План характеристики эгп стран регионов

План характеристики ЭГП стран Европы

Наш современный мир отличается большим разнообразием существующих стран. И каждая из них обладает собственным набором уникальных свойств и черт. Для удобства их анализа и сравнения используют такой инструмент, как «характеристика экономико-географического положения страны». Описывает он страны по определенному алгоритму, который мы рассмотрим далее.

Виды экономико-географического положения

Экономико-географическое положение бывает потенциальным и настоящим (реализованным). Любое неосвоенное место является потенциальным ЭГП. Под реализованным ЭГП подразумевается историческая последовательность того, как использовалось ЭГП в различных временных социальных и экономических условиях.

Изменение ЭГП

Оценки экономико-географического положения могут со временем могут изменяться с совершенствованием и развитием мирового разделения труда и безостановочного научно-технического прогресса. Больше всего влияют транспортные, связующие, строительные изменения, а также поиск новых месторождений. Эпоха Великих географических открытий, освоение Америки, развитие ж/д и автотранспорта являются катализаторами одних из самых крупных мировых изменений.

Стандарты описания экономико-географического положения

Одна из идей, на которой строится использование плана характеристики ЭГП страны, это стремление показать разнообразие культур и миров. При современных процессах интеграции и глобализации важно видеть разницу между субъектами.

Типовой план характеристики ЭГП страны, региона состоит из следующих пунктов:

  1. Расположение относительно стран-соседей.
  2. Расположение относительно главных сухопутных и морских транспортных путей.
  3. Расположение относительно главных топливно-сырьевых баз, промышленных и сельскохозяйственных районов.
  4. Расположение относительно главных районов сбыта продукции.
  5. Изменение ЭГП во времени.
  6. Общие выводы об ЭГП и его влиянии на развитие хозяйства страны.
Читайте также:  Страны которые говорят по русски

Самые часто рассматриваемые страны

Для того чтобы отследить модели экономического и политического развития, выявить взаимосвязи и взаимозависимости между странами мирами, а также выяснить закономерности развития общества, рассмотрим наиболее развитые европейские страны.

Чаще всего объектом исследования становятся такие страны, как Германия, Франция, Италия и Испания как представители всех частей Европы.

Германия

Рассмотрим первую характеристику ЭГП страны зарубежной Европы. По плану, указанному в одном из предыдущих абзацев, получим следующую ситуацию:

1) Германия обладает границами с 9 странами: север — Дания; восток — Польша, Чехия; юго-восток- Австрия; юг — Швейцария; юго-запад — Франция, Люксембург; запад — Бельгия.

2) Германия является центром европейских транспортных потоков.

3) В Германии в Рурском регионе добывается каменный и бурый уголь, аналогичное место добычи находится рядом в Польше. Нефтяные месторождения находятся далеко. Рядом располагается добыча природного газа (Северное море).

4) Внутригерманское производство покрывает 60% спроса населения. К наиболее популярным товарам относятся хлебобулочные изделия, молочные продукты, яйца, самые разные овощи и фрукты, мясо и мясные продукты. Хорошо развито производство продуктов растительного происхождения — крупы, злаковые и др. Германия известна как крупнейшая европейская страна -импортер натуральных продуктов питания. 38% всех натуральных продуктов — это немецкий импорт.

5) Положение Германии очень выгодно. Она является связующим звеном между государствами Центральной и Восточной Европы.

Вот так выглядит план характеристики ЭГП страны. Германия — важная экономическая и политическая единица Европы.

Франция

Эта страна — европейская надежда. Многие процессы, происходящие в Европе, связаны с ней. Рассмотрим ее план характеристики ЭГП страны. Франция обладает своими уникальными чертами и особенностями.

1) Франция может быть названа страной Атлантики и Средиземноморья, Прирейнья и Пиренейских гор. Морские границы длиннее сухопутных. На севере Франция граничит с Великобританией по проливам Ла-Манш и Па-де-Кале. Сухопутные французские границы идут по различным природным рубежам, например, горам. На юго-востоке Франция граничит с Монако, на северо-востоке с Люксембургом и Бельгией.

2) Франция имеет большое естественное преимущество в виде центрального географического положения, вследствие чего имеет выход к главным западноевропейским коммерческим трассам: Средиземному морю, Ла-Маншу, Атлантике.

3) Франция известна добычей угля. Основные регионы, где он добывается, — это Лотарингия и Центральный массив. Французский импорт состоит из нефти и газа. «Газ де Франс» известна как одна из самых крупных газовых компаний Европы.

4) Франция считается высокоразвитой страной, и находится на одном из первых мест в объеме промышленного производства. Огромным спросом на мировых рынках пользуются французские изделия, такие как одежда, обувь, ювелирные изделия, парфюмерия и косметика, коньяки, сыры и др. Также Франция является крупным сельскохозяйственным игроком. Отдельно стоит рассмотреть такую отрасль во французском производстве, как виноделие. Каждая провинция выращивает свой сорт винограда и производит свое вино. Кроме вина, Франция известна такими напитками, как коньяк и кальвадос.

5) На данный момент Франция состоит во многих международных организаций, например, Европейский Союз, ООН, Международный Банк Реконструкции и Развития (МБРР), Международный Валютный Фонд (МВФ), НАТО и другие организации. ЭГП укрепляется с каждым годом. Франция старается извлекать из него все больше преимуществ для своего развития.

6) Франция обладает большим потенциалом, которые можно успешно реализовать за счет использования выгодных сторон ее географического положения.

Италия

В Европе есть еще одно государство, достойное рассмотрения плана характеристики ЭГП страны. Италия представляет Южную Европу со всеми ее особенностями.

1) Территориально Италия является южноевропейской страной, находящейся на Апеннинском полуострове. Имеет границы с Францией, Швейцарией, Австрией, Словенией, Сан-Марино и Ватиканом.

2) Италия имеет большое количество автомобильных дорог и железнодорожных путей в страны Европы. Развита морская портовая сеть.

3) По отношению к сырьевым мировым точкам, южнее Италии располагается Северная Африка, добывающая нефть и газ, на северо-востоке – Россия с добычей нефти, газа и угля, на востоке – Страны Персидского залива, богатые нефтью и газом, на севере – Германия и Польша с добычей угля.

4) Главным сбытовым районом для Италии являются страны Европейской торговой зоны, куда она сама и относится.

5) С течением времени на ЭГП Италии больше всего воздействия и влияния оказывают геополитические факторы.

6) В общем плане ЭГП Италии можно охарактеризовать как выгодное, так как она располагается в зоне одного из самых больших рынков (ЕС) и имеет выход к морским путям.

Испания

Это государство представляет юго-запад Европы. Вот так будет выглядеть его план характеристики ЭГП страны. Испания испытывает на данный момент свои сложности в развитии, но в целом имеет перспективы для дальнейшего успешного развития.

1) Испания расположилась на европейской юго-западной территории на Пиренейском полуострове. Имеет границы: на западе — Португалия, север — Франция и Андорра, с севера и запада Испанию омывают воды Атлантического океана, с юга и востока — Средиземное море.

2) Испанские дороги представляют собой централизованные шестиполосные шоссе, соединяющие Мадрид и Страну Басков, Каталонию, Валенсию, Андалусию, Эстремадура и Галицию. Скоростные шоссе также пролегают вдоль атлантического и средиземноморского побережий.

3) Одна из самых промышленных отраслей — горнодобывающая. Испания богата полезными ископаемыми, значится как один из мировых лидеров по добыче ртути и пирита, полиметаллических и урановых руд, а также серебра. Нефть и газ относятся к категории импорта.

4) Для Испании рынками сбыта являются Западная и Восточная Европа, а также понемногу страна выходит на Азиатский и Африканский рынки. Экспорт в основном составляют готовые изделия в виде машин, оборудования, тканей, а также фрукты. Самый большой товарооборот зафиксирован со Швейцарией и США.

5) ЭГП Испании меняется со временем под воздействием всех процессов, происходящих в Европе.

6) Испания имеет выгодное положение и обладает перспективами хорошего и устойчивого развития, что мы видим, исходя из приведенного плана характеристики ЭГП страны.

Развиваемые навыки и умения

Любое задание подразумевает под собой совершенствование каких-либо умений и навыков. Использование такого инструмента, как составление описания государства по плану характеристики ЭГП страны, позволяет развить умение к оценке влияния положения на развитие.

История того, как заселялась страна, национальные черты граждан и трудовых ресурсов помогают определить сферы, которые обладают потенциалом для развития. Другим умением, формирующемся при использовании плана характеристики ЭГП страны, является способность к определению и выделению сходств и различий и их интерпретация и прикладное применение. Прогнозирование будущих тенденций и перспектив развития — неотъемлемый аналитический инструмент.

Источник

Типовые планы экономико-географических характеристик страны (региона)

План описания экономико-географического положения страны (региона)

  1. Общие сведения о стране: государственное устройство, столица, участие в международных военных и экономических организациях (при описании региона этот пункт опускается).
  2. Размеры страны (региона).
  3. Положение страны на материке (или региона в стране).
  4. Вид страны (региона) по географическому положению.
  5. Приграничные страны (и регионы).
  6. Океаны и моря, омывающие берега страны (региона).
  7. Особенности географического положения.
  8. «Горячие точки» и соседние страны, угрожающие безопасности страны (региона).
  9. Вывод об экономико- и политико-географическом положении стра­ны (региона).

План характеристики природных ресурсов страны (региона)

  1. Основные топливные минеральные ресурсы, их размещение по территории и названия крупнейших месторождений.
  2. Основные рудные ресурсы, их размещение и крупнейшие место­рождения.
  3. Основные нерудные минеральные ресурсы, их размещение по тер­ритории и названия крупнейших месторождений.
  4. Наличие и размещение неминеральных ресурсов (лесных, рыбных, пушных, агроклиматических, почвенных, водных, гидроэнергетических, геотермальных, рекреационных и т.д.).
  5. Вывод об обеспеченности страны (региона) природными ресур­сами.

План описания населения страны (региона)

    Численность и размещение населения.

План характеристики отрасли хозяйства

  1. Значение отрасли.
  2. Структура отрасли.
  3. Факторы размещения отрасли.
  4. Характерные черты размещения сырьевой базы.
  5. Страны — лидеры по производству готовой продукции.
  6. Крупнейшие отраслевые базы, районы и центры.
  7. Главные экспортёры и импортёры готовой продукции.
  8. Проблемы и перспективы развития отрасли.
  9. Вывод о развитии отрасли. Материал с сайта http://worldofschool.ru

План экономико-географической характеристики страны (региона)

  1. Общие сведения о стране (состав региона).
  2. Экономико-географическое положение (см. план ЭГП).
  3. Природные условия и ресурсы (см. план характеристики природ­ных ресурсов).
  4. Характерные черты населения (см. план описания населения).
  5. Отрасли специализации и особенности размещения промышленно­сти, сельского хозяйства и других отраслей.
  6. Транспорт и внешние экономические связи страны.
  7. Внутренние различия.
  8. Проблемы и перспективы развития страны.
  9. Вывод о развитии страны.

Источник

Типовые планы по географии


Типовые планы по географии и их применение

Учителя географии ипользуют типовые планы для организации самостоятельных и практических работ.

От учителя требуется мастерство и опыт, чтобы успешно организовать работу на основе самостоятельной деятельности учеников. Грустно наблюдать, когда учителя дают описание реки или природной зоны по плану в 8 классе, в виде таблицы, как и в 7 классе. От класса к классу уровень самостоятельной деятельности учеников должен расти, а форма представления работы меняться в сторону усложнения, например:

В 5-6 классе учитель может предложить выполнить работы в форме:

1) составить план;

2) заполнить таблицу «План-конспект»;

3) написать конспект (короткие ответы под каждый пункт плана);

В 7-8 классе, план может быть уже сложный, а формы представления работы, например:

1) подготовить рассказ по плану (устный, письменный);

2) создать презентацию (на каждый пункт плана по одному слайду).

План-конспект можно использовать и в 7 классе, но например, только при изучении Африки, а при изучении других материков постепенно задания нужно усложнять.

В 5-6 классе огромное значение еще имеет опора на краеведческий материал. О значение краеведения в преподавании географии говорили многие известные люди и педагоги. Давайте вспомним слова Д.Д. Семенова: «Если справедлива та педагогическая истина, что во всяком первоначальном преподавании должен быть постепенный переход от близкого и знакомого детям к отдаленному и менее знакомому, от легкого к более трудному, то и преподавание географии следует начинать с изучения местности, на которой живет ученик».

Например, при изучение темы реки, можно спросить учеников (ученики выходят к доске и записывают каждый факт с новой строчки):

Назовите крупнейшую реку нашего родного края? Что вы можете рассказать о ней?


    • Река Иртыш;
    • Очень широкая;
    • Тихая река;
    • Суда плавают, ловят рыбу, пляжи для купания.
    • Зимой замерзает.

Какие сведения о реке мы можем получить по карте?


    • Течет на север;
    • впадает в Обь;
    • Самый крупный приток — Ишим.

Что нужно знать и уметь, для того, чтобы рассказать о любой реке?

  • Находить на карте реку, исток и устье реки;
  • Определять направление течения реки по карте (по меридианам и параллелям);
  • Определять левые и правые притоки;
  • Знать примерный план описания реки (записывается план описания реки).

Как можно определить характер течения реки по карте? Чем питаются реки? Что такое режим реки? Какой режим имеют реки России?

  • Характер течения реки можно определить по карте (в горах — бурная и быстрая, на равнинах — тихая и спокойная);
  • Реки имеют смешанное питание: дождевое, грунтовое. Если есть зима, то реки замерзают и имеют снеговое питание разливаются весной ). Если стекают с гор, то имеют ледниковое питание (уровень воды выше летом ).
  • Почему на Иртыше нет гидроэлектростанций?

    План описания реки:

  • На каком материке и в какой его части течет?
  • Где берет начало? Куда впадает?
  • В каком направлении течет?
  • Крупные притоки.
  • Характер течения.
  • Питание и режим реки.
  • Хозяйственное использование.

    Использование типовых планов позволяет давать задания индивидуально с учетом учебных возможностей учеников. Для учеников с низкими учебними навыками можно разрешать использовать план-конспект, а ученикам с высокими учебными навыками разрешать выполнять работу в виде рассказа или презентации.

    Образец работы на основе типового плана:

    Описание реки Иртыш, задание для 6 класса, ( открыть ). Практическая работа. Автор Безногова О.Н. (см. рисунки 1,2,3)

    Рис. 1. Интерактивная картосхема

    Рис. 2. Интерактивная таблица

    Рис. 3. Интерактивная таблица

    Дополнительные задания:

    Речная сеть Омской области, (открыть). Интерактивное задание по контурной карте. Автор Безногова О.Н.

    Проблемы Иртыша, задание для 8 класса, (открыть). Задание на анализ текста. Автор Безногова О.Н.

    В своей статье я представила некоторые приемы работы с типовыми планами из личного опыта, которые будут полезны начинающим учителям географии.

    Источник

    Оцените статью