План по теме путешествие по антарктиде

Тематическое планирование в подготовительной группе «Антарктида — полюс южный, климат там суровый, вьюжный»

Светлана Морару
Тематическое планирование в подготовительной группе «Антарктида — полюс южный, климат там суровый, вьюжный»

Тематическое планирование в подготовительной группе по теме

«Антарктида – полюс южный, климат там суровый, вьюжный»

Общение: «В краю вечной мерзлоты»

Цель: познакомить детей с понятиями — льды, айсберги, снега.

Д\и «Угадай по описанию»

Цель: описание растений северных широт.

Цель: Развивать подвижность губ и языка.

Тема: «Мир Антарктиды. Царство снега и льда»

Цель: Расширить знания детей о различных климатических зонах земного шара и их особенностях;

— закрепить представления о мире животных и растений.

— способствовать развитию интереса к познанию окружающего мира;

— поддерживать желание изучать природу, оказывать посильную помощь в охране её ресурсов.

Художественно –эстетическое развитие Музыка.

Презентация для детей:

«Полюса Земли – Северный и Южный. Северное сияние»

Цель: дать представления о климатических условиях Северного и Южного полюсов;

С-р игра: «Путешествие в Антарктиду»

Цель: Систематизировать знания детей о животных Севера, их приспособленностью к трудным условиям жизни.

Познавательно-исследовательская деятельность «Айсберг».

Цель: выяснить, почему айсберги не тонут и какую опасность представляют для кораблей.

Общение: «Пингвины в Антарктиде»

Цель: ознакомление с птицами, обитающими на Южном полюсе. познакомить с птицами Южного полюса, их образом жизни

Д\и «Доскажи словечко»

Цель: Подбирать слова по смыслу и в рифму.

Цель: Развивать мелкую моторику рук.

Познавательное развитие ФЭМП

Тема: «Научим пингвиненка составлять и решать арифметические задачи». «Математический диктант: «Пингвиненок Лоло»

Цель: продолжать обучать составлять и решать арифметические задачи на сложение. Совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку

Д. и. «Кто знает, пусть дальше считает».

Цель: развивать слуховое внимание, порядковый счёт в пределах 10.

Д\ и «Сосчитай животных»

Цель:упражнять в согласовании числительных с существительными: один морж, два моржа, три моржа, четыре моржа, пять моржей.

НОД Речевое развитие

Тема : Звуковой анализ слов.

Цель: упражнять детей действиям звукового анализа слов; продолжать учить детей определять звуки в слове и находить их месторасположение; учить слоговому анализу слов; развивать слуховое внимание, фонематический слух.

Развивать звуковую культуру речи, учить детей различать слова, близкие по звуковому составу, выбирать из ряда слов одно, наиболее отличающееся по звучанию от других, пояснять суть различий.

Пальчиковая гимнастика «На Севере белый Мишутка живёт»

Цель: Развивать мелкую моторику рук.

Д/И: «Кто работает на Севере»

Цель: продолжать знакомство с профессиями.

Д\и «Подбери картинки»

Цель: Подбирать картинки с заданной темой.

НОД Художественно –эстетическое развитие Рисование

Тема: «Пингвины на льдине»

Цель: Развивать умение детей рисовать пингвинов в разных положениях.

Закреплять приемы работы красками, умение красиво располагать изображение на листе.

Чтение: Г.Снегирев: «Отважный пингвинёнок»

Цель: учить воспринимать большие произведения из нескольких частей.

«Что было бы, если б пингвины стали летать, как птицы»

Цель: развивать умения решать проблемные ситуации, используя возможные варианты решения, развивать речь детей.

С-Р игра «Экспедиция на Север»

Цель: Развивать умение детей играть по ролям, развивать диалогическую речь, логическое мышление при решении проблемных ситуаций.

Общение: «Антарктида. Чайка-поморник и альбатрос»

Цель: расширить знания о птицах, живущих на Южном полюсе, их образе жизни и приспособленности к условиям полюса;

Цель: Формировать умение образовывать притяжательные прилагательные, правильно использовать их в различных речевых конструкциях.

Артик гим. «Блинчик», «Шторики», «Чистим зубки»

Цель: Развивать подвижность губ и языка.

Познавательное развитие (Природное окружение).

Тема

Художественно –эстетическое развитие Музыка.

Физическое развитие НОД №

Цель: развивать умения решать проблемные ситуации, используя возможные варианты решения, развивать речь детей.

«Что было бы, если б пингвины стали летать, как птицы»

Цель: развивать умения решать проблемные ситуации, используя возможные варианты решения, развивать речь детей.

С-р игра : «Рыболовецкое судно»

Цель: побуждать участвовать в коллективной постройке, самостоятельно распределять роли.

Общение: «Атлас – животный мир севера»

Цель: Выявить знания о животных, внешний вид, характерные особенности, повадки.

Д\и «Собери картинку»

Цель: Собирать целое из нескольких частей.

П\гим «Мы считаем до 5»

Цель: Развивать мелкую моторику рук.

Познавательное развитие ФЭМП

Цель: Способствовать развитию умения сравнивать три предмета по ширине, раскладывая их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначая результаты сравнения словами самый широкий, уже, самый узкий.

Д\и «Собери картинку»

Цель: Собирать целое из нескольких частей.

Цель: закреплять знания о животных севера и их детёнышах

Логические задачи –лабиринты:

«Помоги пингвинёнку доплыть до рыбки»

Цель: развивать зрительное внимание

Художественно –эстетическое развитие Лепка. :

Тема: «Морж выглянул из полыни»

Цель: Закреплять умение лепить из целого куска пластилина фигурки, передавая их характер, используя разнообразные приёмы лепки (оттягивание, прищипывание, сглаживание и др.). Развивать эстетическое восприятие. Развивать творческие способности детей, развивать чувство формы и композиции; развивать мелкую моторику рук.

Просмотр мультфильма: «Пингвинёнок Лоло»

Цель: закрепить названия профессий людей, работающих за Полярным кругом; объяснить значимость и важность их работы; уточнить цели, ради которых проводятся эти исследования;

С\р игра «Юные защитники природы

Цель: Воспитание бережного отношения к природе.

Чтение: Г.Снегирев: «Пингвиний пляж»

Цель: Развивать интерес к жизни животных севера

Общение: «Красная книга России. Антарктида»

Цель: формирование у детей бережного отношения к природе, чувства ответственности за свои действия по отношению к животному и растительному миру.

Д\и «Назови как можно больше слов»

Цель: активизировать и расширять словарь детей.

Разучивание скороговорок, считалок про животных.

Цель. Развивать память, речь.

Тема: Составление рассказа по картине «Сочиним сказку про кита»

Цель: поощрять желание сочинять сказки, развивать воображение. Развивать умение детей составлять рассказ по картине, придумывая самостоятельный сюжет, не повторяя содержание рассказов товарищей. Упражнять использовать выразительные средства при описании, определений при составлении загадок, синонимов, познакомить Упражнять в умении изменять силу голоса, темп речи.

Д/И: «Сложи картинку и расскажи».

Цель: составить рассказ о своём животном по наводящим вопросам воспитателя.

Художественно –эстетическое развитие Рисование

Тема: .«Тюлень»

Цель: Развивать умение создавать сказочные образы. Закреплять навыки рисования цветными карандашами. Развивать чувство композиции. Учить при анализе рисунков, выбирать наиболее интересные, выразительные работы и объяснять свой выбор

«Что было бы, если б на Севере наступило жаркое лето.»

Цель: развивать умения решать проблемные ситуации, используя возможные варианты решения, развивать речь детей.

Презентация «Животные Антарктиды».

Цель: выяснить, почему айсберги не тонут и какую опасность представляют для кораблей.

С\р игра «Юные защитники природы

Цель: Воспитание бережного отношения к природе.

Комплексно-тематическое планирование на осень в подготовительной группе Комплексно – тематическое планирование воспитательно –образовательного процесса Тема: «День знаний». Сроки: 1 неделя сентября. Итоговое.

Комплексно-тематическое планирование на зиму в подготовительной группе Комплексно – тематическое планирование образовательной работы в подготовительной группе. Тема: «Новый год». Сроки: 1-4 неделя декабря Итоговое.

Комплексно-тематическое планирование по ФЭМП в подготовительной группе (III часть) Месяц: Март Неделя: I Непосредственно образовательная деятельность: Тема: «Количество и счёт» Задачи: — Закреплять представления о количественном.

Комплексно-тематическое планирование по конструированию в подготовительной логопедической группе Сентябрь Лексическая тема: «Улетает наше лето» Тема НОД: «Подсолнухи» — бумага Программное содержание: Учить детей плетению из бумаги в.

Комплексно-тематическое планирование по экспериментированию в подготовительной к школе группе Месяц: СЕНТЯБРЬ Неделя: I Тема: «Облака» Цели: Показать детям механизм образования облаков. Неделя: II Тема: «Где живёт эхо?» Цели: Показать.

Комплексно-тематическое планирование в подготовительной группе на учебный год Комплексно-тематическое планирование в подготовительной группе на учебный год. Сентябрь 1 неделя: тема «Впечатления от лета» Программное.

Комплексно-тематическое планирование в подготовительной группе на весну Комплексно – тематическое планирование образовательной работы в подготовительной группе. Тема: «Международный женский день» Сроки: 4 неделя.

Мастер-класс макета «Северный и Южный полюс» Всем добрый вечер! Предлагаю вам мастер класс по изготовлению макета «Северный и Южный полюс». У меня подготовительная группа, пришло.

Тематическое планирование в подготовительной группе по программе «Истоки» (январь-май) Январь – 1 неделя Новый год Рождество «Театр» Непосредственно образовательная деятельность Коммуникация: «Кто поёт, того беда не берёт».

Тематическое планирование в подготовительной группе (сентябрь — декабрь) Месяц События, праздники, традиции Тема недели Формы организации образовательной деятельности Сентябрь – 1 неделя «День знаний» «Встречи.

Источник

Конспект урока «Путешествие в Антарктиду. Антарктида — какая она. »
план-конспект урока по географии (7 класс)

Развернутый конспект урока по географии для учащихся 7 класса, посвященный 200-летию открытия Антарктиды.

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_uroka_puteshestvie_v_antarktidu.docx 33.06 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Путешествие в Антарктиду: «Антарктида. Какая она?»

Цель урока: познакомить учащихся с материком Антарктидой и географической областью Антарктикой.

  • Образовательные :
  • Ориентировать деятельность учащихся на изучение и закрепление: фактов – открытие Антарктиды, покорение Южного полюса; понятий – Антарктика, кромка плавучих льдов, айсберги; мировой полюс холода, Южный полюс.
  • Развивающие :
  • Создать содержательные и организационные условия для развития у школьников интеллектуальной культуры;
  • помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности;
  • обеспечить развитие у школьников монологической и диалогической речи.
  • Воспитательные :
  • Формировать познавательный интерес к географии;
  • воспитание культуры учебного труда через работу с контурными картами, дополнительными источниками географической информации;
  • развитие эмоционально-ценностного отношения к миру.

Методы организации учебной деятельности:

  • объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный),
  • репродуктивный,
  • частично-поисковый.

Тип урока: урок изучения нового материала с использованием ИКТ.

Физическая карта полушарий, физическая карта Антарктиды, портреты путешественников, атласы, контурные карты, компьютер, проектор, презентации к уроку.

  1. Организационный момент.
  2. Введение в урок.
  3. Изучение нового материала:
  1. Поиски и открытие материка
  2. Характеристика географического положения
  3. Практическая работа « Внесите данные в Судовой журнал»
  4. Рассказ о покорении Антарктиды.
  1. Диагностика усвоения нового материала. Решите кроссворд.
  2. Подведение итогов урока. Выставление оценок за урок.
  3. Домашнее задание.
  4. Рефлексия.

I. Организационный момент

1. Работа с классом.

2. Тема, цели и задачи урока.

II. Введение в урок

(Актуализация опорных знаний)

«Антарктида. Какая она?»

Люди отправляются в путешествие по разным причинам. Одних побуждает любовь к приключениям, других неутомимая жажда открытий, третьих неизвестность и очарование таинственностью. Отправимся сегодня в путешествие и мы с Вами. И предстоит нам попасть на материк, который часто называют таинственным, безмолвным, ледяным, загадочным, белым. Отправимся мы сегодня в Антарктиду — страну пурги.

Сегодня на уроке мы узнаем:

  • Кто и когда открыл Антарктиду?
  • Рассмотрим особенности её географического положения.
  • Узнаем, какие отважные и смелые люди – полярники.

2020 год в России обьявлен Годом Антарктиды.

III. Изучение нового материала

Что мы знаем о природе Антарктиды? Сколько льда в Антарктиде? Что находится под мощным ледниковым покровом? Еще 35— 40 лет назад на эти вопросы нельзя было уверенно ответить.

Даются вопросы для самостоятельного поиска ответов в устной форме ( учащиеся быстро и в устной форме по учебнику, ориентируясь на стр. 210-211, находят ответы на заданные вопросы ):

-Какова средняя высота материка? ( 2040 метров )

-Какая литосферная плита лежит в основании Антарктиды? ( Антарктическая литосферная плита )

— Каков общий объем материкового льда? ( 24 млн. км 2 )

— Сколько раз в год можно наблюдать рассвет и закат Солнца над Южным полюсом? ( 1 )

— Назовите систему холодных морских течений у берегов Антарктиды? ( круговое течение Западных ветров ).

Общие сведения о материке

Оледенение Антарктиды началось 34 млн. лет назад. До того момента континент был свободным ото льда и покрыт растительностью, обитали разнообразные животные. Об этом свидетельствуют палеонтологические находки.

Площадь 14,4 млн. км² ( V место), из них 1,6 млн. км² — шельфовые ледники. За счет толщи льда — Антарктида самый высокий материк Земли, средняя высота 2300 м (данные сведения записать в тетрадь) .

В Антарктиде нет постоянного населения, она не принадлежит ни одному государству. Люди приезжают сюда только для того, чтобы принять участие в ее изучении. Серьезное изучение Антарктиды началось в 50-е годы XX века. Благодаря сотрудничеству ученых открыты многие тайны Антарктиды. Первыми российскими станциями были «Мирный», «Пионерская», «Восток-1».

1959 год . Был подписан договор об Антарктиде, так в статье 1 договора зафиксировано обязательно использовать Антарктиду исключительно в мирных целях. Там запрещено строить военные базы, проводить военные маневры, испытывать любые виды оружия.

Изучение Антарктиды продолжается.

Антарктида . Географическое положение. Открытие и исследование.

Антарктида — материк на крайнем юге Земли, который был открыт последним. Антарктида — это материк, где: сходятся все меридианы; находится Южный полюс Земли; находится Южный геомагнитный полюс Земли; находится Полюс холода Земли; у побережья находится Южный магнитный полюс; самые сильные ветры на Земле.

Антарктика — всемирный природный заповедник. По договору от 1.12. 1959 года Антарктика не принадлежит ни одному государству. Используется только в мирных целях. Запрещена производственная деятельность и добыча полезных ископаемых.

Сейчас в Антарктиде работают 42 постоянно действующие станции, из них 5 — российских.

Поиски и открытие материка

Более 2000 лет назад, античные географы пришли к выводу, что Земля – шар. Однако из-за скудности знаний того времени на картах более или менее правильно были нанесены центры цивилизаций, а удалённые от них области – совершенно произвольно. Гипотеза о существовании «Неведомая Южная земля» была выдвинута географами древнего мира и поддерживалась учеными средних веков. Начиная с XVI в. эту землю помещали на картах в районе Южного полюса

В 1520 году, во время своего кругосветного путешествия Ф. Магеллан прошёл из Атлантического океана в Тихий по проливу, названному впоследствии его именем.

– Покажите этот пролив на карте? ( Показывают Магелланов пролив ).

– Как называется остров у Южного мыса материка? (Огненная Земля).

Миф о существовании континента окончательно развеял Джеймс Кук. Его корабли впервые в истории пересекли Южный полярный круг. Около года плавали его корабли среди льдин, но континента так и не нашли. Впоследствии Джеймс Кук писал «Если кто-то обнаружит решимость и упорство и проникнет далее меня на юг, я не стану завидовать славе его открытий. Миру эти открытия не принесут никакой пользы». И с тех пор поиски южного материка прекратились.

Однако великий русский учёный М.В.Ломоносов в своей книге «О слоях земных» писал «Я верю, что в высоких широтах Южного полушария существует матёрая Земля, покрытая вечными льдами». Эти слова нашли блестящее подтверждение, когда экспедицией под руководством М.П.Лазарева и Ф.Ф.Беллинсгаузена были опровергнуты слова Джеймса Кука.

Открытие Антарктиды 28 января 1820 года . С открытием материка Антарктида, завершилась эпоха Великих географических открытий, а этот день навсегда вошёл в историю. (Ученики записывают в тетрадь дату открытия материка)

Определение географического положения.

– Ребята, как называют Южную полярную область? ( Антарктика ).

– Она включает в себя Антарктиду и южные части океанов. Граница её – кромка плавучих льдов до 50°- 60° ю.ш.

– Как вы думаете, почему она так называется? ( Лежащая против Арктики ).

– Рассмотрим физическую карту Антарктиды.

Географическая номенклатура (работа по карте):

1. море Уэдделла, море Белинсгаузена, море Амундсена, море Росса

2. равнина Шмидта, равнина Бэрда, гора Винсон, горы Вернадского, вулкан Эребус

Около 1/3 поверхности материка лежит ниже уровня океана. Однако в Антарктиде есть и горные цепи, и горные массивы. Именно в западной части по Антарктическому полуострову протянулись горы, которые тектонически являются продолжением Анд Южной Америки. Здесь находится самый высокий горный массив Антарктиды – 5140 м. Практически через весь материк протянулись Трансантарктические горы. Также в западной части Антарктиды лежит равнина Бэрда. На востоке Антарктиды протянулись горы Вернадского, здесь же расположена равнина Шмидта. В восточной части материка под сплошным ледовым покровом равнинные участки чередуются с горными цепями. Есть в Антарктиде и действующие вулканы. Найдите на карте в атласе море Росса. На одном из островов в этом море и находится действующий вулкан Эребус – свидетель активных горообразовательных процессов в этом районе. Как вы видите, многие формы рельефа получили свое название в честь великих ученых и исследователей Антарктиды, увековечив их имена на карте.

— Почти весь материк покрыт ледниковым щитом, средняя толщина которого около 2000 м, а в восточной части максимальная толщина достигает 4500 м.

— Средняя высота материка, учитывая ледниковый покров, составляет 2040 м. Это почти в три раза выше средней высоты других материков.

— В ледяном покрове Антарктиды содержится около 80% всех пресных вод Земли и 90% объема всех природных льдов планеты.

(данные факты записываются в тетрадь)

— Что произойдет, если произойдет полное таяние ледников Антарктиды (ответы учащихся).

— По подсчетам ученых полное таяние Антарктического ледникового покрова привело бы к повышению уровня океана на 60—65 метров!

В то же время под ледниковым панцирем обнаружены горные цепи и массивы. В западном полушарии, в Тихоокеанском секторе материка, в период альпийской складчатости образовались горные системы — продолжение Анд Южной Америки — Антарктические Анды. Здесь расположена высшая точка — массив Винсон (5140 м). Глубочайшая впадина — 2555 м. На островах в море Росса есть действующий вулкан — Эребус — свидетель активных горообразовательных процессов в этом районе.

Почему же в Антарктиде так холодно? Давайте разберемся!

На формирование климата любой территории оказывают влияние так называемые климатообразующие факторы. Вспомним, какие климатообразующие факторы влияют на климат материка? (географическое положение, подстилающая поверхность и воздушные течения)

В пределах, какого климатического пояса лежит большая часть Антарктиды? (в пределах антарктического климатического пояса). Итак, первая причина – околополюсное положение Антарктиды. Какие потоки воздуха циркулируют над материком – восходящие или нисходящие? (нисходящие потоки воздуха). Если это нисходящие потоки, скажите, какая область давления расположена над Антарктидой – высокого или низкого? (область высокого давления). Итак, над материком циркулирует сухой, холодный и очень прозрачный воздух. Итак, вторая причина – отсутствие облачности. Ледяная, зеркальная поверхность Антарктиды отражает до 90% солнечных лучей, поступающих на материк в летнее время.

Средние суточные температуры во внутренних районах материка даже летом не поднимается выше -30 ºС, а зимой бывает ниже -70 ºС. Именно в Антарктиде находится так называемый полюс холода Земли – на станции «Восток» отмечена самая низкая температура на планете — -89,3 ºС.

Но в Антарктиде не один, а 6 полюсов (в тетрадь):

1. Южный полюс Земли;

2. Южный магнитный полюс Земли;

3. Южный геомагнитный полюс;

4. Полюс относительной недоступности;

Антарктиду называют “холодильником” Земли.

В пределах, каких природных зон находится Антарктида? (антарктическая пустыня)

Совершенно верно, большая часть Антарктиды находится в пределах Антарктической пустыни. Это по большей части безжизненная, лишенная растительного и животного мира территория. Современные организмы Антарктиды представлены мхами, лишайниками, микроскопическими грибами и водорослями. Жизнь присутствует практически повсюду. Даже в районе полюса холода в снегу обнаружены бактерии.

Типичные обитатели Антарктиды – пингвины. Самый распространенный вид – небольшой пингвин Адели. Особенно красивы императорские пингвины. Пингвины не умеют летать, но прекрасно плавают, питаются рыбой, моллюсками и рачками. Летом на побережье гнездится около десятка видов птиц – чайки-поморники, альбатросы, бакланы. В океанических водах, богатых планктоном, водятся тюлени, синие киты, кашалоты, касатки, морской лев, морской слон.

Покорение Южного полюса

Ледники, низкое давление, лютые морозы делают Антарктиду поистине неприступной, сражаться с которой могут только сильные, выносливые люди – настоящие мужчины.

С открытием Антарктиды началась эпоха её покорения. Английские, бельгийские, норвежские немецкие экспедиции исследовали побережье материка, проводили метеонаблюдения, изучали органический мир.

Но манила к себе путешественников далёкая и практически недоступная точка – Южный полюс. И он был покорён 14 декабря 1911 года .

Послушайте, как это было!

К южному полюсу шли сразу две экспедиции: норвежская Руала Амудсена и английская Роберта Скотта. Они не заключали между собой пари, но каждый был уверен, что именно он придёт первым.

Экспедиция Р.Амудсена шла от барьера Росса. У них было 5 саней, около 70 собак и продовольствие на 4 месяца. За время пути 24 собаки были убиты, чтобы обеспечить свежим мясом людей. Амудсен писал «Это было жестоко, но так должно было быть».

14 декабря 1911 года они достигли Южного полюса. Установив там палатку и норвежский флаг, оставив сообщение своему сопернику Р. Скотту, они отправились в обратный путь. Вся экспедиция к полюсу и обратно заняла 99 дней.

Спустя 8 месяцев была найдена палатка, наполовину занесенная снегом. В палатке нашли тела капитана Роберта Скотта, Уилсона и Боуэра. Бамбуковые подпорки убрали, палатка рухнула. Над телами погибших соорудили большой холм из снега и льда с опознавательным знаком на вершине.

IV. Закрепление полученных знаний.

Заполните Судовой журнал (Приложение 1).

Решите кроссворд (Приложение 2).

1. Цели и задачи урока.

2. Оценки за работу на уроке.

3. Инструктаж д/з: § 38, вопросы.

Подвиг всегда занимал значительное место в истории человеческих свершений.

Экспедиция в Антарктиду – это встреча с неизвестностью, которая требует от людей большого героизма. Материк был открыт последним, интенсивное исследование проводилось главным образом во второй половине XX века. Берег Антарктиды люди впервые увидели 28 января 1820 года. С той поры прошло 200 лет. Однако за эти годы Антарктида не стала ближе и приветливее. И сегодня плавания в ее прибрежных водах сопряжено с большими трудностями и риском, а выполнение исследовательских работ требует от персонала научных станций огромного напряжения физического и духовных сил.

Вот и подошёл к концу наш урок, Надеюсь, что вы узнали на нём много нового и интересного.

На заключительном этапе урока учащимся предлагается дать оценку своей работы на уроке.

Ответь на вопросы («да», «нет»)

  • Было ли тебе интересно на уроке?
  • Сумел ли ты приобрести новые знания и умения на уроке?
  • Смог ли ты применить ранее полученные знания?

Источник

Читайте также:  Основные культурно исторические достопримечательности
Оцените статью