- 3 ноября. SOS . Интересные факты
- Интересные факты:
- История сигнала SOS:спасите наши души
- Сигнал бедствия: способы подачи, таблицы международных сигналов
- Разновидности сигналов
- Спецсредства для подачи сигналов бедствия
- Подача сигналов бедствия без спецсредств
- Сигнальные костры и способы их оборудования
- Дымовые сигналы бедствия
- Теневые сигналы бедствия
- Сигналы sos летательным аппаратам
- Сигнальное зеркало
- Сигнал SOS на азбуке Морзе
- История сигнала SOS
- Звук: гудки, выстрелы, стук и другие звуки
- Свет: фонари, вспышка, «солнечные зайчики»
- Экзотические способы
- Международные коды
- Международные радиосигналы бедствия
- Международные знаки бедствия на море
3 ноября. SOS . Интересные факты
3 ноября 1906 года в Берлине страны-участницы Международной Радиотелеграфной Конвенции утвердили единый сигнал бедствия для радиосвязи на море.
Вестником морской катастрофы был установлен сигнал SOS (… — — — …). По азбуке Морзе на всех языках такой сигнал выглядел одинаково – три точки — три тире — три точки. Таким образом, этот сигнал был выбран из чисто технических соображений.
Еще до изобретения в начале 1890-х годов радио, на морских судах уже применялось множество различных визуальных и аудиосигналов бедствия. Для этого использовались такие средства связи как семафорные флаги, сигнальные огни и колокола. Первый сигнал о бедствии на море был передан 17 марта 1899 года одним из плавучих маяков , располагавшихся в районе Гудвин Сэндс, обширной отмели в проливе Ла-Манш, когда неподалеку от него на мель село торговое судно «Elbe».
6 февраля 1900 года состоялась первая в истории передача радиосигнала о бедствии на море. Еще в мае 1895 года российский ученый Александр Степанович Попов на заседании Русского физико-химического общества продемонстрировал прибор, названный им «грозоотметчик», который был предназначен для регистрации электромагнитных волн. Этот прибор считается первым в мире аппаратом беспроводной телеграфии, радиоприемником. Изобретением сразу же заинтересовались на флоте. В 1897 году при помощи аппаратов беспроводной телеграфии Попов впервые осуществил прием и передачу сообщений между берегом и военным судном.
Однако практический дебют системы Попова состоялся позже – в ноябре 1899 года российский броненосец «Генерал-адмирал Апраксин» напоролся в Финском заливе на подводную скалу возле острова Гогланд. Для ускорения спасательной операции требовалась бесперебойная связь с командованием в Петербурге. Было решено использовать беспроводной телеграф системы Попова. Необходимое оборудование на Гогланд завез ледокол «Ермак».
Система заработала не сразу, но к 6 февраля 1900 года удалось установить надежную связь. И именно в этот же день около другого финского острова – Лавансари – оторвало и унесло в море льдину с 50 рыбаками. Попов принял сообщение и передал его капитану ледокола “Ермак”, участвовавшему в снятии «Апраксина» с камней: «Спасите 50 рыбаков, унесенных на льдине в открытое море». Ледокол немедленно вышел в море и успешно спас 27 рыбаков. Это сообщение стало первой официальной русской радиограммой. К апрелю 1900 года броненосец «Апраксин» был успешно снят со скалы.
Радио, называвшееся тогда «беспроводным телеграфом», использовало азбуку Морзе, систему, изначально разработанную для наземного проводного телеграфа. Вполне естественно, что радиосвязь наиболее незаменимой оказалась на море. Первое время считали невозможной прямую радиосвязь между пароходами, находящимися в море. Радиограммы передавались береговым станциям, а берег направлял их дальше. Только летом 1901 года радист парохода «Лэйк Чэмплейн», ловя береговую станцию возле Ирландии, к его величайшему удивлению принял сигналы с парохода «Лукания».
На судах стали появляться радиостанции и появилась необходимость в стандартизации коммуникаций.
В 1903 году в Берлине прошла Первая международная радиотелеграфная конференция. Процедурные вопросы были в то время вне обсуждения конференции, и хотя параграф IV протокола конференции, подписанного 13 августа 1903 года, и утверждал, что «станции беспроводного телеграфа, если это возможно, должны давать приоритет сигналам о помощи, получаемым от кораблей в море», стандартный сигнал не был утвержден.
Так как не было общих правил, отдельные организации разрабатывали собственные сигналы бедствия.
Первоначально предложенный сигнал – CQD – был утвержден 7 января 1904 года «Циркуляром № 57» компании «Marconi International Marine Communication Company», и предназначался для судов, оборудованных ее радиоаппаратами. CQD – первые две буквы означали стандартный вызов всех радиостанций, а последняя – D – была добавлена к сигналу потому, что с этой буквы начиналось английское слово Danger – опасность. К этому сочетанию моряки быстро подобрали фразу «Come Quick, Danger», что означает «Идите быстрее, опасность».
В виде азбуки Морзе эта фраза имела довольно сложный вид. Во избежание неприятностей вместо этих букв решено было выбрать другие.
В 1906 году в Берлине состоялась вторая Международная радиотелеграфная конференция. В работе берлинской конференции приняли участие представители двадцати девяти стран, в том числе, Англии, Германии, России, США, Франции и Японии. Основным вопросом повестки дня конференции было установление единого радиотелеграфного сигнала бедствия.
Американцы предложили буквы NС, обозначающие бедствие по флаговому сигнальному коду, немцы же настаивали на SOE. Буква S передается тремя точками и из-за своей простоты была выбрана для первой трансатлантической передачи. О – тоже достаточно (— — —). Резкие возражения встретила только буква Е. По азбуке Морзе она передается в виде одной точки. Все делегации, кроме немцев, утверждали, что Е будет постоянно пропадать. Тогда решили Е заменить через второе S. Так был создан сигнал SOS.
После утверждения единого сигнала бедствия радиостанции всех этих стран должны были принимать его с судов вне всякой очереди. С введением этого сигнала отменялись все другие сигналы бедствия частных фирм.
Надо заметить, что в практике радиообмена сигнал SOS не передавался сам по себе, а входил в обязательную группу сигналов, которую или передавал радист или автоматический аварийный передатчик, которым комплектовалось любое судно.
Интересные факты:
О бедствии могут гласить клубы оранжевого дыма, открытое пламя на судне. Используют пиротехнику: например, красные ракеты, выпускаемые через короткие промежутки времени, красный фальшфейер или красная парашютная ракета. Перевернутый государственный флаг также сигнализирует о беде. А если под рукой не оказалось ничего подходящего, можно послать сигнал медленно поднимая и опуская руки, вытянутые в стороны.
Д важды в час на море наступает радиомолчание. Любое сообщение обрывается на полуслове в назначенное время, и радисты вслушиваются в эфир на частоте 500 кГц – не посылает ли кто-нибудь сигналы о бедствии. Это время – с 15 по 18 минуту и с 45 по 48 минуту каждого часа – даже отмечено на часах радистов красными секторами.
С игнал SOS вовсе не означал какую-либо сокращенную фразу, просто данная последовательность была удобна для запоминания. Уже позже моряки стали «расшифровывать» ее на все лады. Самыми распространенными фразами стали Save Our Souls/Save Our Spirits (спасите наши души) и Save Our Ship (спасите наш корабль). Или Swim Or Sink (плывите или утонем).
С уществует распространенное заблуждение, что впервые в истории сигнал SOS был подан с терпящего бедствие «Титаника» в ночь на 15 апреля 1912 года, в 00:45. В действительности этот случай был по меньшей мере восьмым по счету. На «Титанике» погибло 1489 человек. 712 спасенных пассажиров были обязаны жизнью SOS, передаваемому по радио.
М ногие источники утверждают, что впервые сигналом SOS воспользовался пароход «Славония», налетевший на рифы у Азорских островов 10 июня 1909 года. Но тогдашние газеты сообщали, что со «Славонии» передавали CQD.
П ервое достоверно известное использование сигнала SOS приходится на 11 августа 1909 года, когда американский пароход «Арапаоэ» потерял ход и лег в дрейф по пути из Нью-Йорка в Джексонвилл. Сигнал был принят станцией Объединенной компании беспроволочного телеграфа (United Wireless Telegraph Company) на острове Хаттерас в Северной Каролине и перенаправлен в офисы пароходной компании.
15 апреля 1972 года радист американского линкора «Теодор Рузвельт» принял сигнал SOS. с «Титаника», который утонул 60 лет назад! С берега радисту велели не реагировать и следовать прежним курсом. Потрясенный радист изучил военные архивы, и выяснил, что его коллеги каждые шесть лет принимали сигнал бедствия якобы с «Титаника» – причем именно 15 апреля, в день крушения легендарного парохода. Спустя шесть лет радист утверждал, что вновь получил таинственный сигнал, писали о нем и в газете 1996 года. Мистики этим феноменом заинтересовались: предполагали, что это либо фантом, либо «сигнал сквозь время». А кое-кто утверждает, что капитан «Титаника» незадолго до катастрофы сам получил свой же сигнал бедствия.
С 1 февраля 1999 года все морские суда должны использовать для передачи сигналов бедствия более совершенную систему – GMDSS. В связи с этим значение сигнала «SOS» уменьшилось, хотя он по-прежнему может применяться.
Источник
История сигнала SOS:спасите наши души
Здравствуйте дорогие друзья. За всю историю человеческая цивилизация разработала огромное количество различных сигналов, признанных значительно облегчить жизнь. Однако есть один сигнал, который выделяется из общей массы: сигнал о помощи или SOS. Многие люди ошибочно полагают, что первый сигнал SOS прозвучал с борта печально известного Титаника. Но так ли на самом деле? Давайте разбираться вместе.
Прообразом сигнала о помощи, были семафорные флаги, сигнальные огни и колокола. Естественно, сигналы с помощью подобных предметов были не очень эффективны, все изменилось с появлением радио. Для передачи сигналов, стали использовать азбуку Морзе, которая изначально была создана для проводного телеграфа. Однако единого сигнала бедствия не было. Скачок к развитию единого сигнала дали крупные корпорации, которые разработали для своих кораблей свои собственные сигналы бедствия, однако единого для всех сигнала все еще не было. Первым же сигналом бедствия, принято считать сигнал CQD, которое многие моряки расшифровывали как К сочетанию CQD моряки быстро подобрали фразу «Come Quick, Danger »- идите скорее опасность.
Однако этот сигнал применялся только на кораблях имеющих радиостанции типа ‘Marconi Co», его нельзя назвать единым для всех. Однако первый шаг был сделан.
В 1906 году на второй Международной радиотелеграфической конференции основным вопросом стала разработка единого для всех сигнала. Представитель «Marconi Co.» настаивал на утверждении в качестве единого международного сигнала CQD. Представители США резко возражали против этого, утверждая что при передачах и приёме такого сигнала его нередко путают с общим вызовом CQ. К тому же эти оба сигнала применялись и береговыми телеграфистами при авариях и несчастных случаях на железных дорогах. Конференция поддержала американских представителей, и было принято решение заменить CQD каким-нибудь другим, ясным и чётким сигналом. И тут внимание было обращено на немецкую систему сигналов, которые принципиально отличались от всех прочих букв и символов кода Морзе. Эти сигналы не содержали букв, поскольку не имели межбуквенных интервалов, и при этом они содержали большое количество знаков, что позволяло выделить их из потока более коротких элементов азбуки Морзе. Самым длинным сигналом был сигнал бедствия Notzeichen, который и был принят в качестве единого сигнала о бедствии на кораблях. Благодаря тому, что сигнал был достаточно длинным, он отлично выделялся на общем фоне прочих сигналов. Именно этот сигнал в последствии и стал знаменитым сигналом SOS. Сигнал представляет собой последовательность «три точки — три тире — три точки», передаваемую без каких-либо межбуквенных интервалов. Почему сигнал назвали SOS? Выбор букв был произвольным, и выбран так как он удобен для запоминания. Однако моряки тот-же придумали свою собственную расшифровку SOS: Save Our Souls/Save Our Spirits (спасите наши души), Save Our Ship (спасите наш корабль), Swim Or Sink (плывите или утонем), Stop Other Signals (прекратите другие сигналы) (а также русское «Спасите От Смерти», «Сигнал Особой Срочности»).
По всем правилам, судна услышавшие данный сигнал должны немедленно отправиться на помощь. Когда же был отправлен первый сигнал? Титаник действительно отправил такой сигнал, однако он был далеко не первым- минимум восьмым. Первое же сто процентное использование данного сигнала случились 11 августа 1909 года, С американского парохода «Арапаоэ». Титаник же в самом начале использовал сигнал CQD, и только спустя некоторое время радист Джек Филлипс отправил сигнатуру «…MGY CQD SOS SOS CQD CQD DE MGY WE ARE SINKING FAST PASSENGERS KEIN…» («…MGY CQD SOS SOS CQD CQD DE MGY, быстро тонем, пассажиры…»)» . Призывы о помощи повторялись ещё 30 минут, но большая часть кораблей, слышавших их, была слишком далеко.
Спасибо за внимание. Надеюсь статья показалась вам интересной. Ставьте лайк, подписывайтесь и делитесь своим мнением в комментариях.
Источник
Сигнал бедствия: способы подачи, таблицы международных сигналов
При обрушении здания, сходе лавины, кораблекрушении, урагане или другой чрезвычайной ситуации, многое зависит от поведения пострадавших. Основное правило гласит: человек, оказавшийся в экстремальных условиях, не должен покидать район происшествия.Чтобы увеличить шансы на спасение, нужно оставаться на месте и подавать сигнал бедствия при помощи специальных технических или подручных средств.
При этом неважно, как именно просить о помощи, главное, чтобы сигнал был виден с воздуха, воды и суши. Это несложно, если заранее ознакомиться с многообразием сигналов SOS и при необходимости просто освежить их в памяти.
Разновидности сигналов
На уроках ОБЖ в 6 классе дети изучают основные сигналы бедствия. Одни подаются при помощи специальных приспособлений, другие – без них. При этом, все известные способы подачи сигналов делятся на несколько групп:
- световые (для подачи необходим источник света или светоотражающий предмет: зеркало, фольга и т. д.);
- дымовые сигналы (о чрезвычайной ситуации свидетельствуют столбы дыма от разведенных костров);
- жестовые (помогут привлечь внимание пилота, когда вертолет приблизится к земле);
- информационные (знаки подскажут спасателям, где искать пострадавших, если им пришлось покинуть место происшествия);
- водные (в воде разводятся ярко светящиеся краски);
- звуковые (свист, крик, хлопушки, выстрелы);
- радиосигналы (посылаются при помощи рации, мобильного телефона, пеленгатора или другой технической «игрушки»).
Сигналы бедствия , подаваемые руками (жесты) | Что означает |
» > | Наш радиоприемник работает |
» > | Утвердительный ответ (Да) |
» > | Вскоре сможем продолжить путь, подождите, если есть возможность |
» > | Необходима техническая помощь или запасные части, длительная задержка |
» > | Посадка невозможна |
» > | Заберите нас, самолет покинут |
» > | Используйте вымпел |
» > | Все в порядке, не ждите |
» > | Отрицательный ответ (Нет) |
» > | Посадка здесь (указывайте в направлении места посадки) |
» > | Необходима медицинская помощь! СРОЧНО! |
Спецсредства для подачи сигналов бедствия
Даже поход в булочную может обернуться катастрофой: случится обвал здания, или вы угодите в полуоткрытый люк. Так что тогда говорить об опасностях, подстерегающих человека вдали от цивилизации. И если в пределах города на помощь пострадавшему кинутся со всех сторон, то в автономных условиях за выживание придется побороться.
Первое, что нужно сделать, это привлечь внимание спасателей, волонтеров или других, оказавшихся неподалеку людей. Для этого пригодятся:
- Громкий свисток, который слышно на дальнем расстоянии. Он пригодится в условиях сильного рассеивания звука, когда голос пострадавшего слышен не дальше 100 м: высокие горы, строения, противоположное направление ветра, густой лес и т. д. Звук свистка усиливается в замкнутом пространстве.
- Радиостанция, лучше всего действующая на равнине и над водой. В горах от устройства немного пользы.
- Приемопередатчик, позволяющий отправлять и получать ответные сигналы.
- Радиомаяк, посылающий сигналы на аварийную частоту.
- Фонарик-палочка, зажигалка или другой автономный источник света, работающий до 10 часов и незаметный с большого расстояния. Можно подать сигнал бедствия азбукой Морзе.
- Буй сигнальный, если крушение случилось на воде.
- Маркер водный, окрашивающий воду в насыщенно-оранжевый или ярко-зеленый цвет.
- Зеркало-гелиограф, пускает мощные блики (солнечные зайчики). С воздуха такой сигнал заметен с расстояния в 20 тысяч метров.
- Сигнальная ракета взрывается на высоте, а значит, заметна на большом расстоянии. Это особенно важно, если вы заблудились в горах.
- Сигнальный факел, ярко горящий и заметный издалека.
Обратите внимание! Чтобы экстремальная ситуация не стала безвыходной, отправляясь в экспедицию, соберите перечисленные предметы в свой рюкзак. Это станет залогом вашего быстрого спасения.
Подача сигналов бедствия без спецсредств
У людей, случайно оказавшихся в дикой местности, может не оказаться специальных приспособлений для подачи сигнала бедствия. Это не повод для отчаяния, ведь можно сигнализировать другими способами, используя для этого подручные средства.
Например, с функциями гелиографа справится карманное зеркальце, жестянка, фольга, часы и другие, отражающие свет предметы. В солнечную погоду с их помощью можно сигнализировать SOS азбукой Морзе.
Сигнальные костры и способы их оборудования
Самый древний, простой и доступный способ передачи сигнала бедствия. Сначала выбирается удобное, заметное с земли и воздуха место: поляну, широкую просеку (если нужно подать сигнал бедствия в лесу). В приоритете возвышенности, в пределах видимости места привала.
Для привлечения внимания разводят три костра, расположенных вдоль 50-метровой прямой, или в вершинах равнобедренного треугольника. Эти фигуры являются визуальными международными сигналами бедствия. Пять костров, формирующих букву «Т» и горящих на дистанции 30–50 м друг от друга, обозначают посадочное место для вертолета, самолета.
Обратите внимание! Костер из сухих дров горит особенно ярко и заметен с земли на расстоянии 10 км, а с неба – до 20 км.
Если получилось развести лишь один костер, время от времени накрывайте его отрезом ткани, или густыми лапами ели. Пульсирующий костер, азбукой Морзе передающий сигнал бедствия sos, быстрее привлечет внимание спасательной экспедиции.
Заготовка дров – первое дело после проведения первых необходимых в экстремальной ситуации действий. Если земля сырая, ее покрывают бревнами, а подготовленные для костра сухие дрова и щепки накрывают. Дежурный поддерживает небольшие костерки и, заметив самолет или вертолет, поджигает сигнальные костры горящими углями.
Дымовые сигналы бедствия
При ясной безветренной погоде можно подать сигнал бедствия дымом. Объемы дыма увеличатся, если бросать в костер свежую траву, мох или сырые ветки, заготовленные заранее.
Но данный способ не эффективен в зимний или ненастный день. В этом случае с задачей справится черный дым. Для этого в костер бросают пластиковые бутылки, резину, льют автомобильное масло.
Теневые сигналы бедствия
При определенных навыках такие знаки очень эффективны. Их используют на удаленных местностях. Главное, выбрать наиболее открытое место и не жалеть усилий на сооружение конструкции. От ее прочности и заметности зависит успех мероприятия.
Сигналы sos летательным аппаратам
Подавая информационные сигналы воздушным судам, представьте, как это будет смотреться с воздуха. Учитывайте факторы, влияющие на эффективность сигналов бедствия:
- объем, величина;
- пропорции;
- прямые углы и ломаные линии;
- контрастность;
- месторасположения (максимальный обзор с любой стороны);
- обкладывание камнями, грунтом (эффект теневого сигнала);
- значение (информационные знаки должны быть понятными).
Быть более заметным с воздуха поможет цветная одежда «кислотных» оттенков, если бедствие случилось в пустыне – белая.
Пострадавшие выходят на открытую местность и машут кусками цветной ткани (ночью – фонариками или факелами). При снижении спасательного самолета, для общения с пилотами применяют знаки Международной авиационной жестовой сигнализации.
Возможные ответы летчиков:
- «Вас вижу» (круг над местом нахождения пострадавших или зеленая ракета).
- «Понял» (покачивание крыльями или белая ракета. В сумерках пилот может включить выключить навигационные или посадочные огни. Если таких сигналов не поступило, значит спасатель не понял сигнала с земли).
- «Ожидайте, скоро прибудет спасательный вертолет» (горизонтальная «8» или ракета красного цвета).
- «Не понял» (самолет летит змейкой или выпускает две ракеты красного цвета).
- «Двигайтесь в этом направлении» (полет над пострадавшими по направлению движения или ракета желтого цвета).
- «Обозначьте место приземления» (пике с входом в вираж или две сигнальные ракеты).
Сигнал | Что значит | Цвет ракеты |
» > | Вас вижу | Зеленая ракета |
» > | Вас понял | Белая ракета |
» > | Ожидайте помощи, за Вами прибудут | Красная ракета |
» > | Вас не понял | Две красные ракеты |
» > | Следуйте в указаном направлении | Желтая ракета |
» > | Обозначьте направление посадки и место приземления | Две зеленые ракеты |
Оказавшись в аварийной ситуации, посылайте как можно больше сигналов бедствия одновременно. Привлекайте внимание внезапно появившегося вертолета, подавая сигналы бедствия руками.
Заметив отблеск костров, летчик спасательного вертолета/самолета утроит внимание и заметит дымовые сигналы. Снизившись, он сможет рассмотреть выложенные знаки кодовой таблицы и самих пострадавших.
Сигнальное зеркало
При угле стояния солнца 90°, сигнальное зеркало (гелиограф) подает световые сигналы с яркостью около 7 млн свечей. Мощный «зайчик» не останется незамеченным с самолета, летящего на 2-км высоте или с расстояния 25 км.
Сигнал SOS на азбуке Морзе
Каждый человек слышал о таких понятиях, как сигнал бедствия СОС и азбука Морзе. Радиосигнал давно и прочно закрепился в морском деле.
Но не думайте, что используются такие сигналы бедствия на судне и больше нигде. Умение подавать и распознавать SOS морзянкой увеличит шансы спасения на море, суше, в горах и даже в городе. Так что не ленитесь и научитесь отправлять универсальный сигнал бедствия СОС на азбуке Морзе прямо сейчас.
Чтобы привлечь внимание спасателей, используют несколько способов подачи сигнала СОС (категория зависит от ситуации, в которой оказался пострадавший). Но об этом позднее.
Сначала разберемся, какая комбинация знаков образует сигнал бедствия SOS азбукой Морзе: 3 точки, 3 тире, 3 точки. Если вы хотите услышать, как это звучит, посмотрите тематическую видеозапись.
История сигнала SOS
Придуманная в 1835 году, азбука Морзе активно использовалась моряками. Незамысловатая комбинация звуков помогала предотвращать опасные ситуации и спасаться при их возникновении.
Спустя почти 100 лет появилось радиовещание и каждая компания – поставщик связи стремилась монополизировать новую нишу и устанавливала на судах свои радиомаяки с уникальным сообщением. Таким образом, единого для всех звучания уведомления об опасности не было.
Все изменилось после конференции по радиотелеграфии в 1906 году, где было выбрано общее, применяемое по настоящее время простое сочетание: три точки, три тире, три точки. Чтобы сигнал бедствия не терялся в эфире, через каждые полчаса устанавливался режим тишины, продолжительностью в 3 минуты.
Обратите внимание! Многие считают название сигнала СОС аббревиатурой, ломают голову, как он переводится, стараются его расшифровать. Не тратьте время попусту, общепринятый сигнал бедствия не расшифровывается.
Теперь перейдем к сигналам, предупреждающим об опасности в тех или иных условиях, рассмотрим способы их подачи.
Звук: гудки, выстрелы, стук и другие звуки
При наличии проигрывателя, портативных колонок, мобильника или другого устройства с динамиком, уведомление СОС отправить особенно легко. Громкие, периодически воспроизводимые в определенном ритме звуки обязательно привлекут внимание спасателей.
Звучание, направленное по ветру, разнесется дальше, а высокие препятствия на пути «съедают» силу звука.
На большом расстоянии будут хорошо слышны выстрелы.
При уверенности, что спасатели где-то неподалеку, воспользуйтесь свистком или автомобильным клаксоном.
Обратите внимание! Очень просто подать сигнал бедствия свистком или клаксоном.
Теперь обратите внимание, как простучать или «прострелять» SOS при помощи огнестрельного оружия: 3 стука/выстрела с короткими паузами между ними, 3 — с длинными паузами, снова 3 с короткими. Выдержите минутную паузу и повторяйте.
Многие предметы могут оповестить о вашем бедственном положении, стоит применить толику смекалки. Главное, не забывайте, что сигнал SOS на азбуке Морзе опознается по выдержанной между уведомлениями минутной паузе.
Свет: фонари, вспышка, «солнечные зайчики»
Если нечем послать звуковой сигнал бедствия или нужно сообщить о себе без шума, отправьте сигнал СОС светом. Но не забывайте, лучше всего источники света «работают» в ночное время.
Обратите внимание! Проще всего использовать походный самозаряжающийся фонарик на солнечных батареях. Сообщение о бедствии подается чередованием вспышек: 3 короткие, 3 длинные, 3 короткие, с закрыванием источника света рукой. Помните о минутной паузе после каждого сеанса передачи.
При наличии фотоаппарата со вспышкой, наведенной на светоотражающую поверхность, можно сообщить о своем бедственном положении. Однако вспышка кратковременна, так что функцию «тире» будут выполнять более продолжительные промежутки между вспышками.
В солнечный ясный день подавайте сигнал SOS на азбуке Морзе светом от «солнечного зайчика». Если зеркальца под рукой не оказалось, используйте битое стекло, фольгу от шоколадки или отполированный предмет из металла.
В сумерках превосходным ориентиром станет палатка с костром, свечой или другим источником света внутри.
Экзотические способы
На открытой местности и при неимении средств для подачи сигнала бедствия СОС морзянкой, можно написать само слово. Многие выкладывают SOS огнем, после догорания которого на земле остается легко различимая с высоты копоть, повторяющая очертания взывающих о спасении букв.
Если не удается добыть огонь, выложите буквы из подручных средств: яркой одежды, плодов, крупных камней контрастных цветов, насыпью из мокрого песка и т. д. Если ничего нет, выкопайте глубокие и широкие канавки в форме SOS.
Внимание! Помните, что надпись должна выделяться на местности, быть заметной с воздуха.
Выкладывая буквы, соблюдайте ровные линии, выдерживайте прямые углы. Размер надписи – не менее нескольких метров.
Чтобы выжить, смекалистые люди сигнализируют с помощью дыма, простыни, флага и других вещей. Главное – не падать духом, включить сообразительность и вспомнить спасительную комбинацию азбуки Морзе.
Международные коды
Для помощи жертвам чрезвычайных ситуаций были разработаны международные сигналы бедствия, понятные спасателям всех стран. Это символы кодовой таблицы, которые нужно грамотно расположить:
- ширина символа от 3 м;
- ширина – 10 м;
- пробельное расстояние между знаками от 3 м.
Наземные кодовые сигналы выкладывают на возвышенностях, не залесённых склонах и полянах (чтобы их было видно и с земли, и с воздуха). Визуальный «крик о помощи» выкладывается всем, что есть под рукой: палатками, спасательными жилетами, спальниками, одеждой ярких расцветок и т. д.
Символы международного кода выкладывают пласты дерна, срезанные ножом. Для увеличения ширины символов, дерн переворачивают грунтом вверх и выкладывают возле траншеи (вплотную).
Сигнал | Что значит |
» > | Нужен врач |
» > | Необходимы медикоменты |
» > | Не можем дальше двигаться |
» > | Необходима вода и еда |
» > | Необходимо оружие и боеприпасы |
» > | Необходимы карта и компас |
» > | Нужна сигнальная лампа и батареи |
» > | Укажите направление к спасению |
» > | Мы двигаемся в этом направлении |
» > | Пробуем взлетать |
» > | Самолет поврежден |
» > | Здесь безопасная посадка |
» > | Необходимо масло и пища |
» > | Все в норме |
» > | Нет |
» > | Да |
» > | Не понял |
» > | Необходим инженер |
» > | Мы нашли всех людей |
» > | Судно повреждено |
На заснеженной местности знаки изготавливают из елового лапника, протаптывают или рисуют золой от костра.
В пустыне используется песок, собранный в небольшие валы. Такие знаки видны с утра до вечера, а отбрасываемые песчаными валами тени, хорошо заметны с воздуха.
Чтобы визуальные средства сигнализации были заметны издали, они должны выделяться на основном фоне местности.
Обратите внимание! При помощи специальных или подручных средств передается сигнал бедствия СОС из азбуки Морзе. Но мало кто знает, что существует еще один экстренный сигнал международного значения – «Mayday», означающий «Помогите!». Для оповещения о бедствии используется оранжевый дым, звуковой сигнал, перевернутый государственный флаг.
Международные радиосигналы бедствия
Сигнал бедствия подается через радио путем троекратного повторения кодового слова:
- Mayday (Мэйдэй) – сокращение французской фразы «придите мне на помощь», до слова «помогите». Используют при очень большой опасности.
- SOS (СОС) – сигнал бедствия, со смыслом — спасите наши души.
- Pan-Pan (Пэн-Пэн) – переводится, как «поломка» и используется при средней степени опасности.
Независимо от степени экстремальности условий важно включить смекалку и помнить, что способы подачи сигнала бедствия должны быть не затратными, а заметными для спасателей.
Международные знаки бедствия на море
После мощного шторма или неожиданного столкновения с другим плавсредством, жизнь экипажа судна может повиснуть на волоске и без своевременно оказанной помощи извне, все может закончиться плачевно. Так что в этих условиях все зависит от грамотности и своевременности подачи сигнала о бедствии. Вот их перечень:
- дымовая шашка оранжевого цвета;
- открытый источник пламени на судне;
- поднятие, опускание рук, вытянутых по сторонам;
- красный фальшфейер (сигнальная ракета);
- флаг November Charlie;
- флаг государства вверх ногами;
- квадратный флаг с шаром вверху или внизу;
- непрерывный звуковой сигнал оборудования для туманной сигнализации;
- красная парашютная ракета.
Флаг November Charlie поднимают последним. Если он поднят, значит, надежды на спасение нет.
Научившись подавать сигналы бедствия, вы никогда не попадете в безвыходную ситуацию. Но не думайте, что все так же просто и быстро делается, как читается в представленном материале.
Ваша сигнализация может остаться не замеченной, а неумение выбивать морзянку при помощи табельных средств может стоить жизни. Но все приходит с опытом. Поэтому, чтобы в случае чего ваши старания не оказались тщетными, потренируйтесь подавать сигналы бедствия в безопасных для жизни условиях.
Источник