План характеристики географического положения страны таблица

Планы характеристик

Практическая направленность – одно из приоритетных направлений современного базового географического образования, при котором становление обучающегося должно происходить в качестве активного субъекта процесса познания. При этом важно, чтобы реализация практической направленности географии осуществлялась в единстве современных требований и опыта. Её усиление направлено не только на усвоение системы изучаемых географических знаний и увеличение прочности формируемых умений обучающихся, но и на повышение качества географического образования, и на увеличение его роли в формировании способностей обучающихся организовывать свою самостоятельную деятельность. А это возможно при условии, если в общем комплексе всех видов учебной деятельности именно практическим работам придать большую весомость. При организации процесса познания важно обращать внимание на особенности, мотивы обучения и интересы обучающегося. Для достижения лучших результатов по усилению практической направленности на уроках географии необходимости выполнять следующие рекомендации:

  1. Продумывать цели каждой работы, осуществлять отбор содержания, форм организации учебной деятельности, планировать результаты обучения.
  2. При планировании учитывать фактор времени и место практической работы по отношению к соответствующему теоретическому материалу.
  3. Организация работы обучающихся должна быть с четко заданной целью.
  4. Сообщать или ставить перед обучающимися проблему о практическом значении данной работы и применении умений и навыков в науке и практике.
  5. Предварительно конкретизировать содержание работы, определить конкретную территорию, объем заданий.
  6. Осуществлять подбор оборудования, пособий, литературы и других источников знаний.
  7. Усвоение каждой системы географических знаний должно осуществляться в комплексе работ “обучающие – тренировочные – итоговые – творческие”, которые должны быть взаимосвязаны.
  8. Включать обучающихся в групповые формы учебной проектной деятельности.
  9. Проводить постоянную диагностику и своевременную коррекцию результатов обучения.
  10. Важно помнить, что процесс формирования географических знаний и умений – очень длительный и кропотливый, требующий постоянной тренировки, отработки, совершенствования и расширения от темы к теме, от раздела к разделу.
Читайте также:  Описание страны мексика по плану описания страны

Таким образом, практическая направленность географии – это многофункциональная и многоаспектная методическая категория. Она проявляется не только в формировании географических знаний и умений, опыта и деятельности, но и в развитии познавательной и интеллектуальной сферы обучающихся. Практические работы являются важнейшим средством воспитания и образования, усиления практической значимости школьной географии. Они способствуют реализации новой структуры ценностей современного общества, основу которой составляет позиция – компетенция.

Приведу пример практической работы, направленную на реализацию компетентностного подхода на примере темы “Регионы России” (9 класс).

Тема: Составление экономико-географической характеристики региона (по выбору).

Цель работы: развитие умений давать экономико-географическую характеристику региона, используя различные источники географической информации.

Для выполнения этой практической работы учащихся можно разделить на группы, предложив каждой характеризовать по одному страны. Если группа достаточно хорошо подготовлена, то можно предложить не просто дать описание страны по плану, а выделить общие и отличительные черты двух-трех регионов (по выбору). Если выбирается для характеристики один регион, то можно предложить учащимся, используя наиболее подробный план.

План характеристики региона:

  1. Название региона и состав территории.
  2. Экономико-географическое и политико-географическое положение. Влияние ЭГП на развитие.
  3. Особенности населения.
  4. Природные ресурсы и их использование. Оценка природно-ресурсного потенциала для развития промышленности и сельского хозяйства.
  5. Общая характеристика хозяйства. Причины, влияющие на темпы хозяйственного развития.
  6. География основных промышленных комплексов и отраслей.
  7. Специализация сельскохозяйственного производства.
  8. Развитие транспортного комплекса.
  9. Социально-экономическое развитие районов внутри региона. Прчины, обусловливающие неравномерность социально– экономического развития отдельных районов страны.
  10. Внешние экономические связи.

Можно предложить учащимся несколько иной вариант выполнения практической работы. Экономико-географическое положение региона характеризуется более детально, а по остальным пунктам плана дается лишь краткая оценка, приводятся необходимые статистические показатели, цифры и факты, характеризующие демографическое положение страны, уровень социально-экономического развития.

Экономико-географическое положение страны (типовой план):

  1. Оценка ЭГП с точки зрения их влияния на экономику.
  2. Оценка положения по отношению к транспортным путям.
  3. Природные ресурсы и природные условия региона.

Сведения по остальным пунктам плана могут быть представлены в виде таблицы:

Остальные пункты плана

  1. Население
  • Промышленность
  • Сельское хозяйство
  • Транспорт
  • Внешние связи
    экспорт
    импорт

Предлагая различные варианты плана типовой характеристики, учитель может дать возможность учащимся выбрать тот вариант, который им больше подходит. Часть учащихся, как правило, выбирает вариант более обобщенный. Некоторые предпочитают дать детальную характеристику, изучать которую им интересно. Как показывает практика, отдельные учащиеся сами идут по пути расширения объема характеристики и дополняют ее исторической справкой о развитии, описанием особенностей культуры и быта населения, архитектурный памятников и т.п.

Подобный подход к выполнению практических работ помогает отойти от скучного единообразия в организации учебной деятельности, дает возможность пробудить у учащихся интерес к познанию нового, способствует развитию их инициативы и творчества. Время на выполнение такой работы не ограничивается рамками урока.

Источник

Типовые планы описания географических объектов

Данный раздел содержит примеры типовых планов, которыми пользуются учащиеся с 6 по 11 класс при составлении описания тех или иных географических объектов не только на уроках географии, но и при выполнении домашнего задания.

План описания географического положения материка

1. Расположение материка относительно экватора, тропиков (полярные кругов) и нулевого меридиана.
2. Крайние точки материка, их координаты и протяженность материка в градусах и километрах с севера на юг и с запада на восток.
3. В каких климатических поясах расположен материк?
4. Океаны и моря, омывающие материк.
5. Расположение материка относительно других материков.

План описания рельефа территории

1. Общий характер поверхности. Чем его объяснить?

2. Положение разных форм рельефа на изучаемой территории.

3. Преобладающие и наибольшая высота.

План описания климата

1. В каком климатическом поясе и в какой области расположена территория?

2. Средние температуры июля и января. Направление и причины их изменения.

3. Господствующие ветры (по сезонам).

4. Годовое количество осадков и их режим. Причины различий в количестве осадков по территории.

Характеристика климатической диаграммы

1. Описание годового хода температур. Средняя температура января, июля, годовая амплитуда.

2. Годовое количество осадков, их сезонных режим.

3. Вывод о типе климата.

План описания реки

1. Географическое положение реки.

2. Где берет начало, куда впадает?

3. Длина реки, площадь бассейна, крупные притоки.

4. Направление течения.

5. Зависимость характера течения от рельефа. Падение, уклон реки.

6. Источники питания реки.

7. Режим реки, его зависимость от климата.

8. Использование реки человеком.

План описания природной зоны

1. Географическое положение зоны.

2. Климатические условия.

3. Внутренние воды.

План характеристики страны (района)

1. ЭГП страны (районы).

2. Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов.

3. Население и трудовые ресурсы. Возможности их использования.

4. Исторические предпосылки развития хозяйства.

5. Специализация хозяйства; основные черты его размещения.

6. Основные черты географии транспорта.

7. Взаимосвязи отраслей и территорий внутри района, страны, города.

8. Общий вывод: перспективы развития.

План характеристики ЭГП страны (района)

1. Положение объекта на территории материка (государства).

2. Положение по отношению к соседним странам, районам.

3. Положение по отношению к главным топливно-сырьевым, промышленным и сельскохозяйственным районам.

4. Положение по отношению к главным транспортным магистралям.

5. Положение по отношению к главным районам сбыта продукции.

6. Изменение ЭГП во времени.

7. Вывод о возможности влияния ЭГП на развитие хозяйства страны (региона).

План характеристики населения страны

1. Численность, тип воспроизводства населения, демографическая политика.

2. Возрастно-половой состав, обеспеченность трудовыми ресурсами.

3. Национальный (этнический) состав населения.

4. Социально-классовый состав населения.

5. Основные черты размещения населения. Влияние миграций на это размещение.

6. Уровень, темпы и формы урбанизации. Главные города и городские агломерации.

7. Сельское расселение.

8. Вывод: перспективы роста населения и трудовых ресурсов.

План характеристики отрасли промышленности страны

1. Значение отрасли и объем производства.

2. Природные предпосылки для развития отрасли.

3. Структура отрасли.

4. Факторы, влияющие на размещение отрасли; основные черты ее географии.

5. Зависимость отрасли от экспорта и импорта.

6. Вывод: перспективы развития отрасли.

План характеристики сельского хозяйства страны

1. Значение отрасли и объем производства.

2. Агроклиматические ресурсы территории.

3. Особенности аграрных отношений.

4. Структура отрасли.

5. География растениеводства и животноводства; сельскохозяйственный районы.

6. Зависимость страны от экспорта и импорта сельскохозяйственной продукции.

7. Вывод: перспективы развития отрасли.

План характеристики отрасли Мирового хозяйства

1. Значение отрасли, ее отраслевой состав, влияние НТР на ее развитие.

2. Сырьевые и топливные ресурсы отрасли, их размещение.

3. Размеры производства с распределением по главным географическим регионам.

4. Главные страны-производители.

5. Факторы, обусловившие размещение отрасли в этих районах.

6. Природоохранные и экологические проблемы отрасли.

7. Главные страны экспорта и импорта продукции. Важнейшие грузопотоки.

8. Вывод: перспективы развития и размещения отрасли.

Источник

Оцените статью