- Пятилетки: экономический рост по расписанию
- Индустриализация как причина введения пятилетнего планирования
- Особенности пятилетнего планирования на разных этапах
- Способы и методы выполнения пятилетних планов
- Преимущества и недостатки пятилетнего планирования
- Всё в одном месте. 1-12 пятилетки в СССР. ТАБЛИЦА.
Пятилетки: экономический рост по расписанию
Тип экономики СССР известен как плановое хозяйство. Хотя много сказано о его недостатках в сравнении с рыночной экономикой, существенные достоинства у такого государственного хозяйствования тоже были. В результате многое из опыта советского планирования ныне заимствовано другими государствами (в том числе таким мировым экономическим гигантом, как Китай), а в свое время введение пятилетних планов развития народного хозяйства помогло СССР ликвидировать экономическое отставание от ведущих держав мира в невероятно сжатые сроки.
Индустриализация как причина введения пятилетнего планирования
В 1920-е годы в СССР реализовывалась экономическая стратегия НЭПа. Новая экономическая политика пришла на смену военному коммунизму периода гражданской войны, и допускала существование многих элементов рынка (частного предпринимательства и частной собственности, например). НЭП был призван способствовать восстановлению экономики, разоренной мировой и гражданской войнами. Его реализация позволяла переложить расходы по восстановлению не имеющих стратегического значения отраслей (в первую очередь легкой и пищевой промышленности) с государства на частника.
По данным статистики, в 1926 году объемы производства в СССР по основным показателям сравнялись с довоенным 1913 годом. Однако темпы роста экономики все же были непозволительно малы. Царская Россия и ранее отставала по многим экономическим показателям от наиболее развитых мировых держав, а в результате военного разорения это отставание только усилилось. Его следствием стали социальные проблемы, включая низкий уровень жизни и рост безработицы.
Также медленные темпы роста производства в промышленности были опасны для самого существования СССР. Страна действительно находилась в полностью враждебном окружении. И постоянная угроза силового уничтожения СССР – факт, а не пропагандистская выдумка. С имеющимся же уровнем промышленного развития страна не могла рассчитывать дать результативный отпор потенциальному агрессору.
Недостаточный уровень развития промышленности ставил под угрозу и дальнейший рост экономики в целом – было проблематично добиваться существенного увеличения объемов производства без механизации труда. Совокупность этих факторов и привела руководство СССР к мысли о необходимости проведения индустриализации ускоренными темпами.
Соответственно, требовалось добиться того, чтобы все необходимые для развития производства ресурсы (финансы, сырье, технологии, кадры) направлялись не туда, где они принесут максимальную прибыль какой-то личности или группе лиц, а туда, где они решат проблемы государства в целом. Для руководства экономикой в таком стиле и создавались пятилетние планы. В дальнейшем основные задачи могли меняться, но общие идеи оставались теми же.
Особенности пятилетнего планирования на разных этапах
5-летний интервал был выбран не случайно, и современные экономисты полагают его идеальным для руководства промышленностью. Это был достаточно большой промежуток времени для того, чтобы получить существенные в масштабах страны результаты, и одновременно достаточно маленький, чтобы планы не становились неточными из-за накопления непредвиденных обстоятельств.
Каждая пятилетка дополнительно разбивалась на этапы. Разрабатывались годовые планы, а по предприятиям и отраслям – и квартальные. За их выполнение следовало отчитываться. Соответственно, руководство страны в целом и профильных ведомств могли корректировать общий план по факту.
Были в СССР и незавершенные пятилетки. В первом случае причиной стало начало Великой Отечественной войны, во втором – попытка Н.С. Хрущева перейти к 7-летнему планированию.
Общая картина выглядит следующим образом:
- I пятилетка – 1918-1932 гг.;
- II пятилетка – 1933-1937 гг.;
- III пятилетка – 1938-1942 гг. (не завершена в связи с началом войны);
- IV пятилетка – 1946-1950 гг.;
- V пятилетка – 1951-1955 гг.;
- VI пятилетка – 1956-1960 гг. (не завершена из-за перехода к 7-летнему планированию);
- VIII пятилетка – 1966-1970 гг.;
- IX пятилетка – 1971-1975 гг.;
- X пятилетка – 1976-1980 гг.;
- XI пятилетка – 1981-1985 гг.;
- XII пятилетка – 1986-1990 гг.
В 1959-1965 гг. страна жила по 7-летнему плану. Последний пятилетний план (1991-1995 гг.) не был реализован в связи с распадом СССР и изменением экономической модели.
Способы и методы выполнения пятилетних планов
Сразу же после принятия первого пятилетнего плана появились лозунги, призывающие выполнить его ранее срока. Идеи перевыполнения планов культивировались и в дальнейшем. Результат получался двояким. С одной стороны, показатели экономического роста СССР (особенно в 30-е и 50-60-е годы) были действительно впечатляющими. Они позволили преодолеть отставание от ведущих западных держав, а затем в рекордные сроки ликвидировать последствия войны и вновь обеспечить значительный экономический рост. Но эти позитивные явления сопровождались жестким административным принуждением и перекосами в развитии разных отраслей.
Так, за первую пятилетку рост тяжелой промышленности составил 300%, машиностроения – 2000%. Число созданных за это время новых предприятий превысило 1,5 тыс. Вторая пятилетка дала стране 4,5 тыс. предприятий, рост в промышленности на 200%, в сельском хозяйстве – на 150%. Довоенный уровень производства был достигнут в 1948 году. В 6-й пятилетке национальный доход вырос на 71%, в 8-й – на 44%. Это огромные показатели, свидетельствующие о реальной экономической мощи СССР.
Вместе с тем выполнение и перевыполнение плана было вменено работникам фактически в обязанность. За его срыв руководителю предприятия и высшим техническим кадрам грозили реальные сроки (и такие осужденные составили заметную долю в числе репрессированных в 1930-е годы). Конечно, имели иногда место и реальные халатность, недобросовестность и даже вредительство, но хуже всего было то, что этих реальных преступников наказывали так же, как и просто допустивших неумышленные служебные просчеты, а то и вовсе пострадавших от не зависящих от них причин. В результате даже честные руководители шли на приписки, выпуск некачественной продукции, подтасовку фактов.
Применялись административные методы и к работникам, в основном в 1930-е и послевоенные годы. Бывали периоды, когда работники лишались выходных, отпусков и права выбора места работы. Прогул и многократное опоздание на работу криминализировались. Однако уже в 1950-е годы от этих методов стали отказываться.
Способствовал выполнению пятилеток и труд заключенных. Стоит признать, что использование осужденных на различных работах вместо содержания их в безделье за государственный счет – более чем разумное решение. Проблемой было то, что работали заключенные часто в совершенно нечеловеческих условиях.
Использовались не только административные методы. В 1930-е годы большое распространение получило стахановское движение, участники которого стремились увеличить свою производительность труда. Поощрялись эффективные эксперименты в деле организации труда, внесение рационализаторских предложений. Передовики производства становились известными людьми, их достижения популяризовались через СМИ. Широко использовались моральные поощрения (грамоты, благодарности) За особые достижения были введены государственные награды.
Использовался и материальный стимул. В 1930-е и послевоенные годы это чаще было льготное обеспечение какими-то дорогими или дефицитными товарами (передовик мог получить бесплатно костюм, пальто или часы). Передовики производства имели преимущественное право на отправку в санаторий или на курорт по профсоюзной путевке. В 1960-е годы основным методом поощрения стала выплата денежных премий по итогам отчетного периода.
Преимущества и недостатки пятилетнего планирования
Все эти частные достоинства и недостатки обеспечили положительное и отрицательное влияние системы пятилетнего планирования на экономику страны в целом. На разных этапах преобладали разные факторы. Поэтому в 1930-1960-е годы пятилетки давали больше преимуществ, чем создавали проблем; в 1980-е годы недостатки возобладали.
Основными преимуществами введения 5-летних планов развития народного хозяйства в СССР стали
- обеспечение ускоренной индустриализации, преодоление промышленного отставания от развитых стран;
- достижение экономической независимости СССР;
- укрепление обороноспособности, что позволило отразить гитлеровское нашествие;
- полная ликвидация безработицы;
- значительный рост уровня благосостояния населения (невзирая даже на войну, быстрая ликвидация последствий которой тоже относится к числу преимуществ пятилеток);
- быстрый рост уровня общей образованности советских граждан, стимуляция развития науки и инженерной сферы;
- недопущение циклических и случайных экономических кризисов, свойственных рыночной экономике.
Однако система пятилеток имела и ряд существенных недостатков. По этой причине СССР в 1980-е годы вошел в критический период, а затем и вовсе прекратил существование. К числу основных недостатков пятилетнего планирования принадлежат
- чрезмерная зависимость экономики от компетенции высшего руководства, составляющего планы;
- неспособность экономики быстро реагировать на изменение обстоятельств;
- абсолютизация показателей выполнения плана, приведшая к перепроизводству в целом ненужных товаров, искажению показателей и подтасовкам данных;
- применение жестких методов достижения плановых показателей;
- перекосы в планировании, чрезмерное внимание к одним отраслям в ущерб другим;
- переоценка количественных показателей результатов производства в ущерб показателям качества.
Следует отметить, что экономический кризис 1980-х годов в СССР и его последующий распад произошли не только из-за недостатков пятилетнего планирования. Эти события стали следствием множества факторов.
Сегодня во многих странах используют положительные аспекты опыта советских пятилеток, стараясь избегать отрицательных сторон. Это самый разумный вывод из этого экономического эксперимента.
Источник
Всё в одном месте. 1-12 пятилетки в СССР. ТАБЛИЦА.
Всё в одном месте.
1-12 пятилетки в СССР. ТАБЛИЦА.
Пятилетка или Пятилетний план — метод планирования развития стран, включающий разработку целевых показателей социально-экономического развития на срок 5 лет.
Цели и задачи пятилеток расписаны в годовых народно-хозяйственных планах с учетом экономического положения в стране, изменений потребностей общества, финансовых и материальных ресурсах.
Всего в СССР было 12 пятилеток ( одна из них – семилетка).