- «Дакар» в цифрах и фактах
- Занимательная статистика про Дакар 2020. Какая страна самая, сколько участников и сколько из России
- КВАДРО:
- Грузовики
- История легендарного ралли Париж — Дакар
- Прагматичное начало
- Сложности с названием
- Африканские маршруты
- Американские маршруты
- Как проходят гонки Дакар
- Победители Дакара
- А что же Тьерри Сабин?
«Дакар» в цифрах и фактах
«Дакар» – одно из самых масштабных событий в мире автоспорта. Ралли-рейд приобрёл большую популярность благодаря сложности маршрута, многолетней истории и количеству именитых гонщиков.
Идея проведения ралли «Париж-Дакар» принадлежит французскому мотогонщику Тьерри Сабину. В 1977 году он заблудился в Ливийской пустыне во время участия в ралли «Абиджан-Ницца». Он был найден только через три дня и чудом остался жив, благодаря тому, что его вовремя нашли туареги. Это опасное приключение вдохновило Тьерри на организацию ралли-марафона «Париж-Дакар».
Старт первому ралли был дан 26 декабря 1978 года на площади Трокадеро в Париже. В марафоне приняло участие 80 экипажей на автомобилях, 90 мотоциклистов и 12 экипажей на грузовиках. На протяжении трёх недель участники преодолели 10 000 километров (включая 3168 км спецучастков) трассы, проходящей по территории Франции, Алжира, Нигера, Мали, Верхней Вольты и Сенегала. Из 182 участников успешно финишировали только 74. За всю историю ралли-марафон проходил на территории 29 стран (21 страна в Африке, пять – в Южной Америке, три – в Европе).
Гонка 2020 года – это уже 42-е издание ралли-марафона «Дакар». Со 2 по 5 января экипажи ожидают технические проверки и церемония старта в Джидде, затем последуют 12 дней сложнейших испытаний, среди которых один день отдыха. Финиш состоится 17 января в Аль-Киддии, недалеко от Эр-Рияда — столицы Саудовской Аравии.
Кстати, «Дакар» станет первым гостем в новом центре Аль-Киддия, основанном в 2018 году и полностью посвящённом спорту, культуре и развлечениям. В масштабном комплексе, который находится в 40 км от Эр-Рияда, расположены парк развлечений, аттракционы, спортивные арены и центры культуры. Открытие Аль-Киддии запланировано на 2022 год.
Общая протяжённость маршрута ралли «Дакар-2020» составит 7 900 км, из них 5 000 км спецучастков. В программе – обширный горный регион Хиджаз на границе с Иорданией и её самой высокой точкой – горой Джабаль-эль-Лауз (Миндальная гора), 2500 метров над уровнем моря.
Для освещения ралли-марафона «Дакар-2020» будет задействовано три вертолёта, пять автомобилей, 20 грузовиков, 15 видеокамер и 200 человек.
«Дакар» будут транслировать 70 телеканалов из 190 стран, а общий хронометраж репортажей за весь ралли-марафон составит 1200 часов.
К экстремальной многодневке готовится на 17 экипажей больше, чем год назад в Перу, — 170 мотоциклов и квадроциклов, 134 автомобиля и багги, 47 грузовиков. В заявке — 557 спортсменов из 53 стран.
Россия будет представлена четырьмя экипажами «КАМАЗ-мастер» в зачёте грузовиков (Т4) — Эдуард Николаев, штурман Евгений Яковлев, механик Владимир Рыбаков; Андрей Каргинов, штурман Андрей Мокеев, механик Игорь Леонов; Антон Шибалов, штурман Дмитрий Никитин, механик Иван Татаринов; Дмитрий Сотников, штурман Руслан Ахмадеев, механик Ильгиз Ахметзянов.
В зачёте мотовездеходов (Т3) участие примут Сергей Карякин и Антон Власюк, Алексей Шмотьев, Федор Воробьёв и Кирилл Шубин, Илья Русс и Антон Яращук. А в категории мотоциклов поедет Дмитрий Агошков.
В зачёте внедорожников (Т1) Владимир Васильев будет выступать вместе с украинцем Виталием Евтеховым на автомобиле Mini A4 Racing. Константин Жильцов будет ассистировать пилоту из Саудовской Аравии Язиду Аль-Раджи. Помимо них в зачёте внедорожников также выступят экипажи Дениса Кротова и Александра Доросинского.
Источник
Занимательная статистика про Дакар 2020. Какая страна самая, сколько участников и сколько из России
Telegram канал @dakarrussia снова радует нас занимательной статистикой. Можете подписаться на него, там много оперативной информации. Дакар 2020 должен собрать 349 экипажей и 567 участников из 50-ти стран. На сегодня не известно только 3 имени, это один мотоциклист и пилот со штурманом в зачете АВТО, По мотоциклисту не понятно кого ждут, а вот по АВТО возможно Депре.
Дакар на сегодня собрал пилотов из 45-ти стран, штурманов из 50-ти. Есть среди них довольно экзотические страны, типа Кувейта, Бахрейна, Зимбабве.
Самая многочисленная страна на Дакар, это конечно же Франция, 109 участников (пилоты, штурманы и механики в грузовом зачете.) В ТОП 3 входит Франция, Испания и Голландия. Россия замыкает 10-ку с 22-мя участниками. Женщин насчитывается 9 представителей, что меньше прошлогоднего участия на 6 человек. В связи с переездом на Аравийский полуостров Дакар потерял в участников из южной Америки, но приобрел из африканского континента.
В зачете представлены 147 мотогонов из 35-ти стран. Франция и Испания доминируют в кол-ве участников, 28 и 17 соответственно. Россия представлена здесь одним гонщиком. В зачете есть 3 девушки, при чем одна из них, Лайя Саинц, дочь великого Сайнца, 9-ти кратная победительница Дакар в женской классификации.
КВАДРО:
Здесь 23 экипажа из 10-ти стран. Лидирует все та же Франция, Польша и Аргентина отстают на 1-го участника. Женского представительства тут нет, как и русских участников
87 участников (86 и 1 в уме) из 26-ти стран. Лидерами по пилотам снова Франция, второе место Испания, а вот третью строчку делят, неожиданно и в тоже время предсказуемо Саудовская Аравия, Голландия и Китай. Россия занимает 8 строчку с 3-мя пилотами. Две женщины пилота с испанским и перуанским паспортами.
По штурманам лидеры Франция, Испания и Китай с Голландией, Россия тут занимает 10 строчку из 25-ти стран. Женщины штурманы есть, Одна едет с мужем, 302 Стефаном Петранселем, вторая новичок Дакара из Чехии.
17 стран участниц и 44 экипажа. Гегемонию французов перехватывает Испания с 11 пилотами, но Франция идет вслед за ними с восемью пилотами. Россия тут 5-я и у нас 3 пилота. Есть женский Итало-немецкий экипаж.
На 2 страны представителя больше среди штурманов зачета SSV. 19 стран на 44 штурмана, Испания и Франция во главе списка, а Россия занимает 8-е место, или вернее сказать делит его с остальными 12-ю странами. У всех по одному штурману.
Грузовики
Совсем другая картина обстоит в зачете грузовиков. Тут лидер Голландия, как по числу пилотов, так и по штурманам , и механикам. Второе место по пилотам занимает Испания, а третью строчку делят Италия, Россия и Чехия. Бессменный лидер других зачетов Франция тут 6-я, но отыгрывается на штурманах, 2-я и механиках, тоже 2-я. Россия среди пилотов, штурманов и механиков всегда делит 3-ю строчку с другими странами. Женщин в грузовиках нет. Дакар собрал пилотов из 14-ти стран, Штурманов из 13-ти и механиков из 15-ти стран.
Источник
История легендарного ралли Париж — Дакар
Ралли Париж – Дакар является хорошим примером своевременной успешной идеи. Француз Тьерри Сабин был одним из лучших гонщиков 1970-х. Обстоятельства его жизни сложились так, что в определенный момент он сумел запустить маятник, который не останавливается уже четвертое десятилетие.
Прагматичное начало
В 1970-х гг. европейцы, которым нечем было заняться у себя дома, во всю гоняют по северной части африканского континента на двух- и четырехколесных аппаратах. Об этих небольших заездах было известны узкому кругу любителей. Но уже тогда существовали призовые места. Спонсоры обеспечивали финансовую поддержку, а администраторы занимались решением организационных вопросов.
Официальная история Дакара преподносит зарождающиеся гонки как исключительно державшиеся на энтузиазме гонщиков. Это не совсем так: энтузиазма было много, но коммерческая составляющая присутствовала и тогда.
Тьерри Сабин был одним из тех «энтузиастов», который гонял по пескам и камням Африки на мотоцикле. Ему было 28 лет. Участвуя в одном из ралли в 1977 г., он заблудился в африканской пустыне Тенере, простирающейся по территориям Нигера, Ливии и Чада.
История умалчивает, каким чудом он спасся. Известно лишь, что местные кочевники оказали ему помощь. Сам факт возвращения из африканской пустыни был экстраординарным: Сабин стал известной, как сейчас бы сказали, медиафигурой. Он получает прозвище «спасшийся из песков». На фоне героического ареола Сабина в сообществе гонщиков, их спонсоров и администраторов вырисовывается перспектива организации масштабного заезда, который по всем расчетам мог бы привлечь внимание большого количества людей.
Расчет оказался абсолютно правильным. К концу 1978 г. подготовлен маршрут с расписанием ежедневных заданий, заявлены участники, а Тьерри Сабин как «настоящий пионер» («true pioneer») начинает придумывать увлекательные лозунги. Наиболее удачный используется и сегодня: «Поединок для участников. Мечта для зрителей».
Сложности с названием
На каком основании дакаровская гонка была названа «ралли» — не совсем понятно. Значение слова «ралли» — гонка по трассе, которая может проходить и на коротких дистанциях, и на продолжительных расстояниях между городами и странами. Однако наличие автомобильной дороги общего назначения, любой, необязательно асфальтированной, является отличительным элементом такого вида гонки. Напротив, Париж-Дакар – это езда по бездорожью на выносливость (человеческую и транспортного средства). Чтобы устранить терминологическую путаницу, придумали название «ралли-рейд» («rally raid» — «ралли-набег»), которое стало обозначать гонку по бездорожью. Но сложный термин не прижился: до сих пор употребляют просто «ралли», хотя это и неверно.
Из Парижа гонка стартовала первые 6 лет. С 1985 г. место начала ралли периодически менялось. Различные районы Франции, испанские города и даже португальский Лиссабон становились местом старта. В связи с этим присутствие Парижа в названии стало неактуальным. Оставили простое «ралли Дакар».
Африканские маршруты
Африка – континент неспокойный. Низкий уровень жизни, политическая нестабильность, терроризм – эти факторы преследовали ралли на протяжении всего африканского этапа. Организаторы Дакара смогли провести гонку по начальному маршруту 2 раза: в 1979 г. и в 1980 г. Гонщики после высадки на африканский континент следовали через Алжир, Мали, Нигер и далее на восток через небольшие африканские страны до синегальского Дакара.
Но уже в третьем заезде, в 1981 г., из соображений безопасности маршрут начинают менять: гонка проходит, минуя ту или иную страну. В 1984 г. маршрут проложили со значительным отклонением на юг, с заездом в Кот-д’Ивуар. Сложная ситуация в Алжире привела тому, что с 1989 г. высадка на африканском континенте попеременно осуществлялась в Тунисе, Ливии и Марокко.
Несмотря на небольшие изменения в маршрутах, общее направление движения в течение 12 лет лежало с северного побережья Африки на юг, в центр континента, и затем – на западное атлантическое побережье. 1992 год стал революционным. Организаторы отказались от крюка с севера на запад и решили провести первую в мире трансафриканскую гонку. Участники ралли проехали континент с севера на юг – от Ливии до ЮАР. Маршрут, естественно, максимально выпрямили, но все равно вышло длинно – более 12 тыс. км.
Из соображений безопасности с 1994 г. кататься по центральной Африке перестают. Аккуратно прокладывают путь по западному побережью с заездом в относительно спокойные Мавританию и Мали.
Выделяются маршруты 2000 и 2003 г. Первый – снова стал трансафриканским, только на этот раз – с запада на восток. Гонщики проехали от Дакара до Каира. В 2003 г. пунктом назначения стал Шарм-эль-Шейх.
Африканская история закончилась в 2008 г., когда за несколько дней до начала гонок МИД Франции официально предупредил организаторов, что их проведение по предполагаемому маршруту несет в себе потенциальную угрозу безопасности не только участникам, но и нескольким тысячам зрителей. Террористы предполагали провести атаку в Мавритании, по которой проходила большая часть пути. Времени на проработку нового маршрута не было: заезд был отменен.
Американские маршруты
С 2009 г. ралли Дакар кардинально меняет свое место дислокации. Из находящейся неподалеку от европейского берега Африки оно перемещается через Атлантический океан в Южную Америку. Здесь не стреляют, не захватывают заложников и не взрывают отели. Организационно мероприятие от переезда только выиграло. Европейским болельщикам стало дороже и дольше добираться.
Так как по тропическим джунглям особо не поездишь, для гонок были выбраны менее жаркие и более проходимые Аргентина, Чили, Перу и немного Боливии. Сегодня южноамериканский Дакар – хорошо организованное безопасное соревнование. Однако сумасшедшие маршруты по 15 тыс. км. остались в далеких 1980-х гг.
Таблица 1. Маршруты, протяженность и количество участников в ралли 1979-2016 гг.
Год
Маршрут
Длина маршрута
Количество участвовавших транспортных средств
Общая, км.
Из них спецучастки, %
На старте, шт.
Из них дошли до финиша, %
Как проходят гонки Дакар
Это – самые свободные гонки в мире. Участвовать может, кто угодно, на каком угодно транспортном средстве, начиная от мотоцикла и заканчивая грузовиком. Несмотря на то, что автомобильные корпорации в полной мере используют ралли как рекламную площадку, организаторы всегда приветствовали желающих поучаствовать «с улицы». Любительский дух Дакара жив до сих пор. Любой человек может подать заявку на участие. Но таких «чудаков» с каждым годом становится все меньше. Возможно, люди стали прагматичнее. Возможно, время Дакара проходит.
Правила дакаровской гонки минимальны:
- Все участники заезда должны строго следовать заданному маршруту и выполнять ежедневные задания.
- Средняя длина трассы – 10 тыс. км. Около половины из них занимают так называемые «спецучастки»: пески, грязь, травяные грунты, горные породы.
- Вся трасса разбивается на ежедневные непрерывные этапы. Протяженность каждого – до 900 км.
- Как правило, один день посредине ралли – это «rest day» — гонки не проводятся.
- Маршруты для мотоциклов, автомобилей, грузовиков и квадроциклов – различны по сложности и протяженности. Победитель устанавливается в каждом виде транспорта.
- Южноамериканский заезд длится 15 дней (африканские были по 22 дня);
- Месяц проведения – январь.
Победители Дакара
За уже почти сорок лет в дакаровской гонке сложились некоторые тенденции, свойственные спортивным соревнованиям. В частности, участники и команды, представляющие ту или иную страну, специализируются на определенных транспортных средствах. Соответственно, в каждом из четырех видов гонки есть лидеры, побеждающие чаще всего. Например:
- российские команды обычно лучшие в заездах на грузовиках (конечно, на КАМАЗах);
- французы традиционно лидируют на мотоциклах (не забываем, что основатель – француз Тьерри Сабин – был мотоциклистом);
- на автомобилях также часто лучшие – французы;
- аргентинцы обычно берут пальму первенства на квадроциклах.
Ниже представлена сводная таблица по представителям странам, чаще всего побеждавших в Дакаре.
Таблица 2. Страны, представители которых были лучшими в ралли с 1979 г. по 2016 г.
№ в рейтинге
Страны
Количество побед
Вид транспорта
А что же Тьерри Сабин?
Он принимал самое активное участие в организации этих гонок в течение 9 лет. В 1986 г., в период проведения ралли, он и еще несколько человек пролетали на вертолете над малийской пустыней. В результате налетевшей песчаной бури вертолет потерял управление и разбился. Так, пустыня позволила ему выжить в 28 лет, чтобы он создал самую лучшую и масштабную гонку в мире. Но она же забрала его жизнь в 37.
Источник