- PISA — тест на компетентность
- Международные тесты
- PISA и функциональная грамотность
- Позиции России и мнения экспертов
- Международные исследования PISA
- PISA Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся.
- Министерство просвещения Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки и Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области ведут изучение качества образования школьников.Вы хорошо знаете, что школа постоянно контролирует уровень подготовки учеников по всем предметам, но важно также оценивать умения детей применять полученные знания на практике, в самостоятельной жизни. Одним из лучших исследований в этой области является «Международная программа по оценке образовательных достижений школьников» – PISA, оценивающее качество образования учеников 15-летнего возраста именно с точки зрения их готовности использовать полученные в школе знания на практике. Это массовое исследование, в последнем приняли участие школьники из 79 стран.
- Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment) – это международное сопоставительное исследование качества образования, в рамках которого оцениваются знания и навыки учащихся школ в возрасте 15-ти лет. Проводится под эгидой Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Национальным центром проведения исследования PISA в Российской Федерации является ФГБУ «Федеральный институт оценки качества образования». Проводится один раз в три года.
- В 2021 году стартует исследование оценки качества общего образования на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся по модели PISA (Programme for International Student Assessment). Ленинградская область вошла в число субъектов страны, где проверят знания школьников по международной программе. На основании совместного приказа Национальным центром исследования подготовлена выборка образовательных организаций по Ленинградской области, для участия в оценке по модели PISA. В число этих школ вошла и наша школа. Исследования будут проведены в середине марта 2021 года.
- В каждом новом цикле исследования вводятся новые направления: PISA-2012 – финансовая грамотность, PISA-2015 – решение проблем, PISA-2018 – глобальные компетенции. Исследование PISA является мониторинговым, оно позволит выявить и сравнить изменения, происходящие в системах образования в разных странах, и оценить эффективность стратегических решений в области образования. Мониторинг качества образования PISA проводится по четырём основным направлениям: грамотность чтения, математическая грамотность, естественнонаучная и финансовая грамотность, компьютерная грамотность.
- Школьники будут выполнять задания в течение 120 минут на компьютерах + 30 мин на инструктаж и заполнение анкеты. Участникам запрещено пользоваться телефонами, фотографировать задания и передавать их. Проверять задания школьников будут эксперты федерального и международного уровня.
- Общероссийская оценка по модели PISA-2021, Региональная оценка по модели PISA-2021
- Приказы и распоряжения Приказ Рособрнадзора N 590, Минпросвещения России N 219 от 06.05.2019 «Об утверждении Методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся Открыть.
- Методические рекомендации Информация об исследовании от издательства «Просвещение» (актуально на 25.08.2020) Открыть.
- Банк открытых заданий PISA
- Примеры открытых заданий PISA по читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности и заданий по совместному решению задач Открыть.
- Полезные ссылки для всех участников образовательных отношений по вопросам подготовки к участию общероссийской, региональной оценке качества образования на основе практики международных сравнительных исследований PISA-2024
- Методические рекомендации
PISA — тест на компетентность
Международные тесты
Международная программа по оценке качества обучения PISA (Programme for International Student Assessment) проводится раз в 3 года, начиная с 2000 г., и проходит под патронажем Организации экономического сотрудничества и развития. Цель этого масштабного тестирования — провести оценку грамотности 15-летних школьников в разных видах учебной деятельности: естественнонаучной, математической, компьютерной и читательской.
«PISA позволяет понять, какая страна будет более конкурентоспособной в будущем за счёт потенциала подрастающего поколения»
Помимо PISA существуют и другие международные мониторинговые исследования, имеющие более узкую направленность. Тестирование TIMSS (Trends in Mathematics and Science Study), например, нацелено на проверку качества математического и естественнонаучного образования учеников четвёртых и восьмых классов. Проводится оно при поддержке Международной ассоциации по оценке учебных достижений IEA. Помимо мониторинга качества знаний TIMSS призвано ещё и выявить различия в национальных системах образования разных стран.
А тестирование PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study) Направлено на то, чтобы оценить качество чтения и понимания текста у ребят начальной школы. Так же, как и TIMSS, оно показывает различия в национальных системах образования. Исследование PIRLS проводится раз в пять лет, и проходило уже четыре раза: в 2001, 2006, 2011 и 2016 годах.
PISA и функциональная грамотность
В исследование PISA включены задания разного типа. Почти половину из них составляют вопросы, предполагающие свободные ответы. А есть вопросы с определённым, нерасширяемым списком ответов. Это значит, что ученик должен выдать самостоятельный ответ, который будет ограничен конкретными словами или числами. Почти треть всех заданий в тесте составляют вопросы с готовыми вариантами ответов.
Главное отличие программы PISA от ЕГЭ, ОГЭ и других российских тестов заключается в том, что она, в первую очередь, оценивает возможность школьников руководствоваться здравым смыслом и логикой при выполнении нестандартных задач. В этом отношении можно сказать, что PISA следует современным образовательным трендам, ведь способность учеников применять школьные знания в жизни — это важнейший аспект функциональной грамотности и навыков XXI века.
Задания PISA проверяют не заученный материал по биологии, географии, физике и обществознанию, а владение учеников компетенциями в различных контекстах этих предметов и межпредметного взаимодействия: здоровье человека, природные ресурсы, окружающая среда, экология, открытия в области науки и технологии. Существуют интерактивные задания, направленные на наблюдение за каким-то объектом, в которых нужно сделать вывод о том, как функционирует этот объект. Есть задания с аналитическим решением, в которых стоит задача предусмотреть дальнейшее развитие событий или действие каких-то предметов. В 2015 году появились в PISA и задания для коллективного выполнения — коллаборативные. В таких задачах предусмотрено совместное решение проблем. В качестве партнёров выступают виртуальные помощники, с которыми можно обсуждать, анализировать и решать заданную проблему: что-то организовать, создать, придумать, переделать или наладить. Такие задания показывают, как ученик взаимодействует с партнёром, как распределяет обязанности, и умеет ли договариваться.
Примеры заданий PISA разных лет:
Позиции России и мнения экспертов
Показатели России в международном рейтинге стран, ученики которых проходили тестирование PISA, из года в год остаются невысокими. Но надо признать, что в последнее время нашей стране всё-таки удалось их немного улучшить. Российское Министерство образования решило сделать приоритетными другие направления учебной деятельности и объявило, что коммуникация, совместная работа и умение выстраивать свою деятельность станут ключевыми навыками, развитию которых должно способствовать обучение в школе.
Ну а самыми хорошими результатами в международном рейтинге могут похвастаться страны Азии: Китай, Тайвань, Сингапур, Южная Корея, Япония. После них по уже сложившейся традиции расположились Финляндия, Лихтенштейн, Швейцария и Нидерланды.
Профессор департамента психологии факультета социальных наук НИУ ВШЭ Александр Поддьяков считает, что тесты PISA имеют и некоторые недочёты: многие интерактивные творческие задания, по его мнению, должны иметь более гибкую систему ответов. В нескольких заданиях подобного типа эксперт заметил ошибки: разработчики попросту не смогли предвидеть другие (тоже правильные!) варианты решения тестов.
А вот американский профессор педагогики Университета Аризоны Дэвид Берлинер заявляет, что результаты теста PISA связаны вовсе не с уровнем образования, а с качеством жизни в стране. В США, кстати, тестирование PISA ученики проходят не блестяще: в 2015 году страна заняла 28-е место по математике, 24-е место по чтению и 25-е — по естественным наукам. Позиции России тогда были такими: 23-е, 26-е и 33-е места по тем же дисциплинам.
Галина Ковалёва, координатор PISA в России, отмечает: низкие результаты теста в нашей стране связаны с тем, что учителя превосходно обучают предмету, однако не замечают, как знания по этому предмету усваивают отдельные ученики в классе. Кроме того, Ковалёва говорит, что российская система образования заметно отличается, например, от финской (а Финляндия почти всегда лидирует в PISA). У нас существуют целые школы для способных детей, но при этом отстающие ученики оказываются совершенно «заброшенными». В Финляндии же нет «лицейских» классов и школ «с уклоном»: одарённым школьникам разрешено заниматься самостоятельно, а для отстающих разрабатываются специальные индивидуальные программы обучения.
Читайте другие материалы по теме:
К PISA можно относиться по-разному. Конечно, в этой системе есть свои нюансы, просчёты и даже ошибки. Как и большинство систем оценки знаний, тестирование PISA несовершенно, и слепо гнаться за топовыми позициями в международном рейтинге было бы не самым умным решением для нашей страны. Но игнорировать итоги тестирования и вовсе глупо, ведь изначально исследования PISA направлены не просто на оценку достижений учеников, а на выявление слабых мест в системе школьного образования страны в целом. Результаты PISA — это результаты владения новыми важными компетенциями, ставшими не просто трендами международного образования, а ключевыми навыками современного человека, от которых зависит успех, реализация творческого потенциала и полноценное взаимодействие с обществом.
Источник
Международные исследования PISA
PISA
Международная программа по оценке
образовательных достижений учащихся.
Министерство просвещения Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки и Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области ведут изучение качества образования школьников.Вы хорошо знаете, что школа постоянно контролирует уровень подготовки учеников по всем предметам, но важно также оценивать умения детей применять полученные знания на практике, в самостоятельной жизни. Одним из лучших исследований в этой области является «Международная программа по оценке образовательных достижений школьников» – PISA, оценивающее качество образования учеников 15-летнего возраста именно с точки зрения их готовности использовать полученные в школе знания на практике. Это массовое исследование, в последнем приняли участие школьники из 79 стран.
Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment) – это международное сопоставительное исследование качества образования, в рамках которого оцениваются знания и навыки учащихся школ в возрасте 15-ти лет. Проводится под эгидой Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Национальным центром проведения исследования PISA в Российской Федерации является ФГБУ «Федеральный институт оценки качества образования». Проводится один раз в три года.
В 2021 году стартует исследование оценки качества общего образования на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся по модели PISA (Programme for International Student Assessment). Ленинградская область вошла в число субъектов страны, где проверят знания школьников по международной программе. На основании совместного приказа Национальным центром исследования подготовлена выборка образовательных организаций по Ленинградской области, для участия в оценке по модели PISA. В число этих школ вошла и наша школа. Исследования будут проведены в середине марта 2021 года.
В каждом новом цикле исследования вводятся новые направления: PISA-2012 – финансовая грамотность, PISA-2015 – решение проблем, PISA-2018 – глобальные компетенции. Исследование PISA является мониторинговым, оно позволит выявить и сравнить изменения, происходящие в системах образования в разных странах, и оценить эффективность стратегических решений в области образования. Мониторинг качества образования PISA проводится по четырём основным направлениям: грамотность чтения, математическая грамотность, естественнонаучная и финансовая грамотность, компьютерная грамотность.
Школьники будут выполнять задания в течение 120 минут на компьютерах + 30 мин на инструктаж и заполнение анкеты. Участникам запрещено пользоваться телефонами, фотографировать задания и передавать их. Проверять задания школьников будут эксперты федерального и международного уровня.
Общероссийская оценка по модели PISA-2021, Региональная оценка по модели PISA-2021
Приказы и распоряжения
Приказ Рособрнадзора N 590, Минпросвещения России N 219 от 06.05.2019 «Об утверждении Методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся Открыть.
Письма
Оценка по модели PISA. Информационное письмо ученикам Открыть.
Оценка по модели PISA. Информационное письмо родителям Открыть.
Оценка по модели PISA. Информационное письмо учителям Открыть.
Методические рекомендации
Информация об исследовании от издательства «Просвещение» (актуально на 25.08.2020) Открыть.
Банк открытых заданий PISA
Примеры открытых заданий PISA по читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности и заданий по совместному решению задач Открыть.
Банк открытых заданий — Читательская грамотность.
Читательская грамотность — это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни
Тест 1 | Тест 2 | Тест 3 |
Вариант 1 | Вариант 1 | Вариант 1 |
Вариант 2 | Вариант 2 | Вариант 2 |
Вариант 3 | Вариант 3 | Вариант 3 |
Вариант 4 | Вариант 4 | Вариант 4 |
Вариант 5 | Вариант 5 | Вариант 5 |
Вариант 6 | Вариант 6 | Вариант 6 |
Вариант 7 | Вариант 7 | Вариант 7 |
Вариант 8 | Вариант 8 | Вариант 8 |
Вариант 9 | Вариант 9 | Вариант 9 |
Вариант 10 | Вариант 10 | Вариант 10 |
Вариант 11 | Вариант 11 | Вариант 11 |
Вариант 12 | Вариант 12 | Вариант 12 |
Вариант 13 | Вариант 13 | |
Вариант 14 | Вариант 14 | |
Вариант 15 | Вариант 15 | |
Вариант 16 | Вариант 16 | |
Вариант 17 | Вариант 17 | |
Вариант 18 | ||
Вариант 19 | ||
Вариант 20 |
Онлайн-задания по читательской грамотности:
1. Задание «Куриный форум»
2. Задание «Рапануи»
3. Задание «Коровье молоко»
4. Задание «Предложения»
Банк открытых заданий — Математическая грамотность.
Математическая грамотность — это способность индивидуума формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Она включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые должны принимать конструктивные, активные и размышляющие граждане .
PISA-2012 Открыть.
PISA-2003 Открыть.
PISA-2000 Открыть.
PISA-2015 (архив заданий) Скачать.
Банк открытых заданий — Естественно-научная грамостность.
Открытые интерактивные задания по естествознанию международного исследования PISA-2015:
1. Задание «Миграция птиц»
2. Задание «Бег в жаркую погоду»
3. Задание «Исследование склонов долины»
4. Задание «Метеороиды и кратеры»
5. Задание «Рациональное рыбоводство»
6. Задание «Зандар» (совместное решение проблем)
Банк открытых заданий — Финансовая грамотность. Глобальные компетенции.
Полезные ссылки для всех участников образовательных отношений по вопросам подготовки к участию общероссийской, региональной оценке качества образования на основе практики международных сравнительных исследований PISA-2024
Методические рекомендации
- Как обеспечить конкурентоспособность Российского образования? // Ковалева Галина Сергеевна, руководитель Центра оценки качества образования Института стратегии развития образования Российской академии образования, к.п.н., 24.09.2020
- Ссылки на видеолекции по формированию функциональной грамотности Московского государственного областного университета
Документы федерального уровня
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования от 06 мая 2019 года № 590/219 «Об утверждении Методологии и критериев оценки качества образования на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся»
- Читательская грамотность в исследовании PISA-2015
Документы регионального уровня
- Распоряжение комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от 29.10.2019 № 2257-р «Об утверждении плана мероприятий (дорожная карта) по подготовке к участию в общероссийской, региональной оценке по модели PISA»
- Распоряжение комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от 04.06.2020 № 977-р «Об утверждении плана мероприятий (дорожная карта) по подготовке к участию в общероссийской, региональной оценке по модели PISA на 2 полугодие 2020 года»
Документы муниципального уровня
- План мероприятий (дорожная карта) реализации проекта по совершенствованию механизмов повышения функциональной грамотности обучающихся Выборгского района на 2 полугодие 2020 года
Документы школьного уровня
- План мероприятий по подготовке к участию МБОУ «Кондратьевская СОШ» в оценке по модели PISA на 2020-2021 учебный год
Источник