Первое путешествие россиян вокруг света
В 1803 г, по проекту талантливых ученых и смелых мореплавателей—Ивана Федоровича Крузенштерна и Юрия Федоровича Лисяьского была организована первая русская кругосветная экспедиция, вписавшая яркую страницу в историю русского флота и русской географической науки*
К началу XIX века большие пространства океана и суши еще вовсе не были известны* На маленьких парусных судах русские моряки сделали многое, сохраняющее и до сих пор большое научное значение*
Открытия и наблюдения Крузенштерна и Лисянского явились ценным вкладом в науку. Ими были не только открыты новые острова, но также установлен ряд важных географических процессов и явлений, которые получили вполне научное объяснение* Применение новых методов изучения природы океанов положило основу для развития новой отрасли географической науки—океанографии.
С первой русской кругосветной экспедиции началась также новая эпоха в картографическом исследовании Тихого океана. Об этом свидетельствует классический труд И. Ф* Крузенштерна* «Атлас Южного моря»* В продолжение XIX столетия этот труд был единственным практическим руководством для плавания по Тихому океану*
Об историческом значении этих плаваний для развития науки С. О. Макаров писал так:
«Имена незабвенных исследователей: Крузенштерна,
Лисянского, Сарычева, Головнина, Коцебу, Беллинсгаузена, Врангеля и Литке перейдут в грядущее поколение, На утлых кораблях совершали наши ученые моряки свои смелые путешествия и, пересекая океаны по разным направлениям, отыскивали и изучали новые, еще неизведанные страны. Описи и съемки, которые они сделали, и по сие время служат для руководства мореплавателям, а замечания и наставления их цитируются лоциями всех наций. Да послужат труды этих исследователей драгоценным заветом дедов своим внукам, и да найдут в них грядущие поколения наших моряков пример служения науке» 1 .
Настоящая работа представляет собою попытку осветить научные открытия и исследования, произведенные участниками первой русской кругосветной экспедиции, и выяснить их значение в истории отечественной науки.
ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ первой русской КРУГОСВЕТНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ
ПРИЧИНЫ, ВЫЗВАВШИЕ РУССКИЕ КРУГОСВЕТНЫЕ ПЛАВАНИЯ
Огромная часть азиатского материка в течение многих веков оставалась полной загадкой для европейцев. Впервые с этими неизведанными пространствами ознакомились в конце XVI в. русские промышленники и казаки. Меньше чем за одно столетие они открыли всю Сибирь от Урала до Тихого океана, и эту гигантскую территорию, равную целому континенту, присоединили к владениям России 2 .
Но на этом движение русских людей на восток не прекратилось. Плавания Дежнева, Беринга и Чирикова, Федорова и Гвоздева ознакомили человечество с северной частью Тихого океана и привели к открытию северо-западного побережья Америки. Это была замечательная эпоха великих русских географических открытий, внесшая огромный вклад в сокровищницу науки.
Открытие Алеутских островов и северо-западного побережья Америки раскрыло широкие горизонты для деятельности русских людей в Тихом океане.
В бурный, неведомый океан на хрупких суденышках— «шитиках» и «гвозденниках»—стали отправляться многочисленные промысловые экспедиции на поиски «незнаемых землиц», для «приводу жителей в российское подданство» и для «собственной выгоды».
Результатом плаваний промышленников было расширение российских владений на Тихом океане. К середине 60-х годов XVIII в. отважные русские мореходы и промышленные люди, не имея часто ни специальных знаний по мореплаванию, ни надлежащего оснащения, открыли и обследовали всю цепь Алеутских островов и полуостров Аляску.
Вначале промышленники, плавая по Тихому океану и охотясь за морским зверем, не задавались целью основать здесь русские колонии. Только в конце XVIII в. предприимчивый сибирский купец Григорий Иванович Шелехов решил основать русские колонии на тихоокеанских островах и побережье материка Северной Америки.
Для осуществления этого обширного плана он организовал промысловую компанию, которая стала вывозить с тихоокеанских островов и побережья Америки пушнину, моржовые клыки, китовый ус и т. п.
Шелехов—этот русский Колумб, как его называл Державин,—был не только энергичным купцом, но и исключительным для своего времени человеком, с широким государственным кругозором. Он думал не только о личной наживе, но главной своей целью считал упрочение за Россией новооткрытых земель в Тихом океане.
Он основал первые русские поселения на Алеутских островах и на островах Кадьяк и Афогнак, лежащих близ берегов Аляски Позднее возникли русские поселения на самом американском материке.
После смерти Шелехова (в 1795 г.) на базе созданной им промысловой компании была организована в июле 1799 г известная Российско-Американская компания. Ее созданию предшествовал длительный период закулисной борьбы между отдельными группами столичных и сибирских купцов и дворян.
Права и «привилегии» Российско-Американской компании, сроком на 20 лет, были утверждены царской грамотой:
«. 1. По открытии из давних времен мореплавателями берега северо-западной части Америки, начиная от 55° северной широты и ряда островов, простирающихся от Камчатки на север к Америке, а на юг к Японии и по праву обладания оных Россиею, мы всемилостивейше
позволяем пользоваться компании всеми промыслами и заведениями, находящимися ныне по северо-западному берегу Америки, от вышеозначенного 55° до Берингова пролива и за оный, також на островах Алеутских, Курильских и других по северо-восточному океану лежащих.
2. Делать ей новые открытия не токмо выше 55° северной широты, но и за оную далее к югу, и занимать открываемый ею земли в российское владение на прежде предписанных правилах, если оныя никакими другими народами не были заняты и не вступали в их зависимость.
3. Пользоваться ей всем тем, что доныне в сих местах как на поверхности, так и в недрах земли было ею отыскано и впредь отыщется, без всякого со стороны других на то притязания.
4. Всемилостивейше позволяем компании сей на будущее время по надобности и лучшему разумению ея, где она за нужное найдет, заводить поселения и укрепления для безопасности жилища, отправляя в сей край суда с товарами и промышленниками без малейшего в том препятствия.
5. Производить ей мореплавание ко всем окрестным народам и иметь торговлю со всеми около лежащими державами, по изъявлению от них добраго на то согласия, и по высочайшем нами сего утверждении, для приведения в большую силу и пользу ея предприятий.
6. Нанимать ей для мореплавания, промыслов и заведений всякого состояния людей свободных и неподозрительных, имеющих на таковое увольнение узаконенные виды; в рассуждении же отдаленности тех мест, куда они отправляются, от губернского начальства давать государственным поселянам и другого звания свободным людям на 7 лет паспорты; помещичьих же крестьян и дворовых людей нанимать компании не иначе как с дозволения их помещиков, и за всех ею нанятых платить ей куда следует государственные подати».
Источник
Как едва не провалилось первое русское путешествие вокруг света
Когда Россия вышла в море, обрела свой собственный флот и заморские колонии – Русскую Америку – ей оставалось только идти вперёд. Трудно было поверить, что ещё совсем недавно русского флота, созданного волей Петра I, не существовало вовсе. И вот возникает мысль о кругосветном путешествии, которое было бы совершено под русским военно-морским флагом.
Предшественники
Под фразой знаменитого дипломата и путешественника Н. П. Резанова «Да будет судьба России крылата парусами!» подписалось бы множество людей – и командоров, и простых моряков, и тех, кто, сам не выходя в море, делал всё возможное для того, чтоб осуществить такие экспедиции. О дальних морских путешествиях мечтал и сам великий Преобразователь, в планах Петра был поход в Вест-Индию, пересечение экватора и установление торговых отношений с «великими моголами».
Этим замыслам не суждено было осуществиться. Тем не менее в 1725–1726 годах состоялась Русская океанская экспедиция в Испанию под началом капитана И. Кошелева, который позднее предлагал и идею кругосветного похода из Санкт-Петербурга.
В 1776 году Екатерина II подписала указ об отправке из Балтийского моря судов в первую русскую кругосветную экспедицию. Руководить походом должен был молодой капитан Г. И. Муловский, опытный и умелый моряк. Экспедиция должна была решить сразу несколько задач: доставить крепостные орудия в Петропавловскую гавань, установить торговые отношения с Японией, отвезти скот и посевное зерно, а также прочие необходимые товары поселенцам в Русской Америке, а кроме того – открывать новые земли и упрочивать престиж России.
одготовка к масштабной экспедиции разворачивалась полным ходом, на заводах уже были отлиты чугунные гербы и медали с изображениями Екатерины, которые надлежало устанавливать на новооткрытых территориях. Но началась Русско-турецкая война, и все припасы было велено распределить на корабли, отправляющиеся в Средиземное море. Сам Муловский погиб в морском сражении. В царствование Екатерины русское кругосветное плавание так и не осуществилось, но идея уже прочно завладела умами.
Первая русская кругосветная экспедиция
Иногда жизнь складывается так странно, что в любой книге подобный сюжет смотрелся бы натяжкой. На корабле «Мстислав» оказался совсем юный мичман, вчерашний гардемарин. Ивану Крузенштерну было всего 17 лет, когда он поступил под начало капитана Муловского. Трудно сказать, говорили ли они о несостоявшейся экспедиции, но именно Крузенштерну предстояло совершить то, в чём судьба отказала его отважному предшественнику.
Иван Фёдорович Крузенштерн и его собрат по Морскому корпусу Юрий Фёдорович Лисянский как молодые моряки, показывавшие значительные успехи, были отправлены на стажировку в английский флот. Крузенштерн чрезвычайно заинтересовался торговлей с Китаем, посещал китайские порты – и по возвращении в Россию подробно, с цифрами и выкладками, изложил своё мнение, что организация морского сообщения русских колоний с Китаем – дело чрезвычайно выгодное и полезное для России. Разумеется, мнением молодого лейтенанта пренебрегли – предложение было слишком смелым. Но внезапно Крузенштерна поддержали видные и авторитетные вельможи – государственный канцлер Румянцев и адмирал Мордвинов, а вскоре с похожим предложением выступила Российско-Американская компания (РАК), – и так решилась судьба первой русской кругосветной экспедиции.
Щедрая спонсорская помощь РАК позволила не ждать, пока будут построены суда, способные выдержать тяготы пути. Два подходящих судна были закуплены в Англии, усовершенствованы, названы «Надежда» и «Нева». РАК была достаточно влиятельной и богатой организацией, чтобы экспедиция была снабжена всем самым лучшим в рекордно быстрые сроки.
В далекое и опасное путешествие набирали только добровольцев – тем не менее их было столько, что впору было бы комплектовать три экспедиции. В команду были включены учёные, художники (чтобы зарисовывать ландшафты, неизвестные науке растения и животных), астроном. Целью было доставить нашим русским поселениям в Америке необходимые товары, забрать у них пушнину, осуществить продажу или промен товаров в китайских портах, доказать выгоду морского пути в Русскую Америку по сравнению с сухопутным – через Сибирь. А кроме того – доставить к берегам Японии посольство под руководством камергера Н. П. Резанова.
Несмотря на «торговый» характер экспедиции, суда выходили под военно-морским флагом. Камергер Резанов был далеко не последний человек в РАК, как-никак зять главы и основателя компании, Г. Шелихова, наследник капиталов «российского колумба». Предполагалось, что он отвечает за научно-хозяйственную часть, а Крузенштерн – за морскую. В августе 1803 года «Нева» и «Надежда» отплыли из Кронштадта. После Гавайских островов корабли, как и было условлено, разошлись. «Нева» под руководством Лисянского отправилась на север, к островам Кадьяк и Ситка в Аляскинском заливе, с грузом товаров для РАК, чтобы встретиться с «Надеждой» в Макао в сентябре 1805 года. «Надежда» отправилась к Камчатке – а далее – в Японию для выполнения дипломатической миссии Резанова. По дороге «Надежда» попала в жесточайший шторм – и, как потом выяснилось, в зону цунами.
Увы, миссия оказалась проваленной – после почти полугодового ожидания в Нагасаки, русские получили отказ. Японский император вернул подарки (огромные зеркала в рамах), отказался принять посольство и велел немедленно покинуть Японию, впрочем, снабдил корабль водой, едой и дровами. В Макао капитаны встретились, выгодно обменяли меха на чай, фарфор и прочие редкие и ликвидные в Европе товары и отправились в Россию. После шторма, потеряв друг друга из виду, «Надежда» и «Нева» благополучно вернулись в Россию, сперва «Нева», потом, через пару недель, – «Надежда».
Плавание протекало не так безмятежно, как бы хотелось. Проблемы начались практически сразу после отплытия. У камергера Резанова имелся рескрипт, подписанный Александром I, согласно которому он, Резанов, был назначен главой экспедиции, но с оговоркой, чтобы все решения принимать совместно с капитаном Крузенштерном.
Ради размещения на сравнительно небольшой «Надежде» свиты Резанова пришлось отказать ряду действительно нужных в плавании людей. Кроме того, в свиту Резанова входил, например, граф Фёдор Толстой, впоследствии прозванный Американец, – человек абсолютно неуправляемый, жестокий манипулятор и интриган. Он умудрился перессорить всю команду, не раз досаждал своими выходками лично Крузенштерну – и в конце концов был принудительно высажен на острове Ситка.
На военном корабле, согласно уставу, мог быть лишь один руководитель, распоряжения которого выполняются беспрекословно. Резанов, как человек невоенный, совершенно не принимал дисциплины, и постепенно отношения между ним и Крузенштерном накалились до предела. Вынужденные на протяжении пары лет делить одну крохотную каюту, Резанов и Крузенштерн общались посредством записок.
Резанов пытался заставить Крузенштерна изменить маршрут экспедиции с тем, чтобы сразу же отправиться на Камчатку – по факту, прервав кругосветное путешествие. Наконец, Резанов позволил себе грубость по отношению к капитану в присутствии команды – и это, с точки зрения устава, было совершенно непростительно. После громкого скандала, убедившись, что на его стороне нет никого, обиженный Резанов практически не выходил из каюты, пока «Надежда» не достигла Петропавловска.
К счастью, опытный и хладнокровный комендант П. Кошелев разобрал дело, невзирая на лица, стремясь, чтобы ссора двух частных лиц не смогла помешать выполнению государственного долга. С этим же был полностью согласен Крузенштерн, и Резанову пришлось пойти на попятный. По окончании японской миссии Резанов покинул «Надежду» – и больше они с Крузенштерном не встречались, ко взаимному удовольствию.
Дальнейшая история Н. П. Резанова, отправившегося в Калифорнию и встретившего там 14-летнюю красавицу Марию Концепсьон Аргуэльо, дочь коменданта Сан-Франциско, известна как одна из самых романтических страниц не только русской, но и, наверное, мировой истории. В знаменитой рок-опере «Юнона и Авось» повествуется именно об их трагической любви, но это уже другая, хотя и очень интересная, история.
Источник