- Первое кругосветное путешествие Магеллана
- История кругосветных путешествий: от Магеллана до Пикара
- Кругосветное плавание Магеллана (1519-1522)
- Кругосветное путешествие на велосипеде (1884-1886)
- Кругосветное путешествие на яхте (1895-1898)
- Первый кругосветный автопробег (1908)
- Кругосветное путешествие на самолете (1924, 1957)
- Кругосветное путешествие пешком (1970-1974)
- Беспосадочный кругосветный перелет на воздушном шаре (1999)
- Кругосветное плавание экспедиции Ф. Магеллана. Первое путешествие вокруг Земли. Краткое описание для детей
- Краткая биография
- Замысел
- Подготовка к экспедиции
- Состав и снаряжение экспедиции
- Атлантический океан
- Первый конфликт среди офицеров
- Ла плата — не пролив
- Снова мятеж
- Зимовка
- Магелланов пролив
- Тихий океан
- Воровские острова и остров Хомонхом
- Битва при Мактане. Смерть Магеллана
- Молуккские острова
- Острова Зелёного мыса
- Завершение экспедиции
- Итоги экспедиции, что открыл Магеллан
- Видео о путешествии Магеллана
Первое кругосветное путешествие Магеллана
(Всего 5 фото)
Магеллана также как и Колумба вела жажда найти короткий путь к индийским специям. И тут опять же идеи обогнуть земной шар не было, он шел за пряностями и путь именно в направлении Америки казался ему оптимальным.
Целью Магеллана были Молуккские острова. Там уже давно европейцы закупали пряности, причем на местных рынках их было множество и главное по безумно малым ценам.
Но проблема была в том, что транспортировка занимала огромное количество времени, и путь был весьма опасным. Фернан предложил королю Португалии маршрут через Америку. Король совершенно не воспринял эту идею, ведь были уже налаженные торговые маршруты тех же самых португальских торговцев через Индийский и Атлантический океаны. Тогда Магеллан перебирается в Испанию и предлагает этот же проект тамошнему королю.
Испанский король был либо доверчивее, либо рискованнее и на проект согласился. И 20 сентября 1519 года из Санлукар-де-Баррамеда выходит флотилия из пяти кораблей с 256 людьми на борту под руководством Фернана Магеллана.
Первые потери случись у побережья Америки. После продолжительного плавания вдоль берегов континента часть команды решает, что толку от экспедиции не будет и решает вернуться.
Три капитана поднимают мятеж. Магеллан жестко подавляет его – один капитан убит им, второй казнен, матросы успокоены и снова воодушевлены. На этом же участке маршрута один из кораблей напарывается на скалы и тонет.
Дойдя до южной оконечности материка, корабли проходят проливом, позже названным в честь флотоводца. Тут флотилия теряет еще один корабль, который просто поворачивает не туда, и отправляется в обратный путь в Испанию. Корабли выходят в Тихий океан.
Следует долгой 100-дневный путь по бескрайней водной глади. Заканчиваются продукты, экипажи питаются кожаными снастями и в качестве деликатеса – крысами. В этой части путешествия гибнет почти половина команды.
Весной 1521 года Фернан подходит к Филлипинским островам. Магеллан пытается привести местное население под власть испанской короны, вмешивается в межплеменные разборки и гибнет.
На острове Мактан в 1886 году поставили памятники на одной площади знаменитому путешественнику, погибшему на этом месте, и вождю Лапу-Лапу, убившему его.
После смерти Магеллана команда спешно отплывает с острова и еще несколько месяцев добирается до Молуккских островов. Там корабли ремонтируют, один правда приходится сжечь, как безнадежный, загружают вожделенными пряностями и они расходятся. «Тринидад» поворачивает обратно в Тихий океан, желая добраться до Панамы, в испанские владения. Второй корабль — «Виктория» — идет старым торговым путем через Африку домой.
«Тринидад» результате захватывают португальцы, и его команда заканчивает жизнь на каторгах в Индии.
Первое кругосветное путешествие заканчивается 8 сентября 1522 года в Севилье. На «Виктория» вернулось 18 человек, они прошли штормы, цингу, португальцев ….
Они сразу по прибытии идут в церковь, и заказывают благодарственный молебен по завершении жуткого путешествия. После возвращения все лавры достаются капитану «Виктории» — Элькано.
Он получает славу, награды, пенсии, даже герб с земным шаром и девизом «Ты первый меня обогнул». Кстати формально, это вполне справедливое утверждение. А вот на долю Магеллана достаются тогда только ругательства. Позже конечно справедливость торжествует, Фернан занимает свое место в пантеоне первооткрывателей.
Эта экспедиция принесла сразу несколько открытий. Она доказала, что все океаны Земли соединены, что Земля круглая, что воды на планете значительно больше, чем суши. И стало понятно, что короткого пути в Индию через Америку нет.
А еще впервые был открыт парадокс «пропавшего дня». Он заключается в том, что при движении на запад сутки постепенно удлиняются и через время теряется целый день. В результате согласно скурпулезнейшего журнала «Виктории» корабль прибыл 7 сентября.
Кстати, некоторые исследователи высказывают гипотезы о том, что у Магеллана были очень старые и очень точные карты. Потому, что маршрут ну уж очень хорошо использовал океанские течения, особенности ветров, которые по идее были не известны морякам того времени….
Источник
История кругосветных путешествий: от Магеллана до Пикара
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Кругосветное плавание Магеллана (1519-1522)
Уже в самом начале шестнадцатого века стало понятно, что открытые Христофором Колумбом земли не являются ни Индией, ни Китаем. Но предполагалось, что Азия со всеми ее многочисленными богатствами находится не так уж и далеко от Америки. Дело за малым – найти пролив, переплыть через «Южное море» (так называли в те времена водоем, ставший известным как Тихий океан) и добраться до искомых земель, полных пряностей и шелков. Взялся за это дело португальский и испанский мореплаватель Фернан Магеллан.
20 октября 1519 года пять кораблей под его командованием вышли из испанского порта Санлукар-де-Баррамеда. На борту суден насчитывалась команда из более чем двухсот человек. Экспедиции во главе с Магелланом, действительно, удалось обогнуть Американский континент с юга, преодолеть Тихий океан, добраться до Молуккских островов (Острова Пряностей) и вернуться 6 сентября 1522 года в Севилью.
Но во время кругосветного плавания экспедиция потеряла четыре корабля, а из 235 человек личного состава в Испанию вернулось всего тридцать шесть (18 на последнем оставшемся судне и еще столько же разными путями в течение последующих месяцев и даже лет). Погиб в стычках с туземцами сам Магеллан и большинство командиров. А завершил экспедицию капитан Хуан Себастьян Элькано – единственный выживший офицер.
Кругосветное путешествие на велосипеде (1884-1886)
Томас Стивенс стал первым человеком, совершившим кругосветное путешествие на велосипеде. И стоит понимать, что это был не байк в современном представлении – легкий, спортивный, эргономичный, а стандартный для тех времен «пенни и фартинг» (когда переднее колесо в восемь раз больше заднего). Да и с дорогами ситуация была куда более сложной.
Начав свое путешествие в Сан-Франциско, Стивенс пересек всю Америку с запада на восток до Нью-Йорка. Затем он изрядно поездил по своей родной Англии, проехал через Европу, Османскую Империю, перезимовал в Тегеране как личный гость шаха, побывал в Афганистане, вернулся в Стамбул, приплыл по морю в Индию, отметился в Китае и Японии, а затем вернулся в исходную точку путешествия, потратив на поездку более двух с половиной лет.
Кругосветное путешествие на яхте (1895-1898)
Ставшее легендарным кругосветное путешествие Джошуа Слокама стартовало 25 апреля 1895 года в городе Бостон. 10-метровая яхта Sprey, на которой в одиночку плыл канадско-американский путешественник и авантюрист, сначала пересекла Атлантический океан, приблизившись к Пиренейскому полуострову, затем прошла вдоль западного побережья Африки, снова преодолела Атлантику, прошла через Магелланов пролив, достигла Австралии, побывала в Новой Гвинее, обогнула мыс Доброй Надежды, а 27 июня 1898 года финишировала в городе Ньюпорт в штате Род-Айленд.
Но пышных почестей путешественник по возвращению в США не дождался. Бушевавшая в то время Американо-испанская война оттянула на себя все внимание прессы и общественности. Так что о достижении Слокама заговорили лишь после заключения мира. А в 1900 он выпустил книгу «Один под парусами вокруг света», ставшую всемирным бестселлером и переиздающуюся до сих пор.
Джошуа Слокам пропал без вести во время плавания на яхте в 1909 году в районе Бермудских островов, что стало одной из причин появления легенды о Бермудском треугольнике.
Первый кругосветный автопробег (1908)
12 февраля 1908 года стартовал первый кругосветный автопробег, организованный американской газетой New York Times и французской Matin. Это событие было приурочено к 99-летию со дня рождения Авраама Линкольна. Планировалось, что в нем примут участие 13 экипажей, но семь из них снялись в самый последний момент, до начала поездки.
Главной проблемой первых недель пробега стал холод. Автомобили тех времен не были оснащены обогревателями, а некоторые вообще были без крыши. При этом изначально планировалось, что экипажи переедут из США в Россию через замерзший Берингов пролив. Но жуткие погодные условия на Севере заставили сменить маршрут – машины были погружены на корабль в Сиэтле и транспортированы во Владивосток.
Участники автопробега пересекли всю Евразию. Первым достиг финиша в Париже немецкий экипаж на автомобиле Protos. Случилось это 11 июля, через 169 дней после начала. Но оказалось, что немцы нарушили условие соревнований, за что получили штраф в 15 дней. Так что победителями стали американцы на машине Thomas Flyer, приехавшие к последней точке аккурат 26 июля. Вот для американских участников заезд и стал кругосветным — после триумфа в Париже они вернулись в Нью-Йорк, замкнув, тем самым, круг.
Кругосветное путешествие на самолете (1924, 1957)
Это сейчас можно облететь вокруг Земного шара на авиалайнере чуть более чем за сутки. А в 1924 году четырем самолетам Douglas World Cruiser понадобилось почти полгода. Вернее, это вылетели из Сиэтла 6 апреля четыре летательных аппарата, а вернулись обратно 28 сентября всего два – остальные разбились по дороге.
А первый беспосадочный кругосветный перелет совершили в январе 1957 года три американских бомбардировщика В-52B, потратив на это 45 часов и 19 минут. По пути они трижды пополняли запасы топлива от самолета-дозаправщика.
Кругосветное путешествие пешком (1970-1974)
20 июня 1970 года братья Дэвид и Джон Кунсты вышли из собственного дома в городе Уосека в Миннесоте и отправились в пешее путешествие вокруг света. Они дошли до Нью-Йорка, где сели на корабль до Лиссабона. Затем они пересекли на своих двоих всю Европу и дошли до Афганистана. Но там на них напали бандиты, Джон был убит, а Дэвид попал на четыре месяца в больницу.
Оправившись, Кунст продолжил свой поход ровно с того места, где погиб его родственник. Но сейчас к нему присоединился третий их брат – Питер. Впрочем, он пропутешествовал «всего» год – нужно было возвращаться домой на работу.
Дэвид Кунст вернулся в родную Миннесоту 5 октября 1974 года, преодолев на пути около 25 тысяч километров, став Послом Доброй воли ЮНИСЕФ, стоптав 21 пару обуви и познакомившись с австралийской учительницей Дженни Сэмюэл, которая сначала стала его спутницей в путешествии, а потом и в жизни.
Беспосадочный кругосветный перелет на воздушном шаре (1999)
В конце двадцатого века воздушные шары практически перестали существовать. Остались лишь те, что использовались в рекламных, туристических, спортивных и научных (стратостаты) целях. Но появлялись также аэростаты, созданные специально для установления рекордов. К примеру, Breitling Orbiter 3, на котором в марте 1999 года Бертран Пикар и Брайан Джонс совершили беспосадочный кругосветный перелет длиной 45755 километров и длительностью 19 дней 21 час и 47 минут.
Но этого рекорда Пикару мало! Достойный своего деда, отца и дяди авантюрист собирается в 2015 году совершить первый в истории кругосветный перелет на самолете, получающем энергию исключительно из установленных на нем солнечных панелей.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Источник
Кругосветное плавание экспедиции Ф. Магеллана. Первое путешествие вокруг Земли. Краткое описание для детей
Первый мореплаватель, совершивший кругосветное плавание, известен под именем Магеллана. Он стал организатором экспедиции, которая преодолела тяжелейший путь и погиб, не завершив путешествия. В его честь назван открытый им пролив, и 2 звездных скопления в космосе: Магеллановы облака Большие и Малые. Ф. Магеллан стал первым европейцем, который пересек 3 океана.
Краткая биография
Ферденанд Магальяйнш (Магеллан) родился более 500 лет назад – в 1480 г., поэтому история не сохранила точных сведений о его биографии. Дата и место рождения имеет двоякую информацию: он рожден в селении Саброза (городе Порту) Португалии, 17 октября (20 ноября).
Улицы поселка Саброза
Известные факты жизни путешественника условно разделены на несколько периодов:
- Семья, в которой родился Магеллан, относилась к знатному, но обедневшему дворянству. Его отцом стал Родригу ди Магальяйнш, а матерью – Алда де Мишкита. Король Португалии назначил отца алькальдом (комендант) форта Авейру.
- В 12-летнем возрасте юный Ферденанд был устроен служить пажом при дворе жены короля Жуана II Совершенного – Леоноры Ависской. Слуга отличался замкнутым характером и избегал участия в придворных церемониях. Его часто замечали за изучением точных наук: астрономии, навигации, космографии и физической географии.
- В 25-летнем возрасте Магеллан вербуется добровольцем во флот. Под командованием Франсишку ди Алмейда он отправился завоевывать Африку, Азию и Индию. В походах он интересуется тонкостями корабельного и навигационного мастерства.
- Участвует в захватнических войнах: за крупнейший азиатский город-порт Маллаку (1511 г.) и Марокко (1514 г.). Магеллан проявил твердость характера, храбрость и мужество. За эти качества он удостоен чином морского капитана, возымел почет и уважение сослуживцев.
- В Марокко его ранили в ногу, она спровоцировала хромоту. Из-за полученной травмы ему поручили охранять скот мавров. Он честно исполнял приказ, но король получил донос о том, что он продавал скот тем же маврам.
- В 1514 г. он возвращается в Лиссабон, но полученный пенсион едва хватает на жизнь. Разработав проект морской экспедиции, он просит короля Португалии Мануэла I в организации похода. Но короля не заинтересовал проект, более того он дал понять, что не будет против его отставки.
- С идеей морских исследований 20 октября 1517 г. Магеллан прибыл в Испанию к королю Карлу V Габсбургу (Карлос I). Принимает подданство Испании, меняет имя и фамилию на Фернана Магеллана. Король 22 марта 1518 г. одобрил проект экспедиции и назначил его капитаном-генералом флотилии, а на открытых землях – аделантадо (наместник короля).
- В конце 1517 г. он женился на испанке Беатрис Барбоза. В следующем году родился сын Родриго. Отплывая в плавание, он оставляет жену беременной вторым ребенком. Судьба его семьи стала роковой: первенец умер в 1521 г., второй сын родился мертвым. Жена исследователя умерла в нищете в марте 1522 г. – ее лишили довольствия по ложному доносу на мужа.
- Магеллан погиб в стычке с туземцами на острове Мактан 27 апреля 1521 г.
Замысел
Идея плавания зародилась именно у Магеллана при изучении королевских секретных архивов Португалии. Им была найдена карта, созданная немецким географом Мартином Бейхемом. На карте обозначен пролив между Атлантическим океаном и неизведанным Южным морем, которое было во владениях Испании (открытое Нуньесом де Бальбоа со стороны Панамского перешейка).
Был разработан проект похода до богатых Молуккских островов, но не восточным португальским, а западным путем. В нем предполагалось, что путь окажется короче, чем западный. После долгих торгов о получении обоюдных выгод, король Испании согласился на проведение поисков. К одобрению проекта Карла V привела ситуация, сложившаяся в Европе в конце 15 в.
- Европейцы очень высоко ценили специи (мускатный орех, гвоздику и черный перец), привозимые с Молуккских островов, их стоимость соизмерялась с ценой золота. Пряности привозили и продавали арабы по высокой цене.
- В 1493 г. римским Папой утверждено Тордесильясское соглашение: 2 страны-соперницы Испания и Португалия имели законное право обладания территориями, открытыми:
- к востоку – за Португалией;
- к западу – за Испанией.
- В 15 в. право обладания богатыми индонезийскими Островами пряностей было за Португалией. В 1498 г португальцы нашли более безопасный морской путь.
- Испанцы претендовали на право пользования далекими землями, для этого им необходимо было доказать, что географически Молукки находятся на западном (испанском) полушарии. В интересах Испании было найти более короткий путь для доставки золотоносного товара.
Подготовка к экспедиции
Кругосветное плавание экспедиции Ф. Магеллана было начато с подготовки к отплытию. Этим основополагающим этапом он занимался сам и доверился только своему близкому соратнику – Рую Фалейру, который, как и он, обладал хорошими астрономическими знаниями. Перед отплытием Фалейру отказался от участия в походе, потому что составленный гороскоп посулил ему смерть в плавании.
Капитан-генерал руководил установкой на суднах пушек и осуществления погрузок:
- военного имущества;
- продовольствия – в основном легковесные сухари, мясо и рыба в соленом и вяленом состоянии, крупы, сахар, сушеные ягоды и фрукты, приправы, вина;
- товаров для торговли – зеркала, колокольчики, женские украшения, ткани, ртуть (в медицинских целях).
Состав и снаряжение экспедиции
В кругосветной экспедиции участвовало 5 разнотипных кораблей.
Тринидад
Название судна | Капитан | Водоизмещение судна, т | Экипаж по штату, чел. |
Тринидад | Фернан де Магеллан | 110 | 55 |
Сан-Антонио | Хуан де Картахена | 120 | 60 |
Консепсьон | Гаспар де Кесада | 90 | 45 |
Виктория | Луис де Мендоса | 85 | 42 |
Сантьяго | Жуан Серран | 75 | 32 |
В плаванье тронулось 234 интернациональных моряка и 26 заштатных сотрудника, из различных государств Европы. Кроме них были размещены около 50 африканских и азиатских рабов. Точное количество людей, которое было в походе неизвестно, вербовка моряков производилась и в пути.
В команде было несколько переводчиков и историограф Антонио Пигафетту. За все время пути он старательно записывал все, что происходило. По прибытию на родину все рукописи были переданы королю Карлу V. На всех 5 судах было установлено 70 пушек.
В арсенале из военного снаряжения имелось:
- 60 арбалетов;
- 50 аркебуз;
- 100 наборов лат;
- другое вооружение – сабли, шпаги.
Магеллан изобрел систему сигнализации, которая позволяла судам флотилии не терять друг друга из виду. Капитаны собирались на «Тринидаде», они рапортовали о событиях и принимали от командира указания для дальнейшего путешествия.
Атлантический океан
Путешествие началось 20 сентября 1519 г. из порта Санлукар де Баррамеда. Экспедиция через Атлантический океан стала долгой и тяжелой. Сначала был выбран нелегкий путь вблизи берегов Африки из-за опасения встреч с португальским флотом. Потом, боясь пропустить желанный пролив, Магеллан держался близко к берегам Южной Америки.
Экспедиция с трудом пробиралась к южным широтам, природные условия не давали развернуть большую скорость. 13 февраля 1520 г. они попали в жуткую грозу с огромными электрическими разрядами в виде разветвленных искрящихся кистей, касающихся мачт судов. В дальнейшем поход сопровождался многочисленными холодными штормами, усиливающимися в южных широтах.
Первый конфликт среди офицеров
Кругосветное плавание экспедиции Ф. Магеллана для капитанов-испанцев проходило в условиях секрета маршрута. Они еще в начале экспедиции начали требовать от адмирала разъяснений. На что было сказано: просто они должны держаться его флага днем, и его фонаря – ночью. Естественно, такой заносчивый ответ португальца совсем не нравился, и капитаны договорились при удобном случае «проучить» Магеллана.
Капитан Хуан Картахена в походе представлял королевскую власть. Со временем, на ежедневных рапортах он начал выказать свое неуважительное отношение к адмиралу, называя его капитаном, а не капитан-генерал, как положено по субординации. Несмотря на замечания Магеллана, так продолжалось несколько дней.
Тогда генерал провозгласил его арестованным, а командование судном передал Алвару Мишкита. Картахена продолжил плавание под стражей на судне «Виктория».
Ла плата — не пролив
26 декабря 1519 г. флот достиг залива Ла-Плата. Предполагалось, что заветный пролив находится в нем. Ранее, в 1515 г. район был обследован Хуаном Солисой. Он был убежден, что разыскал пролив в Восточный океан, но не исследовал его. Он не предполагал, что отыскал широкие устья рек Уругвая и Параны.
Ла плата с космоса
Около месяца флотилия исследовала невысокие берега залива. В разведку вверх по реке Парана был отправлен корабль «Сантьяго», но он вскоре вернулся с известием, что это русло большой полноводной реки, а не пролив.
Снова мятеж
Флотилия продвигалась все дальше к югу, преследуемая холодами и сильными штормами, близилась южная зима. 31 марта 1520 г. встали на зимовку в бухте Сан-Хулиан. Все судна вошли в залив, а корабль генерала устроился на его входе. Вечером 1 апреля начали разворачиваться события, о который Магеллан узнал только утром следующего дня.
Мятежники освободили Картахена, арестовали Мишкиту, капитан Кесада убил кормщика – ставленника Магеллана Х. Элорьягу. В их власти было 3 судна: «Консепсьон», «Виктория», «Сан-Антония».
Капитаны выдвинули требование по выполнению инструкции короля – повернуть направление и к Молуккским островам пойти на восток. Наставив пушки на флагмана и «Сантьяго», они потребовали к себе на переговоры генерала. В ответ, через посыльного, передали приглашение лишь капитану «Виктории».
Пока Луис Мендоса читал письмо, его смертельно ранил посланник Магеллана Гонсало Эспиносу. Командиром судна назначен шурин генерала Дуарти Барбоза. На оставшихся двух мятежных судах матросы сами обезвредили офицеров и сдались.
Мятежники были осуждены трибуналом, учрежденным для суда над ними. Суд постановил казнить 40 участников, но их помиловали.
Капитаны-мятежники судов понесли суровые наказания:
- отрубили голову капитану Кесаде;
- труп Мендосы четвертовали;
- капитана Картахена и его соратника-священника высадили на берег с небольшой провизией.
Зимовка
Кругосветное плавание экспедиции Ф. Магеллана было остановлено на зимовку 31 марта 1520 г. в заливе Сан-Хулиан. Зима началась неожиданно и продлилась около 5 месяцев. На время зимовки были урезаны дневные нормы питания, что вызвало недовольство моряков.
Голод и холод привели к тому, что за зимовку погибло 30 человек. Кроме того, длительное путешествие, ветра и штормы поспособствовали обветшанию судов флотилии.
За зимовку, в мае судно «Сантьяго» совершило разведку дальнейшего маршрута. Им выявлен залив Санта-Крус. В шторм у судна сломалась система навигации, и оно разбилось о скалы. Вся команда, за исключением одного члена, уцелела, но до своей базы они дошли лишь через 3 недели, замерзшие и истощенные. Потеря судна нанесла значительный урон флотилии.
За время рейда путешественники взаимодействовали с индейцами. Индейцы зимой, защищая ноги от охлаждения, обматывали их сухой травой, поэтому размеры ног казались особенно большими. Эту землю Магеллан назвал Патагония (большие ноги).
Перед экспедицией король издал приказ об обязательной доставке представителей новых народов. Из-за чего произошла стычка с местными жителями. Обманом моряки заманили двух индейцев. В схватке обе стороны понесли потери, в пути оба индейца погибли.
Зимовка была завершена 24 августа. Но, из-за поломок судов, а также из-за критических погодных условий флотилия через 2 дня вынуждена снова встать на рейд до 18 октября.
Магелланов пролив
Продолжая путь на юг, 21 октября, странниками был замечен узкий проход. На разведку были отправлены суда «Сан-Антонио» и «Консепсьен». Они возвратились с вестью, что возможно пролив обнаружен. Караван судов начал свой путь по узкому проливу между скалистыми берегами. Приливные волны достигали высоты более 10 м и окатывали палубы.
У одного из островов, названному Доусоном, путь раздвоился. Было принято решение: «Сан-Антонио» и «Консепсьен» пойдут разведывать юго-восточное направление. А юго-западное – исследует лодка. Остальные будут ждать вестей.
Кругосветное плавание экспедиции Ф. Магеллана открыло более безопасны пролив, в отличие от опасного пролива Дрейка. В честь первооткрывателя пролив был назван Магеллановым проливом
Лодка вернулась за 3 дня, с радостью известив о свободной воде. В скором времени возвратился «Консепсьен». Опасный поход через пролив, названный Проливом Всех Святых, продолжился 38 дней, его расстояние – 372 км.
На судне «Сан-Антонио» произошел мятеж, возглавленный кормчим Эстебаном Гомешом. Мятежники арестовали капитана Мишкиту и поплыли в Испанию. Вернувшись в Севилью, Гомеш донес на Магеллана, обвинив его в измене королю.
Тихий океан
Мореплаватели не знали о длительности их экспедиции, их современники считали, что Азия расположена вблизи от Америки. В океан флотилия из 3 судов вышла 28 ноября и пошла в северном направлении, стараясь быстрее уйти из холодных вод. В течение 15 суток они плыли вдоль скалистых берегов Южной Америки, затем повернули от материка.
По Тихому океану суда прошли расстояние около 17000 км. За все время плавания по океану не произошло ни одного шторма, поэтому он был назван Тихим. Пережив трудные испытания в Атлантике, экспедиция была не готова к долгому и тяжелому переходу по океану, который продолжился около 4 месяцев.
Путь экспедиции прошел так, что они не встретили ни одного обитаемого острова. Провизия закончилась, в питание пошло все, что можно: сухарная пыль с червями, древесные опилки, готовили кожаные изделия, ловили крыс, пили протухшую воду. Моряки погибали от голода и цинги. Наконец на 100 день увидели вершину горы.
Воровские острова и остров Хомонхом
Кругосветное плавание экспедиции Ф. Магеллана приблизилось к Марианскому архипелагу – населенному острову Гуам – 6 марта 1521 г. Островитяне на лодках окружили суда, предлагая свежую пищу в обмен на испанские товары. Отвлекая странников, местный народ похищал с судов все, что можно было унести, даже попытались увести шлюпку.
Разгневанные мореплаватели сошли с кораблей и сожгли поселение, погибли 7 местных жителей. Забрав местную провизию и свою лодку, флот поплыл дальше. Островитяне попытались отомстить, забрасывая корабли камнями, но никакого урона не причинили. Вся цепь архипелага получила название Ландронесские (Воровские).
Флотилия достигла Филиппинских островов, названным именем Святого Лазаря. 17 марта мореплаватели сошли на безлюдный остров Хомонхом, организовали лазарет. Вылечившись и набравшись сил, экипажи судов снова тронулись в поход. На одном из островов раб Магеллана услышал свою родную речь – стало понятно, что они совершили кругосветный поход.
Битва при Мактане. Смерть Магеллана
7 апреля 1521 г. мореплаватели подступили к порту острова Себу. Богатство селения позволило свободно обменивать местные продукты, золото на испанские товары. Властитель Себу – раджа Хумабон был поражен военной мощью моряков и сразу согласился стать подданным Карла V. Вначале он покрестился сам (стал Карлос), а за ним его семья и почти все жители острова.
Магеллан сделал попытку привезти к власти новоявленного Карлоса все окружающие острова. Но не все острова хотели стать подданными Испании, правитель острова Мактан Лапу-Лапу был один из них. Магеллан на примере захвата острова захотел показать мощь Испании. Но покорение острова не было подготовлено должным образом.
Ранним утром 27 апреля 1521 г. 60 моряков на лодках пошли в бой за остров. Но, с самого начала все пошло не по плану: из-за прибрежных рифов лодки не смогли подступиться к берегам, чтобы помочь огнем десанту из 50 моряков. Мактанцы прятались за деревянными щитами. Из-за расстояния моряки не могли пробить щиты ни стрелами, ни пулями. Тогда Магеллан приказал сжечь поселение.
Такой оборот событий сильно разозлил островитян, и они ринулись в атаку на пришельцев, используя стрелы, копия, камни. Поняв, что они проигрывают, испанцы начали отступать. При отходе Магеллана сначала ранили в лицо копьем, потом в руку. После получения ранения в ногу, он рухнул, и островитяне добили его копьями. В бою погибло 9 моряков.
Последствия этого сражения были плачевны – все прежние завоевания были погублены, престижу Испании нанесен огромный ущерб. Капитаны Жуан Серран и Дуарте Барбоза, просили Лапу-Лапу отдать тело генерала. Но он категорически отказался.
Молуккские острова
Бывший союзник Хумабон воспользовался ситуацией. Узнав, что иностранцы уходят, он устроил прощальное пиршество, созвав весь офицерский состав флотилии, но заподозрив подвох некоторые остались.
Во время обеда устроил бойню – погибли все. Суда быстро покинули остров. До Молуккских островов добирались несколько месяцев. Там до них дошло известие: король Португалии провозгласил Магеллана изменником, его флот приказано арестовать.
Начальником экспедиции назначен Жуан Карвалью (позже его переизбрали за саботаж указаний короля). Проанализировав техническое состояние кораблей, начальник и капитаны Г. Эспиноса и Х. Элькано приняли решения по дальнейшему их использованию.
- Совсем обветшалое судно «Консепсьон» подлежит сожжению. Команда переместилась на «Тринидад» и «Викторию».
- «Тринидад» (капитан Гонсалу Эспиносы) восстановили, и он пустился в обратном восточном курсе к Панаме, находящейся во владении Испании. Но, корабль вынужден возвратиться в Молукку из-за полосы встречных ураганов. Судно арестовали португальцы, матросы отосланы на каторгу.
- 8 ноября «Виктория» (капитан Хуана Элькано) погрузив в трюмы большое количество специй, отправилось в плавание на запад по Индийскому океану мимо мыса Доброй Надежды в Африке.
Острова Зелёного мыса
Кругосветное плавание близилось к финалу, но лишения продолжали преследовать экспедицию. Запасы провизии подошли к концу, часть членов экипажа начала требовать сдаться португальским властям в Мозамбике. Но, основной костяк – приверженцы Ф. Магеллана – решили плыть дальше.
20 мая судно, обойдя мыс Доброй Надежды, продолжило нелегкий путь на северо-запад в Атлантическом океане. В походе по Индийскому океану команда потеряла около 25 моряков. 9 июля 1522 г. потрепанное судно подошло к португальским островам Зеленого мыса. Не встать на острове было нельзя – кончились продукты и питьевая вода.
Купить продукты было решено на острове Святого Иакова. Первый рейс с 2 лодками стал удачным – португальцы поверили в выдуманную историю об аварии с фок-мачтой на экваторе (ее потеряли у мыса Доброй Надежды), а генерал с другими судами поплыл в Испанию. Второй рейс завершился арестом 13 моряков. Судно с оставшимся экипажем поспешно пустилось в дальнейшее плавание.
Завершение экспедиции
6 сентября 1522 г. обветшалое судно «Виктория» причалило к испанскому берегу. Плавание продлилась 1081 дней. В экипаже осталось 18 человек. Через 5 месяцев Испания выкупила всех арестованных моряков на острове Святого Иакова. В 1525 г. вернулись еще 4 моряка с судна «Тринидад».
Вырученные деньги с привезенных пряностей с лихвой покрыли расходы в экспедицию. Ко всему Испания стала первооткрывательницей Марианских и Филлипинских архипелагов. Карл V предъявил претензии на Молуккские острова. Португалии пришлось их выкупить за огромное состояние – 350 тыс. дукатов.
Итоги экспедиции, что открыл Магеллан
Во время первого кругосветного мореплавания получены материалы, которые изменили представления о планете:
- Доказано, что Земля имеет форму шара.
- Длина пути позволила ученым оценить подлинные размеры Земли.
- По суждениям того времени Земля представляет большей частью сушу с морями. Поход показал, что на планете преобладают океаны.
- Выявлена неразрывность Мирового океана.
Испанская экспедиция первая пересекла Тихий, а позже Индийский океаны.
Открыты:
- новый маршрут в Азию;
- многочисленные заливы восточной стороны Южной Америки, полуостров Вальдес;
- пролив, разъединяющий Южную Америку и Огненную Землю;
- некоторые острова и архипелаги Тихого и Индийского океанов.
Мореплаватель не намеревался свершить кругосветное плавание. В его намерениях было открыть новый западный путь к Молуккам. Это желание заставило его организовать экспедицию и совершить тяжелый переход через 3 океана. Не он лично закончил великий поход, это сделали остатки его флота. Но первое известное в мире путешествие известно под именем Ф. Магеллана.
Оформление статьи: Владимир Великий
Видео о путешествии Магеллана
Документальный фильм кругосветного путешествия Магеллана:
Источник