- КАРПИНИ (Carpini, da Plan del Carpine) Джованни да Плано (ок. 1182—1.4.1252)
- Путешествие Плано Карпини в страну монголов
- Читайте также
- Путешествие монаха Плано дель Карпини в страну монголов
- Джованни дель Плано Карпини История монгалов (фрагменты)
- 11. Какую Монголию посетил известный путешественник Плано Карпини
- Путешествие Тора в Страну Великанов[165]
- Глава I. Книга Иоанна Плано Карпини, католического архиепископа в Черногории: «История монголов, именуемых нами татарами» (т. е. впервые отождествляемых с ними авторами), как первая попытка подменять потерявших популярность на Востоке Европы рыцарские ордена IV крестового похода монгольскими ордами
- 38. Какую Монголию посетил известный путешественник Плано Карпини?
- Глава 2 Какую «Монголию» посетил известный средневековый путешественник Плано Карпини?
- Смерть Ярослава Свидетельство Иоанна де Плано Карпини, архиепископа Антиварийского
- Джованни Плано Карпини, или откуда есть пошла Монгольская империя
- 4.6. Крещение Ярослава и другие загадки посольства Плано Карпини
- Путешествие в страну Агасимба
- Путешествие в страну Винланд
- Путешествие в страну людоедов
- Путешествие в страну Офир
- Вояж Плано Карпини – зачем католический монах ездил в Орду?
- Первопроходец Карпини
КАРПИНИ (Carpini, da Plan del Carpine) Джованни да Плано (ок. 1182—1.4.1252)
Итальянский монах, европейский путешественник средневековья.
Родился в Пьяно ди Карпине (г. Перуджа), в Италии. Приближенный папы Иннокентия IV, Карпини был спутником Ф.Ассизского — основателя ордена францисканцев. Проповедовал в Германии и Польше, основал монастыри в Богемии (Чехия), Венгрии и Дании. По свидетельству современника, «это был человек достойный, остроумный, образованный, красноречивый и очень способный к разнообразным делам».
В 1245 г. Иннокентий IV отправил миссию во главе с Карпини в Каракорум— столицу монгольского государства в верхнем течении р. Орхон в Центральной Азии, где находилась ставка великого хана. (В 16 в. Каракорум прекратил свое существование; руины находятся в 400 км к западу от Улан-Батора, столицы Монголии.) Посланцам надлежало привезти достоверные сведения о татаро-монголах, которых европейцы после нашествия Батыя называли «выходцами из преисподней» (тартара), о других азиатских народах, а также добыть информацию о намерениях грозных завоевателей.
16 апреля 1245 г. Карпини покинул Лион и двинулся через Альпы, Богемию и Польшу, разоренный татарами Киев, половецкие степи на Дон, затем на Волгу, к хану Золотой Орды Батыю, который стоял тогда в приволжских степях. В дороге его попутчиками стали два монаха-францисканца, один из них — Бенедикт Поляк — сопровождал Карпини до конца путешествия.
Через два месяца непрерывной верховой езды путешественники прибыли в ставку Батыя. Пройдя унизительные процедуры, в том числе «очищение огнем», во время которого послы ползли на животе между двух костров ко входу в ханский шатер, Карпини получил аудиенцию у хана. Ознакомившись с грамотой папы, Батый разрешил Карпини и Поляку продолжать путь в Монголию, а остальным велел возвращаться обратно. Послов до Каракорума сопровождали двое татарских всадников.
Карпини, которому было уже за 60 лет, скакал верхом вместе с тремя спутниками через прикаспийские степи, по побережью Аральского моря, территории Средней Азии. Повсюду он видел следы монголо-татарского нашествия: головы и кости мертвых людей, лежащие на земле, попадавшиеся на всем пути «бесчисленные истребленные города, разрушенные крепости и много опустошенных селений».
Через Ферганскую долину всадники прошли к южным отрогам Алтая, миновали озеро Алаколь, пересекли земли «чрезвычайно гористые и холодные» и оказались в «стране монгалов», по которой ехали еще три недели. 22 июля 1246 г. Кар-пини и его спутник достигли резиденции великого хана, расположенной на р. Ор-хон, в «полудне пути» от Каракорума. Все путешествие от Волги до монгольской столицы заняло три с половиной месяца.
Монголы готовились в это время избрать на «курултае» (съезде) нового великого хана. Им должен был стать Гуюк, старший сын умершего хана Угедея и внук Чингисхана. На торжества прибыли свыше 4 тыс. послов от всех покоренных племен и народов. Здесь оказался и русский князь Ярослав Всеволодович из Суздаля, отец Александра Невского. Все они присягнули на верность новому властелину и уплатили дань.
Карпини, обласканный новоизбранным великим ханом, провел в его ставке около четырех месяцев. Несмотря на трудности бытия, он собрал сведения о разных странах и народах, почти неизвестных европейцам. В ноябре 1246 г. Карпини, получив от хана грамоту с ответом папе, отправился в обратный путь. Преодолев огромные пространства, часто ночуя на снегу, папские послы в начале мая 1247 г. прибыли в ставку Батыя. Летом того же года Карпини вернулся в Лион, ко двору папы. Там он представил отчет о результатах первого европейского посольства к монголам. Документ, сохранившийся в нескольких списках, дополненный записью устного рассказа Поляка, является первым достоверным источником о та-таро-монголах, их нравах, образе жизни, религии и государственном устройстве. В нем также приведены географические и этнографические сведения о народах и территориях, через которые пролегал маршрут посольства. Он отмечал встречавшиеся на пути реки—Непер (Днепр), Дон, Волгу, Яик (Урал) и другие.
Карпини умер в сане архиепископа через пять лет после своего возвращения в Европу.
Источник
Путешествие Плано Карпини в страну монголов
Путешествие Плано Карпини в страну монголов
Первые обстоятельные сведения о странах и народах Центральной Азии начали поступать в Европу лишь в эпоху монгольских завоеваний. Эти сведения приносили купцы, миссионеры и послы, по поручению папы римского отправлявшиеся в ставку монгольских ханов или к императорскому двору в Пекине. В апреле 1245 г. в далекий Каракорум – ханскую ставку на реке Орхон, у северных границ Китая, – отправилось посольство папы римский Иннокентия IV, которое возглавил 64-летний францисканец Джованни дель Плано Карпини. Он должен был установить дипломатические отношения с монгольскими ханами, орды которых в 1241 г. вторглись в Европу и продвинулись до Легницы (Польша). 16 апреля 1245 г. Карпини покинул Лион и направился через Богемию (Чехия) и Силезию в Киев, оттуда по покрытому еще льдом Днепру – к Черному морю и затем вдоль его северного побережья к Дону и дальше к Волге. 4 апреля 1246 г. прибыли в Сарай. Здесь находилась резиденция хана Батыя – второго лица после великого хана, находящегося в Каракоруме. «Прежде чем нас повели к хану, – рассказывает Карпини, – нас предупредили, что мы должны будем пройти между двух огней, так как сила огня очистит нас от дурных намерений и от яда, если мы имеем какой-нибудь злой умысел против хана, на что мы и согласились, дабы снять с себя всякое подозрение». На другой день Батый призвал к себе послов и дал им провожатых в стан великого хана. За три с половиной месяца послы проехали громадное расстояние – от Сарая до летней резиденции Великого хана Сыр-Орды (к западу от нынешнего Улан-Батора). Путь посольства пролегал по древнему торговому пути, мимо Аральского моря к нижнему течению Сырдарьи и Или и оттуда через Джунгарские ворота в Монголию. 22 июля 1246 г. Карпини прибыл в Сыр-Орду. Ему довелось стать свидетелем избрания нового великого хана: преемником Угедея, умершего весной того же года, стал Гуюк. Несколько дней спустя хан принял послов и вручил им ответное письмо хана к папе римскому, которое кончалось словами: «Мы поклоняемся своему богу и с его помощью разрушим весь мир от Востока до Запада». Таким образом, миссия Карпини н е удалась. Обратное заняло более 2 лет. 9 июня 1247 г. посольство снова было в Киеве, а в ноябре того же года – в Лионе. Плано Карпини привез с собой подробный отчет обо всем, что видел (в русском переводе – «История монголов»), подробно рассказав о нравах монголов, их жизни, религии и государственном устройстве. Путешествие Карпини открыло список великих путешествий европейцев в Азию, а его отчет о путешествии впервые познакомил Европу с миром Востока тех лет.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Путешествие монаха Плано дель Карпини в страну монголов
Путешествие монаха Плано дель Карпини в страну монголов Следом за арабами стали пробираться в азиатские земли и европейские путешественники. Особенно интересны первые путешествия, которые совсем не по доброй воле совершили монахи, а вернее, шпионы в рясах, посланные на
Джованни дель Плано Карпини История монгалов (фрагменты)
Джованни дель Плано Карпини История монгалов (фрагменты) Когда направлялись мы по поручению апостольского престола к татарам[390] и к иным народам Востока и знали волю [на то] господина папы и досточтимых кардиналов, мы прежде избрали путешествие к татарам. Именно мы
11. Какую Монголию посетил известный путешественник Плано Карпини
11. Какую Монголию посетил известный путешественник Плано Карпини 11.1. Существующая сегодня «правильная» книга Карпини и загадочно исчезнувшая «неправильная» книга Карпини Сейчас мы прокомментируем известную средневековую книгу Плано Карпини, рассказывающую о его
Путешествие Тора в Страну Великанов[165]
Путешествие Тора в Страну Великанов[165] Выехал Тор на своей колеснице, запряженной козлами, и поехал с ним Локи. Под вечер завернули они к дому одного человека и остались там ночевать. Вечером взял Тор своих козлов, что были запряжены в колесницу, и обоих зарезал. Потом,
Глава I. Книга Иоанна Плано Карпини, католического архиепископа в Черногории: «История монголов, именуемых нами татарами» (т. е. впервые отождествляемых с ними авторами), как первая попытка подменять потерявших популярность на Востоке Европы рыцарские ордена IV крестового похода монгольскими ордами
Глава I. Книга Иоанна Плано Карпини, католического архиепископа в Черногории: «История монголов, именуемых нами татарами» (т. е. впервые отождествляемых с ними авторами), как первая попытка подменять потерявших популярность на Востоке Европы рыцарские ордена IV крестового
38. Какую Монголию посетил известный путешественник Плано Карпини?
38. Какую Монголию посетил известный путешественник Плано Карпини? Существующая сегодня «правильная» книга Карпини и загадочно исчезнувшая «неправильная» книга Карпини.В этом разделе мы прокомментируем книгу известного средневекового путешественника Плано Карпини,
Глава 2 Какую «Монголию» посетил известный средневековый путешественник Плано Карпини?
Глава 2 Какую «Монголию» посетил известный средневековый путешественник Плано Карпини? 1. Имеющаяся сегодня «правильная» книга Карпини и загадочно исчезнувшая «неправильная» книга Карпини В этом разделе мы разберем известную средневековую книгу Плано Карпини,
Смерть Ярослава Свидетельство Иоанна де Плано Карпини, архиепископа Антиварийского
Смерть Ярослава Свидетельство Иоанна де Плано Карпини, архиепископа Антиварийского «Когда мы приехали к Куйюку, то он велел дать нам шатёр и продовольствие, какое обычно дают татары. К нему самому, однако, нас не позвали, так как он ещё не был избран и не допускал к себе по
Джованни Плано Карпини, или откуда есть пошла Монгольская империя
Джованни Плано Карпини, или откуда есть пошла Монгольская империя Вот, однако, какая штука получается. Мы тут расписываем, что никакие монголы землю Русскую не топтали. Приводим в доказательство отсутствие упоминаний о них в отечественных источниках. Рекламируем
4.6. Крещение Ярослава и другие загадки посольства Плано Карпини
4.6. Крещение Ярослава и другие загадки посольства Плано Карпини Среди некоторых историков бытует мнение, что русскими воинами снабжал татар князь Ярослав Всеволодович – отец Александра Невского. Будто бы взамен он получил от Батыя ярлык на великое княжение. Этим нередко
Путешествие в страну Агасимба
Путешествие в страну Агасимба Вскоре после 100 г. н. э. римлянин Юлий Матерн, которого историки отождествляют с наместником Нумидии, известным по другим источникам, предпринял смелую экспедицию в Юго-Западную Сахару. В результате похода, продолжавшегося четыре с
Путешествие в страну Винланд
Путешествие в страну Винланд В 1960-х гг., после того как норвежский археолог Хельге Ингстад обнаружил на северной оконечности Ньюфаундленда остатки норманнского поселения Х – XI вв., окончательное признание получил тот факт, что викинги еще за 500 л ет до Колумба
Путешествие в страну людоедов
Путешествие в страну людоедов Итальянец Карло Пьяджа не был ученым. Охотник и искатель приключений, он появился в Южном Судане во второй половине 1850-х гг. В 1856 г. Пьяджа совершил плавание по Белому Нилу от Хартума до Гондокоро, а в следующем году возглавил отряд
Путешествие в страну Офир
Путешествие в страну Офир 19 ноября 1567 г. из перуанского порта Кальяо на двух кораблях вышла на запад экспедиция Альваро Менданьи. Целью ее было открытие новых земель в Южных морях. Подобно Магеллану, Менданья пересек Тихий океан, не встретив ни одного клочка земли.
Источник
Вояж Плано Карпини – зачем католический монах ездил в Орду?
22 июля 1246 года, францисканец Плано Карпини, первым из западных европейцев, доберётся до монгольской столицы Каракорума – и попадёт на коронацию вновь избранного верховного хана Гуюка. (Как мы помним, именно смерть Угэдея и последовавшая предвыборная кампания вынудят Батыя развернуть свои победоносные тумены из Европы).
…Что касается самого фра Джованни, то братья вспоминали этого чрезвычайно тучного и непоколебимого в спорах со светскими владыками монаха очень тепло – примечателен и сам факт, что в свои шестьдесят пять он не только преодолеет тысячи неспокойных километров до Монголии и предстанет пред лицом хана – но и благополучно вернётся восвояси.
…Миссия Карпини была отчасти дипломатической – но здесь Рим ждало полное разочарование, поскольку иных планов, кроме как, следуя завету Чингисхана, завоевать мир, у монголов быть не могло. А вот со своей основной функцией (то есть, шпионской) фра Джованни справится наилучшим образом, оставив нам бесценные сочинения «История монгалов, именуемых нами татарами» и «Книга о татарах» .
Позвольте предложить Вашему вниманию пару коротких фрагментов. (Точнее – не то чтобы очень коротких… Ну, ладно…)
«Татары более повинуются своим владыкам, чем какие бы то ни было люди, живущие в сем мире или духовные, или светские, более всех уважают их и нелегко лгут перед ними. Словопрения между ними бывают редко, драки же никогда; войн, ссор, ран, человекоубийства между ними не бывает. Там не обретается разбойников и воров важных предметов; отсюда их ставки и повозки, где они хранят свое сокровище, не замыкаются засовами или замками. Взаимной зависти, кажется, у них нет; никто не презирает другого, но помогает и поддерживает, насколько может, по средствам. …Женщины их целомудренны, и о бесстыдстве их ничего не слышно; однако некоторые в шутку произносят достаточно позорных и бесстыдных слов».
«По сравнению с другими людьми они очень вспыльчивы и раздражительного нрава. И также они гораздо более лживы, чем другие люди, и в них не обретается никакой почти правды; вначале, правда, они льстивы, а под конец жалят, как скорпион. Они коварны и обманщики и, если могут, обходят всех хитростью. Всё зло, какое они хотят сделать другим людям, они удивительным образом скрывают. Пьянство у них считается почётным, и, когда кто много выпьет, там же извергает обратно, но из-за этого не оставляет выпить вторично. Они очень алчны и скупы, огромные мастера выпросить что-нибудь, а вместе с тем весьма крепко удерживают всё свое и очень скупые дарители. Убийство других людей считается у них ни за что. И, говоря кратко, все дурные нравы их по своей пространности не могут быть изображены в описании».
Источник
Первопроходец Карпини
22 июля 1246 года европейцы открыли для себя новую точку на карте: итальянский монах Джованни Плано Карпини добрался до Каракорума, главного города Монгольской империи. В ходе своего экзотического путешествия францисканец пообщался с великим ханом Гуюком, а до этого – во время пребывания в Сарае – еще и с Батыем.
Карпини, если верить словам Йордана из Джано, его приятеля и также монаха, был персонажем практически карикатурным. Францисканца-путешественника друг описывал как человека добродушного, располагавшего к себе, однако настолько крупного и тяжеловесного, что он даже вынужден был ездить не на коне, а на приземистом ослике. При этом Карпини был человеком храбрым и внимательным к другим: о монахах он беспокоился примерно так же, как «мать о сыновьях и курица о цыплятах».
Именно такому человеку суждено было стать первым европейцем, добравшимся до Монгольской империи. Карпини к тому моменту, к слову, было далеко за 60: по меркам того времени его уже можно было назвать седовласым старцем. Однако возраст не помешал францисканцу, преодолев долгий путь и посетив множество самых разных городов, среди которых был и Киев, достигнуть сначала Сарая — там монах был представлен лично Батыю, — а затем и окрестностей Каракорума, где Карпини принял хан Гуюк. Последний, к слову, стал великим ханом совсем незадолго до приезда францисканца в Монгольскую империю.
Джованни Плано Карпини. Источник: history. wikireading.ru
По мотивам своего путешествия Карпини написал «Историю Монгалов, именуемых нами Татарами», а также «Книгу о Татарах». Многие тезисы, изложенные в этих трактатах, современному читателю кажутся удивительными. Например, глава, открывающая первое из указанных произведений, называлась «О положении земли Татар, ее качестве и распределении в ней воздуха». И Карпини в самом деле рассуждал о том, как удивительно «распределен воздух» в этих землях. «Именно среди лета, когда в других странах обычно бывает в изобилии наивысшая теплота, там бывают сильные громы и молнии, которые убивают очень многих людей. В то же время там падают также в изобилии снега. Бывают там также столь сильные бури с весьма холодными ветрами, что иногда люди едва с затруднением могут ездить верхом», — писал он.
Карпини подробно описал климат дальней страны, в которой ему довелось побывать, рассказал об особенностях почвы. Однако занимала монаха не только природа. Он уделил внимание также и людям, населявших империю: из книги можно узнать, как они были одеты, как выглядели монгольские дома, в чем заключались особенности супружеской жизни в этих краях. Последний пункт Карпини осветил максимально точно: «Жен же каждый имеет столько, сколько может содержать: иной сто, иной пятьдесят, иной десять, иной больше, иной меньше, и они могут сочетаться браком со всеми вообще родственницами, за исключением матери, дочери и сестры от той же матери».
Карта, на которой отмечен маршрут Карпини. Источник: studopedia. su
Уделил внимание Карпини и верованиям монголов. Он рассказал, что монголы считают грехами, как искупают их, а также отметил, что хоть они и поклоняются единому богу, в их жизни также присутствуют разнообразные идолы: «Они веруют в единого Бога, которого признают творцом всего видимого и невидимого, а также и признают его творцом как блаженства в этом мире, так и мучений, однако они не чтут его молитвами или похвалами, или каким-либо обрядом. Тем не менее у них есть какие-то идолы из войлока, сделанные по образу человеческому, и они ставят их с обеих сторон двери ставки и вкладывают в них нечто из войлока, сделанное наподобие сосцов, и признают их за охранителей стад, дарующих им обилие молока и приплода скота. Других же идолов они делают из шелковых тканей и очень чтут их».
Благодаря Карпини картина мира европейцев дополнилась огромным количеством новых знаний о регионе, в котором никто доселе не бывал. Жизнь Карпини же после возращения из путешествия не перестала быть менее насыщенной: францисканца ждало повышение — в 1248 году он стал архиепископом Бара Иваном II. Скончался он 1 апреля 1252 года.
Источник