Внешние кредиты: полученные и предоставленные
Внешние долги России — в преобладающей части наследие бывшего Советского Союза. На международной кредитной арене СССР выступал одновременно и как должник, и как кредитор, однако с большой и неблагоприятной асимметрией в геополитическом и валютном плане.
Из-за хронической нехватки свободно конвертируемой валюты для оплаты импорта дефицитных товаров и услуг из стран Запада (оборудование, технологии, продовольствие) Советский Союз постоянно прибегал к заимствованиям в этих странах. Основная особенность западных кредитов: они привлекались и погашались на обычных рыночных условиях, причем исключительно в денежной форме — в свободно конвертируемой валюте, которую можно было получить либо за счет экспорта на западные рынки, либо за счет новых кредитов.
В свою очередь, СССР сам предоставлял внешние кредиты многим зарубежным государствам (список должников включает более 50 стран), исходя, главным образом, из политических привязанностей и военно-стратегических соображений. Важнейшая особенность советских кредитов загранице: они предоставлялись в товарной форме (поставки оборудования, топлива, большого количества вооружений), на очень льготных условиях (на 10 — 15 лет из 2,5 — 4% годовых) с погашением в большинстве случаев тоже в товарной форме продукцией местного производства. Таким образом, названные сферы функционирования Советского Союза как международного должника и международного кредитора были жестко разделены, из-за чего результаты предоставления советских кредитов (проценты и погашение) практически не могли использоваться для выполнения обязательств по полученным западным кредитам.
Преобладающая доля долгов Западу, унаследованных Россией от СССР, возникла во время горбачевской перестройки, особенно в ее последние годы. За период 1985 — 1991 гг. общая сумма внешнего долга СССР западным странам возросла почти в три раза — с 22,5 до 65,3 млрд дол.
Рост задолженности Западу продолжился и при российских властях: за счет начисления процентов по советским долгам, которые фактически перестали погашать, и за счет новых кредитов, в том числе международных валютно-финансовых организаций. В настоящее время внешний долг России западным кредиторам приближается к 95 млрд. дол. Наряду с Мексикой и Бразилией Россия входит теперь в тройку крупнейших мировых должников.
Круг западных кредиторов России достаточно велик — в него входят около 600 коммерческих банков из 24 стран, а также Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития, Европейский банк реконструкции и развития. Основной массив долгов приходится на банки 6 стран — Германии (крупнейший кредитор), Италии, США, Франции, Австрии, Японии.
Нынешние российские долги Западу включают четыре категории. Первая и самая большая — задолженность перед так называемыми официальными кредиторами, т. е. перед коммерческими банками западных стран, предоставляющими средства взаймы под гарантии соответствующих правительств или при страховании кредитов в государственных структурах. Регулирование задолженности подобного рода входит в компетенцию Парижского клуба — особого координирующего органа, в который входят официальные представители основных стран международных кредиторов.
Вторая группа — это кредиты, предоставленные коммерческими банками западных стран уже самостоятельно, без государственных гарантий. Задолженность по таким кредитам регулируется так называемым Лондонским клубом, объединяющим банкиров-кредиторов на неофициальной основе. Третью группу образует задолженность различным западным коммерческим структурам по фирменным кредитам, связанным с поставкой товаров и оказанием услуг, четвертую группу — долги международным валютно-финансовым организациям (МВФ, МБРР, ЕБРР).
Нынешний внешний долг России не ограничивается задолженностью перед кредиторами из западных стран. Как правопреемница Советского Союза она взяла на себя долги перед некоторыми странами из числа бывших членов СЭВ — Венгрией, Чехией, Словакией. Сюда же примыкает валютный долг собственным российским предприятиям и банкам, образовавшийся в результате блокирования средств на валютных счетах в бывшем Внешэкономбанке СССР. Формально эта задолженность именуется внутренним долгом, однако она оплачивается конвертируемой валютой (долларами) и с этой точки зрения практически ничем не отличается от внешнего долга. Первоначально названный долг составлял около 8 млрд. дол., после проведенных погашений он несколько уменьшился.
С учетом всех перечисленных видов задолженности суммарная величина внешнего долга России составляет около 130 млрд дол. Об этом свидетельствуют следующие оценки, относящиеся к началу 1996 г.
Внешние долги России(млрд дол.)
Долги СССР | Долги России | Общий долг | |
Западные кредиторы | 82,3 | 11,3 | 93,6 |
Официальные кредиторы | 42,3 | 5,9 | 48,2 |
Прочие кредиторы — банки и фирмы | 40,0 | — | 40,0 |
МВФ, МБРР, ЕБРР | — | 5,4 | 5,4 |
Бывшие страны СЭВ | 28,0 | — | 28,0 |
Валютный долг Внешэкономбанка | 7,6 | — | 7,6 |
Общая сумма долга | 117,9 | 11,3 | 129,2 |
В свою очередь, еще более значительной величиной измеряется сумма долгов других стран, причитавшихся ранее СССР, а теперь перешедших к России. По имеющимся оценкам, она составляет 89,3 млрд прежних инвалютных рублей, или почти 149 млрд дол. при пересчете в свободно конвертируемую валюту. Однако эти долги приходятся на страны с очень низкой платежеспособностью, и шансы на их погашение или получение взамен какого-либо эквивалента чрезвычайно сомнительны.
Основная часть этого долга — свыше 80% — приходится на 17 стран из числа развивающихся (Куба, Монголия, Вьетнам, Афганистан, Эфиопия, Ангола, Никарагуа, КНДР, Камбоджа, Лаос, Йемен, Сирия, Египет, Индия, Алжир, Ливия, Ирак), из которых только одна Куба должна около 28 млрд дол. Остальная задолженность (от 25 до 30 млрд дол.) числится за так наываемыми наименее развитыми странами мира, которые за весь период кредитных взаимоотношений с Советским Союзом практически не производили платежей по своим обязательствам, получая постоянные отсрочки
Погашение долгов Западу
Для Советского Союза вплоть до последних перестроечных лет никакой проблемы погашения задолженности перед зарубежными кредиторами не существовало. Выполнение обязательств по международным займам всегда относилось к числу важнейших государственных приоритетов: необходимые суммы и обязательном порядке включались и валютный план и подлежали безусловной выплате. Благодаря такому порядку СССР пользовался репутацией образцового заемщика и располагал свободным доступом к ресурсам мирового кредитного рынка. Осложнения начались весной 1990 г. (при правительстве Рыжкова), когда из-за перенапряженности платежного баланса ряд советских внешнеторговых организаций, допустивших просрочку платежей, получили указание официальных властей вести переговоры об их переносе и отсрочке. Дальнейшее развитие валютного кризиса завершилось в конце 1991 г. фактическим банкротством: были не только приостановлены выплаты зарубежным кредиторам, но и заблокированы средства на валютных счетах отечественных владельцев.
Таким образом, Россия и другие государства — бывшие республики СССР вышли на мировую валютно-кредитную арену в положении международных банкротов, лишившихся доверия со стороны зарубежных обладателей кредитных ресурсов. В международных валютно-финансовых организациях такие государства деликатно именуются странами ТОД («с трудностями в обслуживании долгов»), — помимо России в мире насчитывается еще около 60 стран ТОД.
Несостоятельность России по выполнению международных финансовых обязательств усугубилась рядом дополнительных осложняющих моментов. Во-первых, новым государствам, возникшим на территории бывшего Советского Союза, не удалось удовлетворительно договориться между собой о разделе его внешних активов и пассивов. Поэтому России, на долю которой формально приходится 61% долгов Западу, фактически .приходится отвечать за всю сумму советских долговых обязательств, тогда как другие участники не платят по внешним долгам ничего. Во-вторых, унаследованные Россией долги имели крайне неблагоприятную структуру. Они состояли, главным образом, из среднесрочных и краткосрочных кредитов, и их основная масса подлежала погашению в 1992-1995 гг. В-третьих, благодаря децентрализации внешнеэкономических связей главные источники валюты, требуемой для оплаты долгов, рассредоточились между негосударственными структурами, тогда как ответственность должника по-прежнему сохранялась за центральной властью.
Тем не менее России пришлось включиться в процесс так называемой «реструктуризации долга», т. е. урегулирования и официального переоформления кредитов, полученных Советским Союзом на западных рынках, — прямой отказ от их возврата или неплатежи явочным порядком грозили полной изоляцией от любого из международных кредитных источников. Что же касается западных кредиторов, то все рычаги и управления процессом были на их стороне, а это открывало возможность превратить «реструктуризацию» в еще один канал влияния на Россию.
В ходе соответствующих переговоров, которые идут уже четыре года и пока еще не закончены, российской стороне хотелось добиться списания хотя бы некоторой части задолженности. Однако западные страны на прощение долга не пошли и согласились лишь с вариантом отсрочки погашения, хотя и довольно длительной. Не исключено, что эта льгота по срокам связана с тем, что неплатежи России по кредитным обязательствам СССР фактически компенсируются широкой утечкой валюты за рубеж по негосударственным каналам. Таким путем валютные средства все равно возвращаются в коммерческие банки западных стран, но только в другой форме.
Более других продвинулось урегулирование задолженности официальным кредиторам, объединенным в Парижском клубе. После частичных временных отсрочек, оформленных в 1993-1994 гг., в апреле 1996 г. было заключено генеральное соглашение относительно погашения кредитов, предоставленных бывшему Советскому Союзу коммерческими банками из 19 западных стран под государственные гарантии или с государственной страховой зашитой. Главные условия соглашения: сумма рестуктурируемого долга — около 38 млрд дол.; общий срок погашения — 25 лет (до 2020 г.); предусматривается 6-летний льготный период, когда погашению подлежат только начисленные проценты. На основании этих общих положений с каждой страной, представленной в Парижском клубе, заключаются специальные двусторонние межправительственные соглашения, где должны фиксироваться конкретные . суммы задолженности и сроки ее погашения.
Примерно на таких же условиях предполагалось произвести реструктуризацию долгов банкам — участникам Лондонского клуба, чьи кредиты не находятся под защитой государственных гарантий или страхования. Принципиальная договоренность по этому поводу была достигнута еще осенью 1995 г.: реструктурируемый долг в размере 33,1 млрд дол. (25,6 млрд основного долга плюс 7,5 млрд накопленных процентов) будет погашаться в течение 25 лет с 6-летним льготным периодом. Однако об окончательных результатах урегулирования можно было говорить лишь по завершении двух довольно длительных и сложных процессов. От банков-кредиторов должны были быть получены подтверждения о согласии с названными условиями (а таких банков несколько сотен) и произведена выверка сумм задолженности с каждым из них, чем занимался Внешэкономбанк, специально сохраненный для разбирательства с долгами бывшего СССР.
В отличие от задолженности западным банкам ситуация с урегулированием коммерческих долгов выглядит не столь определенной. Обязательства по этим кредитам достаточно трудно идентифицировать и обобщить, поскольку юридическими должниками по ним в подавляющей части являлись советские внешнеторговые организации, ныне упраздненные. С другой стороны, эти долги распылены среди массы разнокалиберных зарубежных компаний и фирм, также с трудом поддающихся учету. Для ведения переговоров с Россией фирмы-кредиторы объединились в страновые клубы, однако, каких-либо значимых и конкретных договоренностей с ними пока не достигнуто. Российская сторона предлагает ограничить реструктурируемую «негарантируемую коммерческую задолженность» суммой в 4 млрд дол. (против числящихся в этой категории 7 млрд) и оформить ее особыми векселями со схемой погашения аналогично условиям Лондонского клуба. Кредиторов такой вариант, естественно, мало устраивает, и, прежде всего, требование о столь длительной рассрочке, которая, может быть, еще терпима для банков, но совершенно неприемлема для промышленных и торговых фирм, особенно малых и средних. Тем не менее решение так или иначе должно быть найдено, ибо без этого западные фирмы никаких коммерческих кредитов российским предпринимателям предоставлять не будут.
Источник
История России
§ 13. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СССР В 1920-е гг.
Каковы были основные направления советской внешней политики в 1920-е гг.?
1. Международное положение после окончания Гражданской войны в России. К началу 1920-х гг. положение в мире определялось продолжавшимся формированием новой системы международных отношений, получившей позднее название Версальско-Вашингтонской. Её основу составляли Версальский мирный договор 1919 г. и связанные с ним другие международные договоры. В 1921—1922 гг. в Вашингтоне были заключены также договоры о поддержании мира в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Все эти соглашения делали послевоенный мир весьма неустойчивым, так как не учитывали интересов не только стран, проигравших в Первой мировой войне, но и Советской России и вновь возникших в Европе новых государств.
США исходили из необходимости меньше влиять на развитие Европы политическими способами, но при этом усиливать здесь своё экономическое влияние. Превратившись за годы войны из должника стран Европы в их кредитора, США предложили для усиления своей роли в европейской экономике две стратегические программы. План Дауэса (1924) и план Юнга (1929) были рассчитаны на восстановление германской экономики с целью ускорения выплаты репараций странам-победительницам. Это, в свою очередь, позволяло Англии, Франции и другим странам выплатить их долги США.
Советская Россия, вышедшая из мировой бойни, революции и Гражданской войны ослабленной, могла рассчитывать лишь на собственные силы. Но не менее важным представлялось и восстановление нарушенных связей с другими странами.
В 1920 г. были подписаны мирные договоры РСФСР с Эстонией, Литвой, Латвией и Финляндией. Переход Советской России к нэпу во многом способствовал возобновлению её международных связей. В контакты с Советским государством были вынуждены вступить ведущие державы мира. Теорию и практику большевизма они категорически отрицали, но экономические интересы оказались выше этого. В марте 1921 г. было заключено торговое соглашение с Великобританией. Советской стороне удалось настоять на включении в договор политического обязательства — воздерживаться от враждебных действий друг против друга. И в советско-германском торговом соглашении, подписанном в мае 1921 г., был политический момент: торговому представительству РСФСР передавались функции дипломатического представительства. Фактически это означало юридическое признание Советской России Германией. К лету 1921 г. в активе советской дипломатии было 11 торговых договоров с ведущими странами Европы.
2. Советская Россия на Генуэзской конференции. Весной 1922 г. для решения экономических и финансовых проблем Европы была созвана международная конференция в Генуе. Приглашение участвовать в ней получило и советское правительство. Было решено использовать конференцию для формирования положительного образа пролетарского государства — борца за мир и всеобщее разоружение. Этим проблемам был посвящён доклад на конференции наркома иностранных дел Г. В. Чичерина.
Советские дипломаты — участники Генуэзской конференции. 1922 г. (справа налево: Г. В. Чичерин, М. М. Литвинов, В. В. Боровский)
Однако руководители стран Антанты потребовали выплаты всех государственных долгов царской России (18,5 млрд золотых рублей), возвращения иностранцам национализированной собственности или возмещения нанесённого ущерба. Советская делегация выдвинула странам Антанты встречные претензии: возместить 39 млрд золотых рублей как потери от интервенции и экономической блокады. Достичь согласия не удалось. В этих условиях в ночь на 16 апреля в предместье Генуи Рапалло советская делегация заключила с представителями Германии договор о восстановлении дипломатических отношений и широких экономических контактов.
Почему именно Германия первой из европейских стран пошла на подобное соглашение? Почему участники конференции расценили его как попытку пересмотреть принципы послевоенного устройства? Вспомните из курса Новейшей истории, в чём состояли эти принципы.
3. «Полоса признания». 1924—1925 годы вошли в историю международных отношений как период дипломатического признания СССР. В феврале 1924 г. были установлены дипломатические отношения с Великобританией. В том же году СССР признали Италия, Норвегия, Австрия, Греция, Швеция, Франция. Летом 1924 г. были установлены дипломатические отношения СССР с Мексикой. «Полоса признания» была завершена подписанием в январе 1925 г. японо-советской конвенции. На основании этого соглашения японские войска были эвакуированы с северного Сахалина.
Как Германия, так и СССР руководствовались в отношениях друг с другом не столько политическим, сколько экономическим расчётом. Взаимовыгодная торговля дополнялась большим техническим и военно-техническим сотрудничеством. Фирма «Юнкере» получила возможность в обход Версальского договора строить самолёты под Москвой; оружейный магнат Крупп возводил артиллерийские заводы в Средней Азии. Советские военные специалисты выезжали на стажировку в Германию. На предприятиях СССР трудились немецкие инженеры. К 1929 г. Советский Союз имел технические соглашения с 27 германскими фирмами.
СССР умело пользовался ожесточённой конкуренцией между иностранными фирмами, создавая для некоторых из них режим наибольшего благоприятствования. Так, молодому предпринимателю из США А. Хаммеру покровительство оказывал сам В. И. Ленин. Хаммер получил в концессию Алапаевские асбестовые рудники, он развернул производство карандашей, скупал в СССР произведения искусства. Примеру Хаммера последовали автомобильный король Г. Форд и нефтяной магнат Дж. Рокфеллер.
Но крупных государственных кредитов СССР капиталистические страны так и не предоставили. Как вы думаете, почему?
4. Отношения со странами Востока. Во многих странах Востока в тот период набирало силу освободительное движение, к власти приходили национальные правительства. Советское правительство оказывало им существенную материальную помощь. Более того, некоторые советские лидеры, в частности Л. Д. Троцкий, считали, что необходимо «повернуть маршрут мировой революции» на Восток, бросить войска на Индию и Афганистан. Хотя В. И. Ленин эту идею не поддерживал, большевики надеялись соединить рабочее движение на Западе с национально-освободительным движением на Востоке.
В 1921 г. были подписаны равноправные договоры с Персией (Ираном), Афганистаном, Турцией и Монголией.
Советское правительство подтвердило отмену всех неравноправных договоров и соглашений с Персией, возвратило концессии и имущество, приобретённые там Россией, аннулировало все персидские долги. В договоре содержалось важное положение: если другие страны попытаются захватить территорию Персии, использовать её для агрессии против РСФСР, а персидское правительство не сможет предотвратить агрессию, то советское правительство имеет право ввести свои войска на её территорию.
По договору с Афганистаном стороны признавали независимость друг друга, обязывались «не вступать с третьей державой в военное или политическое соглашение, которое доставило бы ущерб одной из договаривающихся сторон». Советское правительство выразило готовность оказать Афганистану материальную помощь. По договору с Турцией РСФСР отказалась от всех привилегий, которые имела царская Россия, и предоставила Турции крупную финансовую помощь.
В мае 1924 г. были установлены дипломатические отношения с Китаем. Советская сторона объявляла утратившими силу все договоры и соглашения между царской Россией и другими странами, в которых ущемлялись права Китая.
5. Создание и деятельность Коминтерна. Не менее значимым направлением советской внешней политики являлся контроль за мировым революционным движением. С этой целью была создана международная революционная организация, объединившая компартии разных стран, — Коммунистический интернационал (Коминтерн).
I конгресс Коминтерна состоялся в марте 1919 г. в Москве. На нём был принят манифест, который призывал рабочих всех стран объединиться в революционной борьбе за свержение буржуазии и установление диктатуры пролетариата. Руководящим органом Коминтерна стал Исполнительный комитет (ИККИ). Его возглавил Г. Е. Зиновьев.
II конгресс Коминтерна (летом 1920 г.) констатировал: «Коммунистический Интернационал есть партия революционного восстания международного пролетариата. Дело Советской России
Коммунистический Интернационал объявил своим делом». Красная Армия в то время вступила на территорию Польши. Лидеры большевиков были уверены, что мировая революция не за горами. Коминтерн заявил о возможности объединения Советской России и советской Германии как первого шага на пути создания «федерации советских республик всего мира».
ИЗ РЕЧИ Н. И. БУХАРИНА. 1922 г.
В «Коммунистическом Манифесте» сказано, что пролетариат должен завоевать весь мир, но ведь этого не сделать же движением пальца. Тут необходимы штыки и винтовки. Да, распространение Красной Армии является распространением социализма, пролетарской власти, революции. На этом основывается право красной интервенции.
Что такое «право красной интервенции» в понимании Н. И. Бухарина? Как связаны военные победы Красной Армии и мировая революция?
В 1923 г., когда ситуация в Германии вновь обострилась, Коминтерн принял решение «подтолкнуть» мировую революцию. В Германию была направлена бригада Коминтерна, выделены значительные денежные средства. Однако революционная волна в Германии быстро пошла на убыль. Попытки представителей Коминтерна стимулировать восстания в Руре, Саксонии, Гамбурге потерпели поражение. Неудачей закончились и попытки поддержать сентябрьское восстание 1923 г. в Болгарии.
Отказаться от политики активного разжигания мировой революции Коминтерн решил только в конце 1926 г. К этому времени на смену идее мировой революции пришла выдвинутая И. В. Сталиным концепция построения социализма в одной отдельно взятой стране. Такой страной должен был стать СССР.
В связи со сменой курса и обострением борьбы за власть в руководстве ВКП(б) Г. Е. Зиновьев ушёл в отставку. Его место на посту председателя Исполкома Коминтерна занял Н. И. Бухарин. В разных странах Коминтерн способствовал созданию коммунистических партий и поддерживавших их общественных организаций, оказывал им материальную помощь, стремился поставить во главе их послушных Москве руководителей. Коминтерн ориентировался отныне не на разжигание революций, а на формирование положительного образа СССР в общественном мнении.
6. Дипломатические конфликты с западными странами. Деятельность Коминтерна, а также активность советской внешней политики на Востоке вызывали раздражение в западных странах.
Один из первых кризисов в отношениях СССР с Западом разразился весной 1923 г. Министр иностранных дел Великобритании лорд Дж. Керзон обвинил СССР в антибританской политике на Востоке. Он потребовал в 10-дневный срок прекратить подрывную деятельность в Персии и Афганистане и религиозные преследования в Советском Союзе; освободить английские рыболовные траулеры, арестованные за ловлю рыбы в советских территориальных водах. Конфликт усугубился после убийства в Лозанне советского дипломата В. В. Воровского.
СССР расценил «ультиматум Керзона» как грубую попытку вмешательства в его дела. По всей стране прошли многолюдные митинги и демонстрации. Начался сбор средств на постройку воздушной эскадрильи. Но, опасаясь дальнейшего нагнетания международной напряжённости, СССР удовлетворил основные требования английской стороны.
Особенно напряжённым стал 1927 год. Между СССР и Великобританией разгорелся конфликт по поводу значительной финансовой и материальной помощи, оказанной советскими профсоюзами английским горнякам, объявившим в 1926 г. всеобщую забастовку. Английское правительство, обвинив Москву во вмешательстве во внутренние дела Великобритании, разорвало дипломатические и торговые отношения с СССР.
В 1927 г. Франция потребовала отзыва советского полномочного представителя X. Г. Раковского, который в одном из писем заявил, что в случае войны будет призывать солдат «империалистических держав» к дезертирству. В Варшаве был убит советский полпред П. Л. Войков.
Все эти разрозненные события советское руководство расценило как звенья единого заговора «империалистических держав» против СССР, целью которого является подготовка к войне.
ПОДВЕДЁМ ИТОГИ
Внешняя политика СССР в 1920-е гг. сочетала в себе элементы как коммунистической идеологии и практики, так и прагматизма. С одной стороны, советская дипломатия прилагала все усилия для установления экономических и дипломатических отношений с капиталистическими странами. С другой стороны, руководство Коминтерна стремилось разжечь в этих странах революции.
Вопросы и задания для работы с текстом параграфа
1. Какие принципы определяли характер советской внешней политики в 20-е гг. XX в.? 2. Как складывались экономические отношения РСФСР и СССР с капиталистическими державами? 3. Охарактеризуйте итоги Генуэзской конференции. Каково значение Рапалльского договора? 4. В чём особенности договоров, заключённых РСФСР со странами Востока? 5. Какова была главная цель создания Коммунистического интернационала?
Работаем с картой
Покажите на карте города и страны, упомянутые в параграфе.
1. Используя дополнительную литературу и Интернет, подготовьте сообщение о советско-германском сотрудничестве в 1920-х — начале 1930-х гг. с описанием конкретных примеров. Сделайте вывод: какая из сторон получила больше выгод от этого сотрудничества? 2. Вспомните о событиях, происходивших в 1920-х гг. в Китае. Почему различные политические силы Китая были заинтересованы в сотрудничестве с СССР? Используя дополнительную литературу и Интернет, перечислите конкретные факты, свидетельствующие о помощи СССР Китаю.
3. В телеграмме И. В. Сталину (июль 1920 г.) В. И. Ленин отмечал: «Положение в Коминтерне превосходное. Зиновьев, Бухарин, а также и я думаем, что следовало бы поощрить революцию тотчас в Италии. Моё личное мнение, что для этого надо советизировать Венгрию, а, может, также Чехию и Румынию». Почему Ленин называет положение в Коминтерне превосходным? Для подготовки полного ответа вам понадобится учебник по Новейшей истории зарубежных стран. Объясните термины «поощрить революцию», «советизировать».
Источник