Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе » Экскурсия в Музей одного стихотворения»
методическая разработка по литературе (8 класс) по теме
Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе «Экскурсия в Музей одного стихотворения»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе — экскурсия в «Музей одного стихотворения» | 555.35 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ — ЭКСКУРСИЯ В «МУЗЕЙ ОДНОГО СТИХОТВОРЕНИЯ»
Белоусова Лидия Александровна, учитель русского языка и литературы,
МАОУ Гимназия №1, ГО Сухой Лог,
Современное внеклассное мероприятие по литературе, построенное на основе ФГОС, предполагает разработку новой дидактики, привлечение новых форм работы, инновационный подход к литературному материалу. На первый план выходят универсальные учебные действия (УУД), метапредметные знания и результаты, достигаемые в ходе образовательного процесса. УУД — это умения, связанные с самостоятельно осуществляемой учебной и внеклассной деятельностью во всей ее полноте.
Поиск новых технологий, приемов и способов организации внеклассных мероприятий по литературе вывел на применение инновационных техник и технологий, которые способствуют развитию у учащихся универсальных, логических, коммуникативных, личностных, учебных действий.
Основной целью внеклассного мероприятия — экскурсия в «Музей одного стихотворения» — является пропаганда чтения лирических произведений русских и зарубежных авторов как вида интеллектуальной деятельности.
Из цели вытекают следующие задачи:
— содействовать воспитанию интереса к современной и классической литературе (лирические произведения) подростков как форме отражения жизни, менталитета, индивидуального сознания;
— развивать лингвистическую, информационно-коммуникативную, социокультурную компетенцию школьников;
— развивать эстетический вкус, интеллектуальные и творческие способности участников конкурса;
— развивать диалогическое мышление и толерантность, способность убедительно аргументировать свою читательскую и жизненную позицию в процессе проведения экскурсии;
— развивать самостоятельность восьмиклассников в поисках необходимой информации.
- Тип занятия — нетрадиционное занятие, групповая работа.
- Типологический признак внеклассного занятия по литературе — практико-ориентированный, творческо-поисковый.
- Форма занятия — экскурсия в «Музей одного стихотворения» носит характер как межпредметный, так и метапредметный.
- Продолжительность — 40-60 минут. Занятие можно провести в актовом зале или библиотеке.
- Возраст учащихся — 8-ые классы.
- Содержание мероприятия: класс делится на группы: по пять человек. На внеклассное
мероприятие команда представляет только одно стихотворение русского или зарубежного автора. Экскурсовод представляет посетителям музея экспонаты (экспонаты можно расположить как на столе, так и на стене), относящиеся к данному лирическому произведению. Время выступления — 5 -7 минут. Каждая команда готовит входные билеты в музей.
- Критерии оценивания внеклассного мероприятия — экскурсия в «Музей одного стихотворения»:
1. Чтение выбранного стихотворения:
— выразительность — 5 баллов,
— артистизм — 5 баллов,
— оригинальность — 5 баллов;
2. Экспонаты музея:
— соответствие художественному произведению — 5 баллов,
— креативность — 5 баллов.
3. Оценка экскурсовода(ов):
— содержание представленного материала — 5 баллов,
— качество речи (правильность) — 5 баллов,
— умение общаться с аудиторией — 5 баллов.
1. Поисковый этап. Планирование учащимися мероприятия, выбор лирического произведения, формулировка цели и задач внеклассного мероприятия.
2. Творческий этап. Сбор материала, экспонатов, фотографий, различных источников, оформление витрины музея, музыкальное оформление.
3. Конструкторский этап. Разработка учащимися сценария экскурсии в «Музей одного стихотворения» и его обсуждение в группе. Репетиция выступления.
4. Технологический этап. Практическая реализация мероприятия: проведение экскурсии в «Музей одного стихотворения».
5. Заключительный этап. Оценка качества проведенной экскурсии, рефлексия.
- Примерный сценарий внеклассного мероприятия по литературе — экскурсия в «Музей одного стихотворения» (стихотворение Иосифа Бродского «Кто открыл Америку?»)
-Добрый день, взрослые и дети! Мы, восьмиклассники гимназии №1, приглашаем вас на экскурсию в музей одного стихотворения Иосифа Бродского «Кто открыл Америку?»
Цель экскурсии: познакомить посетителей с экспонатами нашего музея. Ребята, вы не просто слушатели, а активные участники нашей литературной экскурсии.
Иосиф Александрович Бродский, поэт, Лауреат Нобелевской премии, написал для детей шуточное стихотворение «Кто открыл Америку?» В 2016 у стихотворения юбилей: ровно 50 лет назад, 12 января 1966 года, оно было напечатано в журнале «Костер» в двенадцатом номере. Этот журнал — самый ценный экспонат нашего музея (журнал отсканирован). Иллюстрации к этому произведению Бродского в журнале «Костер» 1966 года выполнил художник Гальба.
— Напечатано это стихотворение в юмористическом разделе журнала в в виде игры под заглавием «13 очков, или Стихи о том, Кто открыл Америку». Главный экспонат нашего музея – географическая карта, так как в названии произведения есть слово «Америка», мы выделили границы этого континента, в центре Америки портрет автора стихотворения, а также белый прямоугольник — загадка для посетителей. Стихотворение — это разговор школьников о том, кто открыл Америку. Прослушайте стихотворение. Будьте внимательны! [1]
Стихотворение (экскурсоводы читают стихотворение по ролям). [2].
— Ребята, назовите, кто и когда открыл Америку? (Посетители музея отвечают, экскурсовод переворачивает белый прямоугольник – на оборотной стороне портрет Колумба).
— Да, это правильный ответ, Колумб открыл Америку в 1492 году.
— Стихотворение познавательное, читателям журнала «Костер» предлагалось присылать в редакцию ответы; отсюда — дополнительные последние 12 строк текста (звучат эти строки)
Очко даём за правильность!
Скажите, чем прославились
все те, чьи имена
здесь были упомянуты.
Мы сами – очень заняты,
а истина – нужна.
Даём очко за правильность.
Надеемся, что справитесь,
пусть это – нелегко.
Тринадцать лиц, которые
прославились в Истории!
ЗА КАЖДОГО – ОЧКО.
-В витрине нашего музея 13 портретов известных людей, чьи имена прозвучали в стихотворении. Чтобы понять, о чем идет речь, давайте разберемся, кто кем был и кто что открыл. Чтобы вы, посетители музея, могли назвать имена этих людей, у нас есть подсказки – музейные экспонаты. Проверьте свою память и назовите имена великих людей, прозвучавшие в стихотворении.
— Итак, чьи имена прозвучали в стихотворении? (Посетители музея называют имена выдающихся людей, которые они запомнили, а экскурсоводы знакомят с экспонатами музея).
-Уильям Шекспир — великим английский поэт, автор известной трагедии «Ромео и Джулетта» (музейный экспонат — книга Шекспира)
— Гай Юлий Цезарь, римский полководец, он придумал украшать оружие драгоценными камнями, для того, чтобы войска не бросали оружие в случае бегства с поля боя (музейный экспонат — шкатулка с драгоценными камнями).
-Николай Коперник, французский поэт и астроном, доказал, что небесные тела, включая Землю, вращаются вокруг солнца (музейный экспонат — подзорная труба, сделанная ученицей).
-Эванджелист Торричелли, итальянский ученый, изобрел ртутный барометр, открыл существование атмосферного давления и вакуума (музейный экспонат — ртутный барометр, который взяли в кабинете физики).
-Исаак Ньютон, английский физик, математик, астроном. Однажды яблоко упало ему на голову, и он тут же открыл закон всемирного тяготения (музейный экспонат — яблоко).
-Чарльз Дарвин, англичанин, биолог, изобрел теорию эволюции, он доказал, что человек произошел от обезьяны (музейный экспонат — статуэтки обезьяны).
-Джордж Гордон Байрон, английский поэт (музейный экспонат – сборник стихов поэта).
-Иоганн Кристофор Фридрих фон Шиллер, немецкий поэт (музейный экспонат — гусиное перо и чернильница).
-Людвиг ван Бетховен, немецкий композитор (музейный экспонат — ноты к «Лунной сонате»).
— Голландец Антонио ван Левенгук придумал микроскоп (музейный экспонат — микроскоп, взяли в кабинете биологии).
— Микеланджело Буаноротти, итальянский скульптор, художник и архитектор (музейный экспонат — палитра, кисть).
— Наполеон Буонапарте — французский император. В 1812 году армия Наполеона была разгромлена русскими войсками (музейный экспонат — маленькая пушка, сделанная ученицей, и маленькие — маленькие валенки, так как армия Наполеона бежала из России в валенках).
— Король Франции, Карл Пятый Мудрый (музейный экспонат — царская корона).
-Очень интересный экспонат нашего музея — это рисунки Игоря Олейникова. К книге И.Бродского «Кто открыл Америку?» Игорь Олейников, известный современный художник и мультипликатор, лауреат Болонской книжной выставки. Так, нас совершенно покорил рисунок, на котором Ньютону на голову с яблони падает. Америка! И иллюстрация, где школьники утверждают, что Америка открыта Дарвином, на этом рисунке художник изобразил в машине Шварцнеггера, а на заднем сидении — Дарвина. А с каким усердием Бетховен старается нарисовать на глобусе американский флаг, явно проклиная незадачливых школьников. Глядя на эти рисунки, невольно улыбаешься. [3]
— Итак, мы завершаем нашу экскурсию и надеемся, что вы, ребята, никогда не попадете впросак, как герои стихотворения Иосифа Бродского «Кто открыл Америку?» Надеемся, что знания, которые вы получили сегодня, пригодятся вам в жизни.
- Выводы: Внеклассное мероприятие экскурсия в «Музей одного стихотворения» построено на основе системно-деятельностного подхода. Такая инновационная форма работы обеспечивает развитие познавательной деятельности учащихся, повышает у них интерес к лирическим произведениям как русских, так и зарубежных авторов, дает им возможность для творческой самореализации. Экскурсии в «Музей одного стихотворения, приготовленные восьмиклассниками, были интересны и познавательны для них. Все участники показали высокий уровень подготовки.
1. Иосиф Бродский в журнале «Костер» 1966год (дата обращения: 03.03.2016).
Источник
Статья «Уроки-экскурсии по литературе»
статья по литературе (10 класс)
Данный материал содержит статью «Уроки-экскурсии» и урок по литературе на тему «Литературный Петербург»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_i_urok_dlya_publikatsii.doc | 123 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья «Уроки-экскурсии по литературе»
Давно стихами говорит Нева,
Страницей Гоголя ложится Невский,
Весь Летний сад – Онегина глава,
О Блоке вспоминают Острова,
А по Разъезжей бродит Достоевский.
В Петербурге жили и создавали свои произведения выдающиеся писатели и поэты 18-20 веков: Ломоносов, Державин, Пушкин, Гоголь, Достоевский, блок, Ахматова, Бродский и многие другие. На улицах города невольно вспоминаются строки и оживают персонажи бессмертных произведений. Не случайно давно сложились такие понятия, как «Пушкинский Петербург», «Петербург Достоевского», «Петербург Блока», «Петербург Серебряного века». У памятника Петру 1 на Сенатской площади просто нельзя не вспомнить поэму Пушкина «Медный всадник»; в районе Сенной площади словно оживают герои произведений Некрасова и Достоевского. В снежные вьюжные вечера на берегах Невы, на мостах через неё вдруг, кажется, видишь Александра Блока.
Разве не интересно узнать, где в Петербурге находится «дом Пиковой дамы» или дома, связанные с произведениями Лермонтова, Гоголя; увидеть село Константиново, в котором прошло детство Есенина? Мы побывали в Выборге, Кижах, на родине С.Есенина, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого…
А.Т.Твардовский заметил однажды:
Есть два разряда путешествий:
Один – пускаться с места вдаль,
Другой – сидеть себе на месте,
Листать обратно календарь.
Но этот раз резон особый
Их сочетать позволит мне.
И тот и тот – мне кстати оба,
И путь мой выгоден вдвойне.
Нужно знакомить школьников с образами Петербурга в литературе и искусстве на уроках, во время пеших и заочных экскурсий, во внеурочной деятельности, при подготовке учащихся к написанию сочинений. Я в своей работе применяю экскурсии, позволяющие узнать много интересного о жизни и творчестве писателя, об истории создания его произведений. Но такая работа требует от учителя огромной подготовки. Необходимо изучить литературу, построить маршрут экскурсии, пройти по местам проведения экскурсии. Но как быть, если, например, 8 последних лет жизни великого русского писателя Ф.М.Достоевского были связаны со Старой Руссой? Свою дачу, как и прилегающую к ней часть города, Достоевский описывает в романе «Братья Карамазовы». Сейчас это уникальный литературный музей под открытым небом. Наглядное представление памятных мест старой Руссы помогает понять, как живая российская действительность документально точными деталями входила в художественную ткань произведений писателя. Сначала с этим удивительным уголком России познакомились учителя гимназии, а потом я смогла пригласить туда на экскурсию учащихся 10 класса, потому что уже был готов материал. Ребята пишут после путешествий очень интересные сочинения, выпускники вспоминают наши экскурсии, потому что такая работа оставляет добрый след в их душах и душе учителя.
Приведу выдержки из экскурсии
«Вслед за литературными героями Ф.М.Достоевского»
Цель экскурсии: вызвать интерес к истории города; познакомить с Петербургом Ф.М.Достоевского; расширить сведения о жизни и творчестве писателя.
1)Показать, как создан в романе «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского образ тупика, в котором оказались герои, как изображает писатель жизнь униженных и оскорблённых, подвести к осмыслению главного конфликта романа – конфликта между Раскольниковым и миром, им отрицаемым.
2) Обогащение словарного запаса, развитие связной речи и творческих способностей детей, воспитание уважения, бережного отношения к духовным ценностям города (экскурсия для учащихся 10 классов).
Маршрут экскурсии: Сенная площадь, пер. Гривцова (только показать), Кокушкин мост, Столярный пер., Казначейская ул., канал Грибоедова, Вознесенский мост, канал Грибоедова, ул. Средняя Подъяческая, пр. Римского – Корсакова, Юсуповский сад, ул. Садовая.
1) Сенная площадь (перед павильоном метро);
2) Здание гауптвахты;
3) Кокушкин мост (перед или после моста);
4) Угол Столярного пер. и Казначейской ул. 7;
5) Гражданская ул. 19/15;
6) Канал Грибоедова д.73;
7) Вознесенский мост (около);
8) Канал Грибоедова д.104;
9) Угол Вознесенского пр. и пр. Римского-Корсакова;
10) Юсуповский сад.
Одна из остановок:
1. Остановка «Сенная площадь» (напротив павильона метро) (продолжительность 10 – 12 минут)
Объекты показа: Сенная площадь, павильон метро Сенная пл., Садовая ул., пер. Гривцова, здание гауптвахты.
Подтема «Сенная площадь и храм Успения Пресвятой Богородицы (Спас – на — Сенной)»
1) Мы находимся в уникальном месте – на пересечении одной из старейших торговых площадей и одной из самых длинных улиц Санкт-Петербурга – Садовой. Район Сенной площади тесно связан с именами самого Достоевского и его литературных героев, глазами которых сегодня мы можем видеть ушедший XIX век. Оглянитесь вокруг и вслушайтесь в ритм этой части Петербурга: шумная, многолюдная масса копошащихся людей в окружении зданий и построек разного назначения и разных эпох. С трудом можно представить себе, что когда-то это была лесистая болотистая местность за чертой города.
Площадь появилась в первой трети XVIII века, когда на участке были вырублены редкие деревья и кусты и разрешен торг сеном, соломой и дровами.
-Как вы думаете, почему площадь и улица получили название Сенная? Какое ещё имела название? (вопрос группе)
По возникшему Сенному рынку получила впоследствии название и площадь, и улица, пересекающая ее. Но поскольку трасса этой улицы проходила вдоль загородных садов и огородов, в историю главная торговая и купеческая улица Петербурга вошла как Садовая.
Сегодня ее протяженность составляет почти пять километров, но нам предстоит пройти по небольшому и самому оживленному отрезку вдоль Сенной площади. Садовую улицу многие по праву называли исключительно народной, потому что вместе с площадью она представляла центр торговли не только для горожан, но и для жителей окрестностей столицы.
(Показать фотографии – формат А4)
2) Действие этого романа в основном происходит в районе Петербурга, торговым центром которого была Сенная площадь. В своих кружениях по городу Раскольников часто приходил к Сенной. На том месте, где сегодня находится павильон метро «Сенная площадь», стояла большая старинная церковь «Спас на Сенной». Здесь, на площади перед церковью, Раскольников опускается на колени после убийства старухи-процентщицы. Так начинался тяжкий путь раскаянья Родиона Раскольникова.
-Какие эпизоды из романа, связанные с Сенной площадью вы можете зачитать? (вопрос группе)
«Он вошёл на Сенную. Ему неприятно, очень неприятно было сталкиваться с народом, но он шёл именно туда, где виднелось больше народу. … Но когда дошёл до средины площади, с ним вдруг произошло одно движение, одно ощущение овладело им сразу, захватило его всего – с телом и мыслию…
Он вдруг вспомнил слова Сони: «Поди на перекрёсток, поклонись народу, поцелуй землю, потому что ты и перед ней согрешил, и скажи всему миру вслух: «Я убийца!» Он весь задрожал, вспомнив это. И до того его задавила безвыходная тоска и тревога всего этого времени, но особенно последних часов, что он так и ринулся в возможность этого цельного, нового, полного ощущения. Каким-то припадком оно к нему вдруг подступило: загорелось в душе одною искрой и вдруг, как огонь, охватило всего. Всё разом в нём размягчилось, и хлынули слёзы. Как он стоял, так и упал он на землю…
Он стал на колени среди площади, поклонился до земли и поцеловал эту грязную землю с наслаждением и счастием. Он встал и поклонился в другой раз.
-Ишь нахлестался! – заметил подле него один парень.
Такие уроки очень интересны как для учителя, так и для учеников.
Источник