План сравнения рельефа
1. Сравнение наиболее крупных гор материков и высочайших вершин гор.
2. Сравнение наиболее крупных равнин материков.
3. Сравнение колебаний высот на материках.
При выполнении этого варианта практической работы учащимся рекомендуется использовать вместе с атласом текст учебника и имеющиеся в нем задания.
На основе приведенного плана учащиеся заполняют таблицу 23.
ОСНОВНАЯ ФОРМА РЕЛЬЕФА
Наибольшая высота, м
После заполнения таблицы учащиеся обсуждают результаты, делают выводы.
Определение типов климата Евразии по климатическим диаграммам
Цель работы: формирование умений анализировать климатические диаграммы и делать вывод о типах климата.
Работу можно провести в предлагаемой последовательности:
1. Используя приведенный ниже план, учащиеся дают характеристику каждой климатической диаграммы:
а) чему равны максимальная и минимальная температуры и на какие месяцы приходится максимум и минимум. Амплитуда температур;
б) годовое количество осадков и режим их выпадения;
в) вывод о типе климата.
Анализируя конкретную диаграмму, учащиеся уточняют ее показатели в соответствии с планом. Эти показатели они сопоставляют с картами климатической и климатических поясов и областей. Исходя из комплекса показателей доказывают правильность первоначального вывода о типе климата.
2. Учащиеся анализируют любую из климатических диаграмм учебника и аргументируют свой вывод о типе климата.
Затем анализируют и проводят сравнение двух диаграмм, отражающих различные типы климата, и называют характерные черты отличия.
Учащиеся анализируют диаграммы, характеризующие типы климата Евразии. Климатические показатели заносят в таблицу (табл. 24). В результате сопоставления данных диаграмм с климатической картой они определяют типы климата.
Источник
Планы характеристик географических объектов
Здесь собраны планы характеристики, планы описания различных географических объектов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plany_harakteristik.docx | 31.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Как правильно сравнивать
1. Сначала определите цели сравнения. Что важнее узнать – черты сходства или различия? Может, то и другое?
2. Отберите признаки для сравнения.
3. Установите черты сходства и различия.
4. Сделайте вывод и объясните причины сходства и различия.
План описания географического положения материка
1. Определите, как расположен материк относительно экватора, тропиков (полярных кругов) и нулевого меридиана.
2. Найдите крайние точки материка, определите их координаты и протяженность материка в градусах и километрах с севера на юг и с запада на восток.
3. В каких климатических поясах расположен материк?
4. Определите, какие океаны и моря омывают материк.
5. Как расположен материк относительно других материков?
План описания страны
1. Какие карты надо использовать при описании страны?
2. В какой части материка расположена страна? Как называется ее столица?
3. Особенности рельефа (общий характер поверхности, основные формы рельефа и распределение высот). Полезные ископаемые страны.
4. Климатические условия в разных частях страны (климатические пояса, средние температуры июля и января, годовое количество осадков). Различия по территории и по сезонам.
5. Крупные реки и озера.
6. Природные зоны и их основные особенности.
7. Народы, населяющие страну. Их основные занятия.
Памятка по характеристике страны (стран)
1. Название стран (страны) и их (ее) столиц.
2. Особенности географического положения стран (страны):
1) в какой части материка находится или занимает островное положение;
2) с какими государствами граничит (сухопутные и морские границы);
3) какими морями, каких океанов омывается.
3. Особенности природных условий стран (страны):
3) внутренние воды;
4) природные зоны.
4. Население страны, особенности быта.
1) состав, плотность и замещение;
2) основной род занятий и особенности быта.
5. Особенности хозяйства:
1) добываемые полезные ископаемые;
2) выращиваемые сельскохозяйственные культуры;
3) отрасли животноводства.
План характеристики рельефа мтерика
1. Преобладающая форма рельефа по высоте (горы или равнины).
2. Преобладающие виды равнин по высоте (назвать, показать наиболее крупные из них, указать, в какой части материка они находятся, в каком направлении протянулись).
3. Какие виды равнин занимают меньшую площадь, дать их описание.
4. Преобладающие виды гор по высоте (назвать и показать крупные горные системы; какие горы по высоте преобладают, в какой части материка они располагаются, в каком направлении протянулись, их протяженность, самые высокие вершины).
План характеристики рельефа
1. Географическое положение в стране.
2. На какой тектонической структуре расположено.
3. Какие высоты преобладают (минимальные и максимальные).
4. Какой возраст слагающих пород, как они залегают.
5. Характер рельефа (плоский, холмистый, гористый).
6. Как образовался рельеф (разрушение гор, накопление морских отложений и т.д.).
7. Какие есть полезные ископаемые и почему.
8. Какие неблагоприятные для человека явления связаны с рельефом данной территории.
9. Как влияет на жизнь и деятельность человека (затрудняет или облегчает строительство и т.д.).
10. Проблемы рационального использования.
План описания рельефа территории
1. Каков общий характер поверхности? Чем его можно объяснить?
2. Как расположены формы рельефа на изучаемой территории?
3. Каковы наибольшая и преобладающая высоты?
План описания формы рельефа
1. Определите, какие карты необходимы для описания.
2. В какой части материка расположена форма рельефа?
3. В каком направлении тянется?
4. Каковы приблизительные размеры?
5. Каковы наибольшая высота, преобладающие высоты?
6. Если можно, выясните, каково происхождение формы рельефа.
АЛГОРИТМ ОПИСАНИЯ ФОРМЫ РЕЛЬЕФА
1. Записать название формы рельефа и указать местоположение.
2. Зарисовать (или сфотографировать) форму рельефа.
3. Измерить длину и ширину самой формы, длину и ширину ее элементов (склона, днища и т. д.), измерить углы наклона склона.
4. С помощью нивелира, измерить относительную высоту данной формы.
5. Указать на возможности хозяйственной деятельности и использования.
План характеристики климата
1. В каком климатическом поясе расположена территория.
2. Какие климатообразующие факторы оказывают наибольшее влияние на климат территорий.
3. Какие средние температуры зимы и лета, почему.
4. Какое количество осадков выпадает за год, как распределяются по сезонам года и почему.
5. Каков коэффициент увлажнения.
6. Какие неблагоприятные явления связаны с климатом данной территории, их причины.
7. Оценка климата территории для жизни и деятельности человека.
8. Проблема охраны атмосферного воздуха в данном районе.
Работа с климатическими диаграммами
1. Внимательно рассмотрите все обозначения на диаграмме. (Месяцы года, через один, указаны буквами.) Что по ней можно узнать?
2. Выясните годовой ход температур. Чему равны средние температуры июля и января? Какова годовая амплитуда температур?
3. Какое количество осадков характерно для данного типа климата? Каков режим осадков в течение года?
4. Сделайте вывод о типе климата.
План описания климата
1. В каком климатическом поясе и в какой области расположена территория?
2. Средние температуры июля и января. В каком направлении они изменяются и почему?
3. Господствующие ветры (по сезонам).
4. Годовое количество осадков и их режим. Чем объяснить различие в количестве осадков?
АЛГОРИТМ ОПИСАНИЯ ПОГОДЫ СВОЕЙ МЕСТНОСТИ
1. За какой промежуток времени (день, неделю, месяц) дается описание.
2. Наибольшая, наименьшая и средняя температура воздуха, закономерность изменения температуры за указанный промежуток времени.
3. Осадки, их общее количество, вид осадков и время их наибольшего
4. Облачность, распределение облачности по дням.
5. Атмосферное давление. Изменение давления.
6. Влияние погоды на здоровье людей, их жизнь и деятельность.
План характеристики ПТК
1. Географическое положение, типичный внешний облик.
2. История и результаты географического изучения и освоения территории.
3. Геологическое строение, рельеф.
5. Внутренние воды.
7. Растительный и животный мир.
8. Природные зоны.
9. Природные ресурсы, их использование и oxpaнa.
10. Экологические проблемы территории.
План характеристики компонента природы
1. Особенности компонента природы.
2. Причины этих особенностей.
3. Связь данного компонента с другими компонентами природы.
4. Влияние данного компонента на условия жизни и хозяйственную деятельность человека.
5. Влияние человека на данный компонент природы, меры по его рациональному использованию.
План характеристики природной зоны
1. Географическое положение (в какой части страны расположена, конфигурация).
2. Типичный внешний облик зоны.
3. Климатические условия (среднемесячные температуры зимы и лета, количество и режим осадков).
4. Почвы природной зоны, их свойства.
5. Типичные растения и животные, их приспособленность к условиям.
6. Агроклиматические ресурсы природной зоны,
возможности использования ее человеком.
7. Проблемы охраны природной, зоны (особо охраняемые компоненты природы).
План описания природной зоны
1. Географическое положение зоны.
2. Климатические условия.
Описывая природную зону, раскрывайте взаимосвязи между компонентами ее природы.
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ «ОПИСАНИЯ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ»
Необходимо вспомнить, что такое река, ее части, питание и режим рек, влияние рельефа на направление и характер течения реки, как происходит круговорот воды в природе, как используют реки в хозяйстве.
Затем река или ручей разбивается на отдельные участки. На каждом участке описывается определенная точка.
Глубину реки определяют наметкой в средней части русла, ширину рулеткой. Общая характеристика реки включает: средние величины глубины и ширины, описание водной растительности, животных и рыб, а также характер грунта русла реки (глина, песок, гравий, галька, валуны), направление течения реки, характер ее берегов, режим реки. Особое внимание обратите на хозяйственное использование реки и его последствия.
ПАМЯТКА ПО ХАРАКТЕРИСТИКЕ ОКЕАНА
1. Географическое положение океана (указать, между какими материками расположен океан). С какими океанами он связан. Как расположен относительно экватора, тропиков, полярных кругов, нулевого меридиана.
2. В каких климатических поясах расположен.
3. Свойства водных масс.
4. Природные комплексы (опишите органический мир).
5. Описание рельефа дна океана.
6. Крупные моря, входящие в бассейн океана.
7. Использование океана в хозяйственной деятельности людей.
План описания географического положения океана
1. Укажите, между какими материками расположен океан. С какими другими океанами он связан?
2. Как расположен океан относительно экватора, тропиков, полярных кругов и нулевого меридана?
3. В каких климатических поясах расположен океан?
План характеристики моря
1. К бассейну какого океана принадлежит.
2. Как расположено (окраинное, вдающееся в сушу, связь с другими морями).
3. Какая береговая линия (изрезанная, нет, какие есть заливы, полуострова).
4. Глубины, рельеф дна.
5. Соленность, причины такой солености.
6. Температурный режим.
7. Ресурсы моря и их использование человеком.
8. Экологические проблемы.
План характеристики внутренних вод
1. Какими внутренними водами богата территория.
2. Как они размещены по территории и почему так.
3. Как влияет климат на внутренние воды.
4. Какие неблагоприятные явления связаны с внутренними водами.
5. Как используются внутренние воды человеком.
6. Экологические проблемы.
План описания реки
1. В какой части материка течет?
2. Где берет начало? Куда впадает?
3. В каком направлении течет?
4. Объясните зависимость характера течения от рельефа.
5. Определите источники питания реки.
6. Каков режим реки и как он зависит от климата?
План характеристики реки
1. Географическое положение (в какой части страны находится, к бассейну какого океана относится; исток, устье; притоки).
2. Характер течения (горная, равнинная).
3. Режим реки (в какое время года наиболее полноводна, когда бывает межень, почему).
4. Неблагоприятные явления и их причины.
5. Возможности использования человеком (оценка ресурсов реки).
6. Экологические проблемы.
План характеристики одного из видов природных ресурсов мира
1. Назначение (использование).
2. Размещение и оценка запасов.
3. Природные и технико-экономические условия использования.
4. Формы использования и пути защиты от истощения и загрязнения.
План характеристики почв
1. Тип почвы, к какой почвенной зоне относится.
2. Основные почвообразующие факторы.
3. Свойства почвы.
4. Возможности использования человеком.
5. Проблемы охраны почв.
ПАМЯТКА ПО ХАРАКТЕРИСТИКЕ КАРТЫ
1. Прочитайте название карты.
2. Какова карта по охвату территории, по масштабу, по содержанию?
3. При анализе условных знаков выясни, какую информацию можно получить при работе с этой картой.
План характеристики карты
1. Какова карта по охвату территории, по масштабу, по содержанию?
2. Какие знания можно получить при работе с этой картой?
План характеристики отрасли мирового хозяйства
1. Значение отрасли в мировом хозяйстве, ее отраслевой состав, влияние НТР на ее развитие.
2. Сырьевые и топливные ресурсы, отрасли и их размещение.
3. Размеры производства продукции с распределением по главным географическим регионам.
4. Главные страны-производители.
5. Главные районы и центры производства, факторы, обусловившие размещение отрасли именно в этих районах.
6. Природоохранные и экологические проблемы, возникающие в связи с развитием отрасли.
7. Главные страны (районы) экспорта продукции. Главные страны (районы) импорта продукции. Важнейшие грузопотоки.
8. Перспективы развития и рзмещения отрасли.
План характеристики географического положения страны
1. Положение страны на материке.
2. Положение страны относительно экватора и нулевого меридиана.
3. Омывающие моря и океаны.
4. Пограничные государства.
5. Сравнение с ГП других стран.
6. Оценка ГП страны с точки зрения условий жизни и деятельности населения страны.
План характеристики политико-географического положения (ПГП) страны
1. Положение страны в регионе и пограничные государства.
2. Учет особенностей соседних стран:
а) характер их межгосударственных отношений с данной страной;
б) принадлежность соседних стран к военно-политическим организациям.
3. Положение страны по отношению к очагам войны и международной напряженности.
4. Вывод о благоприятном или неудобном положении для социально-экономического развития страны.
План характеристики экономико-географического положения (ЭГП) страны
1. Положение в регионе.
2. Политико-географического положение (ПГП).
3. Экономическая оценка пограничных государств (развитые, развивающиеся).
4. Положение относительно транспортных путей международного значения.
5. Положение относительно физико-географических объектов, имеющих экономическое значение.
6. Изменение ЭГП во времени:
а) изменение социально-экономического строя;
б) развитие средств транспорта;
в) изменение границ, составва территории, формы правления.
План характеристики отрасли промышленности страны
1. Значение отрасли и размеры ее продукции.
2. Природные предпосылки для развития отрасли.
3. Структура отрасли.
4. Главные факторы, влияющие на размещение отрасли и основные черты ее географии; основные промышленные районы.
5. Зависимость отрасли от экспорта и импорта.
6. Перспективы развития.
План характеристики транспорта
1. Хозяйственная оценка природных условий для развития отдельных видов транспорта.
2. Уровень развития транспорта.
3. Тип конфигурации транспортной сети.
4. Размещение главных транспортных путей, узлов, портов, аэропортов.
План характеристики населения страны
2. Естественное движение населения.
3. Состав населения:
г) социальный (уровень грамотности, ВНП, ВВП на душу населения …).
4. Обеспеченность трудовыми ресурсами. Структура занятости.
5. Размещение населения.
6. Механическое движение населения.
План экономико-географической характеристики городской агломерации
1. Экономико-географическое положение (ЭГП).
2. История развития. Значение в современных условиях.
3. Численность населения.
4. Основные функции.
5. Ведущие производства и условия их развития.
6. Особенности планировки и заселения.
План характеристики сельского хозяйства
1. Хозяйственная оценка природных условий для развития сельского хозяйства:
а) оценка рельефа;
б) обеспеченность растений теплом и влагой;
г) основные агроклиматические трудности и пути их преодоления.
2. Роль сельского хозяйства в экономике страны.
3. Аграрные отношения и их влияние на агротехнический уровень сельского хозяйства.
4. Структура сельского хозяйства.
5. География растениеводства и животноводства.
6. Главные селськохозяйственные районы страны.
План описания насления материка
(по карте «Плотность населения и народы»)
1. Какие народы населяют изучаемую территорию?
2. Какие части материка или другой территории населены особенно плотно? Чему равна средняя плотность населения?
3. В каких местах население редкое? Чему равна наименьшая плотность?
План харакетристики отдельной старны
1. Основные черты ЭГП.
2. Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов.
3. Особенности населения.
4. Общая характеристика хозяйства.
5. Основные черты размещения промышленности.
6. Основные черты размещения сельского хозяйства.
7. Основные черты транспорта.
8. Главные экономические районы.
9. Роль и география внешних экономических связей.
ПЛАН-ПАМЯТКА ГЛАЗОМЕРНОЙ СЪЕМКИ
1. Съемка проводится с использованием планшета, компаса, визирной линейки, циркуля-измерителя, карандаша.
2. Выберите масштаб, учитывая размер участка местности и величины листа.
3. Произведите ориентирвоание планшета, чтобы С (север) на компасе совпал с северным концом его магнитной стрелки, которая должна быть параллельна краю планшета.
4. При помощи визирной линейки измерьте направлениия и расстояния на окружности объекта.
5. Выбрать и отметить точку наблюдения на бумаге.
6. Нанести на бумагу линии направления на объекты.
7. Отметить расстояние.
8. Географические объекты обозначить условными знаками.
5. Отметить точку отправления.
6. Разбить весь путь на участки, учитывая все повороты.
7. Каждый участок пути отметить на планшете, как при полярной съемке.
8. Все видимые объекты обозначить условными знаками.
Источник