Учителя географии ипользуют типовые планы для организации самостоятельных и практических работ.
От учителя требуется мастерство и опыт, чтобы успешно организовать работу на основе самостоятельной деятельности учеников. Грустно наблюдать, когда учителя дают описание реки или природной зоны по плану в 8 классе, в виде таблицы, как и в 7 классе. От класса к классу уровень самостоятельной деятельности учеников должен расти, а форма представления работы меняться в сторону усложнения, например:
В 5-6 классе учитель может предложить выполнить работы в форме:
1) составить план;
2) заполнить таблицу «План-конспект»;
3) написать конспект (короткие ответы под каждый пункт плана);
В 7-8 классе, план может быть уже сложный, а формы представления работы, например:
1) подготовить рассказ по плану (устный, письменный);
2) создать презентацию (на каждый пункт плана по одному слайду).
План-конспект можно использовать и в 7 классе, но например, только при изучении Африки, а при изучении других материков постепенно задания нужно усложнять.
В 5-6 классе огромное значение еще имеет опора на краеведческий материал. О значение краеведения в преподавании географии говорили многие известные люди и педагоги. Давайте вспомним слова Д.Д. Семенова: «Если справедлива та педагогическая истина, что во всяком первоначальном преподавании должен быть постепенный переход от близкого и знакомого детям к отдаленному и менее знакомому, от легкого к более трудному, то и преподавание географии следует начинать с изучения местности, на которой живет ученик».
Например, при изучение темы реки, можно спросить учеников (ученики выходят к доске и записывают каждый факт с новой строчки):
Назовите крупнейшую реку нашего родного края? Что вы можете рассказать о ней?
Река Иртыш;
Очень широкая;
Тихая река;
Суда плавают, ловят рыбу, пляжи для купания.
Зимой замерзает.
Какие сведения о реке мы можем получить по карте?
Течет на север;
впадает в Обь;
Самый крупный приток — Ишим.
Что нужно знать и уметь, для того, чтобы рассказать о любой реке?
Находить на карте реку, исток и устье реки;
Определять направление течения реки по карте (по меридианам и параллелям);
Определять левые и правые притоки;
Знать примерный план описания реки (записывается план описания реки).
Как можно определить характер течения реки по карте? Чем питаются реки? Что такое режим реки? Какой режим имеют реки России?
Характер течения реки можно определить по карте (в горах — бурная и быстрая, на равнинах — тихая и спокойная);
Реки имеют смешанное питание: дождевое, грунтовое. Если есть зима, то реки замерзают и имеют снеговое питание разливаются весной ). Если стекают с гор, то имеют ледниковое питание (уровень воды выше летом ).
Почему на Иртыше нет гидроэлектростанций?
План описания реки:
На каком материке и в какой его части течет?
Где берет начало? Куда впадает?
В каком направлении течет?
Крупные притоки.
Характер течения.
Питание и режим реки.
Хозяйственное использование.
Использование типовых планов позволяет давать задания индивидуально с учетом учебных возможностей учеников. Для учеников с низкими учебними навыками можно разрешать использовать план-конспект, а ученикам с высокими учебными навыками разрешать выполнять работу в виде рассказа или презентации.
Образец работы на основе типового плана:
Описание реки Иртыш, задание для 6 класса, ( открыть ). Практическая работа. Автор Безногова О.Н. (см. рисунки 1,2,3)
Рис. 1. Интерактивная картосхема
Рис. 2. Интерактивная таблица
Рис. 3. Интерактивная таблица
Дополнительные задания:
Речная сеть Омской области, (открыть). Интерактивное задание по контурной карте. Автор Безногова О.Н.
Проблемы Иртыша, задание для 8 класса, (открыть). Задание на анализ текста. Автор Безногова О.Н.
В своей статье я представила некоторые приемы работы с типовыми планами из личного опыта, которые будут полезны начинающим учителям географии.
Источник
План экономико — географической характеристики страны
Практическая работа по географии 10 класса
Просмотр содержимого документа «План экономико — географической характеристики страны»
Практическая работаСоставление экономико-географической характеристики страны Европы
Цель работы: развитие умений давать ЭГХ страны, используя различные источники географической информации.
Задание.Подготовить доклад на тему «ЭГХ страны», используя примерный план:
1. Название страны и состав территории.
2. ЭГП и ПГП страны: оценка пограничных государств с точки зрения их влияния на экономику и политику характеризуемого государства; оценка положения государства по отношению к транспортным путям; природные ресурсы и природные условия страны; изменение ЭГП и ПГП страны во времени.
3. Особенности населения.
4. Общая характеристика хозяйства.
5. География основных промышленных комплексов и отраслей.
6 Специализация сельскохозяйственного производства.
7 Развитие транспортного комплекса.
8. Социально-экономическое развитие районов внутри страны. Выравнивание уровней экономического развития.
9 Внешние экономические связи. Экспорт и импорт.
Источник
Методическая разработка урока географии 9 класса на тему: «Экономико-географическое положение России»
Тема : Экономико – и политико-географическое положение России. Практическая работа № 1. Составление описания экономико-географического положения России по типовому плану
Цель : формирование представлений о ЭГП России
Задачи:Образовательная: познакомить учащихся с составом РФ, оценить ЭГП, описать природные условия и ресурсы.
Развивающая: продолжить формирование умения работать с различными источниками географической информации.
Воспитательная: способствовать развитию познавательного интереса, творческой активности учащихся.
Оборудование: политическая карта мира и атласы
II. Актуализация опорных знаний
III. Сообщение темы и целей урока
— Вспомните, что такое географическое положение? (Это положение по отношению к экватору, нулевому меридиану, к морям, к горам и другим природным объектам.)
— Каково физико-географическое положение России, т. е. ее положение по отношению к природным объектам? (Россия распложена в Северном полушарии, на севере ее пересекает северный полярный круг. Россия распложена в восточном полушарии, кроме крайней восточной части (п-ва Чукотки), Россия омывается водами трех океанов (Балтийское, Азовское, Черное моря Атлантического океана; на севере Россию омывают моря Северного Ледовитого океана; на востоке ее омывают моря Тихого океана.
— Крайние северные точки России — м. Флигели на острове Рудольфа в Архипелаге Зелия Франца-Иосифа и мыс Челюскин на полуострове Таймыр — крайняя северная материковая точка расположена на 78° с. ш. (за северным полярным кругом). Крайняя южная точка г. Базардюзю на Кавказе (-41° с.ш.); Россия не пересекается Северным тропиком. Она распложена большей частью в умеренных широтах, а север России расположен в субарктических и арктических широтах.)
IV.Изучение нового материала
— В 9 классе мы будем оценивать не только физико-географическое положение России, но и экономико-географическое положение. Этот термин введен Н. Н. Баранским, который определил его как положение на экономической карте:экономико-географическое положение страны — это ее положение по отношению к объектам, имеющим экономическое значение; транспортным путям, государствам, сырьевым базам и т. д.
экономико-географическое положение России .
— Назовите соседей России. (Россия имеет сухопутную границу с 14 странами — это Норвегия, Финляндия, Эстония, Латвия, Литва, Польша, Беларусь, Украина, Грузия, Азербайджан, Казахстан, Монголия, Китай, КНДР; и с 2 странами морскую границу — это США и Япония.)
— С каким государством у России самая протяженная граница? <Самая протяженная граница у России с Казахстаном - 7200 км);
— Назовите незамерзающие порты России. (На севере — Мурманск, на Дальнем Востоке — Владивосток и Находка, на Черном море — Новороссийск и Туапсе, а также Санкт-Петербург (в зимнее время суда проводят ледоколы))’,
— Куда проходят основные транспортные пути России, покажите их на карте? (Основные дороги проходят через западную границу России в страны зарубежной Европы. На юге России дорог гораздо меньше, т. к. Кавказские горы являются природным барьером, и железные дороги, ведущие в Грузию и Азербайджан, проходят по побережью Черного и Каспийского морей.);
отношения с соседями ;
— Какое значение имеют отношения между граничащими друг с другом странами?(Дружественные отношения между граничащими друг с другом государствами способствуют мирному сосуществованию, развитию экономических и культурных связей между странами.);
территориальные проблемы России;
— Что японцы называют «наши северные территории»? (Так называется южная гряда Курильских островов, которые перешли к Советскому Союзу после Второй мировой войны и являются частью Сахалинской области России.) Дайте свою оценку этой проблемы.
Экономико- и политико-географическое положение не остаются неизменными: меняются отношения между странами, прокладываются новые дороги и т. д.
V. Закрепление пройденного
1. Фронтальный опрос изученного
— Что такое экономико-географическое положение страны? (Положение страны по отношению к объектам, имеющим экономическое значение: транспортным путям, промышленным районам, источникам сырья и топлива и т. д. или положение на экономической карте .
— Что такое политико-географическое положение страны? (Положение страны на политической карте, которое зависит от отношений с соседними странами и уровня их развития.)
— Назовите соседей России I порядка.
— Назовите страны СНГ.
— Какие бывшие республики СССР вошли в состав СНГ?
— Какие страны СНГ являются соседями II порядка? (Молдавия, Армения, Узбекистан, Туркмения, Кыргызстан, Таджикистан.)
— Назовите соседей России — членов НАТО. (Норвегия, Эстония, Латвия, Литва.)
— По какой реке проходит граница между Россией и Китаем? (Амур.)
— С какими странами Россия имеет только морскую границу?
— В чем заключается транзитная роль России? (По дорогам России везутся грузы из Азии (Японии) в зарубежную Европу. Россия предоставляет свою территорию для перевозок из других стран, являясь кратчайшим путем между США, Канадой и странами Южной и Юго-Восточной Азии (авиалинии) и между странами Восточной Азии и Зарубежной Европой.)
2. Практическая работа №1 Составление описания Экономико-географического положения России
1.Положение по отношению к соседним странам.
Положение по отношению к главным сухопутным и морским транспортным путям.
Положение по отношению к главным топливно-сырьевым базам, промышленным и сельскохозяйственным районам.
Положение по отношению к главным районам сбыта продукции.
Изменение ЭГП во времени.
Общий вывод о влиянии ЭГП на развитие и размещение хозяйства страны.
На контурной карте России:
Красным цветом обозначьте государственную границу Российской Федерации;
Подпишите названия государств, имеющих с Россией сухопутные и морские границы;
Подпишите названия морей и океанов, омывающих берега России;
Зелёным цветом обозначьте границу между Европой и Азией;
Синим цветом обозначьте Северный Полярный круг, а оранжевым — 50 о северной широты;
Жёлтым цветом заштрихуйте территорию соседних с Россией стран — членов СНГ;
Синим цветом заштрихуйте территорию соседних с Россией стран — членов НАТО;
Красными кружками обозначьте ”горячие точки” на территории СНГ и подпишите их названия.
Домашнее задание: Письменно или устно дайте оценку экономико-географического и политик географического положения России.
Источник
План урока «ЭГП и ПГП России. «
Тема: Экономико-географическое положение(ЭГП) и ПГП России.
Практическая работа №1
“ Определение по картам, статистическим и текстовым материалам геополитического и экономико-географического положения России”.
Цель урока: Ознакомиться с особенностями геополитического положения СССР “Россия в разное время”;
1.Выяснить сущность понятия экономико- и политико-географического положения;
2. Сформировать представление об особенностях ЭГП России;
3. Углубление знаний о географическом положении России, ее месте в мире по отношению к группам стран и отдельным странам на границах России.
4. Воспитание чувства патриотизма и чувства гордости за свою страну, самой крупной по площади и численности населения, также по наличию различных природных ресурсов;
2. Атлас, контурные карты;
3. Политико-административная карта;
3.Введение в тему.
1.-Вспомните, что такое географическое положение.
(положение к экватору и нулевому меридиану океаном, климатическим поясом)
— Сегодня мы изучаем географическое положение России.
Запишите тему урока: “ Экономико-географическое и политико-географическое положение”.
Эпиграфом урока являются слова Ивана Никитина из стихотворения “Русь.
“ Это ты моя Русь державная
Моя Родина православная! Широко ты, Русь, по лицу Земли В красе царственной развернулася. ”
Граница СССР — 12 государств (Каких?)
Граница России — 16 государств (Каких?)
.- Из скольких субъектов состоит РФ?
4. Изучение нового материала.
На уроке вводятся новые термины
“ Экономико-географическое положение страны -это ее положение по отношению к объектам, имеющим экономическое значение:транспортным путям, государствам, сырьевым базам.
(Положение на экономической карте мира по отношению к основным районам и центрам экономики).
Транспортно-географическое положение-оценивает особенности и возможности транспортных связей с другими странами.
Политико-геграфическое положение (геополитическое положение) — это оценка страны на политической карте мира, ее отношения к различным государствам.
1. Экономико-географическое положение (ЭГП)
а) Границы России
2. Политико-географическое положение (ПГП)
а) отношения с соседями (страны СНГ, охрана границ, военные базы Армения, Таджикистан. Азербайджан; таможенный союз: Россия-Казахстан, Белоруссия, Киргизия, Узбекистан, Таджикистан; страны АТР, США, Канада, Япония).
б) территориальные проблемы.
1 .Каковы границы России? (рис. 4,стр 17)
С какими странами ранее граничил Советский Союз?
С какими из них продолжает граничить Россия?
С какими новыми независимыми государствами Россия граничит на западе и юге?
Какие из них входят в СНГ, а какие нет?
-Какие страны СНГ не являются непосредственными соседями 1 -го порядка? — Какие из них 2-го и 3-го порядка? — Назовите самую протяженную границу России?
(Запись в тетради. Термины: таможенный союз — Казахстан, Россия, Узбекистан, Таджикистан, Белоруссия. Прозрачные границы — Страны СНГ. Прохладные отношения — страны Балтии (ущемление интересов русских).
2. Транспортные пути.
а.) Северная граница: слабо используется для хозяйственного развития, суровость климата, протяженностъ.2 порта — Мурманск, Владивосток (Находка)
б.) Южная граница — на Кавказе, 2 железные дороги вдоль Черного и Азовского морей.
в.) Несколько дорог на границе с Казахстаном
г.) по 1-ой железной дороге проходит на границе с Китаем и Монголией
д.) на Западе равнинная территория, множество железных и автомобильных дорог.
Вывод: Важным для ЭГП является использование территории России для грузов из Японии в Западную Европу, из США в страны Южной и Юго-Восточной Азии.
2)Транспортно-географическое положение. Географические особенности экономических связей определяются транспортными возможностями. До распада СССР мы имели четыре основных выхода в мировой океан: балтийский, тихоокеанский, североморский, черноморский. С распадом СССР образовались независимые государства, в том числе, СНГ. Возможности самостоятельного выхода России к основным торговым путям резко ограничились, особенно через Балтийское и Черное море, что сказалось на ухудшении геополитической ситуации, например, отрыв России от стран Балтии с ее крупными портами.
На Балтике у РФ остался только один крупный порт – Санкт-Петербургский, а Выборгский и Калининградский – небольшие по мощности порты .Сегодня Санкт-Петербург – порт международного значения. Он обеспечивается системой внутренних транспортных путей, веером расходящихся от Санкт-Петербурга.
В Черноморско-Азовском бассейне сложилась аналогичная ситуация. Новороссийск и Туапсе – 2 порта, через которые вывозятся нефтяные грузы, и ввозится зерно. Но здесь Россия не имеет причалов для погрузки штучных грузов и контейнеров. К тому же у России нет на северо-западе и юге приморских участков пригодных для строительства портов без ограничения расходов.
В связи с этим вопрос о большой эффективности использования портов внутренних морей: Азовского, Черного, Каспийского (порты Таганрог, Астрахань, Новороссийск).
Сложившееся положение ограничивает морские связи со странами Запада через Балтийское и Черное моря. Но, вместе с тем, увеличивается значение северных портов. Северный выход связан с рискованным высокоширотным мореходством. Однако, надо увеличить пропускную способность портов на севере.
С 1937 года началось регулярное мореплавание по Северному морскому пути. Он соединяет дальневосточные и европейские порты, а также устья судоходных рек Сибири. Почти при полном отсутствии других транспортных магистралей на северной Сибири для использования богатых природных ресурсов этих районов и их хозяйственного развития роль Сев м пути неизменно будет возрастать.
Экономико-географические и геополитические проблемы России связаны с эксплуатацией не только морских портов, но и железнодорожного транспорта на западе и пропускной способности железных дорог на востоке. Разрабатываются интересные проекты транзитных связей через США и Японию в Западную Европу с помощью железных дорог, авиации и даже морских путей.
На западных границах СССР было 25 железнодорожных пересечений, а Россия имеет только три: с Финляндией; из Калининградской области в Польшу и далее в Брест – 620 км по территории Белоруссии; и путь в 833 км из Санкт-Петербурга до Гродно на 2/3 проходящий по территории 3-х государств Балтии. На западе России возникло множество транспортных, автодорожных и газопроводных проблем. Перевозка по этим магистралям, идущим из России обходится дорого, так как, Россия вынуждена оплачивать все транспортировки.
Пока современные транспортные возможности портов и железных дорог ограничены.
Около 70% внешней торговли приходится на страны Европы и 50% на страны ЕС. К ним ведут морские пути через Балтийское море и сухопутные чрез границы к югу и северу от Балтии.
При всех сложностях Россия, активно используя выгоды географического положения, проводит новую политику. Она вошла в десятку Балтийских государств, подписав соглашение об экономическом и культурном сотрудничестве. Аналогичное соглашение подписано с черноморскими государствами. В последнее время возрастает возможность отношений с Западной Европой, США, Канадой, Кореей.
Вывод: Важным для ЭГП является использование территории России для грузов из Японии в Западную Европу, из США в страны Южной и Юго-Восточной Азии.
1. Произошло изменение геополитического положение России (в сравнении с СССР).
2. Изменились транспортные возможности.
Дальний Восток — уникальное ЭГП “стык” 3-х государств России, Китая, Японии.
Морские связи со странами Азиатского, Тихоокеанского региона. На Западе множество транспортных проблем: 70% страны Европы (50% страны Центральной и Северной Европы).
3. Что Японцы называют “наши северные территории”?
Вывод: ЭГП и ПГП не остаются неизменными: меняются отношения между странами, прокладываются новые дороги (мировоззренческие идеи). Неизменно лишь географическое положение.
Сообщения учащихся “Создание новых проектов, новых связей между странами”.
Геополитические приоритеты на современном этапе Если раньше СССР существовал в биополярном мире (США — НАТО, СССР – организация Варшавского договора), то распад СССР изменил геополитическое положение России. Мир постепенно стал многополярным. Россия в своей геополитике должна ориентироваться ни на одну группировку стран. Сегодня для нас важны экономические связи не только со странами СНГ, но и со всеми странами, на чьих рынках можно выгодно продать продукцию и закупить нужные для нашей страны товары. Россия вынуждена ориентироваться на те страны, которые позволяют получить наибольший эффект от внешнеэкономических связей. Разные приоритеты были связаны с политическими симпатиями, потенциальными союзниками поставок военной техники и лишь отчасти с экономической выгодой. Изменилось геополитическое положение и приоритеты:
Страны Западной и Южной Европы, то есть, ЕС. Лидер нового геополитического полюса – Германия, с которой установились прочные связи. Доля ЕС во внешней торговле России – 50 %.
-Страны Восточной Европы, с которой Россия должна обновить и улучшить связи. Их доля во внешней торговле России упала до 20%. -Страны АТР (Япония, Китай, ЮЗА, Индия ). -Особая роль отведена укреплению и развитию многосторонних связей России с США (взаимодействие в сферах: космос, научно-технические связи, разоружение, развитие экономических связей).
-Большое значение приобретает связь России со странами севера (Канадой, США (Аляска), странами Северной Европы).
В России 64% территории относится к зоне Севера, что составляет 50% площади планетарного Севера. Опыт в освоении этих территорий очень важен для нашей страны.
Изменение геополитического положения привело к ряду негативных последствий. Внешние экономические связи со странами в западном и южном полушарии приходится осуществлять через территорию государств СНГ (Белоруссия, Украина). Это усложняет торгово-транспортные операции и функционирование топливно-энергетических факторы международного характера (нефте-, газопроводы, ЛЭП).
Изменение геополитического положения России в равнении с СССР.
2-х полярный мир
2 военных блока: НАТО (США, Западная Европа, Канада)
Варшавский пакт (страны Восточной Европы, СССР)
1. Экономические связи с СНГ
2.Страны Европы (ЕС)
3.Страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) – особенно новый полюс мировой экономики – Китай, Юго-Восточная Азия, Япония, Индия
4.США (договор о разоружении, об освоении космоса, о развитии экономических и научно-технических связей)
Связь со странами, где
выгодно продавать свою
продукцию и купить нужные
для себя товары.
Крупнейшие внешнеторговые партнеры России с 1995 года.
Доля стран во внешнеторговых связях России, %
Вывод: ЭГП и ПГП не остаются неизменными: меняются отношения между странами, прокладываются новые дороги (мировоззренческие идеи). Неизменно лишь географическое положение.
Практическая работа №1
“ Определение по картам, статистическим и текстовым материалам геополитического и экономико-географического положения России”.
Цели и задачи работы:
1. Углубление знаний о географическом положении России по отношению к группам стран
или отдельным странам на границах России.
2. Оценка коренных изменений связей России с окружающими странами: геополитическое,
экономико-географическое, транспортно-географическое положение.
Средства обучения: карта мира, карта России.
Порядок выполнения работы:
1. Используя карту атласа, определите изменение границ России на востоке и севере по сравнению с границами бывшего СССР (выход к морям, транспортным переходам).
2. Определите, какие государства играют наибольшую роль во внешнеторговых связях.
Понятие: “Экспорт” (Вывоз товара) “Импорт” (Ввоз товара в страну)
3. Посмотрите на карту, с какими странами Россия имеет лишь морскую границу?
4. Вспомните, с какими государствами, территория которых входит в планетарную зону Севера, Россия установила тесные связи?
5. На основе проделанной вами работы по картам и статистическим материалам, определите особенности современного геополитического и ЭГП России, составьте прогноз их изменения в будущем с учетом транспортных проблем.
6. Домашнее задание.
1. Учить § 2,3, вопросы и задания с.15, подготовиться к тестую
2. Сообщения учащихся “Создание новых проектов, новых связей между странами”.