План экскурсии по эстетическому воспитанию

План экскурсии по эстетическому воспитанию

* Беседы об искусстве;
* Встречи с поэтами и с творческими личностями города, края, станицы;
* Выставки изобразительного искусства;
* Вечера-встречи с известными писателями, скульпторами, художниками;
* Кружки художественно-эстетической направленности;
* Конкурсы, игры, проекты художественно-эстетической направленности;
* Коллективный просмотр художественных фильмов с последующим обсуждением;
* Классные часы: Эстетическая грамматика, Этикет, Эстетическая сущность этикета, Этика общения человеческих отношений, Поговорим о том, как мы выглядим;
* Конкурсы: Рыцарский турнир вежливости;
* Кружковая работа: ИЗО, поэтический кружок, кружок по вокалу;
* Клубная деятельность. Изучение Основ православной культуры, Культуры Кубанского края ;
* Конкурс вокалистов; * Конкурс студенческого творчества;
* Литератрная гостинная;
* Литературно-музыкальные вечера о жизни и творчестве поэтов, писателей, композиторов, художников;
* Научно-исследовательские работы;
* Научные кружки; * Научно-практические конференции;
* Организация выставок художественного, литературного и других видов творчества;
* Организация встреч с интересными, творческими людьми и коллективами;
* Организация и проведение праздников, театрализованных представлений, концертов, конкурсов и др.;
* Организация летнего отдыха детей;
* Привлечения студентов к творчеству во всех аспектах их будущей профессиональной деятельности (конкурсах, олимпиадах);
* Проведением лекций и бесед;
* Проведение различных конкурсов, фестивалей;
* Привитие эстетического отношения к специальной форме одежды; .
* Посещение окружной библиотеки;
* Посещение музея;
* Проведение научных исследований по вопросам эстетического воспитания студенческой молодежи;
* Подготовка и проведение творческих вечеров, встреч с интересными людьми;
* Разработка сценариев культурно-массовых мероприятий;
*
Тематические классные часы, беседы направленных на изучение народных традиций, обрядов, праздников духовно – нравственного содержания;
*
Тематические беседы: «Этика и культура поведения», «Движение и музыка», «В мире доброты и красоты», «Школа хороших манер», «Дорога к моему «Я»»;
*
Тематические классные часы: «Красота природы в произведениях поэтов, писателей, художников», «Народное творчество», «Красота повседневной жизни», «Театр», «Понятие об эстетике», «Достойная и пошлая жизнь»;
* Фестиваль талантов;
* Фестиваль «Студенческая весна»;
* Эстетическое оформление интерьера учебного заведения и его территории;
* Экскурсии и выезды в театры, музеи, выставочные залы.

Читайте также:  Колизей является самой посещаемой платной достопримечательностью мира

Источник

Программа по эстетическому воспитанию младших школьников «Красота. Культура. Творчество»
материал (2 класс) на тему

В последние годы проблема эстетизации образовательно-воспитательного процесса стала одной из наиболее острых проблем не только педагогики, но и всего общества в целом. Необходимыми условиями формирования современной гармонически развитой личности являются богатство его внутренней духовной культуры, интеллектуальная свобода, высокий нравственный потенциал, хороший эстетический вкус, пластичность межличностного, межнационального и социального общения.

Скачать:

Вложение Размер
programma_kkt.rar 21.74 КБ

Предварительный просмотр:

«Красота – могучий источник нравственной чистоты, духовного богатства, физического совершенства … Мы с первых же дней школьного воспитания учим детей понимать красоту окружающего мира, природы, общественных отношений. Восприятие, осмысливание красоты – это основа, стержень эстетического образования, сердцевина той эстетической культуры, без которой чувства остаются глухими ко всему прекрасному.

В. А. Сухомлинский

Данная программа является одним из механизмов решения актуальной проблемы современного мира – эстетизации личности ребенка.

Умение эстетически правильно оценивать предметы и явления при непосредственном контакте с ними, умение творить красоту вокруг себя, умение наполнять свой «детский» мир эмоциональными переживаниями, ярко окрашенными представлениями – все это качества, которые необходимо сформировать у младшего школьника.

В основу программы положены различные средства эстетического воспитания: природа, музыка, литература, живопись. Использование вышеназванных средств в формировании эстетической культуры младших школьников дает возможность им не только почувствовать многомерную красоту природы, но и научиться жить и творить по законам красоты.

Программа состоит из отдельных блоков, включающих в себя определенные темы занятий. Содержание занятий предоставляет детям возможность почувствовать мир красоты в целом, позволяет развивать их творческие способности, дать оценку предметам и явлениям окружающей действительности. Содержание каждого блока можно реализовывать отдельно от остальных, однако для решения поставленной цели необходимо вести систематическую работу по всем шести блокам.

Кроме того, в программе представлены разнообразные формы и методы воспитательной работы по эстетическому развитию личности ребенка. Это беседы, практические занятия, творческие мастерские, экскурсии, походы в музеи и галереи… Местом проведения воспитательных дел может быть классная комната, лес, парк, музей, картинная галерея.

Целенаправленная работа в выбранном направлении позволит подвести детей к тому, что красота должна пронизывать все сферы деятельности человека, всю его жизнь, а это в свою очередь будет способствовать успешному решению задач программы.

Цель программы : воспитание эстетической культуры младших школьников.

Цель реализуется через задачи :

— формирование общей культуры учащихся;

— развитие эстетических чувств младших школьников, творческих

— формирование активного интереса к произведениям искусства;

— формирование у детей представлений о красоте и гармонии природы;

— воспитание бережного отношения к памятникам культуры, к предметам и

Источник

Экскурсия как форма эстетического воспитания дошкольников

Мария Шмелева
Экскурсия как форма эстетического воспитания дошкольников

Народная мудрость гласит «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

Одной из форм работы с детьми дошкольного возраста является экскурсия. Как правило, коллективные экскурсии проводятся на территории ДОУ с образовательной целью. Но коллективное или индивидуальное посещение музея, достопримечательного места или выставки оставит в памяти ребенка незабываемое впечатление. Экскурсия – не спонтанное, а хорошо спланированное, продуманное мероприятие. Хорошо проводить экскурсию накануне какого-либо праздника, например Дня космонавтики. Только такая экскурсия способна чему-либо научить, оставить неизгладимый след в душе ребенка.

Благодаря своей наглядности экскурсия является чрезвычайно эффективной формой передачи знаний детям, способствует усвоению приводимых фактов, оказывает сильное эмоциональное воздействие на ребенка. Во время проведения экскурсии (при показе какого-либо экспоната) обязательно использование рассказа. По окончании мероприятия можно вручить детям памятные сувениры.

Знания, полученные на экскурсии, расширяются и закрепляются после проведения экскурсии (уже в группе ДОУ) в образовательной деятельности, в играх. Через 2-3 дня после экскурсии необходимо провести обобщающую беседу с детьми, выслушать их впечатления о том, где были и что видели, а также что больше всего запомнилось. Можно устроить выставку работ, выполненных детьми совместно с родителями.

В силу своей занятости многие родители не могут, а чаще не хотят, посетить с ребенком музей или выставку. Так давайте будем устраивать коллективные посещения музеев! Ведь запланированное посещение музея организует многих родителей, а ребятишки просто счастливы, в компании своих друзей, узнать что-то новое и увидеть своими глазками то, о чём им так много рассказывали!

Мини-музей «Оригами» как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста Позвольте представить Вашему вниманию, презентацию на тему «МИНИ-МУЗЕЙ «ОРИГАМИ» КАК СРЕДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ.

Тренажёр для укрепления зрения «Лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать», — гласит народная мудрость. С помощью зрительного анализатора осуществляется 90% восприятия.

Источник

Программа по художественно-эстетическому воспитанию «Красота спасёт мир» 5 – 11 классы

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Общеобразовательная школа для обучающихся с ОВЗ №35»

по художественно-эстетическому воспитанию

«Красота спасёт мир»

(для учащихся с умственной отсталостью)

Составитель: Пепеонкова Н.В.,

высшей квалификационной категории.

2015 – 2016 уч. год

«Чтобы воспитать человека чувствующим

и думающим, его следует, прежде всего,

Программа по художественно-эстетическому воспитанию «Красота спасёт мир», разработана для реализации на классных часах (5 – 11 классы) в МБОУ «Общеобразовательная школа для обучающихся с ОВЗ №35» г. Череповца Вологодской области. Она учитывает индивидуальные, возрастные особенности детей с проблемами интеллектуального развития и затрагивает формирование всех общечеловеческих ценностей.

Здоровье, Семья, Отечество, Культура, Человек, Труд, Природа — это общечеловеческие ценности, которые являются основой воспитательного процесса в становлении личности любого ребёнка .

Внутренний мир ребенка с проблемами в умственном развитии сложен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать всё многообразие окружающей среды? Как помочь, чем познать свое Я, раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нём?

Средствами, способными решить все эти задачи, являются формы художественно-эстетического освоения мира.

На важную роль искусства и творчества в воспитательно-образовательном процессе детей с отклонениями указывали представители зарубежной специальной педагогики прошлого Э. Сеген, Ж. Демюр, О. Декроли, а также отечественные психологи и врачи Л.С. Выготский, А.И. Граборов, В.П. Кащенко и другие. Специалисты в области художественной педагогики Н.И. Сакулина, Н.А.Ветлугина, В.А. Езикеев, Т.С. Комарова утверждают, что процесс восприятия искусства и творчества детьми представляют собой сложную психическую деятельность, сочетающую познавательную и эмоциональную стороны.

Современная специальная психология и педагогика в поисках эффективных средств коррекции все больше ориентируются на использовании различных видов искусства и творчества в процессе обучения и воспитания детей с проблемами умственного развития. Важно отметить, что в работе с детьми данной категории главными являются те формы работы, которые способствуют формированию социально-адаптированной личности. Одними из таких форм являются формы художественно-эстетического освоения мира. Они используются не только как средство художественной культуры, но и оказывают на детей с умственной отсталостью лечебное воздействие, являясь способом профилактики и коррекции отклонений в развитии.

А.В. Запорожец указывал, что способность понимать умом и сердцем наиболее успешно развивается тогда, когда ребенок активно создает художественные образы в своем воображении, одновременно участвуя в доступных ему формах художественной деятельности.

Таким образом, каждый классный час по художественно-эстетическому воспитанию школьников с проблемами интеллектуального развития должен опираться, прежде всего, на следующие требования:

— создание обстановки эмоционального благополучия;

— создание и обновление предметно-развивающей среды;

— творческий подход к содержанию материала, используемого на классном часе;

— вариативность в выборе тем классного часа, форм его проведения, средств и методов работы с детьми;

— использование дифференцированного подхода в обучении детей, учитывая их психофизические особенности;

— осуществление регионального подхода к отбору содержания изобразительной, музыкальной, игровой и другой художественной деятельности (систематичное ознакомление детей с искусствоведческим материалом художников, поэтов, композиторов, описывающих природу, труд, быт Вологодского края);

— взаимодействие с семьями воспитанников;

— преемственность в работе с учреждениями культуры (посещение музеев, выставочных залов).

Целью программы является: формирование эстетической культуры, эстетического отношения к окружающему миру, умения видеть и понимать прекрасное; воспитание умения воспринимать красоту природы, произведения искусства, внутреннюю и внешнюю красоту человека.

Способствовать развитию художественно-эстетических качеств учащихся с умственной отсталостью через организацию классных часов с использованием музыки, живописи, поэзии, декоративно-прикладного творчества.

Создание наиболее благоприятных условий для развития творческих способностей детей.

Создание высокого уровня эстетических потребностей.

Воспитывать сердечное отношение к людям, трудолюбие.

Дать характеристику стиля, рассмотреть цветовые решения в подборе гардероба, дать практические советы по приобретению и уходу за одеждой.

Данная программа состоит из нескольких блоков. Каждый блок решает ряд определённых задач. Для каждого блока подобраны наиболее эффективные формы работы с учащимися. Наиболее подробно эти данные приведены в таблице.

Красота и труд — вместе идут

Показать роль труда в физическом, нравственном, эстетическом формировании человека.

Вызвать уважение к рабочей профессии; помочь осознать высокое благородство цели и мотивов труда.

Развивать потребность трудиться добросовестно, творчески, вносить красоту в процесс и результат своего труда

игры-тренинги, ролевые игры.

Красота родной природы

Раскрыть величие и красоту природы как источника чувств и творческой деятельности.

Привить любовь к природе родного края с использованием активных форм обучения, технических средств обучения, произведений поэзии, живописи, музыки.

Беседа по картинам, экскурсия в природу (парк), посещение выставок, прослушивание стихотворений, чтение отрывков из произведений

Я в мире… мир во мне…

Познакомить с огромного миром и помочь почувствовать важность каждого человека в нём.

Содействовать определению своего Я и места для себя в этом мире.

Способствовать раскрытию внутреннего мира человека.

Беседа, игры-тренинги, анализ ситуаций, совместный просмотр фильма.

Сила красоты и доброты

Воспитание эстетических и нравственных качеств у учащихся, развитие мышления, творческих способностей.

Эстетика в одежде, поступках людей.

Дискуссия, просмотр фильмов, игры-тренинги, анализ ситуаций.

Развить речевую, мыслительную деятельность, творческую деятельность учащихся.

Беседа, посещение памятных и исторических мест (музеи)

Блок «Красота и труд – вместе идут» включает в себя изучение эстетически значимых мест родной Вологодчины и профессий, связанных с этими местами.

Цель блока: социально-личностное развитие детей с умственной отсталостью, через развитие эстетически-ценностных качеств, средствами знакомства с профессиями наших предков и профессий сегодняшнего дня.

Блок «Красота родной природы» включает в себя изучение прекрасного в природе России и малой Родины – Вологодчины с использованием литературных, музыкальных и художественных произведений по теме классного часа.

Цель блока: социально-личностное развитие детей с умственной отсталостью, через развитие эстетически-ценностных качеств, средствами поэзии, релаксационной музыки – «звуки природы», знакомства с картинами русских художников-пейзажистов, знакомство с творчеством Вологодских поэтов и художников.

Блок «Я в мире… мир во мне…» включает в себя изучение детьми общекультурных ценностей: соблюдение гигиены, аккуратность, вежливость, внимательность и предупредительность.

Цель блока: социально-личностное развитие детей с умственной отсталостью, через развитие эстетически-ценностных качеств к самому себе, средствами тренинговых занятий по теме классного часа, диспутов после просмотра или иллюстрирования различных жизненных ситуаций (отрывки фильмов, презентации).

Блок «Сила красоты и доброты» включает в себя изучение эстетических и нравственных качеств людей, способствующих развитию мышления, творческих способностей, формирующих эстетику в одежде, поступках детей.

Цель блока: социально-личностное развитие детей с умственной отсталостью, через развитие эстетически-ценностных качеств по отношению к внешнему виду и поступкам людей средствами.

Блок «Наследники традиций» включает в себя изучение традиционной народной культуры Вологодской области (праздники, обряды, особенности мужского и женского костюма, мужское ремесло и женское рукоделие, каноны мужского и женского поведения в семье (общине).

Цель блока: социально-личностное развитие детей с умственной отсталостью, через развитие эстетически-ценностных качеств, средствами народной традиционной культуры.

Тематика классных часов

по художественно-эстетическому воспитанию

Разделы (блоки) программы

Красота и труд — вместе идут

Красота родной природы

Я в мире… мир во мне…

Сила красоты и доброты

«Шубка овечки – теплее любой печки». Знакомство с особенностью разведения овец. Что овечка нам приносит?

Любимый парк родного города.

Анализ стихотворений о парках КиО

г. Череповца. Рисование иллюстраций.

«Каким бы я хотел видеть своего друга, свой коллектив?».

«Какого человека можно назвать красивым? Можно ли стать красивым?».

«Все игрушки в сундучке на цветном половичке». Традиционные игрушки наших предков.

Разделы (блоки) программы

Красота и труд — вместе идут

Красота родной природы

Я в мире… мир во мне…

Сила красоты и доброты

«Скатерть бела весь свет одела» Знакомство с технологией изготовления Вологодского кружева.

Природа и фантазия. «Фотоконкурс овощей необычной формы или размера».

Тайны вокруг нас – вещь временная. Тайное всегда становиться явным.

Красота человеческих отношений. Чтобы иметь друга, надо быть им.

«Кузьминки» — 14 ноября. Традиция празднования Кузьминок в Вологодской области.

Разделы (блоки) программы

Красота и труд — вместе идут

Красота родной природы

Я в мире… мир во мне…

Сила красоты и доброты

«Зимой и летом» одним цветом». Лес родного края: ель, сосна. Что нам даёт лес? Профессии, связанные с лесом.

Моя малая Родина – Вологодский край. Посещение музей (пейзажи Вологодчины)

Фотоконкурс «Я и природа».

Красота человеческих отношений. Сеющий неправду – пожнет беду.

Традиция празднования Рождества на Руси. Что такое «Вертепный театр»?

Разделы (блоки) программы

Красота и труд — вместе идут

Красота родной природы

Я в мире… мир во мне…

Сила красоты и доброты

«Прянична доска с целого пенька». Традиционные ремёсла и трудовые занятия: изготовление пряника, его предназначение. Пряничник.

«Люблю берёзку русскую…»

Береза — это символ России, любимое дерево с древних времен, для православных людей это главное дерево жизни.

«Суд» над пороками людей (ложь, наркомания, алкоголизм и т.д.).

«Подарок моим друзьям».

«Прилетела птица из-за морья, вывела весну из затворья». Представление наших предков о небесном светиле – солнце. Использование солнца, как оберега на прялках, в избе и на одежде наших предков

Разделы (блоки) программы

Красота и труд — вместе идут

Красота родной природ ы

Я в мире… мир во мне…

Сила красоты и доброты

«Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть». Красота водных ресурсов Вологодчины. Традиция рыболовства в Вологодской области.

Творчество Фёдора Тютчева (в зависимости от времени года)

«Осенний вечер» «Чародейкою Зимою околдован, лес стоит»

«Зима недаром злится»

«Что значит владеть собой?»

Расскажи мне о себе.

Расскажи мне обо мне.

Умей беречь честь бабушки и дедушки и добрую память о них.

«Вода – всему господин». Вода (живая и мёртвая) родники, источники, ключи и традиции их почитания.

Разделы (блоки) программы

Красота и труд — вместе идут

Красота родной природы

Я в мире… мир во мне…

Сила красоты и доброты

«В пастухи наймёшься – вся деревня в долгу!» Красота лугов Вологодчины. Традиционный труд людей на лугах: пастушество, сенокос.

Творчество Сергея Есенина (в зависимости от времени года).

«Отговорила роща золотая…»

«Еду. Тихо. Слышны звоны…»

«Что такое характер? Можно ли изменить свой характер?» (диспут)

«Надо ли любить всех?»

«Традиция празднования Пасхи». Пасхальные игры, традиционная кулинария на пасху

Разделы (блоки) программы

Красота и труд — вместе идут

Красота родной природы

Я в мире… мир во мне…

Сила красоты и доброты

«Берёза, моя берёзонька!»

Ремесло не коромысло – плеч не оттягивает! (плетение из бересты: туески, солонки, корзинки, лапти из бересты)

Творчество Рубцова «Родная природа»

«Кому легче жить — культурному или некультурному человеку?» (диспут)

«Что такое красота в моде, в жизни, в искусстве?».

«Традиционный костюм Вологодской области (мужской, женский) Вышивка, ткачество и пояса – обереги народа. Символика цвета в традиционной культуре.

Калейдоскоп возможных форм работы с детьми

по художественно-эстетическому воспитанию

· «Мы за чаем не скучаем».

· «Праздник семейных династий»

· «Папа, мама и я – дружная семья».

· «Почему важно беречь честь коллектива и быть коллективи­стом?».

· «Что такое духовность человека?».

· «Разумное и нравственное всегда совпадают».

· «Молодость наших бабушек».

· «Орден твоего деда».

· «Классики литературы о добре и зле».

· «К 65-летию Победы в Великой Отечественной войне».

· «Новогодняя. По странам и континентам».

· «Братья наши меньшие».

· «Как изучить самого себя».

· «Что значит быть хорошим сыном, дочерью?».

· «Золотые бабушкины руки».

· «Природа и фантазия».

· «Я и мой старший брат».

· «Я в ответе за младших в семье».

· «Что значит быть человеком?».

· «Береги честь смолоду».

· «Самый дорогой человек».

· «Здесь живут мои родственники».

· «Дорогами великих географических открытий».

· «По странам и континентам».

· «Снежная сказка» (для 5 – 6 классов).

Тридцать пестрых дел (по Н. Щурковой):

· «Пять минут с искусством».

· «Приглашение к чаю».

· «Дерево, посаженное тобою».

· «Корзина грецких орехов».

· «Час тихого чтения».

· «Турнир знатоков этикета».

· «Гостиная (поэтическая, музыкальная, театральная)».

· «День добрых сюрпризов».

· «Путешествие в свое прошлое».

· «Проблемы и аргументы».

· «Конверт дружеских вопросов».

· «Когда говорят предметы».

· На лучшее сочинение на тему. («Как я провел лето»).

· На лучшее стихотворение о.

· Рисунков на асфальте.

· Рисунков на тему. («Первый день зимы»).

· На лучшее поздравление с. (Днем учителя).

· На лучшую праздничную стенгазету.

· Поделок из бумаги (оригами).

· Исполнителей народных песен.

· Рисунков на стекле (витражей).

· На лучшую сервировку стола к 8 марта.

· Фигурок из желудей и шишек.

· Картин из цветов (флористика).

1. Баранов Д. А., Баранова О. Г., Зимина Т. А. Русские дети. Основы народной педагогики. Иллюстрированная энциклопедия. – СПб., 2006.

2. Гуров В.Н . Социальная работа школы и семьи. – М., 2002.

3. Дитятко – что тесто, как замесишь, так и выходит. Сборник учебных программ и методических разработок по традиционной народной культуре. Часть I . – Череповец: КнигоГрад, 2013. – 260 с.

4. Кислицына Т. Г. Русская семья: От рождения к вечности. – М., 2008.

5. Кислицына Т. Г. Русская семья, праздники и традиции. – М., 2009.

6. Погодина Е. В. Взаимодействие семьи и школы как одно из условий создания единой воспитательной среды. – Череповец, 2001.

Источник

Оцените статью