Как образовались нации и народы
Согласно современной науке, вид Homo sapiens в ходе эволюции возник из семейства гоминид в отряде приматов, и это событие произошло более 300 тысяч лет тому назад. В начале верхнего палеолита, то есть около 40 тысяч лет назад, ареал Homo sapiens уже охватывал почти всю Землю (кроме Американского континента, который был заселен человеком позже, примерно 16-22 тысячи лет назад).
Разделение человека разумного (Homo sapiens) на отдельные группы, приведшее к появлению современного генетического разнообразия и таких рас, как монголоиды, негроиды и капоиды, начался более 260 тысяч лет назад. Это происходило до того, как Homo sapiens покинули Африку (сто тысяч лет назад), переселившись на Ближний Восток и в Европу.
А вот древнейшие народы и нации, скажем народы Южной Месопотамии, возникли всего 6-7 тысячелетий тому назад, то есть 98% периода своего существования Homo sapiens пребывал в первобытно-племенном существовании, а народы и созданные ими государства начали образовываться в сравнительно недавние времена, где-то в 4-5-м тысячелетиях до н. э.
Хотя понятия «каменный век» или «железный век» относятся к конкретным культурно-историческим периодам в развитии человечества, в разных местах земного шара они начались и закончились в разные века. Каменный век хронологически совпадает с большей частью эпохи первобытно-общинного строя и охватывает время, начиная с выделения человека из животного состояния и кончая эпохой распространения первых металлов (около 8 тысяч лет назад на Древнем Востоке и около 6-7 тысяч лет назад в Европе). Некоторые африканские племена использовали каменные орудия вплоть до европейской колонизации. Первобытные племена дожили до наших дней в отдаленных и изолированных уголках планеты.
Самым первым государством в мире считается цивилизация шумеров. Возникла она в IV тысячелетии до н. э. Государство шумеров находилось на берегу Евфрата там, где он впадает в Персидский залив. Эта территория называлась Месопотамией. Сегодня здесь расположены Ирак и Сирия, причем никаких связей с древними шумерами у них не просматривается…
По своей территории древнейшие государства были небольшими. В центре древней страны находился укрепленный город с храмом местного бога-покровителя и резиденция главы государства. Правитель зачастую был и военным предводителем, и руководителем оросительных работ. Так, например, в долине Нила во второй половине IV тысячелетия до н. э. государств насчитывалось более сорока. Между ними постоянно шли войны за территории — то есть между возникшими в этих государствах народами продолжилась извечная первобытно-племенная рознь… К слову молвить, понятия национализма и патриотизма довольно давние и издавна глубоко пропитались духом розни, насилия и войны… Скажем, сегодня установлено, что первые поселенцы Европы неандертальцы были полностью уничтожены следующей волной пришельцев — кроманьонцами…
Я хочу сказать, что само понятие народов и наций возникло сравнительно недавно, а, раз возникнув, сразу же начало размываться смешениями, рассеяниями, эмиграциями, переселениями, почти полными исчезновениями…
Образованию народов и наций способствовал ряд исторических факторов:
— репродуктивная и культурная изоляция (хотя бы частичная):
— нарастание культурных отличий с течением времени;
— разные условия жизни;
— случайно распространившиеся нейтральные или слабовредные мутации.
То есть на протяжении длительного времени людей связывали не только кровные узы, места проживания, изоляция, авторитет правителей, но, позже, быт и культура.
Репродуктивная и прочая изоляция обусловлены географически и ментально: чаще всего партнеров ищут в ближайшем окружении или среди «своих» (единоверцев, единоплеменников, лица со сходным социальным статусом). Любая изолированная, или частично изолированная популяция приобретает какие-то свои отличительные особенности. Некоторые из этих особенностей связаны с условиями жизни и носят приспособительный характер. У разных популяций условия жизни разные и полезными будут разные признаки. Белая кожа вблизи экватора — вредный признак (плохая защита от ультрафиолета). Она же на севере Европы — полезный (облегчает собственное производство витамина Д при слабом ультрафиолетовом облучении).
Помимо биологии у разных групп людей возникали культурные отличия. Здесь тоже роль играет изоляция: территориальная, или групповая (деление сородичей на «своих» и «чужих»). Один и тот же вид птиц может исполнять РАЗНЫЕ песни в разных местностях. Потому что в детстве слышали разное. А пришелец с другой территории со временем переобучится петь на новый лад. У людей та же история с языками.
Кстати, разные национальности могут не отличаться антропологически, но всегда отличаются языком и традиционной культурой. И наоборот, разные антропологические типы могут иметь одну культуру и принадлежать к одной национальности.
Так что культура для национальности первична, а биология и антропологический тип — вторичны (есть негры-абхазы, например; великий русский поэт Пушкин биологически был метисом-квартероном и т. д.).
Сегодня говорят о родстве почти всех современных жителей Европы, поскольку они являются дальними потомками людей, проживавших на той же территории более 1500 лет назад. Данный тезис послужил еще одним доказательством и без того популярной теории о достигнутом за пару десятков тысяч лет дальнем родстве абсолютно всех жителей Земли.
Другим интересным открытием стало совпадение по датам важнейших исторических событий и примерного возраста первопредков. Так, неуклонный рост их числа в Восточной и Центральной Европе за последние полтора тысячелетия может быть связан с последовательными миграциями гуннов в IV веке нашей эры, а также различных славянских племен в V-X веках нашей эры. Данная теория также подтверждается тем фактом, что Италия, Испания, а также Франция, где процент общих с остальной Европой первопредков наименьший в Европе, почти не были затронуты подобными миграциями и поэтому смогли сохранить свою генетическую самобытность. Вместе с тем генетическая близость не воспрепятствовала тому, что европейские государства, появившиеся после крушения Римской империи, пытались щеголять не только своей отсутствующей древностью, но и национальными особенностями.
Еще Исаак Ньютон, работая над своей знаменитой «Хронологией», обратил внимание на то, что «удлинять» свою историю было принято или модно во все времена: многие народы стремятся продемонстрировать свою родословную, начав ее с древнего мира, а еще лучше, с каменного века. Поэтому сегодня столь распространен фейковый феномен «древности» многих наций, пытающихся перехватить инициативы армян, басков, эфиопов или евреев.
Кстати, европейские нации и народы сформировались гораздо позже азиатских, а славянские — позже западноевропейских. Но дело, видимо, не только в возрасте, а в том, что Лев Гумилев именовал пассионарностью, а я — креативностью. Талантливы так или иначе все народы, но талантливые люди имеют свойство кучковаться вокруг продвинутых государей, а в наши дни — в кремниевых долинах даже сравнительно молодых государств…
Под культурными различиями народов наука понимает сложившиеся в ходе исторической эволюции формы материальной (пища, одежда, жилище и прочее) и духовной (язык, религия, фольклор, обряды, обычаи и прочее) культуры. Сопричастность к той или иной общности — это и есть идентификация себя со страной, народом, нацией. Всё это передается от поколения к поколению и составляет так называемый образ жизни и облик нации. Но такой результат — не навечно закрепленная данность. Он имеет свою динамику, меняется во времени, его, казалось бы, неизменное содержание переосмысливается. Поэтому могут меняться и границы-маркеры, по которым выстраивается та или иная общность.
Уже со времени ранних государственных образований и складывания больших социальных коллективов не менее важной основой выступала общность на основе культурной схожести. Это могли быть религиозные верования, кастовые различия, языковая однородность, близость нравов, позже — законы, формы власти и т.д.
Со временем на ведущие по своей значимости позиции стали выходить категории отечества, гражданства и лояльности той или иной политико-государственной общности, чаще всего называемой национальным государством.
Нация — это прежде всего форма коллективного самосознания (идентичности) людей по поводу принадлежности к определенной общности, которую они и считают нацией.
Для того, чтобы нация обрела сама себя, необходим длительный путь ее исторического формирования. Обычно этот путь включает определенную территорию с исторически сложившимися границами, общий язык, веру, историческую судьбу, отличающуюся одними и теми же физическими и душевными качествами и создавшую специфическую культуру.
Я не буду здесь обсуждать различие и своеобразие понятий «нация» и «народ», детально рассмотренное в литературе, отмечу только, что по мере эволюции государственности народ может включать в себя много наций, как это ярко выражено в США или в России.
Почти все современные народы — плоды древних завоеваний, слияний, смешений. Скажем, генетический анализ ДНК индийских народов показал, что они возникли в результате смешения разных племен 2–4 тыс. лет тому назад. Северные индусы имеют родственные связи с населением Западной Евразии (народы Центральной Азии, Среднего Востока, Кавказа, Европы), южные — с коренным населением Андаманских островов.
Давними предками славян были, вероятно, племена венедов, в первых веках новой эры расселившиеся по берегам Вислы и Венедского (теперь Гданьского) залива Балтийского моря. У византийских авторов VI в. новой эры появилось название «склавины», но оно применялось только к племенам, жившим к западу от Днестра. Восточнее этой реки помещали антов, которых многие ученые считают прямыми предшественниками восточных славян. После VI в. имя антов исчезает, и становятся известны названия восточнославянских племён: поляне, древляне, вятичи, радимичи, дреговичи, кривичи и др. Иными словами, славянские народы начали образовываться гораздо позже ближневосточных, то есть всего полтора тысячелетия тому назад. Впрочем, многие историки склонные считать их еще не народами, а племенами. И только около тысячи лет тому назад восточнославянские племена были объединены в одно из государств средневековой Европы — Киевскую Русь. Но тогда тоже не было разделения народов на русский, украинский или белорусский — их можно назвать восточнославянскими. В 988 году князь Владимир I Святославович сделал христианство государственной религией Киевской Руси. Языческие идолы были низвергнуты, а киевляне крещены в Днепре. Принятие христианства способствовало тесным культурным связям с Европой, расцвету искусства, распространению письменности. Но все равно единство Киевской Руси оказалось непрочным, и к концу XII века это восточнославянское государство распалось на самостоятельные княжества, более близкие к племенам, чем к народам. Обращаю внимание на то, что в короткий период существования Киевской Руси понятия «украинцы» не существовало. Русские, украинцы и белорусы как самостоятельные народы сложились, по разным оценкам, лишь в к XIV-XVIII вв.
Московское государство — центр образования русского народа — сначала объединило земли в бассейнах Верхней Волги и Оки, затем в верховьях Дона и Днепра; еще позднее — псковские, новгородские земли в бассейне Северной Двины и на побережье Белого моря.
Намного сложнее складывались судьбы потомков тех племен, которые жили на западе Киевской Руси. С XIII-XIV вв. западные районы переходят под власть литовских князей. В конце XVI в. Великое княжество объединилось с Польшей. Местное население, прежде всего знать, стало в той или иной мере ополячиваться, но среди крестьян сохранялись восточнославянские традиции. В XVI-XVII вв. на этих землях окончательно сформировались две народности — украинцы и белорусы, то есть этим народам всего около 350 лет отроду. На их культуру большое влияние оказали поляки и литовцы. Слово «украинцы» обозначало жителей степной «окраины» Московской Руси, а к XVII в. так стали именовать в основном население Среднего Поднепровья. Под властью католической Польши украинцы, православные по вероисповеданию, терпели религиозные притеснения и потому бежали в Слободскую Украину (Слобожанщину).
Третий по численности славянский народ России — белорусы. Белорусские земли вошли в состав Российской империи лишь в конце XVII в. Названия «Белая Русь» некоторые ученые связывают со светлым цветом волос и белой одеждой населения страны. По другой теории, «Белая Россия» первоначально означало «свободная Русь, независимая от татар». В 1840 г. Николай I запретил официально употреблять наименования «Белая Русь», «Белоруссия», «белорусы»: последние стали населением «Северо-Западного края». Белорусы относительно поздно осознали себя особым народом. Только в середине XIX в. белорусская интелегенция выдвинула мысль о белорусах как об отдельном народе.
Увы, понятия «народа» и «нации» в той или иной форме разделяют и абсолютизируют племенные, родовые и расовые корни народа в ущерб его духовным качествам, уровню культуры, восприятию реальности…
Лично для меня формирование нации — это не создание национальной идеи или единомыслия, но — разномыслия, критического мышления, способности адекватно воспринимать реальность, просто умения мыслить адекватно, а не сообразно государственной пропаганде, возвращающей народ или нацию в состояние стада. Тогда народ ничего не объединяет, кроме бюрократической бумажки — паспорта, кстати, тоже политизированного Маяковским.
Скажем, с началом большевистско-советского периода в России представление о народах и нациях как категориях исторических уступило место формулированию понятий о них как о категориях политических, а точнее — политизированных и идеологизированных. Отсюда столь милые русскому языку понятия чужеродности, чужевладства, иностранных «агентов влияния» и т. д .
Отсюда же спекуляции типа «полиэтническая гражданская нация под названием «советский народ», или брежневский «национальный агностицизм», или «российская нация, включающей все народы России», или кургиняновская «полиэтническая государствообразующая русская нация и еще ряд наций, которые отличаются от русской неспособностью и неготовностью к самостоятельному государственному строительству». То бишь, как говаривал Дмитрий Рогозин, «нацией в пределах России признается только один русский народ, а все остальные переводятся в разряд национальных меньшинств».
Увы, надо признать, что с появлением наций и народов племенное сознание стало мощным оружием в руках вожаков и вождей. В эпоху тоталитаризма именно национализм, шовинизм, ксенофобия, патриотизм подготовили кровавые мировые войны, положив на алтарь злобы и ненависти десятки миллионов «патриотов».
Гордиться своей национальностью, быть начиненным шовинизмом и ксенофобией стало признаком зомбированности и несвободы. Иные «патриоты» заполнены злобным и ядовитым патриотизмом до такой степени, что подходить к ним близко стало опасным — расплескают свои яды. Еще Артур Шопенгауэр гениально подметил: «Убогий человечек, не имеющий ничего, чем бы он мог гордиться, хватается за единственно возможное и гордится нацией, к которой он принадлежит».
Увы, национализм грешит неоправданной нетерпимостью, нетолерантностью, сужением мира до собственного болота. Изо всех лжей и обманов самая доступная и оттого самая распространенная — спекуляция национализмом и патриотизмом. Бойчее всего распродается любовь к родине — в наши времена товар этот идет нарасхват.
Договорились уже до такой глупости, что разбавление крови кровью других народов ведет к национальной деградации и к смерти национального чувства, к гибели национального сознания.
Хотя племенное сознание, деление мира на «своих» и «чужих» — давнее свойство животного мира, понятие патриотизма — относительно новое изобретение ущербной власти, созданное для производства «промышленного» «пушечного мяса», то бишь для мобилизации на фронт миллионов «патриотов». Диктаторы используют это изобретение, когда нужно резко увеличить производство пушечного мяса, я уж не говорю о том, что с его помощью можно подавить любое народное сопротивление, организовав травлю «граждан мира» общественным мнением быдла (http://proza.ru/2020/10/16/256).
Современное деление человечества на нации и народы стало не меньшим злом, чем неолитическое пещерное сознание, направленное на уничтожение соседей. Сегодня патриотизм не объединяет, а разделяет. Потому-то я давно числю себя «гражданином мира», а не горжусь своей нацией или своим народом — тем более, что и гордиться-то особенно нечем…
Независимая журналистка Татьяна Абрамовская по этому поводу пишет; «Я горжусь тем, что я. » — дальше может следовать всё, что угодно, скажем, — «русский». А если бы вы родились в другой стране, вам всю жизнь было бы за себя стыдно? Чем вы гордитесь? Тем, что родились там или сям? Вопрос на засыпку. Если бы вы родились не в этой стране, а в какой-нибудь другой, вы бы были патриотом другой страны? Северной Кореи, например? Или Монголии? Или Буркино Фасо? Мы совершенно не вольны выбирать, где нам родиться. Место рождения — чистейшая случайность. Так при чем тогда здесь патриотизм? Подписка под местом рождения, типа — «согласен»? Вместо того, чтобы раздувать национальный патриотизм, не полезнее ли объединиться по признаку добра, справедливости и гуманности.
Ментальность нации, ее «скрепы» не могут определяться нынешней способностью вредить миру или соседям. Поэтому некоторые нации обращаются в зашоренное и оболваненное стадо, пребывающее в коме, а не в реальности. Для них либеральность, свобода, демократия, инакомыслие — ругательства… Когда главная скрепа — полицейские дубинки, — вместо нации имеем население, быдло, пекус. Как в Северной Корее. В Южной Корее нация есть, а в Северной — только запуганные толпы с исковерканными мозгами…
Глобализация, растущий космополитизм, «граждане мира», даже «обрусение» или «англизация» — всё это неотвратимые и необоримые приметы нашего времени, свидетельствующие об архаичности племенного и даже национального подхода к человеку. Мне лично они все больше напоминают идеологию Хомякова или Московской Руси «Самодержавие, Православие, Народность». Да, да! Современник Царя Алексея Михайловича Юрий Крижанич утверждает следующие основы государства: «Вера Православная, самовладство совершенно (Самодержавие), нераздельность кралевства и сбережение от чужевладства, запертие рубежев и недопущение празнующаго и бездельнаго жития».
Всё в этом мире обладает свойством рождаться и умирать: Вселенная, галактики, звезды, жизнь, государства и народы… Я полагаю, что народы и нации — это пролонгирование первобытно-племенного сознания человечества, и поэтому до наших дней сохранились войны и вражда между ними. Но уже в наши дни начинают просматриваться иные формы «обустройства» человечества, связанные с глобализацией: интеграция, интернационализация, коллаборация, наднациональные структуры, мощное перетекание мозгов…
Я верю в глобализацию как в неотвратимый процесс объединения людей мира в единое мировое сообщество. Это не просто процесс изменения экономических, технологических, социокультурных или политических сил, не просто единая экономика, свободное перемещение и распространение технологий, но межнационализация всего, связанного с различными странами. Это не отмена понятий народов, наций и языков, не просто исчезновение границ виз или экосистем, не упразднение религиозных, национальных, культурных или ментальных различий между людьми, но — сложный процесс наращивания политологических институтов глобального уровня, при котором мир становится единым и устойчивым. Это процесс взаимопроникновения культурных символов и ценностей, свободного перемещения людей, информации, технологий со все возрастающей скоростью и по всему миру, но — и это главное — переход человечества на новый, более высокий уровень сознания, на котором нет «своих» и «чужих», «наших» и «ненаших», «друзей и врагов», а еще — диктаторов, провокаторов, троллей и доживших до наших дней людоедов в генеральских или диктаторских мундирах…
Источник