Планирование организации экскурсий с детьми

Планирование и организация тематических и целевых экскурсий с детьми старшего дошкольного возраста
материал по окружающему миру (подготовительная группа)

Скачать:

Вложение Размер
ekskursiya.docx 20.05 КБ

Предварительный просмотр:

Планирование и организация тематических и целевых экскурсий с детьми старшего дошкольного возраста

Воспитатель: Бочарникова Э.В.

Одной из самых эффективных форм работы с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с ближайшим окружением, характерными признаками предметов и явлений, трудом взрослых является экскурсия .

Для детей экскурсия – это путешествие . Оно создает своеобразный мир ощущений, эмоциональный подъем и хорошее настроение. Дети становятся веселее, раскованнее, общительнее, появляется чувство свободы и желание без всякого принуждения усваивать знания.

По данным статистики 70% информации усваивается визуальным каналом восприятия. Во время экскурсии идет восприятие информации сразу по трем каналам: визуальный ( «смотри) , аудиальный ( «слушай») , кинетический (тактильный) . Основная часть экскурсии – коллективное наблюдение. Наблюдения дополняются рассказом и пояснением воспитателя.

Задачи, которые реализуются во время проведения экскурсий :

— удовлетворение познавательных потребностей детей;

— развитие способности к анализу, синтезу, самоконтролю;

— развитие пространственной ориентации;

— совершенствуются двигательные навыки;

— развиваются навыки коммуникативного общения;

— осваиваются основы безопасности;

— развивается связная речь;

— воспитывается любовь к труженикам и уважение к результатам труда;

— воспитывается уважительное отношение к природе.

При разработке планов экскурсий необходимо учитывать следующие принципы:

— принцип системно-организованного подхода, который предполагает скоординированную работу всех участников воспитательно-образовательного процесса;

— принцип учета региональных условий;

— принцип последовательности и систематичности;

Чтобы экскурсии были эффективными нужно соблюдать следующие условия:

— учитывать возрастные особенности;

— выбирать благоприятное время для проведения экскурсии;

— соблюдать меры безопасности;

— готовить детей к экскурсии;

— в ходе экскурсии активизировать умственную деятельность (поисковые вопросы, сравнения, обследование) .

По содержанию экскурсии условно делят на два вида:

— природоведческие – в парк, лес, на реку ит. д., а также в зоопарк, ботанический сад;

— экскурсии на хозяйственные объекты – в магазин, на фабрику, в музей, на почту и т. д. в целях ознакомления детей с трудом взрослых.

Экскурсию как форму занятия используют в средней, старшей и подготовительной группах. Для каждой экскурсии определяют программное содержание, обязательное для усвоения всеми детьми.

Природоведческие экскурсии проводят в определенной системе. Организовывать их целесообразно на один и тот же объект в разное время года, с тем, чтобы показать детям сезонные изменения, которые происходят в природе. Например, в осенний сезон с детьми старшего возраста следует провести 3 экскурсии в парк с постепенным усложнением задач. Цель таких экскурсий – знакомить детей с осенними изменениями, развивать умение видеть их, понимать причину происходящего в природе.

Хозяйственные экскурсии проводят эпизодически, для ознакомления с отдельными видами труда взрослых.

Организовать экскурсию труднее, чем занятие в группе, поэтому успех ее зависит от тщательной подготовки к ней воспитателя и детей.

Подготовка воспитателя к экскурсии .

Воспитатель, планирую экскурсию, определяет тему и цель экскурсии, программное содержание, намечает место экскурсии, наилучший к нему путь – не утомительный, не отвлекающий детей от намеченной цели. Определяя место экскурсии, надо учитывать физические возможности детей (пешеходные допустимы на маленькое расстояние, сезон, особенности дороги, состояние погоды).

Воспитателю необходимо за день или два провести осмотр места, уточнить маршрут, найти нужные объекты. После этого наметить последовательность наблюдений, содержание и объем знаний, которые должны получить дети о данном объекте; установить, где дети могут самостоятельно вести наблюдение и отдыхать. Чтобы экскурсия была интересной, воспитатель подбирает стихи, загадки, пословицы, готовит активизирующие внимание детей вопросы.

Подготовка детей к экскурсии .

За несколько дней до экскурсии педагог проводит с детьми беседу, для того чтобы вызвать у них интерес к предстоящей экскурсии, оживить представления, которые могут быть полезными в ходе экскурсии, сообщить цель. Ребята должны знать, куда пойдут, зачем, что увидят, что нужно собрать.

При подготовке к экскурсии надо обратить внимание на одежду детей. Она должна быть легкой, с учетом погоды и сезона.

Побеседовать о правилах поведения во время экскурсии.

Природоведческая экскурсия. Такая экскурсия включает вводную беседу, коллективное наблюдение, индивидуальные самостоятельные наблюдения и сбор природного материала, игры ребят с собранным материалом, заключительная часть, где подводится итог. Количество частей и последовательность их проведения изменяется в зависимости от цели экскурсии и сезона.

Приведя детей к месту экскурсии, педагог в краткой беседе напоминает цель занятия, дает детям осмотреться, затем приступают к наблюдению намеченных объектов.

Основная часть экскурсии – коллективное наблюдение. Тут решаются программные задачи занятия. Воспитатель помогает подметить и осознать характерные признаки предметов и явлений. Основное внимание в наблюдении уделяется вопросам, заставляющих детей рассматривать предмет, сравнивать, находить отличие и сходство, устанавливать связь между предметами. По окончании основной части нужно дать детям индивидуально рассмотреть объект.

Хозяйственные экскурсии . Эти экскурсии дают возможность рассмотреть, как человек воздействует на природу, дети знакомятся с трудовыми операциями, узнают что и для какой цели делают люди, как и какие машины, используют, как строят, заботятся о хороших взаимоотношениях, результатах труда, показать значимость труда людей.

Экскурсия на хозяйственные объекты начинается с предварительной беседы. Ее задача — вызвать интерес к людям труда, желание наблюдать за трудом взрослых, участвовать в беседе со взрослыми, работающими на данном объекте и самим выполнить какие — либо дело (например, покормить животных в зоопарке) .

Работа после экскурсии .

Знания, полученные в ходе экскурсии, расширяются и закрепляются на занятиях, в играх, наблюдениях в уголке природы.

Через 2-3 дня после экскурсии проводят занятия (рисование, лепка, аппликация, сюжетно — ролевые игры, заслушивают рассказы детей о том, где были и что видели. В заключение – обобщающая беседа.

Планируя беседу, воспитатель должен поставить вопросы так, чтобы в памяти детей восстановить весь ход экскурсии. Можно организовать выставки детских работ по тематическим экскурсиям.

Экскурсия как одна из форм реализации парциальной образовательной программы «Здравствуй, мир Белогорья!»

Экскурсия – это одна из форм изучения местного края, его истории и современного состояния. Изучаемый в ходе занятий материал дополняется конкретными наблюдениями на экскурсиях, которые помогают выработать правильное представление об окружающей действительности, способствуют расширению кругозора дошкольников. Краеведческие экскурсии закладывают основы патриотического воспитания. Дети получают нравственные уроки поведения в социальном обществе. Прямой контакт с достопримечательностями города формирует в детях личность с собственным мнением, уважение к памятникам истории, археологии, архитектуры, природы. Дети начинают осознавать понятие «уникальности» своего родного края. Ребята, любуясь красотой природы, пополняют лексический запас слов, развивают чувство вкуса, обогащают эмоциональную сферу. У дошкольников расширяется кругозор, развивается воображение, фантазия.

В подготовительной группе стало традицией создавать совместно с детьми игры-ходилки по краеведению (в качестве работы после экскурсии). Такие игры дети используют в самостоятельной деятельности, тем самым информация, полученная в ходе экскурсии, закрепляется.

Работа с родителями.

Родители группы привлекаются не только к организации экскурсий, но и к составлению «Маршрутов выходного дня», в которых отражаются достопримечательности родного края, которые они посетили вместе с детьми в свободное время.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение детей дошкольного возраста к культурно-историческому и духовно-нравственному наследию района.

Данная методическая разработка посвящена знакомству с нетрадиционными техниками изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста в логике ФГОС ДО.Федеральный Государственный Образовате.

Совместная продуктивная деятельность педагога с детьми и закрепление правил ППД на экскурсии.

Воспитание гражданских чувств у ребенка начинается с самого малого – с создания условий для его самоидентификации как части Малой Родины, своего города. Для этого необходимо дать ребенку возможн.

Знакомство с космическим пространством, транспортом.

Данная экскурсия способствует развитию доброго отношения ко всему живому, желание стремиться сохранить природу родного края.

Источник

Планирование и организация тематических и целевых экскурсий с детьми старшего дошкольного возраста

Жук Лариса Николаевна,

МАДОУ ЦРР ДС «Солнышко»

Пояснительная записка

Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу.

Именно в дошкольный период у человека формируются первоначальные представления об окружающем мире. И от того, насколько грамотно построен этот процесс, зависит активная позиция будущего гражданина. Формируя у детей нравственно – патриотические качества, чувства любви к Родине необходимо учитывать эмоционально-положительное отношение малышей к тем местам, где они родились и живут, развивать умение видеть и воспринимать красоту окружающей природы, культуры. При этом существенным условием воспитания адекватного отношения к ближайшему окружению является формирование стремления и желания принести посильную помощь взрослым, родной природе, городу.

Одним из важнейших организованных видов детской деятельности, в ходе которой воспитывается любовь и эстетическое отношение к природе, удовлетворяются познавательные потребности ребенка, а также совершенствуются двигательные навыки и физические качества, т.е. в полной мере решаются оздоровительные задачи, является прогулка – экскурсия, прогулка – поход. В процессе тематических экскурсий, прогулок, походов ребенок получает первые представления о своей стране, изучая особенности «малой Родины», существующие культурные, трудовые и духовно-нравственные традиции народов, проживающих в данной местности. А это и есть начало и основа патриотического воспитания. При этом процесс познания происходит в предметно-наглядной, активной форме, когда ребенок непосредственно видит, слышит, осязает окружающий мир. Чувственный опыт дошкольника обогащается яркими, эмоционально насыщенными, запоминающимися образами, гораздо более впечатляющими, чем те, которые можно увидеть со страниц книг. Реальность восприятия, возможность практического, полезного применения имеющихся знаний усиливает как воспитательную, так и образовательную составляющую педагогического потенциала прогулок. Именно этот фактор позволяет эффективно решать поставленные по оптимизации образовательного процесса. Интегрирование содержания воспитательно-образовательной работы, реализация развивающих задач современной программы для дошкольников в наиболее привлекательных формах и видах детской деятельности, в данном случае на прогулках, позволяет не только сократить общее время организованных форм обучения (занятий), но и обеспечивает повышение познавательной и двигательной активности детей в течение дня. В естественных эмоционально – благоприятных условиях, с учетом регионального компонента, дошкольники более успешно усваивают и закрепляют материал разных разделов программы. При этом органично решаются и воспитательные задачи ранней социализации: развитие коммуникативности в коллективной деятельности, воспитание чуткости и бережливого отношения к окружающей действительности, знакомство с профессиями и формирование уважения к людям – труженикам родного города.

Таким образом, прогулка — экскурсия дает дошкольнику возможность эмоционального и практического контакта с окружающим миром, получить убедительные, яркие, наглядные ответы на возникающие вопросы. В этой деятельности удовлетворяется не только естественная любознательность, но и естественная потребность дошкольника в движении, обеспечивается максимальное пребывание детей на свежем воздухе в любое время дня и года, что имеет немаловажное значение в условиях северного региона, в современных условиях постоянной занятости родителей, не имеющих возможности, а порою и желания совершать со своими детьми длительные, познавательные путешествия, прогулки по городу.

Тематический план экскурсий.

«Путешествие по городу»

познакомить дошкольников с понятием «малой родины», улицами, жилыми домами и общественными зданиями, их назначением;

Источник

Особенности организации и проведения экскурсий в условиях ДОУ

Ирина Карпова
Особенности организации и проведения экскурсий в условиях ДОУ

Форма организации обучения – это совместная деятельность обучающего и обучаемых, которая осуществляется в определенном порядке и установленном режиме.

Традиционно выделяются следующие формы организации обучения: индивидуальная, групповая (индивидуально-коллективная, фронтальная.

Использовать данные формы организации обучения можно как на занятиях, так и в повседневной жизни. В ДОУ – выделено специальное время в процессе проведения режимных моментов, организована индивидуальная работа с детьми.Содержанием обучения в этом случае являются следующие виды деятельности: предметно-игровая, трудовая, спортивная, продуктивная, общение, сюжетно-ролевые и другие игры, которые могут быть источником и средством обучения.

Особым видом занятий являются экскурсии. Образовательные и воспитательные задачи во время проведения экскурсий решаются в единстве. При этом необходимо помнить о краеведческом и сезонном принципах, а также принципах повторности, постепенности, наглядности.

Структура экскурсиитрадиционно является следующей:

Структурный компонент Содержание

Подготовительный этап Педагог определяет объем экскурсии, программное содержание, сроки проведения, педагог осматривает место проведения экскурсии, продумывает содержание, методы и приемы проведения. Решаются организационные вопросы (маршрут, сопровождение и т. п.).

Подготовка детей к предстоящей экскурсии заключается в пополнении знаний (актуализация)

Ход экскурсии Наблюдение организуетсяв определенной последовательности: целостное восприятие объекта, а затем анализ его составляющих для углубленного познания.

Наблюдение является ведущим методом работы с детьми на экскурсии,но при этом большое значение имеют разнообразные вопросы: от организующих внимание, до стимулирующих творческое мышление, воображение.

В процессе экскурсии поддерживается мыслительная активность ребенка (дети задают вопросы, читают стихи, отгадывают загадки, участвуют в играх).

В конце экскурсии подводятся итоги, что узнали нового, интересного.

Послеэкскурсионная работа Полученные знания систематизируются, уточняются, находят свое отражение в других видах деятельности (оформление материалов экскурсии, работа с художественной литературой, продуктивная деятельность, организация игр, обобщающие беседы и т. д.)

Содержание экскурсий может быть связано с природными явлениями, культурными объектами и деятельностью взрослых. Оно определяется программой, по которой работает дошкольное учреждение.

На экскурсии обеспечивается первоначальное яркое целостное восприятие предметов и явлений, пробуждается любознательность и познавательный интерес. Для расширения, углубления, обобщения представлений детей о знакомом объекте проводят повторные экскурсии. При этом программный материал постепенно усложняется за счет расширения круга наблюдаемых явлений и за счет последовательного углубления и обобщения знаний. Например, целый цикл экскурсий может быть организован в виде путешествий по экологической тропинке ДОУ.

Организовывать экскурсии целесообразно на одни и те же объекты в разные времена года, с тем, чтобы показать детям сезонные изменения, которые происходят в природе. Например, весенний сезон с детьми старшего дошкольного возраста следует провести три экскурсии в парк с постепенным усложнением задач, где решением является знакомство с природой, т. е. накопление представлений о разнообразии объектов живой природы и их характерные особенности.

Природоведческая экскурсия включает вводную беседу, коллективное наблюдение, индивидуальные самостоятельные детские наблюдения и сбор природного материала, игры ребят с собранным материалом, заключительную часть, где воспитатель, подводя итог, обращает внимание детей на общую картину природы. Построение экскурсий и последовательность их проведения варьируются в зависимости от цели, от сезона. Приведя детей к месту экскурсии, воспитатель в краткой беседе напоминает цель занятия, дает им осмотреться, затем дети приступают к наблюдению намеченных объектов и явлений природы.

Основная часть экскурсии — коллективное наблюдение. Здесь решаются основные программные задачи занятия. Воспитатель помогает детям подметить и осознать характерные признаки предметов и явлений. Это достигается различными приемами. Воспитатель дополняет наблюдения своим рассказом и пояснением.

Основное внимание в наблюдении уделяется вопросам, вопросам-заданиям, заставляющим детей рассматривать предмет, сравнивать, находить отличие и сходство, устанавливать связь между явлениями природы.

Показывая тот или иной предмет, педагог должен позаботиться о том,

Полезно в процессе наблюдения явлений использовать произведения детской художественной литературы, стихотворения, загадки. Обращение к поэзии должно быть естественным, ненавязчивым. Сочетание различных приемов и удельный вес каждого могут видоизменяться в зависимости от цели и содержания экскурсии. По окончании основной части надо дать детям возможность удовлетворить любознательность в индивидуальных самостоятельных наблюдениях и сборе природоведческого материала. Однако, давая задание собрать материал, следует строго ограничивать его количество, с тем, чтобы сосредоточить внимание ребят только на определенных растениях или животных и, кроме того, решать задачи воспитания бережного отношения к природе.

Когда дети работают самостоятельно, воспитатель не должен оставаться пассивным наблюдателем. Иногда надо показать, как выкапывать растение, срезать ветку и т. д. Однако нельзя всю работу выполнять за детей. Собранный материал сортируют, раскладывают по папкам, корзинкам, часть его используют для игр и упражнений.

В играх дети закрепляют знания о характерных особенностях предметов, выражают словами их качество, запоминают названия растений и их частей.Целесообразны игры: «Узнай по запаху», «Угадай по описанию», «Ветка, ветка, где твоя детка?», «Раз, два, три — к ясеню (липе) беги!» и др.

Экологическая экскурсия.

Данный вид экскурсийнаправлен на освоение детьми разнообразных взаимосвязей в мире природы:

между животными и растениями;

между средой обитания живых существ и особенностями их строения и образа жизни;

между состоянием конкретных живых объектов и условиями их существования;

между различными живыми существами в одной экосистеме.

Сельскохозяйственная экскурсия.

Экскурсиина сельскохозяйственные объекты помогают детям освоить представление о труде людей сельского хозяйства:

осознание детьми значимости трудовой деятельности взрослых (зачем нужна профессия, что является результатом труда);

знакомство с техникой, машинами, механизмами, которые облегчают труд взрослых;

формирование представлений о структуре конкретного трудового процесса (мотив и цель, инструменты, набор трудовых действий, результат труда);

ознакомление с личностными и профессиональными качествами сельскохозяйственных работников;

воспитание нравственного (бережного) отношения к предметам как результатам человеческого труда;

осознание значения правильного выбора профессии как условия жизненного успеха.

Сельскохозяйственные экскурсии разнообразны: в поле (вспашка, сев, сбор урожая, на луг (выпас скота, уборка сена, в сад, на огород, в ягодник, на ферму, в оранжерею, ботанический сад, парники, птичники и т. д. Они дают возможность наглядно показать, как человек воздействует на природу, как выращивает растения и животных. Здесь дети знакомятся с основными трудовыми операциями.

Своеобразие этих экскурсий состоит в том, что дети могут наблюдать и деятельность человека, и природу, на которую он воздействует. Важно также показать, что и для какой цели делают люди, как и какие машины, используют, как относятся к труду, как строят, заботятся о хороших взаимоотношениях, результатах труда.

Экскурсия на сельскохозяйственные объекты начинается с предварительной беседы. Ее задача — вызвать интерес к предстоящим наблюдениям. В задачу самой экскурсии входит рассматривание объектов труда (растений, животных) и наблюдение самого процесса труда взрослых. Воспитатель обращает внимание на способы использования механизмов и машин. Хорошо, когда по ходу экскурсии дети сами выполняют в помощь взрослым какое-либо дело (кормят животных, собирают колоски и т. д.). Дети участвуют в беседе со взрослыми, слушают рассказ о труде.

При подготовке к сельскохозяйственным экскурсиям воспитатель прежде сам знакомится с объектом наблюдения, получает разрешение на проведение экскурсии, договаривается о времени посещения, об участии детей в труде, определяет содержание беседы детей с рабочими.

Экскурсии эстетического характера помогают ребёнку научится воспринимать красоту природы, и развивают культуру его чувств.

Методика организации и проведения экскурсии

Подготовка воспитателя к экскурсии. Воспитатель, планируя, определяет тему и цель экскурсии, уточняет ее программное содержание, выбирает объект, учитывая при этом физические возможности детей (пешеходные экскурсии для маленьких детей допустимы только на близкое расстояние, а также сезон, особенности дороги, состояние погоды. Содержание экскурсий в природу определено программой воспитания и обучения в детском саду. В соответствии с ней дошкольники должны усвоить разносторонние знания о животном мире, растительности, явлениях неживой природы. В программе подчеркивается, что в процессе непосредственного ознакомления детей с природой необходимо развивать у них наблюдательность, умение обнаруживать ближайшие причины наблюдаемых явлений, делать выводы.

Важно выбрать такую дорогу, которая не была бы утомительной, не отвлекала бы детей от намеченной цели. Заранее побывав на месте будущей экскурсии, воспитатель уточняет маршрут, находит нужные объекты. После этого намечает последовательность проведения наблюдений, содержание и объем тех знаний, которые должны получить дети о данных явлениях; определяет, где они могут самостоятельно вести наблюдение и отдыхать. Предварительное ознакомление с местом будущей экскурсии дает возможность не только уточнить ее план, но и продумать приемы ее проведения. Планирование экскурсий осуществляется с учетом сезонных изменений и местных условий. Воспитатель должен обеспечить ознакомление детей с наиболее яркими и интересными объектами растительного и животного мира, сезонными явлениями, характерными для данной местности. Чтобы экскурсия была интересной, воспитатель заранее подбирает стихи, загадки, пословицы, которые затем использует в работе.

Подготовка детей к экскурсии. За несколько дней до экскурсии воспитатель проводит с детьми небольшую беседу, с тем чтобы вызвать у них интерес к предстоящему занятию, оживить впечатления и представления, которые могут быть полезными в ходе экскурсии, сообщает ее цель — дети должны знать, куда и зачем пойдут, что увидят, что нужно будет собрать. При подготовке к экскурсии следует обратить внимание на одежду детей — она должна соответствовать сезону и погоде. Также полезно привлечь детей к подготовке экскурсионного оборудования и снаряжения для размещения собранного материала в уголке природы и на участке детского сада. Это пробуждает интерес к предстоящей экскурсии.

Подготовка экскурсионного снаряжения. Перед экскурсией воспитатель продумывает, какой материал необходимо подготовить для дальнейшей работы и какое оборудование в связи с этим нужно взять с собой.

Для сбора растений необходимо следующее оборудование:

лопатки или совочки для выкапывания растений;

нож складной для срезания веток с дерева или кустарника;

папки для растений;

корзиночки для шишек и листьев;

сачки для вылавливания растений из водоема;

ведерки для переноски растений.

Для сбора животных необходимо следующее оборудование:

сачки воздушные для ловли насекомых (1-2 шт.);

сачки для вылавливания животных из водоема (1-2 шт.);

коробки с отверстиями для переноса животных; посуда для переноски водяных животных.

Также на экскурсию можно взять лупы, термометр, фотоаппарат, видеокамеру, магнитофон.

Ход экскурсии. Приведя детей к месту экскурсии, воспитатель напоминает ее тему, дает детям возможность осмотреться, чтобы после этого приступить к наблюдению за намеченными объектами и явлениями природы.

Основная часть экскурсии — коллективное наблюдение, в процессе которого и решаются основные программные задачи экскурсии. Воспитатель помогает детям подметить характерные признаки предметов и явлений, установить необходимые связи. Основное внимание в процессе наблюдения уделяется вопросам и вопросам-заданиям, заставляющим детей рассматривать предмет, сравнивать, находить отличие и сходство, устанавливать связь между явлениями природы.

В процессе наблюдения за природными явлениями полезно использовать произведения детской литературы, стихотворения, загадки. Обращение к художественному слову поэзии должно быть естественным, ненавязчивым. Сочетание различных приемов и их соотношение может видоизменяться в зависимости от цели и содержания экскурсии.

По окончании основной части воспитатель дает детям возможность удовлетворить любознательность в индивидуальных самостоятельных наблюдениях и сборе природоведческого материала. При этом он сам не остается безучастным,а проявляет к их действиям живой интерес: задает вопросы, «заражает» своими эмоциями (удивлением, восхищением, поддерживает инициативу детей, обменивается с ними впечатлениями. Это дает возможность «приохотить» менее активных детей к совместной деятельности. Однако, давая задание собрать материал, следует строго ограничивать его количество, чтобы сосредоточить внимание ребят только на определенных растениях или животных, и, кроме того, решать задачи воспитания бережного отношения к природе. При этом детям следует показать, как надо выкапывать растение, срезать ветку и т. д., однако нельзя всю работу выполнять за детей. Собранный материал сортируют, раскладывают по папкам, корзинкам, часть его тут же используют для игр и упражнений.

В играх дети закрепляют знания о характерных особенностях предметов, запоминают названия растений и их частей.Целесообразны игры: «Узнай по запаху», «Угадай по описанию», «Ветка, ветка, где твоя детка?», «Раз, два, три — к липе беги!» и др.

В заключительной части экскурсии воспитатель еще раз обращает внимание детей на общую картину природы.

Работа после экскурсии. Работа направлена на углубление, систематизацию и обобщение знаний, приобретенных детьми, на упрочение и дальнейшее развитие их интересов, формирование творческих способностей в процессе освоения и переработки впечатлений, полученных от общения с родной природой. Это происходит в играх, в наблюдениях за принесенными объектами, которые проводятся в уголке природы и на участке.

Сразу же после экскурсии собранный материал необходимо разместить в уголке природы или на участке (растения посадить в горшочки, животных на время поместить в аквариум, террариум или садки) и организовать наблюдение.

Через 2-3 дня после экскурсии проводятся занятия, во время которых используется материал, принесенный с экскурсии. Воспитатель читает детям художественную литературу, слушает и записывает их рассказы, придумывает вместе с ними экологические сказки, проводит дидактические игры, занятия по рисованию, лепке, аппликации, способствующие реализации впечатлений детей от экскурсии.

Последующая за экскурсией работа может быть направлена на приобщение дошкольников к художественной и музыкальной культуре, основой которой стали впечатления авторов произведений, полученные ими от общения с природой.

На занятиях воспитатель может использовать не только художественную литературу и театральные постановки, но и репродукции картин известных художников, например, знакомить с пейзажной живописью. Пейзаж лучше других жанров живописи передает связь с природой, настроения человека, он созвучен с музыкой, поэзией. Весьма полезным для рассматривания с детьми может оказаться и натюрморт.

Мотивируя самостоятельную изобразительную деятельность детей, воспитатель способствует тому, что впечатления, полученные во время экскурсии, усиливаются, а представления становятся более точными и образными.

Музыка также очень часто используется для передачи художественных образов природы.

Воспитатель учит детей слушать музыку, понимать ее язык и передавать в музыкально двигательных импровизациях свое настроение.

Педагогический процесс организованный таким образом совмещает все аспекты личности ребенка и оказывает на него благотворное влияние в целом.

В заключение проводится обобщающая беседа. Планируя беседу после экскурсии воспитатель продумывает беседу так, чтобы восстановить в памяти детей весь ход экскурсии, подчеркнуть наиболее важные для осознания связи и факты, вызвать переживания и соответствующее отношение к природе. Особое внимание следует обратить на создание моделей, отражающих взаимосвязи в природе.

Особенности организации работы с детьми в летний период .

Особенности социально-психологической адаптации детей с нарушениями зрения в условиях ДОУ Тезисы к выступлению на областной научно-практической конференции руководителей и специалистов, реализующих адаптированные образовательные.

Особенности адаптации детей раннего возраста в условиях ДОУ Одним из важнейших условий эмоционального благополучия ребенка в детском саду является его успешная адаптация к детскому образовательному.

Особенности организации дидактических игр у младших дошкольников Особенности организации дидактических игр у младших дошкольников Для успешной организации дидактических игр существуют три основных этапа:.

Особенности организации физкультурных досугов с дошкольниками разных возрастов Физкультурный досуг — одна из форм активного отдыха детей. Содержание досуга — это знакомые детям физические упражнения, но проводимые в.

Особенности организации методической работы в ДОУ Ключевой функцией работы учреждения является планирование, помогающее коллективу добиваться эффективности педагогического процесса. Годовой.

Особенности организации образовательного процесса в ДОУ в соответствии с ФГОС Если говорить о изменениях, которые произошли в дошкольном образовании с появлением Федерального государственного стандарта, то можно отметить.

Особенности организации совместной партнерской деятельности педагога и дошкольников Особенности организации совместной партнерской деятельности педагога и дошкольников Проблема партнерского взаимодействия взрослого с ребенком.

Особенности воспитания детей раннего возраста дома и в условиях детского учреждения Независимо от того, где воспитывается ребёнок (только в семье или, кроме того, посещает детское учреждение, ему должно быть обеспечено.

План проведения экскурсий на 2016–2017 учебный год Экскурсии для подготовительной группы Связь учебно-воспитательного процесса с внеурочной деятельностью — это один из главных принципов всей.

Источник

Читайте также:  Экскурсии по кремлю ростова великого
Оцените статью