Планы экскурсий по географии

Цикл экскурсий по географии
материал по географии (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Экскурсии на уроках географии

Скачать:

Вложение Размер
ekskursii.doc 17 КБ

Предварительный просмотр:

Цикл экскурсий по географии

Изучение природы своей местности, знакомство с отдельными ПТК, влиянием человека на окружающую среду и последствия этого влияния

Ориентирование на местности, измерение расстояний на местности. Определение азимутов на местности

Изучение типов и свойств почв своей местности

Изучение типов и свойств почв своей местности

Экскурсия на местное предприятие

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл «Экскурсия по виртуальному музею» состоит из нескольких частей, которые представляют краткий обзор по музеям мира. Часть 3: Необычные музеи мира.

Учебные экскурсии играют важную роль в учебно-воспитатаельном процессе. В данном материале представлено обобщение опыта по проведению учебных экскурсии в ходе рпеподавания географии и во внеурочное вр.

Внеклассная работа по географии является одной из составляющих в школьном образовании.

Цикл экскурсий и целевых прогулок натему: «Знакомство с родным городом» Включает в себя по две экскурсии в месяц и знакомит детей с достопримечательными местами города Саров, с социально-значимыми зда.

Методическая разработка урока-экскурсии по географии « Юный эколог» для 5-7 классов на базе лесопарка «Сосновка».

Ознакомление широкого круга учащихся, их родителей и жителей города с малоизвестными страницами славного исторического прошлого Купавны; Патриотическое и гражданское воспитание подрастающего поколения.

Учебные экскурсии по географии являются важным и эффективным средством повышения качества учебно-воспитательного процесса, её проведение так же обязательно для учителя, как и проведение урока. .

Источник

Географические экскурсии

Экскурсии — одно из важнейших форм организации обучения географии. Это форма организации занятий в природе, а так же на предприятиях как производственной, так и непроизводственной сфере. Значение экскурсии в географии очень велико.

Знания по физической, экономической и социальной географии своей местности, получая во время экскурсии и наблюдений в природе, привлекаются для объяснений многих процессов и явлений в географической оболочки. Во время экскурсий происходит закрепление и конкретизация учебного материала уже изученного и накопление данных о явлениях для опоры при изучении теоретического материала, а так же целенаправленное изучение действительности своей местности. Работая в природе, учащиеся овладевают практическими умениями вести наблюдения, анализировать умения, наблюдаемые ими географические объекты и хозяйственную деятельность людей. В педагогике выделяют школьные экскурсии учебные и совершаемые в порядке внеклассной работы.

Географические экскурсии развивают наблюдательность, любознательность, пробуждает интерес к окружающей среде, к хозяйственной жизни страны, а следовательно к географии.

Во время экскурсии учащиеся самостоятельно выполняют практические работы.

Учебные экскурсии различаются по целям: изучение нового материала, обобщение и систематизация, повторение.

Готовясь к экскурсии, учитель, прежде всего, знакомится с экскурсионным объектом и специальной литературой, составляет план проведения экскурсии. В нем определяет:

  • полученные на уроках ЗУН закрепляются;
  • какие вырабатываются вновь;
  • какие ставятся воспитательные задачи.

Обязательно проводится инструктаж по технике безопасности.

Организация каждой экскурсии включает в себя три этапа:

  1. Подготовку к ней учителя.
  2. Проведение экскурсии.
  3. Оформление полученного материала.

Целесообразней проводить экскурсии, осуществляя межпредметные связи.

При подготовке к проведению экскурсии учитель должен:

  1. Выбрать район для будущей экскурсии на природу или на промышленное предприятие.
  2. Разработать содержание и маршрут экскурсии.
  3. Подготовить к экскурсии учащихся.

Подготовка учащихся к экскурсии проводится на уроке.

Порядок работы на каждой экскурсии обычно такой:

  • вводная беседа учителя;
  • выполнение учащимися заданий по маршруту;
  • заключительная беседа.

Оформление состоит в написании отчета каждого учащегося о проделанной работе. Каждая группа учащихся выполняет задание, например: оформить стенд, на который поместить карту-схему района экскурсии и выполнить рисунки в зависимости от темы экскурсии. Экскурсию нужно строить так, чтобы каждая группа и каждый из членов группы провели самостоятельную работы по изучению отдельных составных частей экскурсионного объекта.

Применяют 2 варианта организации работы учащихся в проведении экскурсии:

  1. Все группы сначала расходятся на выделенные для них участки, где при соответствующем инструктаже учителя проводят конкретную работу.
  2. Все группы сначала идут по маршруту. На каждой остановке учитель проводит беседу; все группы пользуясь консультацией учителя, выполняют свою работу.

Изучение промышленного предприятия ведется по следующему плану:

  1. Название предприятия и отрасль промышленности, к которой оно относится.
  2. История предприятия (время и причины возникновения на данном месте).
  3. Оценка физико- и экономико-географического положения предприятия на территории района и города.
  4. Транспортные связи; положение относительно сырьевой и топливо-энергетической баз.
  5. Специализация предприятия (основные виды выпускаемой продукции и их значение в хозяйстве края и крупного экономического района).
  6. Сырьевая и топливно-энергетическая база предприятия.
  7. Рабочие кадры предприятия; основные и инженерно-технические профессии.
  8. Технологический процесс и особенности производства.
  9. Структура предприятия и основные производственные специальности.
  10. Производственно-территориальные связи по сырью, топливу и готовой продукции.
  11. Проблемы и перспективы развития предприятия.
  12. Решение экологических проблем на предприятии.

Экскурсия на самом предприятии начинается беседой, которую проводит экскурсовод. Учитель дополняет экскурсовода. В школе после экскурсии учитель проводит заключительную беседу и дальнейший порядок работы над собранным материалом.

В экономической географии России в течении года проводится две экскурсии: производственная и сельскохозяйственная.

Экскурсии по внеклассной работе планируются на кружке или же факультативе. На такой экскурсии выставление оценки не предусматривается. Она направлена на повышение интереса к географическим наукам.

Источник

Методическая разработка учебной экскурсии по географии по теме «Компоненты природы» (6 класс)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

«ЛОЗОВСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ ШКОЛА — ИНТЕРНАТ»

Разработка учебной экскурсии по теме

с. Ферсманово, 2018 г.

Школьные учебные экскурсии по географии представляют собой высшую форму применения принципа наглядности в учебном процессе. Это одна из немногих форм сообщения знаний, где учащиеся непосредственно соприкасаются с изучением природных и социально-экономических объектов, явлениями и процессами различного генезиса. Приобретённые на географической экскурсии знания имеют двоякое значение: с одной стороны, это знание специфических особенностей данных объектов, а с другой – они служат примером для познания определённого класса объектов и явлений, являются источником образования и формирования общих географических пояснений.

Учебная школьная экскурсия по географии в курсе «Общая география» проводится по теме «Компоненты природы». Эта учебная экскурсия предназначена для учащихся 6-х классов и делится на 2 части (гидрологическую и геоморфологическую), в зависимости от времени её проведения. Общая продолжительность экскурсии – 5 часов.

Целью учебной экскурсии является накопление и закрепление учебного материала по теме «Компоненты природы» на примере долины реки Салгир, воспитание у обучающихся чувства товарищества, готовности прийти на помощь друг другу, бережного отношения к природе.

  1. уточнить и закрепить на местном материале понятия и представления о формах рельефа и речной долине.
  2. определить ширину, глубину и скорость течения реки экспериментальным путём;
  3. познакомить учащихся с приёмами определения крутизны склонов с помощью нивелира, эклиметра и «на глаз»;
  4. изучить использование местных водоёмов и рельефа в хозяйственной деятельности человека и их сохранность.

Объекты изучения – река Салгир, речная долина, холм.

Остановки на маршруте : точка №1 – река Салгир, расположенная в 250 метрах от дороги; точка №2 – холм, расположенный в 450 метрах от реки Салгир (на правом берегу).

Оборудование: рейки, рулетка (мерная лента), школьный нивелир, эклиметр, 10 колышков, серпантин, поплавки, размеченный шест, шнур.

Индивидуальное оборудование: блокнот для записей, карандаш, линейка, резинка.

На этапе подготовки экскурсии необходимо вспомнить на уроке географии как определяются стороны горизонта по Солнцу и компасу. Кроме этого, учитель сообщает основные сведения о районе экскурсии (долина р. Салгир в районе села Пионерское). Также, на уроке обучающиеся делятся на бригады (или группы).

Экскурсия рассчитана на 5 часов и начинается с поездки на транспорте из с. Ферсманово до с. Пионерское (остановка «Пионерское — 3»). Выйдя из транспортного средства, обучающиеся во главе с учителем двигаются вдоль дороги в сторону г. Симферополя (примерно 50 метров). Затем по пешеходному переходу переход дороги вправо и вниз по дороге. Время передвижения группы – примерно 10 минут, до русла реки Салгир (к навесному мостику). Здесь, на левом берегу реки Салгир находится первая остановка, названная точкой №1, где проводится гидрологическая часть экскурсии. Продолжительность работы на точке – 1 час. Обучающиеся располагаются полукругом возле учителя, который сообщает основные сведения о реке Салгир (протяжённость, длина, притоки, поэтические высказывания о реке).

После этого сообщения учитель коротко сообщает содержание предстоящей практической работы на точке, в которую входит:

  1. Самостоятельная работа: определение направления течения реки, её правого и левого берегов.
  2. Практическая работа: определение глубины, ширины и скорости течения реки.
  3. Понятие о пойме реки.
  4. Работа реки.
  5. Составление описания реки (устно).
  6. Понятие о профессии гидролога.
  7. Использование реки и её долины в хозяйственной деятельности человека.

После ориентирования обучающиеся по бригадам забрасывают в реку Салгир поплавок и определяют направление течения, правый и левый берега, на каком берегу они находятся, какова ширина реки на «глаз». Затем учитель показывает створы, по которым будут проводиться измерения глубины и ширины реки. Глубину реки измеряют шестом, размеченным на сантиметры и дециметры (счёт делений начинается снизу). Эту работу проводит с моста один ученик, а остальные наблюдают и фиксируют полученные результаты в тетради. Существует и второй вариант измерения глубины реки, где используют шнур с грузом. Эту работу также проводит один из обучающихся. Напряжение груза ослабевает, как только груз коснётся дна. Смоченная часть шнура показывает глубину реки в данном месте (Рис. 1).

Рис. 1. Измерение глубины реки с берега: а – при помощи удочки, б – при помощи шнурка с поплавком, в – передвижным лотом.

Ширину реку измеряют шнуром, натянутым с одного берега на другой. Но для обучающихся задача несколько усложняется, и учитель предлагает измерить ширину реки шагами.

Последовательность действий обучающихся при определении ширины реки шагами:

  1. выбрать на противоположном берегу приметный объект О (дерево, камень, строение и т.п.) и встать напротив него – точка А;
  2. отметить точку А камнем и идти под прямым углом вдоль берега определённое количество шагов (например, 50 шагов), отметить рейкой полученную точку Б;
  3. пройти такое же количество шагов (50) вдоль берега в том же направлении и отметить на берегу новую точку В;
  4. двигаясь под прямым углом к полученной линии АВ, найти точку Г из которой выбранный объект О и рейка в точке Б будут видны на одной прямой;
  5. измерить расстояние ВГ которое буде равно ОА, то есть ширине реки (Рис. 2).

ОА – ширина реки

Рис. 2. Определение ширины реки шагами

После окончания измерений учитель проверяет правильность полученных результатов, сравнивает данные разных бригад и спрашивает, всегда ли ширина и глубина реки в одном и том же месте одинакова? Какая зависимость существует между количеством воды в реке и её глубиной и шириной? В какой сезон река выходит из берегов и затопляет дно долины? Учитель даёт определение понятиям: «пойма», «паводок», «половодье» и показывает схему речной долины (Рис.3).

Рис. 3. Схема речной долины

Затем учитель с помощью метода опроса выясняет, откуда поступает вода в реку в течение года и за счёт чего питаются реки. После характеристики особенностей питания реки, учитель обращает внимание школьников на рассмотренные виды работы реки. Даётся объяснение, что работа, совершаемая разными реками и даже одной рекой на её различных участках неодинакова. Это зависит от различной скорости течения реки.

Следующая практическая работа – определение скорости течения реки Салгир. Это задание выполняется бригадами на участках, ограниченных определёнными ранее створами (Рис. 4).

I – верхний створ, II – главный створ, III – нижний створ

Рис. 4. Измерение скорости течения воды поверхностными поплавками.

Расстояние между створами при определении скорости течения устанавливается не менее 3-х кратной ширины реки. В каждой бригаде выделяют по 2 наблюдателя, которые занимают места у верхнего и нижнего створов каждого участка. Взмахом руки наблюдатели фиксируют время прохождения каждого поплавка через створ. Примерно на середине участка стоит ученик с секундомером и отмечает по этим сигналам время прохождения каждого поплавка через створ. Полученные результаты ребята заносят в Таблицу 1.

Источник

Читайте также:  Экскурсия по артеку 2019
Оцените статью