- Почему именно степная зона является главной сельскохозяйственной зоной страны
- Степи и лесостепи России
- Чем важно для России сельское хозяйство степной зоны?
- Чернозёмы — самые плодородные почвы в мире
- Почему именно степная зона является главной сельскохозяйственной зоной страны россии
- Семинар «Связь размещения хозяйства с природными условиями степной зоны»
Почему именно степная зона является главной сельскохозяйственной зоной страны
Ответ: Метон Афинский.
В материалах энциклопедий удалось найти следующее.
Люди издавна пытались систематизировать результаты наблюдений за погодой и ее изменениями. В В 432 году до н.э. в Афинах на площади был построен гномон для наблюдений за солнцестоянием. Под руководством математика, инженера и астронома Метона Афинского были высечены из камня оригинальные переставные календари (парапегмы). Метон составил мраморные таблицы, на которых отмечались выдающиеся явления погоды и даты их наблюдения. Этими таблицами пользовались как прогнозами будущей погоды.
1) Вторая половина XIX — начало XX в. ознаменованы бурным ростом промышленности, особенно после отмены крепостного права (1861 г.). Как и в странах-лидерах, в России вначале развивается текстильная промышленность. а затем «угольно-металлургический цикл», сопровождавшийся строительством железных дорог. Хотя в развитии экономики традиционно большую роль играет государство, в целом хозяйство носит рыночный характер: существуют конкуренция, рынок рабочей силы (население переселяется туда, где появляются новые рабочие места) и рынок капитала (деньги направляются в наиболее прибыльные отрасли), цены изменяются в зависимости от соотношения спроса и предложения.
2) Советский период (1920—1980-е гг.)— экономика страны строится не на рыночных, а на плановых началах. Мастная собственность ликвидирована, практически все предприятия становятся государственными. Сделан упор на развитие тяжелой и особенно военной промышленности.
3) С 1992 г. экономика России переходит 4на рыночные рельсы»: организуются рынки товаров, рабочей силы, капиталов. Резко снижается производство военной продукции; государство сокращает свою регулирующую роль. Однако большинство предприятий оказалось не готово к работе в новых условиях, они начали нести убытки и сокращать производство. Выпуск промышленной продукции за 1990-е гг. сократился в 2,5 раза, сельскохозяйственной — на треть. Если раньше импорт товаров строго ограничивался, то теперь он стал свободным. Продукция многих предприятий не выдерживает конкуренции с более качественными и дешевыми импортными товарами. Таким образом, возвращение к рыночной экономике идет с большими сложностями
Источник
Степи и лесостепи России
Чем важно для России сельское хозяйство степной зоны?
Степи и лесостепи — главный сельскохозяйственный район России, её житница. Это самый «хлебный» район: здесь расположена большая часть посевов зерновых культур. Это также основной район выращивания сахарной свёклы (в более влажных западных частях зоны) и подсолнечника (в более засушливых южных и восточных частях). Сахарную свёклу необходимо перерабатывать как можно быстрее и ближе к районам производства, поэтому сахарные заводы также располагаются в этой зоне. А в районах возделывания подсолнечника размешены и маслобойные предприятия — здесь производят почти всё российское растительное масло.
Степи и лесостепи — главный район производства зерна, сахарной свёклы, подсолнечника, район развития мясного и молочного скотоводства, свиноводства, на юге — овцеводства.
Отходы сахарного производства н маслобойных заводов (кормовая патока, отжимки подсолнечника) — незаменимы для изготовления кормов для свиней. Поэтому степи и лесостепи — главный район свиноводства. Естественных кормовых угодий здесь мало (всё, что можно, уже распахали), поэтому крупный рогатый скот содержится на кормах, получаемых от земледелия (кукуруза на силос, сеяные травы, переработанное в комбикорм зерно и др.). Чем засушливее климат, тем в продукции скотоводства меньше доля молока и больше доля мяса: в лесостепях скотоводство молочно-мясное, южнее — мясо-молочное, а в более засушливых частях — мясное. (Как вы думаете, чем это объясняется?)
В сухих степях в животноводстве на первое место выходит овцеводство. Овцы содержатся па пастбищах круглый год (а ведь пастбищные корма гораздо дешевле получаемых от земледелия — это «даровые» блага природы!). Однако многие участки пастбищ уже «вышли из строя» в результате иеревыпаса: чрезмерное поголовье овец уничтожило растительный покров, и теперь требуются специальные дорогостоящие мероприятия по восстановлению пастбищ.
ОТ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА В СТЕПНОЙ ЗОНЕ ЗАВИСИТ ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ ВСЕЙ СТРАНЫ.
Чернозёмы — самые плодородные почвы в мире
Сплошное земледельческое освоение территории — важнейший признак степей и лесостепей. Плодородные чернозёмные почвы можно было возделывать без удобрений, и их урожайность позволяла здесь прокормиться довольно густому (по российским меркам) сельскому населению. В этой зоне традиционно сложилась сеть крупных сельских поселении со средней людностью более 1000 жителей (рис. 67). Особенно крупные сёла сложились на равнинах Северного Кавказа (например, людность кубанских станиц достигает 20—30 тыс. жителей).
К сожалению, безжалостная эксплуатация чернозёмных почв привела к развитию почвенной эрозии и потере значительной части гумуса. Если сравнить содержание гумуса 100 лет назад и сейчас, то можно увидеть па многих площадях его сокращение в 2 раза. А для того чтобы сформировались эти почвы, природе потребовалось много веков! Нужно помнить, что чернозёмы — огромное богатство нашей страны. Мощность гумуса в нормальных чернозёмах 60— 80 см, а па некоторых территориях в Курской области и на Прикубанской низменности достигает 1,5 м — это «мировой рекорд». При умелой обработке (при сохранении их плодородия) они могут прокормить население не только России, по и многих других стран. Забота об их сбережении — наш долг перед потомками.
Лесостепь. Степь. Чернозёмные почвы.
1. Что такое лесостепь? Можно ли её отличить от степи?
2. Выберите верный ответ. Главной причиной безлесья в степной зоне является: а) недостаточное увлажнение; б) избыточное увлажнение; в) высокие летние температуры: г) относительно невысокие летние температуры.
3. Найдите слово, не относящееся к характеристике степи: типчак, ель, чернозём, ковыль.
4. Выберите верный ответ. В России зоны степей и лесов располагаются: а) в разных климатических поясах; б) в одном климатическом поясе.
5. Чем различаются природные условия лесостепной и степной зон?
6. Почему лесостепи и степи наиболее изменены человеком?
7. Что собой представляет АПК степной зоны?
8. Установите соответствие между природной зоной и типичными представителями её животного мира.
1. Тундра.
2. Тайга.
3. Степь.
А. Бурый медведь.
Б. Суслик.
В. Песец.
9. Нанесите на контурную карту лесостепную и степную зоны. Условными знаками покажите природные ресурсы этих зон, а также среднемесячные температуры зимы и лета, среднегодовое количество осадков, коэффициент увлажнения.
10. Лесостепная и степная зоны испытывают очень сильное воздействие человека на природу. Можно ли этого избежать?
Источник
Почему именно степная зона является главной сельскохозяйственной зоной страны россии
Подробное решение Параграф §29 по географии для учащихся 8 класса, авторов Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский 2016-2018
Вспомните: Что такое природные ресурсы? Что такое заповедник?
Природные ресурсы — это совокупность природных объектов и явлений, которые используются человеком для поддержания своего существования.
Заповедник – это особо охраняемая природная территория, на которой полностью запрещена любая хозяйственная деятельность (включая туризм) в целях сохранения природных комплексов, охраны животных и растений, а также слежения за происходящими в природе процессами.
Проверим знания:
1. Как человек использует богатства леса?
Главное богатство леса – древесина. Она используется как строительный материал, при изготовлении бумаги, искусственных волокон и пластмасс. Промыслово охотничьи ресурсы используются в пищевой и легкой промышленности.
2. Какие районы нашей страны относятся к лесоизбыточным?
Лесоизбыточными являются север европейской части страны и восточные районы за Уралом.
3. Что такое биосферный заповедник?
Биосферный заповедник – заповедник, в котором охраняются эталонные для той или иной природной зоны ландшафты: типичная тундра, типичная степь.
А теперь более сложные вопросы:
1. Как вы думаете, какие еще страны можно отнести к числу богатых лесными ресурсами?
К числу богатых природными ресурсами стран можно отнести Канаду, США, Бразилию, Конго, страны Северной Европы.
2. Какие направления животноводства могут развиваться в различных природных зонах нашей страны?
Тундра – оленеводство. Лесная зона – разведение крупного рогатого скота молочно-мясного и мясо-молочного направления, свиноводство. Степная зона – разведение крупного рогатого скота мясо-молочного направления, свиноводство. Полупустыни и пустыни, горные области – овцеводство.
3. Каковы прямые и косвенные причины отрицательных изменений, происходящих в природе? Как вы думаете, с какими из них легче бороться?
Прямые причины – непосредственно уничтожение животных и растений. Косвенные причины – расширение масштабов хозяйственной деятельности человека. С прямыми причинами бороться легче, поскольку они явные. Косвенные причины более разнообразны и их последствия менее предсказуемы.
Поработаем с картой:
1. В какой части страны расположено наибольше количество охраняемых территорий? С чем это связано?
Наибольшая часть охраняемых природных территорий находится в восточной части страны. Это связано, во-первых и ее огромными размерами, во-вторых — природа этого региона уникальна, в-третьих – активно ведется добыча полезных ископаемых. Добывающая промышленность наносит значительный урон природным комплексам территории, поэтому для их защиты и создаются охраняемые территории.
2. Назовите несколько заповедников, расположенных на Урале, Дальнем Востоке, в районе озера Байкал.
Урал – Ильменский, Башкирский.
Дальний Восток – Джугджурский, Сихоте-Алиньский.
Байкал – Байкало-Ленский, Баргузинский.
ИТОГОВЫЕ ТЕСТЫ
1. Главной причиной отсутствия древесной растительности в степи является:
А) недостаточное увлажнение
2. Основным занятием населения в зоне тундры является:
В) охота и оленеводство
3. Зона арктических пустынь располагается в основном:
А) на островах Северного Ледовитого океана
4. Основным видом растительности в подзоне тайги являются:
В) хвойные породы
5. Из всех хвойных пород к суровых климатических условиям наиболее приспособлена:
6. На территории России полупустыни распространены на:
Б) Прикаспийской низменности
7. Какое из приведенных ниже растений не характерно для зоны тундры?
8. Главной причиной исчезновения некоторых видов животных в степной зоне является:
Б) разрушение естественных мест обитания
9. Среди животного мира лесной зоны ошибочно указан:
10. Самый старый заповедник страны:
Источник
Семинар «Связь размещения хозяйства с природными условиями степной зоны»
Семинар по теме: « Связь размещения хозяйства с природными условиями степной зоны»
Цели: продолжить изучение особенностей природы степей и их влияние на жизнь и хозяйственную деятельность людей.
Для семинара мною выбрана природная зона степи, т.к. мы живем в этой зоне и хотелось более конкретно показать связь хозяйственной деятельности с природными условиями степной зоны.
2. Дата проведения семинара, и состав участников
Семинар проведён с учащимися 8 класса. По календарно – тематическому планированию в этот день в 8 классе по географии изучается тема «Природа и человек»
3. Опережающие задания ученикам и даты их выдачи
Задания ученики получили 30.04.15. Подбирали дополнительный материал о природе, ресурсах, занятиях населения, иллюстрации. Затем собранный материал был систематизирован и начали готовиться к выступлению на семинаре. Ученики должны давать описание и высказывать свою точку зрения по поводу грамотного природопользования и хозяйственного освоения степи.
Задание Ι. Природные условия степной зоны
1. Географическое положение, рельеф.
2. Особенности климата.
3. Особенности внутренних вод
5. Особенности растительного и животного мира
Задание ΙΙ. Природные предпосылки для размещения хозяйства в степи
Природные ресурсы степной зоны
Хозяйственное использование ресурсов степной зоны
Задание ΙΙΙ. Особенности населения и отрасли хозяйства степной зоны
Задание 1 . Выполнено удачно, интересно. В нем показаны характерные черты природы степи: расположены на юге Восточно – Европейской и Западно – Сибирской равнин. Сплошная полоса степей простирается на восток до предгорий Алтая. Дальше на восток степь встречается только в виде отдельных участков. Климат степей характеризуется жарким засушливым летом и довольно холодной зимой. В таких условиях деревья расти не могут, но зато замечательно себя чувствуют травянистые растения. Поэтому характерная особенность степной зоны – безлесье. Степь – это море травы, в составе которой преобладают разнообразные злаки – ковыль, типчак, тонконог, мятлик. В условиях степей формируются рекордные по плодородию почвы – чернозёмы. Типичными животными степей являются грызуны (суслики, землеройки, полевые мыши, хомяки). На грызунов охотятся хищники: хорьки, лисицы, ласки. К птицам степей относятся орлы, жаворонки, журавль – красавка.
Природные условия степи благоприятны для жизни и хозяйственной деятельности.
Задание 2. Выполнено успешно. Учащиеся охарактеризовали природные ресурсы степной зоны и установили связь между природными ресурсами и их хозяйственным использованием.
Почвенные (чернозёмы, каштановые)
Выращивание пшеницы, кукурузы, подсолнечника, овощей и других культур
Выращивание сельскохозяйственных культур
Пастбища для скота, сенокосы.
Минеральные (нефть, природный газ, железная руда, каменный уголь)
Добыча полезных ископаемых
Водоснабжение, транспорт, орошение
Задание 3. Задание оказалось трудным. На первый вопрос данного задания ответили подробно. Учащиеся отметили, что степи – одна из самых освоенных и изменённых природных зон России. Природные условия степи считаются комфортными для жизни человека. Плодородные чернозёмные почвы в сочетании с равнинным рельефом, благоприятным климатом, наличием рек способствовали образованию многочисленного сельского населения. Степи издавна заселены русскими, украинцами. К степным народам относят калмыков, тувинцев, казахов, бурят. Особую этническую группу составляют казаки. До самого горизонта простирается равнина. Человек чувствует себя затерянным среди этого необъятного и ровного пространства. Постоянные внешние опасности и недостаток воды в открытой степи заставляли население размещаться крупными массивами по берегам рек, образуя огромные сёла, которые до сих пор составляют отличительную черту южной России. Большие площади плодородной пашни, окружающие сёла, позволяли прокормить население и создавали излишек продукции. А крупные реки, пересекающие степь и текущие в моря, расположенные у окраины зоны (Азовское и Чёрное) или вблизи неё (Каспийское), благоприятствовали развитию внешней торговли. Возникали города, служившие торговыми центрами. Открытость и доступность степей способствовали строительству здесь длинных железных и шоссейных дорог. Особенности природы наложили отпечаток на формирование духовного облика живущих здесь народов. Чувство дали и шири, коллективизм, стремительность, вольность, лёгкость на подъём – черты характера жителя степной зоны.
Зона степей – самая важная сельскохозяйственная область России. Развито растениеводство и животноводство. Для многих культур применяют искусственное орошение . На юге Урала в Оренбургской области разводят знаменитых коз, их шерсть такая тонкая, что оренбургский платок, связанный из этой шерсти, можно продеть в обручальное кольцо. В некоторых хозяйствах разводят рыбу, пушных зверей, птицу.
В степной зоне получили развитие разнообразное машиностроение, металлургия, нефтяная промышленность, угольная промышленность, химическая промышленность, пищевая промышленность и другие отрасли хозяйства. Крупными городами, расположенными в степной зоне являются Саратов, Волгоград, Ростов – на – Дону, Краснодар, Ставрополь, Магнитогорск.
4. Темы, вынесенные на обсуждение
1. Современное состояние природной зоны степь.
2. Заповедники степной зоны.
Первая тема была развернута хорошо, было сказано, что все степи в настоящее время распаханы. Современная степь – это природно – антропогенная зона.
Тема два была интересна учащимся. Были названы 11 степных заповедников нашей страны и обратили внимание, что здесь можно изучить особенности природной зоны.
5.Вопросы обсуждения, возникшие в ходе семинара.
Вопрос 1. Почему степь плодородна?
Вопрос 2. Влияние деятельности человека на плодородие почвы?
.Ответ на 1 вопрос не затруднил учеников. Отвечали интересно, правильно, дополняя друг друга. Плодородие почвы определяется природными условиями, в которых она формировалась. Степи характеризуются наибольшей величиной растительного опада; климат достаточно сухой, что препятствует вымыванию питательных веществ и гумуса из верхнего почвенного горизонта. В результате ежегодно в почву возвращаются все те питательные вещества, которые были использованы для развития растений.
При ответе на второй вопрос ученики отметили, что в результате деятельности человека плодородие почвы ухудшается. При многолетнем и бездумном использовании земли плодородный слой измельчается, уплотняется колесами машин. К проблемам относят неумеренную химизацию сельского хозяйства.
. 6. Выводы по теме семинара, сделанные учениками
Пришли к выводу, что русская степь – это уникальный и неповторимый природный феномен.
Главное богатство зоны — плодородные почвы (чернозем), относительно благоприятные климатические условия, в связи с этим активно развивается агропромышленный комплекс.
Много запасов полезных ископаемых, поэтому много заводов (машиностроительные, нефтеперерабатывающие, металлургические, химические и т. д.).
Размещение хозяйства в зоне степи связано с природными условиями и ресурсами.
Природные условия влияют на быт, традиции и занятие населения.
Почва – сложнейший природный компонент с уникальными свойствами, которые очень быстро теряют свое плодородие и подвержены эрозии, поэтому требуют бережного отношения.
Степная зона – главная житница страны, область возделывания пшеницы, кукурузы, подсолнечника, проса, бахчевых культур, а на западе – промышленного садоводства и виноградарства. Земледелие в степной зоне сочетается с развитым животноводством (крупный рогатый скот, коневодство, овцеводство и птицеводство). На западе зоны освоение земель под пашню можно считать законченным: распаханность территории достигла здесь 70-80%.
В степной зоне остро стоит проблема борьбы с засухами и ветровой эрозией почв. По этой причине особое значение здесь приобретают снегозадержание, полезащитное лесоразведение, искусственное орошение.
Богатые почвенно-климатические ресурсы зоны дополняются разнообразными полезными ископаемыми. В числе их месторождения железных руд, каменного угля, нефти, природного газа, строительных материалов. Располагаясь на территории одной из наиболее освоенных человеком природных зон, многие месторождения полезных ископаемых достаточно хорошо изучены и широко разрабатываются, способствуя промышленному развитию степных районов.
7. Методические выводы учителя.
Это урок – семинар был проведён в конце учебного года. Учащиеся обобщили изученное в 8 классе. На примере степи доказали влияние природы на человека и влияние хозяйственной деятельности на природу. Тема раскрыта. Были подготовлены интересные презентации. Дополнительно можно было предложить учащимся подготовить буклет по теме « Природные условия и ресурсы степной зоны».
8. Общая оценка результатов семинара
Тема понята и усвоена. Ученики были активны. Им было интересно работать, обсуждать, высказывать свое мнение.
Источник