Экскурсия в Дмитровский политехнический колледж
статья ( класс) на тему
Познакомить выпускников с деятельностью колледжа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.doc | 67 КБ |
Предварительный просмотр:
Экскурсия в Дмитровский политехнический колледж
Весна для выпускников – это время переживаний и определения своего жизненного пути. Выбор профессии — сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека, от которого будет зависеть вся его дальнейшая жизнь.
Куда пойти учиться? Какую профессию выбрать? Поэтому выпускники 9класса нашей школы совершили экскурсию в Дмитровский политехнический колледж.
Ученики познакомились с деятельностью колледжа. Они побывали в мастерских, где проходят практические занятия, и учебных кабинетах.
В этом колледже выпускники могут получить специальности: «Технология машиностроения» и «Экономика и бухгалтерский учёт». Экскурсия была полезной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья о научно-исследовательской деятельности в ГБОУ СПО МО «Коломенский политехнический колледж».
Проектная деятельность как средство развития личности студентов Коломенского политехнического колледжа.
Презентация по теме «Мой политехнический колледж. Студенческая жизнь.».
СТАТЬЯ: ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТОВ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА.
Динамика развития компетенции.
Профориентационная работа на базе ГУ «Белоярского политехнического колледжа».
Источник
Организация и проведение экскурсии в заведения начальной профессиональной
подготовки для учащихся МОУ
Организация и проведение
экскурсии в заведения
подготовки для учащихся МОУ
В данном пособии вы найдете конкретные рекомендации по организации и проведению экскурсии в учебные заведения начального и среднеспециального профессионального образования. Прежде всего, оно будет полезно для заместителей директоров по воспитательной работе и классных руководителей общих образовательных учреждения, а также мастерам производственного обучения и руководителям НПО.
Большую роль в расширении представлений о рабочих профессиях играют экскурсии в учебные заведения начального и среднеспециального профессионального образования. Одно дело, когда учащимся рассказывают о том в каких ПУ можно получить ту или иную профессию, и совсем другое, когда сами учащиеся приходя в ПУ, знакомятся с характером и содержанием обучения, оснащенными кабинетами и лабораториями, а главное – знакомятся с теми, кто здесь учится и работает.
Выделяют следующие типы профориентационных экскурсий:
1. Обзорные – с целью общего знакомства с учебным заведением, с группами учащихся одного возраста. При посещении ПУ рассказывается об истории училища, об основных профессиях, специальностях, по которым проводится обучение, о содержании теоретических и практических занятий, о предметных кабинетах, лабораториях, учебных мастерских и практике на производстве, об условиях обучения в ПУ (стипендия, оплата труда, обмундирование, питание, летние лагеря), культурной и спортивно-массовой работе, о порядке приема документов и зачисления, сроках обучения и распределении.
2. Тематические – проводятся по темам школьных предметов по плану школы. Школа разрабатывает тематический цикл экскурсий в соответствии со школьной программой в целях пропаганды определенных рабочих профессий для старшеклассников. Эта экскурсия включает ознакомление с учебно-производственной базой ПУ и формами подготовки кадров для предприятий.
3. Профессиографические – в ходе учебного процесса раскрывается содержание той или иной профессии. В ходе экскурсии в ПУ школьников знакомят с учебно-воспитательным процессом, характеристикой определенной профессии (общие сведения, содержание и условия труда, санитарно-гигиенические условия, психофизиологические требования к человеку, медицинские противопоказания, правилами приема и распределения выпускников, с перспективой профессионального роста. В учебных цехах ПУ школьники осматривают оборудование, учебные пособия, изделия, изготовляемые учащимися, узнают о сроках и формах обучения, способах подготовки, специальностях, по которым ведется подготовка кадров и предметах и особенно важных для овладения профессией.
Содержание экскурсии в ПУ
· Познакомить уч-ся с учебным заведением;
· Дать представление о профессиях, предлагаемых профессиональным училищем, организации и формах обучения в училище;
· Оказать практическую помощь в формировании личного профессионального плана.
Воспитывать уважение к человеку труда, убеждения в необходимости получения прочных общеобразовательных и специальных знаний для успешного овладения профессий.
План проведения экскурсии в учебное заведение начального или среднеспециального профессионального образования
1. Выявить профессиональные интересы и склонности учащихся (это может сделать школьный психолог, классный руководитель, учитель труда);
2. Определить уровень когнитивной успешности учащихся по основным учебным предметам, наметить план профессиональных намерений и предполагаемую форму обучения (школьный психолог, классный руководитель);
3. Выбрать учебное заведение, наиболее востребованное учащимися (педагог, отвечающий за профориентацию в школе);
4. Подготовить педагогический коллектив, курсантов для встреч с экскурсантами.
5. Подготовить группу учащихся для встречи с преподавателями, курсантами учебного заведения.
Заранее посещая училище, учитель подбирает тех людей, кто будет вести экскурсию. Это обычно бывает кто-нибудь из руководителей училища, а также преподаватель, мастер производственного обучения училища.
Экскурсия начинается с вводной беседы, которую проводит представитель училища по такому плану.
— история возникновения училища, перспективы его развития;
— характер и содержание обучения по специальностям;
— оснащенность учебных кабинетов, лабораторий, мастерских, библиотек и др.;
— условия учебы, работы, организация досуга с уч-ся;
— условия приема, продолжительность обучения по специальности;
— выпускники училища – передовики производства (желательно пригласить их в училище).
После освещения этих вопросов представитель училища отвечает на вопросы учащихся. Затем школьники осматривают кабинет, лаборатории, мастерские. Их сопровождает мастер или учащиеся ПУ, по ходу учащиеся могут задавать вопросы, а преподаватели дают пояснения и подробнее рассказывают о каждой профессии (см. план профориентационной беседы, приложение 3). Целесообразно проводить беседы школьников с учащимися ПУ, так как они примерно одного возраста и лучше понимают друг друга.
Заключительная беседа: Проводится в училище или в школе. В ходе ее учащиеся делятся впечатлениями и мыслями об училище, о профессиях, о своем выборе.
ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К ЭКСКУРСИИ
— Необходимо подготовить учащихся психологически. Ввести их в предстоящую работу, раскрыть её значение, настроить на восприятие.
— Сообщить тему, цель посещения, название учебного заведения.
— Обсудить план наблюдения: что наблюдать, в какой последовательности и с какой целью.
— Указать пути сбора отчетного материала, дать задание подготовить записные книжки, бумагу для зарисовок, ручки, карандаши, фотоаппарат и т. д.
— Довести до сведения учащихся сроки и форму подведения итогов: план отчета (приложение 5), написание сочинений, рефератов, описание профессий (приложение 6, 7), проведение анкетирования (приложение 8, 9), выпуск стенгазет, фотогазет, информационных бюллетеней.
То, что школьники будут заранее знать о предстоящем подведении итогов, заставляет их более ответственно настроиться на экскурсию, быть более внимательными. Но при этом надо избегать излишних всевозможных второстепенных заданий по оформлению результатов экскурсии.
И в заключение обратить внимание на технику безопасности.
— Узнать у организатора экскурсии цель, содержание, план, методику её проведения.
— Уяснить, как создать обстановку, в которой любая информация, даже о непрестижной профессии заинтересовала бы учащихся. Для этого надо изучить психологические закономерности усвоения знаний учащимися с учетом возраста, чтобы активизировать их познавательную деятельность, для управления их вниманием во время экскурсии. Экскурсовод должен помнить, что активность мысли рождается, если учащийся во время экскурсии решает какую-либо задачу, проблему, преодолевает какое-то затруднение. Поэтому перед учащимися заранее ставится задача, способ решения которой заложен в тех знаниях, которые им предстоит усвоить во время экскурсии. Это повышает интерес к информации и экскурсия приобретает практический смысл.
— Наметить способы управления вниманием, для чего экскурсовод ставит перед учащимися определенные задачи, разъясняет детали, дает ориентиры, отправные точки для наблюдения.
— Наметить пути эмоционального воздействия на учащихся.
— Определить содержание информационного материала, четко выделить самое существенное во воем объеме информации, не перегружая внимания учащихся второстепенными техническими подробностями, учесть вопросы к интересы учащихся.
— Выделить незнакомые для учащихся понятия и продумать способы их объяснения, предварительно побеседовав по этому вопросу с классными руководителями.
— Составить краткий план экскурсии (теме, цель, задачи, краткая характеристика знаний, которые должны получить учащиеся на экскурсии, последовательность проведения экскурсии) См. ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
План ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ БЕСЕДЫ
1. Понятие о профессии, ее месте и значении в народном хозяйстве. Краткая характеристика профессии. Потребности в профессии на рынке труда. Система профессиональной подготовки (типы учебных заведений, срок и условия обучения в них, профилирующие предметы). Квалификационная характеристика (профессиограмма).
2. Требования, предъявляемые к поступающим в профессиональное учебное заведение. Школьные предметы, лежащие в основе профессиональных знаний. Склонности, способности, особенности характера. Требования, предъявляемые к здоровью
3. Условия работы. Условия труда, характер работы, ответственность, особенности труда, требуемый уровень образования.
4. Перспективы развития профессии и профессионального роста. Смежные профессии. Возможность совмещения профессий.
для выявления эффективности проводимой экскурсии
Эта анкета может использоваться как классным руководителем для выявления эффективности, проведенной работы, так и руководством ПУ для сбора данных о наборе студентов по конкретным профессиям.
Дорогой друг! Ответь, пожалуйста, на следующие вопросы, обводя кружком соответствующий твоему мнению номер ответа:
1. Понравилась ли тебе наша экскурсия?
да не совсем нет
2. Если нет, то почему? ______________________
3. Желаешь ли ты освоить одну из профессий, специальностей, с которой ты познакомился во время экскурсии
4. Какая из представленных специальностей пришлась тебе по душе? Назови её___________________
5. Узнали ли Вы о ней что-нибудь новое для себя?
да не совсем нет
6. Считаете ли Вы себя пригодным к этой профессии?
да не совсем нет
7. Помогла ли экскурсия в выборе профессии?
— помогла выбрать профессию
— получил (а) существенную дополнительную информацию
— получил (а) сведения, заставляющие задуматься о правильности выбора
— полезной информации не получил (а)
8. Твои предложения по улучшению проведения экскурсии ____________________________________
Спасибо за ответы!
ПРИМЕРНЫЙ План ОТЧЕТА УЧАЩИХСЯ ОБ ЭКСКУРСИИ В ПУ
1. Каковы условия приема, продолжительность обучения по рассмотренным специальностям?
2. Опишите содержание обучения по этим специальностям?
3. В каких учебных кабинетах (лабораториях, мастерских) вы побывали? Опиши, что тебе запомнилось.
4. Каким специальностям обучают в училище?
5. Какой специальностью ты бы хотел овладеть в данном училище и почему?
ОПИСАНИЕ ПРОФЕССИИ УЧАЩИМИСЯ
Это задание будет наиболее целесообразно после проведения профессиографической экскурсии в ПУ, в ходе которой наиболее полно раскрывается процесс труда.
1. Описание процесса труда:
— содержание трудового процесса (что и как делает рабочий);
— инструменты, орудия труда, изделия;
— организация рабочего места, условия труда.
2. Человек в процессе труда:
— особенности здоровья, необходимые для данной работы, медицинские противопоказания;
— физические и психические качества требуемые для данной специальности (особенности характера, темперамента, памяти, внимания, мышления);
3. Требуемый уровень общей и специальной подготовки рабочего (раскрыть на конкретных примерах).
4. Справочная информация об особенностях профессии:
— потребность в специалистах данной профессии по предприятия, место и значение её в производственном процессе; связь с другими профессиями;
— где можно обучиться данной профессии, сроки и условия обучения;
— перспективы развития профессии, возможности повышения квалификации.
5. Как готовить себя к выбранной профессии?
6. Литература о профессии.
СХЕМА ОПИСАНИЯ ПРОФЕССИИ УЧАЩИМИСЯ
1. Наименование профессии ____________________
2. Краткое описание отрасли.
3. Характеристика профессии:
а) содержание труда
б) инструменты, орудия труда и место работы
в) санитарно-гигиенические условия
г) требования профессии к состоянии здоровья человека и его психофизиологическим особенностям
д) необходимый уровень образования
е) где можно приобрести данную профессию, специальность?
ж) перспективы и возможности роста
з) на каких предприятиях работают по данной профессии?
Для более подробной характеристики воспользуйтесь схемой анализа профессий (Приложение 10)
для учащихся, посетивших учебное заведение
1. Какая профессия (специальность) данного учебного заведения тебе нравится?____________________
2. Кем ты хочешь стать?________________________
3. Укажи, почему?___________________________
4. Что ты узнал об избираемой профессии (содержание, орудия, условия труда, требования данной профессии к человеку?)_________________________
5. Считаешь ли ты себя пригодным для данной профессии
да нет затрудняюсь ответить
6. Как ты готовишься к данной профессии? ______________________________________________
7. С представителем какой (каких) профессии (ий) ты бы хотел встретиться? _______________________
8. О какой профессии ты бы хотел узнать подробнее?__________________________________________
Спасибо за ответы!
для учащихся школы, посетивших ПУ
Анкетирование по этой анкете целесообразно провести с теми учащимися, у которых появился интерес к данному ПУ. В последующем с ними следует проводить целенаправленную профориентационную работу, создав группы по интересам. Эта анкета может использоваться как классным руководителем для выявления эффективности, проведенной работы, так и руководством ПУ для сбора данных о наборе студентов по конкретным профессиям.
1. Фамилия, имя ______________________________
2. Школа №___________ класс__________________
3. По какой профессии работают твои родители? ______________________________________________
4. Какие профессии тебе больше всего нравятся?
5. По какой профессии ты бы хотел учиться в нашем ПУ? _________________________________________
6. Что тебе понравилось в ПУ?
Спасибо за ответы!
Схема анализа профессий
1 — животные, растения (природа)
4 — техника, транспорт
5 — знаковые системы
6 — художественный образ
1 — контроль, оценка, диагноз
6 — собственное развитие
1 — ручные и простые приспособления
4 — функциональные (речь, зрение, мимика, слух)
5 — теоретические (знания, способ мышления)
6 — переносные или стационарные средства
1 — бытовой микроклимат
2 — большие помещения с людьми
3 — обычный производственный цех
4 — необычные производственные условия (влажность, температура, стерильность)
5 — экстремальные условия (риск для жизни и здоровья)
6 — работа на открытом воздухе
7 — поза (сидя, стоя, в движении)
8 — домашний кабинет
Характер общения в труде
1 — минимальное общение (индивидуальный труд)
2 — клиенты, посетители
3 — обычный коллектив (один состав работников)
4 — работа с аудиторией
5 — выраженная дисциплина (субординация)
3 — за жизнь и здоровье людей
4 — невыраженная ответственность
1 — большая зарплата
4 — изысканные отношения, встречи со знаменитостями
5 — частые командировки
Требуемый уровень образования
1 — без специального образовали
2 — начальное профессиональное образование (НПО)
3 — среднее специальное образование (ССУЗ)
4 — высшее профессиональное образование (ВУЗ)
5 — ученая степень
Профориентационная экскурсия 3
Содержание экскурсии в ПУ 4
План проведения экскурсии в учебное заведение начального или среднеспециального профессионального образования 5
ПРИЛОЖЕНИЕ I. Подготовка учащихся к экскурсии 7
ПРИЛ0ЖЕНИЕ 2.Подготовка экскурсовода к экскурсии 8
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. План профориентационной беседы 9
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Анкета для выявления эффективности проведенной экскурсии 10
ПРИЛОЖЕНИЕ 5. Примерный план отчета учащихся об экскурсии в ПУ 11
ПРИЛОЖЕНИЕ 6. Описание профессии учащимися 12
ПРИЛОЖЕНИЕ 7. Схема описания профессии
ПРИЛОЖЕНИЕ 8. Анкета для учащихся, посетивших учебное заведение 13
ПРИЛОЖЕНИЕ 9. Анкета для учащихся школы, посетивших ПУ 14
Источник