Пропагандистские плакаты Второй Мировой Войны
Пропагандистские плакаты Второй Мировой Войны
Пропагандистские плакаты Второй Мировой Войны
Немного истории про Вторую Мировую Войну, а то смотрю уже некоторые славянские люди запамятовали подвиги наших дедов. Кому интересна тема ВОВ можете прочитать статью о вкладе ученых физиков в дело великой победы.
Ну так вот вернемся к теме статьи. Плакаты во время Второй Мировой Войны стали особым видом искусства. С их помощью государства поддерживали свои армии, жителей страны и поднимали патриотизм. Давайте посмотрим плакаты того времени всех сторон конфликта.
Плакаты Англии, СССР и США
Эти плакаты были посвящены тому,что нужно быть осторожными со своими словами, кругом враги и не факт, что тот кому ты рассказываешь окажется тебе другом.
Советский плакат
Британский плакат — “Вот к чему может привести свободный разговор”.
Британский плакат — “Вот к чему может привести свободный разговор”.
“Слушают вражеские уши”.
“Слушают вражеские уши”.
“Вы никогда не знаете, кто находится на проводах! Будьте осторожны с тем, что вы говорите”.
Британские плакаты пропагандирующие экономию: “Когда ты едешь один, ты везешь с собой Гитлера. Вступай сегодня в клуб совместного использования машин”.
К этому плакату так и хочется добавить, что нашей стране бы такие проблемы во время Второй Мировой Войны. Например как жители блокадного Ленинграда отреагировали бы на подобные заявления. Интересную тему про блокаду можете почитать здесь .
А вот наши советские художники постарались над образами Гитлера.
Британцы тоже от нас недалеко ушли, изобразили Гитлера людоедом обгладывающим кости завоеванных стран.
Вот тоже британский плакат изображающий Гитлера и его прихвостней всадниками апокалипсиса, которые разрушают все на своем пути.
Всадники апокалипсиса
Советский плакат показывающий предательскую сдачу Чехословакии Гитлеру в 1938.
Предательски отдали Чехословакию
Советские плакаты с Лавалем. В 1942 г Берлин поставил премьер-министром коллаборационистского правительства во Франции гражданина Лаваля, который хотел сотрудничества с фашистской Германией. По его распоряжениям уничтожались французские патриоты.
Премьер-министр коллаборационистского правительства во Франции Лаваль
На этих плакатах мы видим солидарность Союзных войск, в разгроме врага со всех сторон.
Американские пропагандистские плакаты:
В Америке во всем бизнес:
«Не дайте этой тени коснуться их. Покупайте облигации военных займов»
А вот сравнение на американском флаге второй мировой войны с их гражданским сопротивлением 1778 года.
«Американцы всегда будут сражаться за свободу»
Американцы всегда будут сражаться за свободу
Это — враг.
«Мы боремся за то, чтобы предотвратить это».
Мы боремся за то, чтобы предотвратить это
“Остановите этого монстра, который не останавливается ни перед чем. Он уже переступил предел. Это твоя война”
Остановите этого монстра
Советские плакаты подбадривающие боевой дух армии и поднимающие патриотизм населения.
Сталин всегда рядом. Следит и поддерживает свой народ
Немецкие плакаты
Немцы конечно же не оставались в стороне и проводили свою собственную пропаганду. Наример вот: польский плакат 1940 года, где Сталин изображен монстром.
Польский плакат 1940 года
Напоследок покажу вам несколько пропагандистских листовок и плакатов которые были разработаны немецким министерством пропаганды и направленны на жителей СССР. Думаю мои комментарии здесь неуместны.
Ну и самое интересное, что не поменялось за 70 с лишним лет — это украинский плакат 1942 года:
«Гитлер освободитель» — это украинский плакат 1942 года
Статью про победу нашей страны над фашизмом вы найдете здесь.
Источник
Пропагандистские плакаты периода двух мировых войн
Сигнал тревоги на каждом перекрёстке
Немец — это обезьяна. И не простая, а ревущая с пеной у рта горилла, разрушительный монстр с безумным взглядом, повергший Европу в прах и пепел, который неутомимо топает теперь в направлении США. Он размахивает окровавленной дубиной и похищает самых прекрасных женщин. Его выдаёт головной убор: остроконечная каска эпохи Вильгельма II.
Такую картину нарисовал американский художник Г.Р Хоппс во время Первой мировой войны, изображая немца. Это мотив одного из тех пропагандистских плакатов мировых войн, на которых символически, в виде животных , изображались сцены из человеческой жизни.. И это один из наиболее ярких примеров того, как пытались мобилизовать население на войну: плакаты должны были будить эмоции, подстрекать, разжигать ненависть, которая лишает человечности, изображая врага как животное, понижая порог способности к убийству.
Смысл обращения этого «обезьяннего» плаката ясен: немец — это убийца, он ужасен, жесток, он на пути в США. Призыв к мужчинам Америки:»Уничтожь эту злую скотину — запишись добровольцем в армию США».
Обезьяна-монстр: этот плакат был напечатан в Австралии во время Первой мировой войны. И здесь мы видим обезьяноподобное чудовище в остроконечной вильгельмовской каске, симолизирующей Германский рейх. Чудовище обхватило своими окровавленными лапищами, символизирующими немецкие военные преступления, земной шар. Когти его настигли Европу и оттуда через весь глобус, и в направлении Автралии тоже, капает кровь. Символический вопросительный знак как бы ставит вопрос: «Хотите ли вы того же?» Такими плакатами агитировались на военную службу австралийские добровольцы. Как союзник Великобритании, страна вынуждена была вступить в войну.
Потрясающие дубинами обезьяны, окровавленные волки, несущие смерть орлы: такими воинственными плакатами во время Первой и Второй мировых войн воюющие стороны привлекали рекрутов, деньги и поддержку на внутреннем фронте. Только немцы, обычно мастера инсценировки пропаганды, вдруг оказались тугодумами.
Плакат как оружие
В то время когда не было еще ни интернета, ни телевидения, ни пестрой мерзающей рекламы, а иллюстрированных газет выходило не так много, именно плакат был одним из самых эффективных средств коммуникации. Именно на нем задерживался глаз на улицах: и плакаты использовались как политическое оружие. С их помощью собирали деньги на войну, вербовали рекрутов, и повышали мотивацию народа к борьбе. Нужно было убедить граждан в том, что война против врага справедлива, что необходимо поддерживать её — так как враг был монстром, которого нужно было уничтожить.
«Плакат был мощным оружием. Союзники понимали это. И только консервативное государственное руководство империи эпохи Вильгельма II медлило с началом его внедрения и использования,» — говорит Анне Шмидт. Историк занимается исследованиями в области коммуникативной политики Немецкой империи в период Первой мировой войны. «Монархическое государственное руководство долго сопротивлялось необходимости делать пропаганду с эмоциональной наргузкой. Оно боялась, что население всколыхнётся чересчур сильно, и что это привёдет к потере контроля над ним,»- продолжает она. Это объясняет, почему почти до самой середины Первой мировой войны практически не существовали официальные немецкие пропагандистские плакаты, представлявшие врага в крайне отрицательном виде. Неважно, в качестве животного или человека.
Антигерманский союз: «Каждый британский патриот должен вступить в антигерманский союз». С таким заголовком агитировал плакат националистической организации. Она была основана в 1915 и призывала: Британию — британцам. В то же самое время она предупреждала об опасности немецкого влияния на островное государство. Антигерманский союз призывал граждан бойкотировать немецкую экономику и не давать работы немецким рабочим.
Однако с 1916 ситуация изменилась. Все больше людей нуждалось в пропаганде такой, какой она была давно уже нормой жизни в странах Антанты. Художник Эмиль Нольде ещё в 1914 написал в прусское военное министерство письмо с жалобой на информационную политику. Нет достаточной агитации за военный заем, которым граждане могли бы помочь государству в финансировании войны.
Свободу орлу: американский орёл восседает на краю своего гнезда, вокруг него стартуют военные самолёты. Текст:»Сохрани его свободу — купи военные гербовые марки». Чтобы США могли остаться свободными, его граждане должны поддержать американскую армию и авиационные эскадрильи, разумеется материально. Плакат принадлежит перу Чарльза Ливингстона Булля, одного из самых известных художников-анималистов своего времени. Плакат появился в 1917 г.
Ошибочная оценка ситуации на внутреннем фронте
«Письма, подобные тому, что написал Нольде, были обычным явлением,- говорит Шмидт.- Граждане составляли многочисленные воззвания и требовали от властей более наступательной и более эмоциональной пропаганды.»
Наконец военное руководство, в числе которого был и первый заместитель начальника Генштаба германской армии Эрих Людендорф, потребовало определённой, отвечающей, с их точки зрения, моменту агитации.
Однако когда к середине войны наконец и в Германском рейхе верх взяли агитационные плакаты с глубоким эмоциональным содержанием, люди восприняли их отчасти неверно, нередко ошибочно интерпретируя. Проблема состояла в том, что им были непонятны мотивы этого нового художественного языка. По словам Шмидт, «население должно было как будто учиться новому языку.» Эта проблема не обошла стороной и США. Еще в 1942 исследования привели к результату, что плакаты ни в коем случае не должны содержать много символики, поскольку в этом случае они могут быть неправильно поняты. Однако художники не всегда следовали этому совету.
После поражения Германской империи война, по утверждению Людендорфа, была проиграна не в военном, но в пропагандистском смысле. Таким утверждением будущий партнёр Гитлера по путчу заложил фундамент для тезиса об «ударе ножом в спину» (утверждение, будто Германия проиграла Первую мировую войну в результате революции, прим. перев.), ложно утверждавшего, что немецкая армия была в состоянии выиграть войну, если бы не была предана и брошена на произвол судьбы родиной. Легенда о предательском ударе в спину должна была стать идеальным инструментом для национал-социалистов, чтобы подстрекать народ против Версальского договора и спровоцировать в конечном счете Вторую мировую войну.
Однако для начала у ультраправых нашёлся другой враг, которого необходимо было победить: левые политики. В межвоенный период экстремистское «Объединение для борьбы с большевизмом» использовало эмоционально заряженные плакаты для своих целей.
«Большевизм порождает войну, безработицу и голод» (плакат 1918г.), утверждала организация, учредитель которой — Эдуард Штадлер — считается заказчиком убийств Розы Люксембург и Карла Либкнехта. Как и на более ранних плакатах из США, это тоже чудовищная обезьяна с острыми длинными клыками, кинжалом в одной руке и бомбой в другой, символизирующая зло. «Это нагоняло страх»,- говорит Анне Шмидт. Таким образом левому движению было отказано в человечности. Врага можно было открыто дискредитировать.
«Большевизм — это значит мир утонет в крови» написано на этом немецком подстрекательском плакате 1919 г. Это образец одного из первых немецких плакатов, где враг, в данном случае левое движение, оболган, оскорблён и лишён любого намёка на человечность
Унижение, ненависть, страх — таким был язык плакатов
К началу Второй мировой войны немцы уже научились понимать язык плаката. Национал-социалисты умело использовали это для себя. Рене Гронэ, директор Немецкого музея плаката, знает многочисленные образцы того времени, а также отвратительные способы обозначения противника, которыми оперировал новый агрессивный изобразительный язык. «Речь шла об унижении, о лжи, о ненависти и страхе. Война велась с новой, повышенной жестокостью. Враг шаржировался, представлялся чем-то низменным и злым, во многих случаях, как неполноценный, неравный немцу человек, или как животное.»
Белый волк: в Германии волк широко использовался для изображения противника. Плакат утверждает: «Польский волк зарится на вашу родину! Не потерпите этого!» 1920 г. — год, когда жители юга Восточной Пруссии голосовали на референдуме, в рамках исполнения Версальского договора, о присоединении этих земель к Германии или к Польше. Почти 98% граждан высказались за Германию. Этот немецкий плакат был подготовлен к предвыборной кампании.
Художники различных стран почти всегда использовали одинаковую символику в своих плакатах: злой волк, свободолюбивый орел, коварная змея, опасный лев или жадный спрут были выбраны ими как представители рода человеческого. Часто это были известные художники, которые либо из политических убеждений хотели мольбертом и палитрой внести свой вклад в победу, либо просто повинуясь гражданскому долгу.
К примеру один из самых известных американских художников-анималистов Чарльз Ливингстон Буль. Он иллюстрировал многочисленные книги и журналы, такие как «Лайф».
Одним из его плакатов в армии США агитировали добровольцев в военно-воздушные силы.
Американский орёл бьётся с немецким. Плакат Чарльза Л. Булля агитирует добровольцев пойти на курсы пилотов.
Во время Второй мировой войны художники стран антигитлеровской коалиции использовали разные художественные метафоры для нацистской Германии: змея, лев, волк и такса символизировали порой Третий рейх.
Штык в пасть. Лев со зрачками в виде свастики и со свастикой на шее рычит, проткнутый штыком. Русский плакат, год выхода неизвестен.
Некоторые художники доводили игру на эмоциональном восприятии до кульминации, комбинируя на одном плакате ненависть и иронию.
«Уничтожь их» призывают США в 1941 г. плакатом, где Германия, Япония и Италия должны быть растоптаны. У змеи, которая изогнувшись подняла голову против ноги солдата, гитлеровские чёрные усики и чёлка, она татуирована свастикой. Другая, ползущая прочь, разрисована символами восходящего солнца, жаба же обозначает Бенито Муссолини.
Гитлер-такса. Карикатура 1943 г. предупреждает греческий народ: «Он дотянется всюду, чтобы раздобыть информацию. У врага везде уши — молчи!»
Но вот угрожающей обезьяной, которую надо бояться, нацистская Германия очевидно уже не была.
Ещё агитационные плакаты разного времени
Мышеловка. Этот плакат военно-морских сил США появился в 1942 г. «Аляска — смертельный капкан для японцев» — предупреждает он. Поскольку битва за Алеуты, группу островов перед Аляской, затрагивала так же частично и этот штат США. Японцы захватили часть островов группы. Аримя, флот и гражданские жители должны были объединиться для победы над японцами.
«Обращайся с ними грубо!» Этим плакатом 1918 г. США призывают своих солдат не церемониться с врагом. Пугающей картиной разрушений, ненависти и паники агитировали в Америке добровольцев на войну против Германской империи. С этого плаката обращались к молодым людям, привлекая их на службу в танковые войска. Плакат принадлежит перу художника Августа Вильяма Хутафа.
«Выбирайте христианских социалистов!» звучит призыв с этого антисемитского пропагандистского плаката 1920 г. И далее :»Немецкие христиане, спасите Австрию!» Изображён австрийский орёл с короной на голове и со щитом в цветах автрийского флага на груди. Из клюва капает кровь. Он почти задушен окольцевавшей его змеёй с человеческой головой, изображающей в оскорбительной форме евреев. На голове у рептилии киппа — шапочка религиозных евреев. Плакат был выпущен в рамках предвыборной кампании 1920 г. Христианские социалисты убивали этим плакатом двух зайцев: змея символизирует, с одной стороны, еврейство, с другой, красным цветом намекает на социал-демократов. И те и другие душат австрийское государство — таков абсурдный смысл этого предвыборного плаката.
. потому что кто-то проболтался
Печальный спаниель. Этой картинкой США аппелировали к гражданам, призывая их не распространяться о важной военной информации в публичных местах. Может так случится, что кто-то подслушивает разговор, чтобы затем передать его содержание врагу. Особенно следовала опасаться тем, кто работал на военную промышленность.
Этот плакат не оставляет никакого другого толкования в глазах граждан США: флаг с золотой звездой на заднем плане получали семьи павших в бою. Тоскующий спаниель, глядящий на вас проникновенным взглядом, положил голову на шарф, какой носили моряки. Плакат напечатан в 1943 г.
Орёл с бомбой. Американский плакат 40-х годов призывает собирать металлолом — важный ресурс для военной промышленности.
Растущий лев. Плакат из Нидерландов показывает развитие Второй мировой войны с 1939 по 1942 г.г. В то время как в 1939 г. британская армия ещё уступала немецкой в танках, кораблях, самолётах и солдатах, в 1941 г. ситуация кардинально изменилась. Британская армия, символизируемая львом, растёт, становится сильнее и увереннее, и наконец с превосходством показывает зубы врагу в 1942 г. В центре плаката надпись: «Изображения говорят лучше слов!»
«Болтливый гусь». Этим плакатом министр пропаганды обращался к собственному народу в 1943 г. Подпись:»Стыдись, болтун! Враг подслушивает! Молчание — обязанность!»
Существовал целый ряд плакатов с подобной пропагандой. Этот датирован поздним периодом войны, когда Германия уже отступала. Плакаты такого рода должны были отвлечь народ от мыслей о том, кто же в действительности является виновником войны и страданий народа, не Гитлер, нет, но возможно некто, разгласивший военную тайну, пусть и нечаянно проболтавшись.
Германия — волк в овечьей шкуре! России уже в 1941 г. стало ясно, что Германия не союзник, а враг, прикинувшийся другом.
Зима 1941/42 гг. Плакат появился после контрнаступления под Москвой, закончившегося для немцев поражением.
Источник