- Сравнительная оценка трудовых ресурсов и занятости населения в основных сферах хозяйства стран и регионов мира
- Главная > Документ
- ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №1 Сравнительная оценка трудовых ресурсов стран и регионов мира для 10 класса план-конспект урока по географии (10 класс) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Практическая работа на тему: «Сравнительная оценка трудовых ресурсов и занятости населения в основных сферах хозяйства стран и регионов мира»
- Просмотр содержимого документа «Практическая работа на тему: «Сравнительная оценка трудовых ресурсов и занятости населения в основных сферах хозяйства стран и регионов мира»»
- Практическая работа № 1 «Сравнительна оценка трудовых ресурсов и занятости населения в основных сферах хозяйства стран и регионов мира» (10 класс)
- Практическая работа на тему:Сравнительная оценка трудовых ресурсов и занятости населения в основных сферах хозяйства стран или регионов мира.
Сравнительная оценка трудовых ресурсов и занятости населения в основных сферах хозяйства стран и регионов мира
Главная > Документ
Информация о документе | |
Дата добавления: | |
Размер: | |
Доступные форматы для скачивания: |
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1
Сравнительная оценка трудовых ресурсов и занятости населения в основных сферах хозяйства стран и регионов мира.
1. Рассчитайте долю населения стран(ы) в возрасте 15—59 лет, которое составляет основу трудовых ресурсов государства. Заполните таблицу 1 для выбранных стран (по образцу).
Работа выполняется по вариантам. По усмотрению учителя могут сравниваться две и более стран, в том числе те, для которых данные расчетов уже представлены в таблице 1.
Пример расчета для Японии:
а) доля населения среднего возраста:
100 % — (15 + 21) % = 64 %;
б) разница между долей населения среднего возраста и долей ЭАН:
2. Используя расчетные данные о доле населения среднего возраста, постройте столбчатые диаграммы (если они отсутствуют) доли населения этой возрастной группы в сравниваемых странах. Заполните таблицу 2 (по образцу).
3. Отметьте причины, влияющие на долю населения среднего возраста (основу трудовых ресурсов) одной из сравниваемых стран:
4. Используя диаграмму задания 2 и нижеприведенную диаграмму, сравните долю населения среднего возраста и долю ЭАН одной из сравниваемых стран. Отметьте причины, влияющие на долю ЭАН, характерные для этой страны:
а) высокий уровень развития экономики;
б) значительная доля населения, не вовлеченного в общественное производство;
в) низкий уровень развития экономики;
г) высокая доля населения среднего возраста;
д) высокий уровень безработицы.
5. Дайте качественную оценку трудовых ресурсов и заполните таблицу 3 для сравниваемых стран (по образцу).
6. Впишите недостающие звенья в цепочку причинно-следственных связей:
Какая из сравниваемых стран лучше обеспечена трудовыми ресурсами? Укажите причины, обусловившие в этой стране более высокие: долю населения трудоспособного возраста, уровень общеобразовательной и профессиональной подготовки.
7. Назовите страны с наибольшей долей ЭАН, занятого:
а) в сельском хозяйстве;
б) в промышленности;
в) в непроизводственной сфере.
8. В зависимости от доли ЭАН, занятого в основных сферах
хозяйства (в первую очередь в сельском), различают аграрные,
индустриально-аграрные, индустриальные и постиндустриальные
страны. Заполните таблицу 4 (по образцу), используя дополнительные данные.
9. Отметьте правильное(ые) логическое(ие) выражение(я):
Охарактеризуйте связь, существующую между долей населения, занятого в основных сферах хозяйства, уровнем экономического развития страны и ее типом.
Источник
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №1 Сравнительная оценка трудовых ресурсов стран и регионов мира для 10 класса
план-конспект урока по географии (10 класс) по теме
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №1 Сравнительная оценка трудовых ресурсов стран и регионов мира для 10 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prakt_rab_no_1_10_klass.docx | 15.74 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №1
Сравнительная оценка трудовых ресурсов стран и регионов мира
1. Рассчитайте долю населения стран(ы) в возрасте 15-59лет, которое составляет основу трудовых ресурсов государства. Заполните таблицу 1 для выбранных стран (по образцу).
Пример расчета для Японии:
а) доля населения среднего возраста: 100% — (15+21)% = 64%;
б) разницы между долей населения среднего возраста и долей ЭАН: (64-53)% = 11%.
2. Используя расчетные данные о доле населения среднего возраста, постройте столбчатые диаграммы доли населения этой возрастной группы в сравниваемых странах. Заполните таблицу 2 (по образцу).
100% — все население страны
58% — средний мировой показатель доли населения среднего возраста (15-59 лет)
Доля населения среднего возраста: средне-мировой показатель – 58%; Европа – 60%; Азия – 57%; Англо-Америка – 60%; Латинская Америка – 55%; Америка – 51%; Австралия и Океания – 62%.
3. Какая из сравниваемых стран лучше обеспечена трудовыми ресурсами?
Укажите причины , обусловившие в этой стране более высокую долю населения трудоспособного возраста
Доля населения среднего возраста (на середину 1990-х гг.): средне-мировой показатель – 58%; Европа – 60%; Азия – 57%; Англо-Америка – 60%; Латинская Америка – 55%; Америка – 51%; Австралия и Океания – 62%.
Население младшего возраста (%)
Население среднего возраста (%)
Население пожилого возраста (%)
К какому типу стран относится
Доля ЭАН в общей численности населения (%)
Разница между долей населения среднего возраста и долей ЭА Н
Источник
Практическая работа на тему: «Сравнительная оценка трудовых ресурсов и занятости населения в основных сферах хозяйства стран и регионов мира»
Практическая работа позволяет закрепить изученный материал и провести сравнительный анализ трудовых ресурсов и занятости населения в основных сферах хозяйства стран и регионов мира,
Просмотр содержимого документа
«Практическая работа на тему: «Сравнительная оценка трудовых ресурсов и занятости населения в основных сферах хозяйства стран и регионов мира»»
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №6
Тема работы: «Сравнительная оценка трудовых ресурсов и занятости населения в основных сферах хозяйства стран и регионов мира»
Цель работы: провести сравнительный анализ трудовых ресурсов и занятости населения в основных сферах хозяйства стран и регионов мира,
Основные понятия: Трудовые ресурсы – это все люди трудоспособного возраста (за исключением инвалидов и других людей, неспособных к труду) и работающие, которые старше или младше трудоспособного возраста.
Среднемировой показатель возраста трудоспособного населения: 15 – 64 года
Средний мировой показатель людей трудоспособного возраста – 64%
Экономически активное население (ЭАН) – это часть трудоспособного населения, которая работает в хозяйственном комплексе страны (занятое население) или ищет работу (безработные).
Безработица – превышение количества желающих работать над количеством рабочих мест.
Безработные – это лица трудоспособного возраста, которые в рассматриваемый период не имеют работы, занимаются ее поисками и готовы приступить к ней.
Задание № 1. Используя данные таблицы 1, рассчитайте долю населения стран в возрасте 15—64 года, которая составляет основу трудовых ресурсов государства, а также разницу между долей трудоспособного населения и долей ЭАН (по образцу).
Население в возрасте 0-14 лет, %
Население в возрасте 15-64 г.,%
Население в возрасте свыше 65 лет, %
К какому типу стран относится
Доля ЭАН в общей численности населения, %
Разница между долей населения в возрасте 15-64 года и долей ЭАН
Часть света (региона)
данные на 2014 год
с переходной экономикой
При выполнении задания необходимо выбрать 3 страны, которые отличаются уровнем экономического развития (развитая, развивающаяся, с переходной экономикой). 1.1. Доля населения стран в возрасте 15—64 года Пример расчета для Японии:100 % — (13,11 + 26,59 %) = 60,3 %; 1.2. Разница между долей трудоспособного населения и долей ЭАН: Пример расчета для Японии:(60,3-52)% = 7,7%. Вывод: — В странах какого типа доля населения трудоспособного возраста выше? — Почему, какие факторы влияют? В скобках (цифрами) после расчета задания 1.2. отметьте причины, влияющие на долю ЭАН:
1) высокий уровень развития экономики; 2) значительная доля населения, не вовлеченного в общественное производство; 3) низкий уровень развития экономики; 4) высокая доля населения среднего возраста; 5) высокий уровень безработицы, 6) другое (написать)
— В странах какого типа разница между долей трудоспособного населения и долей ЭАН больше/ меньше? — Почему, какие факторы влияют?
Задание 2. Сравните данные о количестве людей трудоспособного (среднего) возраста в разных типах стран по уровню экономического развития со среднемировыми, среднерегиональными показателями. Заполните таблицу 2.
Доля населения среднего возраста по сравнению
Причины, влияющие на долю населения трудоспособного (среднего) возраста
Источник
Практическая работа № 1 «Сравнительна оценка трудовых ресурсов и занятости населения в основных сферах хозяйства стран и регионов мира» (10 класс)
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1
Сравнительная оценка трудовых ресурсов и занятости населения в основных сферах хозяйства стран и регионов мира
— п ровести сравнительный анализ трудовых ресурсов и занятости населения в основных сферах хозяйства стран и регионов мира,
— развивать умение пользоваться текстовыми, картографическими, статистическими материалами, сравнивать их и делать выводы;
— воспитывать ответственность за полученный результат.
Оборудование : политическая карта мира, учебники, атласы, таблицы, диаграммы.
Трудовые ресурсы – это все люди трудоспособного возраста (за исключением инвалидов и других людей, неспособных к труду) и работающие, которые старше или младше трудоспособного возраста.
Среднемировой показатель возраста трудоспособного населения: 15 – 64 года
Средний мировой показатель людей трудоспособного возраста – 64%
Экономически активное население (ЭАН) – это часть трудоспособного населения, которая работает в хозяйственном комплексе страны (занятое население) или ищет работу (безработные).
Безработица – превышение количества желающих работать над количеством рабочих мест.
Безработные – это лица трудоспособного возраста, которые в рассматриваемый период не имеют работы, занимаются ее поисками и готовы приступить к ней.
Задание № 1. Используя данные таблицы 1, р ассчитайте долю населения стран в возрасте 15—64 года, которая составляет основу трудовых ресурсов государства, а также разницу между долей трудоспособного населения и долей ЭАН (по образцу). При выполнении задания необходимо выбрать 3 страны, которые отличаются уровнем экономического развития (развитая, развивающаяся, с переходной экономикой).
1.1. Доля населения стран в возрасте 15—64 года
Пример расчета для Японии:100 % — (13,11 + 26,59 %) = 60,3 %;
— В странах какого типа доля населения трудоспособного возраста выше?
— Почему, какие факторы влияют?
1.2. Разница между долей трудоспособного населения и долей ЭАН:
Пример расчета для Японии:(60,3-52)% = 7,7%.
В скобках (цифрами) после расчета задания 1.2. отметьте причины, влияющие на долю ЭАН:
1) высокий уровень развития экономики;
2) значительная доля населения, не вовлеченного в общественное производство;
3) низкий уровень развития экономики;
4) высокая доля населения среднего возраста;
5) высокий уровень безработицы,
6) другое (написать)
— В странах какого типа р азница между долей трудоспособного населения и долей ЭАН больше/ меньше ?
— Почему, какие факторы влияют?
Население в возрасте 0-14 лет, %
Население в возрасте 15-64 г.,%
Население в возрасте свыше 65 лет, %
К какому типу стран относится
Доля ЭАН в общей численности населения, %
Разница между долей населения в возрасте 15-64 года и долей ЭАН
Источник
Практическая работа на тему:Сравнительная оценка трудовых ресурсов и занятости населения в основных сферах хозяйства стран или регионов мира.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1
Тема: Сравнительная оценка трудовых ресурсов и занятости населения в основных сферах хозяйства стран или регионов мира .
Цель: Провести сравнительный анализ трудовых ресурсов и занятости населения, развивать умение пользоваться текстовыми, картографическими, статистическими материалами, сравнивать их и делать выводы; воспитывать внимательность и аналитические способности .
Оборудование : политическая карта мира, учебники, атласы, таблицы, диаграммы .
Трудовые ресурсы – часть населения страны, имеющая необходимые физические и психические способности, общеобразовательные и профессиональные знания, необходимые для работы в общественном хозяйстве.
Экономически активное население (ЭАН) – это население в возрасте от 17 – 70 лет, которое предлагает свою рабочую силу для производства товаров и предоставления услуг.
Безработные – это лица возраста 15 лет и старше, которые в рассматриваемый период не имели работы, занимались ее поисками и были готовы приступить к ней.
Уровень безработицы – это отношение количества безработных к численности ЭАН.
Возрастной состав населения – распределение населения по возрастным группам: младшего возраста – дети от 0 до 14 лет; среднего возраста – от 15 до 59 лет; пожилого возраста – от 60 лет и старше.
Воспроизводство населения – совокупность процессов рождаемости и смертности, соотношение которых определяет величину естественного прирост.
Задание 1. Заполните таблицу для выбранных стран. Рассчитайте часть населения среднего возраста и разницу между частью населения среднего возраста и частью ЭАН.
Население младшего возраста (%)
Население среднего возраста (%)
Население пожилого возраста (%)
Часть ЭАН к общей численности населения
Разница между частью населения среднего возраста и частью ЭАН
Источник