонам удалось обсудить широкий круг вопросов укрепления торгово-экономического и гуманитарного сотрудничества, взаимодействия в различных отраслях экономики между государствами-участниками Содружества.

Источник

СНГ: перспективы развития

Современный мир крайне многогранен. На развитие любого государства оказывают влияние множество процессов, которые на первый взгляд не связаны между собой, однако при более глубоком анализе можно проследить их причинно-следственные отношения. Этот факт заставляет целые государства заключать между собой различные договора, входить в различные блоки и союзы. Финансово-экономические кризисы последних лет, передел сфер влияния и природных ресурсов не оставляют ни единого шанса небольшим государствам справиться со всеми вызовами и проблемами самостоятельно. Поэтому сегодня многократно возрастает роль различных международных организаций, союзов и блоков.

На постсоветском пространстве создан целый ряд различных объединений и союзов. Самым многочисленным (по количеству членов) является Содружество независимых государств.

СНГ появился сразу же после распада Советского Союза в 1991 году и стал своего рода попыткой сохранить связи между бывшими республиками СССР. У истоков создания организации стояли главы только что появившихся России, Украины и Беларуси. Впоследствии к организации присоединились практически все государства бывшего Советского Союза за исключением Литвы, Латвии, Эстонии.

Стоит отметить, что с созданием этой организации появился и ряд проблем, связанных, прежде всего, с разногласиями между некоторыми членами. Прямым тому подтверждением является недавно прошедший саммит СНГ в Душанбе. Ситуация вокруг Нагорно-Карабахской Республики не позволила вести полноценный диалог между Азербайджаном и Арменией, а президент Узбекистана И.Каримов проигнорировал мероприятия из-за противоречий с Таджикистаном по строительству этой страной ГЭС.

Некоторые «эксперты» связали отсутствие на саммите президента Беларуси А.Лукашенко со снижающимся интересом государств Содружества к этой организации. Да и Россия, которая по идее должна выступать стержнем любых подобных межгосударственных образований на постсоветском пространстве больше ратует за развитие Таможенного союза.

Со времени своего основания СНГ потерял Грузию, которая из-за конфликта с Россией вышла из состава организации в 2009 году. То есть, на первый взгляд организация не прогрессирует, а наоборот.

Тем не менее, не стоит совсем уж недооценивать роль СНГ. Нельзя также говорить о бесполезности организации. Ведь именно это объединение сегодня может собрать за одним столом те государства, которые по той или иной причине сегодня конфликтуют друг с другом. А значит, есть возможность стабилизировать отношения.

Возьмем, например, армяно-азербайджанские взаимоотношения и споры вокруг Нагорного-Карабаха. Ситуация крайне сложна и каждое из этих двух государств приводит свои доводы, изучив которые можно занять ту или иную сторону. Тем не менее, дальнейшее пребывание конфликта в тлеющем состоянии – это своего рода бомба замедленного действия и неизвестно, когда она может взорваться. Тот же Азербайджан уже заручился поддержкой Турции, заключив с ней соответствующее соглашение, по которому агрессия против одного из государств будет рассматриваться как агрессия против обоих. То есть Баку нашел сегодня хорошую опору.

Руководство Азербайджана, осознавая, что в случае конфликта с Арменией на сторону последней встанет вся ОДКБ вынуждено было идти на поиски союзников. И нашло их в лице Турции. Теперь проведем простую логическую цепочку между азербайджано-турецким соглашением и НАТО и мы увидим, что Турция, в случае армяно-азербайджанского конфликта выступит на стороне Азербайджана. При этом турецкой стороной будут предприняты все возможности к подключению к этому процессу Пятой статьи Вашингтонского договора. Что получиться в итоге? В итоге может получиться глобальная война с участием стран НАТО и их союзников с одной стороны, и стран ОДКБ с другой (примерами тому, как из-за локальных конфликтов начинались фактически глобальные противостояния могут служить Первая и Вторая мировые войны).

Одна из значимых задач для СНГ сегодня – содействие переговорам между Арменией и Азербайджаном, вплоть решения всех спорных моментов и примирения двух народов (хотя конечно в краткосрочной перспективе примирить народы практически не возможно. Нельзя заставить ни граждан Армении, ни граждан Азербайджана, особенно тех, кто принимал непосредственное участие в боевых действиях или потерял своих родственников вдруг забыть об этом). Кстати, в рамках Минской группы этот вопрос как раз пытаются решить представители государств-членов Содружества. Естественно, такая задача крайне сложна, но она выполнима и формат СНГ, где как раз эти два государства представлены очень может поспособствовать ее реализации.

Не стоит забывать и о том, что с момента появления СНГ на постсоветском пространстве образовались такие организации, как Союзное государство Российской Федерации и Республики Беларусь, ОДКБ, Таможенный союз, ЕврАзЭС. Россия представлена во всех этих организациях и практически играет в них главенствующую роль. На первый взгляд может показаться, что роль СНГ на фоне этих организаций занижена. Например, в настоящее время Москва озабочена привлечением новых членов в Таможенный союз. Ведутся переговоры с Украиной. Киев не стремиться вступать в эту организацию и, по мнению ряда экспертов, Москва пытается оказать на него давление.

В политическом плане СНГ – прекрасная возможность для диалога и дискуссий, а также встреч на высшем уровне для решения всего спектра геополитических задач в регионе. И ни одна организация на постсоветском пространстве на сегодняшний день не способна охватить такое количество государств. Поэтому домыслы некоторых представителей СМИ о том, что сегодня интерес к этой организации со стороны различных государств, входящих в ее состав снижается несправедливы.

Например, отсутствие на саммите главы белорусского государства объясняется необходимостью его присутствия в государстве, так как в Беларуси ситуация сегодня довольно сложная. Естественно, что президент этой страны, желая лично проконтролировать выполнение своих решений, отправил на саммит премьер-министра.

Интерес к СНГ со стороны его членов, так и со стороны центров силы, которым невыгодно усиление позиций отдельных государств на постсоветском пространстве (особенно России) довольно велик. В настоящее время развернута масштабная информационная кампания, цель которой – демонстрация несостоятельности СНГ, ОДКБ и так далее. Именно хорошо подготовленные информационные, экономические и политические акции являются причиной периодического ухудшения отношений между Россией, Украиной и Беларусью.

Так, существующая в России Высшая школа экономики (ВШЭ) принимает самое активное участие в дестабилизации отношений между Москвой и Минском. Это заведение готовит откровенно прозападных специалистов. При этом им «промываю мозги» такие «профессора» как Суздальцев, который сам преуспел на поприще российско-белорусских раздоров.

В дополнение, в Москве работает также Институт стран СНГ, который также принимает активное участие в дезинтеграционных проектах на постсоветском пространстве.

Однако, несмотря на все проблемы организация имеет прекрасные перспективы на будущее. Россия, выступающая центром силы на постсоветском пространстве, может и должна вдохнуть в нее новый импульс, продемонстрировать свою заинтересованность, а также суметь заинтересовать остальных членов СНГ (автор отнюдь не пытается умолить достоинство других государств СНГ, активное участие которых также будет содействовать укреплению этой многонациональной структуры, однако полагает, что основные инициативы, все-таки, должны исходить от России). Только при таком подходе эта организация сохранит сегодня свой состав и сможет решать задачи по обеспечению своей безопасности.

Источник

Экономическое развитие стран СНГ

Экономическое развитие стран СНГ с 1991 по 2021 год имело несколько стадий: от момента становления и формирования до трансформации и кризисных явлений. За столь длительный период существования страны Содружества Независимых Государств прошли путь унификации и интеграции национальных экономик.

Уровень развития государств СНГ неодинаков.

В результате этого были созданы Таможенный союз (ТС), Евразийское экономическое сообщество, Единое экономическое пространство. Благодаря этому экономика стран СНГ стала меняться, были упрощены таможенные правила ввоза и вывоза товаров, усилилось экономическое сотрудничество стран СНГ.

Уровень развития государств неодинаков. Рейтинг стран организации возглавляет РФ, за ней следует Казахстан, на третьей позиции находится Беларусь.

По количеству денежных потоков и развитости производства к лидерам постоянно приближается Азербайджан, в котором находится множество заводов, предприятий промышленности добывающего характера — газовой и нефтяной.

Россия является важным звеном в становлении и развитии внешнеэкономических связей, интеграции СНГ в мировое сообщество. Государства во многом зависимы от экономической ситуации в РФ, от рыночных взаимоотношений в Содружестве, от денег российских инвесторов.

Главные тенденции экономического развития

  1. Реформирование экономики. Проходит в разных странах неодинаково и отличается неоднородностью.
  2. Взаимозависимость и дополняемость.
  3. Мероприятия, направленные на создание общего комплекса сельского хозяйства и народного хозяйства. Экономические показатели стран в этом направлении говорят о том, что без объединения выпускать сельскохозяйственную продукцию невыгодно. В частности, в России упал объем производства с/х продукции и сейчас составляет 67 %. В других государствах показатели еще ниже: в Казахстане — 48 %, в Беларуси — 16 %, в Азербайджане — 15 %.
  4. Наблюдается переориентация сырьевого и топливного экспорта на рынки других стран мира, в том числе Европы, Азии, Ближнего Востока, Кавказа. Отказ от дальнейшего активного взаимодействия в данной сфере вызван тем, что многие государства имеют большие долги перед РФ. В частности, некоторые страны не рассчитались за газ, поэтому для них стоимость газа в течение последних лет постоянно пересматривается.
  5. Производители, работающие на рынках Таможенного союза, сокращают промышленность, поскольку продукция в больших объемах не востребована.
  6. Национальные экономики большинства стран СНГ отличаются однотипностью, поэтому создаются одинаковые условия для того, чтобы продвигать товары и предлагать услуги в системе внешней торговли.

Динамика ВВП стран СНГ с 2005 по 2015 год

В связи с этим перед СНГ стоят следующие проблемы дальнейшего экономического развития:

  • Входить в мировое пространство вместе или поодиночке.
  • Нормализовать рост ВВП.
  • Наполнить бюджеты стран Таможенного союза, прекратив инфляцию и ликвидировав кризисные явления.
  • Возродить промышленность.
  • Активизировать импорт и внешнеэкономические связи.

Страны Содружества уже начали постепенную интеграцию в качестве сырьевого придатка в экономику Европы, Азии, Северной и Южной Америки, Австралии, Африки. Поэтому сейчас государства СНГ работают над тем, чтобы усилить сотрудничество и сделать более продуктивными экономические отношения.

Самые высокие темпы интеграции, роста ВВП, наращивания объема промышленного производства демонстрируют Россия, Казахстан, Армения, Беларусь, Азербайджан. Приближается к этому списку стран Узбекистан. Остальные государства отличаются низкими показателями экономического развития, постоянными кризисами в промышленности и производстве.

Экспортируемые товары из СНГ на мировой рынок

Товары Страны
Нефть Россия, Казахстан
Природный газ Россия, Азербайджан, Туркменистан, Казахстан, Узбекистан
Уголь Россия, Казахстан
Лес Россия, Беларусь
Цветные и редкие металлы Россия, Беларусь
Полезные ископаемые Казахстан, Россия, Беларусь
Строительные материалы Казахстан, Россия

Объем ВВП в странах СНГ 2018-2019 год

Отдельными статьями экспорта являются энергоресурсы и дешевая рабочая сила, которые признаны фундаментальными основами для развития и подъема экономики. Несмотря на потенциал, страны СНГ практически не используют указанные статьи экспорта.

Самым ярким примером нерациональности признан низкий уровень ВВП многих государств Содружества. Из-за того, что в структуре экспорта преобладают нефть, нефтепродукты, газ, химия, металлургия, экономика СНГ не демонстрирует стабильность. Связано это с тем, что цены на сырье постоянно колеблются.

ВВП стран СНГ на конец девяностых годов

Страна ВВП на душу населения в долл. США Доля экономики в Содружестве
Российская Федерация От 6000 до 7000 60 %
Беларусь 5000
Другие государства СНГ От 2000 до 3000 Около 6 %

Россия, Беларусь, Казахстан и Узбекистан производят около 94 % всей продукции, поставляемой на рынок СНГ.

Внешнеэкономическое развитие и торговля

В 1991 году в странах Содружества были проведены реформы, которые вызвали структурные изменения внешнего и внутреннего рынка. ВВП стран СНГ постоянно снижался. В России, стране № 1 в СНГ, проявилась импортная зависимость внутреннего рынка, государственный долг стал расти, возникла опасность того, что российский капитал будет бесконтрольно «убегать» за рубеж.

Статистика внешней торговли стран СНГ

Все эти процессы отрицательно сказались на торговле, внутренней и внешней, снизив взаимосвязь между членами организации. Об этом может свидетельствовать то, что в конце девяностых годов объем торговли РФ с другими странами СНГ упал до 19 млрд долл. США. После создания Таможенного союза и ЕАЭС ситуация стала меняться в лучшую сторону:

  • Активизировались импортно-экспортные торговые операции между Казахстаном, Россией и Беларусью.
  • Импортируемые товары стали более качественными и востребованными на внутреннем и внешнем рынке. Основными товарами, которые импортируются, являются нефтепродукты, сахар, целлюлоза, сливочное масло, автомобили.
  • Россия стремится покупать продукцию и услуги у государств СНГ, а не на мировом рынке.

При этом внешняя торговля по объемам превышает торговые операции со странами Содружества. Основным партнером для государств Средней Азии, Молдовы и Беларуси остается Россия, от которой они получают энергоресурсы, сырье, техническую продукцию.

Доля товаров, которые поставляет Российская Федерация в страны СНГ, разная. Средний диапазон — от 54 до 88 %.

При этом в странах дальнего зарубежья наблюдается также высокий процент участия во внешнеэкономических и внешнеторговых операциях. Часть экспорта составляет 78 %, а импорта — 57 %.

Рынок стран Содружества демонстрирует небольшой прирост, что позволяет постепенно интегрироваться в европейские, азиатские и американские рынки. Объем экспорта в конце девяностых — 2000 годы из стран Содружества в различные государства мира варьируется в пределах 80 миллиардов долларов США. Это не соответствует потенциалу экономики этих стран.

Для внешней торговли характерны такие проявления на современном этапе:

  • Упало количество экспортируемых готовых услуг и товаров.
  • Сократился объем в экспорте комплектующих изделий.
  • Вырос уровень вывоза в третьи страны сырья необработанного характера.

Основные статьи экспорта в двухтысячные годы

Товар Страна Доля в процентах
Сырая нефть и природный газ Российская Федерация Больше 40 %
Сырая нефть Беларусь 30 %
Нефть и нефтепродукты Азербайджан 80 %
Каменный уголь, сырая нефть и ее продукты, сплавы из меди, железа, никель, алюминий Казахстан Больше 52 %
Хлопковое волокно Страны Центральной и Средней Азии 50 %

Уровень безработицы в странах СНГ

Из-за того, что снизилось количество продукции собственного производства, на рынках СНГ стала появляться продукция из-за рубежа. Доля импортных товаров варьируется от 60 до 80 %. Особенно это касается одежды и обуви.

Внутренний рынок очень сильно зависит от ввоза продовольствия и потребительских товаров, что угрожает системе экономической безопасности стран СНГ. Но именно иностранные товары, продукция и услуги смогли стабилизировать рынок.

Одновременно с этим растет зависимость от государств, которые находятся в странах дальнего зарубежья. Главным образом это проявляется в производстве высокотехнологичного характера и во ввозе потребительских товаров, которые постепенно вытесняют продукцию стран СНГ.

Итак, импортно-экспортная структура государств — членов СНГ демонстрирует значительные изменения на их внешнем и внутреннем рынке. Например, в дальнее зарубежье постоянно вывозят так называемые невозобновляемые ресурсы, на рынки же соседних государств поступают в основном потребительские товары.

В СНГ отсутствуют инструменты и механизмы контроля рынка, переориентации его с внешнеэкономических направлений в сектор реального производства. Деятельность большинства стран Содружества за пределами организации постепенно переходит в офшоры. Это вызывает спекуляции и нестабильность на финансовом рынке, а также способствует развитию отраслей, ориентируемых на потребление сырья.

Инвестиции в экономику

В развитие национальных экономик и рынков стран Таможенного союза средства вкладывают единицы инвесторов. До конца девяностых годов внутреннее инвестирование в СНГ и России составляло около 21–30 % валового внутреннего продукта.

Рекомендуем посмотреть видео про экономику стран СНГ:

Ситуация в положительную сторону стала меняться с 1997 года: ВВП, как и инвестиции, стали расти ежегодно. В среднем этот показатель составлял около 1 %.

Чтобы усилить приток инвестиций и сохранить объемы импорта, который постоянно растет, нужно придерживаться следующих правил:

  • Расширять рынок экспорта продукции, полученной по результатам производства из добывающих отраслей экономики.
  • Продолжать и дальше вкладывать в энергетику и топливную промышленность.
  • Увеличивать количество инвестиций в металлургическую и машиностроительную сферу, а также в легкую промышленность.
  • Правительства стран СНГ не должны отказываться от российских инвестиций в экономику и рынок. Такие поступки некоторые страны Содружества рассматривают как вмешательство РФ во внутренние дела и нарушение суверенитета.
  • Нужно рисковать и реализовывать проекты, носящие надгосударственный характер.

Государства, входящие в организацию, стараются не просто сохранить традиционные рынки сбыта продукции, но и освоить новые. Большинство из них являются сырьевыми, и нужно странам СНГ экспериментировать, успешно конкурировать с другими производителями, расширять ассортимент товаров народного потребления.

Все изменения, которые активно проводятся правительствами стран, должны быть постоянными. Для того чтобы структурно изменить экономику на 1 %, необходимы деньги. Ежегодно каждое государство обязано вкладывать финансы в реформы, что составляет 2–3 % от ВВП.

Роль мигрантов в развитии экономики

Страны Содружества сталкиваются с таким явлением, как миграция. Для большинства государств она является внешней, и только для Казахстана — внутренней.

История трудовых миграций в странах СНГ началась еще во времена существования Советского Союза, оказывая значительное влияние на экономическое развитие и формирование рынков сбыта. После распада СССР и создания Содружества каждый из членов разрабатывал собственную миграционную политику, при этом создавались инструменты и механизмы общего регулирования потоков мигрантов.

Они приезжают в основном из следующих стран:

Географическая направленность трудовой миграции постепенно меняется. Традиционные страны — источники дешевой рабочей силы сталкиваются с массовым притоком мигрантов из Китая и Вьетнама.

Миграционный прирост населения в России в 2012-2017 годах

В связи с этим стала меняться и миграционная политика стран Содружества, поскольку рынок рабочей силы является одним из главных элементов национальной экономики.

К причинам привлечения мигрантов в СНГ относятся:

  • Постоянно растущая нехватка представителей рабочих специальностей.
  • Отказ местного населения занимать низкооплачиваемые должности.
  • Нехватка трудовых кадров на промышленных предприятиях и заводах, на строительстве, в аграрном секторе и сельском хозяйстве.
  • Необходимость поддерживать на высоком уровне показатели в нефтедобывающей и нефтегазовой сфере.
  • Экономическая выгода использования дешевой рабочей силы в приграничных регионах.

Большинство трудовых мигрантов работает нелегально, и только незначительная часть приехавших официально трудоустраиваются. Легальная форма занятости невыгодна правительствам государств, поскольку работников нужно обеспечивать социальным страхованием, платить пенсию, медстраховку, отдавать налоговым службам часть дохода.

Рекомендуем посмотреть видео:

Мигранты приезжают главным образом в Россию, где существует огромное количество возможностей найти работу. Кроме того, зарплата по предлагаемым вакансиям будет выше, чем в Азербайджане или Туркмении. А также потоки мигрантов направлены в Казахстан и Беларусь. Часть приезжих остается, а другие едут дальше — в Европу или Америку.

Источник

Оцените статью