Пьетро антонио трезини достопримечательности

Пьетро Трезини

Пьетро Трезини

Пьетро Антонио Трези́ни (итал. . Trezzini , Пётр Трезин) (1692—1759)- известный архитектор. Родился в Швейцарии, в кантоне Тичино. Учился в Милане. Стиль — барокко.

Не путать с сыном Доменико, Пьетро Трезини.

Приехал в Санкт-Петербург в 1726 году. Сначала работал самоcтоятельно.

Затем работал вместе с Д. Трезини, М. Г. Земцовым.

С 1735 занимался реконструкцией Исаакиевского собора, здания Почтового двора, достройкой таможни и Придворных конюшен.

В 1740-47 возводил Успенскую церковь (Князь-Владимирского собора).

С 1742 года — главный архитектор Петербурга.

1743 год — церковь Климента на Пятницкой улице в Москве по заказу А. П. Бестужев-Рюмина.

Закончил строительство Морского госпиталя (Выборгская наб., 1), построил два дома католической церкви Святой Екатерины.

Возможно, является автором Пантелеимоновской церкви, Спасо-Сенновской (Успенской церкви) и Владимирской церкви.

В 1751 (так же указываются даты 1753, 1755 гг.) уехал В Италию, так как потерял возможности для строительства в Санкт-Петербурге. Дальнейшая его судьба неизвестна.

Работы

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Пьетро Трезини» в других словарях:

Трезини — (итал. Trezzini) распространённая итальянская фамилия. Однако наибольшую известность получили архитекторы, приехавшие строить Санкт Петербург в начале XVIII века. Трезини, Доменико (Андрей Акимович) (около 1670 1734) русский… … Википедия

Пьетро Антонио Трезини — Годы жизни Дата рождения 1692 Место рождения кантон Тичино Дата смерти 1759 Работы и достижения Работал в городах Санкт Петербург … Википедия

Трезини, Пьетро Антонио — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Трезини. Пьетро Антонио Трезини Основные сведения Дата рождения 1692 год(1692) Место рождения … Википедия

Трезини Пьетро Антонио — (1692 после 1760) швейц. архитектор, учился в Италии и работал на крупных стройках Милана под рук. своего отца. Приехал в СПб. в 1726 и первые 10 лет работал вольным мастером по частным заказам, в 1731 32 исполнял по контракту штукатурные и… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

Трезини — (Джузеппе Андреа Пьетро) итальянск. архитектор. Время и место его рождения, равно как и смерти, неизвестны. В 1721 г. он поступил на русскую службу и был определен к строению Петропавловской крепости в СПб. В 1722 50 гг. сооружал по своему,… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Трезини, Пьетро — … Википедия

Архитектура Санкт-Петербурга — Архитектура Санкт Петербурга, в особенности его исторического центра, представляет собой созданный в XVIII XX веках один из самых выдающихся по выразительности архитектурных столичных комплексов. На территории России Санкт Петербург стал первым… … Википедия

Земцов, Михаил Григорьевич — У этого термина существуют и другие значения, см. Земцов. Михаил Григорьевич Земцов … Википедия

Источник

Трезини, Пьетро Антонио

Не путать с Пьетро Трезини — сыном Доменико

Пьетро Антонио Трезини
Годы жизни
Дата рождения
Работы и достижения
Работал в городах
Пьетро Антонио Трезини
Основные сведения
Страна
  • Швейцария
Дата рождения 26 сентября1692 ( 1692-09-26 )
Место рождения кантон Тичино, Швейцария
Дата смерти после 1760
Место смерти
  • Италия
Работы и достижения
Работал в городах Санкт-Петербург, Москва
Архитектурный стиль барокко
Пьетро Антонио Трезини на Викискладе

Пьетро Антонио Трези́ни (итал. Pietro Antonio Trezzini , на русский манер Пётр Трезин) (26 сентября 1692 [1] [2] — после 1760) — швейцарский архитектор барочного стиля, работавший преимущественно в Петербурге. В 1742—1751 годах — главный архитектор города.

Содержание

Биография

Родился в местечке Аньо [en] в швейцарском кантоне Тичино (округ Лугано) [1] . Учился в Италии и работал на крупных стройках в Милане под руководством своего отца [2] , потомственного зодчего [3] . Приехал в Санкт-Петербург в 1726 году. Сначала работал самостоятельно, позднее сотрудничал с Доменико Трезини, М. Г. Земцовым.

Первые 10 лет занимался работами по частным заказам; в 1731—32 годах получил контракт на выполнение штукатурных и каминных работ в здании Двенадцати коллегий [2] . В 1735 году П. А. Трезини было поручено восстановление сгоревшей Исаакиевской церкви [2] .

С ноября 1743 года он приступил к руководству постройкой Спасо-Преображенского собора в Литейной части Петербурга (в связи с кончиной М. Г. Земцова, по чьему проекту возводился собор). В 1745 году согласно указу императрицы Елизаветы Петровны Трезини переделал проект «таким подобием, как в Москве на Успенском соборе …» [4] , в результате чего Преображенский собор стал первой пятикупольной церковью в Петербурге [2] [3] .

В 1742—1751 годах П. А. Трезини руководит достройкой Александро-Невского монастыря, построив за этот период Фёдоровский корпус и почти завершив постройку Фёдоровской церкви [2] .

С 1742 года П. А. Трезини исполнял должность архитектора Главной полицмейстерской канцелярии Санкт-Петербурга, занимаясь контролем частных построек и их соответствием плану города [2] . Занимался достройкой здания Почтового двора, достройкой таможни и Придворных конюшен.

В 1746 году он выполнил проект Троицкой Новосергиевской пустыни под Санкт-Петербургом, представлявшей собой квадратный комплекс с находящимся в центре крестообразным пятикупольным собором и колокольней, а также двумя жилыми корпусами к северу и югу от собора [2] .

В 1740—1747 возводил каменный Успенский собор «на Мокруше» [3] (освящён в 1789 году как Князь-Владимирский).

Закончил строительство Морского госпиталя (Выборгская наб., 1), построил два дома католической церкви Святой Екатерины.

В новейшей литературе Трезини приписывают много других культовых построек, к примеру, проекты Пантелеимоновской церкви, Спасо-Сенновской и Владимирской церкви. По стилистическим соображениям Трезини также приписывается церковь Климента (1743) на Пятницкой улице в Москве, строившаяся по заказу А. П. Бестужев-Рюмина.

П. А. Трезини болезненно переживал успех и славу, доставшиеся в царствование Елизаветы Петровны архитектору Ф.-Б. Растрелли — капризно требовал дополнительного вознаграждения за свой труд, различных привилегий и преимуществ [3] . Не получив таковых и не будучи готовым мириться с «отходом на второй план», архитектор весной 1751 года уехал в Италию [2] (также указываются даты 1753, 1755 гг. [ источник не указан 813 дней ] ). Формально это был годичный отпуск, однако архитектор задержался в Италии на несколько лет, в течение которых выполнял различные работы во дворце миланского герцога [2] .

В 1760 году П. А. Трезини вновь жил в Санкт-Петербурге, однако уже не состоял на государственной службе и, вероятно, работал по частным заказам [2] .

Родственные связи

Пьетро Антонио Трезини приходился дальним родственником Доменико Трезини — жена сына Доминико, Пьетро, приходилась Пьетро Антонио двоюродной сестрой [5] . В Петербурге П. А. Трезини поддерживал тесные контакты с женой и детьми Доминико (в частности, стал крёстным отцом внука Д. Трезини), и имел один с ними круг общения [3] .

Примечания

  1. 12Nicola Navone. Bâtir pour les tsars : architectes tessinois en Russie, 1700-1850. — Lausanne : Presses polytechniques et universitaires romandes, 2007. — ISBN 978-2-88074-583-7 — P. 33 (фр.)
  2. 1234567891011Малиновский, 2003.
  3. 12345Андреев, 2014.
  4. ↑Баторевич, Кожицева, 2008.
  5. Малиновский К. В. Доменико Трезини. — СПб.: Крига, 2007. — 231 с. — С. 132. — ISBN 978-5-901805-31-2.

Литература

  • Андреев А. Н.Католики Трезини в России // Гуманитарные научные исследования : Электронный научно-практический журнал. — 2014. — Вып. 3 .
  • Спасо-Преображенский собор // Храмы-памятники Санкт-Петербурга: во славу и память российского воинства / Баторевич Н. И., Кожицева Т. Д. — СПб. : Дмитрий Буланин, 2008. — С. 231—253. — 332 с. — ISBN 5-86007-544-3.
  • Вздорнов Г. И. Архитектор Пьетро Антонио Трезини и его постройки // Русское искусство XVIII века: Материалы и исследования. — М., 1968. — С. 139—156.
  • Клименко С.В. К вопросу об атрибуции Успенского собора Свенского монастыря // Архитектурное наследство. 47 / Отв. ред. И.А. Бондаренко. М., 2007. — С. 134–141.
  • Корольков М. «Архитекты» Трезини // Старые годы. 1911, апрель. — С. 17–36;
  • Малиновский К. В. Архитекторы из итальянской Швейцарии в Санкт-Петербурге // Швейцарцы в Петербурге. — СПб. : Петербургский институт печати, 2002. — С. 109—110. — 624 с.
  • Малиновский К. В. Трезини Пьетро Антонио // Три века Санкт-Петербурга : Энциклопедия: В 3 т. / Отв. ред. П. Е. Бухаркин. — 2-е изд., испр. — СПб. : Филологический факультет СПбГУ ; М. : Издательский центр «Академия», 2003. — Т. 1 : Осьмнадцатое столетие: В 2 кн., кн. 2 : Н—Я. — С. 418. — 640 с. — ISBN 5-8465-0052-8. — ISBN 5-8465-0147-8 (т. 1).
  • Овсянников Ю. М. Великие зодчие Санкт-Петербурга. Трезини. Растрелли. Росси. — СПб. : Искусство-СПб, 2001. — 632 с. — С. 197—199
  • Смирнов Г. К. Неизвестный проект Пьетро-Антонио Трезини. К вопросу о типологии центрических церквей в русской и европейской архитектуре барокко // Искусствознание. 1-2/2013. М., 2013. — С.126-145.
  • Федотова Т.П. К проблеме пятиглавия в архитектуре барокко первой половины XVIII века // Русское искусство барокко: Материалы и исследования / Под ред. Т.В. Алексеевой. М., 1977. — С. 70–87
  • Шилков В.Ф. Архитекторы-иностранцы при Петре I // Русская архитектура первой половины XVIII века. М., 1954. — С. 120–130

Ссылки

Что такое wiki2.info Вики является главным информационным ресурсом в интернете. Она открыта для любого пользователя. Вики это библиотека, которая является общественной и многоязычной.

Основа этой страницы находится в Википедии. Текст доступен по лицензии CC BY-SA 3.0 Unported License.

Wikipedia® — зарегистрированный товарный знак организации Wikimedia Foundation, Inc. wiki2.info является независимой компанией и не аффилирована с Фондом Викимедиа (Wikimedia Foundation).

Источник

Пьетро Антонио Трезини

Пьетро Антонио Трезини обучался архитектурному мастерству в Милане. Приехал в Россию в 1726 году. До 1960-х годов он считался сыном знаменитого петербургского зодчего Доменико Трезини, у которого был сын Пётр. Но тот был отправлен на обучение в Италию в 1725 году и не мог закончить образование всего через один год. Пьетро Антонио Трезини — только лишь однофамилец своего соотечественника.

В 1726-1732 годах архитектор работал на частных заказчиков. В 1732 году рядом с Литейным двором он строил Монетный дом, а ещё через три года — Почтовый двор близ Исаакиевской церкви. Эти постройки до нашего времени не сохранились, так же как и ремонтированный Трезини второй Исаакиевский собор, пострадавший от пожара в 1735 году. Несколько позже Пьетро Антонио перестраивал в камне Успенскую церковь (ныне Князь-Владимирский собор).

Осенью 1742 года Пьетро Антонио Трезини получил заказ на перестройку триумфальных ворот у Аничкова моста, и сооружение новых ворот у Зелёного моста. Эти работы предваряли возвращение из Москвы в Петербург после коронации императрицы Елизаветы Петровны. В том же году Трезини был назначен архитектором Полицмейстерской канцелярии Петербурга, взамен временно уехавшего в Москву Михаила Земцова. На этой должности он стал выполнять те работы, которые прежде делались его знаменитым однофамильцем Доменико Андреа Трезини: планировал новые улицы, проектировал казённые и частные строения. В это время на участке современного дома №54 по Невскому проспекту он построил для себя жилой дом.

Из-за возросшей нагрузки швейцарец стал требовать большего жалования. В то время он трудился ещё и над храмом лейб-гвардии Преображенского полка и в Александро-Невском монастыре. В апреле 1746 года Полицмейстерская канцелярия перезаключила контракт с Трезини, увеличив его жалование и присвоив ему звание майора.

Если Доменико Трезини построил правое крыло Александро-Невского монастыря с Благовещенской церковью, то Пьетро Антонио возвёл левое крыло и Фёдоровскую церковь. Кроме этой обители, архитектор строил также и подворье Троице-Сергиевского монастыря на берегу Фонтанки, а также Троице-Сергиевскую пустынь на дороге в Петергоф. При постройке Преображенского собора Пьетро Антонио Трезини первым вернулся к традиции православного пятиглавия храмов, которое было нарушено Петром I и Доменико Трезини созданием Петропавловского собора с единственным куполом и колокольней.

Весной 1751 года Трезини уехал в Италию, оставив незавершёнными работы по постройке зданий Конюшенного и Таможенного ведомств, оперного театра при Аничковом дворце, перестройке костёла Святой Екатерины. Он рассчитывал на то, что в Петербурге заметят его отсутствие и предложат лучшие условия контракта. В Россию для обсуждения новых требований архитектора приезжала его жена. Но успеха переговоры не привели. В Петербурге и без Пьетро Антонио было достаточно талантливых зодчих.

Дом П. А. Трезини продал фавориту императрицы Ивану Ивановичу Шувалову. Архитектором С. И. Чевакинским на этом месте был построен дворцовый флигель.

В 1760 году архитектор ещё жил в Петербурге. Его дальнейшая судьба неизвестна.

Источник

Пьетро Антонио Трезини

Пьетро Антонио Трезини

Прочное место в петербургском зодчестве занимают представители рода Трезини, в первую очередь, конечно, строители петровской эпохи. Но есть в этом ряду все еще недостаточно изученный мастер – большой архитектор и незаурядный человек Пьетро Антонио Трезини (в России его называли Петром Андреевичем). Был ли он сыном Доменико? Возможно.

Быть может, исследователи искусства XVIII века когда-нибудь сумеют дать точную и глубокую характеристику этого крупного и оригинального зодчего-новатора. Он родился в 1692 году, учился Антонио в Италии, там же, по-видимому, и строил первые свои здания. С 1726 года молодой зодчий в Петербурге. Ом строит множество частных домов, Монетный двор близ Литейного двора, Таможенное и Конюшенное ведомства (не сохранились). С 1735 по 1746 год Трезини отдает много сил и времени реконструкции и отделке Исаакиевской церкви (находилась близ монферрановского творения). Значительные и притом сохранившиеся постройки Пьетро Антонио – жилые дома № 32 и № 34 на Невском проспекте (1738–1739), сооружение которых было связано с проектированием им костела Св. Екатерины. Именно Трезини создал первый проект костела, определив его положение в глубине участка. Проект стал осуществляться лишь через четверть века Ж.-Б. Валлен-Деламотом и А. Ринальди. Жилые дома в 1893 году весьма тактично надстроил А.А. Клевщинский. Трезини завершил постройку госпиталя на Выборгской стороне (перестроен в Х!Хв.).

С рисунка М.И. Махаева. Усадьба Бестужева-Рюмина на Каменном острове. 1753 г.

С 1742 года Трезини – главный архитектор Петербурга и в то же время – Александро-Невской лавры. В этом монастыре он продолжал начатое предшественниками, вел планировочные работы и создал изумительной красоты Федоровскую церковь с корпусами и воротами. Созданное здесь великолепно связывает архитектуру Петербурга с московской. А в Москве Трезини построил церковь Климента на Пятницкой улице, не имеющую аналогов в архитектуре Москвы. Превосходно найденный силуэт, безупречные пропорции делают эту стройную петербургскую церковь шедевром русского зодчества XVIII века. Почти все работы зодчего завершались позднее, когда он вынужден был покинуть Россию (в 1751 или 1755 г.). Можно лишь догадываться о драматических эпизодах его жизни, о соперничестве с Ф.Б. Растрелли, об изнурительных отчетах, придирках чиновников, о зависти коллег…

Рис. В.Г. Исаченко. Федоровская церковь в Александро-Невской лавре

В 1748 году Трезини выполнил проект величественного ансамбля Троице-Сергиевой пустыни, осуществленный в 1756–1763 гг. Перестройки XIX столетия и разрушения минувшей войны привели к почти полной утрате этого лучшего, наряду со Смольным монастырем, ансамбля барокко в нашем городе (ныне здесь монастырь, ул. Буденного, близ Стрельны).

Пьетро Антонио был создателем дворцово-паркового комплекса А.П. Бестужева-Рюмина на Каменном острове, известного только по гравюрам и рисункам М.И. Махаева. И снова мы должны употреблять слова: впервые, уникальный, великолепный, ибо Трезини создал единственный в своем роде, необычайно живописный, связанный с пейзажем ансамбль. На его фундаменте строит Каменноостровский дворец.

Храм во имя Св. Живоначальной Троицы

Именно Трезини был первым в Петербурге строителем пятиглавых храмов. Таков был Спасо-Преображенский, начатый М.Г. Земцовым и блестяще завершенный Трезини в 1754 году. В 1825–1827 годах сгоревший собор возобновил В.П. Стасов, сохранивший план, общую композицию и части стен предшественника.

Акварель В.Г. Исаченко. Владимирский собор

Шедевр отечественного зодчества XVIII столетия (наряду со Смольным и Никольским соборами) – Владимирская церковь (Владимирская площадь). О ней немало сказано, она давно получила высокую оценку специалистов, однако автор ее окончательно не установлен. Скорее всего именно П.А. Трезини был создателем этого шедевра или же, во всяком случае, зодчим, причастным к его созданию. В нем несомненно присутствуют «трезиниевские» черты. Трудно найти в списке зодчих первой половины XVIII столетия другого возможного автора. И хотя церковь была построена в 1760-е годы, это не противоречит возможности нашего предположения – ведь и другие работы Трезини завершались значительно позже. Последнее слово – за исследователями зодчества XVIII века. Не исключено, что именно он был автором церкви Св. Пантелеймона и других зданий. Но в любом случае имя П.А. Трезини должно стоять рядом с именем Растрелли, как имя крупнейшего русского зодчего эпохи расцвета барокко.

Рис. В.Г. Исаченко. Церковь Св. Пантелеймона

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Антонио Виварини

Антонио Виварини Вполне понятно, что ценных вкладов в развитие пейзажа в этом иконном производстве венецианцев раннего кватроченто нам не найти. На золотом фоне возносит Джамбоно роскошные готические «павильоны» своих мозаик, имеющие много общего с «павильонами»

ЖИЗНЕОПИСАНИЕ ПЬЕТРО ЛАУРАТИ СИЕНСКОГО

ЖИЗНЕОПИСАНИЕ ПЬЕТРО ЛАУРАТИ СИЕНСКОГО Пьетро Лаурати, превосходный сиенский живописец, доказал своей жизнью, как велико бывает удовлетворение настоящих мастеров своего дела, коль скоро они услышат, что творения их ценятся и на родине, и за ее пределами, и увидят, как они

ЖИЗНЕОПИСАНИЕ ПЬЕТРО КАВАЛЛИНИ РИМСКОГО ЖИВОПИСЦА

ЖИЗНЕОПИСАНИЕ ПЬЕТРО КАВАЛЛИНИ РИМСКОГО ЖИВОПИСЦА Рим в течение многих веков был уже лишен не только хорошей словесности и военной славы, но даже и всех наук и искусств, когда родился там по воле Божьей Пьетро Каваллини, в то время когда первенствующее место среди

ЖИЗНЕОПИСАНИЕ АНТОНИО ВЕНЕЦИАНО ЖИВОПИСЦА

ЖИЗНЕОПИСАНИЕ АНТОНИО ВЕНЕЦИАНО ЖИВОПИСЦА Многие из тех, кто, оставаясь в своем отечестве, где они родились, терзались бы укусами чужой зависти и угнетались бы тиранией сограждан, удаляются оттуда и, избрав родиной другие места, находят там признание и вознаграждение

ЖИЗНЕОПИСАНИЯ АНТОНИО ФИЛАРЕТЕ И СИМОНЕ ФЛОРЕНТИЙСКИХ СКУЛЬПТОРОВ

ЖИЗНЕОПИСАНИЯ АНТОНИО ФИЛАРЕТЕ И СИМОНЕ ФЛОРЕНТИЙСКИХ СКУЛЬПТОРОВ Если бы папа Евгений IV, решив сделать бронзовые двери для собора св. Петра в Риме, приложил старание к тому, чтобы раздобыть для этой работы людей выдающихся, он в те времена легко мог бы это сделать, ибо

ЖИЗНЕОПИСАНИЕ АНТОНИО ИЗ КОРРЕДЖО ЖИВОПИСЦА

ЖИЗНЕОПИСАНИЕ АНТОНИО ИЗ КОРРЕДЖО ЖИВОПИСЦА Я не хочу выходить за пределы той самой страны, где великая мать-природа, дабы не быть уличенной в пристрастии, даровала миру редчайших людей, подобно тем, какими она в течение многих и многих лет украшала Тоскану и в числе коих

Источник

Читайте также:  Достопримечательности инкермана как добраться
Оцените статью