Петропавловский собор является достопримечательностью

История и легенды — всё самое интересное о Петропавловском соборе в Санкт-Петербурге

Петропавловский собор, расположенный на территории Петропавловской крепости, является ценным памятником архитектуры, ярким образцом петровского барокко, старейшим православным храмом, одним из символов Санкт-Петербурга. Он известен во всём мире благодаря своей красоте и как усыпальница русских императоров.

Как любой объект старины и культурного наследия страны, он обладает удивительной историей. А ангел на шпиле собора является стражем и защитником города на Неве. Ангел с крестом означает, что Петербург храним Богом!

Деревянная церковь

Пётр I понимал, что Петербургу нужна архитектура, способная выразить идеи времени, и он задумал сооружение, которое поднялось бы выше колокольни Ивана Великого и Меншиковой башни в Москве.

Строительство деревянной церкви началось 10 июля 1703 года — в день святых апостолов Петра и Павла на территории только что заложенной Петропавловской крепости. Освящение первой деревянной Петропавловской церкви состоялось 12 апреля 1704 года.

Церковь начали строить в день апостолов Петра и Павла, и имя ей дали в честь двух святых. В XXI веке этот праздник в православном мире отмечается ежегодно 12 июля.

Каменный Петропавловский собор

В 1712 году 10 июня заложили каменный Петропавловский собор. Его возводили так, чтобы действующий деревянный храм оказался внутри новой постройки. Строительством руководил швейцарский архитектор Доменико Трезини.

Строительство храма велось на продолжении 21 года. Весь собор был достроен только к 1733 году, уже после смерти императора Петра I. В установке шпиля участвовал голландский мастер Харман ван Болос.

Читайте также:  Экскурсия по александрии египетской сообщение 5 класс кратко

По приказу Петра I возведение каменного храма началось с колокольни. В 1722 году государь с гордостью показывал свой «парадиз» «господам иностранным министрам», заставив их подняться на верхний ярус колокольни.

Высотная доминанта

Петропавловский собор по высоте на 40 с лишним метров превзошёл храм-колокольню Ивана Великого (82 м), который находится в составе архитектурного ансамбля Соборной площади Московского Кремля. С 1733 до 2012 года Петропавловский собор высотой 122,5 метра был самым высоким зданием в Санкт-Петербурге, а до 1952 года — самым высоким в России.

С годами в городе на Неве появились другие доминанты: в 1953—1962 годах построили Телевизионную башню высотой 312,8 м. В 2012 году был возведён небоскрёб «Лидер-Тауэр» — 145,5 м. В 2019 году появился «Лахта центр» — 462 м. Собор — уже не самое высокое сооружение Петербурга, но является доминантой среди духовных храмов.

Усыпальница коронованных особ

В период правления Петра I место погребения царских особ не было окончательно определено. Их хоронили в Благовещенской усыпальнице. В 1715 году в ещё недостроенном Петропавловском соборе похоронили двухлетнюю дочь Петра I и Екатерины — Наталью.

После смерти Петра I в 1725 году, гроб с его телом поместили внутри строившегося собора — во временной часовне. А само погребение прошло лишь 29 мая 1731 года. В дальнейшем в усыпальнице были похоронены все императоры и императрицы до Александра III включительно.

Исключения составили умерший в Москве и похороненный в Архангельском соборе Пётр II и убитый в Шлиссельбурге в 1764 году Иван VI, кстати, место его захоронения до сих пор не известно.

Усыпальница близких родственников императоров

В 1831 году император Николай I повелел похоронить в Петропавловском соборе своего брата великого князя Константина Павловича. С этого времени в храме стали погребать и близких родственников монархов.

К концу XIX века в Петропавловском соборе насчитывалось 46 захоронений. Потребовалось строительство Великокняжеской усыпальницы — места захоронения некоронованных особ российского императорского дома.

28 сентября 2006 года в храме перезахоронили мать Николая II, императрицу Марию Фёдоровну, которая скончалась в Дании в 1928 году.

Ангел на шпиле — символ и страж Санкт-Петербурга

Ангел на шпиле Петропавловского собора стал символом и одной из главных достопримечательностей Санкт-Петербурга. Петербуржцы считают ангела защитником, стражем и покровителем города на Неве.

Ангел-хранитель представляет собой собственно фигуру ангела (флюгер), венчающий шар (кугель) шпиля. Ангел появился на шпиле Петропавловского собора в 1720-х годах. В то время многоярусная колокольня храма стала самым высоким сооружением в России.

Автор ангела

А предложил установить ангела-хранителя на вершине архитектор, по проекту которого строился собор, — Доминико Андреа Трезини в мае 1722 года. Ангел или архангел должен был стать покровителем не только Санкт-Петербурга, но и России, провозглашённой к этому времени империей, и её первого императора Петра Первого.

Возведение золочёного шпиля, который заканчивался крестом и парящим над ним ангелом, завершилось в 1724 году. До настоящего времени сохранился рисунок Трезини. На нём летящий ангел держит в руках большой крест, внизу у креста — шар, который венчает шпиль, под ангелом надпись:

фигура длиною 7 футовъ английских (

Трезини предложил поставить ангела хранителя города, который служил бы одновременно и флюгером. Первоначальный ангел отличается от того, который мы видим сейчас и который растиражирован в книгах, альбомах и на коробках конфет. Нынешний облик фигура ангела приобрела в XIX веке.

Бури против ангела

В 1777 году шпиль собора повредила буря, его восстановил сын бывшего придворного мундкоха Пётр Юрьевич Патон — архитектор, который изучал архитектуру под руководством Пьетро Трезини, работая в качестве его помощника в течение двух лет. Пьетро Антонио Трезини приходился Доменико Андреа Трезини дальним родственником. П. А. Трезини жил и работал в Петербурге, также был главным архитектором столицы России.

Новую фигуру ангела с крестом выполнил итальянский архитектор Антонио Ринальди. В 1829 году из-за сильного ветра ангел сильно накренился и чуть было не упал. Русский мастер Пётр Телушкин полтора месяца занимался его ремонтом. Самое интересное, он взбирался на шпиль лишь с помощью верёвок, без строительных лесов.

Легенда о мастере и «щелчке» под скулой

По легенде, за эту работу Пётр Телушкин получил грамоту, по которой ему выдавали выпивку в любом кабаке бесплатно. Вскоре он её потерял, и ему под правой скулой поставили клеймо. Когда мастер заходил в кабак и хотел выпить, он щёлкал пальцами по клейму под скулой и владелец питейного заведения наливал ему выпивку без слов. Считается, что оттуда пришёл к нам этот жест в виде «щелчка» под правой скулой, обозначающий алкоголь.

Ангел во время войны

Во время Великой Отечественной войны шпиль Петропавловского собора выкрасили маскировочной краской, а саму фигуру ангела накрыли мешковиной. Но всё равно он был несколько повреждён.

Освящение ангела и капсула с посланием

Освящение отреставрированной фигуры ангела состоялось 13 февраля 2003 года. Освящение ангела с крестом означало, что город храним Богом, и в нём присутствует духовная жизнь.

Ранее, 30 января того же года в позолоченную сферу на вершине 40‑метрового шпиля была заложена капсула с посланием к потомкам и икона Покрова Пресвятой Богородицы.

  • Адрес: Санкт-Петербург, территория Петропавловская Крепость, 1
  • Ближайшее метро: «Горьковская»
  • Больше подробностей в аудиогиде о Петропавловском соборе
  • Всё о Петропавловской крепости: аудиогиды, история, фотографии

Источник

Петропавловский собор

Guida-SPb 17 июня 2010 Здания

Официальное название: Собор во имя первоверховных апостолов Петра и Павла

Адрес: Соборная площадь, дом 1

Годы постройки: 1712 — 1733

Петропавловский кафедральный собор — самая старая из сохранившихся церковь Санкт-Петербурга. Заложенный в 1712 году собор строили более двадцати лет и освятили в 1733.

Внешний вид первого собора города ничем не напоминает традиционные русские православные крестово-купольные или шатровые церкви, скорее он похож на европейские церкви петровских времен: барочный фасад, который мы можем увидеть во многих западно-европейских церквях, и тонкий высокий шпиль, напоминающий мачту корабля, увенчанный фигурой ангела, несущего крест. Интересно, что первый ангел, выполненный по рисунку Трезини, был летящим и словно водружал крест на шпиль собора (как все созданное в эпоху Петра I, имел символическое значение: символизировал разрешение Небес на земные завоевания Империи). Нынешний ангел (это четвертая фигура ангела над Петропавловским собором) тоже летит, но выглядит иначе. Так же как и кораблик на шпиле Адмиралтейства, фигура ангела на шпиле собора всегда являлась флюгером, высота фигуры ангела — 3,2 метра, размах крыльев — 3,8 метра.

До 2012 года здание Петропавловского собора оставалось самым высоким (122 метра) строением в городе (кроме телевышки), однако в последние годы в Санкт-Петербурге появились 140-метровый небоскреб Лидер Тауэр на площади Конституции и жилой комплекс «Князь Александр Невский» (124 метра).

Внешний вид собора характерен для петровских времен: строгие фасады, скромно украшенные пилястрами и головками херувимов над окнами, предполагалась традиционная двухцветная окраска (с основным розовым и дополнительным белым цветами). На восточном фасаде размещена фреска художника П. Титова «Предстояние апостолов Петра и Павла перед Христом». Не может не привлечь внимание многоярусная колокольня собора; вопреки правилам, колокольня была возведена прежде, чем сам собор, и именно под колокольней собора похоронен сын Петра I, умерший в собственной камере при невыясненных обстоятельствах после пыток и вынесения ему смертного приговора за заговор против отца, царевич Алексей (его могила находится под лестницей колокольни, где можно видеть памятную табличку). Высота колокольни менялась со временем (с 106 метров до 122,5), менялась и её конструкция, в 1858 году все деревянные детали шпиля во избежание возможных пожаров были заменены металлическими, соединенными подвижно по проекту инженера Журавского (поэтому шпиль может отклоняться от своего основного положения почти на 1,5 метра).

В 1756 году деревянный шпиль собора загорелся от молнии, однако внутрь храма огонь удлось не пустить, поэтому по сей день можно видеть в интерьерах уникальные живописные работы первой трети XVIII века, например «Моление о чаше» Андрея Матвеева. Уникален и иконостас, который находится в соборе: он был подарен храму императором Петром I и его женой Екатериной I. Иконостас сделан по проекту Ивана Зарудного из резного позолоченного дерева, единственная деталь, замененная с тех пор, — Царские врата, обветшавшие к середине XIX века и выполненные в царствование Александра II из золоченой бронзы.

Внутри собора находятся захоронения почти всех императоров династии Романовых, начиная с Петра I (здесь нет могил лишь Петра II и Ивана VI). Наиболее интересны надгробия Петра I, Александра II и его супруги Марии Александровны (выполненные из зеленой алтайской яшмы и красного уральского родонита), кроме того, в приделе Святой Екатерины в 1998 году были погребены останки членов семьи последнего русского императора Николая II и оставшихся с ним до последнего дня приближенных. Вопреки распространенному заблуждению тела императоров захоронены под полом Петропавловского собора, а не внутри надгробий (подвалов под собором нет — только погребальные камеры).

К концу XIX века стало очевидным, что места для новых погребений в соборе не хватает, и к нему была пристроена Великняжеская усыпальница, в создании которой принимали участие архитекторы Д.И. Гримм, А.И. Томишко, Л.Н. Бенуа. К 1908 году строительство было закончено, однако до революции в усыпальнице, в которой создали 60 бетонных склепов, успели похоронить только 13 членов семьи Романовых, после революции усыпальница была закрыта, её интерьеры разрушены, однако в 1992 году в ней похоронили правнука императора Александра II князя Владимира Кирилловича Романова, а в 2010 — его жену Леониду Георгиевну (кроме того, в 1995 году сюда перенесли останки его родителей).

Интересные факты

Петр I умер прежде окончания работ по возведению собора, его гроб (а затем и гроб его жены Екатерины I) находился во временной часовне внутри недостроенного собора и был похоронен лишь спустя несколько лет в том месте, где сегодня можно видеть надгробие первого русского императора.

В начале 30-х годов XX века Г. Е. Зиновьев предлагал спустить останки императоров под лед Невы (известно как зиновьевский акт вандализма), однако исполнение требовало слишком больших усилий, поэтому осталось лишь в проекте.

В 1939 году по просьбе греческого короля Георга II было вскрыто захоронение дочери греческого короля Георга I Александры Георгиевны, а её останки были перевезены в Грецию и перезахоронены на королевском кладбище во дворце Татой.

В 1994 году для проведения экспертизы останков членов семьи императора Николая II была вскрыта могила младшего брата Николая — великого князя Георгия Александровича, экспертиза проводилась в Англии.

Источник

Петропавловский собор

История Петропавловского собора неразрывно связана с возникновением на Заячьем острове Петропавловской крепости. Поскольку Петропавловская крепость была самой первой обжитой территорией Санкт-Петербурга, то вполне естественно, что первая городская церковь появилась именно здесь. В День Святых Петра и Павла 29 июня, в 1703 году, по велению Петра Первого произошла закладка церкви с именем этих святых.

Первая церковь, сооруженная менее чем за год, была деревянной. А через восемь лет, когда миновала угроза нападений извне, когда уже вовсю шло строительство первого российского города по европейским стандартам, над деревянной церковью начал возводиться храм из камня. Это произошло в 1712 год, когда Петербург был провозглашен официальной столицей страны. Поэтому собор, возводимый архитектором Д.Трезини, создавался уже в качестве главного храма всей империи.

Архитектурно соборное сооружение создавалось в стихийно возникшем в первых десятилетиях 18 столетия стиле «петровское барокко», основанном на смеси европейских барокко и классицизма, адаптировавшихся на русской почве. До Петра подобных православных храмов на Руси не возводилось, поэтому собор является не просто ярким памятником исторической эпохи Петра Первого, но и символичным сооружением новой европейскоподобной столицы.

Колокольня Петропавловского собора

Очень важную роль Петр отводил строительству высокой многоярусной колокольни, которая должна была нести большую символическую нагрузку столичного Петербурга. Поэтому с ее возведения и началось сооружение собора. Более чем 100-метровая колокольня, как и было задумано, была выше знаменитой московской колокольни Ивана Великого, а на деревянном колокольном шпиле был помещен ангел-флюгер, держащий крест. Колокольня была оснащена часами-курантами и карильоном, привезенными Петром из Амстердама, где он купил их за очень большие деньги.

Колокольня Петропавловского собора

Петропавловский собор строился очень длительное время, и Петр не дожил до окончания строительных работ, которые пришлись на период царствования Анны Иоанновны (1733г). Вскоре пожаром, произошедшим от молнии в 1756 году, был уничтожен и шпиль с ангелом, и петровские куранты, и большая часть колокольни. К концу 18 века шпиль и ангел были восстановлены в первоначальном варианте.

В 1856 году, при Александре Втором, колокольня была увенчана новым металлическим шпилем в форме восьмигранной пирамиды, внутри которой проходит винтовая лестница (инженерное решение Д.Журавского). Сверху шпиля, покрытого медными с позолотой листами, появился новый ангел при новом кресте. Результатом этих усовершенствований стало увеличение высоты колокольни, которая выросла почти до 123 метров, став самым высоким сооружением не только Петербурга, но и России. Колокольня приобрела сегодняшние внешние очертания.

Верхние ярусы Колокольни

Многоярусная колокольня, расположенная поверх западного фасада собора, является его доминирующей частью. Она состоит из двух широких нижних ярусов, от которых к верху стремится третий, заканчивающийся золоченой крышей и круглыми окошками в белорамном обрамлении. Далее колокольня продолжается барабаном с восьмью гранями и вертикальными прорезями.

Нижние ярусы Петропавловской колокольни

Над барабаном размещается золотая корона с утонченной золотой башней, от которой начинается сорокаметровый шпиль. А вот уже на нем находится более чем шестиметровое сооружение креста с ангелом, или ангела с крестом — как кто воспринимает эту 250-килограммовую композицию. Колокольня оснащена 103-мя колоколами. Из первоначальных сохранился тридцать один колокол.

Ангел с крестом на колокольне

По внутренней лестнице колокольни Петропавловского собора за дополнительную плату можно подняться наверх. Это любопытное и весьма полезное в информационном плане мероприятие. Правда, надо иметь в виду, что нужно будет совершить подъем практически на 16-й этаж без лифта и еще заплатить за это деньги!

На первом ярусе (высота — 16 метров) интересно ознакомиться с музейной экспозицией по истории колокольни и собора. На втором ярусе (высота 24 метра) – увидеть уникальный музыкальный инструмент с клавишами и 51 колоколом – карильон. Музыкальный диапазон этого старинного инструмента – 4 октавы. Летом, находясь на территории Петропавловской крепости, можно попасть на концерт или фестиваль карильонной музыки, а это удивительнейшее событие. Третий ярус (высота 42 метра) оснащен смотровой площадкой, откуда прекрасно просматривается весь город. Правда, туда лучше подниматься в первой половине дня.

Карильон Петропавловского собора

Колокольня Петропавловского собора – это и символ Петербурга, и его главный ориентир, и самая узнаваемая «визитная карточка» города. И не только города – ведь изображение собора присутствует на 50-рублевых купюрах, с которыми мы ежедневно соприкасаемся.

Часы-куранты

При создании города, подобного европейскому, Петр Первый вводил много заимствований, которые до того в российских городах не применялись. Так, например, традиция устанавливать часы-куранты на башнях всех развитых городов была привнесена в нашу жизнь также Петром. Уже на первой деревянной колокольне в 1704 году были установлены механические часы – впервые в Петербурге. Те, самые первые башенные часы, были изготовлены русским умельцем Никифором Архиповым.

А вот уже на каменной колокольне установили огромные голландские куранты, которые в то время были одним из чудес нового города. И сегодня Петропавловские куранты являются старейшими наружными городскими часами. К сожалению, часы, приобретенные самим Петром, сгорели при пожаре 1856 года. Голландскому часовых дел мастеру О.Красе были заказаны новые куранты, которые опять-таки обошлись очень и очень не дешево. Зато новые часы, в отличие от петровских, имели минутные стрелки, маятники и различные музыкальные устройства. Благодаря этим усовершенствованиям Петропавловские куранты исполняли российский гимн.

Часовой механизм Петропавловского собора за историю своего существования с конца 18 века и до наших дней останавливался всего два раза, и оба раза это происходило не по причине неисправности. Часы останавливали в годы революции-Гражданской войны и в период Великой Отечественной войны. Причем в период революционного поворота общества к светлому будущему, часы подверглись расстрелу за исполнение ненавистного большевиками гимна – на часах сохранились пулевые отметины.

Куранты Петропавловского собора изнутри

Тем не менее, этот гимн (Боже, царя храни…) можно услышать и сегодня, он исполняется в 12.00 и в 18.00. А каждые 15 минут слышен перезвон из четырех музыкальных фраз.

Здание Петропавловского Собора

Соборное сооружение внешне более сравнимо с обычным среднеевропейским строением, чем с русским православным храмом. Выполнено оно в форме прямоугольника 30х60 со скромным и довольно строгим оформлением (уплощенные колонные пилястры и лица херувимов в оконном декоре).

Декор окошек Петропавловского собора

Западный фасад является основанием колокольного сооружения, а восточный украшен фреской с сюжетом Предстояния апостолов перед Христом (худ.П.Титов). Внутреннее пространство перед алтарем — снаружи выделено куполом, установленном на барабанной основе.

Купол Петропавловского собора (слева от колокольни)

Внутренний интерьер храма, как и его внешний силуэт, абсолютно не соответствовал принятым в те времена российским стандартам. Надо учитывать, что сооружение собора шло в победоносный для России период Северной войны, в период переустройства страны и возвышения роли императора-реформатора. Все эти факторы отразились в парадности и торжественности отделки собора, территория которого была поделена пилонами на три части.

Интерьер Петропавловского собора

Интерьеры отделаны мрамором, яшмой и родонитом. Росписи и лепка выполнялись известными художниками. Освещался храм хрустальными бронзово-позолоченными люстрами. От пяти люстровых светильников 18 века сохранился только один, который находится сегодня перед алтарем.

Нарядный декор внутреннего интерьера; обилие света, обеспеченное большими окнами; разделенное пилонами пространство; лепка и росписи – все это придает храму праздничную атмосферу. Всем своим содержанием храм олицетворял радость победы над шведами, прославлял отечественную военную доблесть и героизм. Петропавловский собор какое-то время был также и местом сохранения знамен и атрибутов воинской славы.

Памятником и произведением искусства русской резьбы по дереву бароккского стиля является удивительный 20-метровый храмовый иконостас, который был создан умельцами в Оружейной палате по рисункам Д.Трезини. На примере этого иконостаса отчетливо видно как светскость начала вторгаться в церковное искусство – именно этим выразительно выделяется петровское время.

Царские врата, расположенные по центру иконостаса, похожи на триумфальное сооружение. Они увенчаны скрещенными ключами – это как бы и ключи от рая Св.Петра и, в то же время, герб новой столицы. Иконостас собора отличается отсутствием горизонтальности иконных рядов и наличием не характерных для русских храмов скульптур.

Скульптурная группа — фрагмент Иконостаса (Царские врата)

Имеющиеся иконы отражают важные в историческом плане события, объединенные идеей победы российской государственности и единения церковной и светской власти.

Царские врата иконостаса

Значительное место в иконостасе отведено ветхозаветным персонажам. Самого Петра часто сравнивали с Самсоном, который руками задушил льва. А поскольку лев был символом герба Швеции, то Петр, победивший ее, естественно отождествлялся с Самсоном. Очень непривычны и образы Христа и Богоматери на престолах, которые находятся по обе стороны от Царских врат. Оба они одеты в царские земные одеяния времен Алексея Михайловича. А младенец, чей лик очень напоминает Петра, держит в руке державу. Чем не единение власти земной и небесной.

Богоматерь иконостаса (фрагмент)

Среди икон иконостаса можно увидеть и изображение петербургского хранителя Александра Невского, и причисленных к рангу святых из династии Рюриковых князей Владимира, Ольгу и Бориса с Глебом. В предалтарном пространстве расположена трибуна для читающего проповедь священника и императорское место с атрибутикой монаршей власти.

Петропавловский собор выполнял функцию Кафедрального до 1858 года, затем эта роль перешла к Исаакиевскому собору. Статус же Петропавловского храма свелся только к роли царской усыпальницы, хотя ею он был с начала своего существования. В этом храме никогда не проводились никакие церковные обряды, кроме отпевания и панихид. А отпевали здесь только членов Дома Романовых.

С начала 90-х годов прошлого века в храме проводятся панихиды по представителям императорской семьи. В начале нынешнего века в соборе возобновились службы.

Некрополь Петропавловского собора

Основываясь на божьем происхождении монаршей власти, все члены правящих российских династий издавна хоронились в соборах. До Петра Первого основным храмовым местом захоронений русских князей и первых царей был некрополь Архангельского храма Московского Кремля. От захоронения Петра и вплоть до кончины Александра Третьего царская усыпальница была в некрополе собора Петра и Павла Петропавловской крепости.

Считается, что некрополь Петропавловского храма ведет свою историю от Петра Первого, но это не так. Уже при Петре здесь появились захоронения его рано умерших детей. Царевича Алексея и его жену также захоронили в соборе (под колокольней). С 1831 года здесь начали хоронить и других близких императорских некоронованных родственников.

Сам Петр умер внезапно в январе 1825 года, когда еще шло строительство собора. Поэтому в строящемся храме установили деревянную часовню, куда и был помещен гроб с телом почившего реформатора. Через два года к нему присоединился гроб Екатерины Первой. Лишь после достройки собора, останки Петра и Екатерины наконец-то предали земле. После этого собор считается официальной Усыпальницей российских императоров.

Саркофаг Петра Первого

В течение 1865 года разностильные надгробья некрополя были заменены на стандартные беломраморные, верх поверхности которых был оформлен бронзовыми позолоченными крестами. Но к концу 19 века универсальность захоронений была нарушена — Александр Третий заказал специальные саркофаги своим родителям (Александру Второму с Марией Александровной) – зеленая яшма для плиты отца, а розовый орлец для плиты матери.

Саркофаги родителей Александра Третьего

17 июля 1998 года в Екатерининском приделе собора проводится захоронение останков семьи Николая Второго, найденных под Свердловском (Екатеринбургом). А в сентябре 2006 года в храме совершается перезахоронение матери Николая Второго — Марии Федоровны, прах которой перевезли сюда из Дании, где она умерла в 1928 году, пережив сына на 10 лет. Здесь, в Петропавловском соборном некрополе Мария Федоровна обрела вечный покой по соседству с мужем Александром Третьим.

Великокняжеская усыпальница

К концу 19 столетия храмовая территория заполнилась уже 46-ю надгробьями, поэтому вблизи от собора начинается возведение Великокняжеской Усыпальницы, соединенной с храмом галереей с Царским подъездом. Строилась она с 1896 года для отдельного захоронения княжеских представителей императорской фамилии. После ее постройки (1908 г.), сам соборный некрополь оставили только для императоров и их жен, а все некоронованные члены царской фамилии должны были покоиться здесь — в Великокняжеской Усыпальнице, освященной как Храм Св.Александра Невского.

Великокняжеская усыпальница Петропавловского собора

Хотя Усыпальница является архитектурным строением конца 19- начала 20 столетий, ее фасадное оформление сочетается с оформлением собора, и они смотрятся гармонично как единое целое. Внутреннее оформление Усыпальницы было довольно богато. Здесь можно видеть и сердобольский гранит, и белый итальянский мрамор, темные лабрадорские колонны. А вот беломраморный иконостас вместе с бронзовыми царскими вратами был утрачен вскоре после революционных событий 1917 года.

Усыпальницу окружили чугунной решеткой, рисунок которой повторял рисунок решетки Летнего сада. Это было личное пожелание Александра Третьего.

Ограда у входа в Великокняжескую усыпальницу

Если в храме места захоронений готовились только после кончины представителя царской династии, то в Усыпальнице изначально было подготовлено 60 погребальных камер. Первое захоронение здесь состоялось уже через 4 дня после освящения Усыпальницы – это были похороны великого князя Алексея Александровича. А всего до 1915 года здесь нашли последнее пристанище 13 великокняжеских Романовых. Причем 8 из них – это перенесенные захоронения из собора.

После свержения монархии, с 1918 года и собор, и Усыпальница стали собственностью Музея революции. Здесь проводились экскурсии, и с 1919 года церковные службы прекратились. В 50-х годах Музей революции передал эти историко-архитектурные сооружения Историческому музею, и только тогда начались первые реставрационные работы, которые продолжаются до сегодняшних дней.

В 90-е годы 20 столетия захоронения представителей романовской династии возобновились. Здесь нашел вечный покой князь Владимир Кириллович — правнук Александра Второго (1992 г.), а позднее сюда же были перезахоронены останки его родителей (1995г).

И Собор Петра и Павла и его великолепная Колокольня очень интересны для туристических посещений. Однако, нужно помнить, что вход в них платный, а по средам — выходной. В другие же дни собор работает с 10.00 до 18.00.

Источник

Оцените статью