- Тема «Китай». (стр 235-241)
- Методическая разработка урока географии в 11 классе МОУ СОШ № 52, Тема: Зарубежная Азия. Китай
- Почему в большом Китае большая часть населения живет на востоке, у побережья, а центральные и западные территории не
- Почему в большом Китае большая часть населения живет на востоке, у побережья, а центральные и западные территории не
Тема «Китай». (стр 235-241)
Тема «Китай». (стр 235-241)
Тема «Китай». (стр 235-241)
Китай – удивительная страна с длительной историей, своеобразной культурой и философией. Здесь мирно уживаются древние пагоды и зеркальные небоскребы, традиционная культура и ультрасовременное производство! Сегодня мы получили лишь самое общее представление о стране, но хочется верить что оно не оставило вас равнодушными и породило желание более подробно познакомиться с ней.
Составить «визитную карточку» Китая: (работать в рабочей тетради)
— площадь — ………………………….(место в мире);
— численность населения — ………………………(место в мире);
— общая протяженность сухопутных границ — ………………….(место в мире);
— длина морских границ – 14 000 км;
— омывают моря (см. карту атласа) –
— административно – территориальное деление — ………………………..;
— города центрального подчинения (см. карту) — ……………………………….;
— какой остров в 1949 г. был объявлен «Китайской республикой» — …………
— численность населения Китая — ………………………………;
— в течение какого времени Китай лидирует по численности населения — ………………;
— что означает изречение: «Жэнь шань, жэнь хай» — …………………………. ;
— последняя перепись населения Китая была в — ……………………………….;
— демографическая политика (стр. 61) -…
— типы воспроизводства населения Китая (стр 63)- . ;
— формула воспроизводства населения (картосхема № 13 стр. 63)- …………;
— подавляющее большинство населения Китая составляют — …………. которые себя называют …………….;
— они проживают в ………………….части Китая (см. карту);
— почему это большинство заселило ………………………часть страны (объяснить!).
— современный Китай ………………………., занимающая важные позиции в мировом хозяйстве;
— Китай образует третий по экономической мощи центр мирового хозяйства;
— Китай занимает ………место в мире по производству………………..видов …………………… и ……………….. продукции (см. стр. 238, 262 № 19);
— новые отрасли: электроника, аэрокосмическая промышленность;
— лицо Китая во многом определяет ……… Они тяготеют………… (ст. 238);
— в машиностроительном комплексе преобладают не……………………, а …………………. предприятия;
— в половине сельских территорий страны нет электричества, а в сельском хозяйстве преобладает ручной труд.
— очень большую роль в экономике Китая играет сельское хозяйство, в котором занято более……………… человек;
— главные земледельческие районы расположены в восточной части страны……………………..;
— рис – главный хлеб населения (стр. 262 №20);
— Китай является лидером по производству хлопка, тутового шелкопряда, риса и др. культур;
— назвать отрасли животноводства Китая.
Практическая работа № 24. (работу выполнить на отдельном листочке)
основных сельскохозяйственных районов Китая
Используя текст учебника (стр. 239) и карты атласа, заполните таблицу:
Источник
Методическая разработка урока географии в 11 классе МОУ СОШ № 52, Тема: Зарубежная Азия. Китай
Методическая разработка урока географии в 11 классе.
ТЕМА: Зарубежная Азия. Китай. 11 класс
— сформировать у учащихся конкретное представление о роли Китая в современном мире;
— определить ведущие отрасли хозяйства страны: достижения и проблемы;
— развить познавательный интерес к предмету, мыслительную деятельность учащихся;
— закрепить практические умения и навыки учащихся в работе с текстом учебника, картами атласа, статистическим материалом, картосхемами, диаграммами, таблицами.
Ключевые понятия к теме:
1. количество стран в Зарубежной Азии;
2. страны Зарубежной Азии по форме правления и территориально – административному устройству;
3. город какого государства является родиной трех религий;
4. группировка стран по географическому положению;
5. численность населения Зарубежной Азии;
6. показатель уровня и качества жизни населения;
7. группировка стран по уровню экономического развития;
8. страна, входящая в семерку экономически развитых стран мира.
II Работа с учащимися по изучению Китая.
— площадь — ………………………….(место в мире);
— численность населения — ………………………(место в мире);
— общая протяженность сухопутных границ — …………………….(место в мире);
— длина морских границ – 14 000 км;
— омывают моря (см. карту атласа) –
— административно – территориальное деление — ………………………..;
— города центрального подчинения (см. карту) — …………………………………….;
— какой остров в 1949 г. был объявлен «Китайской республикой» — …………………….
— в каких годах Китай полностью освободился от колониального прошлого (работа с текстом стр. 235) — …………………………;
— назвать территории, которые были возвращены Китаю — ……………………………….;
— какие страны возвратили указанные территории — ……………………………………….;
Карточка № 1 Население
— численность населения Китая — ………………………………;
— в течение какого времени Китай лидирует по численности населения — ………………;
— что означает изречение: «Жэнь шань, жэнь хай» — ………………………………….;
— последняя перепись населения Китая была в — ……………………………….;
— типы воспроизводства населения Китая (таблица №2 стр 6. ;
— формула воспроизводства населения (картосхема № 13 стр. 63)- ………………………;
Карточка № 2 Население
— «Море людей накладывает отпечаток на все стороны жизни китайского общества» — обосновать данное высказывание;
— количество людей в Китае трудоспособного возраста составляет — …………………;
— из них молодежь составляет (%, посчитать количество)- ……………………………;
Карточка № 3 Население: этнический состав
— подавляющее большинство населения Китая составляют — …………. которые себя называют …………….;
— они проживают в ………………….части Китая (см. карту);
— почему это большинство заселило ………………………часть страны (объяснить!).
Использовать текст учебника стр. 236
Карточка № 4 Население: этнический состав
— в китайском языке — ……………….основных диалектов………………,……………. В чем их различие? (см. стр. 236, 261 №17);
— сколько букв в русском алфавите необходимо знать, чтобы читать — …. сравнить с китайскими иероглифами:
— для начальной школы — ……….;
— почему в Китае до сих пор остаются неграмотными — ……….человек.
Карточка № 5 Население: этнический состав
— количество национальных меньшинств в Китае — …………(в %), но эту страну относят к ………………;
— к каким языковым семьям принадлежат национальные меньшинства (см. карту);
— народы тайской группы: чжуаны, уйгуры, тибетцы, мяо, маньчжуры, манголы (60 народностей);
Карточка № 6 Население: контрасты расселения
— почти ……% жителей сосредоточен на ……………….. части территории Китая;
— «городской взрыв» затронул Китай.
— по общему числу городских поселений больших городов в Китае………………;
— абсолютное количество горожан ………………….. Китай занимает…………место в мире (стр. 236, 261 №18);
— мировое первенство Китая по количеству деревень — их…………………….
Карточка № 7 Население: Китай – страна древней культуры
— уникальные сооружения………………………..длинной около……………………….;
— традиции духовной культуры, сохранившиеся до наших дней:
— в китайской школе ответы учащихся оценивается по ……………………бальной шкале;
— с глубокой древности существуют китайская ………………. ……………………, …………………………. ………………………
Административно – территориальное деление и экономические зоны Китая представлены следующим образом (анализ картосхемы блок 16 стр. 237)……………………………………………………………………………
— выделить лидирующие экономические зоны по:
Сделать вывод, обосновать причины неравномерного развития.
Карточка № 9 Достижения и проблемы в хозяйстве Китая
— современный Китай ………………………., занимающая важные позиции в мировом хозяйстве;
— Китай образует третий по экономической мощи центр мирового хозяйства;
— Китай занимает ………………………место в мире по производству………………..видов …………………… и ……………….. продукции (см. стр. 238, 262 № 19);
— новые отрасли: электроника, аэрокосмическая промышленность;
— лицо Китая во многом определяет ………………………… Они тяготеют…………… (ст. 238);
— в машиностроительном комплексе преобладают не……………………, а …………………. предприятия;
— в половине сельских территорий страны нет электричества, а в сельском хозяйстве преобладает ручной труд.
Карточка № 10 Экономика Китая многоукладна
кооперативы (заняты 140 млн. человек);
— руководящее положение занимает государственный сектор экономики!
— назвать ведущие отрасли промышленности Китая (стр. 238, 239). Сделать вывод.
Карточка № 11 Сельское хозяйство
— очень большую роль в экономике Китая играет сельское хозяйство, в котором занято более……………… человек;
— главные земледельческие районы расположены в восточной части страны……………………..;
— рис – главный хлеб населения (стр. 262 №20);
— Китай является лидером по производству хлопка, тутового шелкопряда, риса и др. культур;
— назвать отрасли животноводства Китая.
Китай (энциклопедия мудрости)
1. Конфуций Кун – цзы (Учитель Кун– 479 гг. до н. э., древнекитайский философ.
Важное в учении Конфуция – «гуманность» — почтительное уважение к предкам, старшим по возрасту и положению, преданности государю и т. д.;
«Учитель десяти тысяч поколений».
Учение Конфуция стало основой специфически китайского образа жизни.
— при разных принципах не найти общего языка;
— умереть с голоду – событие маленькое, а утратить мораль – большое;
— «есть ли одно такое слово, которым можно было бы руководствоваться всю жизнь?» — спросили у Конфуция. «Да, есть, — ответил он. — Это снисходительность».
2. Лао – цзы — 579 – 499 гг. до н. э., древнекитайский философ – мудрец.
Главное в учении Лао – гармония, отказ от борьбы, отвержение роскоши, насилие над людьми и грубого вмешательства в их жизнь, чистота и бесхитростность во всем.
— будьте внимательны к своим мыслям – они начало поступков;
— нет большей беды, чем недооценивать противника;
— голос истины противен слуху;
— закон достойных – творить добро и не ссрориться;
— мудрец избегает всякой крайности;
— легко достигнутое согласие не заслуживает доверия;
— кто думает, что постиг все, тот часто терпит неудачу.
Источник
Почему в большом Китае большая часть населения живет на востоке, у побережья, а центральные и западные территории не
Во-первых — около морского побережья и во-вторых, им кушать надо. а пригодные для сельскохозяйственного использования земли составляют в Китае лишь 10% территории, причем располагаются они главным образом в приморских провинциях, в так называемых Восточных равнинах Китая.
Среди низменных районов выделяют следующие области (с севера на юг) :
Маньчжурская равнина — омывается Ляодунским заливом;
Великая Китайская равнина — обширная равнина в центре восточного побережья, омывается заливом Бохай и Жёлтым морем;
Бассейн среднего течения и дельта реки Янцзы;
Бассейн и дельта Жемчужной реки.
Каждая крупная низменная равнина сложена наносами одной или нескольких рек. Наиболее плотно заселены районы нижней части дельты Янцзы и Северо-Китайской равнины.
Примерно 90% от общей численности населения Китая проживает на этой территории, составляющей лишь 40% общей площади страны, главным образом на востоке страны. Огромные периферийные территории Китая практически безлюдны.
Неравномерность размещения населения Китая объясняется следующими факторами:
1. Природный фактор
Понятно, что обширные районы с экстремальными природными условиями (пустыни, высокогорья) не создают благоприятных предпосылок для жизни людей.
2. Исторический фактор
Тысячи лет назад, когда оседлое земледелие развивалось в долинах рек Центрального Китая, там возникли окруженные защитными стенами города, ставшие политическими, военными и культурными центрами страны. Многие из этих городов сохранили свое экономическое и политическое значение до сего дня. Начиная с 19 в. торговля с западными странами стимулировала развитие крупных портовых городов страны.
3. Демографический фактор
Население КНР характеризуется высоким средним возрастом, что является следствием политики «одна семья — один ребёнок» .
Количество и плотность населения быстрее всего увеличиваются в тех регионах, где наиболее высок его естественный прирост.
Сложность демографической ситуации отразилась на том, что в сельских районах где проживает 75% населения сложилась ситуация при которой страна, имеющая 7% мировой пашни кормит 24% населения мира. Сложной проблемой является перенаселенность деревни, в которой к настоящему моменту уже 1/3 всех рабочих семей является избыточной. Всего в сельском хозяйстве Китая занято более 400 млн. человек, а по числу занятых в промышленности Китай занимает первое место в мире.
4 Социально-экономический фактор
Четвертая причина — воздействие социально-экономических условий жизни людей, их хозяйственной деятельности, уровня развития производства. Если в недавнем прошлом Китай по темпам и уровням урбанизации принадлежал к числу сильноурбонизированных стран, но после 1949 года постепенно начинает увеличиваться количество городского населения, за счет строительства новых промышленных центров. В этот период в стране появляется более 500 больших городов и городов «миллионеров» (более 30), кроме того, Китай занимает первое место в мире по количеству горожан.
5. Этнический состав населения
Китай – многонациональное государство.
В этническом плане более 90% населения Китая составляют ханьцы, или китайцы «хань» . Кроме того, в стране проживают представители следующих национальных и этнических групп: чжуаны, уйгуры, хуэйцзу, тибетцы, мяо, маньчжуры, монголы, буи. Вследствие миграционных процессов их число в районах проживания национальных меньшинств увеличивается, однако в большинстве своем они населяют Центральный и Восточный Китай.
Источник
Почему в большом Китае большая часть населения живет на востоке, у побережья, а центральные и западные территории не
Во-первых — около морского побережья и во-вторых, им кушать надо. а пригодные для сельскохозяйственного использования земли составляют в Китае лишь 10% территории, причем располагаются они главным образом в приморских провинциях, в так называемых Восточных равнинах Китая.
Среди низменных районов выделяют следующие области (с севера на юг) :
Маньчжурская равнина — омывается Ляодунским заливом;
Великая Китайская равнина — обширная равнина в центре восточного побережья, омывается заливом Бохай и Жёлтым морем;
Бассейн среднего течения и дельта реки Янцзы;
Бассейн и дельта Жемчужной реки.
Каждая крупная низменная равнина сложена наносами одной или нескольких рек. Наиболее плотно заселены районы нижней части дельты Янцзы и Северо-Китайской равнины.
Примерно 90% от общей численности населения Китая проживает на этой территории, составляющей лишь 40% общей площади страны, главным образом на востоке страны. Огромные периферийные территории Китая практически безлюдны.
Неравномерность размещения населения Китая объясняется следующими факторами:
1. Природный фактор
Понятно, что обширные районы с экстремальными природными условиями (пустыни, высокогорья) не создают благоприятных предпосылок для жизни людей.
2. Исторический фактор
Тысячи лет назад, когда оседлое земледелие развивалось в долинах рек Центрального Китая, там возникли окруженные защитными стенами города, ставшие политическими, военными и культурными центрами страны. Многие из этих городов сохранили свое экономическое и политическое значение до сего дня. Начиная с 19 в. торговля с западными странами стимулировала развитие крупных портовых городов страны.
3. Демографический фактор
Население КНР характеризуется высоким средним возрастом, что является следствием политики «одна семья — один ребёнок» .
Количество и плотность населения быстрее всего увеличиваются в тех регионах, где наиболее высок его естественный прирост.
Сложность демографической ситуации отразилась на том, что в сельских районах где проживает 75% населения сложилась ситуация при которой страна, имеющая 7% мировой пашни кормит 24% населения мира. Сложной проблемой является перенаселенность деревни, в которой к настоящему моменту уже 1/3 всех рабочих семей является избыточной. Всего в сельском хозяйстве Китая занято более 400 млн. человек, а по числу занятых в промышленности Китай занимает первое место в мире.
4 Социально-экономический фактор
Четвертая причина — воздействие социально-экономических условий жизни людей, их хозяйственной деятельности, уровня развития производства. Если в недавнем прошлом Китай по темпам и уровням урбанизации принадлежал к числу сильноурбонизированных стран, но после 1949 года постепенно начинает увеличиваться количество городского населения, за счет строительства новых промышленных центров. В этот период в стране появляется более 500 больших городов и городов «миллионеров» (более 30), кроме того, Китай занимает первое место в мире по количеству горожан.
5. Этнический состав населения
Китай – многонациональное государство.
В этническом плане более 90% населения Китая составляют ханьцы, или китайцы «хань» . Кроме того, в стране проживают представители следующих национальных и этнических групп: чжуаны, уйгуры, хуэйцзу, тибетцы, мяо, маньчжуры, монголы, буи. Вследствие миграционных процессов их число в районах проживания национальных меньшинств увеличивается, однако в большинстве своем они населяют Центральный и Восточный Китай.
Источник