Афины (Греция)
Город носит имя богини мудрости и знаний, воительницы Афины-Паллады. По древнегреческой мифологии это название город получил после спора Афины с владыкой морей Посейдоном. Известно, что первый царь Афин Кекроп, который был наполовину человеком, наполовину змеей, должен был решить, кто будет покровителем города. Два бога — Афина и Посейдон — должны были сделать подарок Кекропу, и тот, кто сделает лучший подарок, становился покровителем города. Первым ударил своим трезубцем Посейдон, и тотчас из земли забил источник воды, бесценный для этих мест. После же удара Афины из земли выросло маленькое оливковое дерево. Кекроп был впечатлён подарком Афины и выбрал её в качестве покровителя города.
Кун Н.А. в «Легенды и мифы Древней Греции» описывает рождение богини:
«Самим Зевсом рождена была богиня Афина-Паллада. Зевс-громовержец знал, что у богини разума, Метис, будет двое детей: дочь Афина и сын необычайного ума и силы. Мойры, богини судьбы, открыли Зевсу тайну, что сын богини Метис свергнет его с престола и отнимет у него власть над миром. Испугался великий Зевс. Чтобы избежать грозной судьбы, которую сулили ему мойры, он, усыпив богиню Метис ласковыми речами проглотил ее, прежде чем у нее родилась дочь, богиня Афина. Через некоторое время почувствовал Зевс страшную головную боль. Тогда он призвал своего сына Гефеста и приказал разрубить себе голову, чтобы избавиться от невыносимой боли и шума в голове. Взмахнул Гефест топором, мощным ударом расколол череп Зевсу, не повредив его, и вышла на свет из головы громовержца могучая воительница, богиня Афина-Паллада. В полном вооружении, в блестящем шлеме, с копьем и щитом предстала она пред изумленными очами богов-олимпийцев. Грозно потрясла она своим сверкающим копьем. Воинственный клич ее раскатился далеко по небу, и до самого основания потрясся светлый Олимп. Прекрасная, величественная, стояла она перед богами. Голубые глаза Афины горели божественной мудростью, вся она сияла дивной, небесной, мошной красотой. Славили боги рожденную из головы отца-Зевса любимую дочь его, защитницу городов, богиню мудрости и знания, непобедимую воительницу Афину-Палладу.
Афина покровительствует героям Греции, дает им свои полные мудрости советы и помогает им, непоборимая, во время опасности. Она хранит города, крепости и их стены. Она дает мудрость и знание, учит людей искусствам и ремеслам. И девушки Греции чтут Афину за то, что она учит их рукоделию. Никто из смертных и богинь не может превзойти Афину в искусстве ткать. Знают все, как опасно состязаться с ней в этом, знают, как поплатилась Арахна, дочь Идмона, хотевшая быть выше Афины в этом искусстве.»
Источник
История Афин
Основание города Афины теряется в глубине веков. По преданию, город существовал ещё до Микенской эпохи.
Согласно Платону, в его диалоге «Тимей» сообщается, что египетские жрецы богини Исиды рассказали Солону, посетившему Египет, о существовании в прошлом, еще 9.600 лет до н.э., процветающего города с названием «Афины».
Первыми жителями Афин считаются пеласги.
По преданию, во время правления Кекропа — первого мифического царя Афин (II-III тысячелетие до н.э.), именем которого и был назван первый акрополь (Кекропия), жителями Афин были ионийцы, переселившиеся на землю Аттики. Затем город был переименован в честь богини мудрости Афины, подарившей ему благодатное маслинное дерево — источник жизни и богатства, в связи с чем она и завоевала титул покровительницы города в споре с богом морей Посейдоном.
Знакомый всем миф о Тесее и Минотавре свидетельствует о тесной связи Афин с Критом ещё в Минойскую эпоху, когда отец Тесея, Эгей, восседал на афинском троне, который перешел после его смерти сыну.
Во время Троянской войны Афины выступили на стороне Микен, послав против Трои почти 3.000 солдат на 50 кораблях во главе с Менесфеем. В то время, ещё с III тысячелетия до н.э., действовали рудники в Лаврионе, добывая для города олово и серебро, а позже, в железный век, и железо. Изделия из керамики, производство оливкового масла, меда и вина, а также пентелийского мрамора способствовали в совокупности высокому росту торговли, что в скором времени принесло городу небывалый экономический расцвет.
Первым законодателем Афин считается Дракон, издавший в VII веке до н.э., так называемые, Драконовы законы, увековеченные им на мраморе. На смену жестким Драконовым мерам пришли законы Солона — «сейсахфея», освободившие жителей Аттики от долгового бремени.
В «Золотой век» (500-300 век до н.э.) Афины стали культурным и интеллектуальным центром Европы. То, что мы сегодня называем «культурой Запада», основывается во многом на культуре Древней Греции. В это время стратегом Афин был Перикл и, несмотря на то, что его правление длилось всего 32 года, V век до нашей эры назван его именем. Историк античности Фукидид называл Перикла «первым среди афинян», поскольку он, по его мнению, сочетал в себе основные «добродетели» великого государственного мужа: ум, красноречие, патриотизм и бескорыстие.
Политика Перикла была направлена на усиление гегемонии афинской демократии, которая стала символом свободного общества. Однако, непрекращающиеся конфликты с персидской империей привели, в конечном итоге, к катастрофе эллинизма в Пелопоннесской войне.
В 86 году до н.э., после осады, Афины были захвачены армией римского стратега Левкия Корнилия Силлы, которая подвергла город жестокому разграблению.
Но, несмотря на это, Афины по-прежнему оставались метрополией и в период римского господства, пока в III веке город не был разграблен и уничтожен германским племенем герулов. Правда, городу удалось сохранить свой духовный облик: в его школах обучались такие выдающиеся личности той эпохи, как, например римский император Флавий Клавдий Юлиан.
В 529 году — примерно 200 лет спустя после принятия Византией христианства в качестве официальной религии — на основе указа византийского императора Юстиниана афинские школы были закрыты.
В этот период времени Афины становятся тенью своего выдающегося прошлого: центр эллинизма уже давно переместился на север — в Македонию и на восток — в Константинополь, в результате чего Афины превращаются в маленький периферийный городок с численностью населения в 20.000 человек.
К тому времени Парфенон был обращен в христианский храм, посвященный Панагии (Пресвятой Богородице).
В XIII — XV веках Афины вновь претерпели осаду, но уже со стороны латинских государств, образовавшихся после падения в 1204 году столицы Византии — Константинополя — в ходе 4-ого Крестового похода.
Былая слава города и его стратегическое положение содействовали тому, чтобы он стал столицей Франкского герцогства Афинского (в те годыАкрополь служил дворцом).
В 1458 году Афины были завоеваны турками. После вторжения османов, на город претендовала и Светлейшая венецианская республика. Именно в тот период от артиллерийского обстрела венецианских кораблей под руководством венецианского дожа Франческо Морозини пострадал великий памятник античности — Парфенон.
После национально-освободительной борьбы греческого народа в начале XIX века, ко времени, когда Афины стали в 1833 году столицей Греции, из-за многочисленных осад город представлял собой маленькое, практически опустошенное и разрушенное поселение.
Освободившись от турецкого владычества, начиная с 1834 года, Афины, по инициативе короля Оттона, уже на правах столицы Греции, начали застраиваться по проектам придворного архитектора Лео фон Клензе.
После Малоазийской катастрофы 1922 года, в связи с большим наплывом беженцев, прибывших с территории Малой Азии, уже в 1923 году в городе было создано много новых кварталов.
Во время Второй мировой войны Афины были завоеваны гитлеровскими захватчиками. С окончанием войны, и, особенно в 60-ые годы прошлого столетия, город начал вновь расти, застраиваясь не только на окраинах, но и в центре.
Греческая столица всегда был центром происходящих в стране политических событий. Здесь прошла революция 3 сентября 1843 года, в результате которых страна от абсолютной монархии перешла к конституционной монархии.
Здесь же имели место первые события Гражданской войны — так называемые Декабрьские события: ряд военных столкновений, прошедших с декабря 1944 года, практически сразу после освобождения города от немецких захватчиков (18 октября 1944 года), по январь 1945 года, между силами левых организаций — Национально-освободительным фронтом (ЕАМ), Национальной народной освободительной армией (ЕЛАС), Коммунистической партией Греции (ККЕ) — и армией греческого государства и Англии.
27 апреля 1967 года в Афинах был совершен государственный переворот, завершившийся приходом к власти военной диктатуры трех полковников (хунты) — Георгиоса Пападопулоса, Стильяноса Паттакоса и Николаоса Макарезоса, с их последующим свержением в 1974 году.
Вступление Греции в 1981 году в Европейский Союз (тогда Европейское экономическое сообщество) принесло городу много инвестиций.
Источник
Почему столица Греции называется Афины, а не Посейдония?
- Почему столица Греции называется Афины, а не Посейдония?
- Откуда взялось название «Греция»
- Где располагалась Древняя Греция
Боги Древней Греции не отличались сдержанностью, страсти пылали нешуточные, последствия божественных игр были серьезными. Жители Олимпа наслаждались всеми земными удовольствиями, потакали собственным слабостям, в числе которых было и тщеславие.
Состязания богов были в активном ходу, поэтому за право называться хозяином Аттики сошлись бог морей Посейдон и дочь Зевса, богиня войны, мира и мудрости — Афина Паллада.
Легенда гласит, что Посейдон ударил трезубцем, разбив скалу, откуда потекла соленая вода — дав людям, таким образом, новый источник. Это было знаком скорого превосходства «его» людей на морях, своего рода обещание. Неплохо, но Греция не испытывала ни тогда, ни сейчас дефицит в соленой воде, ибо географически находится в выгодном (с этой точки зрения) месте.
Тогда Посейдон добавил колесницу, чтобы люди могли быстрее перевозить товары, расширять связи и влияние, богатеть и кормить хорошо обученных солдат. Это давало серьезные преимущества.
Афина посадила в землю косточку, из которой выросло первое дерево оливы. И победила. Город назвали в ее честь — Афины.
А дело в том, что олива стала не просто очередным плодоносящим деревом наряду с, например, виноградом или смоковницей. Плоды оливкового дерева использовали не только непосредственно, то есть в пищу. Из них делали масло, их использовали в медицине, они шли на косметику. Разумеется, это стало товаром, который принес государству немалую прибыль.
Оливковые деревья находились под особым контролем. Даже землевладельцы не имели права свободно распоряжаться оливковыми деревьями на собственных участках.
Более того — один из семи мудрец Древней Греции, Солон (тот самый Солон, который притворился умалишенным, чтобы избежать смертной казни и заставить сограждан выслушать план спасения от военного наступления), издал специальный ряд указов, касающихся оливковых деревьев. Нанесение им вреда каралось строго — лишение собственности, денежные штрафы, вплоть до смертной казни.
Древесину из этих деревьев тоже изготавливали, но только в совершенно исключительных случаях и для целей религиозного, сакрального характера. Сжечь оливокое дерево можно было только как жертву богам.
Ибо подаренная Афиной олива олицетворяла собой государственность и продуктивную общественную жизнь, как выразились бы сегодня в той части мира, которая сформировалась под влиянием греческой политики, каковая стала основой построения современного демократического строя. Недаром Ральф Дутли, швейцарский филолог, поэт и эссеист, называет оливковое дерево первым демократом.
Источник
Город Афины
Афины — колыбель европейской цивилизации — сегодня значительно отличаются от того древнегреческого города, что взрастил лучших сынов Античности и стал для них домом. Сегодня Афины — столица Греции, а две с половиной тысячи лет назад они были центром античного мира, стали основой будущей европейской цивилизации.
Город расположен на центральной равнине Аттики (центр Греции), в так называемом бассейне, который окружен горами: Эгалео — с запада, Парнита — с севера, Пендели — с северо-востока, Имито — с востока и омывается с юго-запада заливом Сароникос Эгейского моря. Рельеф местности весьма разнообразен — равнины сменяются горами и холмами. Например, средняя высота над уровнем моря в городе составляет 20 м, а высота холма Акрополя — 160 м!
Город расположен в центре Греции не только территориально (в области Аттика), но также экономически и культурно. Именно здесь можно посетить в древних районах все самые значимые исторические памятники и вдохнуть атмосферу золотого века античной Греции, будто заметив краем глаза мелькнувшую за углом тень Перикла, услышав где-то вдалеке речь Сократа в день его казни…
История города насчитывает более 3,5 тыс. лет, и за это время она знала периоды и расцвета, и запустения. Это и упомянутый золотой век Античности (V–III вв. до н. э.), и принудительное закрытие школ византийским государем Юстинианом в 529 г., и разрушение Парфенона венецианским генералом Франческо Морозинни в 1687 г.
Мы остановимся на веке, прославившем Афины, сделавшем их столицей мира, породившем гениев науки, философии и искусства, оставившем самые яркие памятники города, — Античной цивилизации.
Возникновение Афин
По названию нетрудно догадаться, что с древнейших времен покровителем города была богиня мудрости Афина, с ней также связана и легенда о получении власти над городом.
Из мифов хорошо известно, что имя богини мудрости — Афины — город получил после ее спора с владыкой морей Посейдоном. Кекроп, первый царь Афин, который был наполовину человеком, наполовину змеей, должен был решить, кто же станет покровителем города. Для этого два бога — Афина и Посейдон — должны были сделать подарок царю, и тот, кто преподнесет лучший дар, и будет покровителем.
Первым ударил трезубцем Посейдон — и сразу же из земли забил источник морской воды. Зачем нужен такой родник?! Греция — страна жаркая, горная, вода там нужна, но морской соленой воды там предостаточно. Когда ударила Афина, из земли выросло оливковое деревце. Кекроп впечатлился подарком Афины и сделал ее покровителем города. Но в городе стало недоставать воды. Проблема с питьевой водой и сегодня — злободневная тема. Неужто месть Посейдона?
Другая версия гласит, что слово «Афины» происходит от слова «Афон», что также созвучно и со словом «цветок» (на греческом афос). Можно говорить об игре слов: Афины — город-цветок.
В древности и потом в кафаревусе (искусственной разновидности греческого языка, официальной с 1821 по 1976 г.) название Афины стояло во множественном числе. В 1976 г. с отказом от кафаревусы единственное число Афина стало официальным. Впрочем, в русском языке так и прижилось более архаичное название.
Основа расцвета Афин в эпоху Античности
Самых ранних поселенцев XVI–XV вв. до н. э. сменили ахейские народности, а через несколько веков вторжение дорических племен на юг Балкан стало причиной переселения в Афины беженцев из Микен — величайшего центра микенской цивилизации позднеэлладской эпохи. Возможно, что сюда перебрались многие носители той культуры, которая так или иначе в переработанном виде дала толчок для развития античной культуры на фоне афинских декораций, где такие, казалось, современные ценности, как свобода личности, самовыражения и мировоззрения, впервые зародились.
Место это находилось на пересечении путей различных культур, впитало в себя самое лучшее. Многие выдающиеся личности того времени были из Афин: мудрейшие философы (Сократ, Платон), лучшие политики и полководцы (Перикл, Фемистокл, Кимон), гениальнейшие скульпторы и художники (Фидий, Поликлет, Пракситель), первые в истории драматурги (Софокл, Эсхил, Еврипид).
Удивительно и то, что почти все вышеперечисленные люди были современниками, многие хорошо знали друг друга и даже жили в одном городе. Впрочем, к Древней Греции применим термин полис — город-государство, куда входила территория города и близлежащие окрестности. Полисом были и Афины. Это община, которая к V в. до н. э. уже переживает родословно-общинные отношения и ставит личность прежде безмолвной толпы, свободу выбора каждого вместо конформизма. В античном обществе можно заработать себе имя, обладая личными качествами, а не происхождением (так, сын гончара мог стать мудрейшим философом). Ни в одном человеческом обществе доселе не было подобного!
Стремление к свободе и гармонии прослеживается на протяжении всего периода Античности. Поэтому, говоря о расцвете античной цивилизации, справедливо говорить и о развитии общества, которое обладало своими специфическими характеристиками.
Афины – колыбель гуманизма и демократии
Образ античного общества сформировался полностью после так называемого перехода к демократической республике, когда роль родовой знати в управлении государством отошла на второй план, а главная роль в управлении стала отводиться демосу, то есть народу.
В чем была суть конфликта между народом и знатью? Середина V в. до н. э. — время, когда в Греции, с одной стороны, начинали развиваться промышленность и торговля, входили в употребление и приобретали большое значение деньги, росла новая сила — демос, а с другой — усиливались произвол и злоупотребления правящей аристократии, экономический гнет и задолженность массы крестьян, особенно бедственная вследствие сурового долгового права, обрекавшего должника на рабство.
Афины в этом отношении – лучший образец разрешения данного конфликта. Так, приблизительно с 500 по 321 г. до н. э. здесь существовала первая в истории демократическая форма правления. Любой гражданин имел полное право участвовать в работе суверенного собрания. Разработка повестки дня собрания и повседневное руководство городом осуществлялись советом; судебные и аудиторские должности выбирались большим жюри. Членство как в совете, так и в жюри предоставлялось каждому по жребию. Любой гражданин имел шансы быть сегодня правителем Афин, а завтра — их верховным судьей. Первый идеолог демократии, великий Перикл, отстаивал эту форму правления на том основании, что она способствует проявлению терпимости и гражданственности. Он также ввел плату за работу в жюри, которая равнялась примерно дневному доходу.
Впрочем, эта форма правления как-то могла уживаться (на то она и демократия!) с остатками родоплеменной власти. В этом отношении примечателен ареопаг — орган власти в древних Афинах, который назван так по месту заседаний на холме Ареса возле Акрополя. По преданию, на этом холме проходил суд над богом Аресом за пролитие крови сына Посейдона.
Ареопаг возник в эпоху родоплеменного строя как совет старейшин. Состоял из пожизненных членов, пополнялся бывшими архонтами, кандидов в которые намечал и избирал ареопаг. Обладал широкой политической, судебной, контролирующей и религиозной властью. Ареопаг был оплотом родовой знати, а позднее олигархии — богачей.
Демократия в Афинах V в. до н. э. немного отличается от привычной нам современной демократии. Сегодня свобода выбирать власть дана каждому совершеннолетнему вменяемому человеку — в Афинах это могли делать только совершеннолетние мужчины, которые были свободными гражданами. Из 100 с лишним тысяч населения города того времени правом голоса обладали около 20 тыс. человек, а то и меньше!
Афины хоть и добились существенного развития общественных отношений, во многом не смогли избавиться от влияния родоплеменных пережитков. Даже первая форма демократии со временем начала изживать себя. И к началу так называемого кризиса древнегреческого полиса демократическая республика переросла в охлократию (власть черни) — коррумпированную громоздкую бюрократическую машину, которая и привела к полному краху.
Как Афины стали столицей греческого мира
Сегодня город — столица Греции, европейского независимого государства, но так было не всегда. В античные времена все полисы были автономными (за некоторыми исключениями), и вряд ли другие греческие города того времени, такие как Коринф или Спарта, желали отдать первенство Афинам. Но именно так и произошло в результате греко-персидских войн, длившихся с начала и до середины V в. до н. э., победа в которых и привела к абсолютному могуществу афинян, хоть и ненадолго.
В результате этих войн был собран союз греческих полисов против персидских захватчиков. В 478 г. до н. э. пелопоннесский флот под начальством Павсания отнял у персов часть Кипра и Византий. Так афиняне стали в глазах греков Востока спасителями от персов, а Спарта, отказавшаяся от распространения союза на прибрежные ионийские города, утратила популярность среди ионийцев. Положение спартанского полководца Павсания среди недовольных ионийцев было тягостным, в особенности когда он стал вести двусмысленные переговоры с Персией и надменно обращаться с союзниками. Его распоряжениям отказались повиноваться; командование было предложено афинянам (477 г. до н. э.). Спартанцы отозвали Павсания и свои корабли. Афинские полководцы Аристид и Кимон заняли первые места в новом союзе. Не противясь установлению афинской гегемонии на море, спартанцы не могли допустить, чтобы Афины приобрели влияние на материке. Афиняне, чтобы оградить себя от нападений, решили по совету правителя Фемистокла обнести город крепкой стеной. Спартанцы протестовали против постройки «длинных стен», но творческий гений Фемистокла и его находчивость довели дело до конца и превратили Афины в сильную крепость.
Афинский союз, выделившийся из общего греческого союза для дальнейшей войны против персов, получил четкую организацию. Это была первая попытка объединения почти всего греческого мира в одно государство под эгидой главного полиса — Афин. Казна союза помещалась на Делосе, поэтому изначально он был назван Делосским, а уж потом, когда могущество Афин стало неоспоримым, стал Афинским союзом. К союзу примкнули все города, освобожденные от персидского ига, и, кроме того, остров Эвбея и острова Западные Киклады. Началась энергичная очистка южного побережья Фракии (север Балкан) от персов.
Вскоре персы были вытеснены со всех позиций в Европе. Несмотря на двойную славную победу греков при Саламине, Афины должны были отказаться от наступательных действий против Персии, поскольку им предстояло решать трудные задачи внутри государства и уже началась роковая для Афин вражда со Спартой, которая приведет в результате к разрушительной Пелопоннесской войне.
Впрочем, греко-персидские войны имели большое значение для Афин в частности и для Греции в целом. Они ускорили развитие греческой культуры, внушили грекам национальное сознание своего величия. В своих успехах греки видели победу свободы над рабством. Народная независимость и общественная свобода, связанные с развивавшейся демократией, были спасены. Поскольку преимущество оказалось на стороне афинской демократии, после греко-персидских войн почти все греческие государства были охвачены демократическим движением. Афины превратились в великую морскую державу и стали центром Греции — культурным, политическим, интеллектуальным и экономическим.
Портрет Афин классического периода Античности
Теперь, когда мы разобрались со всеми обстоятельствами, сделавшими Афины могущественным культурным и экономическим центром, пора совершить небольшое путешествие… по Афинам классической эпохи. Попытаться воссоздать облик города таким, каким он был в дни могущества. Эта прогулка позволит нам ближе познакомиться с историческими памятниками города.
Мы перед холмом Акрополя, поднимемся на него. В 447 г. до н. э. по инициативе Перикла на Акрополе началось новое строительство. Руководство всеми работами было поручено его другу, знаменитому скульптору Фидию, который, видимо, и был автором проекта, положенного в основу всего комплекса, его архитектурного и скульптурного облика. Здесь располагалось множество храмов и статуй богов. Мы проходим Пропилеи, монументальный вход на Акрополь, и оказываемся перед храмом Афины Ники, построенным в V в. до н. э. в честь победы греков над персами.
Однако главное сооружение здесь, несомненно, Парфенон — храм, посвященный Афине, точнее, Афине-девственнице. Строили его всего 15 лет (с 447 по 432 г. до н. э., сохранился он частично, но и сегодня статуи из этого храма и его архитектура признаны совершенными по исполнению. Считается, что Фидий, создавая прекрасные скульптуры богов, сделал одну, изображавшую его самого, и поставил в один ряд с богами. Так художник впервые смог назвать себя Творцом. В древности недалеко от Парфенона стояла и гигантская статуя Афины. Моряки видели сияние ее шлема на многие километры от берега, но, увы, статуя до наших дней не сохранилась.
Хорошо сохранился другой храм Акрополя — Эрехтейон (посвящен Афине, Посейдону и легендарному царю Эрехтею). Его легко узнать по фигурам кариатид: они поддерживают головами крышу. Афиняне говорили, что именно на этом месте Афина и Посейдон решали, кто будет покровительствовать городу. Победила Афина. А на месте столкновения богов выросло оливковое дерево. Эрехтейон имеет необычную асимметричную планировку, вызванную, во-первых, значительным перепадом высоты почвы под ним, а во-вторых, многообразием реликвий, хранившихся в нем. Он имел два входа, с севера и востока, которые были оформлены ионическими портиками.
Восточная часть Эрехтейона была посвящена Афине Полиаде (градохранительнице). Именно здесь хранилось деревянное изображение богини, которому ежегодно во время празднеств Панафиней подносили новое одеяние. Западная часть храма была посвящена Посейдону и Эрехтею. На южной стороне храма находится знаменитый пор — тик кариатид, названный так по шести статуям (высота 2,1 м), поддерживающим потолочное перекрытие (или архитрав).
С Акрополя (а мы сейчас, по задумке, перенеслись в V в. до н. э.) открывается необычный вид на город — квадратные низенькие домики, террасы. Город как бы спускается с высоты ступенями. На террасах стоят дома и лавки продавцов. Тот район города, что можно увидеть, называется Плака, он самый древний в Афинах. Даже сегодня здесь пешеходная зона. Улицы, мощенные булыжником, похожи на лабиринт, как и две с половиной тысячи лет назад.
Западнее Акрополя находится небольшой холм Ареопаг, о котором мы уже упоминали и на котором собирался древний совет старейшин. Грациозные колонны храма Зевса стоят к югу от Акрополя. Сегодня от древнегреческого храма остался только один угол: 14 колонн, увенчанных коринфскими капителями и двумя отдельно стоящими колоннами, одна из которых повалена. Строительство храма началось в 530 г. до н. э., а завершилось только в 129 г. нашего времени, при римском императоре Адриане, поклоннике греческой культуры. В этом храме располагалась самая большая статуя Зевса, когда-либо известная, но она, увы, также не сохранилась.
Далее зайдем на знаменитую Афинскую агору — городскую площадь, занимающую территорию приблизительно 10 га и расположенную на пологом склоне к северо-западу от Акрополя. Попав сюда, можно было увидеть настоящий праздник цивилизованной жизни: в древности эта площадь была центром светской и общественной жизни, гражданского управления и суда, важнейшим местом торговли и предпринимательства, театральной сценой для греческой драмы, площадкой для атлетических соревнований и излюбленным местом для интеллектуальных дискуссий. И сегодня здесь сохранились различные постройки того времени, да и сам дух этого места хорошо передает те далекие времена.
Завершаем нашу прогулку, пройдя вдоль главной Панайфинейской улицы — широкой, посыпанной гравием, пересекающей по диагонали всю Агору. Ее название и особый колорит связаны с народным праздником Панафинеи, отмечавшимся, как мы уже говорили, в Афинах ежегодно. Во время праздника одежды для статуи богини Афины (хранилась весь год в Эрехтейоне) несли по этой дороге от Дома процессий, что рядом с городскими воротами, к Акрополю. По пышности и грандиозности процессии можно судить по фризу на Парфеноне. Там можно разглядеть конницу, колесницы, жертвоприношение коров и овец, а также юношей и девушек, которые несли все необходимое для жертвоприношения. Архитекторы позаботились о том, чтобы гражданам Афин и гостям города было удобно наблюдать за шествием на Агоре. Например, колоннады с выступами и ступеньками разместили таким образом, чтобы можно было следить за ходом процессии. На ступеньках фасадов помещалось немало зрителей.
Жить в Афинах в период расцвета города было необычайно увлекательно, жаль только, что сохранилось намного меньше памятников этой прекрасной эпохи, нежели их было, но и то, что осталось, свидетельствует, что Афины есть и были городом с уникальной атмосферой и архитектурой.
Как добраться
Москву и Афины связывает и прямой рейс (Aeroflot, от €330), и с пересадками, что выйдет немного дешевле (Air Moldova/ Malev, от €200/250).
Заключение
Афины — центр классической культуры и колыбель современной цивилизации. Тем не менее, город имеет и христианскую историю, тесно переплетающуюся с наследием классической традиции, — неслучайно самые древние из христианских храмов Афин построены на фундаменте языческих святилищ, а некоторые из них располагались прямо в зданиях древних храмов, как, например, храмы Парфенона, Зевса и Эрехтейона.
В годы Античности Афины переживали свой расцвет. Отстояв независимость, греки создали новое общество с абсолютно новым мышлением. Моряки и путешественники оказывали влияние на развитие многих культур; философы, врачи и ученые распространяли новые взгляды, основанные на наблюдении и дискуссиях. Старые сельские обычаи отмирали с ростом городов. Создавались новые искусство, архитектура и наука. Развивались философия и медицина, основанная на изучении природы. Театр в этот период играл большую роль в жизни греков. Представления берут начало из сельских праздников — Великих Дионисий. Театры строили под открытым небом на склонах холмов, по которым полукругом спускались места для зрителей. Только в Афинах театр был сооружен на склоне Акрополя возле храма бога Диониса и вмещал до 17 тыс. зрителей.
Увы, но расцвет длился всего несколько столетий и сменился эллинской эпохой (323–31 до н. э.) — походы Александра Македонского смогли распространить греческую культуру далеко за пределы Греции, но кризис полисного устройства общества намечался все более явно и уже к рубежу эпох привел к значительной деградации общества. Эта эпоха не создала ничего нового, а только попыталась перенять все, что было создано в классический период. Приход христианства в первые века новой эры способствовал постепенному исчезновению древнегреческой цивилизации.
Сегодня Афины — город, причудливо совместивший в себе историю и современность, европейскую внешность и античный «скелет», город, где история не в музеях, а прямо под ногами.
Источник