Почему малую родину есенина называют страной березового ситца

Страна березового ситца в лирике Есенина — сочинение

Тончайший лирик, певец русской природы, большой мастер стиха Сергей Есенин занимает особое место в литературе. Его емкие и ошеломляющие свежие художественные описания — всегда настоящее открытие для читателя.

Рязанская деревня, ее быт, природа, устное народное поэтическое творчество оказали сильнейшее влияние на формирование самобытного поэта. Сам С. Есенин отмечал такие источники, которые питали его творчество: песни, частушки, сказки, духовные стихи, лирику М. Лермонтова, А. Кольцова…

В 1915 году Есенин встретился с Блоком, который высоко оценил «свежие, чистые, голосистые» стихи «талантливого крестьянского поэта-самородка». Идеалом для Есенина была старая, патриархальная Русь.

Слово «Русь» было всеобъемлющим у Есенина; оно как бы связывало тысячелетнюю историю с днем настоящим. И одновременно оно конкретизировало представление о родине — милой его сердцу, деревенской, «избяной». Возьмем, например, стихотворение «Неуемная, жидкая лунность». В нем та же Русь, та же любовь к России «золотой бревенчатой избы», к ее истокам; но любовь «от противного», любовь через отрицание нищеты, отсталости, что тоже традиционно для русской литературы.

Остался в прошлом я одной ногою.

Стремясь догнать стальную рать,

Скольжу и падаю другою, —

говорит о себе Есенин в стихотворении «Русь уходящая». Мечта об иной Руси — «стальной», не нищей — не раз посещала Есенина. И как бы понимая несовместимость «полевой» и «стальной» России, Есенин пишет:

Читайте также:  Географическое положение стран бенилюкса

Равнодушен я стал к лачугам,

И очажный огонь мне не мил.

Даже яблонь весеннюю вьюгу

Я за бедность полей разлюбил.

Мне теперь по душе иное…

И в чахоточном свете луны

Через каменное и стальное

Вижу мощь я родной стороны.

Такие мечты-прозрения возникали у Есенина под влиянием «дум об индустриальной мощи», рождавшихся в Баку при «посвящении» в «стихию промыслов», как писал Есенин в «Стансах». Здесь прежде всего характерно слово стихия, то есть что-то живое и творящее. Именно в таком — романтически-фольклорном — варианте и воспринимает Есенин «стальное» будущее. Урбанистом же, певцом «машинной» цивилизации, Есенин никогда не был. Его Русь всегда оставалась живой вольной Русью — преимущественно полевой, крестьянской, он был связан с ней, с ее культурой кровными узами.

В поэзии Есенина человек — часть природы. Примером полного взаимопроникновения природы и человека может служить стихотворение «Зеленая прическа». Оно развивается в двух взаимопроникающих планах: березка — девушка. Читатель так и не узнает, о ком это стихотворение — о березке или о девушке

Поэзией природы, мифологией древних славян проникнуты такие стихотворения, как «Серебристая дорога…», «Песни, песни, о чем вы кричите. ». В последнем — та же зыбкость границ между природой и человеком, то же уподобление дерева человеку:

Хорошо ивняком при дороге

Сторожить задремавшую Русь…

Для Есенина понятия природа и родина слились воедино. И это можно проследить, познакомившись глубже с творчеством поэта. Он говорил: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины — основное в моем творчестве».

Многие стихотворения Есенина стали народными песнями положены композиторами на музыку. И это еще раз доказывает неразрывность поэта со своим народом, родиной, природой, культурой. Лирические произведения С. Есенина по праву вошли в сокровищницу мировой литературы.

Источник

«Страна березового ситца» в лирике Есенина

«Страна березового ситца». Тончайший лирик, певец русской природы, большой мастер стиха Сер­гей Есенин занимает особое место в литературе. Его емкие и ошеломляюще свежие художественные описания — всегда настоящее открытие для читателя.

Рязанская деревня, ее быт, природа, устное народное поэтическое твор­чество оказаш сильнейшее влияние на формирование самобытного поэта. Сам С. Есенин отмечал такие источники, которые питали его творчество: пес­ни, частушки, сказки, духовные стихи, лирику М. Лермонтова, А. Кольцова…

В 1915 году Есенин встретился с Блоком, который высоко оценил «све­жие, чистые, голосистые» стихи «талантливого крестьянского поэта-самород- ка». Идеалом для Есенина была старая, патриархальная Русь.

Слово «Русь» было всеобъемлющим у Есенина; оно как бы связывало тысячелетнюю историю с днем настоящим. И одновременно оно конкретизи­ровало представление о родине — милой его сердцу, деревенской, «избяной». Возьмем, например, стихотворение «Неуемная, жидкая лунность». В нем та же Русь, та же любовь к России «золотой бревенчатой избы», к ее истокам; но любовь «от противного», любовь через отрицание нищеты, отсталости, что то­же традиционно для русской литературы.

Остался в прошлом я одной ногою,

Стремясь догнать стапьную рать,

Скольжу и падаю другою,—

говорит о себе Есенин в стихотворении «Русь уходящая». Мечта об иной Руси — «стальной», не нищей — не раз посещала Есенина. И как бы понимая несовместимость «полевой» и «стальной» России, Есенин пишет:

Равнодушен я стал к лачугам,

И очажный огонь мне не мил.

Даже яблонь весеннюю вьюгу

Я за бедность поле разлюбил.

Мне теперь по душе иное…

И в чахоточном свете Луны

Через каменное и стальное

Вижу мощь я родной стороны.

Такие мечты-прозрения возникали у Есенина под влиянием «дум об ин­дустриальной мощи», рождавшихся в Баку при «посвящении» в «стихию про­мыслов», как писал Есенин в «Стансах». Здесь прежде всего характерно слово стихия, то есть что-то живое и творящее. Именно в таком — романтически- фольклорном — варианте и воспринимает Есенин «стальное» будущее. Урба­нистом же, певцом «машинной» цивилизаций Есенин никогда не был. Его Русь всегда оставалась живой вольной Русью преимущественно полевой, крестьянской, он был связан с ней, с ее культурой кровными узами.

В поэзии Есенина человек — часть природы. Примером полного взаимопро­никновения природы и человека может служить стихотворение «Зеленая приче­ска». Оно развивается в двух взаимопроникающих планах: березка — девушка Чи­татель так и не узнает, о ком это стихотворение — о березке или о девушке…

Поэзией природы, мифологией древних славян проникнуты такие сти­хотворения, как «Серебристая дорога…», «Песни, песни, о чем вы кричите. ». В последнем — та же зыбкость границ между природой и человеком, то же уподобление дерева человеку:

Хорошо ивняком при дороге

Сторожить задремавшую Русь…

Для Есенина понятия природа и родина слились воедино. И это можно проследить, познакомившись глубже с творчеством поэта. О говорил: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины — основное в моем творчестве».

Многие стихотворения Есенина стали народными песнями, положены композиторами на музыку. И это еще раз доказывает неразрывность поэта со своим народом, родиной, природой, культурой.

Источник

Уважаемые друзья!
На Change.org создана петиция президенту РФ В.В. Путину
об открытии архивной информации о гибели С. Есенина

Призываем всех принять участие в этой акции и поставить свою подпись
ПЕТИЦИЯ

К Есенину, в «страну берёзового ситца»

К Есенину, в «страну берёзового ситца»

Государственный музей-заповедник С.А. Есенина бережно хранит память о великом русском поэте. На протяжении многих десятилетий тысячи людей разных возрастов и профессий приезжают в Константиново, чтобы проникнуться духом есенинской поэзии и насладиться красотой «страны берёзового ситца». Его поэзия дышит запахом родных полей, наполнена любовью к той земле, на которой родился поэт, к тому народу, из которого вышел:

Край любимый. Сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных,
Я хотел бы затеряться
В зеленях твоих стозвонных.

Константиново стоит на живописном берегу Оки четыре столетия. Это как минимум. Первое известное упоминание о нем относится к 1619 году, когда оно находилось в Дворцовом ведомстве. Во времена царя Алексея Михайловича село было пожаловано стольникам братьям Мышецким, которые успешно выполняли дипломатические поручения. Далее оно переходило из руки в руки, и это очень длинная история, которую здесь приводить бессмысленно и которую можно услышать из уст местного экскурсовода. Посему постараемся быть краткими и, что называется, ближе к рассматриваемой нами эпохе.

Музей поэмы «Анна Снегина»

Так называют дом помещика Ивана Петровича Кулакова, построенный в 80-е годы 19 века. До этого дом был деревянный, и в нем жили Голицыны, Долгорукие, Олсуфьевы, Куприяновы. Последние купили имение у Олсуфьевых, сломали деревянный дом и построили каменный. После чего в 1895-м продали Кулакову.

Он был из московской крестьянской семьи, но выбился в миллионеры с состоянием 8 млн рублей. Приезжал сюда каждое лето с семьёй на отдых. После смерти Ивана Петровича домом владели его дети, в частности, дочь Лидия Ивановна Кашина. Прославилась тем, что принимала у себя в гостях поэтов и актёров из Москвы. По сути, создала музыкально-театральный салон.

Именно к ней по рекомендации священника Смирнова пригласили Серёжу Есенина. Священник его крестил и учил в школе, дал ему образование. Как поэт Есенин в этом доме бывал часто, читал стихи. «Я снова здесь в семье родной…» — своё первое стихотворение поэт читал именно тут. Лидии Ивановне Есенин посвятил стихотворение «Зелёная причёска». Но самое главное: она стала прототипом героини поэмы «Анна Снегина». То есть в произведении рассказано как раз-таки о судьбе Лидии Ивановны.

В начале 20 века возле дома стояли вековые липы. Потом в 1920-х годах их спилили и в 1970-х вновь посадили деревья. Попутно воссоздали клумбы. Благоустройство территории продолжается и сегодня.

Чувство родины родилось на Оке

Места здесь архи-красивые и живописные. За рекой видны луга, далее — мещерские леса. Там косили траву, жители села переправлялись на ту сторону и жили по три недели, работая с утра до ночи. У местных вся жизнь была связана с Окой — чего стоит одна лишь рыбная ловля. Рыбы было много — щука, стерлядь и т.п. — в Рязань и Москву продавали. В годы СССР даже две рыболовецкие бригады здесь промышляли.

Берег Оки высокий и никак не могли найти водоносный источник найти. Поэтому сельчане вынуждены были ходить за водой к реке. Более того, даже коров и лошадей к ней гоняли на водопой по 2 раза в день. На Оке маленького Есенина научили плавать: доплыли на лодке до середины и бросили в воду. Выкарабкался… Вдоль Оки располагалось много сёл — практически друг за другом. Названия сел образованы от мужских личных имён, а почему так — не известно…

В 8-9 лет от роду Сережа написал первые стихи. Естественно, о природе. Здесь, на берегу Оки, он с друзьями гонял в ночное лошадей, здесь у него зарождалась великая любовь к Родине, которая прошла через все его творчество. Вспомним знаменитые строки: «Гой ты, Русь моя родная…», «Я скажу — не надо рая, дайте родину мою…». «Чувство Родины — основное в моем творчестве», — впоследствии говорил Есенин. Будучи известным, он часто приезжал на высокий окский берег и после приветствия родителей сразу шёл к реке.

Церковь и дом священника

На высоком берегу Оки, вниз по течению, расположена церковь Казанской иконы Божьей Матери. Она известна с 17 века, но в те времена была деревянная. В 1779 году князь Голицын (из СПб) выстроил каменную. Церковь примечательна тем, что в ней крестили Есенина, венчали его родителей, отпевали бабушек и дедушек. Церковь закрыли в 30-е годы 20 века, превратив в склад местного колхоза. Так продолжалось до 1960-х годов. В 1970-е отдали под музей. С 1990-го церковь вновь действующая, в 2002-м заново колокольню.

Напротив церкви — дом священника. По сути, для Есенина это был второй родной дом. Маленький Серёжа водил дружбу с сыном священника Клавдием, который был его старше на 2 года. Там Сережа брал книги, читал свои стихи, принимал участие в спектаклях (преимущественно по Пушкину). Священник говорил, что у Серёжи дар Божий, а потому направил его дальше учиться.

К 17 годам Есенин уже был уверен в своих поэтических силах и отправился в Москву, где пришла к нему слава. В доме священника он обучился правилам этикета и умению держаться на сцене. Это ему пригодилось в обеих столицах. Уже в 20 лет он стал известным поэтом в Петрограде. Здесь же встретил свою первую любовь — внучатую племянницу священника Анну Сардановскую. Она приезжала из другого села. Анна была красивая и образованная, пела и играла на гитаре. Ей Серёжа написал стихи. Думал даже жениться на ней, но пути молодых людей разошлись.

Дом Есенина

Это дом, где 3 октября 1895 года родился поэт, по сути, это сердце усадьбы. Изначально дом был 2-этажный, его построил дед по отцу Никита Осипович в 1871 году. Почему 2-этажный? Потому что никак не получалось поставить на участке амбар. Когда выстроили дом, 1 этаж отдали под амбар, на 2-м жили. В 1909-м дом сломали по причине его ветхости и построили одноэтажный, как все дома в Константиново. Тогда удалось отдельно вынести амбар.

Редкостью была железная крыша на новом доме. «Эта улица мне знакома, и знаком этот низенький дом», — писал Есенин. В 1922-м одноэтажный дом сгорел: кто-то из односельчан неосторожно бросил папиросу, когда молотили рожь в риге. 200 строений в деревне сгорело махом. Семье Есениных пришлось 2 года жить во времянке. В 1924-м новый дом построили, в котором жили по 1929-й. Потом второй пожар, сгорело 4 дома на улице, но поэта в живых уже не было, жили его родители. И в 1930-м они построили очередной дом. Он стоял по 2001 год.

После смерти матери (1955 год) в доме 9 лет была библиотека. А потом сразу открыли музей. Дом называли в те времена «домом родителей поэта». К 2001-му дом находился в аварийном состоянии. Было принято решение дом разобрать и построить новый. Сегодня он точно такой же, как в 1930-м. А вещи в доме, что были при жизни поэта (утварь, мебель, одежда) все подлинные — при пожарах всё успевали вынести на улицу. Рядом с домом растёт тополь, посаженный поэтом в 1924 году.

На первом этаже — сени. У семьи были лошадь, корова, куры и свиньи. Сегодня здесь можно увидеть санки, хомут, прялку, сундуки, лопаты, коромысла, серпы, косу, которой косил сам Есенин, и пр. На втором этаже 4 комнаты. Самая большая — горница. «Изба крестьянская, хомутный запах дёгтя…», — писал поэт. На стенах иконы: Казанская и Споручница грешных. Они старинные, в доме Есениных с 19 века. Тут же стол, на котором поэт писал стихи, за раз сжигая керосиновую лампу. Помнят поэта и многие другие вещи, в частности, зеркало, швейцарские часы из Москвы (с 1917 года тут) и 150-летний самовар.

На улице погреб глубиной 4 метра. Изба-времянка: в ней с 1922 по 1924 год жили Есенины после пожара. Сейчас её реставрируют. Амбар: в нём поэт писал стихи летом, стоит с 1913-го. Рядом с домом парк, в центре которого 3-метровый бронзовый памятник, полый внутри. Глядя на него, почему-то хочется порассуждать о смерти поэта. В той истории, как известно, много недосказанного. Но это совсем другая тема. Не сегодня и не здесь.

Как добраться

Из Москвы: с Казанского вокзала — фирменным поездом «Экспресс» Москва-Рязань или электропоездом Москва-Рязань до ст. Рыбное, далее на автобусе или маршрутном такси (№ 132). От автостанции «Котельники» — автобусом до Рязани (№ 960). Желающие добраться своим ходом могут воспользоваться картой Яндекс.

Из Рязани: от автовокзала «Центральный» до с. Константиново. Рязань — Рыбное — Константиново — Вакино: 6:10; 9:40; 13:40; 18:35 (ежедневно).

Источник

Оцените статью